слово наместника сретенского монастыря
Слово прощания
Сегодня, в Неделю 7-ю по Пасхе, за Божественной литургией читаются те же отрывки из Апостола и Евангелия, которые читались два года назад во время последней литургии митрополита Тихона в Сретенском монастыре перед отъездом в Псковскую епархию. Редакция интернет-портала Провославие.Ru предлагает своим читателям вспомнить проповедь, которая была произнесена 20 мая 2018 г.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru Сегодня в Апостольском чтении говорится о прощании апостола Павла со своими учениками в Асии. А в Евангелии от Иоанна, читаемом сегодня за Литургией, рассказывается о прощании самого Господа нашего Иисуса Христа со своими учениками и друзьями. Как и всё в Священном Писании, это примеры для нас. Примеры несравненно, бесконечно высокие!
В сегодняшнем литургическом чтении мы слышим слова апостола Павла:
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”» (Деян. 20:28-35).
В этих напутствиях, прозвучавших почти две тысячи лет назад, и великая любовь, и забота, и тревога. Дай Бог, чтобы здесь, в Сретенском монастыре, среди братии, студентов, сотрудников, прихожан царила бы заповеданная Христом любовь, горячая вера, искренняя и охотная забота друг о друге. Чтобы никогда не было того, о чём тревожился апостол Павел, оставляя учеников в Асии. Чтобы всегда царили мир и радость о Христе. А для этого нужно лишь одно: чтобы Господь Иисус Христос, верность Ему, исполнение Его заповедей — были бы главной целью жизни и братии, и прихожан. Тогда всё наносное, всё завистливое, злое и искусительное, встающее на пути человеческой жизни, отойдёт в сторону, не будет иметь никакого существенного значения, превратится в ничто — в пар, в туман рядом с Иисусом Христом, Господом и Богом нашим.
Об этом же говорит нам сегодня в Евангелии от Иоанна Сам Господь Иисус Христос, прощаясь с учениками: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Знать одного лишь Бога, Господа Иисуса Христа, стремиться лишь к Нему. И только тогда все без исключения проблемы, беды, сложности, все испытания будут легко преодолимы. Тогда мы жизнью своей поймём удивительные слова Господа:
«Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:29-30).
Ещё и ещё раз благодарю вас всех за те совсем без малого двадцать пять лет, которые мы провели здесь вместе. Мы вместе трудились над становлением этой обители, над становлением братства и прихода, над созданием Сретенской духовной школы и воспитанием наших студентов. Ведь будущих пастырей воспитываем не только мы, священники и преподаватели, но и вы, братия и прихожане монастыря. Глядя на вас, на ваше благочестие, на вашу любовь к Богу и верность Ему, на любовь к ближним своим, они учатся тем урокам, которые не преподашь словами. Учатся примерами вашей жизни, испытаний и даже самой смерти. А это и есть самые великие и прекрасные уроки.
. Так получилось, что именно сегодня праздник Псково-Печерской иконы Божией Матери. Этой иконой меня благословил на служение в Сретенском монастыре мой духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Вот, эта икона рядом, мы её принесли из нашего Сретенского храма. Это была келейная икона отца Иоанна. Завтра, когда я со своими спутниками прибуду во Псков уже по долгу управления Псковской митрополией, — тоже знаменательный для меня день: память апостола Иоанна Богослова, небесного покровителя старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Напоследок прошу у всех прощения. Если вдруг — а это «вдруг» было наверняка часто — я кого-то огорчил, кого-то, может быть, обидел, к кому-то был невнимателен — от всего сердца прошу меня простить!
Горе́ имеем сердца! Каждый устремимся в тот путь, которым нас ведёт Господь! Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь.
Патриаршее поздравление наместнику Сретенского мужского монастыря г. Москвы архимандриту Тихону (Шевкунову) с 55-летием со дня рождения
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл |
Москва, 2 июля 2013 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил наместника Сретенского мужского монастыря г. Москвы, ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова) с 55-летием со дня рождения.
Его Высокопреподобию архимандриту Тихону (Шевкунову), наместнику Сретенского мужского монастыря г. Москвы, ответственному секретарю Патриаршего совета по культуре
Поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 55-летием со дня рождения.
Промысл Божий привел Вас в Псково-Печерский монастырь, где, будучи послушником, Вы постигали азы иноческого делания. Господь сподобил Вас поработать и в Издательском Совете Русской Православной Церкви в ответственный период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси.
Вы приняли монашеский постриг в Донском монастыре столицы. Здесь же были возведены в диаконский, а затем и пресвитерский сан. Вы стояли у истоков возрождения иноческой жизни в Сретенской обители, которую возглавляете и поныне, стремясь с усердием исполнять все многообразие возложенных на Вас послушаний.
Кроме того, Вы несете важное служение в должности ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, конструктивно взаимодействуя с миром искусства, с творческими союзами и объединениями.
Отдельно хотелось бы упомянуть о Ваших плодоносных усилиях по подготовке будущих пастырей словесного стада Христова. Отрадно, что Сретенская духовная семинария успешно развивается под Вашим руководством, внося свой весомый вклад в осуществление церковной миссии.
В памятный для Вас день молитвенно желаю Вам доброго здравия, неоскудевающей радости о Господе и успехов в трудах на всех поприщах Вашего служения.
Призываю на Вас благословение Божие.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
«Сретенский монастырь — родной дом для всех нас»
Зураб Михайлович Чавчавадзе — генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, прихожанин и друг московской Сретенской обители, отмечающей в этом году 20-летие восстановления монашеской жизни. В беседе с корреспондентом портала Православие.Ru Зураб Михайлович рассказал о своих корнях, детстве и о том, как познакомился с будущим архимандритом Тихоном (Шевкуновым) и стал прихожанином Сретенского монастыря.
— Зураб Михайлович, среди ваших предков есть человек, прославленный в лике святых. Расскажите, пожалуйста, об Илье Чавчавадзе.
Специально какой-либо церковной или религиозной деятельностью Илья не занимался, хотя считался духовным лидером нации. Тем не менее, в начале 1980-х годов, по инициативе ныне здравствующего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, он был прославлен в лике святых праведников древней Иверской Церкви. Замечу, что в Грузии народ называет по имени без фамилии только двух человек — Шота Руставели и Илью Чавчавадзе.
Илья был настолько велик и популярен в Грузии, что без его одобрения ни у одной общественной группы или политической партии не было никаких шансов на народную поддержку их деятельности. Нет сомнений, что именно по этой причине в 1907 году он был убит большевиками, тщетно добивавшимися его благословения на свою работу, подрывавшую государственные устои России.
Таким образом, о роли праведного Ильи в моем воцерковлении говорить не приходится не только потому, что он погиб за полвека до моего появления на свет, но и потому, что в пору моего детства и отрочества никто и не помышлял, что Илья будет канонизирован. А вот в духовной жизни моего отца, своего юного современника, Илья поучаствовал, поскольку согласился стать его крестным отцом. Я же своим воцерковлением целиком и полностью обязан тому факту, что родился в верующей семье и с раннего детства испытал благотворное влияние со стороны моей старшей сестры, ныне насельницы Марфо-Мариинской обители монахини Магдалины.
Я родился в эмиграции, и меня крестили в одном из русских православных храмов Парижа, которых там было построено немало, как, впрочем, и во всех странах и городах русского рассеяния. Даже на Филиппинах, в Австралии и в более экзотических странах прибывавшие русские беженцы строили церкви. Если получалось, то каменные, если не каменные, то деревянные, а иногда храмами становились заброшенный гараж или обычная брезентовая палатка.
— Когда вы вернулись обратно в Россию, что это были за времена?
Вообще говоря, все мое детство, отрочество и молодые годы оказались для меня трудным периодом жизни. Естественное для молодой поры стремление к общению со сверстниками-единомышленниками было практически нереализуемо просто из-за отсутствия таковых: редко с кем удавалось поговорить на духовные темы, о вере и Боге. Так я и шел по жизни, неизменно испытывая гнетущее чувство одиночества.
И все же в середине жизненного пути я встретил родственную душу, близкого мне по умонастроению и мировосприятию человека. Им оказался выпускник престижнейшего ВГИКа Гоша Шевкунов, который с первых же дней нашего знакомства удивил меня живостью своей веры и по-детски доверчивым упованием на Промысл Божий. Удивлял он меня и в других своих ипостасях: и когда проходил великую школу смирения послушником Псково-Печерского монастыря под духовным окормлением великого старца Иоанна (Крестьянкина), и когда иподиаконом Георгием трудился по благословению митрополита Волоколамского Питирима над созданием церковных документальных фильмов к тысячелетнему юбилею русского Православия, и когда, постригшись в монахи с именем Тихон, принялся восстанавливать возвращенную Церкви московскую Донскую обитель, и когда в сане иеромонаха начал возрождать Сретенский монастырь в Москве. Ну, а кипучая, самозабвенная и разносторонняя деятельность архимандрита Тихона как наместника монастыря, ректора семинарии, председателя колхоза в Рязанской области, руководителя крупнейшего православного издательства, секретаря Патриаршего совета по культуре, создателя и попечителя знаменитого мужского хора Сретенского монастыря, автора ряда нашумевших телевизионных фильмов и уникального бестселлера «Несвятые святые» и прочая и прочая, — всё это уже не просто удивляет, а представляется за гранью человеческих возможностей.
— Расскажите, как вы познакомились с отцом Тихоном?
— В начале 1980-х годов в Москве прошел слух о двух последних оставшихся в живых послушницах Дивеевского монастыря, которые якобы проживали вблизи этой обители. Сообщался даже точный адрес: Дивеево, ул. Лесная, 17. Речь шла о двух родных сестрах Марии и Марфе, которые, во-первых, по особенностям своего характера будто бы полностью соответствовали одноименным евангельским персонажам, а, во-вторых, хранили у себя личные вещи преподобного Серафима Саровского: рукавицу, казанок, в котором преподобный хранил сухарики, и массивный крест — благословение матери.
Мы с женой собрались в паломническое путешествие и, добравшись до Дивеево, стали отыскивать дом номер 17 по Лесной улице. Дома пронумерованы не были, поэтому мы решили справиться у двух молодых людей, перестилавших крышу на какой-то деревенской бревенчатой баньке. Один из них спрыгнул на землю, представился Гошей и ввел нас в эту самую баньку, которая, как выяснилось, служила жилищем для дивеевских послушниц. Гоша и оказался будущим архимандритом Тихоном. А второй молодой человек, Игорь Винниченко, его сокурсник по ВГИКу, стал впоследствии отцом многодетного семейства и до сих пор возглавляет основанную им воскресную школу в городе Волжске. Этим днем мы и датируем начало нашей дружбы, которой теперь уже больше тридцати лет.
В тот год Гоша защищал диплом на сценарном факультете ВГИКа, но вовсе не планировал работать по специальности, твердо решив ступить на монашеский путь. Он отправился в Псково-Печорский монастырь, стал там послушником и обрел наставника в лице великого отца Иоанна (Крестьянкина). Я часто приезжал к нему в монастырь и всегда замечал, с какой радостью он нес все послушания, среди которых были и не самые приятные, особенно на скотном дворе, где ему приходилось чистить коровники. С умилением я наблюдал за поведением огромного быка, наводившего ужас на монахов не только своими размерами, но и налитыми кровью глазами. Мало кого он впускал в свое стойло, но Гошу он вынюхивал издалека и всякий раз призывно мычал. Стоило Гоше подойти к нему, как бык, словно ласковый щенок, принимался тереться о его руку.
Как ни старались вгиковские профессора, пророчившие Гоше великую славу, вытащить его из этого новообретенного и вожделенного для него мира, ничего у них не получалось. И, кстати, нередко благодаря монастырскому начальству, заступавшемуся за своего послушника. Но когда я замечал со стороны этого начальства чрезмерную строгость и несправедливую придирчивость к Гоше и говорил, что нельзя допускать столь незаслуженные обиды, он успокаивал меня: «Неужели ты не понимаешь, что они учат меня смирению? Я должен им руки целовать за такое попечение о моей душе!».
Но в чем-то мне все же удалось сослужить Гоше добрую службу. В те годы невозможно было раздобыть не только богословскую литературу, но катастрофически недоставало даже молитвословов. А у нас дома, благодаря зарубежным родственникам и друзьям, сформировалась целая библиотека богословских и святоотеческих изданий. Всю эту библиотеку, книгу за книгой, и перечитал молодой послушник, став вполне эрудированным знатоком основных церковных дисциплин.
— Вам отрадно было видеть, что один из ваших друзей стал священнослужителем и наместником Сретенского монастыря?
Все мы, друзья Гоши, считаем, что полученное им при постриге имя Тихон даровано ему молитвами епископа Василия (Родзянко). Ведь накануне пострига владыка прислал Гоше поздравительную телеграмму, в которой призывал на него молитвенное благословение новопрославленного тогда святителя Тихона.
Когда отец Тихон пришел в Сретенский монастырь, у монастыря не было ничего, даже забора, который бы огораживал храм от проезжей части Большой Лубянской улицы. До него тут обосновалась община так называемых «неообновленцев», установивших здесь свои правила: в храме не было ни икон, ни подсвечников, а вместо Царских врат стояла какая-то двустворчатая «калитка».
Патриарх Алексий II благословил отца Тихона отслужить здесь первую службу в канун Сретения Господня. Мы с отцом Тихоном приехали к началу всенощной и обнаружили на двери храма огромный замок. Выяснилось, что бывший настоятель храма отправился служить в соседнюю церковь. На просьбу передать нам ключи от замка он ответил категорическим отказом. Тот февральский вечер выдался на редкость морозным, и, тем не менее, отец Тихон принял решение служить всенощную под открытым небом прямо у закрытых дверей храма. Помню, что при елеопомазании мы прикладывались к его руке, как к куску льда. На следующее утро бывший настоятель все же открыл храм и сказал, чтобы отец Тихон сослужил литургию вместе с ним. Причащали людей из двух чаш. Бывший настоятель причащал свою паству, а отец Тихон — нашу. В тот день я не причащался и обратил внимание, что в нашей очереди к чаше стоял какой-то незнакомый мне человек, которому отец Тихон отказал в причастии. Тогда незнакомец перешел в другую очередь, где благополучно причастился. Позже отец Тихон объяснил мне, что не причастил его, потому что тот признался в принадлежности к григорианскому вероисповеданию.
— Я не скажу, что что-то во мне изменилось. Я просто получил возможность, как и все другие чада отца Тихона, участвовать в восстановлении обители. А в Сретенском монастыре постоянно возникали какие-то проблемы: и финансовые, и хозяйственные, и организационные. Я старался помогать, и это мобилизовывало меня. Но с уверенностью могу сказать, что я получил намного больше от монастыря, нежели дал ему. Он для всех нас — родной дом.
— А случались ли с вами чудеса в Сретенском монастыре?
— Главное чудо — это судьба отца Тихона. По меркам человеческой логики личность, формировавшаяся в атеистической среде — дома, в школе и в богемном окружении творческого вуза — не имела ни малейшего шанса ступить на узкий путь собственного спасения, да еще и помогать другим находить дорогу к храму.
Двадцать лет назад средний возраст насельников Сретенского монастыря едва превышал 25-летний порог. Я плохо знаю судьбу каждого из тех, кто вливался тогда в монастырскую братию, но уверен, что и в их случаях не обходилось без чуда — чуда встречи со Христом, в корне менявшей представление о смысле человеческого существования и звавшей на праведный путь к горнему свету.
Слово наместника Сретенского монастыря
Слово наместника Сретенского монастыря иеромонаха Иоанна (Лудищева) после Божественной литургии 30 августа 2020 года.
Дорогие братья и сестры, поздравляю Вас с праздником Воскресного дня!
В этот день хочу от всего сердца поблагодарить Святейшего Патриарха Кирилла, нашего настоятеля, священноархимандрита, за оказанное мне доверие в порученном послушании — быть наместником Сретенской обители. Хочу поблагодарить братию за теплый, радушный прием и вас, прихожан нашего монастыря.
Сегодня в Евангелии мы слышали о юноше, который обратился ко Господу с вопросом: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Это главный вопрос, который задает и каждый верующий человек. Юноша, услышав ответ Господа, услышав волю Божию о себе, опечалился и отошел, поскольку он не находил в себе силы и решимости исполнить открывшуюся ему волю Божию.
В жизненных обстоятельствах каждого, порой и горьких, открывается воля Божия об этом человеке, и мы должны со всем усердием ее исполнить, с полным упованием на Бога, с благодарностью Богу.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал своему духовному чаду: «И если твой путь — не триумфальное шествие, то это тоже промыслительно (в этом тоже особая воля Божия) и учит тебя то потерпеть, то подождать». И нужно спокойно, с памятью об этом идти сквозь трудности. «Всё пройдет, если не по-человечески, а по-Божьи мы будем воспринимать происходящее».
Так будем стремиться со всем усердием исполнить волю Божию, каждый на своем, Богом определенном месте. С праздником, дорогие братья и сестры! Прошу ваших святых молитв и помощи в начинаемом мною послушании наместника.
Слово наместника Сретенского монастыря иеромонаха Иоанна (Лудищева) после Божественной литургии 30 августа 2020 года
Тайна храма на Лубянке
Как, зачем и почему построен новый собор в Сретенском монастыре
Освящение нового храма – Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской – в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.
Как в раннехристианские времена – «на крови», на месте казней за веру – появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению – через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-«высказывание» огромного количества людей – около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).
– Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.
– Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.
– Но ведь рядом же почти нет жилых домов.
– Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице – в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.
Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном – 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.
Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан – иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.
– Как родился образ этого храма?
– Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов – их было около 50 – выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.
В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели – к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект – доработка шла практически непрерывно.
Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.
– Сколько времени шла стройка?
– Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта – около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.
– Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?
– Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской «Кавида» Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства – русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то «переводить», если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.
Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений. Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.
– Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?
– Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря – на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.
Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках «Россия. Моя история», дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур.
– Вас критикуют за ваши художественные решения?
– Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.
– В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации.
– Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий – представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.
Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема – Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом. Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.
В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий – место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.
– Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?
– Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.
Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.
– В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер.
– Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией – компании «Мостотрест», множеству других фирм – от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух – четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.
Прямая речь
Для меня этот храм является знаковым не только в историческом, не только в духовном, но и в архитектурном отношении. Именно этот храм обладает тем образом, который возвращает силуэт этой части города. Потому что панорама, возникающая с Цветного, Рождественского, Петровского, Сретенского бульваров, с Трубной площади – прекрасна. Я каждый день езжу мимо и каждый день потрясаюсь, потому что неожиданно время повернулось вспять и возникла та Москва, которая была такой фантастически красивой в глазах этих знаменитых путешественников. В отношении градостроительном это большая удача.
Мне кажется, что храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской открывает новую страницу истории искусства православного зодчества в России и в мире. Сейчас уже и другие православные страны обращаются к нашим мастерам: в Сербии, в Черногории. Я как член Совета по культуре при Святейшем Патриархе должен сказать: мы уже видим, что церковное зодчество у нас не возрождается, а уже возродилось. И пример удивительного создания подлинной художественной и духовной среды в Москве, которое демонстрирует новый храм, – это огромное событие.
– На какие деньги построен храм?
– Вопрос «на чьи деньги построено?» звучит сегодня сколь безапелляционно, столь и необходимо. Автору статьи удалось узнать, что основной и самый большой взнос на строительство храма внесла братия и наместник Сретенского монастыря. Основным вкладом в строительство храма стал весь гонорар от продажи книги «Несвятые святые», вышедшей тиражом два с половиной миллиона экземпляров. Конечно же, добавилась и помощь благотворителей. Строительству храма помогли ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования частных лиц. Эксперты говорят, что строительство храма обошлось дешевле, чем возведение намного меньшего православного храма в Париже, меньше, чем реконструкция Морского собора в Кронштадте.
Новый собор в Сретенском монастыре построен отнюдь не за «заоблачную», а скорее «скромную» по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке «прорабами» и внимательно контролировали все средства.
. Лишь высота вещей доставляет радость
Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве – Сретенским – тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.
Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге «Несвятые святые».
Теперешний наместник попал в монастырь – по послушанию.
Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь «начинался» в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.
Среди святынь монастыря – мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, «правой руки» Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря ( в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.
Видевшие его на Соловках вспоминали: «Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью. «
Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: «Молчи, а то в карцере сгною. «.
В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. «Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом!» – говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.
Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова. Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря «Несвятые святые». Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.
Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. «Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины».
Крестили Джулиана – теперь, по-православному, Юлиана – в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы – как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом – его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги «Несвятые святые» на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.
И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.
Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула «Древние говорили: длина вещей – суета, лишь высота их доставляет радость». «Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте», – резонно заметил владыка Тихон.
Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.
Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых.