смольный собор как проехать
Смольный собор
Описание
История Смольного собора необыкновенна и драматична, он возводился в течение почти целого столетия и в результате затянувшегося строительства приобрел неповторимый облик. Особую нарядность и торжественность собору придают фасады, украшенные лепкой с использованием позолоты.
Заложенный 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны, собор входил в комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря. Автором проекта был Бартоломео Франческо Растрелли, который руководил строительством в 1748-1762 годах. По замыслу великого зодчего рядом с собором (высота которого составляет 93,7 метра) должна была возвышаться пятиярусная колокольня (высотой 140 метров), она должна была стать самым высоким строением Санкт-Петербурга. Однако завершить строительство, возвести колокольню и закончить внутреннюю отделку собора Растрелли не успел, и храм оставался недостроенным в течение нескольких десятилетий. Окончательная достройка и отделка были поручены в 1832 году архитектору Василию Стасову и 20 июля 1835 года после торжественного освящения он стал именоваться «Собором всех учебных заведений».
Архитектура Смольного собора относится к стилю Елизаветинского барокко. Здание, увенчанное пятью куполами, окруженное четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами, является единым архитектурным комплексом. Стройность линий в сочетании с пышным барочным декором, сочетание голубых стен и белокаменной лепки, придают Смольному собору особенную праздничность и живописность.
Архитектура Смольного собора относится к стилю Елизаветинского барокко. Здание, увенчанное пятью куполами, окруженное четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами, является единым архитектурным комплексом. Стройность линий в сочетании с пышным барочным декором, сочетание голубых стен и белокаменной лепки, придают Смольному собору особенную праздничность и живописность.
Над созданием внутреннего убранства собора трудились выдающиеся художники П. Басин, Ф. Брюллов, А. Тыранов, А. Нотбек. Огромный запрестольный образ Пресвятой Богородицы, окруженной воспитанницами Смольного института «Предстательство Пресвятыя Богородицы о храме и учебных заведениях» в южном приделе был выполнен академиком А. Венециановым.
Интерьер, по замыслу Стасова, должен был производить сильное впечатление и настраивать на торжественный лад: «холодно блестели громады колонн, облицованные плитами белого искусственного мрамора, и полированный ревельским камнем пол; мерцала позолота архитектурных деталей и тонкая резьба деревянных иконостасов и кафедры; огромные иконостасы, задуманные как продолжение интерьера собора, заполняли иконы в золоченых ризах; и драгоценных окладах; сиял обложенный серебром престол; преломляя лучи света, переливались всеми цветами радуги грани хрустальной балюстрады с перилами золоченой бронзы перед алтарями».
После революции в 1922 году, во времена большевистских гонений против церкви и духовенства, иконостасы, хрустальная балюстрада и проповедническая кафедра храма были разграблены. Из всех реликвий храма, до наших дней сохранились лиш иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
В 2016 году храм передан Русской Православной церкви.
Смольный собор является величайшим шедевром отечественного барокко и историко-архитектурным памятником мирового значения.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться
Соборы и Храмы
Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.
Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства
Описание собора, наружное убранство
Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.
Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:
Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.
История создания
До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.
Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.
В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.
Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.
Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.
Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние
Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:
Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году
Колокольня и звонница
Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.
Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.
Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности
В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.
На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.
Благоустройство территории монастыря
Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.
Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.
Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко
Колоннада
Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.
Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.
Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.
После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:
За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.
Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.
Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий
Внутреннее убранство и святыни собора
Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:
Смольный собор как добраться
Откуда
Площадь Александра Невского-1
Площадь Александра Невского-2
Похожие организации рядом с метро Маяковская
Православные храмы, церкви и организации рядом
Спасо-Преображенский собор
Санкт-Петербург, Центральный, Преображенская площадь, 1
Армянская Апостольская православная церковь Святой Екатерины
Санкт-Петербург, Центральный, Невский проспект, 40-42
Атриум
Санкт-Петербург, Центральный, Роменская улица, 12
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Санкт-Петербург, Центральный, Лиговский проспект, 128
Воздвижения креста господня казачий православный собор
Санкт-Петербург, Центральный, Лиговский проспект, 128
Сретение
Санкт-Петербург, Центральный, Лиговский проспект, 128-Б
Собор воскресения Христова
Санкт-Петербург, Центральный, Грибоедова канала набережная, 2-А
Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви
Санкт-Петербург, Центральный, Реки Монастырки набережная, 1
Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии
Санкт-Петербург, Центральный, Реки Монастырки набережная, 1
Смольный собор
Санкт-Петербург, Центральный, Растрелли площадь, 1
Смольный собор в Санкт-Петербурге
Бурная история становления государства Российского оставила множество необычных, масштабных и даже мистических строений. Один из таких памятников, переживший не одно столетие, окутанный тайнами и легендами — Смольный собор в Санкт-Петербурге. Именно туда мы и направимся сегодня в наше виртуальное путешествие.
Смольный собор в Санкт-Петербурге — как добраться?
Итак, где же находится Смольный собор? Он расположен на левом берегу Невы по адресу площадь Растрелли 1 и является частью Смольного монастыря. Добраться сюда достаточно просто, нужно лишь доехать на метро до станции «Чернышевская», а затем пересесть либо на автобус (46 или 22), либо на троллейбус №15. Также можно доехать до собора от станции метро «Площадь Восстания», сев на автобус №22 или троллейбус №5. Желающие прогуляться по Питеру, могут дойти до собора от вышеозначенных станций метро пешком, но на дорогу придется выделить не менее получаса.
Смольный собор в Санкт-Петербурге — режим работы
Смольный собор открыт для посетителей шесть дней в неделю, кроме среды, а часы его работы таковы: летом с 10 часов утра до 7 часов вечера, а зимой с 11 часов утра до 6 часов вечера. Зимнее расписание работы собора действует с 16 сентября по 30 апреля включительно.
Смольный собор в Санкт-Петербурге — история
История Смольного собора начинается в последнее десятилетие первой половины 18 века. Тогда взошедшая на престол дочь Петра I вознамерилась построить монастырь на месте Смольного дворца, частично сгоревшего в 1744 году. Место для постройки было избрано не случайно — именно в стенах Смольного дворца проходила бурная молодость будущей самодержицы и именно здесь хотела она провести и последние годы своей жизни. Строительство Смольного монастыря, включая и собор, было доверено величайшему зодчему того времени — Ф.Б.Растрелли. В 1748 году Растрелли приступил к работе, взяв за основу по высочайшему велению московский Успенский собор. Растреллиевский замысел собора был грандиозен, но не всем планам зодчего суждено было реализоваться. Запланированная мастером пятиярусная колокольня так и осталась проектом из-за смерти Растрелли в 1771 году. Всего же работы по строительству Смольного монастыря растянулись на целых 87 лет, лишь в 1835 году окончательно завершившись внутренней отделкой помещений. Виной этому стала банальная нехватка средств — как известно, в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну. Елизавета Петровна так и не дожила до освящения своего детища, уйдя из жизни в 1761 году. Освящен собор был уже в царствование Екатерины Великой в 1764 году, которая и открыла в его стенах учебные заведения для девиц благородного и мещанского происхождения: Смольный и Александровский институты. В годы советской власти Смольный собор, как и большинство других храмов, был закрыт, а в стенах его размещался склад. В 70-х годах 20 века иконостас и имущество собора было передано в музеи. Богослужения в соборе возобновились совсем недавно, лишь в 2010 году.
Смольный собор в Санкт-Петербурге — легенды
Конечно же, собор с такой непростой судьбой, просто не мог не стать поводом для создания легенд. Например, многие считают собор настоящим оберегом для города на Неве. Дело в том, что вся история собора тесно переплетена с числом 87. Именно столько лет шло строительство храма, столько лет проходили в нем службы, и ровно столько же он простоял закрытым. В нумерологии цифры 8 и 7 символизируют щит и меч. Возможно, именно поэтому в его подвалах и было оборудовано первое в Советском Союзе противоатомное бомбоубежище. Другая легенда гласит, что строительство собора затянулось так долго потому, что в его стенах наложил на себя руки один из мастеровых. Мол, после этого собор был осквернен, и не оставалось ничего другого, как ждать пока он сможет очиститься.
Славится Санкт-Петербург и знаменитыми дворцами, например, Юсуповским и Шереметьевским.
Смольный собор
Это один из красивейших церковных комплексов на территории современного Санкт-Петербурга. И только удаленность от исторического центра мешает ему стать «обязательным» для посещения каждым туристом.
Недалеко от места, где начали строить монастырский комплекс помещался смоляной двор, где варили смолу для кораблей, поэтому и название свое монастырь получил Смольный.
Начато строительство было по приказу императрицы Елизаветы, дочери Петра Первого, решившей отойти от дел и постричься в монахини.
Эта историческая версия имеет право на жизнь не более, чем другие мифы, написанные придворными «историками».
Она вызывает сильные сомнения у любого, кто не поленится сопоставить КАК пришла к власти императрица и «решением удалиться от мирской суеты».
Дочь царя Петра, взявшая трон силой, на штыках Преображенской роты, и добровольное монашеское затворничество? Ну, ну…
Если не достаточно, то напомним, что время царствования Елизаветы считалось современниками, как период роскоши и излишеств.
В царских дворцах регулярно проводили балы-маскарады, и так называемые «метаморфозы». Это, когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины — в дамские.
Такие вольности сегодня называют «нетрадиционной ориентацией», а в те времена подобное могло сойти с рук только царице. О каком постриге идет речь.
Сама царица была ярой модницей и ее личный гардероб насчитывал почти 15 тысяч платьев.
Это ли образ смиренной прихожанки.
Более реально говорить о том, что памятуя о рискованной судьбе русских царей, Елизавета пустила слух о своем монашестве, чтобы погасить у возможных заговорщиков желание действовать немедленно.
Зачем устраивать переворот и рисковать головой, если царица вот-вот примет постриг.
Разумеется, для постройки «такого» монастыря, в котором она якобы собиралась стать настоятельницей, Елизавета выбрала самое красивое место.
Кстати, здесь же неподалеку на левом берегу Невы, где ранее стоял дворец, в котором она провела свою юность.
Втянувшись в политическую жинь, интриги двора и войны, свои первоначальные планы уйти в монастырь императрица понемногу подзабыла, и Смольный монастырь стал самым большим долгостроем в Санкт-Петербурге.
Финансирование свернули через 10 лет после начала строительства под благовидным предлогом, что началась война с Пруссией, и денег в казне не стало.
Собор начал работать недостроенным уже после смерти Елизаветы, а окончательно работы были закончены спустя 87 лет.
За это время сменилось шесть правителей на российском престоле!
Строительство началось со Смольного собора, который, согласно проекту архитектора Растрелли, располагался в центре монастырского двора, а рядом должна была быть построена пятиярусная колокольня, самая высокая в России.
Она должна была на 18 метров возвышаться над шпилем Петропавловского собора. Но планы осуществить не удалось, Растрелли скончался, не дожив до окончания возведения своего творения, а его последователи решили, что архитектурный ансамбль города не должна нарушать такая высокая постройка.
В 1748 году собор освятили во имя Воскресения Христова.
Собор, как и весь архитектурный ансамбль Смольного монастыря, оформлен в бело-голубых тонах.
В голубой цвет окрашены стены, оформленные белой лепниной. Это придает всему монастырю красивый праздничный вид.
Проект Растрелли предполагал однокупольный храм, согласно европейским традициям, полюбившимся Петру, но Елизавета настояла на пятиглавом храме. Она придерживалась исконно русских традиций.
Непосредственно храм венчает средний купол, а остальные четыре – колокольни.
Въезд на территорию монастыря оформлен портиками. Отдельного внимания заслуживает ограда.
Это настоящее произведение искусства, созданное по рисунку архитектора Стасова. Тот же Стасов руководил и внутренней отделкой храма.
Внутреннее убранство просто и торжественно.
Центральный зал, в котором помещались три великолепных иконостаса, отделан мрамором. Кафедра – произведение резного искусства.
После революцииСмольный собор был разграблен, а помещение отдано под склад.
Иконостас и реликвии, из которых сохранились две иконы кисти Венецианова, а также все имущество храма передали в музеи.
Сейчас здесь открыт концертно-выставочный комплекс.
Часть зданий продолжает занимать власть города. Именно по этому в городских путеводителях много места уделяется Смольному собору, и почти ничего о полном комплексе Смольного монастыря.
Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дома 1-3
Ближайшая станция метро Чернышевская.
Пешком идти довольно далеко, а от Чернышевской транспорт ходит не очень надежно и проезжает далеко от собора.
Лучше ехать от метро площадь Восстания.
Выйдя из метро, повернуть налево по Лиговскому проспекту, дойти до БКЗ Октябрьский, где сесть на маршрутное такси К-76. Эта маршрутка доезжает до площади Растрелли и поворачивает на Шпалерную улицу. Здесь и надо выходить.
Музеи
Дворцы
Соборы, церкви
Сады, парки
Мосты
Памятники
Режим работы Смольного собора в Санкт-Петербурге. История, адрес
Главная страница » Режим работы Смольного собора в Санкт-Петербурге. История, адрес
Информация об изменениях в режиме работы регулярно проверяется.
Полное название: Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор
Режим, адрес, экскурсии
Время работы собора 2018, 2019:
Ежедневно, без выходных дней: с 07:00 до 20:00
Смольный собор является действующим и в православные праздники возможно изменение времени работы.
Колокольня (Звоница)
Доступ на колокольню собора открыт с 11:00 до 20:00 ежедневно. Высота смотровой площадки — около 50 метров.
Экскурсии в Храме
Регулярные экскурсии в Смольном соборе проводятся каждую субботу и воскресенье: 13:00, 14:30 и 16:00.
Адрес:
Санкт-Петербург, площадь Растрелли, д. 1
Метро: «Чернышевская»
Адрес Смольного собора на карте СПб
№ 3 — Смольный собор № 4 — Смольный институт
История и фотографии
Фотографии:
Краткая история:
Годы постройки | 1748 — 1835 |
Архитекторы | Б. Ф. Растрелли и В. П. Стасов |
Архитектурный стиль | Барокко |
Заказчик | Елизавета I Петровна |
Смольный собор (с бывшим монастырём) сам по себе является архитектурным комплексом.
Смольный : режим работы музея 2021, как добраться, история и официальный сайт
Смольный — это один из символов Санкт-Петербурга, колыбель социалистической революции. Отсюда В.И. Ленин руководил Октябрьским восстанием и здесь прозвучали первые декреты о мире и земле.
Смольный — один из самых красивых архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге. Доминантой комплекса является Смольный Собор, построенный в стиле барокко великим Варфоломеем Растрелли.
Смольный музей был создан 28 декабря 1991 года. Здание Смольного — один из известных архитектурных памятников России, история которого началась еще в середине 18 века.
Построено историческое здание в 1806–1808 годах по проекту архитектора Дж.Кваренги для Института благородных девиц. В 1917 году здание института стало центром революционных событий и имя Смольный ассоциируется именно с этим поворотным этапом нашей истории.
Во время экскурсии можно увидеть знаменитый Актовый зал, осмотреть экспозиции, посвященные развитию образования в России, Октябрьским событиям и блокадным дням в Ленинграде. Экскурсанты увидят рабочий кабинет В.И. Ленина и комнату, в которой он жил с Н.К. Крупской, а также осмотрят подлинные вещи работавших здесь людей.
Смольный — как добраться
Прогулка пешком от станции метро до музея займет около получаса и поэтому расстояние более двух километров лучше преодолеть на общественном транспорте.
Адрес музея «Смольный»
Режим работы музея «Смольный» в 2021 году
Смольный институт — история
В 1744 году на территории бывшего Смоляного двора был заложен монастырь, строительство которого курировала лично императрица Елизавета Петровна. В монастырский комплекс должны были войти храм с колокольней, домовыми церквями и институт благородных девиц. В 1764 году Екатерина II при Смольном монастыре учредила Императорское воспитательное общество благородных девиц. В ее приказе говорилось, что Смольный институт призван «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Монастырские кельи были мало приспособлены под классы и в конце 18 века специально для Института благородных девиц решили построить здание к югу от монастыря. Строительство велось с 1806 года по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. В 1808 году институт принял своих первых воспитанниц и стал первым государственным женским учебным заведением в России, оставаясь самым престижным долгие годы.
Здание Смольного, величавое и строгое по пропорциям, построено в стиле русского классицизма с присущими ему монументальностью форм и лаконичностью. Центральная часть акцентирована великолепным 8-ми колонным ионическим портиком, увенчанным фронтоном.
В связи с революционными событиями осенью 1917 года Смольный институт переехал в Новочеркасск, где в 1919 году состоялся его последний выпуск.
Смольный в дни революции
После Февральской революции Смольный становится центром революционных событий. 17 августа 1917 года сюда из Таврического дворца переехал Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, здесь расположился его революционный штаб. На третьем этаже находился Военно-революционный комитет, руководивший свержением Временного правительства.
24 октября В.И. Ленин писал: «…положение донельзя критическое. Яснее ясного, что теперь, уже поистине, промедление в восстании смерти подобно. …надо, во что бы то ни стало, сегодня вечером, сегодня ночью арестовать правительство, обезоружив (победив, если будут сопротивляться) юнкеров и т. д. История не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и наверняка победят сегодня), рискуя потерять много завтра, рискуя потерять все».
Вечером этого дня Ильич прибыл в Смольный и отсюда стал руководить вооруженным восстанием. К утру 25 октября все основные стратегические объекты — мосты и вокзалы, телеграф и электростанции, были в руках восставших. Военно-революционный комитет опубликовал написанное В.И. Лениным обращение «К гражданам России», в котором говорилось о низложении Временного правительства и переходу власти к Военно-революционному комитету — органу Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. А днем в 2 часа 35 минут на экстренном заседании Петроградского Совета прозвучали его знаменитые слова: «Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась».
Вечером прогремел исторический выстрел крейсера Аврора, оповестивший о начале штурма Зимнего дворца, где укрывалось Временное правительство. Через несколько часов штурм завершился победой рабочих, солдат и матросов.
В 22 часа 40 минут в актовом зале Смольного открылся II Всероссийский съезд рабочих и крестьянских депутатов, на котором была провозглашена Советская власть. В написанном Лениным воззвании «Рабочим, солдатам и крестьянам» провозглашался переход власти в центре и на местах к Советам. Были приняты декреты о мире, земли и постановление об образовании рабоче-крестьянского правительства — Совета народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным.
С победой революции Смольный становится официальной резиденцией ВЦИК и советского правительства. Сначала В.И. Ленин занимал комнату № 67 в правом крыле третьего этажа. С середины ноября 1917 года до 10 марта 1918 года Ильич жил и работал в комнате № 86 на втором этаже.
Смольный в Советское время
10 марта 1918 года столица переносится в Москву и Смольный стал местом расположения Ленинградского Совета депутатов трудящихся и руководящих партийных органов города и губернии.
В Советское время в 1923–1924 годах, чтобы подчеркнуть роль Смольного как колыбели революции, в начале главной аллеи партерного сада построили два пятиколонных портика-павильона — пропилеи. Простые по форме и выразительные они оформляют парадный въезд на территорию и органично связывают здание с Площадью пролетарской диктатуры и прилегающим садом. Авторы строений — Владимир Алексеевич Щуко и Владимир Гергиевич Гельфрейх. В лоджиях установлены бронзовые доски с изображением наград города и области.
Пропилеи при подъезде к зданию Смольного института