смирихся и спасе мя господь

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 114:5

Свт. Афанасий Великий

Храняй младенцы Господь. Младенцами называет возрожденных о Христе Духом Святым. Действительных, по заповеди Иисусовой, младенцев, потому что они обратились и стали, яко дети (Мф. 18,3), хранит сам Господь, не попуская, чтобы приражались к ним враги, потому что для них не настало еще время подвига. Но и по простому смыслу Господь хранит младенцев в матернем чреве, в месте тесном и наполненном влагою, не позволяющем ни двигаться, ни дышать, Господь не попускает им задохнуться, подавая движение и пищу, не попускает также умереть от холода, когда из теплоты матерних чресл исходят в непривычный для них воздух. Или еще так: поскольку смирился я, как младенец, и как дитя приял Царство Небесное, то спас меня храняй младенцы Господь. Или иначе: младенчествующих по заповеди Иисусовой, т. е. обратившихся и соделавшихся подобными детям, хранит сам Господь, соблюдая их не изведавшими искушений, потому что не пришло еще для них время подвига. А я и превзошел возрастом детей, однако же Господь, смирив меня великими подвигами, соблюл непреодолимым.

Толкование на Псалмы.

Свт. Василий Великий

Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя

Понимать ли это в естественном отношении, человеческая природа не могла бы существовать, если бы сами дети и грудные младенцы не были хранимы Господом. Ибо каким образом они, носимые в материнской утробе, могли бы питаться или иметь движение, проводя жизнь в помещении столь тесном, не представляющем удобства к обращению, даже в темном и влажном месте, не имея возможности ни дышать, ни жить жизнью человеческою, но подобно рыбам плавая во влажности, если бы не поддерживало их Божие охранение? Потом, каким образом могли бы они хотя на малое время продолжать жизнь по выходе в место, для них непривычное, и, охладившись воздухом после теплоты, какая была в матерней утробе, если бы не спасал их Бог? Итак, «храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя». Или можешь понимать сии слова так: поскольку я обратился и стал как младенец, принял Царство Небесное, как дитя, и незлобием довел себя до детского смирения, то «храняй младенцы Господь», как скоро «смирихся, спасе мя».

Беседы на псалмы. Беседа на сто четырнадцатый псалом.

Свт. Иоанн Златоуст

Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя

Здесь пророк указывает на высочайший вид Его промышления. Сказав: «милостив Господь и праведен, милует», он показывает действие величайшего Его человеколюбия. Какое? В отношении к младенцам. Мы имеем разум, научающий нас остерегаться одного и избирать другое, предотвращать угрожающие бедствия и облегчать постигшие нас, – мы уже приобрели силы, знаем способы; а дети лишены всего этого и беззащитны; но над ними всегда бодрствует промысл Божий, и если бы они не были постоянно под Его покровительством, то все погибли бы. Младенца и змий умертвил бы еще в пеленках, и домаш­няя птица, и многие из пресмыкающихся, живущих в домах. Ни кормилица, ни мать, и никто другой не мог бы иметь совер­шенно достаточного за ними присмотра, если бы они оставались без высшего промысла. Впрочем, некоторые думают, что здесь говорится о зародышах, еще не вышедших из чрева матери.

«Смирился, и Он спас меня». Не сказал: Он не допустил под­вергнуться опасностям, но: спас после того, как они постигли. Сказавши о промысле Божием вообще, пророк говорит о нем и в отношении к собственному лицу, как обыкновенно он доказывает и общими примерами, и частными. Итак, не ищи и ты жизни, совершенно безопасной; она не полезна для тебя. Если она была не полезна для пророков, то тем более – для тебя.

Беседы на псалмы. На псалом 114.

Свт. Феофан Затворник

смирихся, и спасе мя

Когда же смиряемся, тогда познаем грехи свои, и самым смирением очищаем падения свои. Смирихся, говорит, и спасе мя. Истинно смирен, кто смирен во спасение; не тщетно подвергся скорбям тот, кто направлен ими к покаянию.

Толкование на 118 псалом.

Прп. Исаак Сирин

Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя

Когда предстанешь в молитве пред Бога, сделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы немотствующим ребенком. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих, младенцах. Сказано: Храняй младенцы Господь. Младенец подходит к змее, берет ее за шею, и она не делает ему вреда. Нагим ходит младенец целую зиму, когда другие одеты и укрыты, и холод входит во все члены его; нагой сидит он в день холода, зимней стужи и изморози, и не болезнует. Ибо тело простоты его иным невидимым одеянием покрывает сокровенный Промысл, соблюдающий нежные члены его, чтобы не приблизился к ним от чего-либо вред.

Веришь ли теперь, что есть некий сокровенный Промысл, Которым нежное тело, по своей нежности и немощному житию готовое тотчас принять в себя всякий вред, охраняется среди сопротивного ему и не преодолевается тем. Сказано: Храняй младенцы Господь, и не только сих малых телом, но и тех мудрых в мире, которые оставили ведение свое, оперлись на оную вседовлеющую Премудрость, волею своею уподобились младенцам и потом уже стали учиться оной мудрости, не ощущаемой в трудах обучения. И прекрасно сказал богомудрый Павел: кто мнится мудр быти в мире сем, буй да бывает, яко да премудр будет (1Кор.3:18)

Подвижнические слова. Слово 49.

Прп. Иоанн Лествичник

Смирихся, и спасе мя

Прав. Иоанн Кронштадтский

Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя

Если ты хочешь быть под охранением Господа, будь, как дитя, кроток и смирен.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

«Храняй младенцы Господь». Ибо столько прилагает попечения о всех людях, что и грудных младенцев удостоивает всякаго промышления. Не только печется о родившихся, но и тех, которые сокрыты еще во чреве матернем, погружены в зловонных водах, заключены в мрачном и темном месте, блюдет, спасает, совершенствует, изводит на свет, подает им источники млека, избавляет их от злоумышлений демонских, и кратко сказать, приемлет их под Свое отеческое промышление. Не без намерения же упомянуло о сем пророческое слово, а в научение, что Бог всяческих не только вознаграждает плоды праведных, но Сам предначинает благодеянием, созидает несуществующих, создав, печется о них, по достижении ими совершеннаго возраста, ожидает от них плодов правды, и тогда добрых снова ущедряет благодеяниями.

«Смирихся, и спасе мя». Симмах же перевел так: изнемог я, и Ты спас меня. Ибо, если младенцы, не получившие еще ведения о Нем, пользуются таким Его попечением; тем паче дарует Он спасение искренно призывающим Его. Посему, как скоро узрел, что смирены мы бедствиями, сподобил нас помощи Своей.

Евфимий Зигабен

Храняй младенцы Господь. Здесь (на греч.) подразумевается глагол есть при выражении: хранитель младенцев Господь. Давид похваляет особенный промысл Божий в отношении к младенцам: потому что если бы, по словам Василия и Златоуста, сей промысл не хранил малых детей, а особенно пока они находятся в пеленах, то легко умертвили бы их змеи и скорпионы и многие другие животные и легко повреждались бы падением во рвы, колодези, крутизны и другие опасные места. Некоторые с Феодоритом понимали сии слова о младенцах, когда они находятся еще во чреве матери своей, движась в мрачных и влажных вместилищах утробы, как движутся в морской глубине рыбы, так что находясь там они не имеют возможности и дышать; ибо они тогда начинают дышать, когда родятся. Потом опять вышедши из горячей утробы на хладный сей воздух, с которым ни сколько не свыклись, они ни на краткое время не могли бы остаться в живых, если бы не были хранимы Божиим промыслом. Иначе младенцами можешь представлять новонасажденных и новоначальных в добродетели, которых Бог хранит своим промыслом по причине неопытности их, до времени успеха и укрепления их к брани против страстей и невидимых врагов—бесов.

Феодорита: Отроками называет возрожденных во Христе действием Святого Духа, и по учению Иисуса, имеющих свойства отроческие, потому что обращаются и живут как отроки, которых сам Господь хранит, не попуская врагам нападать на них, как недостигших еще времени подвига.

Смирихся, и спасе мя. Я страдал, говорит, от искушений; посему Он спас меня, то есть Господь избавил меня от них; так как Он же попустил было мне страдать, чтобы мне сделаться благоразумнее, а уничтожил искушение, чтобы я познал благодать и промысл Его о мне, и по Златоусту, с той и другой стороны оказал мне благодеяние. Впрочем можно понимать и иначе, что Бог спасает, тех, которые усовершились в добродетели смирения.

С Василием великим сии слова можешь разуметь так: Поелику я смирился, вел себя и жил, как младенец, принимая царствие небесное, как отрок и посредством незлобия я низвел себя к детскому смирению, то хранитель младенцев Господь спас меня от болезней смертных и от бед адских. Не сказал: не попустил пасть в беды, но что и по падении спас. Златословесный: Здесь сугубо благодарение и за то, что попустил пасть в беды и за то, что падшего не оставил, и таким образом и тем и другим оказал благодеяние. И то и другое есть род благодеяния, и первое не меньше второго, если сказать нечто удивительное, то и больше оного, поколику по сему дарована свобода от бедствий, а потому душа сделалась благоразумнейшею.

Еп. Ириней (Орда)

Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя

Господь, оказавши ему помощь, явил Себя милостивым и праведным, помогающим угнетенной невинности, защищающим тех, которые в простоте сердца (младенцы; ср. Пс. 18:8, Мф. 11:25) с верою предаются Ему.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя

Толковая Библия.

Источник

Псалом 114

Псалом 114 входит в состав 16 кафизмы. Псалом надписан словом «Аллилуйя», то есть «хвалите Бога», он относится к числу благодарственных. Автор псалма неизвестен, можно только догадаться по содержанию, что эта песнь-размышление написана уже после избавления от бед и болезней.

Текст молитвы псалом 114

На церковнославянском языке с ударениями

1 Возлюби́х, я́ко услы́шит Госпо́дь глас моле́ния моего́,

2 я́ко приклони́ у́хо Свое́ мне, и во дни моя́ призову́.

3 Объя́ша мя боле́зни сме́ртныя, беды́ а́довы обрето́ша мя, скорбь и боле́знь обрето́х, и и́мя Госпо́дне призва́х:

4 о, Го́споди, изба́ви ду́шу мою́. Ми́лостив Госпо́дь и Пра́веден, и Бог наш ми́лует.

5 Храня́й младе́нцы Госпо́дь: смири́хся, и спасе́ мя.

6 Обрати́ся, душе́ моя́, в поко́й твой, я́ко Госпо́дь благоде́йствова тя.

7 Яко изъя́т ду́шу мою́ от сме́рти, о́чи мои́ от слез и но́зе мои́ от поползнове́ния.

8 Благоугожду́ пред Го́сподем во стране́ живы́х.

На русском языке

1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;

2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои.

3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне:

4 Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.

5 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.

6 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.

7 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.

8 Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.

История написания

смирихся и спасе мя господь. Смотреть фото смирихся и спасе мя господь. Смотреть картинку смирихся и спасе мя господь. Картинка про смирихся и спасе мя господь. Фото смирихся и спасе мя господь

В псалме автор вспоминает, какие страдания и тяжкие внутренние мучения он претерпел. Иудеи читали псалом 114 в благодарность Богу за избавление от трудностей при строительстве второго Иерусалимского храма после возвращения из Вавилонского плена.

Для чего читают псалом 114?

Толкование псалма 114

смирихся и спасе мя господь. Смотреть фото смирихся и спасе мя господь. Смотреть картинку смирихся и спасе мя господь. Картинка про смирихся и спасе мя господь. Фото смирихся и спасе мя господь

Чтобы благодарность Богу была принята, а молитва – услышана, следует понять смысл стихов, читать текст псалма 114 в мирном состоянии души и сердца, простив обиды и избавившись от злых чувств.

Источник

Псалом 114 «Возлюби, яко услышит Господь глас моления моего»

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Псалом 114 читать:

1 Возлюби́х, я́ко услы́шит Госпо́дь глас моле́ния моего́, 2 я́ко приклони́ у́хо Свое́ мне, и во дни моя́ призову́. 3 Объя́ша мя боле́зни сме́ртныя, беды́ а́довы обрето́ша мя, скорбь и боле́знь обрето́х, и и́мя Госпо́дне призва́х: 4 о, Го́споди, изба́ви ду́шу мою́. Ми́лостив Госпо́дь и Пра́веден, и Бог наш ми́лует. 5 Храня́й младе́нцы Госпо́дь: смири́хся, и спасе́ мя. 6 Обрати́ся, душе́ моя́, в поко́й твой, я́ко Госпо́дь благоде́йствова тя. 7 Я́ко изъя́т ду́шу мою́ от сме́рти, о́чи мои́ от слез и но́зе мои́ от поползнове́ния. 8 Благоугожду́ пред Го́сподем во стране́ живы́х.

Псалом 114 на русском:

1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;

2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои.

3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.

4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.

5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.

6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.

7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.

8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.

9 Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.

Псалом 114 слушать:

Смотри, читатель, как Давид наставляет слушателя, представляя Бога милостивым. Посему не отчаивайся, грешник, по причине грехов своих. Далее он говорит, что Бог и праведен; посему не теряй бодрости касательно милосердия Его и не будь небрежен и беззаботлив, но уповай и вместе бойся, как изъясняет Златоуст. (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена)

Источник

Псалтирь 114:5

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

«Храняй младенцы Господь». Ибо столько прилагает попечения о всех людях, что и грудных младенцев удостоивает всякаго промышления. Не только печется о родившихся, но и тех, которые сокрыты еще во чреве матернем, погружены в зловонных водах, заключены в мрачном и темном месте, блюдет, спасает, совершенствует, изводит на свет, подает им источники млека, избавляет их от злоумышлений демонских, и кратко сказать, приемлет их под Свое отеческое промышление. Не без намерения же упомянуло о сем пророческое слово, а в научение, что Бог всяческих не только вознаграждает плоды праведных, но Сам предначинает благодеянием, созидает несуществующих, создав, печется о них, по достижении ими совершеннаго возраста, ожидает от них плодов правды, и тогда добрых снова ущедряет благодеяниями.

«Смирихся, и спасе мя». Симмах же перевел так: изнемог я, и Ты спас меня. Ибо, если младенцы, не получившие еще ведения о Нем, пользуются таким Его попечением; тем паче дарует Он спасение искренно призывающим Его. Посему, как скоро узрел, что смирены мы бедствиями, сподобил нас помощи Своей.

Евфимий Зигабен

Храняй младенцы Господь. Здесь (на греч.) подразумевается глагол есть при выражении: хранитель младенцев Господь. Давид похваляет особенный промысл Божий в отношении к младенцам: потому что если бы, по словам Василия и Златоуста, сей промысл не хранил малых детей, а особенно пока они находятся в пеленах, то легко умертвили бы их змеи и скорпионы и многие другие животные и легко повреждались бы падением во рвы, колодези, крутизны и другие опасные места. Некоторые с Феодоритом понимали сии слова о младенцах, когда они находятся еще во чреве матери своей, движась в мрачных и влажных вместилищах утробы, как движутся в морской глубине рыбы, так что находясь там они не имеют возможности и дышать; ибо они тогда начинают дышать, когда родятся. Потом опять вышедши из горячей утробы на хладный сей воздух, с которым ни сколько не свыклись, они ни на краткое время не могли бы остаться в живых, если бы не были хранимы Божиим промыслом. Иначе младенцами можешь представлять новонасажденных и новоначальных в добродетели, которых Бог хранит своим промыслом по причине неопытности их, до времени успеха и укрепления их к брани против страстей и невидимых врагов—бесов.

Феодорита: Отроками называет возрожденных во Христе действием Святого Духа, и по учению Иисуса, имеющих свойства отроческие, потому что обращаются и живут как отроки, которых сам Господь хранит, не попуская врагам нападать на них, как недостигших еще времени подвига.

Смирихся, и спасе мя. Я страдал, говорит, от искушений; посему Он спас меня, то есть Господь избавил меня от них; так как Он же попустил было мне страдать, чтобы мне сделаться благоразумнее, а уничтожил искушение, чтобы я познал благодать и промысл Его о мне, и по Златоусту, с той и другой стороны оказал мне благодеяние. Впрочем можно понимать и иначе, что Бог спасает, тех, которые усовершились в добродетели смирения.

С Василием великим сии слова можешь разуметь так: Поелику я смирился, вел себя и жил, как младенец, принимая царствие небесное, как отрок и посредством незлобия я низвел себя к детскому смирению, то хранитель младенцев Господь спас меня от болезней смертных и от бед адских. Не сказал: не попустил пасть в беды, но что и по падении спас. Златословесный: Здесь сугубо благодарение и за то, что попустил пасть в беды и за то, что падшего не оставил, и таким образом и тем и другим оказал благодеяние. И то и другое есть род благодеяния, и первое не меньше второго, если сказать нечто удивительное, то и больше оного, поколику по сему дарована свобода от бедствий, а потому душа сделалась благоразумнейшею.

Лопухин А.П.

Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя

Прав. Иоанн Кронштадтский

Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя

Если ты хочешь быть под охранением Господа, будь, как дитя, кроток и смирен.

Источник

Изъяснение псалма 114-го.

«Аллилуия». Сын Селевков Антиох, по прозванию Епифан, обременил Иудеев многими всякаго рода бедствиями, и проводивших жизнь разсеянную привел к тому, что преступили они Божий закон; а любители благочестия, ревностно подвизавшиеся за оный, восприяли добропобедные венцы. Сие-то мужество их предсказывается в настоящем сладкопении, а вместе описываются приразившияся к ним бедствия и поданная им помощь Богом всяческих.

«Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего». «Яко приклони ухо Свое мне». Пророчество научает их говорить следующее: всего приятнее для меня Божественное, всего инаго достолюбезнее служить Богу; потому что приемлет моления мои, и удостоивает Своей помощи.

«И во дни моя призову». Посему-то во всю жизнь мою буду Его песнословить, и просить у Него споборничества. После сего Пророк описывает множество горестей.

«Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя». Под «болезнями» в собственном смысле разумеются болезни раждающей при рождении. Посему в переносном смысле болезнями адовыми называются бедствия, которыя доводят до близости к самой смерти. Поэтому Пророк сказует, что окружены многими всякаго рода опасностями, как бы находясь близ самой смерти, и достигнув до самых врат адовых.

«Скорбь и болезнь обретох: и имя Господне призвах.» Но, подпав сим опасностям, не покою и разсеянности предался я, и не другия утешения в жизни избрал для себя; но сетуя проливал слезы, и непрестанно молясь, взыскал Божией помощи. Сие всякий точнее может дознать из истории Маккавеев; потому что питомцы благочестия, удалившись в пустыню, томимые голодом и жаждою, умоляли Бога, и получили от Него помощь.

«О, Господи, избави душу мою». Слезно молясь, говорил я следующее: защити, Владыка, и избавь души наши от облежащих зол. Впрочем, дознав опытом великое Его человеколюбие, знал я моляся, что получу просимое. Ибо и сие присовокупил Пророк.

«Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует», потому что изливает на людей потоки милости. Но Он и правдив, наказывает обидчиков, если не хотят прибегнуть к раскаянию. Пророк, дважды упомянув о милости, однажды упоминает о правде; потому что человеколюбие Божие препобеждает определение правды.

«Храняй младенцы Господь». Ибо столько прилагает попечения о всех людях, что и грудных младенцев удостоивает всякаго промышления. Не только печется о родившихся, но и тех, которые сокрыты еще во чреве матернем, погружены в зловонных водах, заключены в мрачном и темном месте, блюдет, спасает, совершенствует, изводит на свет, подает им источники млека, избавляет их от злоумышлений демонских, и кратко сказать, приемлет их под Свое отеческое промышление. Не без намерения же упомянуло о сем пророческое слово, а в научение, что Бог всяческих не только вознаграждает плоды праведных, но Сам предначинает благодеянием, созидает несуществующих, создав, печется о них, по достижении ими совершеннаго возраста, ожидает от них плодов правды, и тогда добрых снова ущедряет благодеяниями.

«Смирихся, и спасе мя». Симмах же перевел так: изнемог я, и Ты спас меня. Ибо, если младенцы, не получившие еще ведения о Нем, пользуются таким Его попечением; тем паче дарует Он спасение искренно призывающим Его. Посему, как скоро узрел, что смирены мы бедствиями, сподобил нас помощи Своей.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *