слоговой метод обучения грамоте

Презентация на тему «Слоговый метод обучения грамоте»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Описание презентации по отдельным слайдам:

Слоговый метод обучения грамоте Подготовила студентка ПНК-21 Лобова Маргарита

История В 1872 г. вышла «Азбука» и в 1875 г. «Новая азбука» Л.Н. Толстого, составленные по «слогослуховому» методу. Толстой уделял очень большое внимание слоговой работе: разложению слогов на звуки, соединению звуков в слоги, чтению слогов, их произношению. Развивался речевой слух детей.

История Метод Толстого не был чисто слоговым: он должен был объединить, по замыслу автора, то лучшее, что было в различных направлениях методики обучения грамоте. Л.Н. Толстой ввёл добуквенные упражнения в разложении слов на звуки, уделял внимание слуховому восприятию и артикуляционным упражнениям; предусматривал одновременное обучение письму, печатание букв, слов, добивался сознательного чтения.

Страницы из «Азбуки» Л.Н.Толстого

История Остальные слоговые методы, применявшиеся в русской школе в XIX в., также не являлись чисто слоговыми: слог не становился с самого начала единицей чтения. Сначала учащиеся заучивали все буквы алфавита, затем заучивали слоги из двух букв: ра, ка, ны – и читали слова, состоящие из таких слогов; из трёх букв: но-с, ро-т, ш-ко, а затем читались слова с этими слогами. Звуковой анализ и синтез не проводился, письму начинали обучать лишь после овладения навыком чтения.

Проверь себя Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Совокупность знаний, полученных специальным обучением. Неизменяемая часть речи, слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами внутри предложения. Совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умения. Часто используемое в быту междометие. С Л О В О С Л О Г О Б Р А З О В А Н И Е П Р Е Д Л О Г М Е Т О Д С Л О В А Р Ь О П Ы Т А Й

Источники информации http://megaobuchalka.ru/1/1541.html http://www.dates.gnpbu.ru/2-7/Tolstoj-azbuka/tolstoj-azbuka.html http://www.dates.gnpbu.ru/2-7/Tolstoj-azbuka/Azbuka_Tolstoy_Book%201_.pdf https://ru.wikipedia.org/wiki/Азбука_Льва_Толстого

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Номер материала: ДБ-302893

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания

Время чтения: 1 минута

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Методика обучения грамоте» (в помощь студенту или начинающему учителю)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика обучения грамоте

Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).

Задачи периода обучения грамоте:

1. сформировать элементарный навык чтения и письма;

2. развитие фонематического слуха

Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.

Все современные учебники можно разделить на три группы по принципу построения:

Частотный принцип (К. Д. Ушинский, В.Г. Горецкий) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.

Генетический (Р.Н. Бунеев) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов и, п, г, р, т)

На каждый урок отводится две страницы «Азбуки» (или разворот), которые содержат материалы разных видов:

· Текстовый материал : столбики слов, предложения, тексты для чтения.

· Иллюстративный материал : предметные картинки, сюжетные картинки

Содержание делится на два блока:

1 блок – основные языковые понятия( речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)

2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку

Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:

1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)

Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.

С чем знакомимся? (языковые понятия)

Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.

Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.

Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос

Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.

Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:

· усвоение учащимися нового термина;

· активная умственная деятельность учащихся;

· организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;

Виды деятельности учащихся в подготовительный период:

· выделение предложений из речевого потока;

· выделение отдельных слов в предложении;

· скандирование слов, выделение слогов;

· сравнение по размеру предмета и слова ;

· выделение ударного слога;

· подбор слов к слоговой или звуковой схеме;

· упражнения в звукоподражании;

· выделение первого (последнего) звука в слове;

· подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);

· выделение каждого звука в слове;

· определение на слух количества звуков в слове;

· выделение в слове гласных (согласных) звуков;

· объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)

Формирование представлений о речи и предложении : Ответы на вопросы учителя по картинкам, составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Постановка вопросов к предметным картинкам (не умеют, надо учить). Составление предложений по серии сюжетных картинок. Подсчет предложений в речи. Подсчет слов в предложении. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений полученных в д/с).

Лексическая работа : знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.

Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.

Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.

Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.

На данном этапе проводятся уроки двух типов:

· введение нового звука,

Структура урока введения новых звуков и букв

1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.

Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.

— Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.

— Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.

— Упражнения в слышании звука в других слова; придумы­вание слов с данным звуком (в разных позициях).

— Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.

— Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»

2-й этап: Знакомство с новой буквой.

Задачи : овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным обра­зом печатных букв.

— Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).

— Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).

— Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на услов­ный значок в звуковой модели.

— Введение новой буквы в буквенную запись слова; помеще­ние на «Ленту букв» или в «Город букв».

3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.

Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.

Приемы: анализ и синтез.

4-й этап: Чтение слов с новой буквой.

Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.

— Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь не­понятное слово; прочитай и найди лишнее слово).

— Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.

— Выяснение (уточнение) лексического значения слов.

— Печатание и составление слов из разрезной азбуки.

— Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквен­ного состава слов.

— Сравнение слов по разным основаниям (лексическому зна­чению, звуковому, слоговому и буквенному составу).

— Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).

— Составление словосочетаний и предложений с данными словами.

— Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печата­ются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что мо­жет быть нарисовано на рисунке в рамке.

5-й этап: Чтение букварного текста.

Задачи: формирование механизма чтения и приемов понима­ния прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамотеспрогнозировать содержание будущего текста

по иллюстрации (рассматривание, беседа, составление рас сказа);

по ключевым словам;

работа во время чтения

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

научиться читать текст

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

чтение друг другу в парах;

чтение вслух цепочкой;

уточняющие вопросы по ходу чтения;

работа после чтения

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

— итоговое вырази тельное чтение;

соотношение с иллюстрацией и заголовком;

Структура урока закрепления будет содержать все перечисленные этапы, кроме 2-го и 3-го.

Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).

Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).

Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.

Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.

Сознательный характер письма состоит в следующем:

а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.

Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

· ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;

· ориентировка на странице прописей и тетради;

· ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;

· письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;

· обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;

· предупреждение искажения при написании букв;

· исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.

Методы обучения письму:

Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.

Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.

Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.

Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.

Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.

Этапы и условия формирования графического навыка:

1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.

2. Письмо элементов букв.

3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.

4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.

Методические приемы обучения письму.

· показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);

· списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);

· копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);

· воображаемое письмо (письмо в воздухе);

· анализ формы буквы;

а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;

б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;

в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.

Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.

· усвоение правил письма:

— Буквы надо писать с одинаковым наклоном.

— Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.

— Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.

— Слог пишется безотрывно.

· письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);

· анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).

Структура урока письма.

1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.

2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.

3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.

5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.

6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.

7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).

8. Письмо соединений (слогов) различными способами.

9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.

10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.

11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Отечественные методики обучения чтению

В статье содержится краткий обзор отечественных методик обучения чтению детей дошкольного и школьного возраста. Приведена последовательность развития методов обучения грамоте в дореволюционной России, СССР и современной России.

Педагогическая практика разделяет несколько вариантов системного подхода к обучению чтению на русском языке.

Буквослагательный метод

Буквослагательный метод обучения чтению применялся ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Использовать его в России стали с XVI и до середины XIX века.

Такой, чисто механический способ. Дети мало что понимали, но запоминали.

Недостатки буквослагательного метода:

После XVIII века буквослагательный метод был несколько усовершенствован: из процесса обучения было исключено заучивание названий букв и составление из них слогов, ученикам предлагалось выучивать сразу слоги.

Для упражнения навыка из известных слогов составлялись все более сложные слова. Этот способ обучения грамоте получил название слогового метода.

Слоговый метод

Использование слогового метода в обучении чтению детей дошкольного возраста предполагает, что единицей чтения становится слог, а не буква и звук, который она обозначает.

Этот метод, в его древнейшем применении, знали еще римляне. По слоговому методу вслед за изучением алфавита шло запоминание слогов. Есть несколько разновидностей слогового метода. Наиболее древняя его разновидность основана на заучивании букв и слогов.

Сначала учащиеся заучивали все буквы алфавита, затем, называя отдельные буквы, сочетали их в слоги и заучивали слоги, затем из знакомых слогов читали слова. Метод этот близок к буквослагательному методу обучения грамоте.

Более поздняя разновидность слогового метода устраняла называние отдельных букв, входящих в состав читаемого слога, вела к слитному чтению слога и облегчала усвоение процесса чтения.

Далее вводятся упражнения в чтении двусложных слов, составленных из знакомых слогов. Это новый прием в методе обучения грамоте — переход от чтения слогов к чтению слов. Затем заучиваются слоги в три буквы: бра, ера, гра, в четыре буквы: стра, стру, стре, и дети упражняются в чтении слов из изученных слогов. Далее следуют упражнения в чтении текстов любой трудности, по-прежнему в первую очередь молитв, заповедей, нравоучений.

Однако слоговые методы в том виде, как они применялись в XIX в., были отягчены недостатками, унаследованными от буквослагательного метода: механическое зазубривание букв и огромного количества слогов, порой искусственных, бессмысленных (взгра, взгру и т. д.), сложение слов из заученных элементов.

Тот факт, что в русской графике действует слоговой принцип (одна, отдельно взятая буква, как правило, не может быть правильно прочитана), казалось бы, говорит в пользу слогового метода обучения чтению. Однако до сих пор исторический опыт русской школы показывал, что слоговое чтение успешнее осуществляется в рамках звукового метода (например, звукового аналитико-синтетического, применяемого в школе наших дней), чем при обучении по слоговому методу.

Поиски и споры к середине XIX в. привели большинство букваристов к выводу о том, что, во-первых, звуковые методы обладают преимуществами перед буквенными, так как более соответствуют звуковой природе речи; во-вторых, аналитическая работа (не один лишь синтез!) обеспечивает лучшее мыслительное развитие; в-третьих, невозможно далее мириться с раздельным обучением чтению и письму, а также с чтением непонятных детям текстов.

Учебники слогового метода:

Среди многочисленных азбук слогового метода можно выделить изданную в 1844 г. красиво оформленную азбуку «Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей».

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Звуковой метод

На смену буквослагательному и слоговому методам обучения чтению в XIX веке пришло более прогрессивное звуковое обучение грамоте. Под словосочетанием «Звуковой метод» подразумевается система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.

Главный центр тяжести этой системы лежит в упражнениях над выделением отдельных звуков из слов и затем в слиянии их в слова, причем за звуки признаются отдельно как гласные, так и согласные. Изучение звуков начинается обыкновенно с какого-нибудь гласного, напр. у, к которому затем прибавляется какой-нибудь согласный, напр. с, сначала в так называемом обратном слоге ус (причем предписывается «тянуть первую букву, а потом, не бросая ее, не останавливаясь, прибавлять к ней вторую»), а затем уже в прямом слоге су.

Пример: На первом этапе дети учатся делить слово МАСКА на составляющие его буквы/фонемы М-А-С-К-А, а на втором этапе учатся соединять эти буквы/фонемы в слитнопроизносимые слоги МАС-КА.

Препятствием к применению чисто звукового метода в обучении чтению служит общее несоответствие звуков с буквами. Число звуков в русской речи (как, впрочем, и во всякой другой) гораздо больше, чем письменных знаков для них, почему одна и та же буква часто имеет разные оттенки произношения, смотря по своему положению в слове.

Главным недостатком звукового метода является то, что согласные, произношение которых по самому их свойству немыслимо без гласных, заставляют тем не менее произносить отдельно, что нередко дает звуки, вовсе не соответствующие естественным звукам речи.

Со времен К. Д. Ушинского звуковой метод обучения грамоте прошел сложный путь развития и с большими доработками лег в основу современного, традиционного звукового аналитико-синтетического метод обучения чтению.

Учебники слогового метода

В 1864 К. Д. Ушинский выпустил «Родное слово», включающее «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу», составленные по звуковому методу. Вводя новую систему обучения грамоте, порвав со всеми традициями буквослагательного и слогового методов, Ушинский требует от детей не заучивания всех букв в алфавитном порядке, а усвоения их по степени трудности.

Главным в преподавании родного языка в начальной школе, по Ушинскому, являются беседа и сознательное чтение. «Родное слово» выдержало 147 изданий.

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Родное слово (1864 г. Ушинский К.Д.)

Год: 1915 (147-е издание)

Формат: PDF | Количество страниц: 110

Метод целых слов

В советской школе метод чтения целыми словами применялся 13 лет, с 1922 по 1935 год, потом был отвергнут как бесперспективный, но различные варианты его существуют до сих пор (Методика Глена Домана).

Но дети заучивают слова! Они не в состоянии прочитать незнакомое слово! Почему этот метод до сих пор используется в Америке и является там оправданным? Потому что у них написание слов и их произношение не совпадает.

Да, у нас не совпадает тоже, но не до такой степени. Там действительно нужно запоминать как пишется слово. Вспомните как вы изучали английскую грамматику, сколько там правил чтения? Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не в состоянии их усвоить, и поэтому чтение слов надо запомнить. К тому же в английском языке много коротких слов, гораздо больше, чем в русском.

Этот метод оправдан для английского языка, и дети, изучая его как иностранный, в раннем возрасте тоже учатся так читать. Но он не подходит для русского языка и поэтому еще в 1935 году был отвергнут, как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в обучении.

Дети делали очень много ошибок при письме: пропускали буквы, искажали слова (в английском языке нет изменения слов по роду и спряжению, а в русском слова должны менять окончание).

Подробнее о методе целых слов и его развитии в дореволюционной и советской России можно ознакомиться в научной статье доктора педагогических наук Никитиной Елены Юрьевны (г. Челябинск) – «Метод целых слов в отечественной букваристике начала ХХ века» (Скачать PDF 9.7Mb)

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте (СССР)

Со времен К. Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению прошел сложный путь развития и используется в школе по сей день. Значительные усовершенствования внесены в него целым рядом видных советских ученых.

В основу методической системы звукового аналитико-синтетического метода легли компоненты ориентации на специфику фонетической системы русского языка. Они, в конечном счете, определяли содержание и порядок изучения отобранного для ребенка учебного материала.

В 1937 г. вышли буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу. Эти буквари применялись до 1944 г. Затем создаются буквари под руководством С.П. Редозубова, А.В. Янковской («Букварь» АПН РСФСР); широко был распространён «Букварь» для сельской школы, составленный А.И. Воскресенской.

В этих букварях и руководствах к ним было внесено много нового: в соответствии с достижениями современной фонетики уточнён порядок изучения звуков и букв, их сочетаний, слогов; с учетом психологии выделены четыре ступени формирования навыка чтения; аналитико-синтетические упражнения согласованы с особенностями изучаемых звуков и слогов.

Советские буквари 40-50-х годов, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивали овладение детьми навыком чтения за три с небольшого месяца. Одновременно с обучением элементарному чтению идёт развитие их речи и мышления, обучение письму, дети получают пропедевтические сведения по грамматике и орфографии.

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

Букварь Александры Воскресенской (1945)

Букварь Воскресенской А.И. выдержал 20 переизданий и использовался в школах до середины 60-х гг.

Опытная учительница и видный ученый-методист А.И. Воскресенская работала над разработкой научных основ советской методики обучения грамоте параллельно с С.П. Редозубовым. При выборе наиболее оптимального варианта звукового аналитико-синтетического метода она остановилась на методических системах В.П. Вахтерова и В.А. Флерова. Опираясь на их идею учета в обучении грамоте особенностей ребенка, А.И. Воскресенская разрабатывает свою систему обучения, которая была реализована в букваре 1945 г

О продуктивности подхода методиста говорит уже тот факт, что в букваре А.И. Воскресенской был предложен свой порядок изучения букв, который определялся более строгой постепенностью возрастания слоговых трудностей. Сначала давались двухбуквенные слоги с одним согласным (ам, ма, ра) и слова, состоящие из них (На-та, Па-ша), потом трехбуквенные с гласной в середине (мак). Далее следовала комбинация прямых двухбуквенных слогов с трехбуквенными с гласной в середине (са-лат, кош-ка); затем подключались шестибуквенные трехсложные слова (хо-ро-шо, ро-ди-на), после этого – шестибуквенные из трехбуквенных слогов (мос-тик). На завершающих этапах обучения вводились слова со стечением согласных в начале и в конце слова (март, стол).

При таком расположении дидактического материала каждая новая слоговая трудность подготавливалась предыдущей с многократным повторением этих связей.

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Букварь А.И. Воскресенской 1945 г.

Автор: А. И. Воскресенская

Год: 1959 (Шестнадцатое издание)

Формат: PDF | Количество страниц: 94

«Букварь» за авторством методиста и педагога по русскому языку Александры Воскресенской был одним из самых успешных пособий для младшей школы: он переиздавался двадцать раз. Секретом успеха букваря было удачное сочетание заданий на развитие памяти, воображения и тренировку навыков письма и чтения.

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Азбука (1959)

Автор: А.В. Янковская, А.И. Воскресенская, С.П. Редозубов

Год: 1969 (9-е издание)

Формат: PDF | Количество страниц: 104

Это большая красочная книга, созданная специально для обучения детей дома. Азбука выдержала десять изданий. С помощью этой «Азбуки» дети учились не только читать и считать, но и делать ёлочные игрушки, аппликации, карнавальные костюмы.

Букварь И.Ф. Свадковского (1953)

Букварь Академии педагогических наук РСФСР (1953 год), который разрабатывался в течение шести лет (1947-1952 гг.) под общим руководством И.Ф. Свадковского. Базой для этого букваря стала методическая система обучения грамоте С.П. Редозубова.

В результате проведенного исследования на тему «Научные основы обучения грамоте» коллективом ученых, методистов, учителей-экспериментаторов были составлены «Требования к новому букварю», включающие общепедагогический, психологический, методический, лингвистический аспекты учебника. В целом они сводились к следующим основным положениям:

1) порядок расположения звуков и слогов должен согласовываться с данными фонетики;

2) звуки и слоги разных типов должны даваться детям в последовательности, обусловленной степенью трудности их усвоения;

3) звуки должны изучаться путем их сопоставления;

4) последовательно должны идти два процесса – звуковой анализ и синтез звуковых элементов;

5) приемы анализа и синтеза должны соответствовать особенностям изучаемых звуков и слогов, варьироваться в зависимости от этих особенностей;

6) чтение и письмо идут параллельно и одновременно, опираясь на одни и те же приемы анализа и синтеза;

7) вся система обучения предполагает широкое привлечение средств наглядности и опирается на развитие речи и мышления учащихся.

В основу букваря И.Ф. Свадковского легли самые передовые достижения педагогической науки того времени.

слоговой метод обучения грамоте. Смотреть фото слоговой метод обучения грамоте. Смотреть картинку слоговой метод обучения грамоте. Картинка про слоговой метод обучения грамоте. Фото слоговой метод обучения грамоте

Букварь И.Ф. Свадковского 1953 г.

Автор: И. Ф. Свадковский

Год: 1956 (Четвертое издание)

Формат: PDF | Количество страниц: 96

Букварь составлен коллективом научных сотрудников АПН и учителей Москвы и Ленинграда под редакцией действительного члена АПН И.Ф. Свадковского. Сначала в чёрно-белом, а затем и в цветном исполнении «Букварь» выдержал множество редакций и переизданий.

Складовой метод обучения чтению

Складом называется слияние согласной с гласной (ма, ша), отдельный гласный в качестве слога, отдельный согласный (в закрытом слоге), согласный с любым знаком (бь, съ…) – не более.

Метод обучения чтению по складам начал применял Лев Николаевич Толстой при обучении крестьянских детей. Вот что писал Толстой о складовом способе обучения чтению:

. по нём ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный — не более как в 10 уроков. Поэтому всех тех, которые утверждают, что звуковой способ есть самый лучший, быстрый и разумный, я прошу сделать только то, что я делал неоднократно, что я также предложил Московскому Комитету Грамотности сделать публично, то есть сделать опыт обучения нескольких учеников по тому и другому способу.

Принцип складового чтения, прежде всего, хорош тем, что ребенку не нужно понимать, как одна буква образует слог с другой. А ведь именно это является камнем преткновения для большинства детей!

Почему склады, а не слоги? Ведь привычнее звучит фраза «читает по слогам», чем «читаем по складам». Склад отличается от слога.

В русском языке слог может состоять и из одной буквы, и из десяти. Например, в слове «яма» первый слог – «я», в слове «взрыв» – один слог, состоящий из пяти букв, а из восьми букв состоит слог в наречии «вскользь».

Выучить буквы алфавита на первый взгляд проще, чем заучить все возможные склады. Но это только на первый взгляд. Если учеба происходит не во время скучных уроков, а в игре, то дело движется быстро и легко. Цель-то – читать, а не знать назубок алфавит.

В наше время складовый метод получил свое развитие в методиках Николая Александровча Зайцева и Евгения Васильевича Чаплыгина.

Методика Зайцева

Логическая и стройная система обучения чтения Зайцева прекрасна, прежде всего, тем, что учитывает потребности ребенка дошкольного возраста – в движении, в активности и в самостоятельности. Если в садике говорят – не вертись, сиди смирно, слушай внимательно, смотри в книгу, то на занятиях «по Зайцеву» все иначе: дети прыгают, поют, притопывают, прихлопывают, маршируют, бегают с кубиками из одного конца комнаты в другой, смеются, строят паровозы и башни, и… читают. Да с удовольствием, стараются. Ведь, прочитав слово, можно подольше подержать в руках умную указку или получить долгожданную команду «Выходи!».

Пособия по системе Зайцева http://www.metodikinz.ru/

Методика Чаплыгина

Можно ли назвать Чаплыгина вторым Зайцевым? Не совсем. Методика Чаплыгина также индивидуальна и в определенном смысле самобытна. Но, разумеется, идеи схожи — тоже склады, тоже кубики. В чем же основные отличия? Главное отличие состоит в упрощении. В методике Чаплыгина нет деления на глухие и звонкие звуки, на мягкие и твердые, как у Зайцева. Педагог счел это лишней информацией для детей. Действительно, для понимания принципа чтения звукобуквенный анализ не так важен. Понятие «гласный и согласный» тоже не вводится, хотя цветовое деление все-таки присутствует.

Кубики Зайцева своей «гремучестью», музыкальными напевками и различием в размерах направлены на развитие одновременно слухового, зрительного и тактильного восприятия. Предполагается, что эти три сенсорные зоны должны помогать в запоминании. Кубики Чаплыгина подвижные или динамичные, как их принято называть. Десять двойных (два кубика соединены планками сверху и снизу) кубиков можно крутить вокруг собственной оси, получая новые склады, что тоже способствует развитию сенсорики. Кубики сделаны из природного материала, лучшего для детской игры – из дерева. Зайцев предлагает картонные, поскольку наполнять «звучанием» деревянные гораздо проблематичнее.

Но это не все отличия! У Чаплыгина кубиков меньше. Если у Зайцева их больше шестидесяти, то Чаплыгин вместил все нужные склады на тридцати. Причем, двадцать кубиков объединены попарно в десять (то есть в наборе всего двадцать элементов). Сами сочетания букв не случайны. Это, как пишет автор, результат многолетних трудов и исследований. Какой-то понятной и прямой логики в расстановки букв не найти – это, скорее, сочетание наиболее часто встречающихся складов. Для набора некоторых слов, однако, потребуется поставить двойные кубики торцом, чтобы хватило букв (например, при написании слова «здравствуйте», ведь одинарные буквы «Д» и «З» находятся на одном кубике).

Многие специалисты раннего развития считают, что методика Чаплыгина для обучения чтению по складам применима для индивидуальной работы, что же касается группового обучения детей чтению, то здесь бесспорное преимущество у методики Николая Зайцева.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *