собор где крестили пушкина
Что в имени тебе моем?
26 мая/6 июня 1799 г. родился величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сохранился удивительный документ – старая запись в церковной метрической книге о рождении и крещении Александра Сергеевича Пушкина.
До сих пор тайна: где стоял дом, в коем появился на свет Александр Пушкин? Дом принадлежал Ивану Васильевичу Скворцову, сослуживцу Сергея Львовича Пушкина по Московскому комиссариату, – именно у него и снимали флигель родители поэта. Но титулярный советник Скворцов в 1799 г. владел несколькими домами в Немецкой слободе, поэтому назвать точный адрес, где именно родился Пушкин, невозможно…
Путаница началась еще в XIX в., в преддверии столетнего юбилея поэта, когда срочно нужно было отыскать памятный московский дом. Поиски продолжились и в XX столетии, и даже в новом, XXI-м. Хотя самого дома, стены которого помнили первый крик новорожденного младенца Александра, давным-давно нет…
Но ведь по Высшему Промыслу не утеряно знание, где была святая купель русского гения!
От купели
На исходе XVIII столетия, в светлый день Вознесения Господня, 26 мая 1799 г., под колокольный перезвон всех московских «сорока сороков» появился на свет младенец Александр, коему суждено было стать славой и гордостью России.
Вероятней всего, знаменательное это событие свершилось вечером, так как дети, родившиеся «после захода солнца», согласно старому церковному правилу, записывались следующим днем, и в метрической книге дата его рождения означена как «мая 27».
На 13-й после рождения день Александр Пушкин был крещен в храме Богоявления, что в Елохове (по названию сельца Елох, впервые упомянутого в духовной грамоте князя Димитрия Донского).
Считается, что имя свое будущий поэт получил в честь одного из родственников со стороны матери. Точнее – в честь Александра Юрьевича Пушкина, двоюродного брата Надежды Осиповны, оставившего свои записки: «Сергей Львович нанял в Москве дом… близ Немецкой слободы, где в 1799 г. родился у них сын Александр. Наш полк был в то время в походе, где я и получил от сестры письмо, что на память мою он назван Александром, а я заочно был его восприемником».
Александр – имя наследственное для рода Пушкиных: носили его предки Александра Сергеевича, наречен был Александром старший сын поэта, имя это было дано многим внукам и праправнукам поэта. «Буду ежегодно праздновать родины и крестины, сверх положенных именин», – написал как-то Пушкин жене.
Но кто из святых с именем Александр был небесным покровителем великого поэта? Вопрос не покажется праздным, если вспомнить, сколь важным было это знание для самого Пушкина: «Есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того св. угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству». Строки взяты из рецензии Пушкина на изданный в 1836 г. «Словарь исторический о святых, прославленных в российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых».
Открываю этот старинный «Словарь…», удостоившийся похвалы поэта, – что же мог прочитать в нем Александр Сергеевич о житии своего святого заступника? Как в пушкинские времена, так и поныне именины празднуют в честь того святого, память которого чтят в ближайший после рождения день. Смотрю предваряющий старую книгу указатель, где по месяцам и числам расписаны имена славных подвижников: в конце мая нет святых угодников с именем Александр, нет сведений о них и в первых числах июня. И лишь 9 июня поминается преподобный Александр, игумен Куштский.
Но ведь Пушкины-родители отмечали именины старшего сына 2 июня, это известно доподлинно! Сохранилось и письмо Василия Жуковского от 1 июня 1824 г. к самому имениннику. Удивительное это послание – письмо-напутствие, письмо-пророчество: «Ты создан попасть в боги – вперед. Крылья у души есть! Вышины она не побоится… дай свободу этим крыльям, и небо твое… Завтра же твой Ангел. Твои звали меня к себе, но я быть у них не могу: пошлю только им полномочие выпить за меня заздравный кубок…»
А вот и князь Петр Вяземский записывает в своем дневнике о проведенном им дне – 2 июня 1830 г. Не забывает помянуть и обед у некоего знакомца, где встретил он отца поэта Сергея Львовича: «Был день именин Александра, и чадолюбивый отец разделил человек на семь свою радость и свою бутылку шампанского».
Но почему тогда друзья поэта поздравляют его с днем Ангела в августе? Петр Плетнев пишет из Петербурга Пушкину 29 августа 1825 г.: «Не именинник ли ты завтра? Поздравляю тебя и целую». А 30 августа 1833 г. Вильгельм Кюхельбекер, вспоминая о своих друзьях, записывает в дневнике: «Что делают мои именинники: Одоевский, Бестужев, Плещеев и Пушкин? Дай Боже им – если не счастья (оно на земле не бывает), по крайней мере – спокойствия сердечного…»
Именно 30 августа/12 сентября Церковь совершает память благоверного князя Александра Невского. В тот день в 1724 г. мощи святого князя по велению Петра I были перевезены из Рождественского собора во Владимире в Санкт-Петербург – в возведенный на берегах Невы новый Троицкий Александро-Невский монастырь. Государь сам вывел в устье Ижоры императорскую галеру, на борт которой с величайшими почестями были перенесены святые мощи великого князя.
30 августа отмечалась и память преподобного Александра Свирского, основателя в Олонецком крае Александро-Свирского монастыря, угодника, которому было даровано явление Пресвятой Троицы. В тот же день чтилась и память Патриарха Константинопольского Александра.
Но у первого биографа поэта Петра Ивановича Бартенева есть ссылка, что 2 июня, в день именин А.С. Пушкина, – «память Александра, архиепископа Константинопольского». Почему же тогда имени святого Патриарха нет ныне в православных календарях в этом месяце?
Кто же ты – мой Ангел ли хранитель…
Раскрыть загадку помог случай. Позвонила моя давнишняя приятельница Надежда Геннадиевна Бекенева, в недавнем прошлом хранительница иконы Владимирской Богоматери, а ныне – заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. Оказалось, что и Надежда Геннадиевна тоже давно и безуспешно пытается выяснить, кто же был святым покровителем Александра Пушкина.
В конце концов мы пришли к обоюдному решению: прочитать жития всех православных святых с именем Александр. Где-то ведь должна быть какая-то ссылка, зацепка! И верно, в одном старинном богословском словаре искомый ответ был найден. Приведу его полностью: «Александр, св. Патриарх Цареградский. Св. Александр во время Первого Вселенского Собора был уже епископом и занимал на Соборе место св. Митрофана, не присутствовавшего по старости. По смерти св. Митрофана занял его кафедру, святительствовал 13 лет и скончался в 340 г. в глубокой старости. Память его – 30 августа и в сырную субботу. По Прологу память его вторично 2 июня».
Вот почему имени Патриарха Константинопольского в православных святцах и не значится ныне в июне. Ведь Пролог – это старославянский свод житий святых, и самый первый его список восходит к XII в.!
Итак, память Александра, Патриарха Константинопольского (Цареградского), Церковь праздновала в начале июня лишь вторично. И днем именин поэта можно с полным на то правом считать 30 августа, а ныне – 12 сентября.
Знаменательно, что Александр Сергеевич находился под покровительством сразу трех святых Православной Церкви: благоверного князя Александра Невского (с ним поэт связан и дальними кровными узами!), преподобного Александра Свирского и Патриарха Константинопольского Александра!
В городе святого покровителя поэта – Царьграде – приняла крещение княгиня Ольга, первая русская христианка, соединенная с Пушкиным 30-ю коленами родства. Из Царьграда же, а тогда Константинополя, волею Петра Великого был доставлен в северную страну маленький арапчонок Абрам Ганнибал, в будущем – прадед поэта.
Царь-город… Царь-поэт… Так и при жизни, шутливо порой, величали Александра Пушкина его друзья. Вот такие открылись вдруг неожиданные пушкинские «сближения»…
Патриарх Константинопольский
Но у этого краткого рассказа есть и свое продолжение. Ранее мне посчастливилось встретиться с насельницей богадельни при московском храме Всех Святых монахиней Серафимой (в миру Розовой).
Матушка Серафима, несмотря на свои почтенные годы (ей было в ту пору 99 лет!), сохранила ясный разум и великолепную память. В 20-х гг. прошлого столетия она занималась на высших литературных курсах, слушала лекции известных пушкинистов. Затем окончила медицинский институт, защитила диссертацию по истории отечественной медицины, работала в различных издательствах, а в 1956 г. стала тайной монахиней. Матушка Серафима убеждена, что отроком Александр Пушкин уже прекрасно знал жития святых и свидетельство тому – его ранняя неоконченная поэма «Монах», написанная по канве жития Иоанна Новгородского.
Около трех часов провела я в ее келье, а на прощанье матушка Серафима подарила мне свою последнюю работу – только что увидевшую свет «Настольную книгу мирянина», где на каждый день года приводятся краткие жития святых и стихиры. Уже дома я раскрыла книгу и нашла заветный для Александра Сергеевича день – 30 августа.
Вот и стихира в память святителя Александра Константинопольского: «Всеблаженне Александре, пастырь Церкви был еси, Православия поборник, Ариеву ересь низложив мудре, молитвами твоими…»
Александр, Патриарх Константинопольский, прославился своей борьбой с язычниками-философами. Известен случай, когда во время спора с неким мудрецом, проповедником ереси, святой Александр, не стерпев его оскорбительных для христианина доводов, обратился к нему со словами: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать», – и тот враз онемел. Тогда испуганный мудрец-еретик пал к ногам Александра и знаками объявил о своем глубоком раскаянии. И тотчас великий дар речи вернулся к нему. Древний философ уверовал во Христа и принял крещение.
…И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый…
Гениальный пушкинский «Пророк»… Как знать, не отсюда ли – из жития Патриарха Константинопольского Александра, святого покровителя поэта, – родились эти вдохновенные строки?
Елоховский собор – кафедральный храм в Басманном районе столицы
Неподалеку от исторического центра, в плотной городской застройке возвышается один из самых красивых соборов и храмов Москвы. Величественный собор в Елохове – один из немногих православных храмов со счастливой судьбой. Его двери никогда не закрывались для верующих.
Общий вид Елоховского собора
История строительства
В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.
Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.
Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.
В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.
Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.
В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.
Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы
В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов. Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.
Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.
Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.
Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы
Судьба храма в XX веке
После революции в молодом Советском государстве начались гонения на церковь. Многие храмы были закрыты, но богослужения в Елоховском соборе продолжились.
В начале 1920-х годов по всей стране проходила кампания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Богатый московский храм буквально разграбили. Когда это произошло, к собору пришли возмущенные прихожане. Они попытались остановить варварскую конфискацию, но верующих разогнал вооруженный отряд московской милиции.
Потом собор в Елохове получил статус памятника церковной архитектуры и был поставлен на учет, как один из музейных объектов Москвы. В годы тотальной антирелигиозной кампании храм планировали передать под казарму для военных, кинотеатр и Музей керамики. Здание хотели разрушить в связи со строительством первой ветки московского метрополитена, однако этого не произошло.
Вид на купола Елоховского собора
В конце 1930-х годов в собор переехала Патриаршая кафедра, и церковные службы стал проводить митрополит Сергий (Старогородский). Когда в городе закрывали храмы и монастыри, древние иконы и редкую богослужебную утварь верующие приносили в собор в Елохове.
Последний раз городские власти поставили вопрос о закрытии собора в июне 1941 года, но началась война, и решение отменили. Когда вся страна оборонялась от фашистов, в Елохово продолжали вести богослужения и собирали пожертвования для Красной Армии. На храмовой колокольне постоянно дежурили зенитчики. За 4 года верующие и духовенство передали в фонд обороны более 800 тысяч рублей, а свыше 500 тысяч рублей собрали на подарки фронтовикам.
В послевоенные годы в храме провели масштабную реставрацию. Мастера подновили резной иконостас, заново расписали стены и алтарь, и изготовили бронзовую раку для мощей святителя Алексия. В 1970-е годы храм получил два новых входа и полноценное отопление.
Вид Елоховского собора со стороны Плетешковского переулка
Архитектурные особенности собора
Старейшие части собора – трапезная и нижняя часть колокольни были построены в конце XVIII – начале XIX веков. Трехъярусная колокольня возвышается на 65 м и имеет 17 колоколов. Самый крупный был изготовлен в 1900 году. Общий вес церковных колоколов превышает 6,8 тонн.
Фасады храма богато декорированы карнизами, нишами, наличниками и фронтончиками. Затейливая отделка делает здание очень нарядным и легким.
Вход в Елоховский собор
Интерьеры и святыни
Благодаря 12 арочным окнам и двойным рядам проемов в стенах, в Елоховском соборе светло, а его интерьеры выглядят очень празднично. Купол украшают росписи на тему Новозаветной Троицы, а своды – лики четырех евангелистов и сцены из Евангелия. Красивыми фресками на библейские темы оформлена западная стена храма. В большом алтаре находятся росписи, которые выполнил Афанасий Куликов. Масляную живопись можно увидеть и на сводах трапезной.
В храме хранится почитаемая верующими икона Казанской Божией Матери XVII века и рака из металлического сплава, в которой лежат мощи Митрополита московского святителя Алексия. В одном из приделов находится беломраморное надгробие, изготовленное по проекту академика Алексея Викторовича Щусева, над могилой Патриарха Сергия. С южной и северной стороны красуются необычные хоругвии, которые Елоховский храм заказал в 1896 году в честь коронации российского императора Николая II.
Гордость и главное украшение собора – уникальный шестиярусный иконостас высотой 18 м, выполненный в неовизантийском стиле в середине XIX столетия. Затейливая деревянная резьба покрыта позолотой и смотрится очень эффектно. Роскошный иконостас вмещает 65 икон. Самые старые из них были написаны в XVII-XVIII веках. Собор славится богатой ризницей, где хранятся серебряные напрестольные кресты, Евангелия со старинными гравюрами, старые церковные книги и драгоценные богослужебные облачения.
Полезная информация для туристов
Собор в Елохове – действующий православный храм, который играет огромную роль в духовной жизни россиян. Многие москвичи, и даже те, кто живет далеко от Басманного района, с почитанием относятся к старому храму. При соборе открыта воскресная школа для детей и взрослых.
Церковные службы проходят каждый день. Ранняя литургия начинается в 6:30, поздняя – в 8:00 или 9:30, вечерня и всенощное бдение – в 17:00. Полное расписание богослужений можно найти на официальном сайте собора.
Внутренне убранство Елоховского собора
На одной из стен закреплена мемориальная доска, которая напоминает о крещении под сводами собора Александра Сергеевича Пушкина.
Как добраться
Храм стоит на Спартаковской улице, 15. За пять минут до него легко дойти пешком от станции метро «Бауманская». Весь путь проходит по закрытой галерее, поэтому дорога к собору приятна по любой погоде.
Москва
1491 материал по 1 503 объектам, 50 435 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Москве.
Елоховский Богоявленский Собор
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Здесь крестили Пушкина
👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷
Россия, г. Москва, ул. Елоховская (Спартаковская), д. 15
Что в имени тебе моем?
26 мая/6 июня 1799 г. родился величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сохранился удивительный документ – старая запись в церковной метрической книге о рождении и крещении Александра Сергеевича Пушкина.
До сих пор тайна: где стоял дом, в коем появился на свет Александр Пушкин? Дом принадлежал Ивану Васильевичу Скворцову, сослуживцу Сергея Львовича Пушкина по Московскому комиссариату, – именно у него и снимали флигель родители поэта. Но титулярный советник Скворцов в 1799 г. владел несколькими домами в Немецкой слободе, поэтому назвать точный адрес, где именно родился Пушкин, невозможно…
Путаница началась еще в XIX в., в преддверии столетнего юбилея поэта, когда срочно нужно было отыскать памятный московский дом. Поиски продолжились и в XX столетии, и даже в новом, XXI-м. Хотя самого дома, стены которого помнили первый крик новорожденного младенца Александра, давным-давно нет…
Но ведь по Высшему Промыслу не утеряно знание, где была святая купель русского гения!
От купели
На исходе XVIII столетия, в светлый день Вознесения Господня, 26 мая 1799 г., под колокольный перезвон всех московских «сорока сороков» появился на свет младенец Александр, коему суждено было стать славой и гордостью России.
Вероятней всего, знаменательное это событие свершилось вечером, так как дети, родившиеся «после захода солнца», согласно старому церковному правилу, записывались следующим днем, и в метрической книге дата его рождения означена как «мая 27».
На 13-й после рождения день Александр Пушкин был крещен в храме Богоявления, что в Елохове (по названию сельца Елох, впервые упомянутого в духовной грамоте князя Димитрия Донского).
Богоявленский собор в Москве, где крестили Пушкина
Считается, что имя свое будущий поэт получил в честь одного из родственников со стороны матери. Точнее – в честь Александра Юрьевича Пушкина, двоюродного брата Надежды Осиповны, оставившего свои записки: «Сергей Львович нанял в Москве дом… близ Немецкой слободы, где в 1799 г. родился у них сын Александр. Наш полк был в то время в походе, где я и получил от сестры письмо, что на память мою он назван Александром, а я заочно был его восприемником».
Александр – имя наследственное для рода Пушкиных: носили его предки Александра Сергеевича, наречен был Александром старший сын поэта, имя это было дано многим внукам и праправнукам поэта. «Буду ежегодно праздновать родины и крестины, сверх положенных именин», – написал как-то Пушкин жене.
Но кто из святых с именем Александр был небесным покровителем великого поэта? Вопрос не покажется праздным, если вспомнить, сколь важным было это знание для самого Пушкина: «Есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того св. угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству». Строки взяты из рецензии Пушкина на изданный в 1836 г. «Словарь исторический о святых, прославленных в российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых».
Открываю этот старинный «Словарь…», удостоившийся похвалы поэта, – что же мог прочитать в нем Александр Сергеевич о житии своего святого заступника? Как в пушкинские времена, так и поныне именины празднуют в честь того святого, память которого чтят в ближайший после рождения день. Смотрю предваряющий старую книгу указатель, где по месяцам и числам расписаны имена славных подвижников: в конце мая нет святых угодников с именем Александр, нет сведений о них и в первых числах июня. И лишь 9 июня поминается преподобный Александр, игумен Куштский.
Запись в метрической книге церкви Богоявления о рождении Александра Пушкина.
Но ведь Пушкины-родители отмечали именины старшего сына 2 июня, это известно доподлинно! Сохранилось и письмо Василия Жуковского от 1 июня 1824 г. к самому имениннику. Удивительное это послание – письмо-напутствие, письмо-пророчество: «Ты создан попасть в боги – вперед. Крылья у души есть! Вышины она не побоится… дай свободу этим крыльям, и небо твое… Завтра же твой Ангел. Твои звали меня к себе, но я быть у них не могу: пошлю только им полномочие выпить за меня заздравный кубок…»
А вот и князь Петр Вяземский записывает в своем дневнике о проведенном им дне – 2 июня 1830 г. Не забывает помянуть и обед у некоего знакомца, где встретил он отца поэта Сергея Львовича: «Был день именин Александра, и чадолюбивый отец разделил человек на семь свою радость и свою бутылку шампанского».
Но почему тогда друзья поэта поздравляют его с днем Ангела в августе? Петр Плетнев пишет из Петербурга Пушкину 29 августа 1825 г.: «Не именинник ли ты завтра? Поздравляю тебя и целую». А 30 августа 1833 г. Вильгельм Кюхельбекер, вспоминая о своих друзьях, записывает в дневнике: «Что делают мои именинники: Одоевский, Бестужев, Плещеев и Пушкин? Дай Боже им – если не счастья (оно на земле не бывает), по крайней мере – спокойствия сердечного…»
Именно 30 августа/12 сентября Церковь совершает память благоверного князя Александра Невского. В тот день в 1724 г. мощи святого князя по велению Петра I были перевезены из Рождественского собора во Владимире в Санкт-Петербург – в возведенный на берегах Невы новый Троицкий Александро-Невский монастырь. Государь сам вывел в устье Ижоры императорскую галеру, на борт которой с величайшими почестями были перенесены святые мощи великого князя.
30 августа отмечалась и память преподобного Александра Свирского, основателя в Олонецком крае Александро-Свирского монастыря, угодника, которому было даровано явление Пресвятой Троицы. В тот же день чтилась и память Патриарха Константинопольского Александра.
Но у первого биографа поэта Петра Ивановича Бартенева есть ссылка, что 2 июня, в день именин А.С. Пушкина, – «память Александра, архиепископа Константинопольского». Почему же тогда имени святого Патриарха нет ныне в православных календарях в этом месяце?
Кто же ты – мой Ангел ли хранитель…
Раскрыть загадку помог случай. Позвонила моя давнишняя приятельница Надежда Геннадиевна Бекенева, в недавнем прошлом хранительница иконы Владимирской Богоматери, а ныне – заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. Оказалось, что и Надежда Геннадиевна тоже давно и безуспешно пытается выяснить, кто же был святым покровителем Александра Пушкина.
В конце концов мы пришли к обоюдному решению: прочитать жития всех православных святых с именем Александр. Где-то ведь должна быть какая-то ссылка, зацепка! И верно, в одном старинном богословском словаре искомый ответ был найден. Приведу его полностью: «Александр, св. Патриарх Цареградский. Св. Александр во время Первого Вселенского Собора был уже епископом и занимал на Соборе место св. Митрофана, не присутствовавшего по старости. По смерти св. Митрофана занял его кафедру, святительствовал 13 лет и скончался в 340 г. в глубокой старости. Память его – 30 августа и в сырную субботу. По Прологу память его вторично 2 июня».
Вот почему имени Патриарха Константинопольского в православных святцах и не значится ныне в июне. Ведь Пролог – это старославянский свод житий святых, и самый первый его список восходит к XII в.!
Итак, память Александра, Патриарха Константинопольского (Цареградского), Церковь праздновала в начале июня лишь вторично. И днем именин поэта можно с полным на то правом считать 30 августа, а ныне – 12 сентября.
Знаменательно, что Александр Сергеевич находился под покровительством сразу трех святых Православной Церкви: благоверного князя Александра Невского (с ним поэт связан и дальними кровными узами!), преподобного Александра Свирского и Патриарха Константинопольского Александра!
В городе святого покровителя поэта – Царьграде – приняла крещение княгиня Ольга, первая русская христианка, соединенная с Пушкиным 30-ю коленами родства. Из Царьграда же, а тогда Константинополя, волею Петра Великого был доставлен в северную страну маленький арапчонок Абрам Ганнибал, в будущем – прадед поэта.
Царь-город… Царь-поэт… Так и при жизни, шутливо порой, величали Александра Пушкина его друзья. Вот такие открылись вдруг неожиданные пушкинские «сближения»…
Патриарх Константинопольский
Но у этого краткого рассказа есть и свое продолжение. Ранее мне посчастливилось встретиться с насельницей богадельни при московском храме Всех Святых монахиней Серафимой (в миру Розовой).
Матушка Серафима, несмотря на свои почтенные годы (ей было в ту пору 99 лет!), сохранила ясный разум и великолепную память. В 20-х гг. прошлого столетия она занималась на высших литературных курсах, слушала лекции известных пушкинистов. Затем окончила медицинский институт, защитила диссертацию по истории отечественной медицины, работала в различных издательствах, а в 1956 г. стала тайной монахиней. Матушка Серафима убеждена, что отроком Александр Пушкин уже прекрасно знал жития святых и свидетельство тому – его ранняя неоконченная поэма «Монах», написанная по канве жития Иоанна Новгородского.
Около трех часов провела я в ее келье, а на прощанье матушка Серафима подарила мне свою последнюю работу – только что увидевшую свет «Настольную книгу мирянина», где на каждый день года приводятся краткие жития святых и стихиры. Уже дома я раскрыла книгу и нашла заветный для Александра Сергеевича день – 30 августа.
Вот и стихира в память святителя Александра Константинопольского: «Всеблаженне Александре, пастырь Церкви был еси, Православия поборник, Ариеву ересь низложив мудре, молитвами твоими…»
Александр, Патриарх Константинопольский, прославился своей борьбой с язычниками-философами. Известен случай, когда во время спора с неким мудрецом, проповедником ереси, святой Александр, не стерпев его оскорбительных для христианина доводов, обратился к нему со словами: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать», – и тот враз онемел. Тогда испуганный мудрец-еретик пал к ногам Александра и знаками объявил о своем глубоком раскаянии. И тотчас великий дар речи вернулся к нему. Древний философ уверовал во Христа и принял крещение.
…И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый…
Гениальный пушкинский «Пророк»… Как знать, не отсюда ли – из жития Патриарха Константинопольского Александра, святого покровителя поэта, – родились эти вдохновенные строки?