служба в бобреневом монастыре
Служба в бобреневом монастыре
ПОМИНОВЕНИЕ В БОБРЕНЕВОМ МОНАСТЫРЕ:
Просим обязательно делать пометки:
— вид поминовения;
— «о здравии» или «о упокоении»;
Имена следует писать в родительном падеже, например: Иоанна, Ирины, Михаила.
Обращаем Ваше внимание, что к поминовению принимаются имена людей крещеных в Православной Церкви.
Просим не указывать имена самоубийц, некрещеных, инославных и иноверных.
вид поминовения | о здравии/ о упокоении | количество имен | ориентировочное пожертвование |
Поминовение за Литургией один раз | о здравии/ о упокоении | не ограничено | свободное пожертвование |
Сорокоуст – поминовение за Литургией в течение 40-ка дней | о здравии/ о упокоении | 1 имя | 200 руб. |
Поминовение за Литургией в течение полугода | о здравии/ о упокоении | 1 имя | 500 руб. |
Поминовение за Литургией в течение 1-го года | о здравии/ о упокоении | 1 имя | 1000 руб. |
Поминовение на молебне Божией Матери перед иконой Феодоровская | о здравии | не ограничено | свободное пожертвование |
Поминовение на молебне святителю Спиридону Тримифунтскому | о здравии | не ограничено | свободное пожертвование |
Поминовение на молебне с водоосвящением | о здравии | не ограничено | свободное пожертвование |
Панихида | о упокоении | не ограничено | свободное пожертвование |
Поминовение за богослужением во время Великого поста | о здравии/ о упокоении | 1 имя | 200 руб. |
Посильное пожертвование за поминовение в Бобреневом монастыре
вы можете перечислить на расчетный счет монастыря:
• На карту Сбербанка: 4817 7602 3444 2535
В комментарии необходимо указать: «Пожертвование на восстановление храма».
• На расчетный счет монастыря
Реквизиты:
Религиозная организация «Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь Московской епархии Русской Православной Церкви»
ИНН 5070006277
КПП 502201001
р/с 40703810240200100443 в ПАО «Сбербанк России» г. Москва
БИК 044525225
к/с 30101810400000000225
В назначении платежа необходимо указать: «Пожертвование на восстановление храма. НДС не облагается».
© Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь
Бобренев монастырь
Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь – один из старейших монастырей Подмосковья. Расположен на берегу Москвы-реки напротив г. Коломны.
Монастырь имеет как минимум три названия:
Несмотря на то, что время основания обители документально никак не подтверждено, ибо письменные источники не сохранились, тем не менее, благодаря археологическим находкам, ученым удалось доказать столь раннюю датировку строительства монастыря. В ходе раскопок были обнаружены остатки керамики, характерной для рубежа XIV-XV вв.
Современные исследователи датируют основание обители более поздним временем – XV век, — исходя из особенностей отделки камня. Так что, вполне вероятно, что тот вид Бобренева монастыря, который сейчас можно лицезреть, не является первоначальным, и у собора имелась деревянная предшественница. Но дискуссии по поводу датировки возведения Богородице-Рождественского монастыря ведутся и по сей день.
История
Монастырь был основан в XIV веке в честь победы Дмитрия Донского над Мамаем. В благодарность Богу за победу России в Куликовской битве, великий князь по возвращении в Коломну дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы.
Благословение на строительство монастыря дал преподобный Сергий Радонежский. И в 1381 году начинает возводиться здание монастыря. Главным строителем Богородице-Рождественского монастыря стал воевода князя Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец (Волынский), в честь которого, по версии некоторых исследователей, монастырь получил свое второе название – «Бобренев».
В последствии монастырь становится не только обителью, но и имеет важное значение в обороне Москвы, являясь одним из звеньев заградительной линии на юго-востоке страны.
Некоторыми сведениями об истории монастыря обладает игумен обители Петр (Дмитриев). По его словам, ведется активная работа как в государственных, так и региональных архивах по поиску любой информации о Бобреневе монастыре. На данный момент удалось найти более 120 письменных источников, открывших новые ранее неизвестные сведения о жизни обители.
Интересно, что Писцовые книги 1577—1578 гг. первыми из всех исторических документов упоминают о Богородице-Рождественском монастыре как о каменном соборе и трапезной церквушке.
Изначально монастырь был достаточно невелик, предполагалось проживание на его территории небольшого числа братии, поэтому состоял он всего лишь из двух храмов, но затем по причине обветшалости один из них пришлось разобрать в середине XIX века и возвести новый – храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.
Те же Писцовые книги повествуют о разорении и обветшалости монастыря. В период Смутного времени обитель была сильно разорена, полностью восстановить ее удалось только к середине XVII века.
Опись 1701 г. дает сведения о монастырском соборе, как небольшом, бесстолпном, одноглавом, сложенном из блоков белого камня.
После того, как в 1764 г. Учреждаются монастырские штаты, Богородице-Рождественский монастырь был вынужден отдать вотчины, а также перевестись в ряд «заштатных», то есть таких, которые содержатся на собственные средства. Поэтому любое строительство в обители прекращается.
К 1790-м гг. архиепископ Афанасий определяет Богородицерождественский собор как летнюю дачу коломенских архиереев. Позже, в начале XIX столетия, Бобренев монастырь объединяют со Старо-Голутвиным, так как Коломенская епархия была упразднена.
Вклад Давида Хлудова в строительство монастыря
Большой вклад в развитие уже имеющихся монастырских построек, строительство новых и восстановление разрушенных внес Давид Иванович Хлудов (1822—1886). История Бобренева храма была бы неполной, если бы не упоминалось имя этого человека, почетного гражданина Москвы и, как бы мы сейчас сказали, мецената, пожертвовавшего немалые денежные средства Богородице-Рождественской обители.
Происходил Давид Иванович из рязанского рода промышленников. Получив строго религиозное образование, Д.И.Хлудов всю жизнь оставался верующим и религиозным человеком. Став совершеннолетним, Давид Иванович начал активно вдаваться в торговлю и продолжать деятельность своей семьи. Но позднее, после избрания его городским главой, Д.И.Хлудов стал постепенно отдаляться от промышленных дел, и посвятил себя благотворительности.
Строительство храма на погосте в Егорьевском уезде, восстановление Рязанского Богословского монастыря, пожертвования в Ольгов монастырь недалеко от Рязани, пожертвования на храмы многих рязанских сел – это только часть того, что сделал этот великий человек.
А однажды, проезжая мимо Бобренева монастыря, он решил посетить его. Состояние обители глубоко поразило Давида Ивановича, и не оставило равнодушным. Он добился самостоятельности для Богородице-Рождественского монастыря, которое стоило ему огромных денег. В благодарность за невероятную благотворительность множеству храмов в одном из монастырей была поставлена икона преподобного Давида Солунского-святого, именно такое имя Давид Иванович Хлудов получил при крещении.
Не единожды Давид Иванович получал благодарности за свою благотворительную деятельность, а так же был удостоен множества орденов – орден Св. Станислава 2 степени, орден Св. Анны 2 степени, орден Св. Владимира 3 степени, и др. В конце концов Д.И.Хлудов пожертвовал все свое огромное состояние на благотворительность, продал все, что у него осталось, выехал из родного поместья родителей и начал жить в небольшом домике на окраине города.
Существует предание, что Давид Иванович Хлудов отправился как-то в Задонск, во время разлива рек. Недалеко от города находилась естественная преграда – Дон, через который необходимо было перебраться. Но все мосты были разобраны, а река покрыта непрочными льдами. Но Давид Иванович, как смелый и отважный человек, решился все-таки переправиться и пошел по льду. Внезапно лед затрещал и тронулся, и прямо на льдине его понесло вдоль по течению реки. Тогда Давид Иванович взмолился Богу, пообещав все деньги, имевшиеся при нем (а сумма была немалая), пожертвовать жителям этого города, если ему удастся выжить. Каким-то невероятным образом льдина, на которой стоял Д.И.Хлудов, медленно подошла к берегу, а сам он сошел на землю, даже не промочив ноги. И он сдержал свое обещание, раздав все имевшиеся при нем средства раздал погорельцам Задонска.
Последние годы своей жизни Д.И.Хлудов жил отшельником, никуда, кроме храма Божьего, не выходил, ничего, кроме божьих книг, не читал. Перед смертью он был серьезно болен, и ушел из жизни в возрасте 64-х лет.
Что же касается Богородице-Рождественского монастыря, то к концу XIX века обитель насчитывала чуть более двадцати монахов и послушников. В 1903 году открывается церковно-приходская школа. Рассчитана она была на 30 учеников. Находилась школа в специально отведенном для нее отдельном здании, в котором находились так же квартиры для учителей. Через 6 лет количество учащихся в школе возрастает в два раза, притом в их числе были и раскольники.
После 1918 года Бобренев монастырь официально был закрыт. Но существовавшая приходская община при храмах жила по уставу, и, таким образом, неофициально продолжала существовать.
В результате переустройства обители на светский лад, когда в зданиях храмов устраивались гаражи и склады для удобрений, к концу XX века монастырь превратился в руины. По утверждению некоторых ученых от монастыря не осталось и следа. Это место, являвшееся когда-то одним из древнейших русских монастырей, превратилось в свалку, куда свозилось битое стекло, мусор.
Лишь на рубеже XX-XXI вв., несмотря на все трудности, начинают восстанавливаться здания, и возобновляется монастырская жизнь и деятельность. Восстановление монастыря продолжается и по сей день.
Монастырь в наши дни
Сейчас Бобренев монастырь ведет активную жизнь. 21 сентября 2016 года он отметил 25-летие возрождения монашеской жизни. В Феодоровском храме обители была проведена Божественная литургия владыкой митрополитом. В этот день прибыли к монастырю почетные гости – главы муниципальных районов Московской области, многочисленные прихожане и паломники. После совершения крестного хода для всех была организована праздничная трапеза.
А 3 октября здесь прошло собрание духовных сановников Коломенского округа, на котором поднимались многие вопросы, такие как: Рождественские чтения на приходах, подготовка к мероприятиям, посвященным увековечиванию памяти святых новомучеников Коломенского края, и пр.
Фотографии
Монастырь на карте
Как добраться
Адрес, телефон, расписание богослужений
Расписание богослужений на текущий месяц вы можете найти на официальном сайте монастыря
Бобренев мужской монастырь в Коломне
На пологом берегу Москва-реки напротив старинного города Коломна раскинулась небольшая крепость, напоминающая о славной победе русского воинства над отрядами татаро-монгольского хана Мамая. Богородице-Рождественская монашеская община — один из старейших русских монастырей, имевший в момент основания важное духовное и стратегическое значение.
История
Монастырь, существующий под Коломной более 6 веков, пережил за это время множество периодов расцвета и упадка.
Легенды об основании
В конце лета 1380 г. под Коломной собрались объединённые русские войска под командованием святого благоверного князя Дмитрия Донского. Великий князь со своим воеводой Дмитрием Волынским, прозванным «Боброком», объехав место будущего сражения на Куликовом поле, принесли обет построить в случае победы на землях воеводы под Коломной обитель.
Через несколько дней в праздник Рождества Пресвятой Богородицы русские воины одержали победу над неприятелем. А через год под Коломной на противоположном берегу реки был заложен монастырь, посвящённый празднику рождения Защитницы земель русских. Это благое дело благословил преподобный Сергий Радонежский. Основным устроителем монашеской общины стал князь Дмитрий Боброк-Волынец.
О других монастырях Подмосковья:
По другой легенде крепость-обитель на берегу Москва-реки основал раскаявшийся разбойник Бобреня, принявший монашеский постриг в обители радонежского старца.
Официальная история
Исследователи подтверждают версию строительства обители в качестве исполнения данного обета. Но, помимо легендарной даты основания, существует несколько версий о времени происхождения этого события:
Проанализировав все сведения, историки посчитали, что каменным зданиям предшествовали деревянные постройки, возведённые первыми строителями. Первыми насельниками монастыря стали воины, получившие в ходе великой битвы физические увечья, не позволяющие им продолжать военную службу. При этом их опыт использовался при устроении укреплений обители, до середины XVI в. входящей в оборонительную черту Москвы.
Интересно: существует легенда, говорящая о существовании подземного хода, который шёл из главного монастырского храма на берег реки напротив Троицких ворот коломенского Кремля. Он создавался для того, чтобы монахи могли в случае вражеской угрозы безопасно покинуть свои жилища.
XVIII век
В череде печальных событий, связанных с правлением Ивана Грозного, Смутным временем и петровскими преобразованиями Бобренев монастырь сумел сохранить свои владения и жизненный уклад. К середине XVIII в. на его территории находилось несколько каменных зданий, требующих обновления и перестройки:
Остальные постройки были возведены из дерева. Обитель владела 5 сотнями десятин земли, на которых проживали около 1000 крепостных крестьян.
Ко времени проведения Екатериной I церковной реформы на монастырской земле велось строительство нового каменного храма. Но в связи с лишением общины всех земель и государственного финансирования всё строительство было прекращено. Постепенно ухудшающееся положение древнего памятника вызывало беспокойство у руководителей Коломенской епархии.
Большое значение для возрождения обители в конце XVIII столетия сыграла деятельность епископа Афанасия, который перенёс в Богородице-Рождественский монастырь свою летнюю резиденцию. С этого времени начинается период активного каменного строительства. Среди возведённых построек можно выделить:
XIX век
В 1800 г. коломенскую кафедру упразднили, а Бобренев монастырь был приписан к Богоявленской монашеской общине села Гулитвино. В старинной обители практически прекратилась монашеская жизнь. Её землями и доходами пользовались монахи голутвинской братии. Чтобы избежать запустения в древних монастырских стенах в него переселили часть монахов из основной общины, которые постепенно приводили в порядок и расширяли хозяйство.
В 1813 г. в соборном храме был устроен и освящён придел в честь Феодоровского образа Божией Матери. В 20-40-е гг. провели обновление иконостаса и убрали перекрытия главного объёма в храме Рождества Богородицы, возвели новый полностью каменный жилой корпус и построили приписную часовню недалеко от Пятницких ворот Коломенского Кремля.
Очередной расцвет памятника Куликовской битвы связан с именем известного мецената того времени Давида Ивановича Хлудова. На средства, выделяемые благотворителем, строитель монастыря иеромонах Феоктист строит на месте разрушившейся старой церкви новый храм, посвящённый иконе Божией Матери Феодоровской.
Ко времени обретения самостоятельного статуса в 1865 г. в обители обновляются здание, в котором располагались кельи насельников, принимают законченный вид монастырская ограда и увеличиваются земельные владения. Также Давид Хлудов пожертвовал Богородице-Рождественской общине новые колокола.
На рубеже веков при Бобреневом монастыре открылась больница для прихожан и церковно-приходская школа, для которой было построено отдельное здание.
Интересно: одной из главных святынь монастырской братии была икона Божией Матери Феодоровской, в честь которой все супруги российских императоров XIX в. при вступлении в православие принимали отчество Фёдоровна.
Советское время
Богородице-Рождественский монастырь официально был закрыт советскими властями в 1920 г. К этому времени советская власть конфисковала большинство церковных ценностей, в том числе колокола. Но насельники в течение 10 лет продолжали нести духовное и социальное служение.
В 1929 г. большевики планировали окончательно прекратить деятельность монашеской общины и провести аресты братии. Но насельников предупредили о готовящейся операции, и они успели покинуть обитель.
На территории монастыря разместили следующие организации:
В процессе осквернения культового места, посвящённого значимому событию в истории русского народа, были уничтожены монастырское кладбище, сад и библиотека, в которой хранились ценные книги и летопись обители. К 90-м гг. XX столетия территория Бобренева монастыря превратилась в свалку, на которой привозили, в том числе трупы скота.
Интересно: в процессе уничтожения монастырского кладбища рабочие во время вскрытия одной из могил рабочие обнаружили нетленные мощи одного из монахов. Неизвестной осталась дальнейшая судьба этих останков.
Возрождение
С конца 70-х гг. в местной прессе стали появляться статьи, рассказывающие об истории древней святыни и её значении для русских людей. Но обсуждения возможности её восстановления в качестве культурно-исторического памятника не приводил к каким-либо результатам. Положительные изменения стали возможны в начале 90-х гг., когда в стране началось возрождение духовной жизни.
Восстановление монастырских построек началось в 1990 г. после визита владыки Ювеналия, митрополита Коломенского и Крутицкого. Очевидцы этого события отмечают, что сопровождающие главу епархии священнослужители отговаривали его от планов возрождения монастыря, считая это непосильной ношей. Но владыка, уповая на помощь Господа и чувствуя присутствие Его в древних стенах, принял решение начать трудное дело.
Первые шаги на пути реставрации обители взяла на себя община, существовавшая при московском храме Всех Святых на Соколе. Но после смерти её главы практически прекратились поступления средств. Активные реставрационные работы возобновились в только в конце XX столетия и продолжаются до настоящего времени.
Современность
Сегодня в Богородице-Рождественском мужском монастыре под Коломной ведётся активное восстановление построек, духовного и общественного служения. В сложной работе по восстановлению зданий принимают участие насельники, краеведы-добровольцы и прихожане.
Архитектура
Восстановительные работы начались с реставрации настоятельского корпуса и обустройства в нём домовой церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первые богослужения, в том числе с участием архиереев Русской православной церкви проводились в этом маленьком храме.
Частично был отреставрирован Рождественский собор, возведённый в 1790 г. Он представляет собой классический русский храм, построенный в стиле московского храмового зодчества XVII в. Основной частью здания является высокий квадратный четверик, на который установлен восьмерик, увенчанный узким глухим барабаном со шлемовидной главой. К восточному фасаду примыкает пятигранная апсида с простой пятискатной крышей.
С западной стороны под двухскатной крышей располагается низкая трапезная часть, северный и южный фасад которой прорезан рядами небольших окон. Над главным притвором располагается высокая шатровая колокольня. В её основании лежит четверик, на который установлены два восьмерика, увенчанных шатром. Каждая его грань прорезана небольшими окнами, украшенных треугольным фронтоном. В основании шатра находится открытая звонница, оформленная в виде арочной колоннады.
Сегодня богослужения ведутся в храме во имя иконы Феодоровской Божией Матери. Церковь была построена в 1860 г. Она представляет собой квадратное в плане здание с притвором в виде ионического портика. Подобные белоснежные архитектурные элементы украшают все фасады здания.
В центре возвышается восьмигранная ротонда со сферическим куполом. Сдержанная белоснежная внешняя отделка постройки, окрашенной в голубой цвет, соответствует духу обители, устроенной в качестве напоминания о воинском подвиге. Главным украшением храма является деревянный резной иконостас.
В храме собрано множество икон, которые помещены в деревянные напольные и настенные киоты, украшенные объёмной резьбой. Помимо культовых и жилых зданий, ведётся реставрация монастырской ограды и хозяйственных построек.
Святыни
Вместе с возрождением духовной жизни возрождается и монастырское собрание святынь. Наиболее почитаемыми из них являются:
Считается, что она написана на крышке гроба преподобного старца. С обретением этого образа связано чудо, произошедшее по молитве святого Сергия. Когда заказанная икона была завершена, денег на её оплату недоставало. Но необходимую сумму добавил, случайно проезжающий мимо обители человек. Сегодня к святыне приходят множество паломников, чтобы помолиться старцу.
Расписание богослужений
Монастырь открыт ежедневно с 6 до 18 часов. Богослужения проводятся в Феодоровском храме по следующему расписанию:
Престольные праздники отмечаются в следующие дни:
Ежедневно в обители читается Неусыпаемая Псалтирь с поминовением всех воинов, участвовавших в Куликовской битве.
Общественное служение
При Богородице-Рождественском мужском монастыре с 2013 г. работает Воскресная школа, которую могут посещать и дети, и взрослые. Дети в возрасте от 6 до 14 лет помимо изучения Закона Божия имеют возможность развивать свои творческие возможности, занимаясь в творческих кружках и музыкальном классе.
Взрослые прихожане в процессе бесед с настоятелем обители Петром, епископом Луховицким, изучают основы христианства и историю православия.
Настоятель отец Пётр возглавляет Общество любителей церковной истории, которое занимается поиском и распространением информации о культовых православных местах Московской области. Все материалы, собранные членами организации, публикуются на официальном сайте организации.
Где находится и как добраться
Богородице-Рождественский Бобренев монастырь располагается по адресу Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево.
Чтобы посетить обитель можно воспользоваться частным или общественным транспортом.
Бобренев монастырь — символ стойкости русских воинов, отстаивающих независимость своей земли и защищающих православную Веру. История одной из старейших обителей московской земли наполнена примерами духовных подвигов и благих деяний во славу Господа.