собор гауди в испании фото
Саграда Фамилия
Говоришь «Барселона» — подразумеваешь Саграду Фамилию. Одна из самых посещаемых достопримечательностей не только Каталонии, но и Европы в целом за 137 лет успела наделать столько шума благодаря необычной архитектуре и «вечному» строительству: никто не верит, что леса с собора снимут и он будет закончен, даже несмотря на обещания, что завершить грандиозную стройку планируется к 2026 году.
Содержание
История создания
Изначально архитектор Антонио Гауди был вообще ни при чём: храм строился при поддержке «Духовной ассоциации преданных Святому Иосифу» под руководством Франсиско де Паула дель Вильяр у Лозано, который планировал возвести собор в стиле неоготики.
В 1882 году был заложен первый камень, однако годом позже Франсиско поссорился с ассоциацией и строительство было поручено молодому архитектору Антонио Гауди, который на тот момент мог похвастаться разве что проектированием цеха для отбеливания хлопка.
Одна из самых посещаемых достопримечательностей Европы успела наделать шума благодаря необычной архитектуре и «вечному» строительству. Фото: saiko3p/Shutterstock
Существуют несколько теорий, почему именно он был выбран на эту должность. По одной из них (более романтической) председателю Ассоциации приснилось, что храм должен строить человек с голубыми глазами, а по более правдоподобной заказчики выбрали перспективного, но малоизвестного архитектора, потому что он просто обошёлся им дешевле.
Правда, впоследствии смета была превышена в несколько раз, так что план получился не очень удачным. Но всё дальнейшее строительство было основано на идее, что храм должен быть создан людьми, что всё будет в руках бога и человеческой воли.
При этом все пожертвования должны быть анонимными, не подразумевая никакой рекламы, и в них не принимают участие ни испанское правительство, ни частные компании: Саграда Фамилия создаётся на пожертвования прихожан.
Таким образом, почти 140 лет продолжается строительство храма, менялись архитекторы, технологии, но идея оставалась неизменной: создать церковь, не похожую на другие, с уникальной архитектурой и в согласии с природой и Богом.
Почти 140 лет продолжается строительство храма, но идея остаётся неизменной: создать уникальную церковь. Фото: Evgeny Pasechnikov/Shutterstock
Строительство и архитектура
Антонио был очень вдохновлён проектом и с энтузиазмом приступил к нему. Когда было завершено строительство крипты ( подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма ), неожиданно поступило огромное пожертвование и Гауди принял решение полностью пересмотреть проект.
При этом у архитектора не было полного, конечного плана, он относился к Саграде Фамилии как к своему ребёнку и считал, что тот должен свободно расти и развиваться (забегая вперёд хочется отметить, что уже в наше время, при использовании компьютерных технологий, было доказано, что интуиция не подвела архитектора и всё было спроектировано и построено с потрясающей точностью).
Гауди черпал вдохновение в природе и именно поэтому храм не похож ни на один в мире: внутри можно почувствовать себя как в сказочном лесу, и действительно, иногда просто забываешь, что находишься в действующей церкви.
Строительство было начато с фасада Рождества (ещё были запланированы Страсти Христовы и Воскресение), потому что архитектор не хотел сразу пугать жителей смертью, тяжёлыми и страшными событиями.
Фото: Rachelle Burnside/Shutterstock (слева)/Renata Sedmakova/Shutterstock (справа)
Как истинно верующий, Антонио не мог допустить, чтобы творение рук человека было выше творений Бога, поэтому высота башен храма была запланирована на метр ниже самой высокой на тот момент точки Барселоны, Горой Монжуик.
Гауди посвятил более 40 лет строительству храма, при этом неустанно повторяя, что торопиться ему некуда. «Мой заказчик — Бог, и он никуда не спешит». При жизни была достроена одна из башен фасада Рождества и создан проект фасада Страстей.
После смерти архитектора в 1926 году строительство продолжали его ученики и соратники по оставшимся чертежам. Во время гражданской войны 1936-1939 годов часть макетов была уничтожена, но впоследствии что-то удалось восстановить, а сейчас уже с помощью новых технологий строительство приближается к своему завершению.
Антонио Гауди черпал вдохновение в природе и именно поэтому храм не похож ни на один в мире. Фото: Alessandro Colle
Легенды и факты
Гауди ответственно подходил к работе, фонтанируя идеями, рисуя абстрактные картины, перестраивая и открывая для себя новые возможности. Он был настолько вдохновлён, что мечтал создавать самые реалистичные объекты. Например, для слепков младенцев он использовал реальных мертворожденных детей, а животных для этой же цели на время усыплял хлороформом.
В 2008 году 400 (!) известных деятелей искусства выступили с резкой критикой строительства, которое, по их мнению, превратилось в туристический аттракцион и уже давно не имеет ничего общего с изначальными задумками Гауди.
Тем более, если подсчитать количество туристов, посещающих достопримечательность, и сложить все потраченные ими деньги, то, возможно, уже можно было бы построить несколько похожих храмов.
Кафедральный собор Барселоны.
На территории храма во время строительства была возведена школа для детей рабочих, которые были на занятиях рядом с отцами, работающими на одном из самых грандиозных проектов Европы. Впоследствии школу перенесли на другое место.
Саграда Фамилия — не главная церковь Барселоны. Кафедральный Собор находится в другом месте, а Саграда с 2010 года является базиликой и не местом резиденции епископа, то есть обычным храмом (если можно вообще употребить слово «обычный» в отношении подобного архитектурного шедевра).
Каждая из башен, будущих и уже построенных, имеет своё значение. Всего их должно быть 18 и они символизируют 12 апостолов, 4 евангелиста, Деву Марию и самого Иисуса Христа.
Стоимость посещения
Часто туристы принимают решение просто осмотреть здание снаружи, опасаясь толпы туристов и в целом считая, что можно поставить галочку напротив Саграды Фамилии, просто обойдя её по кругу, а кому-то просто не хочется тратить лишние деньги на билет.
Однако это действительно того стоит, причем обязательно с аудиогидом. Ты сможешь осмотреть здание со всех сторон, и внутри и снаружи, узнаешь, как проходило строительство, а также разные интересные факты. Без этого осмотр превратиться в метание от одного угла к другому.
Покупать билеты лучше всего на сайте : зачем стоять в очереди, если это можно сделать онлайн? Билеты строго лимитированы во избежание толпы и можно выбрать удобное время и день (рекомендуем купить билет заранее, иначе их просто может не быть на удобное время).
Гауди использовал уникальную систему освещения внутри храма: с одной стороны свет льётся через мозаику в тёплых тонах, а с другой стороны — в холодных.
Главное при покупке билетов — правильно выбрать время. Дело в том, что Гауди использовал уникальную систему освещения внутри храма: с одной стороны свет льётся через мозаику в тёплых тонах, а с другой стороны — в холодных. Именно поэтому лучше всего выбирать дневное время и посмотреть прогноз погоды: ты же хочешь увидеть солнце, а не пасмурный день без достаточного света?
Цена билета начинается от 5 € / ≈ 350 руб. за вход, 17 € / ≈ 1200 руб. с аудиогидом и 32 € / ≈ 2250 руб. с аудиогидом и возможностью подняться на башни.
Как добраться
Саграду Фамилию видно практически из любой точки Барселоны, но даже если что-то пошло не так, добраться до неё не представляет труда: есть одноимённая станция метро, Sagrada Familia.
Время работы
Первые билеты по времени доступны на 9:30, последний сеанс — 16:45.
Многие путешественники ставят галочку напротив пункта «главная достопримечательность города», просто обойдя храм со всех сторон снаружи. Но самое интересное всё же ждёт тебя внутри.
Поэтому бери билет на сайте на конкретное время, с аудиогидом, и тогда будет понятно гораздо больше про задумку и архитектурные разработки, а также не придётся стоять в очереди.
Собор Святого Семейства (La Sagrada Familial) (51 фото+панорама)
От великолепного холма Монжуика с Национальным дворцом, музеем искусств, «Испанской деревней» и Магическим фонтаном до легендарной «Барселоны Гауди», этот город умеет очаровывать и поражать воображение. Именно работы выдающегося архитектора-каталонца, ярким пятном реющие над всей историей искусств, превратили Барселону в мекку художников и дизайнеров со всего мира. Причудливые фонари на Королевской площади и фантастические образы усадьбы графа Гуэля (сейчас на территории поместья находится библиотека местного университета) и сегодня удивляют не менее, чем в день своего создания, а дворец около бульвара Рамбла, дом Висенс, Дом Бальо и Каса Мила наравне с Парком Гуэля являются частью мирового наследия ЮНЕСКО. Но главный символ во многом противоречивого и до сих пор неразгаданного гения — это, безусловно, Саграда Фамилиа, легендарный Собор Святого Семейства.
“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, — сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Для строительства этого храма был выделен свободный участок земли, который находился к тому монету в нескольких километрах от города. Проект храма был разработан архитектором Франческо дель Вильяра. Лпан архитектора заключался в возведении церкви в неоготическом стиле, однако, он успел отстроить лишь крипту над апсидой. После него в 1891 году главой проекта выступил Антони Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен, поэтому до сих пор остаётся загадкой, почему же строительство было доверено именно ему. Тем не менее, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и внёс значительные изменения в его первоначальный замысел. На 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал его созданию все свое время, он даже жил в нем.
Саграда-Фамилия — дерзкая попытка в почти уже безбожном XX веке повторить на новом уровне сознания классические стройки католического Средневековья, такие, как Миланский и Кельнский соборы. Сам Гауди понимал, что он не сможет дожить до воплощения мечты. Соборы строят веками — это только Софию в Константинополе и храм Христа Спасителя в Москве возвели за пять лет, поскольку на них работала целая система. В западном гражданском обществе, где считают каждую копейку, такое не проходит. К тому же Саграда-Фамилия изначально строилась только на частные пожертвования. А Гауди на этот счет был ироничен, говоря: «Мой клиент не торопится», имея в виду Бога.
Саграда-Фамилия строилась на основе готических канонов, однако Гауди в эту форму внес свое неповторимое содержание. Гауди — это смесь математика и мистика. Он до предела насытил свое творение христианскими символами, иногда вплоть до паранойи. Собор должен иметь три фасада (Рождества, Страстей и Воскресения) и по четыре башни с каждой стороны — получается 12, по числу апостолов, и высота их должна быть 100 метров. В настоящее время только четыре из них поднялись ввысь (одна при жизни Гауди, три остальные — в 1926—1936 годах, под руководством одного из его ассистентов). Еще запланировано 4 башни, посвященные евангелистам (они повыше, чем предыдущие 12), башня Девы Марии (еще выше), и, наконец, центральная башня Иисуса с гигантским крестом должна быть 170 метров высотой, что на метр ниже холма Монтжуик — по словам Гауди, нельзя претендовать на высоту большую, чем подразумевал сам Бог. Четыре колокольни евангелистов должны быть увенчаны символическими фигурами — бык (Святой Лука), крылатый человек (Святой Матфей), орел (Святой Иоанн) и лев (Святой Марк). Что же касается мелких деталей строения, то они уникальны — Гауди не признавал никаких классических канонов и смело устанавливал свои стандарты.
Фасад Рождества, законченный при жизни Гауди, насыщен довольно сюрреалистическими скульптурами Святого Семейства, ангелов, птиц, грибов, растений и животных. Под колоннами фасада — фигуры черепах, которые являются символами Иосифа и Марии. Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса, а двери внутреннего портика отображают христианские заповеди. Второй фасад Страстей, противоположный первому, должен, наоборот, рассказывать о смерти Иисуса на Кресте. Там с 50-х годов трудится скульптор Жозеп Мария Субиракс. Его творения у многих вызывают споры и неприятно, считаются извращением, но чтобы составить свое собственное мнение, вам нужно посмотреть на все это воочию… Идея строительства нового храма пришла в 1882 году в голову консервативному крылу католической общины (иосифлянам), которые считали, что Барселона погрязла в грехе и декадансе и что горожанам необходимо новое место, где они могли бы каяться. Для этого они избрали самый непрестижный участок тогдашней Барселоны — пустырь, использовавшийся для выпаса коз. Строительство несколько раз прерывалось из-за нехватки средств. Собственно, в середине 20-х годов фонды на строительство собора закончились, и сам Гауди жил отшельником прямо в недостроенном храме. 7 июня 1926 года Гауди попал под трамвай, возвращаясь со стройплощадки и засмотревшись на силуэт собора. Он скончался спустя три дня тяжелой агонии в больнице для бедных — никто из врачей и прохожих не распознал в нем архитектора Саграда-Фамилии.
После смерти Гауди собор продолжали строить еще десять лет, пока в 1936 году каталонские анархисты в своей безбожной ярости не устроили в соборе погром, уничтожив все модели архитектора. Только после победы Франко в 1940 году работу продолжила группа самых уважаемых зодчих Барселоны. Однако ввиду не слишком большой симпатии каудильо к каталонцам и Барселоне и из-за явной нехватки средств строительство шло вяло. Масштабность и оригинальность замысла Гауди просто поражает. По его проекту собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них.
Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа: рождение и жизнь, предательство и распятие, и самый важный – воскресение из мёртвых. Потому портал Воскресения по замыслу автора самый величественный и грандиозный.Есть в архитектуре собора Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать – как двенадцать апостолов.В центральной же части будут построены четыре часовни, символизирующие четырёх евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.
Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время собор общий вид собора массивен и величественен, а его загадочная аура завершает неизгладимое впечатление, которое производит Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.Внутреннее убранство собора не уступает по оригинальности и фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди.Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны древних деревьев, подпирающих звёздный небосвод. Резные витражи сходны с неземными цветами, а винтовые лестницы – с огромными улитками.
Уникальная акустика, над которой творец работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока все эти идеи еще не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет храм все же будет достроен, и его красота приобретет, наконец, законченный и совершенный вид.После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес и уголок этой тайны уже виден, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет.Все самое главное остается за гранью понимания, мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди, как и никогда не узнаем, каким получился бы собор Саграда Фамилия, если бы архитектор дожил до его завершения
Явное оживление на стройплощадке произошло в 80-х годах. Сейчас работы возглавляет Хорди Бонет. Согласно планам, к 2026 году, т.е. к столетней годовщине смерти архитектора, строительство будет завершено. Но есть и другое мнение. Более 400 деятелей культуры Испании призвали в 2008 году остановить работы. По их мнению, строители «предали дух Гауди», что строящийся собор всего лишь карикатура на гениальный замысел. Проблема в том, что Гауди всегда импровизировал по ходу, гибко меняя свои первоначальные замыслы. Поэтому он сам присутствовал на площадке. Ныне же Саграду-Фамилию нельзя назвать творением Гауди — слишком много индивидуального и нового внесено его последователями, взять того же скульптора Субиракса. Однако же, если вспомнить историю возведения великих храмов Средневековья, то ничего удивительного в этом нет — романский стиль был усовершенствован готикой, а потом добавляли еще и фасады с колокольнями в стиле барокко. Соборы, где выдержан один первоначальный стиль, можно пересчитать по пальцам.
Благодаря стилистическому решению, получившему название неоготического направления, кажется, будто башни возвышаются из общего, цельного скального основания, «вырываясь» из основы в высь. Скульптурные группы и необычные барельефы являются основными средствами выражения смысловой задумки, но не только в причудливых образах воплотился невероятно масштабный проект этого собора. Башня Христа, увенчанная колокольней, достигает около 170 метров в высоту, а нижняя церковь, во многом скрытая за великолепными фасадами, скрывает роскошные арки, абрисы которых не повторяются нигде в мире и великолепные гротескные витражи. Гротескное воплощение религиозного фанатизма и безусловно самое оригинальное религиозное строение в мире, Саграда Фамилиа и сегодня остается одним из самых спорных шедевров архитектуры. После завершения строительства Собор будет увенчан восемнадцатью башнями, выполненными в том же причудливом веретенообразном стиле.
Каждый год собор посещает два с лишним миллиона человек, и по популярности Саграда-Фамилия соперничает с мадридским музеем Прадо. Извечное испано-каталонское «эль-класико» продолжается и здесь.