собор где короновались французские короли
Цикл материалов «Достопримечательности Франции.»
Реймский Собор — один из шедевров готического искусства 13 века.
Это — национальное святилище, место крещения Хлодвига Меровинга, и коронации многих королей Франции, патриотический символ во время ПМВ, и символ франко — германского примирения.
Реймский Собор служит местом пребывания епископов со времён первых епископов Реймских — Святого Сикста и Святого Синиса (3 век).
Кратко о самых знаковых епископах.
В конце 4 — начале 5 веков епископ Святой Никез построил первый Кафедральный Кафедрал во славу Богородицы. В 407 году Святой Никез мученически погиб на ступенях своего храма.
Около 496 года пятнадцатый епископ Реймса Святой Реми, апостол Галло-Бельгийский и Рейнский крестил здесь Хлодвига Первого Меровинга.
В конце 10 века епископом был Жербер, ставший Папой Римским под именем Сильвестра Второго.
В 11 веке епископом стал Святой Бруно, основатель аббатства Шартрез.
И в конце 19 века здесь зародилось движение «Социальный католицизм».
О Соборе можно писать столько, что трудно выбрать важнейшее. Тезисно перечислю главные события в его длинной истории:
401 год — освещение епископом святым Никезом первого Кафедрала.
496 год (либо 498) — крещение Хлодвига святым Сен Реми, это произошло на Рождество.
852 год — освещение епископом Хенкмаром второго Кафедрала, сооружённого на месте первого.
1210 год — пожар, уничтоживший весь центр города.
1211 год — начало строительства современного Собора.
1226 год — коронование короля Людовика Девятого Святого.
1429 год — коронование короля Карла Седьмого в присутствии Жанны д’Арк.
1475 год — возведение башен.
1937 год — освящение и открытие Собора после 20 лет реставрационных работ.
Немного технических характеристик:
В Соборе установлены 2302 скульптуры, из которых 211 — высотой от 3 до 4 метров, 126 — средней высоты, 936 — маленьких, 788 изображают животных различной величины.
Суммарная поверхность витражей 3900 кв.м., из них 1500 кв.м. — это витражи в цвете.
Здание в длину (внутри) — 138 метров.
Высота свода — 38 метров.
Ширина центрального нефа- 12,5 метров.
Диаметр большого окна — розы — 12,5 метров.
Северная и южная розы — 9,65 метров.
Высота башен — 81 метр.
Вокруг Собора можно ходить часами, разглядывая его скульптуры. Особенно Западный и Северный фасады.
Начну с северного, состоящего из трех ассиметричных порталов. По сторонам окна — розы северного трансепта, установлены фигуры Адама и Евы. Щипец в стиле пламенеющей готики декорирован сценой Благовещения (1497 год): Мария соглашается принести спасение человечеству, оскверненному первородным грехом. В окне — розе представлены Церковь и Синагога, а также Вознесение (1504 год). Окно окружено статуями королей, напоминающих, что Собор является местом коронования.
Статуи, установленные в проемах, отличаются тяжеловестностью, что говорит об их возрасте.
На Северном трансепте в левом портале, изображена тема Страшного суда на щипце. Ниже — сцена Воскресения, под ней — Добродетели и Пороки, под которыми — Избранные и Осужденные. В центре — Бог — Воскреситель, на архивольтах (слева направо): на левой стороне — Святой Варфоломей, Святой Андрей, Святой Петр; на правой стороне — Святой Павел, Святой Иаков, Святой Иоанн. Над ними на верхней части архивольт: слева — ангелы, диаконы, Девы Разумные; справа — Девы Неразумные, диаконы, ангелы.
Правый портал сооружен еще до строительства собора, и, вероятно, он когда-то служил нишей в склепе (около 1180 года). Портал украшен изображениями Богоматери с младенцем.
А вот так «работают» химеры и горгульи — водостоками:
И, вершина готической архитектуры — Западный фасад. Это один из лучших образцов французской готики 13 века. Четкие линии фасада устремлены вверх, и, по замыслу, соединяют собой землю и небо. Три портала с потрясающими архивольтами и глубокими изгибами сводов соответствуют трем нефам Собора. Тимпан украшен обильным ажурным декором, но в нем сохранено иконографическое единство. Главная тема скульптурного декора — Святая Дева Мария. Центральный портал — и в этом состоит его новизна — посвящен Богородице, коронованной сыном (на вершине щипца). В простенке — Рейнская Богоматерь принимает верующих; справа — Благовещение и посещение Богородицей Святой Елизаветы; слева — Сретение Господне.
Вторая важнейшая тема декора — Иисус. Скульптурные сцены левого портала посвящены его страданиям: на изгибах сводов — сцены Страстей Господних, в стрельчатом фронтоне — Распятие, на барельефах — обретение креста Святой Еленой. В проемах установлены фигуры святых и великомучеников, возвестивших жителям Реймса об Иисусе.
На одном уровне с окном — розой помещены фигуры воскресшего Иисуса, и тех, кому он явился: изображения путников по обе стороны окна обращены друг к другу- им адресованы слова Спасителя в одеждах странника. Слева Святой Иоанн, на северной стороне башни — Иисус, указывающий на свои раны Святому Фоме. Справа — Святая Магдалина, беседующая со Святым Петром. На южной стороне — Святой Павел и Святой Иоанн Младший.
Здесь же, третья ведущая тема — помазание на престол, ставшее привилегией Реймского Собора. Монументальные рельефы над окном — розой изображают единоборство Давида с Голиафом, а на изгибах сводов арки помещены сцены из жизни Царей Израилевых — Давида и Соломона, и фигуры Ветхозаветных Царей — символы французских королей, чьи скульптуры чуть выше опоясывают основания башен.
А вот этот «Атлант», поддерживающий камень — строитель Собора, его «автограф»:
Интересна дверь, точнее — ее механизм, с грузом, который перетягивается в противовес самой двери. К сожалению, сфотографировать не получилось — люди ходили чересчур активно.
Теперь немного о том, что внутри собора:
Внутренне пространство Собора очень гармонично. В плане это латинский крест, включающий в себя неф с боковыми трансептами (десять пролетов), хор с окружной галереей и пять лучеобразных капелл.
В простенке центрального портала изображен Святой Никез — основатель Собора, убитый вандалами на пороге храма, занявший заслуженное место между двумя группами ангелов и воинов. Боковые порталы, сильно пострадавшие во время пожара 1914 года, украшены сценами Страстей и Страшного Суда, сюжетно связанными со скульптурами наружного фасада.
Многие витражи исчезли в результате попыток «приукрасить» собор в 18 веке и после бомбардировок ПМВ, но и те, что сохранились, представляют большой интерес.
Большое окно — роза на фасаде конца 13 века. Сюжеты окна перекликаются с иконографией портала и посвящены Святой Деве; в центре — Успение Богородицы, рядом в первом ряду 12 апостолов и второй ряд — 24 музицирующих ангела, готовые вознестись вслед за Марией в небеса; в расположенных по кругу четырехлистниках — пророки и цари Израилевы — предки Иисуса, встречающие Богоматерь в раю. Этот изумительный витраж на тему христианского праздника 15 августа — Вознесения Марии, напоминает о том, что Реймский Собор посвящен Богоматери и ее успению.
Южное окно — роза, реставрированное после урагана 1580 года архитектором Николя Дероде, а в 1937 году Жаком Симоном, украшено изображением Иисуса в красном плаще, окруженного апостолами и 12 ангелами. В углу — сцена коронования Богородицы в Царицу Небесную. Мария воссоединяется с сыном на небе и ждет всех нас там.
Для меня главное, что есть в Соборе — витражи Марка Шагала. Шагал, выросший в духе хасидского мистицизма, пронзил им все свои произведения. Витражи Шагала в разных точках мира — его взгляд на Священные Писания, «Библия Шагала». Их можно увидеть во Франции, Израиле, Германии, Великобритании, США. Ему помогали два мастера — стеклодува, Шарль Марк и его жена — Бриджит Симон, которые в то время руководили одной из старейших мастерских по росписи стекла во Франции, в Реймсе. Их сын, Бено, продолжает традицию и сегодня. В 1971 году Марк Шагал принял заказ на украшение часовни. Шарль Марк специально для этого заказа поднял старые средневековые техники, и, в частности, заново открыл синий цвет для фона композиции стеклянных окон, который был точно таким же, как синие тона стеклянных окон Реймса 11 века. Средняя часть показывает две фигуры — Ветхий и Новый Заветы — Авраама и Иисуса. Здесь изображены самые важные моменты из жизни Авраама — договор с Богом (с Яхве), и распятый Иисус. Он изображен в красной одежде Совершенства, воскресший живым из могилы. В левом окне показано генеалогическое древо царей Иудеи — от корня Иессея. На его вершине в зеленом ореоле появляется Богоматерь с ребенком, как и предсказывали Пророки. Правое окнопо казывает великие моменты жизни королей Франции, коронации, происходившие в этом Соборе.
Восхитительны витражи хора, которых изначально существовало два проекта. По первому проекту выполнены витражи осевого окна: Богородица, церковь и архиепископ Реймский; изоброажения апостолов и епископов, но, почему-то, их сняли по неизвестной причине. До сегодняшнего дня сохранился второй вариант на 11 окнах. Это Мария и Иисус, а вокруг 12 апостолов. На оставшихся витражах — Варнава, спутник Павла и Лука с Марком. Витраж осевого окна: в центре слева Богоматерь с младенцем, справа — Святая Дева и Святой Иоанн вокруг креста с распятым Иисусом.
Посмотрите — как сочетаются старые и новые витражи: в 14 веке были установлены 9 витражей на тему помазания, на которых в центре изображен король в мантии с геральдическими лилиями, окруженный отцами церкви и мирянами, и рядом — окна 20 века — Молитва Богородицы, витраж Шампанского вина (Жак Симон, 1954 год, воспроизведение стиля средневековых мастеров стекла по цветовой гомма); витражи Бриджитт Симон — Марк, у которой преобладают серые тона. Эклектика никого не пугает и совершенно не вызывает неприятия.
Коронация короля Франции
Из Википедии — свободной энциклопедии
Первым королём, прошедшим церемонию коронации, на территории современной Франции стал майордом, а затем и король франков Пипин Короткий. Эта церемония коронации стала возможной, главным образом, благодаря альянсу Пипина с Христианской церковью и предназначалась для удостоверения правомерности его прав на престол. В первый раз Пипин Короткий был коронован в марте 752 года на собрании епископов Франкского государства, созванном в Суассоне. Достоверно известно, что церемонию коронации провёл архиепископ Майнца Бонифаций. Во второй раз Пипин Короткий был коронован 28 июля 754 года. Эту церемонию, уже в базилике Сен-Дени, провёл папа римский Стефан II, в ходе которой был свершён обряд помазания над Пипином и его двумя сыновьями, а также над его супругой Бертрадой Лаонской.
Последней коронацией короля Франции стала церемония коронации Карла X. Эта церемония была проведена 29 мая 1825 года в Реймсском соборе, под сводами которого на протяжении более 1000 лет короновались 33 французских монарха.
Протокол коронационных церемоний в странах Европы вплоть до XII—XIII веков имел много общего с ритуалом римской коронации и только в XIV веке церемония коронации короля Франции получила отличительные французские особенности. При этом от римских текстов и обрядов не отказались полностью, а объединили их с ранними французскими текстами и обрядами. В итоге, четвёртая и последняя редакция церемонии коронации была почти в два раза длиннее предыдущей редакции. [5]
Основываясь на текстах королевских чинов Ordines ad consecrandum et coronandum regem, рукописных записях, составленных в Реймсе в последние годы правления Людовика IX Святого, имеется возможность получить точное представление о литургической службе церемонии коронации.
По следам французских королей. Часть 7
Париж. Церковь и Аббатство Сен-Дени
До Аббатства Сен-Дени, которое является усыпальницей французских королей я еще не доехала, но вот до церкви Сен-Дени уже дошла. В путеводителе я прочитала, что это не очень благоприятный район для посещения туристами.
Церковь окружают какие-то дешевые уличные забегаловки, в которых сидят не очень чистые черные люди и… В общем, бегом в церковь, потом бегом из этого района. И опять пошел дождь…
Причем, знаете, про эту небольшую церковь в Интернете почти нет информации. Наверное, потому что она маленькая и мало, кому интересна. Я даже сейчас точно уже не помню, почему мне так важно было побывать в это месте. Но витражи в этой церкви потрясающие.
А на следующий день, рано утром я отправилась в аббатство Сен-Дени. В усыпальницу французских королей.
Вообще о том, что это опасный район, я знала из интернета. Но все равно собиралась по нему немного прогуляться. И если бы не предупреждение таксиста, скорее всего я бы так и сделала.
И вот, я стою на том месте, где когда-то было гало-романское кладбище. Где находится место погребения Святого Дионисия, который был первым Епископом Парижа. И я в тот момент поняла, что мечты, все-таки, сбываются. Я в аббатстве Сен-Дени, и передо мной многовековая история Парижа.
Святого Дионисия казнили римляне (отсекли голову) примерно в 250 году нашей эры. С места казни где-то на Монмартре, Святой Дионисий дошел со своей головой в руках до места будущей базилики и лишь здесь умер. В 475 году с благословения самой известной Святой Парижа – Женевьевы, над местом захоронения была построена капелла.
Относительно хорошо изучив туристический Париж, и побывав в прошлом году на месте казни Дионисия, нужно сказать, что он очень далеко ушел со своей головой. Если смотреть по прямой, то километров 5-6 будет по моим скромным прикидкам. Дионисий шел на север.
Сама базилика была построена в 5 веке. Уже тогда она стала местом паломничества. Начиная с 6 века в базилике стали хоронить большинство королей и королев Франции. Первые официальные страницы истории Франции вышли из-под пера монахов этого аббатства.
Позже она становится привилегированным местом упокоения французских монархов. Каждая новая династия укрепляла эту традицию. В Сен-Дени похоронены 42 короля, 32 королев, 63 принца и принцессы, 10 знатных особ Франции. Так написано во многих путеводителях. В Интернете мне попадались такие сведения – «Здесь похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера Первого, умер в 638 году), 10 королев и 84 принца и принцессы».
Где правда докапываться особенно не хочется, и пересчитывать могилы в Сен-Дени тоже. Многие из древних гробниц были уничтожены во времена Революции и вернулись на место лишь в 19 веке.
В 7 веке Дагобер (сын франкского короля-меровинга Хлотаря II) всячески попечительствовал базилике, а в середине 8-го века здесь был коронован Пепен Короткий.
В Средние века в этих стенах располагалось одно из самых могущественных бенедикских аббатств.
Аббатство начало превращаться в настоящий готический шедевр с 12 века, когда аббатом Сен-Дени стал Сугерий. Начинается серьезная реконструкция здания, которая позволяет наполнить здание разноцветным светом витражей. В других источниках пишут, что готическая церковь была построена вообще с нуля. И в начале 13-го века Людовик Святой приказал перенести в базилику останки своих предшественников и установить надгробия.
В 13 веке в базилике опять ведутся работы, и она принимает более-менее современный вид. Потом следуют войны и Революция, аббатство приходит в запустение. И здание восстанавливают лишь в 19 веке, а Собором эта базилика становится в 1966 году.
Еще сам Наполеон Первый хотел сделать в базилике Императорский некрополь.
Дагобер был первым королем, похороненным под сводами Сен-Дени. Но только с короля Гуго Капета монархов систематически здесь хоронят. Но были и исключения.
Во времена Революции базилике пришлось очень нелегко. Я вообще удивляюсь, как воинственные, невежественные крестьяне не разнесли ее по камню, как Бастилию.
Для того, чтобы переплавить изделия из металлов (свинцовые гробы) на нужды Революции, было разобрано почти 50 захоронений. Некоторые надгробия удалось спасти благодаря Комиссии изящных искусств. Не повезло шикарному бронзовому с позолотой надгробию Карла Восьмого.
Было разобрано многое, 51 могила, статуи, колонны, алтари, витражи…Кое что удалось спасти, остальное было разрушено.
После того, как были разрушены надгробия, многие тела были в состоянии гниения, некоторые просто рассыпались в прах. Свидетели сего варварства пишут, что труп Людовика 15-го дурно пах, этот король умер от оспы, а труп Людовика Четырнадцатого был черный.
Очень хорошо сохранилось тело Генриха Четвертого. Революционеры выставили его вертикально перед Собором и несколько дней вся прохожая гопота могла на него смотреть.
Некоторые трупы разрывали на части. Некрофилы оставляли себе на память части королей и королев, и даже продавали останки.
Более 170 тел были сброшены в 2 братские могилы, вырытые с северной стороны от собора. Валуа отделили от Бурбонов даже здесь. Останки засыпали известью, затем землей и утрамбовали катком.
В 1814 году кости были вырыты и собраны в ассуарий, который находится в крипте. Штандарт французских королей раньше так же хранился в Сен-Дени.
В крипте были перезахоронены казненные во время Революции Людовик 16 и Мария-Антуанетта. А так же принцы и принцессы, которые умерли в эмиграции.
Последним в 1824 году был похоронен Людовик 18. Карл Десятый приготовил для себя гранитную надгробную плиту. Но после Революции 1830 года он отправился в изгнание, и плита осталась не востребованной.
9 июня 2004 года в Сен-Дени было захоронено сердце Людовика Семнадцатого. Это был малолетний сын Людовика Шестнадцатого и Марии Антуанетты. Он, как король был признан США и многими европейскими странами, но фактически не правил.
Так получилось, что в здании базилики я прибилась к одной русской группе. Их гид очень интересно обо всем рассказывал. Достаточную часть пути я прошла с ними, узнав много нового.
Так что и в групповых экскурсиях в такие исторические места есть свой смысл.
Дворцы французских королей – Версаль и Фонтенбло
Там красота царит, там лишь порядок властен,
Там роскошь благостна и отдых сладострастен…
Шарль Бодлер
Когда, в свое время, мы готовились к поездке в столицу Франции, то обязательно хотели побывать в Версале. Уж слишком знаковое это место. Значение версальского дворцового ансамбля для истории мировой архитектуры сложно переоценить Построенный в 17 веке Версаль стал новым чудом света и настоящим шедевром классического искусства, по образцу которого в дальнейшем строились дворцы по всей Европе.
В начале XVII века Версаль был затерянной среди болот деревенькой с пятьюстами душ населения. На холме высилась ветряная мельница, рядом стоял феодальный замок. Кругом простирались дубово-буковые леса Иль-де-Франс, бывшие испокон веков королевскими охотничьими угодьями. Страсть французских королей к охоте определила будущую судьбу Версаля.
Чуть ли не с детства увлекался охотой король Людовик XIII. Ни за какие сокровища он не согласился бы отказаться от двойного наслаждения, которое давали ему, с одной стороны, азарт, погоня с громким улюлюканьем, травля зверя борзыми, а с другой — блаженное погружение в природу.
Людовик XIV стал королем в возрасте 4 лет. Регентшей при нем была назначена его мать Анна Австрийская, а управление государством перешло в руки ее первого министра, кардинала Мазарини. В 1661 году, сразу после смерти Мазарини, двадцатидвухлетний король объявил Государственному совету, что отныне будет единолично руководить правительством. В том же году Король-Солнце отдает приказ приступить к созданию роскошной резиденции в парижском пригороде Версаль. К осуществлению грандиозного замысла были привлечены лучшие зодчие: архитектор Луи Лево, садовых дел мастер Андрэ Ленотр и художник Шарль Лебрён.
Начинались беспрецедентные по своему размаху работы. Пришлось осушать болота, выкорчевать деревья, корректировать рельеф, выравнивать почву, выкапывать котлованы для водоемов. 35 тыс. рабочих и сотни лошадей рыли и перемещали с места на место груды развороченной земли, скрывая под ними несчетное количество дренажных труб. В строительстве принимали участие техники, инженера, топографы, геодезисты. С юга Европы и Азии шли обозы с деревьями — апельсиновыми и померанцевыми, лимонными и гранатовыми. Со всей страны в Версаль везли редкие сорта мрамора.
Сооружение основных зданий было закончено в 1664 году, но формирование ансамбля растянулось более чем на столетие. В 1678 году скончавшегося Лево сменил зодчий Жюль Ардуэн-Мансар. Именно при нём Версаль приобрёл тот вид, который имеет сегодня. Реализация проекта требовала баснословных денежных сумм. Особенно ощутимыми были расходы на систему водоснабжения.
Даже при самом бережливом режиме фонтаны потребляли около 13 тысяч кубометров воды в сутки. Однако высота струй была низкой, воды не хватало и включить все многочисленные фонтаны разом не могли. Сказать об этом королю — тоже. Поэтому, когда монарх выходил погулять, включали тот фонтан, к которому он приближался. О перемещении короля работники сигнализировали друг другу свистом. Как только его величество удалялся от фонтана, воду выключали.
К 1682 году версальский ансамбль превратился в миниатюрный блистающий город и туда из Лувра переехал весь королевский двор. Версаль стал официальной королевской резиденцией. Парадные залы и апартаменты обставлялись дорогой мебелью и украшались скульптурой и живописью.
Двор жил в роскоши и увеселениях. Нескончаемой вереницей сменяли друг друга праздники, театральные представления, гастрономические удовольствия, фейерверки, балы и маскарады.
Большинство ютилось в тесных, душных комнатах без каких-либо санитарных условий. Люди практически не мылись. Кроме того, в ночных горшках накапливались нечистоты. Их выносили несвоевременно и часто содержимое просто выливали за окно, так как нести их до некоторого подобия выгребной ямы было далеко. Зачастую справляли нужду где придется: за колоннами и занавесками, в темных углах и на лестничных клетках. Чтобы заглушить неприятный запах духами обливали всё, что только можно — одежду, носовые платки, парики и веера. Ко времени царствования Людовика XV Версаль настолько пропитался смесью миазмов и духов, что его прозвали «парфюмированным двором».
Приписываемое Людовику XIV выражение «государство — это я» приобрело особое значение в период правления его преемника. Людовик XV не горел желанием заниматься государственными делами и жил по принципу «после меня хоть потоп». Прозванный «Возлюбленным» он вошел в историю как монарх, позволивший своим фавориткам руководить страной. Это время назвали «правлением трех юбок». Чтобы оградить свою личную жизнь от придворного этикета король приказал оборудовать в версальском дворце отдельные апартаменты. Также появились новые столовые, библиотеки, лаборатории. Облагораживается территория садово-паркового ансамбля. В полутора километрах от Версальского дворца архитектор Анж-Жак Габриэль Габриель начинает строительство Малого Трианона. Об этом очаровательном замке мечтала маркиза де Помпадур, но уютно устроилась там уже следующая возлюбленная — куртизанка мадам дю Барри. Впрочем, ненадолго.
В отличие от своих предков, слабохарактерный Людовик XVI не стремился к глобальному созиданию. Вместе с короной шестнадцатый Луи унаследовал ворох нерешенных проблем: политические неурядицы, экономическое разорение страны и бедственное положение рабочих и крестьян. Сложную ситуацию усугубил неурожай 1788 года, который привел к голоду. Народ устал от пустых обещаний и фраз типа «денег нет, но вы держитесь». В 1789 году началась Великая французская революция, лозунг которой «Свобода, Равенство, Братство» воспринимался как формула желаемого будущего. По решению «чрезвычайных трибуналов» король Людовик XVI и его жена, королева Мария — Антуанетта были казнены на гильотине. Буря социальных потрясений не обошла стороной Версаль и дворец утратил часть своего внутреннего убранства. Почти вся мебель ушла с молотка на аукционе. Были снесены знаменитые Золотые ворота.
В 1804 году состоялась коронация Наполеона I как императора Франции. В соборе Нотр-Дам он сам надел себе корону на голову, а затем короновал Жозефину. Насчёт Версаля планы у Бонапарта были наполеоновские и дворец привели в относительный порядок. Но безумные мечты и непомерные амбиции влекли к подвигам и громким победам. Решая судьбы народов и перекраивал Европу на свой лад, Наполеон так увлёкся, что лишился трона.
Сменившие Наполеона представители династии Бурбонов в лице Людовика XVIII и Карла X продолжили восстановительные работы.
В 1830 году революция вернулась в Париж. За «три славных дня» уличных волнений возмущенные толпы свергли Карла. Пришедший к власти Луи Филипп I решил в знак национального примирения создать в Версале музей, посвященный истории Франции. Для этого архитекторы Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен и Фредерик провели необходимые преобразования в Южном крыле дворца. Торжественное открытие музея состоялось10 июня 1837 года. Сегодня Версаль сохраняет этот статус и является одним из самых притягательных туристических мест. По разным оценкам ежегодно сюда приезжает от трех до 10 миллионов человек. Чтобы осмотреть все достопримечательности Версаля понадобится не один день.
Доминантой всего архитектурного ансамбля является великолепный королевский дворец. Он занимает более 63 тыс. квадратных метров и насчитывает 2300 помещений, из которых для осмотра доступна лишь малая часть. Нас встречает бесконечная анфилада парадных комнат с настенной росписью, позолоченной резьбой, лепниной и аллегорическими фресками.
Весь западный фасад дворца занимает 73-метровая Зеркальная галерея (Galerie des Glaces). Строгую величественность зала подчеркивает голубоватый цвет мраморной отделки. Арочным высоким окнам на внутренней продольной стене отвечают такие же по форме и размерам зеркала. Всё вместе даёт ощущение безграничного пространства. Живописные композиции на сводчатом потолке иллюстрируют славные исторические страницы царствования Людовика XIV.
В Зеркальной галерее устраивали особо торжественные приемы, свадьбы и балы. Здесь же подписывались важные договора. 18 января 1871 года в Зеркальном зале было провозглашено создание Германской империи. 28 июня 1919 года был подписан Версальский договор, поставивший Германию на колени и ознаменовавший конец первой мировой войны.
Общее впечатление от осмотра портит невероятное число туристов. Вавилонское столпотворение мешает передвигаться и попав в плотный людской поток волей-неволей приходится медленно ползти от зала к залу. Вдобавок, дворец показался немного запущенным. В глаза бросаются мутноватые стекла, потерявшие блеск паркеты, запыленность статуй. Всё давно требует генеральной уборки.
Ярким, зелёным ковром раскинулся возле дворца парк. Его идеальные цветочные партеры, симметричные дорожки и четкие линии подстриженных деревьев образуют организованное, гармоничное пространство. Подобно солнечным лучам во все стороны расходятся аллеи.
Видную роль играют бассейны, каскады и фонтаны. К сожалению, фонтаны работают по расписанию. Российские туристы часто вздыхают: «Это вам не Петергоф!». Во всей красоте взору открывается Большой канал. Он замыкает уходящую в даль перспективу и теряется где-то в голубой дымке.
Если шумный Версаль поражает необычайным размахом и помпезностью, то Фонтенбло (Fontainebleau) подкупает тишиной и романтичностью. Расположенный всего в 55 км от Парижа замок на протяжении восьми столетий служил пристанищем нескольких поколений французских монархов.
Свой след здесь оставили Фрэнсис I, Людовик VII, Генрих IV, Людовик XV и Наполеон III. Каждый вносил свою лепту в облик замка, постоянно что-то обновляя и совершенствуя.
В начале XII века здесь стоял невзрачный охотничий домик. Король Людовик VI возвёл на его месте крепость. Франциск I полностью перестроил его в ренессансном стиле и превратил в поистине королевское жилище.