собор архангела михаила великий устюг
Михайло-Архангельский монастырь Великий Устюг
Михайло-Архангельский монастырь Великий Устюг запись закреплена
Иоаким Угдужеков
Дорогие мои боголюбцы!
Опять обращаюсь к Вам с просьбой о помощи. Летом у нас интенсивная подготовка к зимнему сезону. Надо поменять некоторые особо ветхие окна, заштукатурить трещины в стенах, установить печи-камины, поменять некоторые радиаторы центрального отопления и т. д. и т. п. Не говоря уже о более фундаментальных работах по восстановлению монастыря. Прощу Вашей посильной помощи, чтоб монастырь мог функционировать и развивать монашескую жизнь. С почтением, настоятель Иоаким.
Показать полностью.
Ваше пожертвование можно перевести на карту Сбербанка настоятеля монастыря для пожертвований 5469 1200 1582 8303
карта привязана к номеру телефона +7(981)509-00-68.
либо на расчетный счет Михайло-Архангельского монастыря:
РО «Архиерейское подворье Михайло-Архангельский монастырь г. Великого Устюга Вологодской области Великоустюжской Епархии РПЦ (МП)»
ИНН 3526035932 КПП 352601001
БАНК АО «БАНК СГБ» БИК 041909786
Корр.счет:30101810800000000786 Расчетный счет: №40703810400280000325
Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность.
Михайло-Архангельский монастырь Великий Устюг запись закреплена
Иоаким Угдужеков
Расписание служб в Михайло-Архангельском монастыре на предстоящую седмицу с 08.11.21 по 14.11.21
08.10.21 Понедельник в 7 30 утра Полунощница Молебен с акафистом Вмч. Дмитрию Солунскому, Лития по усопшим.
09.11.21. Вторник Храм открыт с 9 00 до 15 00.
10.11.21 Среда в 7 30 утра Полунощница Молебен с акафистом Божией Матери Владимирской, Лития по усопшим.
Показать полностью.
11.11.21. Четверг. Храм открыт с 9 00 до 15 00.
12.11.21. Пятница в 7 30 утра Полунощница Молебен с акафистом Спасителю мира. Лития по усопшим.
В 15 30 Вечерня и утреня.
13.11.21. Суббота 8 30 утра Часы Божественная Литургия.
Дорогие братья и сестры, не забывайте о помощи монастырю. В монастыре проводится много работ (кладка печей и труб, ремонт центрального отопления, ремонт стен и потолков братского корпуса, электропроводка и т.д.), что требует значительные денежные средства.
Ваше пожертвование можно перевести на карту Сбербанка настоятеля монастыря для пожертвований 5469 1200 1582 8303
карта привязана к номеру телефона +7(981)509-00-68.
либо на расчетный счет Михайло-Архангельского монастыря:
РО «Архиерейское подворье Михайло-Архангельский монастырь г. Великого Устюга Вологодской области Великоустюжской Епархии РПЦ (МП)»
ИНН 3526035932 КПП 352601001
БАНК АО «БАНК СГБ» БИК 041909786
Корр.счет:30101810800000000786 Расчетный счет: №40703810400280000325
Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность.
Михайло-Архангельский монастырь Великий Устюг запись закреплена
Иоаким Угдужеков
Димитриевская родительская суббота
Показать полностью.
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Михайло-Архангельский монастырь Великий Устюг запись закреплена
Иоаким Угдужеков
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы — будящем, укрепляющем веру людей в Богоматерь, как в дивную Заступницу, которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной. Радуйся же вечно Ты, небесная скорбящих Радость!
Показать полностью.
По вере людей в милосердие Богоматери к роду людскому, повелся обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к Ней: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление». Поэтому и пишется Богоматерь во весь рост, иногда с Младенцем на руках (как на московском первообразе), иногда без Младенца (как на прославившейся недавно в Петербурге, у Стеклянного завода, иконе с монетами), окруженная разного рода бедствующими людьми — нагими, обидимыми, алчущими. Около этих бедствующих изображают часто ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь, которая пишется на иконах «Всех скорбящих Радость» или во славе, с короной на главе и в царском одеянии, или в обычном одеянии земных Ее дней и в белом плате на главе.
В Москве в XVII веке прославилась одна икона Богоматери этого имени. Первое чудо от нее совершилось в 1648 г. над больной Евфимией, родной сестрой патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она жестоко страдала раной в боку. Рана была так велика, что видны были внутренности. Больная ждала смерти, но в то же время не теряла надежды на помощь Божественную. Однажды, попросив приобщить ее Святых Таин, она с великой верой стала взывать к Пресвятой Богородице:
— Услыши меня, Всемилостивая Владычица! Весь мир Тобой хвалится; и все приемлют нескудные милости Твои. Достойна я наказания по беззакониям моим, но не накажи меня гневом Твоим. Призри на лютую немощь мою и помилуй меня.
После этой молитвы больной был голос:
— Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумленная голосом.
— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного на нее этим явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения, на Ордынке, есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия исцелилась, и 24 октября установлен праздник в честь этой иконы в память совершившегося в этот день исцеления.
Есть мнение, что первоначальный образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» перевезен был в Петербург царевной Наталией Алексеевной и есть именно тот образ, который стоит в Скорбященской церкви, на Шпалерной. Но, кажется, ближе к истине те, которые утверждают, что первоначальный образ остался в Москве.
ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Под 1517 г. обитель упоминается в Устюжском летописном своде и памятниках позднейшего местного летописания в связи с чудесным истечением здесь 23 мая после литургии мира от икон «Воскресение Христово», «Патерик, на ней же писан рай на востоце» и от 7 клейм иконы «Пятидесятница» (ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. С. 54, 102, 108).
Во 2-й редакции Устюжского летописца под 1619 г. помещены рассказы о явлении прп. Киприана Устюжского в 1616 или 1617 г. монастырскому сторожу новокрещеному И. Карымцу, под 1622 г. об исцелении монастырского слуги И. Александрова и 3 недатированных сообщения, предшествующие построению теплой каменной Введенской ц. и повествующие о явлениях преподобного келарю мон. Иосифу с требованием перенесения раки (Там же. С. 121-123). Еще 2 явления начальника обители тому же (?) Иосифу помещены под 1678 и 1679 гг. (Там же. С. 123). Рассказы явно восходят к записям, современным событиям.
В Смутное время (нач. XVII в.) В. м. давал значительные денежные суммы московским царям и платил большие налоги, что опустошило монастырскую казну. В сотной книге 1630 г. среди монастырских построек упомянуты деревянные теплая Введенская ц. с трапезной и келарской, колокольня, 20 братских келий, 3 больничные кельи. 28 апр. 1636 г. сгорели Введенский храм, часовня, колокольня и кельи, остались лишь поварня, хлебня, погреба и сушила. В XVI-XVII вв. настоятели В. м. являлись представителями епархиального архиерея в Устюжском крае, осуществляли надзор за духовенством, имели право освящения новопостроенных храмов.
Каменные храмы и др. постройки
Каменное строительство в В. м. началось при архим. Игнатии (1642-1658). По благословенным грамотам Ростовских и Ярославских митрополитов Варлаама II (26 мая 1651) и Ионы (Сысоевича) (2 авг. 1653) иждивением устюжского купца Н. Ф. Ревякина на месте сгоревшей была построена и в 1653 г. освящена теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Одноглавый одноапсидный бесстолпный храм почти лишен декоративного убранства: фасад украшен простыми карнизами, полукруглыми закомарами, широкими лопатками на углах объемов. Примыкающая к церкви с запада трапезная состояла из обширной одностолпной палаты для общих трапез и хоз. помещений (келарской, кладовых, хлебопекарни). В храме стоял трехъярусный позолоченный иконостас. В XVIII в. древнюю луковичную главку Введенской ц. заменили на барочную, окна растесали, изменили интерьер: в 1765 г. в алтаре и трапезной были сложены печи из зеленых изразцов. В 1782 г. в храме был поставлен новый позолоченный иконостас, резные царские врата с сенью, все местные образа написаны устюжским иконописцем К. Волковым. В 1842 г. были устроены 3 входа из трапезной в церковь, упразднена палатка, увеличена паперть. В 1845 г. в трапезной поставили новый иконостас, украшенный резьбой и позолотой, поновлялись иконы.
Одновременно с собором в сер. 50-х гг. XVII в. была выстроена каменная восьмигранная шатровая колокольня. Ее монументальное четырехгранное трехъярусное основание несло открытый восьмерик звона, над к-рым поднимался стройный шатер с 2 рядами оконцев-слухов, завершенный небольшой луковичной главкой с крестом. В 1750 г. на колокольне были установлены часы с боем.
В 1695 г. по грамоте Великоустюжского архиеп. Александра на сев.-вост. стороне мон-ря, при больничных кельях, была построена каменная ц. во имя Всех святых, одноэтажная, с небольшой полукруглой апсидой. В 1786 г. храм был перестроен в домовую церковь архимандритов мон-ря: устроены проходы во внутренние покои, к зап. стене пристроены хоры.
По храмозданной грамоте архиеп. Великоустюжского Иосифа (1710) над могилой прп. Киприана Устюжского в 1711 г. была построена небольшая ц. в честь Преполовения Пятидесятницы. По богатству декоративного убранства фасадов ц. Преполовения Пятидесятницы уступала др. устюжским храмам нач. XVIII в. Пилястры в простенках между окнами и по углам были уравновешены 2 горизонтальными валиками вдоль всего фасада над и под окнами, дополнительно обрамленными вертикальными валиками с 2 сторон, и 3-м валиком по верху четверика под городчатым карнизом. При оформлении окон четверика впервые в устюжском зодчестве был применен новый тип декора, придававший нарядность,- наличники в виде прорисованных бровок. В сер. XVIII в. с зап. стороны к церкви была пристроена каменная паперть, декоративное убранство к-рой в целом повторяло декор четверика. В 1809 г. с сев. стороны к храму пристроили 2 небольшие каменные палатки, одна из к-рых в 1848 г. стала приделом во имя прп. Киприана. С 1842 г. с зап. стороны к храму была пристроена трапезная, а к ней в 1845 г.- тесовая (с 1910 кирпичная) паперть. К нач. ХХ в. в результате пристроек первоначально небольшой храм Преполовения увеличился в размерах в 3 раза.
Насельники
По писцовой книге 1626 г., в В. м. помимо архимандрита, келаря и казначея жили 125 чел., в 1668 г. числились 62 старца, 24 больничных старца и 206 вкладчиков-бельцов. В 1764 г. В. м. был отнесен ко 2-му классу, по штату, в обители жили архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 пономаря, «просвиряк», ключник, чашник, подьячий, 16 «служителей» для архимандрита и «прочих в монастыре потребных служб», а также 30 заштатных «больничных» монахов, 4 «больничных» иеромонаха. К 1863 г. в мон-ре вместе с насельниками приписных обителей числились 25 чел., из них 15 монашествующих и 10 послушников, к нач. XX в.- 19 чел.
О настоятелях В. м. до нач. XVI в., кроме прп. Киприана, ничего неизвестно. В XVI-ХIХ вв. во главе обители стояли архимандриты (за исключением периода с 1 нояб. 1786 по 13 окт. 1799, когда мон-рем управлял последний епископ упраздненной Великоустюжской епархии). При архим. Иове I (1536-1551, 1554-1567) царь Иоанн IV Грозный 17 мая 1550 г. дал мон-рю несудимую грамоту: «А кому будет чего искати на самом архимандрите, то его судит епископ Пермский и Вологодский Киприан, а старцев архангельских судит меж их архимандрит сам». 8 окт. 1627 г. архим. Варлаам после 13-летнего управления обителью был хиротонисан во архиепископа Вологодского и Великопермского. В 1697 г. архим. Иосиф III (1684-1701), первым из настоятелей В. м., получил Патриаршую благословенную грамоту на ношение «ради чина и всякого церковного благолепия» на богослужениях «среброкованной шапки». После учреждения в 1888 г. Великоустюжского вик-ства Вологодской епархии настоятелями обители были викарные епископы.
Земельные владения и материальное обеспечение
С XVI в. В. м. являлся крупным землевладельцем на Русском Севере, угодья обители находились в Устюжском и Усольском уездах. В Устюге мон-рь имел лавки в торговых рядах, амбары, держал перевоз на р. Сухоне. По прошению келаря Антония с братией царь Василий Иоаннович Шуйский грамотой от 2 мая 1610 г. освободил на год деревни обители от поборов и податей. С 1667 г. мон-рю принадлежала вотчина на р. Исеть в Зап. Сибири, состоявшая из 3 деревень и слободы, в к-рых проживало 458 чел. (К 1763 г. в Исетской заимке мон-рю были приписаны теплая ц. во имя архистратига Михаила и холодный храм во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжских, деревянная колокольня, хозяйственные постройки. Оброк с заимки составлял 6 р. в год и 141 четв. хлеба.) Во 2-й пол. XVII в. мон-рь получил неск. царских грамот (1663, 1677, 1681, 1683 гг. и др.) на владение покупными и закладными деревнями и уплату податей. В 1763 г. В. м. владел 167 деревнями, в к-рых проживали 2315 чел. В 1786 г., в связи с упразднением Великоустюжской епархии, к обители было приписано с. Богородское с каменной ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери, основанное в сер. XVIII в. для летнего пребывания архиереев. С 13 окт. 1842 до 1912 г. к В. м. был приписан великоустюжский Гледенский мон-рь с земельными угодьями, в 1860 г. приписан Лальский мон-рь в Вологодской губ. В 1865 г. В. м. принадлежало 206 дес. 800 кв. саж. земли, в 1917 г.- 199 дес. 1011 кв. саж. пахотной и сенокосной земли, лесная дача в 50 дес., 2 мельницы. Доходы обители составляли 8282 р. 11 к.
Святыни
В обители почитался прп. Киприан, мощи к-рого к 2004 г. пребывают под спудом в храме Преполовения Пятидесятницы. В XIX в. над его захоронением поставили каменную гробницу с изображением святого на холсте и положили камень,- один из тех валунов, к-рыми, по преданию, св. Киприан отмечал территорию мон-ря. У ворот обители, на месте кончины блж. Прокопия Устюжского, в XIV в. был установлен деревянный крест, в XVII в. замененный белокаменным. В 1707 г. крест был обрамлен иконной рамой, ее клейма изображали Страсти Христовы, в 1737 г., в связи со строительством каменной ограды, его перенесли в трапезную Введенской ц. (в наст. время находится в коллекции Великоустюжского музея-заповедника). В нач. ХIХ в. на месте кончины подвижника была построена каменная часовня. Находившаяся в Архангельском храме мон-ря икона «Собор архангела Михаила» (кон. XIII в.) ныне в ГРМ.
Библиотека
В. м. в XX в.
В сент. 1918 г. представители сов. власти произвели обыск в В. м., были изъяты ценные вещи, деньги и продукты питания. 31 дек. 1918 г., согласно договору с Великоустюжским уездисполкомом, имущество и здания обители перешли в ведение церковной общины при мон-ре, к-рая вскоре была упразднена. 1 дек. 1924 г. на заседании секретариата Северо-Двинского губисполкома принято постановление о передаче Владимирской надвратной ц. и Михаило-Архангельского собора, как «имеющих художественно-археологическую ценность», в распоряжение губернского музея. До 1941 г. на территории В. м. размещались концлагерь, губернский исправительно-трудовой дом, следственное отделение, тюрьма. Последний настоятель В. м.- Великоустюжский еп. сщмч. Алексий (Бельковский) после закрытия мон-ря был возведен в сан архиепископа, 30 июля 1923 г. вступил в управление Великоустюжской епархией, ставшей к этому времени самостоятельной. В 1937 г. 95-летний старец был арестован и заключен в тюрьму, находившуюся на территории В. м., через месяц скончался, был тайно погребен на городском кладбище. В 1941-1945 гг. монастырские здания были заняты перебазированным в Вел. Устюг Пуховичским военно-пехотным уч-щем. С 1945 г. на территории В. м. расположен Великоустюжский автодорожный техникум.
Заволочье: Великий Устюг, ч.2 (Михайло-Архангельский монастырь и другие окрестности центра)
Барочно-классицистический иконостас Михайло-Архангельского собора (1784 г)
Святые ворота монастыря (1732-1737 гг, часовни 1817-1820 гг.
Церковь Владимирской мконы Божией Матери (1682-1688 гг).
Владимирская церковь со стороны апсиды. Портал XVII в и росписи XVIII в.
Под апсидой изображен Деисус.
Еще один портал храма.
Церковь Преполовения Пятидесятницы (1711 г).
Рядом с этим храмом похоронен купец Н.Ф. Ревякин (XVII в), на чьи средства обитель отстраивалась в камне.
Михайло-Архангельский собор (1653-1656 гг) с выносным крыльцом и переходом.
Собор сохранил чудесные кованые кресты XVII в.
Собор переходами соединен переходом с Введенской церковью и трапезной палатой (1651-1653 гг).
Настоятельский корпус с домовой церковью Всех Святых (1695-1735 гг).
Местный ряд иконостаса (1784 г) и его боковые врата. Икона св. Леонтия Ростовского.
Фрагмент иконостаса (деисусный и праздничный ряды) XVIII в и царские врата нач. ХХ в.
Фрагменты царских врат (нач. ХХ в).
Венчает иконостас Распятие с предстоящими.
Притча о добром пастыре.
Епискоапская кафедра XVIII в и ее внутреннее оформление.
Парсуна архиепископа Иосифа (XVIII в). Эпитафия над надгробием архиепископа Варсонофия.
Росписи трапезной на сюжеты «Притч старческих» (XVII-XVIII вв). Экскурсовод весьма подробно истолковала нам ее смысл, иначе понять нам эти сюжеты было бы мудрено.
Эта часть росписи относится к XVIII веку. Монах, встретивший беса.
Натсавление монаха святым.
Трапеза мирская (слева) и трапеза монашеская (справав).
Наставление молодого инока старшими.
Монах, подвергающийся мирским искушениям со стороны бесов и дурных жен. Боковая дверь в трапезной.
Нравоучительные росписи трапезной Михайло-архангельского собора (XVII в). Монах-исихаст (молчальник), подвергающийся мирским и бесовским искушениям.
Чуть в стороне от центра находится городище XIII-XIV, которое сейчас представляет собой фрагмент земляного вала, внутри которого стоит поздняя церковь Чуда Михаила Архангела в Хонех (1888 г). За ним расположен городской парк, где наряду с полуразрушенной церковью Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1685 г) стоит еще один музейный храм – церковь Жен Мироносиц (1714-1722 гг, сейчас музей новогодней игрушки).
В этой же части города на улице Шилова сохранились особняки купцов Захаровых (1777 г), землепроходца В.И. Шилова (1770-е гг) и т.д. Чуть дальше на запад среди обычной одноэтажной частной застройки можно обнаружить деревянное здание конторы пароходства «Котлас. Архангельск. Мурман» (1912 г), а на берегу Сухоны – великолепную церковь Симеона Столпника (1725 г, перестройка 1765 г), чьи пилястры украшены майоликовыми капителями. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII в, но мы его видели только через замочную скважину.
Основательный барочный особняк В. Шилова (1770-е гг) на одноименной улице.
Интересный декор дома Шилова.
Особняк К.Чебаевского (1889 г).
Дом купца Г.Ф. Захарова (1777 г).
. и его интересный барочный фронтон.
Теплая церковь вмч. Георгия (1735-1738 гг).
Вид на обезглавленную Владимирскую церковь (1685 г) и храм Мен Мироносиц (1714-1722 гг)
Перестроенная в советское время Владимирской иконы Божией Матери (1685 г).
Церковь Жен Мироносиц (1714-1722 гг), в которой сейчас разместился музей новогодней игрушки.
У церкви прекрасное выносное крыльцо.
Причем, птицы самые разнообразные.
Церковь Чуда св. Георгия в Хонех (1888 г) стоит внутри древнего земляного вала.
Здание конторы пароходства «Котлас. Архангельск. Мурман» (1912 г).
Чуть дальше на берегу Сухоны стоит нарядный храм Симеон Столпника (1725-1747 г).
Симеоновская церковь со стороны апсиды.
Паперть храма украшена колоннами с майоликовыми капителями.
майоликовые капители украшают также колокольню.
По пути в центр на улицы Покровского, можно осмотреть деревянные особняки К.Гартвана (1909 г) и промышленника Ноготкова (деревянный модерн, 1907 г). Там же в сквере от бывшего Спасо-Преображенского девичьего монастыря сохранились две церкви: Спасская (1689-1696 гг) и барочная Сретенская (1725-1749 гг), которые сейчас занимает Центральный городской архив. Спасский собор украшен полихромными изразцами с изображением райских цветов и птиц. В обоих храмах сохранились резные иконостасы XVIII в, но попасть внутрь проблематично.
Интересны также исторические промышленные здания (пивоваренный завод «Бавария» 1877 г и Казенный винный завод 1901 г постройки), которые находятся ближе к окраинам. Из-за удаленного положения и сложностей логистики, в Устюге до сих пор выгодно многое производить самостоятельно, так что оба эти предприятия работают до сих пор. Несмотря на то, что дорога до Устюга сейгод была весьма приличного качества (говорят, такой она бывает не всегда), она все равно занимает много времени: очень уж далеко расположен он от всех других крупных региональных центров. Честно говоря, это поражает само по себе: сотни километров неплохого шоссе сквозь тайгу, на протяжении которых после Тотьмы не встречается и десятка деревень – и вдруг перед вами встает город, большой и развитый, полный всяких признаков цивилизации. А в придачу еще и памятников архитектуры, о которых я и попыталась здесь рассказать.
Спасская церковь (1689-1696 гг), перед которым установлен памятник еще одному великому устюжанину Ерофею Хабарову.
Спасская церковь с бокового фасада.
Храм украшен чудесными изразцами XVII в.
Впрочем, не только птицы. Рядом со Спасским собором стоит Сретенский храм в стиле устюжского барокко (1725-1740 гг).
Особняк К.Гарвана (1857 г, перестроен в нач. ХХ в).
Особняк А.И. Ноготкова (нач. ХХ в).
У дома Ноготкова с другого фасада два этажа. Наличники и кронштейны дома З.Н. Гоголицына (1902 г).
Дом З.Н. Гоголицына (1902 г).
Еще прекрасный деревянный дом с ул. Покровского.
Деревянное зодчество Устюга больше сосредоточено не в самом центре.
Многие устюжане жили и до сих пор живут в деревянных домах.
Здание пивоваренного завода «Бавария» (1877 г), основанного баварцем Людвигом Зебальдом и работающего до сих пор.
Казенный винный завод (1901 г) также исправно функционирует.