смекалка и ум к победе ведут
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема: «Сказка — ложь, да в ней намек»
МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательнаяшкола имени
Урок литературного чтения. 3 класс.
Тема: «Сказка – ложь, да в ней намек»
- Обобщить читательский опыт учащихся по разделу. Дать возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний. Развивать творческие способности учащихся, внимание, наблюдательность к слову. Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
- Эмблемы для участников команд, карточки с названиями команд, жетоны с изображением животных. Карточки с именами и фамилиями авторов стихотворений: Юнна Мориц, Лев Квитко, Генрих Сапгир. Карточки с пословицами:
«НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ, САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ»,
«СМЕКАЛКА И УМ К ПОБЕДЕ ВЕДУТ»,
«ССОРА ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ»,
«И МЫ СИЛЬНЫ, КОГДА ВМЕСТЕ»,
«УМ СТОИТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ СИЛЫ»,
«НЕ ВСЯК УМЁН, КТО С ГОЛОВОЮ»,
«У НЕГО В ГОЛОВЕ РЕДЕНЬКО ЗАСЕЯНО».
- Карточки с авторами народного творчества: русская сказка, африканская сказка, эстонская сказка, латышская сказка, сказка афроамериканцев США. Выставка работ учащихся с иллюстрациями к прочитанным произведениям по разделу.
I. Организационный момент.
Пожмите руку соседа и пожелайте удачи.
II. Сообщение темы урока.
— Кто догадался, почему я взяла тему «Животные»?
— Как называется раздел, где мы читали анималистические сказки, стихи и даже считалки о животных?
В игре принимают участие 3 команды:
- «Смелые воробьи», «Резиновый ёжик», «Весёлый жук».
— Кто автор стихов песни?
Итог тура: Что объединяет эти стихи?
Мы вспомнили полюбившиеся стихотворения Юнны Мориц и Льва Квитко. С творчеством этих авторов мы не прощаемся. В других разделах нашего учебника, в 3 и 4 классах мы столкнёмся с миром их поэзии.
В завершении тура мне бы хотелось вспомнить замечательного поэта Генриха Сапгира.
— С каким его стихотворением в этом разделе мы знакомились?
— Как бы эту песню пропели в лесу птицы? (слушаем пение птиц в записи)
— Как поведёт себя рак, если задумает перегоняться с лисой?
в) придумает что-нибудь ещё.
— О какой сказке идёт речь? Кто её автор? («Лиса и рак», русская народная сказка)
— Расскажите эту сказку наизусть.
— О какой сказке идёт речь? Кто её автор? (Как петух лису обманул», латышская сказка)
Идёт инсценировка отрывка сказки.
(Смекалка и ум к победе ведут. Ссора до добра не доводит.)
— Послушайте стихотворение. О ком идёт речь?
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа и ежа,
И чижа и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
— В какой сказке есть ответ на очень интересный вопрос о зайцах?
(«Почему у зайца губа рассечена», эстонская сказка)
Выразительное чтение по ролям отрывка сказки.
— Узнай сказку по плану.
2) Ум стоит гораздо больше силы.
а) Договор с гиппопотамом.
б) Договор со слоном.
(«Похождение дикого кота Симбы», африканская сказка)
— Перескажите вторую часть сказки.
(Ум стоит гораздо больше силы.)
— Узнай сказку по ключевым словам: козёл да баран, семь серых волков, в бороде сила, поджав хвосты, двух волков съел, страх нашёл.
(«Напуганные медведь и волки», русская сказка)
— Прочитайте по ролям конец сказки.
— Чему учит, на что намекает сказка?
(Не силой борются, уменьем.)
— По отрывку узнай сказку и назови автора. (Учитель читает слова кролика стр.75)
(«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну», сказка афроамериканцев США)
— Среди данных иллюстраций найди те, которые соответствуют нашей сказке. (Учитель использует иллюстрации, нарисованные детьми к сказкам по данному разделу)
— Расскажи, какому эпизоду сказки соответствуют эти иллюстрации.
— На что намекает сказка, чему учит?
(Не всяк умён, кто с головою. У него в голове реденько засеяно.)
— Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус?
— Читаем сказки о животных, а задумываемся о людях. Животные в сказках говорят и ведут себя, как люди. В поступках, в характере животных люди узнают сами себя. Каждая сказка о животных заставляет нас задуматься о том, как мы поступаем в жизни, как ведём себя в обществе.
— Почему авторы учебников предложили нам сказки разных народов?
— Среди русских, латышей, эстонцев, африканцев и т. д. есть глупые и умные, добрые и злые, ленивые и трудолюбивые люди. Главное в человеке не национальность, а главное в том какой он человек.
Командам предлагается тянуть жребий. Герои считалок изображены на рисунках. Ученики рассказывают считалки, с которыми познакомились в данном разделе.
— Объявляется аукцион считалок о животных. (Каждая считалка приносит дополнительный бал команде)
— Зачем детям знать считалки?
VI. Подведение итогов игры.
Идет подсчёт жетонов. Выявляется победитель.
В конце урока учитель читает стихотворение:
Как хорошо читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать.
Совсем не знает скуки.
«Чем силен человек?» (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)
Цели урока:
Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).
Технология: формирование типа правильной читательской деятельности.
Оборудование: презентация по теме урока.
Ход урока
Содержание работы | Формы, методы и приёмы |
І. Организационный момент. (1-3 мин.) | |
– Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. |
– Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Позитивный настрой на урок.
Общая установка урока (выделение содержательной области).
Музыкальное сопровождение.
Звучит отрывок из музыкального произведения «Симфония №2 си минор Богатырская».
– Какие чувства, образы возникли у вас при прослушивании этого музыкального произведения?
2) Лексическая работа.
Подбор синонимов к слову богатырь.
3) Проверка домашнего задания.
Мальчики показывают рисунки и рассказывают об оружии богатырей.
Девочки показывают рисунки и рассказывают об одежде эпохи богатырей.
Физкультминутка.
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
5) Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
Чтение авторского текста учителем (или заранее подготовленным учеником) с. 187 учебника.
6) Антиципация.
Вопросы после чтения:
– Что свойственно богатырям разных народов?
– Как зовут, узбекского, башкирского богатырей?
– Чем славились богатыри?
– Какие сказки вы о них вы читали?
Работа со скороговоркой.
Задание 1 в тетради с. 28.
– Чем необычна скороговорка?
– Можно ли по ее содержанию определить, что мы будем читать?
Прочитайте название текста на с. 188.
– Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? (чтение сноски.)
– А кто это Дыйканбай? (это имя мужчины.)
– Кто автор сказки?
Вот откуда такое непонятное название сказки?
Киргизия – это страна в Средней Азии со своей культурой, своими обычаями, своим языком, своими сказками (можно показать на карте).
Рассмотрите иллюстрацию.
– Кого вы на ней видите?
– Как художник показал величину дэва? (он сидит, но все равно выше, чем охотники.)
– Как вы думаете, что произойдет дальше?
– Кто победит и чем: силой или умом? Давайте прочитаем сказку.
Индивидуальный подход.
Самостоятельная работа.
Иллюстративный метод (ИКТ).
Частично-поисковый метод.
Принцип психологической комфортности.
1) Первичное чтение текста.
Чтение сказки детьми по абзацам.
Вопросы после чтения 1-ого абзаца:
– Кто же такой Дыйканбай?
– Каким он был человеком?
Чтение 2-3-го абзацев:
– Каким вы представляете дэва?
– Что такое бурдюк? (мешок из шкуры животного для хранения и перевозки вина и других жидкостей.) Чурбак? (обрубок бревна.)
– Совпадает ли ваше представление о дэве с предположением художника? А может быть он такой?
– Как вы думаете, почему стал смеяться дэв? А Дыйканбай?
Физкультминутка музыкальная.
Прочитаем дальше и проверим предположения.
После чтения 4-го абзаца:
– Чему радовался дэв? А Дыйканбай?
– Верите ли вы словам Дыйканбая? Почему он так сказал?
Чтение далее:
– Почему дэв струсил?
– Что сказал Дыйканбай, чтобы дэв поверил ему и испугался?
– Как дэв «спас» свою жизнь?
Чтение текста на с. 190 до слов «А дэв без оглядки кинулся бежать».
– Что потребовал Дыйканбай от дэва? О чем это говорит?
– Почему дэв рассказал о трех дэвах, живущих на острове?
Чтение до конца (читают про себя.)
2) Беседа по содержанию в целом.
– Как в сказке говорится о силе дэвов?
– Почему Дыйканбай с товарищами залезли на дерево?
– Какой рассказ они услышали?
– Почему царь дэвов советовал остерегаться людей?
– Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Карточка.docx
Выбранный для просмотра документ ОДИН+-+МНОГО.docx
— Девиз нашего урока «Смекалка и ум к победе ведут!»
Как вы понимаете эти слова?
2. Актуализация знаний.
«Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок»
-В какую сказку мы попадём сегодня на уроке? (Теремок)
— К теремку прибегают разные зверюшки. Им очень хочется попасть внутрь, но сначала каждый из них должен выполнить задание, которое приготовил теремок. Но зверюшкам трудно справляться с этими заданиями, и только вы можете им помочь. Для этого вам надо вспомнить, что вы изучали на прошлых уроках. (складывали, вычитали, говорили о порядке)
— Первой прибежала мышка-норушка. Вот какое задание приготовил для неё теремок.
— Проверим. (Проверка по слайду) Кто справился с заданием? У кого затруднения? В чем?
— Какие понятия употребляли? (перед, после)
— Мышке помогли (прикрепляем картинку рядом с теремком)
— Бежал мимо зайчик. Попросился в теремок. А теремок выдал и ему задание.
Посмотрите на картинки и расскажите, как расположены предметы относительно друг друга.
— Молодцы! Помогли зайцу. (прикрепляем)
— Какие понятия использовали: рядом, на, над, под.
— Бежала мимо лисичка-сестричка. И ей захотелось в теремок попасть. Теремок и лисичке выдал задание:
— Что нужно сделать лисичке? (заполнить пустые мешки)
— Поможем ей выполнить это задание? карточка + доска.
— Последним пришёл медведь. Досталось ему самое сложное задание: вспомнить, ЧТО такое сложение и вычитание, как получить часть и целое. И мишку пустили в теремок.
— Какие понятия вспомнили: сложение, вычитание, часть, целое.
— Посмотрите на наш теремок и его жителей. Как выстроились звери? (по порядку)
— Кто стоит вначале? МЫШКА
— Кто стоит после лисы? (МЕДВЕДЬ)
— Кто стоит между зайцем и медведем? (ЛИСА)
— А после мышки? (Заяц)
— Кто стоит перед лисой? (ЗАЯЦ)
3. Пробное действие.
— Какими из этих слов можно характеризовать то, что представлено на доске? (ТЕРЕМОК, звери)
— Сколько теремков? (ОДИН)
— Тема нашего урока: ОДИН, МНОГО.
Игра «Один – много» (работа в паре)
— У вас на парте лежат конверты с картинками. Достаньте их.
— Разложите картинки попарно: один – много.
— Какие пары у вас получились.
— На какие группы можно разделить все картинки? Дикие и домашние животные.
— Проверка. Кто справился с заданием? У кого возникли затруднения?
6. Закрепление. Связь с изученным материалом.
— Рассмотрим три строчки выражений. Сколько в каждой строчке больших мешков? (один) Маленьких? (много)
— Что мы можем сказать о частях и целом в выражениях? (одинаковые)
— Что видите в первом равенстве? (части объединились, значит ставим _+)
— Что видим во втором равенстве (в третьем)? (Из целого забирают часть, остаётся другая часть)
— Какой знак поставим? (минус)
— Подумайте и скажите: можно ли, основываясь на этих трёх равенствах составить ещё одно? (можно, надо в равенстве с + части поменять местами)
7. Выполнение заданий письменных в РТ № 1, 2 –УСТНО, 7 – зарисовать или буквами записать общее св-во, №5 – разобрать.
8. Подведение итогов урока.
— С какими новыми словами – помощниками, понятиями мы работали на уроке? Вспомним тему и цели урока. Достигли мы цели?
— Какие задания вызвали затруднения?
— Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?
— Урок окончен. Спасибо за урок!
9. Дома : РТ с. 29 № 6
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Смекалка и ум к победе ведут!
Проверь себя! Молодцы!
СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ ЧАСТЬ ЦЕЛОЕ
МЕЖДУ ПЕРЕД ПОСЛЕ РЯДОМ НАД НА ПОД ВЫЧИТАНИЕ СЛОЖЕНИЕ ЧАСТЬ ЦЕЛОЕ ОДИН МНОГО
Тема урока: ОДИН, МНОГО Цель урока: поработать с понятиями ОДИН, МНОГО
Тема урока: ОДИН, МНОГО Цель урока: поработать с понятиями ОДИН, МНОГО
Тема урока: ОДИН, МНОГО Цель урока: поработать с понятиями ОДИН, МНОГО
Тема урока: ОДИН, МНОГО Цель урока: поработать с понятиями ОДИН, МНОГО 1 2 3
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-935712
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема: «Сказка – ложь, да в ней намек»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова Республика Саха (Якутия)
Варламова Татьяна Спиридоновна- учитель начальных классов
Урок литературного чтения. 3 класс.
Тема: «Сказка – ложь, да в ней намек»
«НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ, САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ»,
«СМЕКАЛКА И УМ К ПОБЕДЕ ВЕДУТ»,
«ССОРА ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ»,
«И МЫ СИЛЬНЫ, КОГДА ВМЕСТЕ»,
«УМ СТОИТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ СИЛЫ»,
«НЕ ВСЯК УМЁН, КТО С ГОЛОВОЮ»,
«У НЕГО В ГОЛОВЕ РЕДЕНЬКО ЗАСЕЯНО».
I. Организационный момент.
Пожмите руку соседа и пожелайте удачи.
II. Сообщение темы урока.
— Кто догадался, почему я взяла тему «Животные»?
— Как называется раздел, где мы читали анималистические сказки, стихи и даже считалки о животных?
В игре принимают участие 3 команды:
— Кто автор стихов песни?
Итог тура: Что объединяет эти стихи?
Мы вспомнили полюбившиеся стихотворения Юнны Мориц и Льва Квитко. С творчеством этих авторов мы не прощаемся. В других разделах нашего учебника, в 3 и 4 классах мы столкнёмся с миром их поэзии.
В завершении тура мне бы хотелось вспомнить замечательного поэта Генриха Сапгира.
— С каким его стихотворением в этом разделе мы знакомились?
— Как бы эту песню пропели в лесу птицы? (слушаем пение птиц в записи)
— Как поведёт себя рак, если задумает перегоняться с лисой?
в) придумает что-нибудь ещё.
— О какой сказке идёт речь? Кто её автор? («Лиса и рак», русская народная сказка)
— Расскажите эту сказку наизусть.
— О какой сказке идёт речь? Кто её автор? (Как петух лису обманул», латышская сказка)
Идёт инсценировка отрывка сказки.
(Смекалка и ум к победе ведут. Ссора до добра не доводит.)
— Послушайте стихотворение. О ком идёт речь?
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа и ежа,
И чижа и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
— В какой сказке есть ответ на очень интересный вопрос о зайцах?
(«Почему у зайца губа рассечена», эстонская сказка)
Выразительное чтение по ролям отрывка сказки.
— Узнай сказку по плану.
2) Ум стоит гораздо больше силы.
а) Договор с гиппопотамом.
б) Договор со слоном.
(«Похождение дикого кота Симбы», африканская сказка)
— Перескажите вторую часть сказки.
(Ум стоит гораздо больше силы.)
— Узнай сказку по ключевым словам: козёл да баран, семь серых волков, в бороде сила, поджав хвосты, двух волков съел, страх нашёл.
(«Напуганные медведь и волки», русская сказка)
— Прочитайте по ролям конец сказки.
— Чему учит, на что намекает сказка?
(Не силой борются, уменьем.)
— По отрывку узнай сказку и назови автора. (Учитель читает слова кролика стр.75)
(«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну», сказка афроамериканцев США)
— Среди данных иллюстраций найди те, которые соответствуют нашей сказке. (Учитель использует иллюстрации, нарисованные детьми к сказкам по данному разделу)
— Расскажи, какому эпизоду сказки соответствуют эти иллюстрации.
— На что намекает сказка, чему учит?
(Не всяк умён, кто с головою. У него в голове реденько засеяно.)
— Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус?
— Читаем сказки о животных, а задумываемся о людях. Животные в сказках говорят и ведут себя, как люди. В поступках, в характере животных люди узнают сами себя. Каждая сказка о животных заставляет нас задуматься о том, как мы поступаем в жизни, как ведём себя в обществе.
— Почему авторы учебников предложили нам сказки разных народов?
— Среди русских, латышей, эстонцев, африканцев и т. д. есть глупые и умные, добрые и злые, ленивые и трудолюбивые люди. Главное в человеке не национальность, а главное в том какой он человек.
Командам предлагается тянуть жребий. Герои считалок изображены на рисунках. Ученики рассказывают считалки, с которыми познакомились в данном разделе.
— Объявляется аукцион считалок о животных. (Каждая считалка приносит дополнительный бал команде)
— Зачем детям знать считалки?
VI. Подведение итогов игры.
Идет подсчёт жетонов. Выявляется победитель.
В конце урока учитель читает стихотворение:
Как хорошо читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать.
Совсем не знает скуки.
Урок окончен. Всем спасибо.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
- смейтесь господа смейтесь серьезное лицо еще не признак ума
- смена активности полушарий мозга