смотреть рыльский свято николаевский монастырь
Богослужения и требы
Богослужения совершаются ежедневно
В БУДНИЕ ДНИ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
6.00 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.00 | 3-й и 6-й часы. Божественная Литургия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.00 | 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час. Повечерие. Вечерние молитвы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
В ВОСКРЕСЕНЬЕ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.00 | Утренние молитвы. Полунощница | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.30 | Молебен с водоосвящением и чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу или прп. Иоанну Рыльскому (попеременно) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.30 | 3-й и 6-й часы. Божественная Литургия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.00 | Утренние молитвы. Полунощница. Каноны или акафист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.00 |
МОЛЕБНЫ: | |
---|---|
Суббота | После Божественной Литургии (приблизительно в 9.00) совершается молебен о недужных |
Воскресение | 7.30 Молебен с водоосвящением и чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу или прп. Иоанну Рыльскому (попеременно) |
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА ПОМИНОВЕНИЯ: | ||
---|---|---|
Проскомидия | (записка) | 50 р. |
Сорокоуст | (1 имя) | 200 р. |
Поминовение в алтаре (1 имя): | 6 месяцев | 500 р. |
1 год | 1000 р. | |
долгосрочное | 10000 р. | |
Молебен с водоосвящением | (записка) | 50 р. |
(1 имя) | 50 р. | |
Панихида | (записка) | 50 р. |
Поминовение на Псалтири (1 имя): | 40 дней | 100 р. |
6 месяцев | 200 р. | |
1 год | 400 р. |
Заказать требы можно по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону +7 910 213-80-02 или 8(47152)2-31-31 (в рабочие дни с 9:00 до 17:00, в выходные и праздники с 11:00 до 17:00).
Перечислить средства можно:
· через Яндекс Деньги на счет 410013168212694;
· банковской картой на карту Сбербанка с номером: 4276 3300 1342 8339 (Валерий Иванович Т.);
· почтовым переводом на адрес монастыря на имя игумена Романа (Архипов Ростислав Геннадиевич);
· на счет монастыря с указанием в примечании вида поминовения, сроков и имен поминаемых ( банковские реквизиты монастыря ).
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь г.
307371, Россия, Курская обл., Рыльский р-н, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, 2
тел./факс (47152) 2-31-31
эл. почта: nikola1505@mail.ru
Настоятель монастыря – игумен Роман (Архипов Ростислав Геннадиевич)
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь г. запись закреплена
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь г. запись закреплена
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь г. запись закреплена
Ночные сторожа монастыря 🙂
СРОЧНО! БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Нужна молитвенная помощь!
Братья и сёстры! ОЧЕНЬ нужна срочная молитва. Просьба поступила с г.Шимкент. Маленький мальчик Миша в тяжёлом состоянии в реанимации. Сильный ожог.
Позвонила мама, врачи безсильны, т.к. слишком сильные повреждения для такого возраста. он не транспортабельный. сейчас он под капельницей и под морфином. кожу сняли, очень пострадали ножки и область паха. Ребенок плачет и говорит: «Иисус я тебя люблю. Мамочка я тебя никогда не забуду.» Только завтра приедут специалисты из ожогового центра. Спасибо за молитвенную помощь.
У кого ещё есть христианские группы, огромная просьба переслать эту просьбу о святых молитвах о страждущем мл. Михаиле. Чтоб больше молитв возносилось к Богу за его исцеление!
Мама всех Вас Очень Благодарит за Святые Молитвы!
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки.
Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой «прежних государей и великих князей жалованные грамоты» для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.
2
Изначально все строения были деревянными. В течение XYIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище.
3
В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской.
В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами.
В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.
В 1998 году началось восстановление Николаевского храма, большую помощь в котором оказали работники Курской АЭС. На второй этаж поднялась лестница, новую крышу и купола покрыли медью. Помещение было оштукатурено внутри, а 12 ноября 1998 года на куполе был установлен новый крест. С декабря 1999 года здесь стали совершать богослужения.
На территории монастыря находятся три храма – главный соборный Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский. В настоящее время полностью отреставрирован соборный Николаевский храм, в котором ежедневно совершаются богослужения. Восстанавливаются Троицкий и Крестовоздвиженский храмы.
Соборный Николаевский храм
4
Главный храм обители. Построен в 1753 году при игумене Матфее (Лукашеве), который обратился с соответствующим прошением в Московскую Духовную консисторию. Здание самое большое по размерам, двухэтажное.
Архитектура храма сочетает черты русского и украинского барокко. В советское время после закрытия монастыря храм был частично разрушен и обезображен. После возвращения обители Курской епархии первым делом началось восстановление Николаевского собора.
Крестовоздвиженский храм
5
Первый каменный храм, заложенный в монастыре, построен на месте обветшавшего деревянного Николаевского храма с приделом во имя великомученика Георгия Победоносца. Его строительство начал рыльский купец гостиной сотни Прокофий Герасимович Шелехов, который в 1731 году заключил договоры с московскими и галицкими мастерами на изготовление высококачественного кирпича, но не дожил до начала строительства. В 1733 году его дело продолжил сын Иван Прокофьевич Шелехов, испросив разрешение у императрицы Анны Иоанновны. И. П. Шелехов построил храм быстро, но по неизвестной причине (предположительно из-за нехватки средств) его долго не освящали.
Есть и другая версия, объясняющая причину долгостроя и переосвящения храма. Как предполагает известный краевед Н. Сенаторский, появилось соперничество между купцами Шелеховыми и настоятелем монастыря Матфеем, который происходил из богатого знатного рода дворян Лукашевых, за право быть единственными созидателями обители.
В годы советской власти Крестовоздвиженский храм пострадал больше других, в нем после Великой Отечественной войны размещался камнедробильный цех, была выбита стена. В настоящее время в храме завершаются внешние отделочные работы.
В годы советской власти храм был частично разрушен, в настоящее время его успешно восстанавливают.
Пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе является главным входом в монастырь. Впервые в описях упоминается с 1764 года, но по предположению специалистов, была выстроена в 1740 году. Уступы восьмериков, уменьшающиеся в каждом ярусе, создают аналогию с башней. Сооружение завершается барабаном с орнаментом из кирпича и луковкой с золотым крестом. В среднем ярусе были установлены часы с боем. Опись 1764 года сообщала: «Колокольня каменная, на ней часы русской работы ветхие, колоколов разного весу семь и под оной колокольней Святые врата створчатые». В 1820 году колоколов становится девять, о чем сообщает в рапорте в Курскую консисторию архимандрит Свято-Николаевского монастыря Иннокентий.
8
На территории есть могила святого старца Ипполита, которой поклоняются паломники. По легенде, могила никогда не замерзает, на ней даже зимой растет трава.
С октября 1991 до 17 декабря 2002 года послушание наместника Рыльского Свято-Николаевского монастыря нес архимандрит Ипполит (Халин). Он родился в 1928 году, в семье было 4 сына и 4 дочери. Братья погибли на войне, Сергей (мирское имя Ипполита) принял на себя заботу о родных. Родители, потерявшие остальных сыновей, видя, насколько верующим вырос Сергей, не стали противиться его решению стать монахом, хотя оно прерывало род Халиных. В 29 лет Сергей становится послушником Глинской пустыни, затем поступает в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников, где пробыл 18 лет. В 1984 году сильно заболел, приехал на Родину лечиться, а в 1991 году возглавил братию Рыльского Свято-Николаевского монастыря, после чего началось его возрождение.
9
10
Старей Ипполит был прозорливым человеком, к которому приезжали из разных городов люди за благословением и за духовной помощью. Были среди них и рецидивисты, и наркоманы, другие заблудшие люди, которые после общения с ним и молитв изменяли свою судьбу.
Интересна история знакомства будущей игумении монастыря в Алагире матушки Нонны (Багаевой) с отцом Ипполитом. Наташа (так ее звали в миру) приехала к старцу по работе. Тогда она еще была режиссером на телевидении Осетии, ей нужно было снять передачу о какой-нибудь интересной и известной личности. Поскольку к старцу приезжало много осетин, Наташа решила взять у него интервью, но интервью настоятель Рыльской обители давать, конечно же, не умел. Зато в разговоре он спросил молодую девушку: «А вы знаете, что вы монахиня?» Наталью это тогда сильно рассердило, и она поинтересовалась, откуда это вообще может быть известно. «У монахов крестик светится на лбу», – ответил батюшка. Такого «откровения» о себе девушка совершенно не ожидала услышать. Но потом она была удивлена еще больше. В ее келью прибежала женщина, разыскивая «Наташу-режиссера». И старец сказал ей, что к ним в обитель пожаловала сама Аланская игумения, и указал на «Наташу-режиссера». А сама девушка тогда даже и не знала, кто такая «игумения». Но уже спустя год она приняла постриг в Свято-Николаевском монастыре и сегодня возглавляет Богоявленскую обитель в Алании.
Отсюда
06.12.2006 была принесена в обитель частица мощей святого преподобного Иоанна Рыльского из Болгарского Рождества Богородицы Рильского монастыря. Также в монастыре собраны 90 частиц святых мощей и других святынь и помещены в мощевики для поклонения верующим.
На территории монастыря почти никого не было.
11
12
Тишина и покой.
13
14
Информация взята с сайта монастыря.
15
Ниже, под стенами монастыря, обустроены купели для паломников, в которых можно окунуться, а рядом люди берут глину с холма, на котором стоит монастырь, говорят, глина обладает лечебными свойствами.
16
17
18
Отсюда берут глину. При нас там была молодая пара, парень намазал ногу этой грязью, подождал немного и пошел в домик с купелью. Девушка осталась ждать снаружи. Вера в то, что глина и вода рыльских источников помогает, тоже способствует исцелению.
21
22
Места там красивейшие. Никакой спешки нет, приехать и о душе думать.
23
24
Обустраивают там ещё одну купель. Как туда попали лягушки и мышки, не знаю. Выбраться оттуда нет никакой возможности.
Лягушкам накидали маленьких досочек, на которых они отдыхают от плавания.
25
26
Монастырь с другого берега реки, с высокой горы в Рыльске.
27
Адрес: 307371, Россия, Курская обл., Рыльский р-н, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, 2
тел./факс (47152) 2-31-31
Добраться до Свято-Николаевского Рыльского монастыря можно либо на автомобиле с северной части страны (через Брянскую область) или по трассе Курск-Рыльск.
Из Курска сюда ездят ежедневно рейсовые автобусы с Южного автовокзала несколько раз в день.
От Курска автобус-маршрутка идет примерно 3,5 часа.
От автостанции города Рыльска до монастыря нужно пройти несколько километров пешком.
Из Москвы: Поезд 141Ч Москва → Льгов «Сейм», Курский вокзал, отправление 23.00, прибытbе в Льгов в 8.15 (время в пути 9 часов 15 минут).
Расписание автобусов автовокзал Льгов.
Время в пути примерно час.
Автобус Москва-Рыльск от ст. м. Новоясеневская, Щелковская, Киевская и Курская. Время в пути от 10 часов.
Рыльский Свято-Николаевский монастырь
Рыльский Свято-Николаевский монастырь: молитва длиной в 500 лет
о СТАРЦЕ АРХИМАНДРИТЕ ИППОЛИТЕ (ХАЛИНЕ)
Местность, в которой находится обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на крутояре – взгорье с крутым восточным склоном, обрывающимся к заливным лугам речки Волынки. А далее, насколько охватывает взор, раскинулась равнина с клочками дубрав и благоухающими лугами, разрезанными извилистой лентой Сейма и многочисленными зер-кальцами озер. К северу от монастыря протянулась поросшая лесом живописная цепь холмов с крутыми белыми склонами – меловые Вискольские горы.
Alena Kovpak запись закреплена
Суетен и бесплоден «крест свой», как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в «Крест Христов». «Крест свой» делается для ученика Христова «Крестом Христовым»: потому что ученик Христов твердо убежден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства,
Показать полностью. что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усвоивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе. «Крест свой» делается для ученика Христова «Крестом Христовым»: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целью своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека «со страстьми и похотьми» его (Гал.5:24).
Отсюда ясно – почему для принятия креста предварительно нужно отвергнуться себя даже до погубления души своей…
Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть», сказал Господь (Мф.11:30).
Крест возлагается на рамена учеником Христовым, когда ученик Христов признает себя достойным скорбей, ниспосланных ему Божественным промыслом.
Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения.
Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Крест свой и Крест Христов
Alena Kovpak запись закреплена
Грех соблазна и осуждения так удобен к погублению человеков и потому так возлюблен диаволу, что он не довольствуется возбуждением в сердце нашем ревности лукавой и чуждой евангельского разума, возбуждением гордостным помыслов, соединенных всегда с уничижением и презрением ближнего, но устраивает и явные козни для уловления невнимательных в соблазн и осуждение.
Авва Пимен говорил: «В Писании сказано: Яже видеста очи твои, глаголи (Притч.25:8). Но я советую вам не говорить даже и о том, что осязали вы своими руками. Один брат был обманут таким образом: представилось ему, что брат его грешит с женщиной. Долго он боролся сам с собою; наконец, подошедши, толкнул их ногой, думая, что это точно они, и сказал: полно вам, долго ли еще? Но оказалось, что то были снопы пшеницы. Потому-то я и сказал вам: не обличайте, если даже и осязаете своими руками» (Алфавитный Патерик).
Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1. Фарисей
Alena Kovpak запись закреплена
ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК ОМЕРТВЕНИЯ ДУШИ ЕСТЬ УКЛОНЕНИЕ ОТ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ
У преподобного Иоанна Лествичника спросили: «Есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него? Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки — хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.
Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид». На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий
СИМФОНИЯ К БЕСЕДАМ ПРЕПОДОБНОГО ОПТИНСКОГО СТАРЦА ВАРСОНОФИЯ
Ольга Куц запись закреплена
Как правило, под грехом человек подразумевает некий проступок. На самом же деле нехороший поступок — это уже следствие греха. То есть сначала человек впадает в грех, а уже потом он совершает какой-то проступок Обыденное сознание, смешивающее грех и его следствие, мешает пониманию проблемы во всей ее глубине.
Показать полностью. Поэтому для многих современных людей возникает даже определенная психологическая проблема, и они задаются таким вопросом: если человек хороший, если он добросовестно трудится, прекрасный семьянин, не жадный, но старается, чтобы дома все было, а вот в храм не ходит, Богу не молится, потому что его так воспитали, что же, неужели этого хорошего, благовоспитанного, нежадного и никому не делающего зла человека Господь отринет? Ведь если уж таких людей Господь отринет — тогда что говорить об остальных, которые совершают всякие дурные поступки в своей жизни?
Когда человек задает такой вопрос, это свидетельствует о том, что он вообще не понимает, что такое грех. Поэтому начнем с определения: грехом называется всякое противление человека воле Божией. Какова же воля Божия по отношению к человеку? Человек и Бог — две личности, и Бог ищет спасения каждому человеку. В Писании сказано: Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». А истина — это и есть Бог. Поэтому Бог желает, чтобы каждый человек пришел к Нему. Если же он к Богу не идет, это и есть состояние греха, потому что спасение, или, иначе говоря, вечную жизнь, или Царствие Божие, наследует только тот, кто этого желает.
протоиерей Димитрий Смирнов
Alena Kovpak запись закреплена
Когда б добрые дела по чувствам сердечным доставляли спасение, то пришествие Христово было бы излишним, искупление человечества страданиями и Крестной смертью Богочеловека ненужным, заповеди евангельские были бы не нужны. Очевидно, что признающие спасение возможным при одних делах падшего естества, уничтожают значение Христа, отвергают Христа.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1 Вера и дела
Кирилл Черников запись закреплена
Alena Kovpak запись закреплена
ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ
СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ
КИРИЛЛУ.
Alena Kovpak запись закреплена
Заповеди Божии. Первая заповедь: Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
Грехами против первой заповеди является: 1) атеизм (отрицание Бога); 2) маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества. Также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к таинствам не приступают, или приступают редко; 3) язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика. К этому также можно отнести магию, колдовство, целительство, экстросенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью; 4) ложные мнения, противоречащие вере православной и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты; 5) отречение от веры; 6) надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога. Этот грех также связан с маловерием.
Alena Kovpak запись закреплена
Разумеешь ли, что читаешь? Как могу разуметь, если кто не наставит меня?
(Деян. 8, 30–31)
О необходимости обучения вере перед Крещением говорит правило 78 Шестого Вселенского Собора: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам»[Каноны, или Книга Правил. — СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000. С. 93]. Как видим, здесь требуется не просто обучение, но и своего рода сдача экзамена на знание веры.
Показать полностью.
Умирающего от болезни человека разрешалось крестить и без обучения, но после выздоровления требовалось изучение веры: «В болезни принявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучать веру и познавать, что Божественного дара сподобились»[ Каноны, или Книга Правил. — СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000. Правило 47 Лаодикийского Собора. С. 146.]
Принявшие Святое Крещение обязаны были продолжать научаться правильной христианской жизни, бороться со страстями и развивать добродетели: «Во Христа Крещением облекшиеся дали обет подражать во плоти житию Его… да, оставив прелесть и суету… к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, насколько возможно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего, человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого остатка порочности, происшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен»[ Каноны, или Книга Правил. — СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000. Правило 96 Шестого Вселенского Собора. С. 99.]
Как современному христианину изучать Евангелие и творения святых отцов. С.М.Масленников.
Alena Kovpak запись закреплена
Каждый вечер мы открываем молитвослов и читаем: «…восстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениях…», «…исторгни меня от окаянства и утешение подаждь душе моей окаянней»… И у многих из нас возникает скептический (или, возможно, наивный) вопрос: неужели эти люди — святые подвижники, оставившие нам свои молитвы,— на самом деле так плохо относились к самим себе?
Показать полностью. Искренне считали себя настолько скверными? Ведь это противоестественно для человека! Мы склонны воспринимать эти слова как некие ритуальные формулы, произносимые просто потому, что «так положено», или ради некоей благочестивой перестраховки. Нет, с тем, что у нас есть недостатки, мы согласимся. С тем, что мы «делали ошибки», «были неправы» и т.д. — тоже. Но с тем, что мы низки, скверны, грязны — ни за что.
Такое восприятие свойственно отнюдь не любому современному человеку. Все зависит от того, насколько внимательно относится христианин к самому себе, как глубоко он погружается в собственное сердце, насколько он честен с самим собой… Если человек с самим собой честен, если он вникает в свою внутреннюю жизнь, то, даже будучи еще неверующим, непросвещенным благодатью,— он все равно не может не увидеть, насколько он плох. Другое дело, что человек XXI века находится в состоянии какого-то страшного нечувствия, неведения, незнания себя. Его душа больна, поэтому слова, которые мы находим в молитвах святых отцов, представляются ему чем-то либо надуманным, либо аномальным.
Вот мысль священномученика Петра Дамаскина: начало здравия души человеческой есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Пока мы их не видим, мы очень далеки от исцеления. Выше я сказал о человеке неверующем; что же касается верующего человека, христианина, то если он читает Евангелие глазами веры, он видит, насколько его жизнь не соответствует евангельскому закону. Ведь Евангелие — это не какой-то недостижимый идеал, это закон, по которому должна строиться наша жизнь. Нет отдельного закона для начинающих и отдельного для тех, кто уже в чем-то преуспел. Есть только один закон, и в нем написано: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). В нем сказано: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Если мы всерьез к этому относимся и видим, что мы не готовы этому следовать, как мы можем называть себя хорошими? Если мы видим, сколько скверных, нечистых помыслов толпится в нашем сердце, как мы можем не считать себя мерзкими и нечистыми? Если же мы себя таковыми не считаем, то значит, мы либо невнимательны к себе, либо нечестны с самими собою, либо не воспринимаем Евангелие всерьез. Это наша общая страшная болезнь — поверхностность жизни. И еще одна болезнь — постоянно сравнивать себя с другими: «Я ведь не хуже других, по сравнению вон с тем человеком я очень даже ничего». Но на самом деле у нас есть только один образец, с Которым мы должны себя сравнивать: Христос. Именно с Ним сравнивали себя святые отцы, и благодаря этому так ясно видели свою мерзость, греховность, нечистоту…
Игумен Нектарий (Морозов) В наших сердцах нет покоя. Беседа о видении своих грехов.
- смотреть русский обед на спасе сегодня
- смотреть рыцарь перед рождеством