смысл иконы тарабукин н м

Книга Тарабукин Н.М. Смысл иконы

—>До конца торгов:3 час. 23 мин.Лот размещен:28/10/2021 10:10:04Окончание торгов:09/11/2021 10:10:04Лот находится в городе:Москва (Россия)

Доставка:
по городу:Самовывоз.
по стране и миру:Стоимость доставки по стране и миру узнавайте у продавца.
Пересылка в другие города, области по тарифам почты России
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, ЮMoney, Смотри в описании, Контакт, Почтовый перевод.
Состояние товара:Новый.
4

1

№228408899

Книга Тарабукин Н.М. Смысл иконы

Автор: Тарабукин Н. М.
Место издания: Москва
Год издания: 1999 г.
Объем: 224 стр.
Язык: русский
Тип переплета: мягкий
Формат издания: 145х210 мм.
Иллюстрации: иллюстр.
Состояние книги: новая
Наличие: под заказ

«…Икона полна необычайной, нездешней тишины. Все суетливое, страстное, чувственное ей чуждо. Она учит нас бесстрастию, умному деланию, молитве. Она раскрывает вечный, то есть религиозный смысл явлений. Тишина и бесстрастие — вот философский смысл иконы…» — Н.М.Тарабукин.
Эта книга попытка «синтетического» восприятия иконы, в котором объединяются разные методы (богословие, философия, история, искусствознание), подчиненные личной встрече молящегося с Богом (которая сама становится возможной благодаря церковной традиции и иконе), и является тем наиболее ценным, что определяет своеобразие произведения Н.М.Тарабукина.
Оглавление:
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ТАРАБУКИН И ЕГО КНИГА «ФИЛОСОФИЯ ИКОНЫ»* Г. И. Вздорнов, А. Г. Дунаев
Философия иконы
ОБ ИСКУССТВЕ
ФИЛОСОФИЯ ПЕЙЗАЖА
ДИАЛОГ
Письма
Предуведомление
Письмо первое. КАРТИНА И ИКОНА.
Письмо второе. СМЫСЛ ИКОНЫ.
Письмо третье. ЧУДОТВОРНОСТЬ ИКОНЫ.
Письмо четвертое. ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ИКОНЫ.
Письмо пятое. КАТОЛИЧЕСКАЯ И ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОПИСЬ.
Письмо шестое. СВЕРХВРЕМЕННЫЙ СМЫСЛ «ИКОНОПИСНОГО ПОДЛИННИКА».
Письмо седьмое. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИВОПИСИ.
Письмо восьмое. ИСКУССТВО ИКОНЫ.
Письмо девятое. ТРАДИЦИИ В ИКОНОПИСИ.
Письмо десятое. КОПИРОВАНИЕ ИЛИ ТВОРЧЕСТВО.
Письмо одиннадцатое. ВНЕШНИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО СМЫСЛА ИКОНЫ.
Письмо двенадцатое. СИМВОЛИКА ХРАМА.
Письмо тринадцатое. КОНЕЧНА ЛИ ВСЕЛЕННАЯ?
Письмо четырнадцатое и последнее. ЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ.
ИКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ
Ритм и композиция в древнерусской живописи
ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ.
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ.
СНЯТИЕ СО КРЕСТА.
«ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА.
Примечания
ПРИМЕЧАНИЯ К «ФИЛОСОФИИ ИКОНЫ».
ПРИМЕЧАНИЯ К «РИТМУ И КОМПОЗИЦИИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ».
Приложение
Некоторые даты жизни, творчества и научно-преподавательской деятельности Н. М. Тарабукина
Словарик иноязычных выражений

Книга под заказ. Спрашивайте наличие книги. Возможна ситуация что книга на складе может закончиться.

Состояние отличное! Книга новая!

Выход на связь в течение 3 календарных дней после окончания торгов.

Для покупателей с нулевым рейтингом или с некоторым количеством отрицательных рейтингов выход на связь в течение 2-х календарных дней.

Встречи и оплата в течение 5 календарных дней после окончания торгов. Лоты не откладываю!

В случае невыхода на связь и неоплаты в указанный период времени, проставляю отрицательный рейтинг и заношу в черный список.

Во всех нестандартных ситуациях, после окончания сроков оплаты, если покупатель нормальным языком объясняет, что случилось, и оплачивает лот, я встречаюсь с покупателем (на моих условиях) или высылаю книгу и снимаю отрицательный рейтинг.

Наложенного платежа нет и не будет!

Предоплата 100% для покупателей из других городов/стран.

Отправки заказными и ценными бандеролями/посылками оперативно в течение 2-4 дней после получения денег.

В случае задержки по отправке сообщу заранее!

Если Вы задерживаете оплату, то имейте пожалуйста в виду, что я могу ровно на столько же дней затянуть с отправкой!

Отправляю в любую страну мира по тарифам почты России!

Исключение: на Украину не отправляю.

Упаковка надежная: пленка, газета, твердый картон с укреплением уголков и краев в случае большого веса книг!

Предоплата для покупателей из других стран: Western Union, Золотая Корона, Юнистрим или оплата на рублевые счета/карты Сбербанка, Альфабанка, ВТБ банка.

Рейтинг проставляю только в ответ на Ваш!

Дополнительно для тех кто хочет поторговаться:

Скидка только для постоянных покупателей!

Для остальных, не тратьте мое время, на все предложения будет отказано.

Можете получить адекватный ответ и попасть в черный список!

В связи со сложной обстановкой в стране, некоторые книги могут отсутствовать в продаже, или поставка их может осуществляться с задержкой, о чем будет сообщено дополнительно! Встречи в Москве на данный момент только с 10 до 13-14ч., После 15ч. у меня работа по основному месту, возможен самовывоз по договоренности либо пересылка почтой России (отправка 1-3 дня в зависимости от графика работы почты)

Сумма покупки до 1000 руб.: самовывоз, пересылка почтой России или встречи на моих условиях по пути куда я еду

Есть доставка на другие станции метро или по вашему адресу (в пределах Москвы) от 350 руб. по договоренности!

В любом случае договариваться заранее, за день или полдня до встречи.

На вокзалах не встречаюсь, через проводников не передаю!

PayPal не принимаю!

Пересылка осуществляется посредством почты России (тарифы смотрите на сайте www.pochta.ru)

Есть возможность отправить курьерскими службами СДЭК, Pony-Express, EMS, DHL

Доставка за рубеж только почтой России или курьерскими службами (перечень см.выше)

Упаковка надежная, в пленку, газету, твердый картон с укреплением уголков и краев или пакет с пупырышками в зависимости от веса книги

За работу почты России ответственности не несу!

Розысками почтовых отправлений не занимаюсь!

с уважением, Taurusmik

Сделав ставку Вы согласились с моими условиями и описанием лота!

Все претензии к содержанию книг принимаются только по моему согласию и не являются обязательным условием. Содержание книг смотрите в описании лота и в прилагаемых картинках.

Все остальные претензии принимаются только в случае предоставления подтвержденных доказательств.

По некоторым лотам доставка может задержаться (книга/лот может находится в других регионах или закончится на складе и необходимо время для ее доставки), о чем покупателю будет сообщено незамедлительно.

Источник

Смысл иконы тарабукин н м

Тарабукин Н. М. Смысл иконы

Светская картина действует «заразительно». Она «увлекает», «захватывает» зрителя. Икона не «зов», а путь. Она представляет собою восхождение души молящегося к Первообразному. На икону не смотрят, ее не «переживают», а на нее молятся. И этим все сказано. Молитва же есть умное делание, восхождение всего нашего существа к Богу, действенный акт нашего ума, лествицей к чему и служит икона. Если бы икона раскрывалась как картина, то ее содержание было бы доступно для всякого внимательного зрителя. Между тем икона по своему смыслу доступна только верующему. Мы с Вами статую Будды можем воспринимать только эстетически. Так и христианскую иконопись нерелигиозный человек может воспринимать только как живопись. Я бы сказал еще больше. Термин «содержание», как он привычно понимается в эстетике, не применим к иконе. «Содержание» есть нечто, заключенное внутри произведения и раскрываемое через форму. Художественное произведение этим содержанием исчерпывается. В раскрытии этого содержания — смысл художественного произведения и задача эстетики. Смысл иконы больше ее содержания в обычном словопонимании. Смысл иконы — молитва, а молитва — обряд и таинство. Если смысл картины ограничивается ее содержанием, то содержание иконы поглощается ее религиозным смыслом. Всякое философское содержание может стать доступным, какова бы ни была его концепция, и в этом смысле общедоступен философский смысл иконы, как общедоступна философия любой религии. Но религиозный смысл иконы как действенный акт, как умное делание, как путь, связующий душу верующего с Богом, доступен только верующему и закрыт для всех других. Смысл иконы глубже ее «содержания», и он, как акт, пребывает в другой сфере, нежели «содержание» в узком смысле слова. Поэтому смысл иконы доступен только религии и закрыт для эстетики, философии и искусствознания. Ведь Вы знаете, от какого корня происходит слово «религия» и как много это объясняет в ее существе. Смысл картины замкнут ее содержанием. Смысл иконы таинственен, как и смысл всякого религиозного обряда и религии в ее целом. Смысл иконы — чудотворение. Надеюсь, что Вы поймете теперь, что ни одно художественное произведение, как бы ни было оно глубоко по содержанию и совершенно по форме, не может быть чудотворным. Икона всякая чудотворна. Вне чудотворности, хотя бы в потенциальном смысле, она уже не икона, а, пожалуй, только картина. Чудотворна же икона потому, что через нее верующий общается с Первообразным и приобретает благодать. Икона чудотворна так же, как религиозный обряд и молитва.

Источник

Смысл иконы тарабукин н м

[101] Эта и следующая фраза вписана чернилами, что следует связывать с поездками Тарабукина по Закавказью в тридцатые годы, собиравшего материал для диссертации по армянской и грузинской архитектуре (самые ранние рукописи датируются 1938-1939 годами, см.: Дунаев А.Г. Библиографический указатель трудов Н.М. Тарабукина. М., 1990, с.32, №: 152, 155).

[102] Здесь: расположения, духовного настроения (от греч. διαταξις).

[103] 1 Фес. 5, 17, но здесь имеется в виду Лк. 18, 1.

[104] Мф. 25, 1 сл. Изложение притчи неточное.

[105] Возможно, подразумевается последование ко Святому Причащению (канон, песнь седьмая).

[107] Библиографию на русском языке, в том числе издания упоминаемых ниже Сийского и Строгановского иконописных подлинников, см. в кн.: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.1. СПб., 1914, с.11-12.

[108] Неточная цитата из Ин. 7, 16.

[109] Архангельский, с.163. Новый перевод см.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Т.3 (кн.8). СПб., 1911, с.5 (Письмо 2 к Григорию Богослову).

[111] Неточная цитата из Мф. 7, 16.

[112] Архангельский, с.169 (цитировано по рукописи начала XVI века из бывшей Московской Синодальной библиотеки, ныне ОР ГИМ). Ср.: ТСО, т.23, 1854, с.75 (Слово 16 «О чистой молитве»). Указанная славянская рукопись (Синод. №457) издана (частично) впервые в кн.: Вилинский С.Г. Послания Старца Артемия. Одесса, 1916 (Слово 16 в Приложении 11 на с.395-401).

[113] Архангельский, с.169. Ср.: ТСО, т.23, с.79.

[114] Там же, с.169. Ср.: ТСО, т.23, с.83-84. Перевод, цитированный Архангельским, ближе к церковнославянскому переводу преп. Паисия Величковского, см.: Св. отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского, Слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1854, с.68, 70-71.

[115] Тарабукин цитирует русский перевод, сделанный Архангельским (с.173) по рукописи XV века из бывшего собрания Московской Синодальной библиотеки, ныне собрание ГИМа. Некоторые церковнославянские слова, оставленные Архангельским, Тарабукин заменил на русские.

Вопрос об авторстве сочинения «Способ священной молитвы» имеет особое значение для понимания всей истории исихастских споров и их духовно-исторической перспективы. По наиболее распространенному мнению (начиная с Hausherr’a и кончая архиеп. Василием Кривошеиным), этот текст не принадлежит Симеону Новому Богослову (см., например: «Sources Chrétiennes», t.96. Paris, 1963, p.64-65, 192; указ. предисловие А.И. Сидорова, с.211). Однако все приводимые доказательства в пользу того, что трактат не принадлежит св. Симеону, не имеют принудительной силы (см. развернутое примечание В.М. Лурье к дисс. Мейендорфа [выходные данные указаны ниже, примеч.117], с.414-417, в котором редактор оспа­ривает общепринятое мнение). Более тщательное исследование греческой и славянской рукописной традиции и подробное лексико-стилистическое сопоставление трактата с произведениями св. Симеона (для которого пока не создана соответствующая база в виде специального словаря-конкорданса) позволило бы прийти к более определенным выводам, хотя отличие трактата и творений Симеона всегда можно будет объяснять жанровыми задачами.

[117] Старая русская литература указана, напр.: Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914 [и репринты], примеч.127. Из новейших книг упомянем предисловие А.И. Сидорова к переизданию труда архим. Киприана Керна об антропологии св. Григория Паламы и только что вышедший в Санкт-Петербурге русский перевод диссертации прот. Иоанна Мейендорфа о св. Григории Паламе с обстоятельными дополнениями В.М. Лурье [Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. Изд. второе, исправленное и дополненное для русского перевода. СПб., Византинороссика, 1997 (Subsidia byzantinorossica 2)].

[119] Там же, с.171-172; Слова преп. Симеона Нового Богослова. вып.2. М., 1890, с.439 (Слово 86). Под видом некоего «юноши» св. Симеон говорит на самом деле о своем собственном духовном опыте.

[120] Цит. по кн.: Шевырев С.П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Ч.2. М., 1850, с.99 (эта книга сохранилась в уцелевшей части библиотеки Н.М. Тарабукина и передана нами Научной библиотеке Музея фресок Дионисия в Ферапонтове). Цитата сверена и исправлена, однако в двух случаях оставлены стилистические дополнения, внесенные Тарабукиным (они выделены курсивом).

[121] Цитаты из Мф. 24, 7-21.

Источник

Икона Владимирской Богоматери. Философия иконы. Тарабукин Н. М.

смысл иконы тарабукин н м. Смотреть фото смысл иконы тарабукин н м. Смотреть картинку смысл иконы тарабукин н м. Картинка про смысл иконы тарабукин н м. Фото смысл иконы тарабукин н м

От благовония мастей твоих имя
твое, как разлитое миро.
Пленила ты сердце мое одним
взглядом очей твоих.

смысл иконы тарабукин н м. Смотреть фото смысл иконы тарабукин н м. Смотреть картинку смысл иконы тарабукин н м. Картинка про смысл иконы тарабукин н м. Фото смысл иконы тарабукин н м

Нам неизвестно имя гениального художника, произведению которого предстояло сделаться не только мировым шедевром искусства, но и стать величайшей святыней православной Церкви. Неведомо нам также ни одной черты его жизненного подвига. И только пристально всматриваясь в стилистическое своеобразие его шедевра, мы с некоторой приблизительностью определяем время его создания и, тем самым, эпоху, в которую жил автор. Период правления Македонской династии в Византии был временем мощного расцвета религиозного искусства. Столетие иконоборчества завершилось победой Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и других защитников иконопочитания. И конец IX-го, X-й и XI-й века стали периодом могучего развития стенописи и иконописи.

Волна эллинистичности вновь поднялась и хлынула в искусство после некоторого временного отлива. Античные припоминания никогда не исчезали из средневекового искусства. Но были периоды больших или меньших вздыманий и падений эллинистичности. В первые века по Р.Х. это были почти прямые, лишь значительно варваризированные, заимствования у античности, и преимущественно латинской. В живописи катакомб во многих случаях встречается почти полный перенос элементов и форм помпейской и римской фресковой стенописи. В энкаустических иконах, подобных Сергию и Вакху из бывшего киевского собрания преосвященного Порфирия[179], слишком заметно непосредственное влияние эллинистического искусства, дошедшими до нас образцами которого были фаюмские портреты. В эпоху Македонской династии латинские влияния сменились преимущественно греческими, чему способствовала усиливающаяся рознь между Западной и Восточной Церквами, приведшая в начале XI столетия к полному их разрыву и обособлению. Но византийский «грецизм» времен X-XI веков был новым явлением по форме и по содержанию, нежели эллинистичность первых веков после Р.Х. Ко времени правления Македонской династии вполне сформировался тот сложный комплекс культуры, получивший название византинизма, в котором греческое сочеталось с александрийскими и сирийскими элементами, а к малоазийским влияниям примешивались сасанидские. Но над всеми этими истоками преобладало, их объединяло и преобразовывало начало собственно византийское, в котором Восток и эллинистичность составляли лишь амальгаму. Продуктом этого зрелого византинизма была та культурная среда, в которой сложилось философское, религиозное и художественное мировоззрение автора, лицо которого мы постараемся, хотя бы гипотетически, очертить самым общим абрисом, исходя из анализа единственного нам известного его труда.

Нам неведомо его имя, но черты его личности отпечатлелись на его создании, по своеобразию признаков которого мы можем заключить об особенностях мировоззрения художника и даже выдвинуть гипотезу о его биографии. Он получил блестящее по своему времени, видимо, светское образование и только впоследствии, по примеру многих, избрал духовный путь. Об этом говорит его произведение. Элементы живописности и портретизма, столь явственные в его шедевре, говорят о первоначальном светском образовании и большом увлечении античностью. С другой стороны, все, что в образе есть канонического в отношении формы и высокоодухотворенного в отношении содержания, говорит о том, что автор его был верным сыном Церкви и ее вдохновенным выразителем в искусстве. Если предположить, что воспитание ограничилось влиянием только монастыря, то нельзя было бы объяснить наличие живописных портретных элементов в его образе. Но и одного светского образования было недостаточно для создания столь глубочайшего по религиозному содержанию и канонически-церковного по форме образа.

Это было время наибольшего, после Юстиниана, политического могущества Византии; это было время распространения влияния восточного православия далеко за пределы государственной территории и ее колоний; это было время подчинения этому влиянию обширных славянских стран, лежавших к северо-востоку; это было время оживления дела просвещения, связанного с именем Константина Багрянородного, введения целого ряда новелл в юриспруденции и отмены постановлений императоров-иконоборцев; это было время наибольших влияний византийского искусства на Италию и другие страны: стоит припомнить мозаики св. Марка в Венеции и указать на Кавказ (Гелати), Киев и далекий Новгород. Наконец, это было время возрождения культа Богоматери, встретившего в период иконоборчества немало противников. Ознаменовано это было быстрым ростом в Константинополе церквей в честь Богоматери и повсеместным распространением Богородичных икон. И одновременно со всем тем это был период усиленной тяги в монастыри, которые росли численно, богатели экономически и представляли собою средоточие образования. Это было время преобладания в восточной Церкви влияния неоплатонизма, сказавшегося в трудах сначала Исаака Сирина, потом Симеона[180] Нового Богослова, Максима Исповедника и других. В западном же католичестве, напротив, аристотелизм торжествовал победу в трудах Фомы Аквинского.

Предположение же о более позднем письме само собою отпадает, ибо все события, которыми сопровождались доставка иконы в Киев, а затем ее увоз во Владимир, описаны летописцем XII столетия.

Художник, живший в эпоху конца правления Македонской династии или начала царствования Комнинов, сочетал в себе многосторонние элементы сложной культуры, какую представляла собою Византия. По происхождению он принадлежал к высшему аристократическому кругу, на что указывает избранный им тип лица Богоматери. Необычайная духовная утонченность и аристократическая изысканность лика Девы Марии, некоторая восточная удлиненность черт и миндалевидность глазных орбит говорит за то, что автор соприкасался со средой, имевшей связи с аристократическим Востоком, быть может Персией или Грузией. Необычайная жизненность лика говорит за то, что восточные влияния не ограничивались только искусством, а были действительными жизненными связями. Впечатления, полученные только от восточного искусства, неизбежно выразились бы в некотором схематизме и стилизованности и лишили бы образ присущего ему одухотворения и индивидуализации. Не исключена возможность, что образ был идеализированным портретом действительно существовавшего лица. Недаром легенда приписывает авторство этого образа евангелисту Луке, настолько жизненно убедителен лик Марии, словно описанный непосредственно с натуры.

и вместо бранных подвигов палладинов избрал для себя путь духовного рыцарства. Изобразительным выражением мистического посещения его Девой Марией стала икона «Умиления», чудеса которой объяснимы не только тем, что свята была самая молитва монаха, ее писавшего, но и тем, что икона явилась подлинным изображением образа Богоматери, представшего в видении монаху.

смысл иконы тарабукин н м. Смотреть фото смысл иконы тарабукин н м. Смотреть картинку смысл иконы тарабукин н м. Картинка про смысл иконы тарабукин н м. Фото смысл иконы тарабукин н м В монастыре монах продолжает свое образование, знакомясь теперь вместо Плотина и неоплатоников с патристической литературой, а светские навыки в изобразительном искусстве хочет подчинить всецело иконописной традиции. Он не становится профессионалом-иконописцем. Не создает школы. Продолжает оставаться гениальным дилетантом, работающим не по заказу, а по внутреннему побуждению. Обратное предположение приходится исключить, ибо, если бы мастер, столь высоко одаренный, был профессионалом и сделал бы много работ, то трудно допустить, что около него не образовалось никакой школы, а имя его было столь незаслуженно забыто. Да, он был дилетант-художник, предававшийся творчеству в моменты глубочайших внутренних прозрений. Он работал в тиши, в полном уединении, медленно отдаваясь созерцанию посетившего его образа. Об этом говорит спокойная углубленность созданного им лика и вся фактура живописной поверхности, обнаруживающая следы медленного, не вынуждаемого ничем внешним, свободного творческого процесса. В образе отсутствуют какие бы то ни было ремесленные навыки; икона создавалась не по заказу, даже не для определенного назначения, а как выражение внутренней необходимости, как результат молитвы.

Когда образ был готов, после длительной, вероятно, многолетней работы, он остался, видимо, в келье самого автора. Монахи приходили посмотреть плод усердного труда, но, пораженные необычайным своеобразием лика, соблазнялись мыслью о его неканоничности и, видимо, вследствие этого икона не попала в монастырский храм. Углубленный в себя, преданный созерцанию, одинокий инок-художник прожил недолго. Ибо опять-таки трудно допустить при наличии такой одаренности долгую жизнь, прошедшую в дальнейшем бесплодно. Если же эта длительная жизнь была бы наполнена многими трудами, столь же гениальными, как образ Богоматери, то снова вставал бы вопрос о наличии других произведений, об учениках и последователях.

Ни константинопольское духовенство, ни царский двор не обратили внимания на образ Богоматери, написанный безвестным иноком. Ибо невозможно допустить, каким образом при ином к нему отношении мог вывезти его из Царьграда в начале XII века русский «гость» Пирoгоща. Правда, существует и другое предание о появлении на Руси будущей знаменитой и чудотворной иконы. Это предание рассказывает, что икона была подарена константинопольским патриархом киевскому великому князю. Но этому противоречит весь летописный рассказ и первоначальное на Руси название иконы: Богоматерь Пирогощская.

Не только византийский двор и константинопольская церковь не обратили на образ должного внимания, но и для киевского княжеского двора икона осталась неприметной. Повесть XII века о чудесных силах иконы, изданная Ключевским[183], рассказывает, как Пирогоща, вывезя икону из Царьграда, поставил ее не в стольном граде Киеве в виду великокняжеского двора и киевского епископства, не в соборном храме Софии Премудрости Божией, как следовало распорядиться, если бы икона была прославленной, а отвез образ в Вышгород и поместил его в местном храме. С той поры осталась за ней название Богоматери Пирогощской или Вышегородской.

Когда в конце XIV столетия Москве угрожали татары, обеспокоенные москвичи решили прибегнуть к заступничеству Владимирской святыни. Образ стал палладием русского войска. Предание рассказывает, что накануне решительного сражения [Тимур][184] увидел во сне несметные полчища русских, находящихся под Покровом Богоматери, и, смущенный видением, отдал наутро приказ об отступлении. Это чудо Владимирской иконы теснейшим образом связано с историческими судьбами Москвы. Мы не знаем, как бы отразился на истории всего Московского государства разгром его столицы, если бы татары повели осаду города с войском, во много раз превышавшим оборону Москвы.

Образ Владимирской Богоматери был возвращен владимирцам. Но вскоре москвичи вновь прибегнули к его чудодейственной силе при новой осаде Москвы, и после этого икона уже осталась за москвичами. Московский князь в утешение осиротелым владимирцам послал копию с чудотворного образа, которую приписывали кисти Андрея Рублева. Я видел ее во Владимире. Это типичный образец московских писем XV столетия. Стилистически она ничего общего с Владимирским образом не имеет. От рублевского письма она также далека, и имя великого матера присоединено к ней преданием также, быть может, к вящему утешению обездоленных владимирцев. Но Москва в XV столетии была сильна, и сопротивление ей было бы напрасным. По словам летописца, владимирцы не могли отличить копию от подлинника и подарком князя, будто бы, остались весьма довольны.

Перенос Владимирской иконы был для Москвы таким значительным событием, что на месте встречи московским духовенством чудотворного образа «на дороге Владимирской» был заложен монастырь, названный в память этой встречи «Сретенским», что ныне[185] на улице Сретенке.

С тех пор Владимирская икона пребывала в Успенском Кремлевском соборе. С этого времени начинается ее усиленное влияние на русскую иконопись, и история русской иконографии Богоматери немыслима без учета этого влияния. Образ Умиления становится излюбленным на Руси. И этому есть свои исторические и мистические обоснования. Если тип Одигитрии выражал дух царственной Византии, то тип Умиления олицетворял своеобразие русского православного сознания. В исторических и мистических судьбах Церкви Христовой наличие русского православного сознания имеет свое оправдание. Ведь не случайно, что с падением Рима возвышается Константинополь, а с момента пленения Царьграда растет и высится значение Москвы, как третьего Рима. Значит, нужен был этот третий Рим, значит, судьбы Церкви не были до конца исчерпаны в византийском православии, если потребовалось про­должение истории сначала в Киевской, потом Московской и, наконец, северной Руси. П.Флоренский объясняет историческую необходимость русского православия тем, что в нем с необычайной полнотой раскрылась идея софийности. С особенной убедительностью раскрывает он это на молитвенном подвиге Сергия Радонежского[186].

Создав столь необычайный по красоте облик Богоматери, художник следовал указаниям предания. Апокрифические сказания о жизни Девы Марии описывают Ее лик как преисполненный красоты внешней и значительности духовной. Уже с детства «Мария была предметом удивления для всего народа, ибо когда Ей было три года, Она ходила степенно и так всецело отдавалась восхвалению Господа, что все были охвачены изумлением и восхищением. Она не походила на младенца, но казалась уже взрослой и исполненной лет. Лицо Ее блистало, как снег». «Ангел Господень являлся к Ней, и Она получала пищу из рук его»[193]. В одном апокрифическом письме при описании лика Марии он наделен признаками исключительной красоты. Появление Богоматери сопровождалось, согласно описаниям, явно ощущаемыми благоуханиями, исходившими от Нее.

Мне рассказывала одна верующая, что созерцая во сне явившуюся перед ней Богоматерь в образе неземной красоты, она слышала и исходящее от Нее благоухание. «Иконописные подлинники» при описании лика Богоматери указывают на овальность продолговатого лица, на тонкость несколько горбатого носа, на целомудренную прелесть губ, на миндалевидность глаз и изысканную заостренность пальцев рук.

Необычайно поэтичны и красивы и те символические образы, которыми Ветхий Завет пророчески олицетворил судьбу Девы Марии: Неопалимая Купина, горящая и несгораемая, три отрока в пещи огненной, оставшиеся неврежденными, руно гедеоново и другие.

Владимирский образ аристократичен не только внешней, но и духовной утонченностью. Красив и мудр он. Ибо подлинная красота возможна только при наличии духовного богатства. Необычайная глубина и широта разлита во взоре. Подобный образ мог создать только гениальный ум в минуты экстаза, просветленного религиозным опытом. Гениальное сознание есть религиозное сознание, ибо только ему присуща вся полнота глубины и широты мировосприятия. Неведомый нам по имени византийский мастер обладал этим гениальным сознанием, сочетавшимся в нем с высоким техническим мастерством и изысканнейшим художественным вкусом. Вложенное в икону при ее создании молитвенное чувство до сих пор согревает черствые души грешных просителей. Божья воля избрала икону орудием своего Промысла. Бесчисленные чудеса прославляли ее повсеместно, и нет на Руси православного человека, который, хотя бы мысленно, не возносил к ней молитвы. Церковь дважды[194] в год празднует икону «яко зарю солнечную восприемши», как гласит тропарь в честь Владимирского образа, воспевает Промысл Божий, выраженный в бесчисленных чудесах иконы, и чтит через нее Небесную Владычицу, как Оранту перед престолом Всевышнего, Одигитрию на путях человеческих, умиление Матери, Девство и Рождество сочетавшей.

[182] Слова из стихотворения А.С. Пушкина «Романс» («Был на свете рыцарь бедный. «); другая редакция в «Сценах из рыцарских времен», VII. A.M.D. = Ave Mater Dei (Радуйся, Матерь Божия) (лат.).

[184] В машинописи описка: Мамай. О нашествии Тимура (Тамерлана) в 1395 году и о чуде от образа «Богоматери Владимирской» см., например: ПСРЛ, т.25 (Московский летописный свод конца XV века). М.-Л., 1949, с.222 сл.; Русская летопись по Никонову списку. Т.4. СПб., 1788, с.258 (=ПСРЛ, т.11. СПб., 1897, с.158 сл.).

[185] Сретенский монастырь был закрыт после декабря 1925 года, а ряд его построек (ограда, церковь Марии Египетской, колокольня, настоятельский корпус и служебные строения) снесен начиная с сентября 1928 года. Сам храм Владимирской Божией Матери, заложенный в 1395 году как деревянный, а в 1482 как каменный, был в советское время закрыт (с 1917 года; в 1958-1962 годах в нем были проведены реставрационные работы). Из сопоставления дат настоящего примечания и примеч.188 можно сделать вывод, что раздел об иконе Владимирской Богоматери писался Тарабукиным вряд ли многим позднее 1928 г.

[186] Имеется в виду статья «Троице-Сергиева Лавра и Россия» смысл иконы тарабукин н м. Смотреть фото смысл иконы тарабукин н м. Смотреть картинку смысл иконы тарабукин н м. Картинка про смысл иконы тарабукин н м. Фото смысл иконы тарабукин н м, см. примеч.123.

[191] Здесь и далее автор использует различные молитвословия, обращенные к Богородице [Акафист Пресвятой Богородице, Богородичен воскресный первого гласа, тропарь в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской (26 августа) и другие].

[192] См. Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23.

Далее под «апокрифическим письмом» Тарабукин имеет в виду т.н. «Послание св. Дионисия Ареопагита к Апостолу Павлу» (см., например: [Поселянин Е.] Сказания о чудотворных иконах Богоматери. т.1. Коломна, 1993 [репринт], пагин. 2-я, с.3; более точный перевод в кн.: Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914 [и репринты], с.365).

[194] Современная Русская Православная Церковь празднует Владимирскую икону Пресвятой Богородицы 21 мая (в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году), 23 июня (в память спасения Москвы от нашествия Ахмата-хана в 1480 году) и 26 августа (в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395) году (даты указаны везде по старому стилю).

Приводится по: Тарабукин Н. М. Смысл иконы. М.: Из-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2001.-224 с., ил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *