смоленский скит валаамского монастыря

Смоленский скит Валаамского монастыря

Мiръ Россия Республика Карелия Смоленский скит Валаамского монастыря

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Смоленский скит Валаамского монастыря с храмом-памятником солдатам и офицерам, погибшим в Первую мировую войну, построен В 1914-1917 годах. Единственным насельником скита вплоть до эвакуации монастыря в 1940 года был личный духовник Николая Николаевича иеросхимонах Ефрем (Хробостов).

Содержание

История [ править ]

В последнем по времени устройства Валаамском скиту жил единственный насельник – иеросхимонах Ефрем (Хробостов) (1871-1947 гг.). В 12 лет тайком от родителей он пришел на Валаам и упросил игумена оставить его в числе братии. После 12 лет послушания он принимает постриг и через 4 года – священный сан. Во время службы на Московском подворье он был приглашен в качестве духовника к главнокомандующему Русской армией великому князю Николаю Николаевичу. В конце июня 1914 г. великий князь с семьей в сопровождении о. Георгия побывал на Валааме во время приезда туда архиепископа, впоследствии патриарха Сергия, и выразил желание устроить на Смоленском перешейке Скитского острова скит, где 12 старцев-схимников неусыпно читали бы Псалтирь с поминовением воинов, павших за веру, царя и Отечество.

Освящение скита предполагалось во имя Валаамской иконы Божией Матери, написанной иеромонахом Алипием и чудесно обретенной по видению одной паломницы.

Строительство церкви велось в 1915-17 гг. по проекту великого князя Петра Николаевича в стиле древних псковских и новгородских храмов. Строгий храм венчали две шлемовидные главы. 24 июня 1917 г. архиепископ Сергий освятил ее во имя Смоленской иконы Божией Матери (также была освящена находившаяся рядом деревянная часовня), поскольку Валаамская икона не была общецерковно прославлена.

О. Георгий не оставил благой мысли великого князя. Он поселился в скиту и совершал ежедневно с 5 утра уставные службы, поминал погибших в Великую войну героев. В 1919 г. он принял великую схиму. В своей скромной келье он с радостью принимал богомольцев, тайно постриг свою духовную дочь, фрейлину императрицы Анну Вырубову. Памятуя о смерти, он спал в гробу и ископал для себя могилу. Но Господь судил ему умереть вдали от родного Валаама, в эвакуации в Финляндии. Там же оказалась икона Валаамской Божией Матери, ныне одна из главных святынь Ново-Валаамского монастыря.

Современное состояние [ править ]

Комплекс зданий скита включает в себя:

Храм Смоленской иконы Божией Матери

Храм освящен великим архиерейским чином 16.09.2007 г. Патриархом Алексием II. Внутри храм еще красивее, на его стенах уникальные росписи, выполненные братией монастыря, над алтарем изображена Матерь Божия с младенцем Христом на руках к ней с обоих сторон движутся изображенные на стенах воины, предводителем которых является небесный воевода Архангел Михаил. С одной стороны изображены греческие воины: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Андрей Стратилат, а над ними святой Константин Великий-защитник христианства в Риме. С другой стороны русское воинство под командованием святого благоверного князя Александра Невского, за ним следует князь Владимир, крестивший Русь и считающийся одним из покровителей воинства, князь Игорь, Вещий Олег и Димитрий Донской. От Пресвятой Богородицы летят к воинству ангелы Божии, раздающие небесные венцы.

Все иконы храма выполнены братьями монастыря в византийском стиле, среди них иконы покровителей тех людей, кто потрудился во славу Божию для этого скита, это образ святителя Николая Мерликийского – покровителя Николая Николаевича Романова и изображение Ефрема Сирина – покровителя отца Ефрема Хробостова. Икона Смоленской Божией Матери, лежащая на аналое, дар патриарха Алексия II. Небольшая духовная семья из 17 насельников живет в Смоленском скиту по строгому монастырскому уставу, в основе которого лежит Афонский устав. Вообще с Афоном здесь связано многое, поэтому издревле и называют остров Валаам Северным Афоном. Кроме устава, традиции и формы подвижнической жизни эти две твердыни православия являют собой сокровищницу монашеского опыта. В редкие дневные часы можно увидеть кого то из братии, вся их жизнь сокрыта от глаз постороннего, все устроена так, чтобы монахи больше времени могли уделить молитвенным подвигам, а в пятницу, когда Иуда предал Христа, почитается здесь как день безмолвия особым днем недели, когда все мысли братии устремлены только на общение со Спасителем.

Часовню иконы Божией Матери «Смоленская». Часовня освящена малым иерейским чином в июне 1991 г. игуменом Андроником (Трубачевым), наместником Валаамского монастыря.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 186756, Россия, Республика Карелия, Сортавальский район, о. Валаам, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Смоленский скит

Проезд: Смоленский скит находится рядом со Всехсвятским скитом

Канцелярия Валаамского монастыря:

Фото [ править ]

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Иеросхимонах Ефрем. Фото начала XX века

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Келья иеросхимонаха Ефрема. Фото начала XX века

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Звонница Смоленского скита. Фото начала XX века

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Внутреннее убранство храма Смоленского скита. Фото начала XX века

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Храм Смоленского скита и часовня Смоленской иконы Божией Матери. Фото начала XX века

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Полуразрушенная церковь Смоленского скита. 2002 г.

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Храм Смоленской иконы Божией Матери, современный вид

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Церковь Смоленского скита ночью

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Фрески в Смоленском храме

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Смоленский скит Валаамского монастыря

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, карта

Источник

Скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский) Валаамского монастыря скит ставропигиального мужского монастыря

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

История

В последнем по времени устройства Валаамском скиту жил единственный насельник — иеросхимонах Ефрем (Хробостов) (1871-1947 гг.). В 12 лет тайком от родителей он пришел на Валаам и упросил игумена оставить его в числе братии. После 12 лет послушания он принимает постриг и через 4 года — священный сан. Во время службы на Московском подворье он был приглашен в качестве духовника к главнокомандующему Русской армией великому князю Николаю Николаевичу. В конце июня 1914 г. великий князь с семьей в сопровождении о. Георгия побывал на Валааме во время приезда туда архиепископа, впоследствии патриарха Сергия, и выразил желание устроить на Смоленском перешейке Скитского острова скит, где 12 старцев-схимников неусыпно читали бы Псалтирь с поминовением воинов, павших за веру, царя и Отечество.

Освящение скита предполагалось во имя Валаамской иконы Божией Матери, написанной иеромонахом Алипием и чудесно обретенной по видению одной паломницы.

Строительство церкви велось в 1915-17 гг. по проекту великого князя Петра Николаевича в стиле древних псковских и новгородских храмов. Строгий храм венчали две шлемовидные главы. 24 июня 1917 г. архиепископ Сергий освятил ее во имя Смоленской иконы Божией Матери (также была освящена находившаяся рядом деревянная часовня), поскольку Валаамская икона не была общецерковно прославлена.

О. Георгий не оставил благой мысли великого князя. Он поселился в скиту и совершал ежедневно с 5 утра уставные службы, поминал погибших в Великую войну героев. В 1919 г. он принял великую схиму. В своей скромной келье он с радостью принимал богомольцев, тайно постриг свою духовную дочь, фрейлину императрицы Анну Вырубову. Памятуя о смерти, он спал в гробу и ископал для себя могилу. Но Господь судил ему умереть вдали от родного Валаама, в эвакуации в Финляндии. Там же оказалась икона Валаамской Божией Матери, ныне одна из главных святынь Ново-Валаамского монастыря.

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть фото смоленский скит валаамского монастыря. Смотреть картинку смоленский скит валаамского монастыря. Картинка про смоленский скит валаамского монастыря. Фото смоленский скит валаамского монастыря

Храм освящен великим архиерейским чином 16.09.2007 г. Патриархом Алексием II.
Внутри храм еще красивее, на его стенах уникальные росписи, выполненные братией монастыря, над алтарем изображена Матерь Божия с младенцем Христом на руках..

..к ней с обоих сторон движутся изображенные на стенах воины, предводителем которых является небесный воевода Архангел Михаил. С одной мтороны изображены греческие воины: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Андрей Страдилат, а над ними святой Константин Великий-защитник христианства а Риме. С другой стороны русское воинство под командованием святого благоверного князя Александра Невского, за ним следует князь Владимир, крестивший Русь и считающийся одним из покровителей воинства, князь Игорь, Вещий Олег и Димитрий Донской. От Пресвятой Богородицы летят к воинству ангелы Божии, раздающие небесные венцы.

Все иконы храма выполнены братьями монастыря в византийском стиле, среди них иконы покровителей тех людей, кто потрудился во славу Божию для этого скита, это образ святителя Николая Мерликийского-покровителя Николая Николаевича Романова и изображение Ефрема Сирина-покровителя отца Ефрема Хробостова. Икона Смоленской Божией Матери, лежащая на аналое, дар патриарха Алексия II. Небольшая духовная семья из 17 насельников живет в Смоленском скиту по строгому монастырскому уставу, в основе которого лежит Афонский устав. Вообще с Афоном здесь связано многое, поэтому издревле и называют остров Валаам Северным Афоном. Кроме устава, традиции и формы подвижнической жизни эти две твердыни православия являют собой сокровищницу монашеского опыта. В редкие дневные часы можно увидеть кого то из братии, вся их жизнь сокрыта от глаз постороннего, все устроена так, чтобы монахи больше времени могли уделить молитвенным подвигам, а в пятницу, когда Иуда предал Христа, почитается здесь как день безмолвия особым днем недели, когда все мысли братии устремлены только на общение со Спасителем.

Источник

Смоленский скит

Смоленский скит: описание

Книги «Старого Валаама« (пока пусто)

Строительство Смоленского скита по инициативе вел. кн. Николая Николаевича

Николай Николаевич Романов Младший (1856 — 1929 гг.) – старший сын великого князя Николая Николаевича Старшего был участником Русско-турецкой войны (1877 — 1878 гг.), командующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа (1905 — 1915 гг.).

Будучи Верховным Главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами Российской Империи в начале Первой мировой войны, великий князь Николай Николаевич видел множество убиенных на полях сражений. Это укрепило его в желании устроить на Валааме новый скит. Во время войны он поддерживал переписку с игуменом монастыря отцом Маврикием, часто прося в письмах отслужить молебен у раки преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и у иконы Божией Матери, именуемой Валаамская, чтобы Господь даровал победу русским войскам.

Князь благоговейно почитал Валаамскую икону Божией Матери и в декабре 1914 года пожертвовал на нужды обители тысячу рублей с условием того, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты с него были употребляемы на вечное возжжение лампады перед образом Пресвятой Богородицы «Валаамская».

По замыслу князя, на скиту 12 старцев-схимников читали бы денно и нощно Псалтирь и совершали служение за помин душ всех воинов, павших славной смертью за Веру, Царя и Отечество.

Место выбрали на полуострове Бобылек, где еще при игумене Дамаскине в 1855 году была построена часовня в честь Смоленской иконы Божией Матери. Недалеко от часовни, в глубине леса, находилась пустынная келия иеросхимонаха Антония, известного своей строгой подвижнической жизнью.

«Отец Дамаскин как бы предвидел более полвека назад, что на сем святом месте… после целого года небывалой страшной с Германией войны в память на поле брани убиенных воинов воздвигнется храм и скит…» – писал в своем дневнике валаамский старец монах Иосиф (Шорин).

Первоначально великий князь предполагал посвятить новый скит в честь Валаамской иконы Божией Матери, которую особо почитал, но так как прославление Валаамской иконы не было тогда еще официально утверждено, то храм скита был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери.

Освященный на Валааме в 1917 году, храм Смоленской иконы Божией Матери стал самым последним из построенных в Российской империи перед ее крушением. После Октябрьского переворота в России, иеросхимонах Ефрем (Хробостов) каждый день, с 5 утра, поминал погибших героев.

Валаам под красным флагом

Церковь Смоленского скита была порушена в середине 1960-х годов на кирпич для ремонта печей мирского населения острова. Утрачены были также два деревянных келейных корпуса и пристань. В 1992 году по сохранившимся архивным чертежам была восстановлена деревянная часовня, освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери.

СССР: Смоленский скит как идеальное место для турбазы

Б. С. Замятин, валаамский экскурсовод: «А для турбазы есть одно идеальное место — в заливе, где Смоленский скит. Я как представляю: если бы деревянные коттеджи турбазы, которые стоят сейчас у Красного скита в низине, в густом сыром лесу, среди комаров, если бы их поставить полукольцом у Смоленского скита, получился бы прекрасный ансамбль. Там такое открытое, возвышенное, сухое место. По сторонам Смоленского скита, на фоне темно-зеленого леса стояли бы эти коттеджи. Перед ними, в заливе, была бы лодочная станция. Этот залив — большой внутренний водоем. В нем не бывает никаких волнений, штормов. По нему на лодках можно пройти во многие уголки острова — на ферму, на Глухое озеро, на центральную усадьбу, в Белый, Никольский, Предтеченский скиты. На Ладоге может быть шторм хоть до десяти баллов, а здесь всегда можно куда-то пойти. Вот об этом я, как водный турист, мечтаю. И еще я мечтаю, чтобы сезон на турбазе продлился. Чтобы она работала не три месяца, как раньше, а пять. В перспективе — может быть, и вообще стала бы круглогодичной».

Прот. А. Берташ, ВМИЕП (пока пусто)

В. Р. Рывкин (пока пусто)

Т. Л. Левиаш

Смоленская церковь — любопытный пример стилизо­ванного модерна. Здесь в свободном планировочном решении причудливо сочетаются новые конструктивные приемы и традиционные приемы декоративного оформле­ния.

Общая композиция церкви асимметрична и компонует­ся из обособленных объемов крыльца, алтаря, звонницы и северного притвора, группирующихся вокруг централь­ного объема собственно церкви. Центральный объем, квадратный в плане, перекрыт четырехскатной вальмовой кровлей по закомарам и завершен крупной главой на высоком барабане. К стене южного фасада примы­кает лестница с парапетом, ведущая на невысокую звонницу, которую венчает бочкообразная, килевидной формы, кровля с главкой. С запада к основному объему примыкает главный вход в церковь с открытым трехсходным крыльцом. Алтарная апсида имеет в плане полу­круглую форму, в восточной стене ее окно необычной формы — в виде креста. С северной стороны к алтарной апсиде примыкает квадратное в плане помещение притвора. Четверик основного объема имеет по углам контрфорсы криволинейного очертания.

Церковь построена из большемерного кирпича не валаамского, а скорее финского производства. Здесь на кирпичах кладки не увидишь характерных для других построек клейм монастырских кирпичных заводов. Цо­коль и лестницы выполнены из серого гранита. Стены церкви затерты «под варежку», архитектурные детали — кресты на стенах, наличники окон, карниз — оштукату­рены. Очень оригинальны оконные переплеты церкви. Они выполнены в виде пяти вертикально расположен­ных друг под другом колец.

Плоское перекрытие молельни, уложенное по стальным балкам, выполнено с имитацией свода, так что закомары церкви чисто декоративные.

Из художественной литературы

Приехал я к нему на лодочке один. Вижу, избушка маленькая стоит, а поодаль церковка небольшая в новгородско-суздальском стиле со звонницей и многими колоколами. И больше ничего. Кругом вода и лес. Встречает меня о.Ефрем с обычной своей ласковой улыбкой. Потом я узнал от него, что ласковость была одним из заветов старцев, принятых от Паисия Величковского. А ласковость на Валааме соединяется обычно с самоварчиком. Вот и полилась наша беседа со старцем. И ввек я ее не забуду. …

А дальше о.Ефрем рассказал мне историю своего Смоленского скита. … Этот скит сооружен со специальной целью поминовения душ русских воинов, убиенных в Великую Войну. Главнокомандующий русской армией, Великий Князь Николай Николаевич, видя множество убиенных на полях сражений, решил устроить на Валааме скит, где жили бы 12 старцев-схимников, читали бы денно-нощно псалтирь и совершали служение за помин душ всех воинов, павших славной смертью за Веру, Царя и Отечество. Эту мысль Великого Князя разделили с ним и другие Великие Князья и собрали между собою средства для этой цели. А духовником Великого Князя Николая Николаевича был в то время как раз иеромонах Георгий, ныне иеросхимонах Ефрем. Ему и было поручено это дело. …

Получивши деньги на сооружение скита, о.Георгий приехал в 1915 году на Валаам и занялся постройкою, но к 1917 году успел закончить только храм, сооруженный по проектам Великого Князя Петра Николаевича, и одну келью для себя поодаль. Грянула революция, и строительство пришлось прекратить. Но не оставил и тогда о.Георгий этой благой мысли Великого Князя. Он решил один осуществить ее. И поселился он там один, и стал он совершать ежедневно богослужения по полному монастырскому уставу за упокой душ убиенных воинов. Много миллионов этих душ.

Вот отшельник о.Ефрем каждый день все службы по самому строгому уставу правит. И боится заняться какой-нибудь физической работой, чтобы не отвлекаться от главного — от своего христолюбивого воинства, к которому приставлен он как часовой на посту.

Архимандрит Афанасий (Нечаев). Старый Валаам. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. – СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006.

О.Ефрем один живет здесь. Он показывает церковь, крохотную келийку при ней, гроб с поднятой крышкой. На ней изображен скелет, а в гробу подушка и постель.

— Да, вот так и живу, понемножку… — …Один гроб для лета, другой для зимы, в них по очереди он и спит, но ничего страшного в этом нет, о.Ефрем жизнерадостнее многих, спящих на роскошных кроватях.

Это, вероятно, единственный храм, где ежедневно служится панихида по доблестным русским воинам, на поле брани убиенным и в море погибшим. Поэтому без волнения нельзя войти в этот храм – памятник великой войне, где трогательно звучали знакомые слова молитв, которые уже сотни лет раздаются по городам и селам Российской державы.

У иконы Смоленской Божией Матери много цветов… пахнет ночными фиалками.

Отец Ефрем начинает служить молебен перед иконой Божией Матери… Он молился и просил со слезами о заступничестве за нас. Ласково смотрели глубокие очи Царицы Небесной, и, казалось, дивная улыбка коснулась Ея губ… Мы видели молитву схимника, чудо веры и слез…И, может быть, в первый раз мы осознали так ясно бедность своей души… Как будто дверь из темницы открылась, но привыкшая к мраку душа еще не в силах выйти на свет… Мы выходим в молчании из храма. Через несколько дней вернемся назад, в мир клокочущий и суетный, а отец Ефрем останется в своем тихом уединении будить другие дремлющие души.

Русские скауты на Валааме. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. – СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006. С. 193-194.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *