собор екатерины великомученицы в крестцах
Крестцы
Версия для слабовидящих
Комитет
Навигация
Вход в систему
Екатерининский собор
Из рубрики «Я поведу тебя в музей. »
В 1849-1859 годах к нему была пристроена тёплая церковь с новой колокольней. В ней было два престола: в честь вознесения Господня и с левой стороны в честь пресвятой Богородицы.
Храм был одноглавый, но очень красивый. Внутри он был расписан фресками, а иконостас его позолочен. Присутствовала настенная живопись и живопись в верхних ярусах главного иконостаса. Службы в новом соборе проходили ежедневно трижды: утром две литургии, ранняя и поздняя, и вечерня. Главной святыней Крестецкого Екатерининского собора была икона «Неопалимая Купина Божьей Матери».
В начале XX века Екатерининский собор подвергался переделкам. В 1910-1915 годах деревянные полы были заменены на бетонные с плиточным настилом. Тогда же для отопления было устроено 8 изразцовых печей. В те же годы была произведена окраска и позолота иконостаса.
К Екатерининскому собору относилась и церковь во имя Всех Святых на Городском кладбище, построенная в 1815 году. В ней изредка организовывались богослужения и отпевания усопших.
Во время боевых действий в Великую Отечественную войну она была сильно разрушена, и её остатки (каменные стены) были уничтожены в 60-х годах ХХ века.
В 1902 году протоиреем Крестецкого Екатерининского собора был рукоположен Алексей Александрович Граничнов. Он происходил из духовного звания и был сыном дьячка. На епархиальную службу вступил в 1867 году.
В то время как был настоятелем и протоиреем при Крестецком соборе, имел различные должности: благочинного, председателя Крестецкого отделения Епархиального Училищного Совета и прочие. Имел все награды до ордена Святой Анны 2-й степени включительно.
6 июля 1913 года на священническое место к Екатерининскому собору был перемещён Иван Алексеевич Граничнов, где он прослужил 24 года до своей кончины.
По свидетельству прихожанки собора Александры Королёвой, отец Иоанн Граничнов внезапно скончался на светлой седмице в 1937 году от сердечного приступа. Вскоре, в этом же году, собор был закрыт, купола снесены, а сам храм переоборудован под Дом культуры.
Крестцы. Церковь Екатерины.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храм был одноглавый, но очень красивый. Внутри был расписан фресками, а иконостас его позолочен. Присутствовала настенная живопись и живопись в верхних ярусах главного иконостаса. Службы в новом соборе проходили ежедневно трижды: утром две литургии, ранняя и поздняя, и вечерня. Главной святыней Крестецкого Екатерининского собора была икона Божьей Матери «Неопалимая Купина».
В начале XX века Екатерининский собор подвергался переделкам. В 1910-1915 годах деревянные полы были заменены на бетонные с плиточным настилом. Тогда же для отопления было устроено 8 изразцовых печей. В те же годы была произведена окраска и позолота иконостаса.
К Екатерининскому собору относилась и церковь во имя Всех Святых на Городском кладбище, построенная в 1815 году. В ней изредка организовывались богослужения и отпевания усопших.
Во время боевых действий в Великую Отечественную войну она была сильно разрушена, и её остатки (каменные стены) были уничтожены в 60-х годах ХХ века.
В 1902 году протоиереем Крестецкого Екатерининского собора был рукоположен Алексей Александрович Граничнов. Он происходил из духовного звания и был сыном дьячка. На епархиальную службу вступил в 1867 году. В то время, как был настоятелем и протоиереем при Крестецком соборе, имел различные должности: благочинного, председателя Крестецкого отделения Епархиального Училищного Совета и прочие. Имел награды до ордена Святой Анны 2-й степени включительно.
6 июля 1913 года на священническое место к Екатерининскому собору был перемещён Иоанн Алексеевич Граничнов, где он прослужил 24 года до своей кончины. По свидетельству прихожанки собора Александры Королёвой, отец Иоанн Граничнов внезапно скончался на светлой седмице в 1937 году от сердечного приступа. Вскоре, в этом же году, собор был закрыт, купола снесены, а сам храм переоборудован под Дом культуры.
7 храмов святой Екатерины из разных уголков мира
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Святую Екатерину Александрийскую с давних пор особо почитают не только в России, но и по всему миру. Подвиг великомученицы веками вдохновлял людей стойко и мужественно отстаивать свою веру. Ко дню памяти святой мы подготовили истории храмов, освященных в ее честь.
1. Храм святой великомученицы Екатерины на Всполье
Москва, ул. Большая Ордынка, 60/2
Фото ocapodvorie.org
Храм святой великомученицы Екатерины располагается в самом сердце Замоскворечья, на Большой Ордынке. История сооружения восходит к ХVI веку: царица Анастасия Романовна, первая жена Ивана Грозного, дает распоряжение о создании Екатерининской белильной слободы и небольшой церкви в честь великомученицы Екатерины. Местом для строительства были выбраны земли на окраине города, граничащие с пахотными полями, отсюда и название — храм на Всполье. Спустя два века, в 1766–1775 годах, здание реконструирует известный в Российской империи архитектор Карл Бланк. Теперь — по личному приказу Екатерины II, которая после коронации некоторое время находилась в Москве.
Бланк не просто реставрирует церковь. Он возводит новое сооружение в стиле позднего барокко и соединяет его со старым двухъярусной колокольней, тем самым возрождая традицию русского зодчества — композицию из «теплого» и «холодного» храма для разных времен года. Интересно, что для украшения территории церкви использовалась кованая ограда, которая разделяла Архангельский собор и Патриарший двор на Соборной площади Кремля. Когда ограду разобрали, Екатерина II передала сохраненные части возводимому в честь своей небесной покровительницы храму.
Сейчас храм святой великомученицы Екатерины является подворьем Православной Церкви в Америке. Одна из главных святынь — ковчег с частицей мощей и фрагментом мантии святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
2. Церковь святой великомученицы Екатерины у Тучкова моста
Санкт-Петербург, Кадетская линия, 27А
Место, где в 1823 году была построена церковь святой великомученицы Екатерины, никогда не пустовало. В XVIII веке в разное время там располагались и «полотняная», или переносная, церковь Святой Троицы Кабардинского полка, и деревянный храм в честь святой Екатерины, который к концу века стал «оспенным», то есть предназначенным для заболевших оспой или корью. Пожар 7 января 1809 года полностью разрушил строение — уцелел только храмовый образ святой-покровительницы.
Жизнь прихода новой, возведенной в XIX веке церкви, была прервана революцией. Храм разграбили, а последний настоятель, протоиерей Михаил Яворский, в 1937 году скончался в ссылке. В советские годы помещение переоборудовали сначала в лабораторию, потом его место занял Всесоюзный нефтяной геологоразведочный институт. Только в 1996 году сооружение передали Церкви, и с тех пор храм работает в обычном режиме.
Одна из главных архитектурных особенностей церкви святой великомученицы Екатерины — деревянный ангел с позолоченным крестом, установленный на куполе. Протоиерей Иоанн Пашкевич так охарактеризовал эту скульптуру: «Церковь святой великомученицы Екатерины, величественный купол которой венчает Ангел, словно благословляющий и дома города, и живущих в них людей, и воды Финского залива, и суда, уплывающие в неведомую морскую даль, видна издалека, и без нее сейчас уже трудно представить восточную часть Васильевского острова».
3. Монастырь святой Екатерины на горе Синай
Египет, Мухафаза Южный Синай
Esben Stenfeldt/wikipedia.org
Монастырь святой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских мужских монастырей в мире. В собрании обители, которая за всю многовековую историю существования никогда не была разграблена или разрушена, находятся древнейшие иконы мира, а также около 3304 манускриптов и 1700 свитков.
Уже во II-III веках монахи собирались небольшими группами и селились в разных местах южного Синая, в том числе и возле Неопалимой купины, расположенной у подножия горы Синай. На этом месте при деятельном участии святой равноапостольной Елены, матери императора Константина I, была возведена церковь в честь Богоматери. Монашеская община разрасталась, чему особо способствовал император Юстиниан Великий. В VIII веке были обретены мощи великомученицы Екатерины, и спустя столетие монастырь получил новое название в честь особо почитаемой синайскими монахами святой.
Монастырь всегда был тесто связан с Россией. В 1860 году император Александр II даровал обители новую раку для мощей святой Екатерины, а еще через 10 лет, когда была возведена новая колокольня, выслал 9 колоколов, которые используются и сейчас.
4. Церковь святой Екатерины
Феодосия, ул. Федько, 95
Фото localway.ru
Этот храм, как и одноименный в Москве, связан с Екатериной II. Спустя более 150-ти лет со дня рождения императрицы в этот же день, 21 апреля 1892 года, было заложено его основание. Практически все строительство осуществлялось на пожертвования жителей города. В возведении храма активно участвовали все: местные торговцы помогали с поиском и поставкой строительных материалов, рабочие люди бесплатно выходили на смену в выходные дни. Большую финансовую поддержку оказали доктор математических наук Василий Лапшин и основатель железной дороги в Феодосии Николай Меженин.
В начале XX века настоятелем стал протоиерей Андрей Косовский. Священник был арестован 7 декабря 1920 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, когда совершал Божественную литургию,. Его обвинили в антисоветской деятельности и приговорили к расстрелу. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Сейчас в алтаре храма святой Екатерины находится икона новомученика.
5. Екатерининская пустынь
Видное, район Расторгуево, Петровский пр., вл. 21
Фото sobory.ru
Монастырь был основан во второй половине XVII века по приказу царя Алексея Михайловича. Предание гласит: после охоты на землях Ермолинских рощ царь не поехал в Москву, а решил переночевать в шатре на том же месте. Во сне ему явилась святая великомученица Екатерина и возвестила о том, что жена его в эту ночь родит девочку. Когда он вернулся домой и увидел подтверждение ночному известию, то решил назвать дочь в честь святой, а на том месте, где произошло чудесное видение, приказал основать монастырь. Строительство монастыря продолжалось на протяжении почти десяти лет и все время полностью спонсировалось государем.
В советский период монастырь потерпел огромные лишения. К 1938 году его передают Главному управлению местами заключения: стены обители становятся тюрьмой для бывших высокопоставленных госслужащих. Жилые корпусы переоборудовали в камеры, и, по некоторым данным, в Екатерининском соборе действовал крематорий для умерших заключенных.
В 1991 году монастырь был передан Церкви и несколько лет восстанавливался. Сейчас это действующий мужской монастырь, на территории которого работает приходская школа и музей.
6. Екатерининский собор
Краснодар, ул. Коммунаров, 52
Екатерининский собор в Краснодаре решили построить 17 октября 1889 года. Дата выбрана не случайно: ровно за год до этого Александр III и его семья избежали смерти при крушении царского поезда под Харьковом. В честь чудесного спасения императора, который незадолго до происшествия посещал Екатеринодар, и было решено возвести величественный собор. Планировалось создание семи престолов: один посвящен великомученице Екатерине, а шесть остальных — небесным покровителям членов царской семьи.
Проектом занимался местный архитектор Иван Мальгерб. Он же сыграл важную роль в судьбе собора и в советское время. Архитектор смог убедить комиссию по разрушению храмов в необходимости сохранить здание, хотя в 1930-е годы его уже готовили ко взрыву.
Храм недолго пробыл под руководством обновленцев. В 1935 году обновленческое епархиальное управление заявляет, что община распалась, и собор становится складом, а колокола снимают и переплавляют. Только после 1944 года собор снова переходит в управление канонической Православной Церкви и больше не прекращает работу. В советские годы все приделы, кроме Екатерининского, были переименованы.
В 2014 собор отметил свой 100-летний юбилей и сейчас является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии.
7. Церковь святой великомученицы Екатерины
Италия, Рим, улица дель Лаго Террьоне, 77
Фото pravoslavie.ru
Несмотря на то, что церкви святой великомученицы Екатерины в Риме всего десять лет, идея возведения православного храма в столице католицизма восходит к XIX веку. Архимандрит Климент (Верниковский), служивший в то время настоятелем русской посольской церкви в Риме, выступает с предложением о строительстве, которое материально поддерживают Николай II, великие князья и многие состоятельные предприниматели. В 1913 году сбор пожертвований становится всероссийским. Через три года необходимая сумма набрана, но революция в России не позволяет приступить к постройке.
О проекте вспомнили спустя 80 лет. Значительный вклад в его реализацию внес митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Патриарх. Местные власти не поддерживали идею возведения православного храма на берегу Тибра: для того чтобы получить разрешение на строительство на территории посольского комплекса России, пришлось инициировать изменения в законе региона Лацио, который относится к Риму. В мае 2009 года все работы были закончены. На освящении присутствовали бывший мэр Москвы Юрий Лужков и бывший посол РФ в Италии Алексей Мешков.
Сейчас церковь святой великомученицы Екатерины является главным храмом Патриарших приходов Русской Православной Церкви в Италии.
Молодежный клуб храма Святой Вмч. Екатерины
Встречи проходят по воскресеньям, после Божественной Литургии в музыкальном классе храма св. вмч Екатерины по адресу: СПб, Васильевский остров, Кадетская линия, д. 27-а
❤Приходите обязательно, приводите своих друзей! У нас нет ограничения по возрасту❤
Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Девушка получила блестящее эллинское образование. Необыкновенно одарённая, она изучала греческую и римскую литературу, блестяще знала словесность и философию, даже «по врачебным умудрившися письменем». Она обладала редкой красотой и умом. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, который творил молитвенный подвиг в уединенной пещере недалеко от города. Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его — неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Ей открылась Истина, к которой рвалась ее душа. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.
Она молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними девушку. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не может смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали святая Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью научил ее тайнам веры Христовой, заповедал хранить целомудрие, непрестанно молиться, и совершил над Екатериной Таинство святого Крещения. И вновь ей было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо — дар Небесного Жениха.
Видя безуспешность своих попыток, властитель попытался иным образом прельстить святую Екатерину, предлагая ей разделить с ним царство и власть. Но богатство и слава не соблазнили её, и целомудренная дева отказалась от этих предложений, сказав, что она «больше желает одежды мученичества, чем всякой царской багряницы». Получив твёрдый отказ, разгневанный император подвергнул святую жестоким мучениям – велел снять с неё одежду и обнаженную бить воловьими жилами. После двух часов мучений девственное тело её раздробилось ранами. Святая Екатерина переносила истязания с великим терпением. Ожесточённый мучитель велел посадить её в темницу и морить её голодом. Но Иисус Христос не оставил своей невесты без попечения и каждый день посылал ей с ангелом пищу, и Сам посетил узницу, вдохнув в неё крепость. Когда императрица Августа в сопровождении воеводы Порфирия с отрядом воинов пришла в темницу Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они уверовали во Христа.
Вновь приведенная на судилище, святая Екатерина предстала совершенно здравой, красивой и окрепшей, лицо ее сияло. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву идолам. И теперь она не поклонилась языческим богам, исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество, но получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху, Христу, и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача, была «во главу усечена мечом».
Память святой великомученицы Екатерины празднуется 7 декабря (24 ноября по старому стилю).
Крестцы
Версия для слабовидящих
Комитет
Навигация
Вход в систему
Из истории церкви Святой Троицы
В первой писцовой книге Деревской пятины, составленной около 1495 года, упоминается Крестецкий погост. На 413 листе этой книги неизвестный писец сделал запись: «Погост Хрестцовской. На погосте церковь Рождество Пречистые; двор поп Василей, двор церковной диак Якуш, двор проскурница Катерина, двор церковной сторож Лучка, не пашу». Из этой записи становиться ясно, что древняя церковь, о которой говорилось выше, была посвящена празднику Рождеству Пресвятой Богородицы. Даются и другие дополнительные сведения, что в ней служил священник по имени отец Василий, псаломщик Яков (который назван дьяконом, а дьяк в те времена, кроме исполнения обязанностей псаломщика, заведовал всеми церковными книгами и вёл все необходимые записи). Упоминается ещё просфорница Екатерина, церковный сторож Лука, и подчёркивается, что они не занимались хлебопашеством, и каждый из них жил в собственном доме.
1586 год.
«в слободе Ямской церковь Никита чудотворец епископ Новгородский, двор ямской пригонный. Не огорожен. Во дворе поп Фёдор, дьячок Гриша».
В указанной записи названо уже третье имя Крестецкого священника: отец Фёдор, а также имя дьячка Гриша.
В 1854 году крестецкий помещик Н.Ф. Мусин-Пушкин по собственному доброму почину, на свои средства, решил восстановить Никитскую церковь на месте старообрядческой молельни. Учитывая огромное количество старообрядцев, было решено установить здесь не обычный, а единоверческий храм, т.е. такой в котором бы могли молиться и православные и старообрядцы. Единоверческих храмов в Новгородской губернии были считанные единицы. Их строили в целях постепенного сближения раскольников с православными. В единоверческом храме службы служились священниками по общему чину, но при особом староверском пении. Староверам разрешалось креститься двумя перстами, совершать свои особые поклоны, употреблять лестовки, но при этом они участвовали во всех таинствах православной церкви.
В 1859 году 22 июля была большая буря, во время которой снесло колокольню. Новую колокольню на счёт доброхотных подаяний жителей СПб построили быстро.
Скоро стало ясно, что церковь не удобна для служения зимой из-за отсутствия печей и, к тому же, не вместительна, а народа на службы приходило очень много. Жители Ямской слободы стали ходатайствовать перед Новгородским архиепископом о строительстве другой большой церкви. Так началась история собственно Троицкой церкви.
В церкви было три престола: в честь Архистратига Михаила и всех Небесных сил; в честь Трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Её освятили 7 ноября 1865 года.
Первым священником стал, как уже говорилось, Андрей Васильев, крестьянин Ямской слободы, выбранный прихожанами. Служил он в ней до 1893 года. Вторым священником стал Александр Афанасьевич Леонтьев (1836-1912) (ныне его могила восстановлена возле правой паперти), происходивший из Петербургских ремесленников и закончивший Петербургское Рождественское Уездное училище.
Но 11 мая 1872 года огонь уничтожил и церковь в честь великомученика Никиты. Сгорело всё полностью, но при этом произошло чудо: древняя икона «Неопалимой Купины Божией Матери», была вытащена из под пепла, не тронутая огнём. Она стала главной святыней города и торжественно была перенесена в Крестецкий Екатерининский собор.
Вместо деревянной церкви решили пристроить к Троицкой каменной церкви зимний придел и посвятить его тому же святому- великомученику Никите. Освящён он был 2 января 1873 года. Немного позже для симметрии такой же придел был пристроен и слева.
В 1878 году вокруг церкви, на пожертвованные купцом Мартыновым, 200 рублей и выделенную приходским попечительством сумму, была устроена ограда с каменными столбиками и деревянными решётками. Которые впоследствии были заменены на железные.
Долгое время дьячком в церкви служил Герасим Богданович Громов (род.1823 г.) обращённый из раскольников, бывший сначала ямщиком. Пономарями последовательно служили: с 1875 г. крестьянин Ямской слободы Яков Маврушкин, с 1876 г. Иван Яковлев, с 1879 г. Евгений Тополев, с1881 г. Иван Андреевич Анашкин (род. 1832г.) из крестьян.
Старостой на трёхлетие 1878-1880г. был выбран крестьянин Владимир Тимофеев, а попечителями крестьяне Максим Базанов и Иван Крохин. На другое трёхлетие 1886-1888 г. старостой стал крестьянин Иван Абрамов, а попечителями при нём крестьяне: вновь Максим Базанов и Емельян Егоров.
По данным 1882 года прихожан на Троицкую церковь приходилось 1405 человек.
Однажды в церковь пожертвовали старинную икону, что случалось само по себе очень часто. На иконе были изображены: посередине св. Архистратиг Михаил, по сторонам св. Апостол Пётр и Павел, св. Николай Чудотворец. При близком рассмотрении оказалось, что в иконе, в специальном углублении хранились частицы святых мощей: св. великомученика Дмитрия Солунского, священномученика Неофита, св. Афанасия архиепископа Александрийского, св. Исидора Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца и св. преподобного Ефрема Сирина. Частицы святых мощей были изъяты из пожертвованной иконы. Для них был изготовлен небольшой серебряный ковчег, наподобие раки, где они и хранились. На месте же, откуда взяты частицы, в иконе был вставлен св. Крест.
При церкви существовала библиотека и церковно-приходская школа, где учились не только мальчики, но и девочки. Школа помещалась в собственном двухэтажном доме, с квартирой в нижнем этаже для учителя (сейчас от неё остался первый этаж жилого дома). Заведующим её состоял священник, законоучителем и учителем диакон Александр Соколов.
До конца Х IХ века в храме служило два священника, но после ухода в 1893 году Андрея Васильева в храме стал служить только один священник, тогда это был Александр Леонтьев. В помощь ему с 1894 года был назначен диакон, при чём последний выбирался обязательно из окончивших Новгородскую семинарию с достаточными знаниями по истории раскола, чтобы он мог вести беседы с многочисленными здесь раскольниками и также преподавать детям в церковно-приходской школе. Первым таким диаконом стал Николай Словцов.
В самом начале ХХ века вновь произошёл страшный пожар. 13 апреля 1900 года за два часа в Ямской слободе было уничтожено 288 жилых домов. Церковь чудом удалось отстоять. В 1910-1914 года штат Троицкой церкви имел священника, диакона и двух псаломщиков.
При церкви продолжала существовать библиотека, насчитывающая к этому времени 59 томов. Оставалась и деревянная часовня на кладбище, совместном со старообрядцами, построенная на средства священника Андрея Васильева в 1889 году.
В 1913 году в Троицкую церковь был назначен новый священник (третий по счёту) Василий Павлович Никифоров (1871-1937), уроженец Санкт-Петербурга, закончивший Духовную семинарию. По воспоминаниям жителей дом его находился на Боровической улице. Сам он был женат на Александре Ивановне, имел пятерых детей: дочь Александру, которая родилась в 1916 году и была крещена в Екатерининском соборе протоиреем Александром Быстровым, но умерла в том же году от слабости, сына Александра, дочь Ксению.
Диаконы. В 1910-х годах в Троицкой церкви служил диакон Александр Лебедев. После него Александр Яковлевич Соколов 1883 г. рождения, из крестьян. Он окончил сначала воскресную второклассную церковно-приходскую школу в Старорусском уезде, затем со званием начального учителя в церковно-приходской школе того же уезда. С 1 сентября 1910 года был переведён в Крестецкий уезд и назначен учителем Ямской церковно-приходской школы. В диакона был рукоположен 6 февраля 1911 года епископом Андроником с Софийском соборе в сослужении соборного духовенства. Долгие годы он служил и преподавал в церковной школе. За 20-летие церковно-приходской деятельности получил серебряную медаль. Он был женат на Елизавете Васильевне и в 1912 году у них родились дочери Антонина и Екатерина.
Псаломщиком с 1893 года служил потомственный псаломщик Александр Яковлевич Громов, 1873 г. рождения. Был женат на Екатерине Васильевне и имел дочерей: Ольгу и Анну. Вторым псаломщиком с таким же жалованием с 1896 года был Василий Павлович Шершнев, 1878 г. рождения из крестьян Ямской слободы. Был женат на Евдокии Михайловне (род. 1876г.) и имел детей Николая (род. 1900 г.), Ольгу (1902г.), Иоанна (1908 г.), Павла. Звонарём был Иван Лучкин, старостой Василий Савельев.
Неотвратимо приближался коренной перелом, хотя здесь в провинции всё ещё жили размеренным укладом. 21 мая 1917 года отец Василий Никифоров был награждён епархиальным начальством скуфьей за заслуги по духовному ведомству. Но уже вскоре после октябрьского переворота началась упорная и жестокая борьба Советской власти с Православием. В 19128 году были расстреляны без суда и следствия несколько священников Новгородской губернии, и среди них был священник Екатерининского собора Иоанн Лавров.
1924 год стал временем разгула административного отдела в области закрытия храмов по всей Новгородчины. Где-то в это время в Крестцах были закрыты кладбищенская и тюремная церкви, но Екатерининский собор и Троицкая церковь продолжали действовать.
В 1990 году образовалась община верующих, которая была зарегистрирована, был назначен священник. Службы проходили в молельном доме по адресу Ямская, 59. Восстановлением церкви занялась Новгородреконструкция. Бригада собралась неудачная, работа шла очень медленно. Поэтому в 1996 году храм был передан Новгородской епархии. Крестецкая администрация во главе с Николаем Николаевичем Ренкасом на средства района и благотворительную помощь местных предпринимателей, совместно с Новгородской епархией и Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом, организовали всё необходимое для восстановления храма.
9 ноября 1996 года храм был вновь освящён Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом в сослужении новгородского духовенства и при огромном стечении народа. Летом 1997 года на средства района была сооружена металлическая ограда.
Собор Святой Троицы
Его замечаешь сразу, как только въезжаешь в Ямскую слободу, а ныне улицу Ямскую в Крестцах. Не возможно не заметить этот величественный храм, как будто парящий над посёлком. Его видно отовсюду.
В 1862-1865 годах в Ямской слободе рядом с деревянной церковью был построен каменный собор Святой Троицы. На собранные деньги был нанят малоизвестный архитектор Сверчков. Сведений о нём практически нет, ничего построенного им в Новгородской области не сохранилось. Архитектор выбрал традиционную композицию четырёхстолпного пятиугольного здания с тремя алтарными выступами. С западной стороны к храму примыкает колокольня.
Собор задумывался как единоверческая церковь. Это своего рода компромисс между русскими старообрядцами (к коим принадлежало большинство ямщиков) и православной церковью. За первыми сохранялось право совершить богослужения и таинства по своим обрядам, но при условии подчинения православной церкви.
В 1872 году по случаю сильного пожара в Ямской слободе деревянная церковь была уничтожена, каменная повреждена.
В 1872-1875 годах были достроены два предела каменной церкви Святой Троицы на средства Петербуржского купца I гильдии Василия Фёдоровича Мартынова и собранные пожертвования священника церкви Александра Леонтьева, который с 1864 года прослужил почти 50 лет в храме Святой Троицы и похоронен у стен храма (могила не сохранилась).
В 1878 году вокруг церкви была установлена ограда с каменными столбами и деревянной решёткой.
При церкви существовала библиотека и церковно- приходская школа, где учились не только мальчики, но и девочки.
Просуществовал собор Святой Троицы до революции довольно сносно, прихожане его исправно посещали. Если не считать, конечно, небольших распрей между ним и Екатерининским собором, построенным в 1777 году и претендующим на место главного оплота православия в Крестцах.
Длительное время ямщики в Крестцах составляли большинство населения.
В 1843 году в городе Крестцы и Ямской слободе проживало 1337 человек. Слобода примыкала к городу и по сути сливалась с ним.
Население одной только слободы превышало 1200 человек. Ямщики в то время составляли едва ли не всё население Крестец.
Местные ямщики, жившие в слободе, были в основном раскольниками и в силу своего нрава не очень-то хотели молиться в православном Екатерининском соборе- главном в то время в Крестцах. О чём и сохранилась запись в «Историко-статистическом описании Крестецкого Екатерининского собора»:
«. Прихожане не все одинаково усердны к церкви. Ямщики Крестецкой Ямской слободы вообще редко посещают церковь, и со времени построения в Ямской слободе единоверческой церкви более посещают и посещали означенную. Причиной этому не совсем чистосердечное обращение их из раскола и то, что в единоверческой церкви священнодействовал их прежний наставник. »
После революции судьба обоих храмов одинакова. В 1937 году в церкви Святой Троицы службы и церковные звоны по решению Советской власти (указу И. Сталина) были запрещены. Крестецкие старожилы ещё помнят какой стон стоял в посёлке в 30-е годы, когда разоряли Екатерининский и Троицкий соборы. Верующие стояли на коленях, отмаливая чужие грехи.
Один раз в год на светлой седьмице (в течение недели после пасхи) любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокол.
По статистике за 2006 год в Свято-Троицкой церкви было проведено 137 крещений и 7 венчаний.
С апреля 1990 года по июль 2006 года настоятелем храма был отец Анатолий Лукашенков. Дочь Ирина вела церковно-приходскую школу.
18 июля 2006 года настоятелем храма назначен Буланушкин Константин Алексеевич.
Около церкви находится могила протоирея церкви Святой Троицы Леонтьева Александра Афанасьевича, родившегося в 1832 году. В 1863 году 26 мая епископ Старорусский Герасим рукоположил его в диаконы и определил к ещё строящейся Троицкой церкви по избранию прихожан, а служил он временно в Никитской церкви (находилась рядом со строящейся Свято-Троицкой). 4 апреля 1864 года он принял сан иерея от епископа Апполония и заведовал ризницей и библиотекой Никитской церкви. После освящения каменной Троицкой церкви, служил в ней вторым священником. 31 декабря 1869 года был награждён набедренником за большие труды по постройке и устройству благолепия новой церкви. 3 апреля 1876 года он был также награждён скуфьей, в 1890 году получил благодарность. Служил в храме до самой смерти 1 ноября 1912 года.