считается ли заочное обучение высшим образованием
Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ
Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
Информация об изменениях:
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
Информация об изменениях:
7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ГАРАНТ:
См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
Бесплатное второе высшее в области искусств: как и где его все-таки можно получить
30 октября 2021 года Правительство РФ приняло постановление о бесплатном втором высшем.
Под вторым высшим образованием подразумевается получение образования того же уровня, что уже было освоено ранее. Например, если у гражданина уже есть диплом бакалавра по экономике, то получение степени бакалавра по юриспруденции — это второе высшее.
Прежде его нельзя было получить бесплатно, теперь же возможно, но только в нескольких творческих областях и только в форме специалитета.
В тексте документа от 30 октября утверждены:
Курс о больших делах
Правила приема
Бесплатное второе и последующее высшее смогут получить лица, у которых уже есть высшее образование, подтвержденное дипломом, то есть те, кто окончил бакалавриат, специалитет или магистратуру.
Прием на выделенные места будет вестись только по программам специалитета, а значит, учиться придется минимум пять лет. О форме обучения документ не говорит, соответственно, могут подразумеваться все: и очная, и заочная.
Количество мест для приема ежегодно будет определять Министерство культуры, но в постановлении нет информации о сроках публикации этих данных.
Прием осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, которые проводят сами вузы. Результаты ЕГЭ не потребуются, даже если они еще действуют. В постановлении закреплены три вида вступительных.
Творческое испытание. Чтобы абитуриента допустили к экзаменам, он должен отправить в приемную комиссию портфолио. Во ВГИКе туда входят краткая биография, рассказ из жизни и 5—7 лучших фотографий, сделанных абитуриентом. Если портфолио поступающего понравится приемной комиссии, его пригласят на собеседование. Еще в творческое испытание входит письменная работа на предложенную тему.
Собеседование. Спросят о мотивах поступления и выбора творческой профессии, в случае ВГИКа «определят культурный уровень поступающего, склонность к художественному творчеству».
Профессиональное испытание во ВГИКе — на наблюдательность, образное мышление, фантазию плюс чтение вслух прозы, поэзии, басни.
В каждом конкретном случае точное содержание испытаний, размер минимальных и максимальных баллов для них будет устанавливать вуз. Еще абитуриенты могут заявить об имеющихся у них индивидуальных достижениях, например показать значок ГТО. Вуз учтет достижения, если они зафиксированы в правилах приема.
По результатам приема заявлений и экзаменов вуз формирует ранжированные списки поступающих. Конкурс на места для бесплатного второго высшего будет проходить отдельно от конкурса для тех, кто поступает в вуз на базе среднего общего или среднего профессионального образования — СОО и СПО.
Какие вузы участвуют в приеме
В постановлении указаны десять вузов: восемь московских и два петербургских. Так как постановление говорит о творческих специальностях, то и вузы в списке творческие.
Чем диплом заочного отделения отличается от очного
Почему работодатели до сих пор обращают внимание на форму обучения в вузе, если диплом сам по себе является доказательством успешного окончания обучения? А в некоторых сферах даже зарплата зависит от того, на дневной или заочной форме учился выпускник.
На нашем телеграм-канале мы уже описывали, чем диплом заочного отделения отличается от очного. Сейчас же давайте рассмотрим, как это отражается на дипломе при будущем трудоустройстве. А чтобы было веселее читать, вступайте в группу и следите за акциями и подарками.
Есть различия между дипломами студента вечернего, дневного и заочного обучения?
На самом деле существенные отличия отсутствуют. Юридически все три вида дипломов совершенно равнозначны и являются доказательством оконченного высшего образования.
Диплом – свидетельство успешного окончания вуза и прохождения учебных курсов/программ по разным дисциплинам (перечислены в сопроводительном листке с оценками и количеством часов по предметам).
Однако работодатели видят в дипломах студентов разных форм обучения свои особенности.
Диплом выпускника дневной формы обучения
Если школьник после 11 класса поступает на дневную форму обучения в вуз, учеба становится его основным видом деятельности на ближайшие несколько лет.
По закону работодатели не могут в полной мере принимать стандартные решения по отношению к студентам-очникам, у которых есть свои права и льготы. Но и взамен студент должен ежедневно посещать пары, сдавать вовремя все контрольные и другие виды работ, получать проходные оценки по предметам, ответственно готовиться к сдаче сессии. По первоначальному замыслу дневная форма – это и работа, и хобби, и развлечение студента. И знания очника должны быть глубже и прочнее
По окончании выпускник получает статус бакалавра/специалиста/магистра установленного образца с приложением, где приведен список изученных предметов, количество пройденных по ним часов и отметки.
Диплом студента дневного отделения вызывает у работодателей положительное отношение, так как априори считается, что молодой специалист привнесет в компанию свежие идеи и проявит заинтересованность в развитии дела.
Наниматели видят следующие преимущества дневной формы обучения:
Молодой специалист еще слишком юный, скромный и неопытный. И перед первой просьбой о поднятии зарплаты может пройти несколько лет, чем умело пользуются работодатели.
А вот амбиций, пыла и задора выпускника достаточно, чтобы он стремился вывести предприятие на качественно новый уровень, в то время как другие работники размеренно стараются выполнить план и не более того.
Диплом выпускника заочной формы обучения
На заочное отделение поступают люди мотивированные и самостоятельные. Чаще всего у них есть основное место работы.
Разница заочного и очного диплома в том, что первая форма обучения может длиться на год дольше. Однако студент получает в конце все тот же диплом установленного образца.
Заочник не посещает вуз ежедневно, ему достаточно появляться дважды в год для прохождения «начитки» и сдачи сессии.
Плюсов у выпускника с дипломом заочного обучения тоже немало:
Диплом выпускника очно-заочной/вечерней/дистанционной формы обучения
Здесь все сложно, так как тяжело найти два вуза с полностью совпадающими условиями обучения. В одних студенты учатся каждый день по вечерам, в других – раз в неделю по выходным или несколько раз в будни, в третьих – проходит обучение по самостоятельной программе, лишь отсылая проверочные работы по интернету.
Студент может работать или полностью посвятить себя учебе – выбирает сам. А работодатель не получит полного представления о том, какие знания были получены при данной форме обучения.
Диплом при таких формах обучения тоже выполнен по государственному образцу. Единственное отличие диплома очного и заочного обучения, которое в нем можно найти – количество учебных часов существенно ниже.
Преимущества есть и у выпускников такой формы:
Но все индивидуально, поэтому нужно рассматривать каждую ситуацию соискателя отдельно.
Пишется ли в дипломе, очное или заочное отделение окончил студент?
Те, кто не добрал баллов на дневное и был вынужден перейти на удаленную форму, может быть спокоен: в дипломе не пишется заочная форма обучения. Поэтому работодатель никак не узнает, лежит перед ним диплом очника или заочника.
Важно понимать, что разные бывают и выпускники (каждый со своей мотивацией), и работодатели, и вузы. Умный наниматель будет проверять навыки и знания, а не «корочку». А умный студент будет усиленно учиться и дома. А в учебе им всегда поможет студенческий сервис.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Что значит заочное обучение?
- Опубликовано: 13 апреля, 2020 Комментарии: 0 Просмотры: 137052 Марина Преснякова Время прочтения:
Что значит заочное обучение: как устроен учебный процесс, какие есть формы; как поступить, сколько учиться, какие преимущества?
Что значит заочная форма обучения, как устроен учебный процесс?
Заочное обучение – вузовское образование по выбранной программе, которое предполагает самостоятельное изучение 70-85 процентов учебного материала. Содержание учебного плана, квалификационные требования, методы контроля знаний студентов заочной и очной формы обучения равнозначны. Заочное дает возможность получать образование всем, кто не может посещать дневные занятия и способен эффективно самостоятельно организовывать время.
Есть учебный план – это документ, где описывается: сколько дисциплин, каких, в каком объеме должен изучить выпускник специальности, последовательность предметов, форма получения и аттестации знаний (теория, практика, контроль). По часам расписано все, что студент должен пройти за курс.
Учебный план, как и время изучения каждого предмета, одинаковые для очников и заочников. Разница только в аудиторных часах и форме изучения материала. Например, в аудиторной нагрузке очника 720 часов экономической теории: лекции, семинары, практики; у заочника будет 90: лекции и практики на установочной сессии. Но в учебном плане в обоих случаях будет значиться 720 часов, просто 630 часов заочник должен изучать материал самостоятельно по рекомендациям преподавателя.
Процесс обучения на классическом заочном отделении по шагам
Базовый теоретический курс и блок инструкций для самостоятельного изучения материала.
Студент каждый день, в течение 20-25 дней, приходит на занятия в вузе. Проводятся вводные лекции по основным дисциплинам семестра, введению в профессию. Даются рекомендации по организации самостоятельного учебного процесса: литература, ресурсы, методические указания; практика для тренировки и выполнения, задания на контрольные и самостоятельные. Проходит один раз за все время обучения.
Теория, регулярное выполнение практических заданий – удаленно. Практика – на предприятии (по месту работы).
Студент учится самостоятельно в удобном режиме по рекомендациям каждого преподавателя, совмещая учебу с работой или другими делами. Есть обязательный перечень работ по каждому предмету, которые нужно регулярно выполнять и отправлять на проверку преподавателю. Это контрольные, рефераты, эссе, тестовые задания. За работы ставятся оценки. Положительные оценки – допуск к экзамену или зачету.
Итоговый контроль усвоенных знаний и навыков.
Таких сессий две в год – зимой и летом. В это время проводятся практические занятия, семинары, лабораторные. Затем зачеты и экзамены. И новый блок лекций и консультаций на следующий период самостоятельного обучения. Сессия длится от 20 дней до месяца.
На период сессии работающие студенты имеют право на учебный отпуск. Первые курсы – до 40 дней, старшие – до 50 дней. Вуз присылает справку-вызов на место работы.
Второй и третий этапы чередуются весь учебный период. Раз в год студенты пишут курсовые работы и защищают во время летней сессии, на последнем курсе – дипломные. Раз в год проходят практику (ознакомительная, производственная, преддипломная). В конце учебы защищают квалификационную работу и сдают государственный экзамен.
Выпускники очной и заочной форм обучения получают одинаковые дипломы: государственного образца в вузах с аккредитованными программами обучения; установленного образца в вузах, где есть лицензия, но нет аккредитации. В дипломе указывается: ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); специальность или квалификация. К диплому выдается приложение, где указаны пройденные предметы с оценками. В приложении может быть указана форма обучения, обычно, по согласованию с выпускником.
Виды заочного обучения
Классическое заочное
Сессии и защиты – в вузе. Каждые полгода студент приезжает в университет примерно на месяц на зачеты и экзамены, начитку лекций, сдачу лабораторных и практикумов. В семестрах – сдача работ по электронной почте по графику преподавателя. Полный срок 4,5-6 лет, в зависимости от специальности и ступени.
Модульная или очно-заочная форма обучения
Что значит очно-заочное обучение в вузе? Такая форма раньше называлась «вечерней» и для поступления обязательно было иметь работу. Сейчас на очно-заочную форму обучения может поступать любой абитуриент. Аудиторная нагрузка распределяется почти как на очном, то есть большая часть занятий проводится в вузе. Занятия обычно проходят во второй половине дня: с 17-18 часов – до позднего вечера или по выходным (график устанавливает вуз). Можно учиться на бакалавриате и специалитете. Срок – 5 лет.
Сокращенная
Что значит сокращенное заочное обучение в институте? Это возможность получить высшее образование гораздо быстрее, чем любым другим способом, от 3 лет. Доступно только для тех, у кого есть диплом СПО, интегрированного с программой вуза или первое высшее смежного профиля. Обязательно нужно свидетельство, что абитуриент работает по специальности.
Дистанционное обучение
Полностью удаленное обучение через электронную платформу со всем ресурсами вуза. Позволяет изучать теорию и практику на расстоянии, сдавать сессии и защищать диплом онлайн. Студент обучается внутри учебной среды, которая обеспечивает всеми учебными, практическими, коммуникативными ресурсами – студент может учиться с любого устройства и быть на связи с вузом столько, сколько ему необходимо, выстраивая график обучения так, как удобно. Учебный год, как на очном, разделен на семестры и сессии. В зависимости от имеющегося образования и учебного профиля, сроки обучения, могут быть от 3 до 5,5 лет. Образование может быть любой ступени, что значит, возможно заочное обучение в колледже, вузе: на специалитете, в бакалавриате, в магистратуре, второе высшее.
Преимущества заочного обучения и кому подходит
Пять разных вузов по направлениям и рейтингам для сравнения (стоимость средняя):
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Заочное высшее образование: что это такое и есть ли от него польза?
Перечень специальностей, на которые можно учиться заочно, становится все короче. Министерство образования и науки планирует отменить такую форму обучения для инженеров, строителей, энергетиков и других профессий, где нужно много практики. А лучше вообще оставить заочную форму только для повышения квалификации. Действительно ли студенты-заочники получают плохие знания? Можно ли после такой учебы устроиться на работу? Давайте разбираться.
Как проходит заочное обучение в вузе
Примерно месяц студенты ходят на сессию, затем получают домашнее задание по каждому предмету и начинают работать самостоятельно. На следующей сессии показывают, чему научились. Вот как это выглядит в реальности.
Первый этап – установочная сессия
Группа студентов собирается на установочную сессию. Преподаватели знакомят с правилами обучения в конкретном вузе, учебным планом, рассказывают про основы профессии, проводят вводные лекции, дают список литературы и задания для самостоятельной работы.
Срок: 20–25 дней.
Второй этап – самостоятельная работа
Студенты по удобному для себя графику читают учебники, пишут контрольные работы на выбранные заранее темы, готовятся к выступлению на семинарах, экзаменам, тестам. Если необходимо – занимаются практической работой: проводят опросы, ведут дневники наблюдений и т. д. Чтобы контролировать работу студентов, преподаватели назначают сроки сдачи работ. Например, если следующая сессия в мае, то работы по разным предметам нужно отправить на e-mail преподавателя, например в феврале, марте, апреле. Вовремя сданные контрольные работы и рефераты служат допуском к экзаменам.
Срок: до следующей сессии.
Третий этап – сессия
Задача студентов – показать, как усвоили материал. Они сдают экзамены, участвуют в семинарах, групповых, лабораторных занятиях, отвечают на вопросы тестов. Ну и конечно, снова лекции, семинары, новый учебный материал.
Срок: 20–30 дней. Обычно проходит 2 сессии в год.
Эти этапы (кроме первого) чередуются на протяжении 3–6 лет обучения. Раз в год студенты пишут курсовую работу и защищают ее. А в конце обучения, вместе со сдачей государственных экзаменов, защищают дипломную работу с исследованием, практической частью и выводами.
Зачастую образовательные учреждения предполагают сессию при заочной форме обучения в конце ноября и первых числах декабря. При этом многие университеты проводят зимние экзамены для заочников в начале января. А вот весенняя сессия обычно одинаково во всех учреждениях проводится в марте. В зависимости от курса экзаменационная сессия у заочников может длиться от трех до четырех недель.
По закону работающие студенты могут рассчитывать на оплачиваемый учебный отпуск, длительность которого увеличивается от первого (до 40 календарных дней) к пятому (до 50 дней) курсу обучения.
Чем заочное обучение отличается от очного?
Срок обучения зависит от вуза и специальности. Например, в КГПУ им. В. П. Астафьева заочное обучение идет 5 лет. Притом в этом же университете есть очные специальности сроком обучения в 4 года.
«Я получала среднее образование очно, а высшее – заочно. В колледже я толком не училась, прогуливала занятия, часть предметов вообще прошла мимо меня. Но на работу по профессии устроиться смогла. А вот на заочке я взялась за ум. Совмещала работу и учебу, да так, что в итоге красный диплом получила. Мне предлагают должность заместителя начальника отдела, а я размышляю по поводу второго высшего. »
Ирина, 34 года, технический специалист
Как поступить на заочное отделение в вуз
Конечно, конкретные условия нужно узнавать в выбранном учебном заведении, но основные особенности мы расскажем.
Программы обучения
В России действует двухуровневая система образования: это бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года) и отдельно специалитет (5–6 лет). Это виды программ обучения.
Соответственно, после них вы получите квалификацию бакалавра, специалиста или магистра. От выбора программы зависит длительность обучения и дальнейшие возможности.
Бакалавр
Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе 4 года, сдал государственные экзамены и при желании может поступить в магистратуру.
Магистр
Специалист или бакалавр, окончивший магистратуру и защитивший магистерскую диссертацию. Срок обучения – 2 года. После этого может поступить в аспирантуру.
Специалист
Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе не менее 5 лет, сдал государственные экзамены и защитил дипломную работу. При желании может поступить в магистратуру или аспирантуру.
Бакалавриат – общая профессиональная подготовка, с таким дипломом устроиться на работу вполне реально. Специалист уже уровнем повыше, работодатели ценят его больше. Магистр – ну тут уже все понятно, самый крутой из трех.
Российские дипломы бакалавра и магистра равнозначны европейским дипломам, так как наша страна входит в Болонскую конвенцию об образовании. Если вы не планируете работу или стажировку за границей, то вполне можете обойтись специалитетом. Бакалавры же могут поступать не только в российскую магистратуру, но и зарубежную.
Проходной балл
Это суммарный результат после сдачи экзаменов (ЕГЭ), прохождения тестирования вуза (если оно есть) и индивидуальных достижений абитуриента. На заочном отделении проходной балл часто бывает ниже, чем на очном, хоть и не всегда.
Количество заявлений
На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:
А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.
Вступительные экзамены
Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.
Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.
Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.
Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.
Стоимость
Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.
Возраст студентов
Как проходит заочное обучение в вузе
Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.
Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.
Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.
О чем еще нужно подумать заранее
Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.
Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.
Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.
Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?
«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии. Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии».
Мифы о заочном обучении
Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.
Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.
Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.
Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.
Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.
Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.
Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.
Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.