Бунин сосны о чем

Сосны (Бунин)

Содержание

1 [ ред. ]

Вечер, бушует вьюга, в занесённом снегом доме тишина. Утром у нас в Платоновке умер сотский Митрофан. В сумерках у меня сидел священник. Он опоздал причастить Митрофана. Теперь он пил чай и рассказывал, как много народу помёрзло в этом году.

Пришла Федосья, небольшая плотная баба в полушубке, голова у неё закутана шалью. Она прижимается к печке. Я наизусть знаю Федосьины рассказы о всех метелях, которые она помнит.

Я вспоминаю Митрофана. Это был высокий, худой, лёгкий на ходу мужик с живыми глазам, следопыт, настоящий лесной крестьянин-охотник. Зимой и летом он аккуратно обёртывал серыми онучами свои длинные ноги и обувал в лапти. На нём всегда был коротенький изорванный полушубок, а на голове самодельная заячья шапка. Митрофан прожил всю свою жизнь так, как будто был в батраках у неё. Он беспрекословно шёл по тяжёлому жизненному пути и только болезнь подкосила его, когда пришлось пролежать больше месяца в тёмной избе – перед смертью.

Несмотря на сильную вьюгу я иду к избе Митрофана. Через окно вижу, как племянник Митрофана читает Псалтырь.

2-3 [ ред. ]

Утром приехали братья из города. Один из них, Антон, пришёл просить тёса для гроба. В сарае он выбрал длинную сосновую тесину.

Метель стихла. После обеда все ходят смотреть Митрофана. На следующий день в церкви его отпевали. Потом гроб с покойником вынесли из церкви, пронесли по улице, и за селом, на пригорке, опустили в неглубокую яму, закидали мёрзлой землёй и снегом. В снег воткнули ёлочку и торопливо разошлись и разъехались.

Источник

Бунин сосны о чем

Бунин сосны о чем. Смотреть фото Бунин сосны о чем. Смотреть картинку Бунин сосны о чем. Картинка про Бунин сосны о чем. Фото Бунин сосны о чем

Жизнь русской деревни показана через разговоры и дискуссии двух братьев – Тихона и Кузьмы Красовых – главных персонажей повести. Речь обоих героев носит, преимущественно, диалогический характер, что придает ей особую эмоциональную и экспрессивную окраску. Интересно, что первый диалог братьев можно рассматривать как элемент, используемый автором для создания сюжетной завязки, а предшествующее ему описание трактира и внешности Кузьмы в качестве присказки. Такое обстоятельство, несомненно, есть отголосок сказочных традиций, поскольку последние свойственны для композиционного строя жанра сказки.

Речь Иванушки сама «старинная» и «неуклюжая», несколько угловатая от изобилия в его языке таких слов как «стюдяней», «ничаво», «очухался», «на чепи» или выражений, например «дюже был грузен».

Вообще, к созданию образа русского мужика в этой повести Бунин подошёл с некоторой жестокостью, чего не прослеживается в более ранних его произведениях. Вспомним рассказ «Сосны» (1901), где одним из главных героев является Митрофанушка,

— так называет Тихона Красова кухарка. И на этом сравнении в повести делается акцент совсем не случайным образом. Введение Буниным в повествование сказки-сатиры лишь подчеркивает общее значение сказочного персонажа в раскрытии не только характера какого-либо героя, но и идеи всего произведения.

Но если сказочный сюжет в бунинском произведении и присутствует как основа, то дальнейшее развитие событий от формы сказки перетекает, скорее, к хронике: фабула – однолинейна, но вот описание фона эмоциональных переживаний персонажей не есть свойственное для сказки явление.

Анафорическое начало песен и колыбельных, включенных в повествование:

Источник

Сосны

Вечер, тишина занесенного снегом дома, шумная лесная вьюга наружи.

Утром у нас в Платоновке умер сотский Митрофан, а в сумерках у меня сидел священник, опоздавший причастить Митрофана, пил чай и долго рассказывал о том, как много народу померзло в нонешнем году.

Но морозный ветер захватывает ему дыхание, слепит снегом, и мгновенно пропадает огонек, который, казалось, мелькнул сквозь вьюгу. Да и человечьи ли это хижины? Не в такой ли же черной сторожке жила Баба-Яга? «Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом! Приюти странника в ночь. »

Лежа весь вечер, я представляю себе, как пугливо и зыбко мерцают мои освещенные окошечки, такие одинокие среди бушующего леса, с головы до ног поседевшего от вьюги! Дом стоит у широкой просеки, в затишье, но когда ураган гигантским призраком на снежных крыльях проносится под лесом, сосны, которые высоко царят над всем окружающим, отвечают урагану столь угрюмой и грозной октавой, что в просеке делается страшно. Снег при этом бешено и беспорядочно мчится по лесу, непритворенная дверь в сенцах с необыкновенной силой бьет в стену, а собаки, которые лежат в них, утопая в снегу, как в пуховых постелях, жалобно взвизгивают сквозь сон, дрожа крупной дрожью. И мне опять вспоминается Митрофан, который ждет могилы в такую мрачную ночь.

Но вот в сенцах слышен певучий визг шагов по сухому бархатистому снегу. Хлопают двери в прихожей, и кто-то топает в пол валенками. Слышу, как чья-то рука шарит по двери, ищет скобку, а затем чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза.

— Нет. А что? Это ты, Федосья?

Федосья кивает головою и задумывается. За день она переделала сотни мелких дел. Теперь она в тумане отдыха. Глядя на снег совершенно бессмысленными, удивленными глазами, она с наслаждением затягивается долгим и глубоким зевком и, зевая, бормочет:

— Ах, господи, что ж это зевается, куда это девается! Вот жалко Митрофана- то! Целый день с ума не идет, а тут еще наши: выехали, нет ли? Поедут- замерзнут!

И вдруг быстро прибавляет:

— Вот и не угадали! А я было про мужика своего загадала. Боюсь, обморозится.

И, увлеченная думами о вьюге, Федосья начинает:

— Так-то на сороки было, на сорок мучеников. Вот, расскажу вам, страсть-то была! Вы-то, известное дело, не помните, вам тогда небось пяти годочков не было, а я-то явственно помню. Сколько тогда народу померзло, сколько обморозилось.

Лес гудит, точно ветер дует в тысячу эоловых арф, заглушённых степами и вьюгой. «Ходит сон по сеням, а дрема по дверям», и, намаявшись за день, поевши «соснового» хлебушка с болотной водицей, спят теперь по Платоновкам наши былинные люди, смысл жизни и смерти которых ты, господи, веси!

Вдруг ветер со всего размаху хлопает сенной дверью в стену и, как огромное стадо птиц, с шумом и свистом проносится по крыше.

Дверь медленно отворяется и затворяется, и я опять остаюсь один, все думая о Митрофане.

Это был высокий и худой, но хорошо сложенный мужик, легкий на ходу и стройный, с небольшой, откинутой назад головой и с бирюзово-серыми, живыми глазами. Зиму и лето его длинные ноги были аккуратно обернуты серыми онучами и обуты в лапти, зиму и лето он носил коротенький изорванный полушубок. На голове у него всегда была самодельная заячья шапка шерстью внутрь. И как приветливо глядело из-под этой шапки его обветренное лицо с облупившимся носом и редкой бородкой! Это был Следопыт, настоящий лесной крестьянин-охотник, в котором все производило цельное впечатление: и фигура, и шапка, и заплатанные на коленях портки, и запах курной избы, и одностволка. Появляясь на пороге моей комнаты и вытирая полою полушубка мокрое от метели коричневое лицо, оживленное бирюзовыми глазами, он тотчас же наполнял комнату свежестью лесного воздуха.

На дворе ветер рвет с меня шапку и с головы до ног осыпает меня морозным снегом. Но, ох, как хорошо поглубже вздохнуть холодным воздухом и почувствовать, как легка и тонка стала шуба, насквозь пронизанная ветром! На мгновение я останавливаюсь и делаю усилие взглянуть. Новый порыв ветра прямо в лицо перехватывает мне дыхание, и я успеваю разглядеть только два-три вихря, промчавшихся по просеке в поле. Гул леса вырывается из шума вьюги, как гул органа. Я крепко нагибаю голову, погружаюсь почти по пояс в сугроб и долго иду, сам не зная куда.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.

Приехали братья из города. Они привезли с собой много бодрости морозного утра. Пока в прихожей обметали вениками валенки, обивали от снега тяжелые воротники шуб и вносили покупки в рогожных кульках, пересыпанных сухой снежной пылью, как мукою, в комнатах нахолодилось и металлически запахло морозным воздухом.

на тулупе смерзлись в ледяные сосульки.

Я выхожу к Антону, и он спокойно рассказывает о смерти Митрофана и деловито переводит разговор на тес. Равнодушие это или сила. Скрипя сапогами по замерзшему снегу на крыльце, мы выходим из дому и, переговариваясь, идем к сараю. Воздух крепко сжат утренним морозом, голоса паши раздаются как-то странно, пар от дыхания вьется при каждом слове, точно мы курим. Тонкий остистый иней садится на ресницы.

пригревает. Домовито пахнет дымком, печеным хлебом. Мальчишки возят друг друга на ледяшках, собаки сидят на крышах изб. Совсем дикарская деревушка! Вон молодая плечистая баба в замашной рубахе любопытно выглянула из се-нец. Вон худой, похожий на старичка-карлика, дурачок Пашка в дедовской шапке идет за водовозкой. В обмерзлой кадушке тяжко плескается дымящаяся, темная и вонючая вода, а полозья визжат, как поросенок. Но вот и изба Митрофана.

Какая она маленькая, низенькая, и как все буднично вокруг нее! Лыжи стоят у дверей в сенцы. В сенцах дремлет и жует жвачку корова, Стена избы, выходящая в сенцы, сильно подалась от них, и поэтому дверь надо отворять с большими усилиями. Она отлипает наконец, и в лицо пахнуло теплым избяным запахом. В полумраке стоят несколько баб у печки и, пристально глядя на покойника, шепотом переговариваются. А покойник под коленкором лежит в этой напряженной тишине и слушает, как плаксиво и жалостно читает псалтырь Тимошка.

День этот кажется очень долог в мертвой тишине Солнце медленно проходит свой небесный путь, и вот красноватый, парчовый луч уже скользнул в полутемную избу и косо озарил лоб покойника, Когда же я выхожу из избы на улицу, солнце прячется между стволами сосен за частый ельник, теряя свой блеск.

А на следующий день понесли гроб Митрофана по лесной дороге к селу.

над головой тянул сдержанный, глухой и глубокий гул: так шумит под вечер в отдалении море, когда оно скрыто за горами. Мачтовые сосны, высоко поднявшие на своих глинисто-красноватых голых стволах зеленые кроны, тесной дружиной окружали с трех сторон пригорок. Под ним широко синела еловыми лесами низменность.

Источник

Разработка урока. «Мотив традиций в творчестве Сергея Никитина» (по рассказам И.Бунина «Сосны» и С.Никитина «Снежные поля» )

Разделы: Литература

Тема урока. Мотив традиции в творчестве Сергея Никитина (по рассказам И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля”).

Оформление урока: портреты И. Бунина и С. Никитина; выставка книг писателей; иллюстрации учащихся.

1. Вступительное слово учителя.

С. Никитин пришел в литературу в начале 50-х годов, именно в это время в русской литературе начинает свое движение это замечательное художественное явление, именуемое деревенской прозой, в русле которой оказался и наш земляк.

Лирическая проза С. Никитина рассматривает не только проблемы быта, но и национального бытия, национального характера, задумывается над вечными вопросами о добре и зле, смысле человеческого существования, жизни и смерти.

Мотив традиции в творчестве С. Никитина интересен и недостаточно исследован.

2. Наша задача на сегодняшнем уроке: сопоставить рассказы И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля” и определить точки соприкосновения и художественное своеобразие произведений.

Как мотив традиции звучит в рассказе С. Никитина “Снежные поля”?

3. Учитель. Вряд ли в момент создания рассказа Сергей Константинович помнил и думал о бунинских “Соснах”. Совпадения объясняются объективной “памятью жанра”. Как доказал известный филолог М.М.Бахтин, “жанр живет настоящим, но всегда помнит своё прошлое, своё начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития”.

4. Работа по анализу и сопоставлению рассказа И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля”.

Что роднит эти рассказы?

Ученик. Рассказы И. Бунина и С. Никитина роднит незатейливый сюжет: умирает знакомый мужик, собираются родственники и знакомые на похороны, похороны зимой, описание могилы; размышление о жизни и смерти.

Какова тема и сюжет рассказов?

Ученик. С. Никитин описывает похороны бакенщика Алексея Ефимовича Буранина. И. Бунин повествует о смерти и похоронах в Платоновке сотского Митрофана.

Как начинаются рассказы?

Ученик. У Бунина рассказ “Сосны” открывается пейзажем:

“Вечер, тишина занесенного снегом дома, шумная лесная вьюга наружи… Утром у нас в Платоновке умер сотский Митрофан…” И потом о герое ни слова. Дается пейзажная зарисовка, мир звуков снежного бора: “к высоким жалобным нотам ветра”, “с снежными вихрями”, “ураган…на снежных крыльях…”.

Картина мрачной ночи символизирует тяжелое чувство, которое рождается при произнесении слова “могилы”.

Ученик. Рассказ С. Никитина начинается с сообщения: “Умер у себя в деревне Алесей Ефимович Буранин, бакенщик…”

Что из себя представляют главные герои рассказов?

Ученик. Реалистический портрет Митрофана в рассказе И. Бунина “Сосны” раскрывает материальное положение героя и цельность его натуры. От всей его фигуры веет свежестью, простотой, непритязательностью и первобытной силой: “Это был высокий и худой, но хорошо сложенный мужик, легкий на ходу, стройный, с небольшой откинутой назад головой и бирюзово-серыми глазами. Зиму и лето его длинные ноги были аккуратно обернуты серыми онучами и обуты в лапти, зиму и лето он носил коротенький изорванныйц полушубок. На голове у него всегда была самодельная заячья шапка шерстью внутрь. И как приветливо глядело из-под этой шапки его обветренное лицо с облупившимся носом и редкой бородкой!”

Учитель. Бунин подробно характеризует миропонимание, жизненную философию Митрофана, выражая взгляды крестьян на жизнь. Он не жалуется на нужду. Терпеливо, покорно, беспрекословно переносит Митрофан трудности. Автор запечатлевает такие черты русского крестьянства, как выносливость, благожелательное отношение к жизни. Весьма характерны рассуждения Митрофана, прожившего так, как будто всю жизнь “был в батраках у жизни”. В его речах передано не только непротивленчество, но и народная мудрость и схвачены особенности крестьянского языка:

“…Есть лес – в лесу и зарабатывай. Мне, может, еще трудней другого, у меня одних детей сколько, а я все-таки иду да иду! Волка ноги кормят. Сколько годов я тут прожил и все не нажился… Я и не помню, что было. Был будто один – два дня летом, али весной скажем – и больше ничего. Зимних ден больше вспоминается, а все тоже похоже друг на дружку. И ничего не скучно, а хорошо. Идешь по лесу – лес из леса выходит, синеет, а там прогалина, крест из села виден… Придешь, заснешь – глядь уж опять утро и опять пошел на работу… была бы шея – хомут найдется!”

Бунин с симпатией и сочувствием рисует образ Митрофана, тонко чувствующего природу, умеющего в жалком существовании находить для себя небольшие радости.

Ученик. Портрета живого Алексея Ефимовича нет, но есть фраза, которая передает отношение к живому бакенщику: “Про Алексея Ефимовича худого слова не скажешь…” И повторяются эти слова дважды полностью и один раз – “не скажешь…”

В портрете покойника подчеркнута торжественность и строгий покой, словно маска мертвого лица подтверждает “худого слова не скажешь”: “Вижу иззелено-желтый блестящий лоб, длинные, как у всех покойников, веки, серую щеточку усов. И сколько не мертвого, а какого-то торжественного, строго покоя в выражении его лица, в наклоне подбородка к высокой, застывшей на вдохе груди!”

Учитель. Бунину нужно было показать социальные условия жизни, благожелательность и выносливость крестьянина, который всю жизнь словно “был в батраках у жизни”. Для этого использует писатель портрет.

В портрете мертвого лица Митрофана просматривается чувство собственного достоинства: “О, какой важный и серьезный стал Митрофан! Голова маленькая, гордо и спокойно-печальная…”

Никитин на первое место ставит уважение окружающих к Алексею Ефимовичу. Выражение лица умершего “как у всех покойников”.

Писателю важно передать в портрете философию смерти. Отношение героя рассказа к смерти ироническое: “У нее блата никому нет”, поэтому лирический герой увидел легкую усмешку умершего в уголках сжатых губ.

Как раскрываются характеры героев И. Бунина и С. Никитина?

Ученик. Характеры героев раскрываются в общении с природой, в отношении к ней. Митрофана Бунин называет следопытом. “Хорошо у нас!”, “И ничего не скучно, а хорошо”, – произносит герой рассказа “Сосны”.

Гармонию человека и природы нарушает суета жизни. Особенно любоваться лесом некогда, потому что “есть лес – в лесу зарабатывай”. Потребительское отношение к природе обусловлено социальными условиями: “…у меня одних детей сколько…”

Ученик. Герой никитинского рассказа поставлен в другие социальные условия:

“…он жил со вкусом, радостно, светило и безбедно…”. Прозаик говорит о гармонии человека и природы. Прекрасен Алексей Ефимович тем, что умеет любоваться и дивиться “непостижимо разумной работе пчел”, заречными озерами, автор сравнивает его с первооткрывателем. Буранин мечтал иметь лосиные ноги: “Всю бы землю напоследок оббежал. Так бы и стеганул по гарям, по лесам, по болотам”.

В этих описаниях – истоки мудрости и доброты Алексея Ефимовича. Никитин ненавязчиво заставляет сделать вывод: тот, кто знает и понимает природу, умеет любоваться ею, не иметь потребительского отношения к ней, не может быть безнравственным человеком.

Учитель. Разность в показе смерти и отношения к ней проявляется в сцене погребения.

Отличие лирических героев к погребению и к самому умершему ощутима как в интонации повествования, так и в поэтике самого письма. У Бунина отрицательное отношение никак не высказано: “Напутствуемый протяжным пением, гроб с мерзлым покойником вынесли из церкви, пронесли его по улице и за селом на пригорке опустили в неглубокую яму, которую и закидали мерзлой глинистой землей и снегом. В снег воткнули елочку и покряхтывая от мороза торопливо разошлись и разъехались”.

Никитин же ставит на своем неприятии усиливающий отношение акцент – отверстость могилы, ее готовность названа безобразной: “В чистом снегу безобразно рыжим пятном выделяется отверстая могила. Заранее слышу стук о крышу гроба этих смерзшихся комьев суглинка, чувствую, какой пустынной тоской отзовется он во мне, но не отхожу и вот уже на яву слышу и чувствую и этот звук, и эту тоску”.

Но самое существенное различие выражено пониманием отношения природы к таинству и факту смерти.

Как природа относится к таинству и факту смерти?

Ученик. У Бунина – непосредственно над могилой: “Мачтовые сосны, высоко поднявшие на своих глинисто-красноватых голых стволах зеленые короны, тесной дружной окружали с трех сторон пригорок.”

Никитин, тоже непосредственно над могилой: “И какой же равнодушной, величавой холодностью объят этот морозный день! Как невозмутима ясность его солнца, неба, снегов, хвойных далей”.

Ученик. Последняя фраза бунинского рассказа: “Отдаленный, чуть слышный гул сосен сдержанно и немолчно говорил и говорил о какой-то вечной, величавой жизни…”

Последняя фраза Никитинского рассказа: “И уже без леденящего отчаянья, спокойно и грустно думается о том, что где-то за изволоком березки – свечечки стоят над суглинистым бугром, что вечные звезды с одинаковым равнодушием смотрят и на него и на наш угретый живым теплом возок, пробирающийся по снежному полно”

Какова роль пейзажа в рассказах?

Ученик. У Бунина образ соснового бора олицетворяет могучую силу жизни. Пейзаж раскрывает жизнеутверждающие идеи автора: “Отдаленный чуть слышный гул сосен сдержанно и немолчно говорит о какой-то вечной величавой жизни”.

Учитель. Бунин проявляет в рассказе такое умение живописать словами, что читатель вместе с автором переживает зимнюю вьюгу, любуется её стихийной мощью, переполняется чувством приволья. Средствами языка Бунину удалось создать симфонию зимнего леса, передать его полифонию: “…Сосны, которые высоко царят над всем окружающим, отвечают урагану столь угрюмой и грозной октавой, что в поселке делается страшно”. “Лес гудит, точно ветер дует в тысячу эоловых арф, заглушенных стенами и вьюгой”. “Гул леса вырывается из шумов вьюги, как гул органа”.

Ученик. Бунинские пейзажи отличаются многообразием красок и оттенков, присущих природе. Например: “А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет”.

Необычные сравнения, олицетворения, красочные эпитеты являются художественными находками автора. Читатель видит “радужную снежную пыль”, слышит, как “галка засмеялась от удовольствия”, ощущает “свежий запах январской метели”, напоминающей “сильный запах арбуза”.

Учитель. Пейзаж у Бунина не является самоцелью. Рассказ содержит противопоставление жизни людей и природы. Жизнь природы прекрасна, вечна, значительна. Жизнь человека коротка и бедна.

Ученик. Пейзаж у Никитина скромен, краски не придуманы автором, а взяты из жизни. “Снежные поля”, “сверкающие снега”, “пустотный звон” – эпитеты скромные.

“Я долго шел со станции через сверкающие снега, загораживаясь от бокового ветра пахучим на морозе, каракулевым воротником, и узкая тропа в снегах отзывалась на мои шаги каким-то пустотным звоном”.

В этом отрывке нет ничего от придуманного и быть не может – совсем неподходящий момент: человек спешит на похороны и тут не до выдумок.

Никитин только говорит, что шел он от станции долго, что дул боковой ветер и ему приходилось загораживаться воротником, который на морозе сильно пахнет, а потому называет его материал – каракуль; что снежная тропа была узка и отзывалась звоном. Правда, “пустотным”. Но шел-то он не на праздник – там человек умер! Все вдруг опустело, весь мир, а потому “какой-то пустотный звон” был единственным созвучием его опустевшей от горя души.

Учитель. Пейзаж С. Никитин дает глазами очевидца. И поэтому, когда он пишет, что “на крыльце, в затишке, чувствуется, как солнце по-весеннему пригревает щеку, а на карнизе матовая с ночного мороза сосулька уже сверкает на самом кончике алмазной каплей”, то читатель принимает такое описание не как “художественные красоты”, не как мастерство автора, но как свидетельства очевидца, человека, увидевшего это: “ясный ветреный день на грани февраля и марта уже сияет густой весенней синевой”.

Цвет, материальность мира, сам мир здесь не придуманный, а увиденный и названы. Причем называется все с максимальной точностью: даже время года обозначено “гранью”.

Прозаик знает: природа богаче и совершенней, а главное – она серьезнее “легкомысленных” попыток соперничать с ней. И Никитин верен этому своему принципу назвать то, что уже есть и что само по себе уже достоверно. Ведь в том, что в затишке солнце пригревает ощутимее, а начинающая таять сосулька венчается сверкающей алмазом каплей, заключена безусловная невыдуманная правда. И писатель это прекрасно знает.

Художник создает атмосферу правды, окружающую мир: “Пряменькие, как свечки, стоят заиндевелые березы”.

5. Заключительно слово учителя.

Художественные задачи рассказов И. Бунина и С. Никитина разные.

Для Бунина важно противопоставление жизни людей и природы. Жизнь природы прекрасна, вечна, значительна. Жизнь человека коротка и бедна. Поэтому рассказ И. Бунина “Сосны” заканчивается пейзажем: “Тонко пахло свежим снегом и хвоей, славно было чувствовать себя близким этому снегу, лесу, зайцам, которые любят объедать молодые побеги елочек… Небо мягко затуманивалось чем-то белым и обещало долгую тихую погоду…Отдаленный, чуть слышный гуя сосен сдержанно и немолчно говорил и говорил о какой-то вечной, величавой жизни…”

Писатель интересуется обитателями суровых краев, задумывается над жизнью “былинных людей” и “жалобная песня” просыпается в душе его. Он скорбит о тяжелой жизни людей, намаявшихся за целый день работы и довольствующихся лишь “сосновым хлебушком”.

В сопоставлении рассказов И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля” мы увидели наследование существенных традиций русской литературы: нравственность, художественность, отношение к категориям жизни и смерти, использование пейзажа в раскрытии характеров героев и идеи произведения.

Домашнее задание. Написать рецензию на рассказ С. Никитина “Снежное поле”.

Источник

Аннотация И. А. Бунин, Сосны

Рассказ о жизни и смерти русского крестьянина. Вся его жизнь проходила рядом с соснами. Сосны давали ему строительный материал, сосны согревали его, из сосновых досок сколачивается гроб, когда крестьянин умирает. Сосны были свидетелями его жизни и они же дали ему последнее пристанище. Симбиоз русской природы, олицетворенной соснами, и русского крестьянства, воплощенного в образе главного героя. Грустный и в то же время философский рассказ.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *