слабые стороны проблемного обучения детей дошкольного возраста
Последовательность этапов реализации технологии проблемного обучения
Технология проблемного обучения широко используется на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. С помощью ФГОС в ДОУ стало популярно всестороннее развитие ребенка и обучение методом вопросов. Педагоги, прошедшие аттестацию и подтвердившие свою квалификацию, наполняют жизнь малыша задачами для достижения качественного результата и опыта, разрешения проблем начального образования.
Технология проблемного обучения в ДОУ
Проблемный метод обучения это организованная последовательность взаимодействия с дошкольниками, которая предполагает наличие проблемных ситуаций и умение самостоятельно их разрешить в любом возрасте. На итоговом этапе можно включать анализ пройденной методики. Уроки в старших группах развивают критичность мышления детей.
Активный поиск решения проблемы
Важно! В педагогике преподавание образовательного процесса строится на технологиях ИКТ, игровых, реализации метода проектов и приеме интеграций. Они помогают обучать дошкольников на примерах трудных ситуаций, внедрять и эффективно использовать новые знания.
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов технология способствует развитию творческих способностей.
История
История проекта по данному виду обучения начинается в 20-х годах прошлого столетия. Определение дал Джон Дьюи. Автор считал, что ожидать усвоение материала ребенком стоит не только с помощью речи и органов чувств, но и дать ему возможность самому удовлетворить потребность в знаниях с помощью различных источников, дискуссий, необходимой литературы и кратких технологических карт.
Плюсы и минусы
Классификация методов проблемного обучения
Методами проблемного обучения являются:
Классификация методов по Махмутову М.И.
Классификации проблемных ситуаций, способы их создания
Педагогический опыт представляет 20 квалификаций затрудненных ситуаций. Три их общих класса:
Обратите внимание! Одна из педагогических технологий проблемного обучения – кейс-метод. Он универсален. С его помощью описывается конкретная ситуация, в ходе которой разбирается суть проблемы, возможные решения и выбор наилучшего из них. Материал максимально приближен к реальному, взаимодействуют все учащиеся, в том числе, педагог.
Способами создания таких ситуаций служит побуждение учащихся к сравнению. Ученик должен сопоставить факты, явления, данные, противоречащие заданной цели. Например, на занятиях по биологии с помощью презентации дошкольник должен найти ошибку или противоречивые данные.
Когда использовать метод
Сложностью считается правильно созданная проблемная ситуация. Поэтому этот метод требует навыков и умений.
Решение сложных ситуаций в подготовительной группе ДОУ
Этапы технологии проблемного обучения
Типовая структура занятия
Структура проблемного занятия включает:
Развитие познавательного процесса в ДОУ в момент решения ситуации затруднения
Дополнительная информация. При разработке нового правила применяется «ага-реакция». В данном случае все учащиеся сообща выбирают наиболее правильный вариант.
Основные психологические условия для применения проблемного обучения
Важными условиями являются:
Методические приёмы создания проблемных ситуаций
8 методических приемов:
Мастерство учителя
Самым главным умением любого хорошего педагога является способность вызвать интерес. Именно интерес способен стимулировать восприятие, воображение, активность.
Дополнительная информация. Чтобы интерес возник, необходимо воздействовать на эмоциональную составляющую ученика.
Насыщение эмоциями вызывают яркие элементы:
Также важным элементом успеха считается создание оптимальных условий для развития, логических и практических решений.
Ожидаемый результат
В настоящее время проблемное обучение необходимо человечеству, поскольку с ним рождается творчески разносторонняя личность. Ребенок не сдается перед проблемами, а стремится их разрешить. Он всегда заинтересован в поиске новых знаний и умений.
Проблемное обучение в ДОУ
При проблемном обучениидеятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Почему современное образование активно внедряет данную технологию?
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;
3. Развитие мыслительных способностей детей.
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Проблемное обучениевключает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
4) проверка правильности решения проблемы.
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
Существуют следующие формы организации проблемного обучения?
• Проблемный вопрос
• Проблемная задача
• Проблемная ситуация
1. Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».
«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т. е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)
2) Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Примеры проблемных задач.
Проблемная задача №1.
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
3)Проблемная ситуация.
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
Проблемная ситуация №1,металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками
• Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
• Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
• Создание противоречия, проблемной ситуации.
• Организация противоречия в практической деятельности детей
Требования к проблемным ситуациям:
— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;
— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;
— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;
— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;
— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;
— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения;
— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.
Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Дистанционное обучение. Аппликация «Зайчик» Задачи: продолжать учить детей составлять целостную композицию из частей. Материалы: картон зелёного цвета; геометрические фигуры из бумаги:.
Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в «виртуальном детском саду». На сегодняшний.
Фотоотчет «Дистанционное обучение в дни карантина» Вот уже вторую неделю вся страна на самоизоляции. Наш детский сад города Нижневартовска «Забавушка» не исключение. Каждую неделю отправляем.
Фотоотчёт «Дистанционное обучение в ДОУ» Фотоотчёт «Дистанционное обучение в ДОУ» Сейчас все образовательные организации России находятся на карантине. Чтобы обеспечить непрерывность.
Консультация «Обучение детей элементам тенниса» Этот материал может быть полезен для инструкторов, родителей и педагогов. Все дети без исключения, судя по моему опыту, любят работать.
Обучение чтению: изучаем буквы В возрасте 4-5 лет дети начинают проявлять интерес к грамоте, запоминают буквы алфавита и пробуют их писать. Необходимо поддерживать этот.
Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Анна Залевская
Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы в рамках технологии проблемного обучения являются инновационными в работе с детьми дошкольного возраста и на наш взгляд весьма эффективными в развитии предпосылок к учебной деятельности. Мы постарались раскрыть вопрос применения заявленной технологии максимально доступно.
Ключевые слова: познание, познавательная активность, технология, проблемное обучение, проблемная ситуация.
1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
2. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М. : Знание, 1991. 317с.
3. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М. : «Знание», 1974. 164 с.
4. Лернер И. Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика. 1968. №7. С. 52-54.
5. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика, 1972. 281с.
6. Поздняк Л. В. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2006. №5. С. 8. 53
7. Рубинштейн С. А. Основы обшей психологии.СПб: Изд. «Питер». 2000. 712с.
8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. 56с.
Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребёнка дошкольного возраста. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников составная часть совершенствования способов обучения.
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности, на это указывается в ст. 48 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Нам известно, какие требования выдвигает ФГОС ДО к выпускнику детского сада. Они прописаны в П. 4.6.в виде целевых ориентиров: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
Доказано, что ребенок проявляет познавательную активность с самого рождения, она развивается поэтапно и к 3-м годам принимает вид деятельности, в которой ребенок стремиться овладеть определенными знаниями, помогающими ему в дальнейшем решить задачи, вопросы, проблемные ситуации, возникающие на его пути. Очень важно в период дошкольного детства не отмахнуться от желания ребенка познать окружающий его мир, т. к. именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Современные требования, заложенные в ФГОС ДО, декламируют, что ребенок не может выступать объектом в организации познавательной деятельности. Субъект-субъектные отношения – основной принцип построения образовательного процесса современного ДОУ. В работе педагога ДОУ необходимо учитывать, что, при организации познавательной деятельности, отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии.
Теоретики и практики, определяя необходимое качество для успешного обучения не только в школе, но и на протяжении всей жизни, отдают предпочтение познавательной активности.
Существует несколько понятий познавательной активности:
В педагогическом словаре познавательная активность определяется как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.
Галина Ивановна Щукина рассматривает познавательную активность как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.
Алексей Михайлович Матюшкин считает, что ПА – это внутренняя мотивация, пробуждающая ребенка к деятельности.
Анализируя предложенные определения, можно сделать вывод, что ПА – это мотивированная деятельность ученика, направленная на познание окружающего мира.
Главная задача педагога на первых шагах внедрения в работу с детьми дошкольного возраста проблемных ситуаций в образовательный процесс – это научить детей находить свое решение. Также существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при создании проблемных ситуаций для детей:
2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно дети должны освоить какой-либо программный материал опробовав его.
3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».
По мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие противоречивых данных порождает процесс мышления, направленный на их «снятие» (С. Л. Рубинштейн. 2000 г).
Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.
Авторы выделяют четыре основных этапа решения проблемной ситуации:
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, то есть общих методах, представляющих собой три вида изложения материала педагогом и три вида организации им самостоятельной познавательной деятельности обучающихся:
1. Метод монологического изложения.
2. Методы рассуждающего изложения.
3. Метод диалогического изложения.
4. Метод эвристических заданий.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
5. Метод исследовательских заданий.
Организуется педагогом путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ребенок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
6. Метод программированных заданий.
Это метод, при котором обучающиеся, с помощью подготовленных дидактических средств, могут приобретать новые знания и новые действия.
Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение эффективнее всего отдавать предпочтение групповым формам работы. В процессе решения поставленной перед детьми задачи, ребенок активно доказывает свою точку зрения и ему легче проявить критичность по отношению к сверстнику, чем ко взрослому. Совместная деятельность с ребенком развивает в нем умение ставить цель, действовать, подражая взрослому.Итогом такой работы является способность ребенка в самостоятельной деятельности со сверстниками: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.
Самой рациональной формой проведения занятия в рамках данной технологии является форма диалога, живого общения с детьми, в котором педагог занимает направляющую позицию, организационную. Если ребенок задает вопрос, важно не давать готовый ответ на него, а предложить совместно с детьми обсудить их варианты ответов, направляя в правильное русло.
Проблемная ситуация может быть отправной точкой занятия, либо возникать в процессе усвоения материала. В рамках технологии проблемного обучения с детьми дошкольного возраста возможно создавать проблемныеситуации в любом виде детской деятельности: игровой, бытовой, в режимных моментах. Эти ситуации могут быть направленны на обогащение жизненного опыта ребенка, либо на получение им научного знания.
Применение проблемных ситуаций способствует формированию у детей самостоятельности, творческого мышления; активность, наблюдательность и общительность; развивает познавательную активность, инициативность, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Достоинствами проблемного обучения являются:
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательной активности и личностной мотивации обучающихся.
Методы и приемы в рамках технологии проблемного обучения, позволяют формировать познавательную активность у детей дошкольного возраста путем мотивированного выбора действий с целью решения возникших проблемных ситуаций.
Данный опыт считается инновационным, так как он отрицает традиционный способ подачи информации, удовлетворяя познавательный интерес у детей и реализуя деятельностый подход.
«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» «Игра – как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Слайд 2 «Без игры нет, и не может быть полноценного.
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно.
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка. Утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя.
Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.
Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников. Задачи: 1. Раскрыть.
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.
Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать, сами.