слово в день святой троицы
Слово в День Святой Троицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
По наступлении Пятидесятницы, апостолы, ученики Христа пребывали все вместе в молитве. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2–4). Так, в деяниях святых апостолов мы слышим о снисхождении Святого Духа на учеников и апостолов Христа.
Исполнившись Духа Святого, апостолы обошли все концы вселенной. Несмотря на грозившие им опасности, несмотря на свое незнатное и весьма скромное положение и происхождение, будучи изгоями тогдашнего общества, они были исполнены божественной благодати, Духа Святого, и из их чрева лились потоки божественной благодати — живой воды, как сказал об этом Сам Господь. Из чрева реки воды живой польются у того, кто примет благодать Святого Духа (см.: Ин. 7, 38).
Мы, современные христиане, часто ищем утешение в разных вещах: в развлечениях, в богатстве, в суете, в достижениях, в удовлетворении своего тщеславия и единственное, что находим на этом пути, — временное, призрачное счастье и неминуемо следующее за ним горе, раздражение, немирность. Как много мы этого видим вокруг себя, внутри себя, в наших домах и в наших семьях.
Это происходит во многом потому, что мы забываем, причастниками какой великой Божественной благодати и дара Святого Духа являемся. Мы не пускаем этот Дух Святой в себя, не пускаем в наши дома, изгоняем его своими грехами, своими мрачными поступками и своими страстями, поэтому мы одержимы раздорами, разделениями. Рушатся совместные проекты, рушатся семьи, разъедаемые злобой, завистью, судами, взаимными претензиями. Все потому, что нам не достает благодати Святого Духа. Самое великое, прекрасное, непобедимое, бессмертное единство — это единство в Духе Святом. Он подается нам без меры, только если мы сами готовы Его принять так же просто, искренне, не лукаво и не лицемерно, как это сделали апостолы Христовы, как это сделали наши святые, сонм которых молится за нас перед Престолом Божиим.
Вот какой особенный праздник мы сегодня празднуем: день Сошествия Святого Духа, день рождения Церкви, день исполнения на нас великих обетований, день исполнения слов Спасителя, который сказал, еще раз вспомним. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38), не скверной воды, исполненной яда и злобы, а воды живой — источник, пьющие из которого наследуют жизнь вечную.
Давайте будем беречь эту божественную благодать и все свои силы, силы своей души, свои таланты положим на то, чтобы стать достойными носителями Духа Святого, сосудами, храмами Божиими. И напоять этой Божественной благодатью всю вселенную.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Слово в день Святой Троицы
Скачать » (MP3 файл, 10,1 МБ, продолжительность 22:09 мин)
Схиархимандрит Зосима (Сокур) |
Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с праздником Святой Троицы, с Пятидесятницей. По милости Божией, вчера вечером говорил я вам, провели мы Пасху, встретили Вознесение Господне и в течение десяти дней после Вознесения жили ожиданием Святаго Духа. Сегодня пятидесятый день по святой Пасхе – день Святой Троицы, день сошествия Святаго Духа на святых апостолов, день рождения Святой нашей Православной Церкви, которая в течение почти двух тысяч лет спасает, освящает и творит всех нас наследниками Царствия Небесного. Церковь святая, рожденная Спасителем, освященная Его Кровью Пречистой, пролитой на Кресте, страданиями честными освященная, озаренная славным Воскресением Христовым и освященная Духом Святым в день Пятидесятницы, до сего дня благодатна и действенна. Это – Святая Церковь Православная. Сколько событий совершилось со дня святой Пятидесятницы, когда во святом граде Иерусалиме Дух Святый видимым образом в виде огненных языков сошел на апостолов и на всю Церковь Святую, и «вси начаше глаголати странными глаголы, странными учениями, странными повелениями Святыя Троицы». Божественное озарение огненное наступило у святых апостолов, и недаром именно после этого озарения и первая апостольская проповедь апостола Петра вдохновенная пролилась. Все слушали учение апостольское о Церкви, о Христе Спасителе, о спасении и наследии Царствия Небесного. Вот первая апостольская проповедь апостола Петра, о которой говорится в книге «Деяния святых апостолов». И храм Сионский, горница Сионская стала первым храмом Иерусалимским и христианским храмом. Здесь Христос на Тайной Вечере совершил первую свою литургию, причастие Святых Христовых Таин учеников Своих. Здесь молились ученики Христовы во время страданий Христовых, затворившись тайно в этой горнице. Здесь явился им воскресший Христос Спаситель «дверем затворенным» и уверил апостола Фому в истинности Воскресения Своего с плотию. Здесь после святого Вознесения они собрались все вместе для молитвы и для ожидания Утешителя Духа. И здесь в день Пятидесятницы в первом храме Сионском и совершилось сошествие Святаго Духа, освящение Церкви благодатию Духа Святаго. И после освящения этого, после первой проповеди апостольской ученики-апостолы рассеяны были благодатию Духа Святаго по всему миру проповедовать Евангелие Царствия Небесного. Для них не было преград: ни инородностей, ни языковых преград не было, не было преград ни климатических, – никаких. Они шли в Африку далекую, и в далекую Индию, и в далекий Рим, и в далекую Британию, и в далекую Европу, кругом шли, и к далеким скифам шли. Кругом, по всему миру шли, проповедуя Слово Божие, крещая народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа, исполняя повеление своего Божественного Учителя. Вера православная крепла, умножалось стадо Христово. Первое имя – христиане – было названо антиохийцам, и с этого момента вся Церковь стала называться христианскою. Последователи Христа Спасителя и до сего дня мы все именуемся христианами еще от первых времен апостольских, то есть последователями Христа Спасителя, Господа нашего. Умножалась вера святая. Гонения, ненависти претерпели, разделения, расколы, очищение Церкви от всего плохого.
Все прошла Мать-Церковь, претерпела и сохранила эту благодатность даже до сего дня. И мы в сегодняшний день, день рождения нашей Церкви, благодарим Господа, собравшись под своды храма, что мы являемся членами Святой Соборной Апостольской Православной Церкви, что мы не заблудшие какие-то овцы, а принадлежим к истинной вере, спасающей и освящающей нас. Дух Святый в храмах святых почивает, Дух Святый в сердцах наших почивает от дня крещения. Дух Святый сопровождает нас все дни жизни нашей во святых таинствах. Начиная от крещения, миропомазания, когда священник помазует апостольским миром, говоря: «Печать дара Духа Святаго», запечатлены мы все от крещения печатью дара Святаго Духа, дарами Духа Святаго. Дух Святый сопровождает нас в Таинстве исповеди, когда прощаются грехи наши. Дух Святый освящает нас, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Дух Святый освящает нас в Таинстве елеопомазывания – соборования, когда мы помазуемся святым елеем и вином. Дух Святый в молитве нас освящает, в добрых делах нас освящает Дух Святый. Кругом во все дни жизни нашей Дух Святый соприсутствует и сопутствует нам в нашей повседневной жизни. Когда мы оскорбляем Бога, отступает тогда Дух Святый, и тогда уныние, отчаяние нападают, и погибель на человека. Это самое страшное состояние богооставленности, когда за нечестие человека помрачение в нем происходит, отступает от него Дух Святый. Это самое тяжелое духовное ужасное состояние. Да сохранит Господь от этого, чтобы, невзирая на нашу греховность, Господь дал нам здоровые силы для покаяния. Кающегося всегда прощает Господь. Ждет всех Господь, Отец Небесный – заблудших чад своих. Мать-Церковь всем отверзает двери свои, всех ждет во свои объятия. И кающегося Бог прощает. Часто вам говорю, напрасно мы по глупости своей рисуем Бога, воображаем, жестокого, не прощающего и все прочее. Это наша искаженная, глупая фантазия человеческая. Бог милостив, долготерпелив, и какой? Многомилостив! Вот каковы слова Божественному милосердию. И по сравнению с милосердием Божиим грехи, что песчинка эта несчастная наша обозначает? Но песчинка, бывает, поршню тоже причиняет, большие беды, так что почему и дано благодатное Таинство покаяния. Христос всех прощал, только что говорил? «Иди и больше не греши», – вот это условие прощения нашего, условие покаяния, исправления жизни нашей. И при помощи Божией, при помощи благодати Духа Святаго, дай нам, Господи, очищаться. Чтобы Господь не отнял от нас Духа Святаго, чтобы Господь не отступил от нас, чтобы мы не стали безумными. Но чтобы благодать Духа Святаго соприсутствовала нам во все дни жизни нашей, до скончания жизни нашей и чтобы благодать Духа Святаго и ввела нас всех в Царствие Небесное, соделав нас сынами Света.
Сколько на Церковь нападений было и сейчас сколько идет нападений! Сколько лжи, сколько ненависти, сколько злобы идет на Церковь Божию! А Церковь терпит, молится, прощает и освящает всех. Сколько злобы на Святейшего Патриарха сейчас идет, сколько клеветы на епископат идет, заказных этих статей разных в этой сатанинской масонской печати появляется. Стыдно читать. Читаю за епископа Екатеринбургского Никона, это заказная статья, ложь полная. Отчего месть? Он сжег масонские книги, приказал сжечь, очистить от Меня и от всего, чтобы не мусорили юношеству мозги. Восстали все силы зла сразу на него. И давай месть: заказные статьи, заказные дела, заказные свидетели – все пошло. И так кругом на Церковь идет нападение. Конечно, мы, духовенство, не ангелы, так как и вы все не ангелы. Но вместе с тем благодать Духа Святаго, даже недостоинство наше грешное очищает, и мы глубоко верим в милосердие Божие. Хоть мы и немощные все люди, но Господь очищает, прощает и спасает нас. С этой глубокой, чистой верой дай, Господи, вам всем жить, радостно жить, не унывая жить. И эту радость о Духе Святом хранить всю свою дальнейшую христианскую жизнь. Не идти на уловки диавола, ложь эту не слушать, не говорить: «Вон как живут». Мы идем не к епископам, не к священникам молиться, мы идем в храмы Божии молиться, к Богу, благодати Духа Святаго. И вот это осенение благодати Духа Святаго да хранит вас от всяких искушений и от всякого зла в дальнейшей жизни вашей христианской. Аминь.
С праздником рождения Святой Церкви, с праздником благодати Святаго Духа всех приветствую.
Сейчас, родные мои, что будем мы делать? Оканчиваем святую литургию. Вы сильно уморились? Как мне в алтаре сказали, антракт вам делать или нет? Не надо антракт вам делать. Значит, читаем девятый час сразу после литургии и совершаем великую Троицкую вечерню. Станем все на коленочки и три молитвы выслушаем коленопреклоненно. Будет бес мучить, судороги будут тянуть ноги, поперек будет болеть, в колени как будто бы гвоздей кто понабивал, у некоторых будет – выдержи все, спокойно вытерпи, победи бесовские искушения, выстой, и благодать Божия поможет вам. И вы сами потом скажете: «Господи, и не заметил или не заметила, как выстояла, помолилась». Благодатное коленопреклонение. Троицкие молитвы будем читать, с зажженными свечами будем стоять. Свечи зажигать на вход, я скажу, когда зажигать свечи, раньше времени не зажигайте. Прочитали молитву – тушите свечи, и потом опять, когда «паки и паки, колена приклоньше…», тихонечко можно зажигать свечи. И свеча – символ огненного языка, Духа Святаго в день святой Пятидесятницы. Помолимся, тогда я благословлю и отпущу вас домой во славу Божию.
Неделя святой Пятидесятницы идет эта. Празднуем всю неделю праздник Святой Троицы. Совершать будем завтра второй день Святой Троицы – день Святаго Духа.
Вам что я сказал, антракт уже или что, что вы ходите там? Что я отпустил вас или в голове закружилось у вас? Странно. Как в Пятидесятницу – странное поведение, там были странные глаголы, а тут странное поведение. Вам же здесь не клуб – ходить взад-вперед, а храм Божий. Стой, не упадешь.
Второй день Святой Троицы завтра. День Святаго Духа. Праздник. Сегодня в четыре часа совершаем малое повечерие, поем канон Святому Духу на повечерии, и совершаем утреню. Вечерню уже мы отслужим после святой литургии, в сегодняшний вечер. Завтра читаем акафист Святому Духу: «Приди, Утешителю, Душе Святый, и вселися в ны», совершаем литургию. После святой литургии совершаем крестный ход вокруг храма и молебен с водоосвящением на кладезе и поем торжественно «Царю Небесный» и освящаем храм Божий, нас и всех вас святой водой в день праздника Святаго Духа.
Во вторник совершаем богослужение третьего дня Святой Троицы и память благоверного князя Димитрия Донскаго. И сегодняшний день, супруги его благоверной княгини Евдокии, во инокинях Евфросинии. На третий день и ей память совершим, супругу и супруге – благоверным князьям Московским.
В среду продолжаем праздновать праздник Святой Троицы, святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Совершать будем святую службу Божию.
В четверг продолжаем праздновать Святую Троицу. Икону Божией Матери Владимирскую, древнейшую икону нашей земли Русской, и благоверных князей равноапостолов Константина и Елены. Именинники будут исповедываться и причащаться Святых Христовых Таин в этот святой день.
В пятницу что там? Отдыхаем? В пятницу отдохнем немножко.
В субботу отдание, проводы праздника Святой Троицы, и что там у нас, а? Клирос: «Княгини Евфросинии Полоцкой». Вот, и Евфросинии Полоцкой будет, и ростовских святых, по-моему, праздник будем совершать в субботу.
И в будущее воскресенье праздник Всех святых от века Богу угодивших, и иконы Божией Матери Семистрельной – умягчение злых сердец человеческих.
Эта неделя всеедная, накануне поста Петрова. В среду и пятницу и понедельник нет поста, кушаем скоромную пищу. Белки, белки кушаем, наедаемся перед святым постом, во славу Божию. В будущее воскресенье, на праздник Всех святых, заговление будет на Петров пост.
И с того понедельника уже начинается месячный пост, ровно месяц, Петра и Павла, по милости Божией, Петровка начинается. А там ждем праздник Всех русских святых, престольный праздник строящегося храма нашего. Будет архиерейское служение в нашем святом храме, Владыка Иларион будет совершать на Русских святых архиерейским чином литургию. В пятницу, после Всех святых, пойдем на криничку крестным ходом с Божией Матерью, иконою «Знамение» Курской Коренной. Будем готовиться и к крестному ходу потихоньку в этом году, как модно говорить, – на природу пойдем. Вылазку на природу, повывожу вас на природу, на ставок, на молитву, на травочку и на все прочее удовольствие, во славу Божию. Ну вот, все как будто бы объяснил я, рассказал я вам. А самое главное на природе это что? Помолиться, освятить воду самое главное на кринице и искупаться освященной водой, во славу Божию. Все объяснил, все рассказал я вам.
Смотрите, времена лукавые сейчас суть. Бес расколами Церковь благодати лишает. Сейчас я сижу читаю историю ХХ века Церкви. Какие эти искусственные расколы, обновленчество и все прочее в Церкви были. И как мудро священномученики наши стояли за Церковь, за благодатность Церкви, как они умирали за нее! Но не допускали никаких расколов, никакого политиканства, никаких разделов Церкви. Так и в наше смутное время эта филаретовщина сатанинская, эти все нечисти. Твердо, мудро смотреть, не впасть в искушение! Вот самое главное – не отойти от благодати Духа Святаго, не потерять ее, но пребывать с благодатию Духа Святаго. Вот это самое главное сейчас. Духовное рассуждение и духовная мудрость. И что бы ни говорили на Святейшего Патриарха, нам Господь дал великого старца нашего времени, мудрого. Мудро он руководит Церковью, и только злобные масонские силы и прочие диавольские силы скрежещут на него зубами. Патриарх, как и вся Церковь, терпит и молится. И нам дай, Господи, именно вот этот путь христианской жизни – терпеть, молиться и спастись всем. Аминь. С праздником Святой Троицы всех.
Вопросы есть какие? (Задают вопрос из храма, как ставить свечи). Это частный вопрос, не церковный. Троица Святая. Ты подумай. А ей: «Как свечку ставить?» Купила свечку, подала, даже не ставь ее никогда не ходи, я запрещаю это делать. Положила свечку, когда она сгорит, то уже проблема церковная. Твое дело жертву принести. О здравии или за упокой нет свечи. А свеча – дар Божий. Общая свеча идет, да и все. А глупостями бабьими нечего страдать – то за упокой, то за здравие. То за зло, то за добро ставить свечки – это язычники только делают, неверующие люди, колдуны делают так, такие свечи ставят. А добрый человек взял, передал свечку, да и всё. Не толкается не ходит, не бегает. А то станет эту свечку, поставит, смотрит на неё, как она горит. Да и ты ж так сгоришь, как эта свечка, быстро, не заметишь как. Не надо глупостями заниматься и суевериями не нужно заниматься.
Что ещё? Всё как будто бы. Значит, помогай, Господи, мирно помолится на вечерни сейчас, тихо, спокойно. Коленочки свои помучить хорошенько, соли свои поразбивать все, чтобы благодать Духа Святаго осенила и освятила нас в сегодняшний день святой Пятидесятницы. Чтобы и для нас всех молящихся, как в Сионской горнице некогда апостолам, благодать дал Господь Духа Святаго, освящающей нас на дальнейшую жизнь нашу. Аминь.
Слово на день Святой Троицы. Святого Димитрия, митрополита Ростовского
Поклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице!
В нынешний праздник Пресвятой Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы наиблаговременно прийти и поклониться Отцу и Сыну и Святому Духу. Как же – каким образом поклонимся? В священном Писании пишется: да не явишися пред Господем тощ ( Втор. 16:16 ). Достанем же для поклонения дар угодный Святой Троице и положим его пред Святой Троицею. Господь принял и похвалил две малые лепты ( Мк. 12:42 ). Потому и я, недостойный и убогий, умыслил, Божией помощью, как духовная особа, из духовного богатого хранилища взять три таинственных златника святой веры во Св. Троицу, искованные в Священном Писании, и положить на поклон Святой Троице от трех частей человека – от души, от тела, от духа: от души – Богу Отцу, от тела – Богу Сыну, от духа – Богу Духу Святому.
Священное Писание, научающее вере, есть как бы самое злато, почему великие учители веры и были называемы «злато устыми» и «златословесными». Итак, да будет позволено из этого злата делать златники, по доводу Давида, говорившего: благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра ( Пс. 118:72 ). И первее я пойду в сокровищницу блажен. Иеронима, духовным именем не убогого и не последнего в Церкви Христовой учителя, в сокровищницу его – в книгу его, в которой он пишет, что в древние века имя Божие у людей было в таком почтении, что позволено было писать его ни на чем ином, как только на одном чистом золоте, только на золотой дщице. Так будь же сия дщица для нас первым златником, на котором мы напишем имя Божие и принесем в дар первому лицу Святой Троицы.
Златником или златом называю святую веру не от своего смышления, но из церковного пения, из того места, где (в предпразднественных Рождеству Христову гимнах) Церковь, воспевая о трех царях, пришедших ко Христу с тремя дарами, сравнивает святую веру с золотом в таких словах: «веру яко злато, любовь яко смирну, яко ливан деяния принесем Зиждителю». Веру, – говорится, – яко злато, вера есть золото. Как золото огнем, так святая вера очищена бедами, гонениями: яко злато в горниле искуси их ( Прем. 3:6 ); чищено это золото камнем: камением побиени быша; пилено пилами: претрени быша, резано железом: убийством меча умроша; пробовано разными образами: искушени быша ( Евр. 11:37 ). На золото покупаются дорогие вещи, и за златник веры чего не купишь? Если бы того духовного золота веры ты имел столь много, сколь велико зерно горчицы, то купил бы себе такую силу, которой мог бы переставлять горы: Аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: двигнися, и верзися в море: будет ( Мф. 17:20; 21:21 ). Наши предки покупали этим золотом, что хотели: восхотели в достоинстве возрастать, и, взошедши на верх добродетели, заслужить звание праведников: верою содеяша правду, восхотели приять обетование от Бога: верою получиша обетования; восхотели усмирять свирепых зверей: верою заградиша уста львов; восхотели гнать неприятелей: верою возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих; восхотели, наконец, видеть мертвых восстающими из гробов; получили и то: верою прияша от воскресения мертвыя своя. ( Евр. 11:33–35 ). Столь дорогие вещи покупались золотом веры. А как святая вера есть золото, так и Бог Троица, в Которого мы веруем, есть золото: чрез уподобление золоту может познаваться нами сила Божества. Священное Писание обычно часто уподобляет Творца сотворенным вещам и имена сотворенных вещей приписывает Богу, называя Его то огнем, то солнцем, то морем, то златом, и так далее: не потому, чтобы тем Бог был в действительности, но чтобы человек разумный чрез рассмотрение вещей сотворенных, как бы ступая по ступеням, приходил к познанию Самого Творца и чрез совершенства многих сотворенных вещей домышлялся, каково бесконечное совершенство в Боге Создателе, почему и Давид говорит: поучился во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся ( Пс. 141:5 ). «Из творения Твоего, – говорит, – Боже, я научился знать Тебя Бога». Если прекрасны небо и на небе видимое солнце, месяц, звезды, то как прекрасен Тот, Который сотворил эти прекрасные вещи! Если хороши земля, и на ней горы, холмы, леса, нивы, цветы, люди прекрасные подобные ангелам, то насколько лучше Тот, Кто создал все это Своею силою и премудростию! Так, чрез подобие творения научаясь познавать Творца, мы для этого употребляем в уподобление золото. Золото родится в глубоких недрах земли: не скоро кто найдет его, а Божество Святой Троицы кому открыто? Кто может изыскать Его? Добре, – говорит Исаия: «истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев» ( Ис. 45:14 ). Золото полированное сияет прекрасным блеском, иногда как бы издает из себя солнечные лучи, а Божество Святой Троицы: о, сколь пресветлых лучей неизреченного сияния оно исполнено! и малой части оного сияния, явленной на Фаворе, не могли зидеть очи святых. Золото обогащает людей: и Божество Святой Троицы богатством даров Своих наполняет весь свет, почему и св. Дамаскин в антифонах воспевает «богатит бо всяку тварь, Тому послужим». Злато всем любезно. О, как Бог любезен тем, которые право мыслят о Нем! Коль благ Бог Израилев правым сердцем ( Пс. 72:1 ). Из одного и того же золота делается разная золотая монета: так раздельны три Лица Божества – Отец и Сын и Святой Дух. Кругла золотая монета, и Божество имеет Свою окружность: ибо в Нем, как в круге, нет конца и начала – Бог безначален и бесконечен. Изъяснивши таким толкованием тот златник, полагаем его на столе Авраамовом, т. е., по примеру Авраама верного, о котором говорит Писание: верова Авраам Богови, и вменися ему в правду ( Рим. 4:3 ). Да будет этот наш поклон Богу Отцу от души нашей – кланяться от души, при вере приносить Ему душу нашу, как Тому, Который дал нам душу Божественным и животворящим вдохновением. И поклон веры нашей Богу Отцу будет достоин принятия не иначе, как когда при поклоне мы принесем в жертву душу нашу, как наш дорогой златник: ибо и душа наша – как бы золото Богу, и дороже золота, если Он не пощадил Сына Своего: тако возлюби, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть ( Ин. 3:16 ). На душе, как на золотой монете, есть образ Божества: ибо известно, что душа создана по образу Божию, почтена разумом и свободой. На этой золотой монете – в душе человеческой, изображен образ Бога Отца в памяти, Бога Сына в разуме, Бога Духа Святого в воле. Эту-то золотую монету, душу нашу, Богу Отцу на поклон принесем, веруя в Него и любя Его от души нашей.
За другим златником для другого Лица во Святой Троице иду в сокровищницу возлюбленной райской, описанной в Песни Песней. Весьма возлюбивши возлюбленного своего Жениха Небесного, Сына Божия, и желая Его всегда иметь пред своими мысленными очами, она изображает особу Его на тайнике сердца своего, – не простыми красками, но самим златом, и, обрисовавши прежде главу Его, говорит: глава его злато избранно, обрисовавши руки Его, говорит: руце его обточены златы ( Песн. 5:11,14 ). Вера в Бога Сына или, правильнее, Сам Бог Сын, благочестно веруемый нами, есть некое, хотя невещественное, злато. Один из исторических толкователей, рассуждая о тех вышеприведенных в Песни Песней словах, заключает, что Сам Сын Божий истинно восхотел быть златом. Видя, что из людей мало кто любит Его, а золото любят все, так что иной отдал бы выколоть око или отдал бы душу свою за золото, – видя это, Сын Божий помыслил в Себе: «буду же я златом: так и Меня люди полюбят, как золото». Поэтому-то глава Его – злато избранно и руки Его обточены златы. Это злато искупило нас от вечной гибели адской: не тленным златом избавистеся, – говорит св. Апостол, – но честною кровью Агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Пет. 1:18–19 ). Это злато уготовало нам вечный пир на небе: Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой царство, да ясте и пиете на трапезе, Моей во царствии Моем ( Лк. 22:29–30 ). Это злато увенчало и вечно будет венчать главы наши. Христос есть златый венец; на главе Его – много венцов. На этом златнике изображены образ Бога Отца, по писанному: сияние славы Отчи, и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ); так в Нем изображен Отец, ибо, кто видит Его, тот видит Отца: Видевый Мене виде Отца ( Ин. 14:9 ). На златнике веры нашей в Бога Сына Божественную Его особу обозначает Исаак, носящий на раменах бремя дров. Воистинну, Христос Сын Божий грехи наши, как дрова, собрал вместе в одно бремя (преступление Адамово, как великое и тяжкое полено, срубленное с запрещенного древа, – братоубийство Каиново, отцеругательство Хамово, идолопоклонство, детоубийство, любодейство израильтян); все те дрова достойные огня пекельного, вместе собранные, стали тяжким бременем, так что Он принужден был жаловаться: яко бремя тяжкое отяготеша на Мне ( Пс. 37:5 ). И, подняв то бремя грехов людских на рамена Свои (как некогда Исаак – дрова) Господь понес их с тяжким, возложенным на Него крестом, на Голгофу, чтобы там быть за нас жертвой: Той грехи наша вознесе на теле Своем на древо, – говорит Апостол ( 1Пет. 2:24 ). А мы за это Его благодеяние, вольного Его за нас страдания, должны быть благодарны не только в этой жизни, но и в бесконечные веки, в благословенной вечности. В жизни этой, в знак благодарности, мы должны полагать пред Ним в поклон этот златник памятования о страдании Его, а о нашем искуплении. Да будет этот поклон от тела нашего благоприятный, достойный Богу Сыну, если с тем, т. е., с благодарным памятованием Христова страдания, а нашего искупления, мы будем умерщвлять наши тела и как бы приносить их в жертву (как Авраам – Исаака) Богу, слагая с себя бремя греховное истинным покаянием и ножом страха Божия закалая в себе прилоги и вожделения греховные, не щадя себя ради Бога, как и Бог для нас не пощадил Сына Своего. В самом деле, истинный поклонник есть тот, кто не жалеет дара приносимого на поклон господину, истинный поклонник Богу – тот, кто не со скорбию, но с охотою умерщвляет себя, жертвуя собою Богу и все свое отдавая Ему. Авраам и Иеффай приносили детей своих в жертву Богу: один приносил в жертву сына, а другой дочь. Когда Авраам вознес на жертву сына своего Исаака и простер руку с ножом на заклание Исаака, Господь Бог тотчас послал ангела Своего, который удержал руку Авраамову с ножом, говоря: да не возложиши руки твоей на отрочища ( Быт. 22:12 ), и не дал заклать Исаака. А когда Иеффай закалал дочь свою в жертву тому же Господу Богу, Бог не послал ангела и не удержал руки Иеффаевой, не избавил ее от смерти. Почему же тот ангел избавил младенца Исаака, а не избавил девицы от заклания. Что – причиной тому? Если мы сами не домыслимся, то укажет нам причину св. Амвросий: «поелику, – говорит он, – у того и другого был не один образ усердия к Богу, то не одно и заступление; не одинакова заслуга, потому не одинаково защищение». Родитель Иеффай болезновал сердцем и плакал по дочери своей, родитель же Авраам не болезновал, не плакал. Это и есть ясная причина того, почему ангел избавил Исаака, а не защитил дочери Иеффаевой. Иеффай жалел о дочери своей ( Суд. 11:35 ), болезновал и плакал. С охотою Авраам вознес Исаака, не с охотою, но как бы с принуждением Иефеай вознес дочь: и за то будь ты, сын Авраамов, жив; а ты, дщерь Иефеаева, умри: поелику не один образ усердия того и другого, то не одно и защищение. Благоприятный Богу – тот дар, который подают не жалея; а менее приятен Ему бывает тот дар, о котором когда кто жалеет, подавая. По добно этому, и наш поклон от тела нашего бывает благоприятным или не благоприятным Богу Сыну, когда, щадя или не щадя себя, жалея или не жалея, со скорбию или охотно мы приносим Ему себя, закалая, как жертву, тело наше умерщвлением и воздержанием склонностей греховных.
За третьим златником для третьего Лица Святой Троицы, для Бога Духа Святого, иду к сокровищам царя Давида, где между многими разными драгоценными вещами царскими вижу голубя с серебрянными крыльями, с золотыми раменами: криле, голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата ( Пс. 67:14 ). Прежде всего, я дивлюсь Божественной силе Святого Духа. Один и тот же Святой Дух является в разных подобиях вещей. Во-первых, в виде голубя, как над Спасителем, крестившемся во Иордане; во– вторых, в подобии огня, как Он сошел в огненных языках на апостолов; а иногда в естестве водном, как в сошедшей на руно Гедеоново росе, – да и в Евангелии Дух Святой назван водою ( Ин. 7:38 ). Но все то – вещи разные между собою, и совершенно противные друг другу: огонь не соединяется с водою, голубь не имеет содружества с огнем, почему же в Духе Святом не вредит одно другому: вода огню, огонь голубю? – Причина этого не другая, а та, что Дух Святой есть Дух любви, Дух мира, сама любовь, сам мир. А любовь и мир кого не согласит, не примирит, и даже не сольет в тесную приязнь и любовь? Доказательство этого – в купине огненной на Синае ( Исх. 3:2 ): Господь Бог, восхотев войти в тесную любовь и в неразрывное примирение с человеком, дал знак, что Божество, соединившись с человечеством (как огонь с соломой и сеном в купине), не опалит человечества, и человечество не опалится от Божества. Подобное этому происходит в Духе Святом: поелику Дух Святой есть Дух любви и мира, то Он соединил противные между собою вещи, так что вода не гасит огня, огонь не иссушает воды и не опаляет птичьего пера. А мы отсюда научаемся любви и миру к ближним нашим: ибо, когда будем любезны и мирны, тогда снесем всякие несчастия. Еще вопрошаю: для чего Дух Святой снисшел на Христа Спасителя в виде голубином, а на апостолов в виде огня? И для чего так же не сошел на Христа Спасителя в огне, как на апостолов? В одном ирмосе канона воспеваются такие слова: «очищение огнедохновенную приимите росу, о чада светообразная». И если апостолы нуждались в очищении от грехов, поелику в них еще было терние греховное, то Духу Святому потребно было тогда снизойти на них в огне, дабы попалить то терние – не просто в огне, но и в росе, как воспевается: «огнедохновенную приимите росу»: в огне, дабы он попалил терние грехов, а в росе, дабы она смыла и тот пепел. Вочеловечевшемуся же Сыну Божию не нужно было ни тернопалительного огня, ни очистительной росы: ибо в безгрешном нечего было опалять и очищать: «очищения яко Бог не требуя». И потому Дух Святой снисшел на Него не в огне, но в подобии чистой птицы – голубя, в знак чистоты и безгрешности Христовой. Далее, святые апостолы, хотя имели любовь к Богу, но еще несовершенную, как люди, и потому потребно было Духу Святому снизойти в огне, чтобы Он распалил сердца их в совершенную любовь Божию. Такого огня не нужно было Христу Спасителю: ибо Он никогда не был без любви, без Духа Святого, Который, будучи самою любовию, посредствует между Отцом и Сыном, и связует Отца с Сыном соединением нераздельным. В-третьих, апостолы нуждались в просвещении: ибо они были еще как бы во тьме, в несовершенном ведении о Святой Троице; а просвещение обычно бывает от огня. В огне снисшел на них Дух Святой, дабы просветить их. А Христу Спасителю не нужно было никакого просвещения: ибо Он Сам – Свет: ни Отца кто знает токмо Сын ( Мф. 11:27 ). И потому не в огне снисшел на Него Дух Святой. Но, оставив это в покое, скажем, что вера наша во Святого Духа должна быть, как междорамия голубиные, в блещании злата. Вера наша должна соединять, как два крыла, любовь к Богу и к ближнему. Птица не может летать с одним крылом: и вера с одним крылом любви не долетит до неба. Оба криле, посребрене тем серебром, которое приобретает тот же Давид, говоря: словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено ( Пс. 16:7 ). Наука Божественная, поучающая Боголюбию и друголюбию, есть то чистое серебро, серебро разжженное горячностию к Богу и ближнему. Эти оба крыла, покрытые серебром, т. е., любовь Божью и любовь к ближнему, как рамена вместе, чтобы одна не была без другой, соединяет Дух Святой, будучи Сам любовию Бога Отца и Бога Сына, изливающеюся, подобно растопленной серебрянной или золотой руде, на род человеческий, по писанному: любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам ( Рим. 5:5 ). А те голубиные рамена, соединяющие два крыла, т. е., двойственную любовь, – позлащены, и междорамия ея – в блещании злата, чем показывается, что как золото украшает каждую вещь, так любовь к Богу и ближнему есть любовь наисовершеннейшая, наихвальнейшая, как бы сливающая то и другое воедино. Огонь любви нашей должен всегда гореть в сердце, возгревая беспрестанное Богомыслие того огня: в поучении моем (т. е., в Богомыслии) разгорится огнь ( Пс. 38:4 ). Огонь мирской и греховный да не вносится внутрь сердца, дабы огонь гееннский не сжег во веки. От духа нашего – поклон Святому Духу: духом горяще, Господеви работающе, духом правым обновленным во утробе, духом умиления.
Сочинения св. Димитрия Ростовского. Киев. Изд. 1895 г. часть 2–я, стр. 267–289.