смысл корень учения горек да плод его сладок
«Корень учения горек, да плод его сладок» Устный журнал о пословицах и поговорках. классный час (4 класс) на тему
Мини-сочинение на тему по пословице «Корень учения горек, да плод его сладок»
Мудрая русская пословица гласит: «Корень учения горек, да плод его сладок». И ведь это, действительно, так. Как часто нам приходится сталкиваться с проблемами в процессе обучения. Иногда нам кажется, что мы ничего не можем, и хочется всё бросить, ведь обучение чему-либо – это тяжёлый процесс, требующий много времени и сил. Многие не справляются с этим делом, потому что им не хватает упорства и трудолюбия. Зато какие великие и полезные плоды приносит обучение.
Безусловно, человек всю жизнь находится в процессе непрерывного образования. Сначала мы обучаемся в школе, где нам дают базовые необходимые знания, потом- в университете, где нам дают образования по профессии. А потом каждый устраивается на работу и уже там совершенствует свои навыки. И здесь становится понятно, что без образования человеку трудно найти своё призвание и устроиться на хорошую работу. Ведь образованные люди всегда ценились, поэтому обучение – один из самых важных аспектов жизни каждого человека.
И пускай обучение – это и сложный процесс, но как приятно осознавать, что ты научился чему-то хорошему и интересному, делу, которое пригодится в дальнейшей жизни. Возможно, сначала придётся сталкиваться с множеством проблем, с ошибками, но ведь на неудачах учатся. В этом нет ничего страшного. Ведь даже великие учёные делали свои открытия не сразу. Они проводили опыты и повторяли одну и ту же работу снова и снова. Каждый должен стараться доводить своё дело до конца и не опускать руки перед трудностями. Со временем появятся первые плоды обучения, и тогда всё изменится. И, быть может, дело, которое сначала не получалось и казалось не совсем интересным, станет любимым увлечением и сможет принести пользу людям и миру. Обучение – это одно из самых прекрасных занятий, которое помогает человеку устроить его жизнь.
Мини-сочинение на тему по пословице «Корень учения горек, да плод его сладок» (вариант 2)
(14 декабря 1909 года)
Природа наделила человека умом, способным развиваться и познавать, сердцем, преклоняющимся на доброе и злое, и волей, выбирающей цели и способы стремлений. Заложенные в основе нашего существа идеи говорят нам о том высоком призвании, к которому назначен человек, и они являются главным двигателем всего духовного совершенствования. Напрасно бы мы стали говорить против того, что человек предназначен для чего-то более высокого, чем его земная жизнь. Мы не в силах привести достаточные для этих мыслей доказательства, а если бы и привели, то внутреннее наше убеждение, наше сердце было бы против. Но то обстоятельство, что мы имеем в своем распоряжении такие способности, какие не знает ни одно живое существо, еще не значит, что поставленные нами цели можно достигнуть сразу. Сами по себе наши природные способности, не собранные в одно целое и не направленные к одному, почти всегда теряют свое значение и не приносят той пользы, какой бы можно было от них ожидать. Главная трудность духовного развития в том и заключается, что из всей массы человеческих стремлений и сил, данных для их удовлетворения, нужно выбирать только те, которые не противоречат моральным требованиям и которые отвечают нашему сознанию человеческого достоинства. Труден и длинен путь, ведущий к мудрости, то есть добродетели в соединении с умом, но чем труднее этот путь, чем больше удалось человеку преодолеть препятствий, тем приятней становится для него жизнь, тем большие его ожидают награды. (Приступ): Эта мысль как нельзя лучше выражена греческим ритором Исократом, который, сам испытав трудность «учения» и познав его пользу, оставил нам свое изречение: «Корень учения горек, но плоды его сладки». Оно так соответствовало действительности, так было справедливо, что с течением времени обратилось прямо в поговорку. Живучесть этого изречения всецело зависит от того, что оно, безусловно, истинно. Почему же начало учения всегда сопряжено с такими трудностями, почему «корень учения» никогда не бывает сладким? (частьПарафразис отсутствует).
(Причина): Рассматривая этот вопрос, мы должны принять во внимание, что «учение» почти всегда начинается нами еще в детском возрасте. Силы наши, с которыми мы приступаем к изучению первоначальных предметов, далеко не соответствуют серьезности (для детского, конечно, ума) этих последних.
Учащийся, ранее живший только простыми восприятиями извне, не обрабатывая их серьезно в своем сознании, теперь должен производить соответствующие действия в уме надвоспринятым, он обязан уметь, при понимании связи между данными предметами, находить эту последнюю между другими предметами, ему еще незнакомыми. До начала учения ребенок без всякого ущерба для себя пользуется механической памятью, но в начале такая память уже не играет столь большой роли. Здесь, как говорят, нужна смекалка. А этой-то смекалки не хватает у многих детей, что доставляет им большие трудности при учении.
Но если мы глубже проникаем в психику ребенка, который сидит в тесной комнате и с трудом разбирает слова, водя пальцем по букварю, то нам еще ясней станет причина неприятностей, связанных с первыми опытами школьника. Ум его, как уже сказано выше, не привык мыслить в собственном значении этого слова; всякому же предмету для того, чтобы ребенок его мыслил, сознавал, нужно, разумеется, войти сначала в сознание, и вот это-то «вхождение» и есть другая причина весьма многочисленных страданий для дитяти. Нужен для учения ум, который бы мог верно схватывать слышанное или прочитанное, нужна память, правда, и механическая, но больше всего рассудочная, ибо только при наличности последней возможно основательно усвоить многочисленные науки, наконец, нужна воля, которая могла бы заставить просидеть нужное время за книгой и выучить то, что положено. А какой у ребенка ум, какая воля? Взрослый человек имеет возможность принудить себя, остановить внимание на известном предмете, выбрать из него все существенное и запомнить; у ребенка же такой способности нет, он еще не выработал тех приемов, которые необходимы при изучении для каждого. Это недостаточное развитие способностей служит нередко камнем преткновения для начального образования ребенка. Каждый из нас может припомнить не один случай из своего детства, когда какое-нибудь арифметическое правило или какая-нибудь задача служили для нас причиной многочисленных слез и неприятностей для наших родителей.
Недостаток духовных сил, который обусловливает собой «горечь» учения, сопровождается еще одним обстоятельством, намного со своей стороны увеличивающим неприятности первых лет умственной работы ребенка. Это именно – мелочность и неинтересность получаемых им в первой школе сведений и непонимание им пользы элементов науки и искусства. Что науки для ребенка не могут быть интересными, это видно из того, что он не может их приложить к своей жизни. Случается, конечно, что ребенок интересуется какими-нибудь предметами в школе и сидит за книгой, находя себе удовольствие в занятиях, но это уже исключение; что правильно для человека талантливого от природы, то не всегда приложимо ко всем остальным людям. Да и тот, кто в раннем уже детстве начинает сам, безо всякого принуждения заниматься науками, едва ли может сознавать всю пользу усидчивого труда, не говоря уже о тех детях, которые ничем особенным не отличаются. Как может быть приятно учение ребенку при таких обстоятельствах, когда вместо веселых игр на воздухе и ласк окружающих родных, ему приходится зубрить неизвестно для чего скучные и непонятные правила, когда его так тянет побегать, порезвиться и оставить противную комнату с трудными книгами и строгим наставником? Учение же непреклонно требует своего: без прилежания не будет познаний, без повторения они будут слабы, без упражнений в них ребенок будет неопытен, без упорного труда не будет в состоянии приступить к другим, более серьезным наукам. Многие даже так и оставляют учение, потому что они не в силах заставить себя заниматься. Способности у них, безусловно, есть, на что указывает проявление их вне школы, но у этих детей нет прилежания, нет воли, чтобы овладеть собою и заставить себя исполнять ученические обязанности. Все это вполне ясно объясняет, почему начало учения сопряжено с большими неприятностями и затруднениями для учащегося.
Но не всегда учение доставляет только одни неприятности. В сущности, эти неприятности ничтожны, ибо они только присущи детскому возрасту и, если говорить о них, принимая во внимание все вообще, что приходится человеку испытать в жизни, то незначительность их станет еще более ясной и понятной. Человек, одолевший трудности начала учения и не истративший для него всей своей энергии, в конце концов придет к убеждению, что «плоды учения» приятны и полезны так, как говорит разбираемая нами поговорка.
Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту ее сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главною причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть сформирование в нас личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». Каждый человек представляет собой нечто независимое и обособленное целое. Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь Свое действительно своим – идеал образованного человека. Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, мы становимся в определенные отношения к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. Да, кроме того, чистое знание, без всякого употребления его на выработку миросозерцания, уже оно одно служит для человека источником высоких наслаждений. Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от нее духовного удовлетворения. Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды и преимущества, и в их сознании достижение известного «образования» всегда соединяется с достижением материальных успехов. В этом случае «плоды учения» еще более очевидны. Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. Можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине, или просто благодаря дурным условиям существования, не получив в молодости достаточного образования, вступали в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености и несамодеятельности, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. До тех пор, пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которые другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.
Вместе с теми, которым мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорит:
Грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана!
(частьПротивноеотсутствует).
(Подобие): Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. Ранней весной начинает он свои полевые работы и трудится все лето, несмотря на страшно изнуряющую жару на поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного довольства на круглый год.
Тяжел и многотруден посев первых стараний учащегося, но будущий урожай настолько заманчив, настолько он много дает обещаний, что «корень учения» всяким должен переноситься с полным терпением и добросовестностью.
(Пример): Примеров того, как вознаграждаются прилежные занятия, в истории мы можем найти немало. Освистанный своими согражданами, косноязычный, не подававший никаких надежд грек Демосфен после упорного труда и стараний превращается в великого оратора Греции. Петр Великий, воспитание которого мало чем отличалось от воспитания предшествующих ему московских царей, познавши необходимость «учения», сам сначала сделался таким человеком, каким хотел сделать своих подданных. При нем русское войско, испытав «горечь учения» (оно почти все было перебито при Нарве), пожало и его «сладкие плоды» после Полтавского сражения. Чуждающийся всего иностранного и не желающий учиться у других, современный Китай мало чем отличается от прежнего Китая, в то время как Япония, вполне предавшаяся европеизации, которая была порой так же трудна для ее жителей, как реформы Петра для русских, пожинает теперь плоды своего учения все более и более развиваясь, как в культурном, так и в политическом отношении.
(Свидетельство): Один мыслитель сказал: «Ничто на свете не может так убедительно повлиять, как добровольно выраженная признательность». И действительно, какое доказательство может быть лучше того, какое представляет собой изречение авторитетного лица, на собственном опыте проверившего истинность своих слов.
…Многие истины, которые выражены в пословицах, можно оспаривать. Из них «корень учения горек, но плоды его сладки» есть та, которая меньше всего подлежит какому-то ни было оспариванию или сомнению. (Заключение): Отсюда вывод один. Мы обладаем великими средствами к духовному развитию; одним из этих средств является наука. «С умом ведь все люди Гераклиты», – сказал Карамзин. Обязанность каждого – использовать данные ему силы и способности на пользу просвещения и последовать призыву нашего первого философа и ученого Ломоносова, который 150 лет тому назад сказал вдохновенными стихами современному ему юношеству:
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
(Публикуется по изданию:Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996)
Если написание хрии вызывает непреодолимые затруднения, студент может создать текст-рассуждение с опорой на приведенные ниже схемы дедуктивного и индуктивного доказательства избранного тезиса (Львов М.Р. Риторика.М., 1995).
Схема дедуктивного рассуждения
тезис, гипотеза | ► ► ► | развитие тезиса | ► ► ► | выводы, предложения |
аргументы разных типов |
Схема индуктивного рассуждения
цель рассуждения | ► ► ► | накопление фактов, их сравнение, анализ, обобщение | ► ► ► | Выводы |
В качестве примера ниже приведены тексты, построенные по типу рассуждения, студентки III курса филологического факультета заочной формы обучения А. Гладких и студентки II курса магистратуры химического факультета дневной формы обучения К. Бортник (тексты публикуются в корректорской правке автора данного пособия).
А. Гладких
В нашей стране растет потерянное поколение(2004)
В телепередаче М. Швыдкого «Культурная революция» была задана тема «В нашей стране растет потерянное поколение». Действительно ли это так? А если и так, то как и когда это случилось? И разве может быть так, что все поколения сменяли друг друга, шли своим чередом, а одно поколение вдруг потерялось?
Уже 13 лет нынешнее поколение живет не в Советском Союзе. Перемены, произошедшие в стране, перевернули все представления о жизни, многие ценности потеряли свое значение, изменилось мышление человека, а тот, кто не смог приспособиться к новой жизни, можно сказать, «остался за бортом». В России, рискну предположить, настало смутное время. Вся история заново переосмыслилась, белое стало черным, черное – белым.
Оказалось, что революция затормозила развитие нашей страны (это, может быть, и верно), что было бы лучше, если б Вторую мировую войну выиграла Германия (с чем я в корне не согласна) и что настоящие герои есть те, кто ездит в черных «мерседесах» с пистолетом за пазухой.
Всю историю советского периода «перекопали» и пересмотрели заново незашоренным взглядом. Обнаружилось много темных пятен и трагических событий. Личности, прежде признававшиеся великими, были враз скинуты с пьедесталов.
И в этом хаосе росло целое поколение! Когда вся страна была занята копанием в своем прошлом и принятием решения, каким путем и под чьим руководством пойти, оно видело все это. Каким оно должно было стать, если государство о нем забыло? В нашей стране детей как будто не существует…
Что мы видим, переключая каналы телевизора? Г. Явлинский как-то заметил: «Страшно оставить ребенка один на один с телевизором». Если ребенок с малых лет наблюдает, как взрослые, вполне симпатичные дяди пьют и расхваливают пиво, то мы в итоге к его 16-17 годам, вероятнее всего, можем получить молодого алкоголика. Пивной алкоголизм пострашнее водочного. Достаточно попасть на какой-либо молодежный праздник, чтобы заметить, что каждый второй без бутылки пива не обходится.
Ю. Энтин однажды сказал: «Я уже давно понял, что в нашей стране детей нет. Детство у них заканчивается лет в 10-11. Стихи мои им не нужны, им больше нравятся стихи типа «ням-ням-ням-ням, покупайте «Микоян».
Ребенок с самого раннего детства должен видеть, что его окружает красивый мир. Так куда же делись наши красивые и добрые мультфильмы? Почему, включая канал FOXKIDS, мы видим ужасных уродцев с искаженными от злобы лицами? Куда деться от засилья американщины? Порой создается впечатление, что нас хотят уничтожить, медленно и скрыто воздействуя на наш разумначиняя с детства, вынуждая смотреть подобный развлекательный мусор. «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего» уже не увлекают наших детей. Гарри Поттер – вот это герой!
Мы потерялись как нация, мы перестали говорить нашим детям, что мы живем в великой стране. Мы с восторгом глядим на американскую жизнь, полностью отвергая и понося свою. А американцы наивно полагают, что фашистов победили они… Наше же подрастающее поколение (хочется надеяться, что меньшая его часть) уже и не знает, что была война и, что особенно важно, эту войну выиграли его предки. Многие современные молодые люди не знают, что такое Бухенвальд, Освенцим, Бабий Яр… Неужели мы породили Иванов, не помнящих родства? В погоне за деньгами, благополучием мы научили их ценить лишь материальные блага. Но как быть с душой? Нравственность, духовность, честность – разве эти понятия потеряли свою ценность?
Проследив наш путь развития (а может быть, духовной деградации?) после 1991 года, неужели мы придем к неутешительному выводу, что сегодняшнее поколение действительно потеряно?
Недавно Ксения Собчак выступила в защиту своего поколения, сказав, что сейчас у молодежи больше шансов пробиться в жизни, достичь каких-либо высот. Можно с этим и согласиться, но вся проблема в том и состоит, что, кроме вышеперечисленного, молодежи ничего другого не надо. Ведь говоря о том, что в России растет потерянное поколение, мы понимаем под этим не то, что ему деться некуда, а то, что оно потеряло духовные ориентиры в этой жизни, забыла свои корни.
В своей тетралогии «Братья и сестры» Ф. Абрамов сказал: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Крепче всех кирпичей и алмазов».
Невозможно идти вперед, порвав все связи с прошлым. Мы связаны с нашими предками, мы двигаемся вперед благодаря их завоеваниям, победам, поражениям и ошибкам. В России растет потерянное поколение. Только как его найти? Оно уже сформировало свои собственные взгляды на жизнь под влиянием внешних факторов. Но как бы не хотелось, чтобы оно превратилось в сына-манкурта, которому мать кричала: «Чей ты? Как твое имя? Вспомни свое имя. »
К. Бортник
Мы – не потерянное поколение! (2009)
Десятки передач и статей кричат о том, что в России выросло потерянное поколение. Если бы не возраст людей, которые об этом говорят, я решила бы, что это новое веяние моды – уличить молодежь в безнравственности, праздности, тупости и прочих пороках. Хотя нет, это не мода, это старая добрая традиция. Так уж повелось, что поколение старшее хулит поколение младшее, не видя его, не вникая в его проблемы, не пытаясь помочь, но усердно разводя руками и повторяя: «Они потеряны». Господа, может быть, это вы потерялись?
Я не знаю, каким мерилом нас меряют, но для меня очевиден факт. О нашем поколении судят не по массе нормальных людей, ценящих культуру, уважающих память предков, отдающих дань упорству и труду, с помощью которых можно чего-то добиться в жизни. В нас хотят видеть и видят только пошлую серую жижу, ничего не понимающую, обычных травоядных, просто существующих без ориентиров, без корней, без морали, но с гламуром… «Пошлость воинственна, она заметнее», – писал классик (Чехов), да разве есть желание в этой серой жиже видеть золотники? Молодые успешные, умные, талантливые люди – это, видимо, не о нас. Нам доказывают, что мы – худшие.
Я не противница критики, отнюдь, но не люблю ложь и усреднение. Это не вопль моего юношеского максимализма, потому что каждый день я вижу вокруг себя десятки умных, интересных и достойных людей. Мы знаем нашу историю, возможно не в датах, но в целом точно; мы связаны с нашими корнями, нам важна семья; мы любим искусство; мы умеем отличать американскую требуху от тех же американских шедевров; мы не теряли нравственных ориентиров и морали. Упоминая наше ужасное поколение, забывают сказать о молодых ученых, спортсменах, талантливых артистах, да просто о тех молодых людях, которые живут рядом, за которых не приходится краснеть и верится, что будущее с такими людьми будет точно не хуже нашего настоящего. Наши достоинства умаляют, сгребая всех под одну гребёнку.
Вы знаете, кто выиграл Всероссийские Олимпиады по естественным наукам? Вы знаете, что такое «Студенческая театральная весна»? Вы слышали об успехах наших юниоров? Слышали ли вы фамилии и достижения молодых ученых? Подобных вопросов можно задать сотню, а ответы на них найти только на задворках вездесущего Интернета.
Поверьте, мы не пустоголовые всеядные и мы устали от того, что нам навязывают обратное. Подростки и мои одногодки давно не смотрим «ящик», потому что там нет ничего интересного. Я уверена в том, что дети с радостью посмотрели бы и советские сказки, и мультфильмы, и «Ералаш», но сегодня это не популярно (так решили серьезные люди), именно в этом я вижу причину того, что Гарри Поттер – кумир. Это произошло не из-за увлечения иностранщиной, просто среди резни на телеэкране появился мальчик-волшебник с одной старой истиной на новый лад: добро побеждает зло. Нам скармливают всякую чепуху отечественного и заграничного производства: книги, фильмы. Настоящий шедевр русского кинематографа за многие годы, настолько глубокий, насыщенный смыслом фильм «Остров» Павла Лунгина показывали дважды и оба раза почему-то глубокой ночью… И примеров таких можно привести множество.
Зато на запросы о молодом поколении в поисковиках можно прочесть: «армия Базаровых», «бездельники», «им ничего не надо» и прочее, прочее, прочее. Бесспорно, даже самый громкий голос в поддержку молодых будет задушен шквалом негатива.
Перечислять, какие мы, бессмысленно – нас нужно видеть, причем смотреть без предубеждения. Гораздо легче судить обо всем поколении, наблюдая за шайкой малолетних алкоголиков у ларька или лоботрясов, до которых нет и никогда не было дела их же родителям; проще читать криминальные сводки и ужасаться, чем выйти на улицу и оглядеться; гораздо убедительнее звучат факты безликой статистики, нежели действия людей.
Важные персоны, озабоченные проблемами молодежи, двуличны, потому что за дискуссиями и дебатами о нашей пропащей судьбе они не готовы и не хотят эти самые проблемы решать. А ведь они действительно есть и их гораздо больше, чем озвучивается! В своё время «родители» закрывали глаза на цензуру, реформы культуры и образования, тогда они тревогу не били, а теперь, когда мы пожинаем плоды такого попустительства, нам говорят, что мы – серость. Бороться с причинами серости, видимо, нужно только теперь, когда «поколение потерялось». Парадокс, одним словом. А что было сделано для того, чтоб мы стали не такими, как нас видят, не поглощали бессмысленной видеопродукции, не читали глупых книг, не внимали тому, о чем «мужики-то не знают»? Я боюсь ответа на этот вопрос. Страшнее то, что «воз и ныне там».
В сложившейся ситуации мне вспоминается замечательное произведение Тургенева «Отцы и дети»: «Настоящие столкновения – те, в которых обе стороны до известной степени правы». Почему? Потому что Тургенев высказал одну самую замечательную истину: нет поколений хороших и плохих, но есть неспособность принципиальных и авторитетных (а порой зашоренных, консервативных) Кирсановых понять молодых, горячих Базаровых, которые в конечном счете не нигилисты, а просто люди с иными взглядами.
Мне искренне хочется верить в то, что однажды наши «самоустранившиеся родители» снимут шоры с глаз, вынут беруши и увидят в своих детях, которые пока что посылают SOS в никуда, соратников, а не экспериментальный материал и плесень. Может быть, тогда не будет потерянных детей и потерявших их родителей. Только тогда возникнет другая проблема: соратник будет готов помочь, будет готов действовать, главное – не обмануться, главное – чтоб до реальных действий успели дорасти наши отцы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Значение слова «плод»
1. сочная съедобная часть некоторых растений (фрукты, ягоды) ◆ Утолив жажду и голод плодами
довольно вкусными, вроде трюфелей, мы набрали смолистых сучьев и с зажжёнными пуками пошли вперёд по берегу источника. Ф. В. Булгарин, «Невероятные небылицы или Путешествие к средоточию Земли», 1834 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В прекрасном Новосельском фруктовом саду поспели все
плоды
и между прочим крупные груши. А. А. Фет, «Ранние годы моей жизни»
2. мед. биол. обычно ед. детёныш человека и млекопитающих в период внутриутробного развития (после закладки основных органов и систем) в организме матери ◆ Захватывание верхней ножки следует считать ошибкой, так как при этом легко может получиться осевое перекручивание плода
, которое может дать повод к тяжёлому вколачиванию
плода
и, вследствие этого, к самым печальным последствиям. Булгаков, «Крещение поворотом», 1925 г. ◆ От него была вся му́ка, от него был затравленный
плод
. А. Н. Толстой, «Пётр Первый», 1929–1945 г (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
3. перен. итог, результат, продукт какой-либо деятельности ◆ Вот злонравия достойные плоды
! Д. И. Фонвизин, «Недоросль (1782)», 1783 г. ◆ Но я
плоды
моих мечтаний // И гармонических затей // Читаю только старой няне, // Подруге юности моей Пушкин, «Евгений Онегин (1823–1831)», 1833 г. ◆ Разум! — где
плоды
твоих трудов? Некрасов, «Страшный год», 1872–1874 г (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ Старой традицией является готовность учёных и исследователей безвозмездно публиковать
плоды
своих трудов в научных изданиях для получения и распространения новых знаний.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Великое и многотрудное дело – учить детей
Речи, произнесенные в разные годы святым праведным Иоанном Кронштадтским перед началом учения в гимназии.
Корень учения горек, да плоды его сладки
Богом и с Богом начинаем снова наше учение, прерванное летним отдохновением; Богом – потому что Он есть начало и конец всего: всех существ, ибо все Им и для Него создано. И если всегда начинать будем Богом, с мыслью о Нем, с сердечным обращением к Нему, с искренним прошением Его помощи на предстоящее дело, то, верно, будет и конец дела с Богом непостыдный, благоуспешный, радующий. Вот мысли, вот искреннейшее убеждение, с коим мы приступаем теперь к молитве и начинаем великое дело учения молитвою к Богу разумов.
Почтеннейшие сослуживцы и добрые товарищи! Не излишне ныне напомнить нам себе, что мы Богу споспешницы, соработники у Бога, а дети, ученики наши, – Божия нива, Божие строение, нами возводимое. Я, по данной мне от Бога благодати, полагаю основание в сердцах этих отроков, а вы возводите в нем каждый свои построения. Итак, каждый смотри, как строит, – говорит апостол Павел. – Строит ли кто на сем основании из золота и серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы; каждого дело обнаружится во второе пришествие Иисуса Христа: ибо этот грозный день все откроет, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть: усердно ли, добросовестно ли, полезно ли. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду от праведного Судии и Мздовоздаятеля, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон (1 Кор. 3:12–15).
Да, великое и многотрудное дело – учить детей; потому что при обучении надо вложить в их сердца единое на потребу – истины веры, любовь к Богу и ближнему и несомненное ожидание Господа с небес для суда живых и мертвых и праведного воздаяния по делам каждого, и вместе преподать им хотя весьма полезные, но довольно многосложные в нынешнее время познания светских наук так, чтобы все эти познания, верования и чаяния дружно улеглись в их умах и сердцах и не вытесняли одни других.
Протоиерей Иоанн Кронштадтский, 1894 г.
А вы, любезные дети, продолжайте так же трудиться, как трудились доселе, и радуйте нас своим трудолюбием и успехами. Не унывайте от однообразия и трудностей ученической жизни. Корень учения горек, но плоды его сладки, говорит русская пословица. Приятно будет потом самим вам пользоваться полученными познаниями и прилагать их к делу. Не смотрите на то, что вам долго еще учиться. Никакое дело вдруг не делается. Впрочем, время скоро пройдет. Я учился 17 лет, и они прошли, как сон. Но я благодарю Бога, что так долго учился. Я приобрел в школе познания, которые теперь, по благодати Божией, доставляют мне духовный свет, мир и усладу в жизни, которые научили и научают меня любить добродетель и стремиться к ней и избегать всякого греха. Недаром все мы долго учились. Мы видим и вкушаем сладкие плоды долговременного учения. Учитесь же прилежно и вы, да живите скромно и благонравно, безропотно подчиняясь поставленным над вами наставникам и начальникам. Такова воля Божия. Сами со временем на деле узнаете, что мы полезному вас учили, и, как себе, так и вам желали только добра.
Помолимся все единодушно Господу, готовому внимать нашей усердной молитве. Вот Он – среди нас. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20), – говорит Господь.
Господи! Призри на нас ныне с высоты святыя Твоея и осени нас благодатию Святого Твоего Духа в час сей, и подай всем нам ревность и силу к продолжению учения. Ты – единственный Учитель всех, Господи! Ты – Самосущая Премудрость, умудряющая всех – великих и малых; Ты – Слово Отчее, дающее всем слова разума: Твое слово в устах наших. Итак, Сам поучай чрез нас любезных Тебе отроков сих, чад Твоих, рожденных водою и Духом Святым в святой купели, и просвети их умы и сердца обильным светом Твоей премудрости, да возмогут они со временем с помощью полученных ими знаний быть полезными членами общества земного и, что всего важнее, да возмогут они спасти души свои и сделаться вечными гражданами Царства Небесного.
Проповедь святого праведного Иоанна в Андреевском соборе Кронштадта
Примемся с Богом за учение
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть, и был, и грядет, Вседержитель (Откр. 1:8). Общая, единодушная, искренняя молитва перед началом учения есть верная порука за добрые успехи в делах начальствующих, учащих и учащихся (дружно здесь собравшихся); по непреложному уверению Самого Господа, Первоначала всего и единственного Учителя: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7–8). Напротив, кто по высокоумию или нерадению начинает дело без молитвы, тот и при видимых успехах нередко сам же вредит своему делу или, по крайней мере, строит здание на песке: все труды его иногда уничтожаются за один час. И это именно потому, что дело делалось без твердой Основы всего, без Бога: ибо только то дело и твердо, которое делается с Ним, в Нем и для Него, которое имеет началом и концом Его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Да будет же у всех нас началом и концом Господь Вседержитель, в деснице Коего все существующее: все умы, благонамеренные изыскания и открытия умов, от Которого всякая наука и всякий добрый успех в науках. В Боге все мы должны сходиться, как радиусы в центре, от Бога получать единство в направлениях и взглядах, свет, теплоту и силу в занятиях, и при этом прекрасном единстве, с этим светильником, с теплотою и энергиею преподавать разные познания детям, которые готовятся сами стать некогда на наши места или другие, в иных сферах. Много значит единство действования во всех делах и отправление от одного начала, равно как и возвращение к единому началу; напротив, разногласие или несогласие в деле всего более вредит делу. Если один преподаватель говорит то, а другой утверждает противное об одном и том же предмете, тогда в головах учащихся происходит умственный хаос, бесполезное и вредное умничанье, совопросничество, в сердцах разрушается вера во все святое, в самое откровение Божие, в Церковь и в весь строй ее, в нравах является деморализация, и труд самого блестящего образования нередко разбивается вдребезги. Наблюдение и опыт подтверждают эти слова.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Дети! Примемся с Богом за учение. Доселе вы утешали нас своим старанием, успехами, благонравием: надеемся на вас и вперед. С нынешнего года в гимназии будет вам преподаваться еще греческий язык. Знаете дети, какой это язык? Это тот язык, которым говорили Сам Господь наш Иисус Христос и Его апостолы, на котором писали Евангелие и послания свои святые апостолы, на котором писали многие святые отцы, пастыри и учители Церкви, как то: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие; это язык, которым говорили мужи Греции, ораторы и философы. Вот и эти слова Господа, которые я сказал в начале: Я есмь Альфа и Омега, написаны были на греческом языке, и буквы эти, Альфа и Омега, суть первая и последняя буквы греческого алфавита, или азбуки.
Кроме того, вера наша святая православная взята нами, русскими, также из Греции; славянские и русские буквы взяты из греческой азбуки; богослужебные книги переведены на славянский и русский с греческого языка, обороты речи в Священном Писании и богослужебных книгах славянского текста – тоже греческие. Итак, примите с любовью в число изучаемых вами предметов и греческий язык и с усердием займитесь им. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.
Дети! Утешайте нас своим поведением и успехами!
Здравствуйте, дорогие, бесценные дети Царя Небесного! Преуспевайте в премудрости и возрасте и в любви у Бога и у людей.
Начнем с Божией помощью опять учить и учиться. Утешайте нас своим поведением и успехами. Этим вы доставите нам больше ревности и усердия заниматься с вами.
Как приятно садовнику или любителю комнатных растений видеть, что их растения хорошо растут, зеленеют и дают цветы или плоды и вознаграждают их труды; как они удваивают свое усердие в ухаживании за ними! И землю каждогодно под ними переменяют, если это комнатные растения, и поливают тщательно и вовремя, а сухие веточки или пожелтевшие листочки обрывают, чтобы они и места напрасно не занимали на стебле растения и не безобразили его собою, да и соков его напрасно не тянули в себя. Зато уж и посмотреть мило на эти растения! Цветочки-то какие, например у олеандра, у розы – у нашей русской и китайской, – глядишь, не наглядишься, и скажешь: дивен Ты, Создатель наш, не только в человеке – в Твоем образе и подобии, – но и в растениях бездушных – и в цветочках древесных. Впрочем, что нам много говорить о растениях и цветах? Они все-таки дерево, сено – как ни хороши. А вот вы наши растения или, лучше, – Божии бесценные; вы – наши цветы. То, что сказано о них, надо приложить к вам. Мы – садовники, вы – растения и цветы, а школа – сад; преподавание – это поливание, перевод из класса в класс – это пересаживание и перемена грунта, сухие ветви и пожелтевшие листочки – это ученики недоброго поведения и безуспешные в науках, сухие и бесплодные, как сухие ветви, а иногда желтые, как пожелтевшие листья, – от того, что уродуют себя самих леностью или непослушанием и грубостию. С такими что надо делать? Для блага всего сада, всего заведения, их надо обрывать от здравого тела да вон выбрасывать, чтобы не заражали других своим поведением, чтобы весь сад состоял из растений здоровых, доброцветных и доброплодных; чтобы ученики неодобрительного поведения и не безобразили собою всего заведения, и места напрасно не занимали, и не тянули напрасно сок заведения, даром бы не ели и не пили. Достойно и праведно! Если кто не хочет делать, тот и не ешь (2 Сол. 3:10), – говорит апостол Павел.
Дети! Утешайте же нас своим поведением и успехами!