слабая мотивация учения порождает учебную неуспешность
Статья на тему «Школьная неуспешность»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Понятие, виды и причины школьной неуспешности
Неуспешность – это, достаточно сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Справочник школьного психолога дает следующее определение понятию школьная неуспешность – это различные отклонения в учебной деятельности школьника, которые либо напрямую, либо опосредованно связаны с успеваемостью учащегося.
Н.П. Слободняк под неуспешностью школьников понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. По мнению данного исследователя, неуспешность выражается в том, что определенный школьник имеет слабые навыки чтения, счета, а также слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Данный автор уточняет, что систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска, поэтому это явление крайне нежелательное и опасное как с моральной, так и социальной и экономической позиций [Слободяник, 2015, с. 64].
Л.Н. Валишена под «неуспешностью» предлагает понимать «ощущение отсутствия достижения, например, в виде награды, похвалы, общественного признания». По мнению автора неуспешность может проявляться как «хроническое или периодическое переживание ситуации неуспеха, ощущение промаха, провала, поражения, несостоятельности, возникающее в процессе сравнения себя с другими или при оценке достигнутых и желаемых результатов» [Валишена, 2016, с.11].
В своих исследованиях А.Н. Ошмарин неуспешность рассматривает как фактор негативного социального формирования личности, имеющий прямую корреляцию с заниженной самооценкой школьника [Ошмарин, 2016, с. 15].
В.С. Цетлина в своих трудах отмечает, что неуспешность школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий автор признает обучение, и воспитание детей в школе [Цетлин, 2017, с. 115].
В своих трудах А.М. Гельмонт выделяет три вида неуспешности в обучении, которые, по его мнению, зависят от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
Все три вида неуспешности школьников, по мнению данного исследователя, относятся к фиксированной неуспеваемости, когда ученики регулярно «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок» [Гельмонт, 2015, с. 73].
С.К. Милицына в своих трудах выделяет два вида неуспешности, ткоторые зависят от различных факторов. Первый вид неуспешности, по мнению данного автора, зависит от правил перевода обучающихся в следующий класс. Школьники переводятся в следующий класс при отсутствии по двум предметам нижних баллов, то есть двоек и единиц. Этот вид является абсолютной неуспешностью, связанной с минимум общих требований к учащимся.
Второй вид неуспешности, как утверждает данный автор, ориентирован на конкретные возможности каждого ученика, то есть к некоторым ученикам необходимо предъявлять повышенные требования в соответствии с их способностями и соответственно увеличивать нагрузку. Это уже относительная неуспешность [Милицына, 2018, с. 263].
Неуспешность в обучении по Ю.З. Гильбуху может быть:
*общая, когда происходит отставание ученика по многим предметам;
*специфическая, когда происходит отставание по одному предмету, например, трудности в изучении математики. Нередко наблюдаются и разного рода отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности [Гильбух, 2017, с. 101].
В.Ф. Калошин в своих исследованияхв качестве элементов неуспешности выделяет следующие недостатки учебной деятельности школьника:
*школьник не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности (комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков);
*школьник не стремится получать новые знания теоретического характера;
*школьник избегает трудностей творческой деятельности, а также пассивен при столкновении с ними;
*школьник не стремится к оценке своих достижений;
*школьник не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;
*школьник не усвоил понятия в системе школьных знаний.
По мнению данного автора вышеуказанные черты составляют признаки понятия «неуспешность» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках [Калошин, 2017, с. 70].
П.П. Блонский сделал более глубокий анализ успешности в обучении и составил общую типологию школьников, выделив отдельно типы неуспешных в обучении. К первому типу данный исследователь отнес так называемого «плохого работника». Его основные черты: воспринимает задания невнимательно, не понимает их, но разъяснений у учителя не просит; работает пассивно и постоянно нуждается в стимулировании; не подмечает своих трудностей и неудач; не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; индифферентно относится к результатам работы.
Другой тип неуспешного школьника назван этим автором патологическим. Это, по мнению исследователя, эмоциональные школьники, имеющие неудачи в обучении и встречающие специфическое отношение к себе окружающих. Они заявляют о своем неумении еще до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих и тяжело переносят трудности и неудачи. Как считает данный ученый, это скорее психологический фактор, нежели дидактический [Блонский, 2017, с. 90].
Рассмотрев различные трактовки понятия неуспешность и виды неуспешности, мы можем сказать, что все они определяют ее, как очень серьезную проблему в обучении, которая требует немедленного устранения.
Существуют попытки сгруппировать причины неуспешности в обучении. Углубляясь в историю педагогики можно заметить, что описанием системы причинно-следственных связей неуспешности в обучении в своих трудах занимался еще Ю.К. Бабанский. Он изучал учебные возможности школьников, объединяя в этом понятии два основных фактора успеваемости. Учебные возможности, в понимании Ю.К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной деятельности и представляют синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями.
Причины неуспешности в обучении Ю.К. Бабанский разделяет на причины внутреннего и внешнего плана. К причинам внутреннего плана данный исследователь относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объём знаний, умений и навыков.
К причинам внешнего порядка им были отнесены в первую очередь педагогические:
— недостатки дидактических и воспитательных воздействий;
— организационно-педагогического характера – это может быть недостаточная организация педагогического процесса в школе, материальной базы;
— недостатки учебных планов, программ, методических пособий и т.д. Сюда же, по мнению этого автора, можно отнести недостатки внешкольных влияний, включая и семью [Бабанский, 2017, с. 231].
У К. Барта существует психологическая типология неуспешных в обучении школьников, причины неуспешности которых данный автор видит в характере взаимоотношений двух наиболее существенных сторон личности школьников: особенности мыслительной деятельности, связанные со способностями школьника к обучению и направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.
В соответствии с этим данным исследователем выделено три типа неуспешных школьников:
1 тип неуспешных школьников – это учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учителю и сохранении позиции школьника. Для таких школьников характерна низкая способность к обучению, связанная со слабым развитием процесса мышления. Обучение таких учеников строится по упрощенной схеме, что плохо отражается на их умственном развитии.
2 тип неуспешных школьников – это учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учителю и утрате позиции школьника. Этому типу школьников присуща хорошая интеллектуальная подготовка и желание хорошо учиться. Однако они привыкли заниматься лишь тем, что им нравится, а предметы, требующие напряженной умственной работы, они избегают.
3 тип неуспешных школьников – это учащиеся с низкой мыслительной деятельностью, при отрицательном отношении к учителю и полной утрате позиции школьника, выраженной стремлением оставить школу. Для представителей этого типа характерны отрицательные черты первого и второго типов. Здесь наблюдается низкая способность к обучению, слабая мотивация познавательной деятельности и в результате отрицательное отношение к школе. [Барт, 2015, с. 69].
Как отмечают многие исследователи, в том числе и Н.П. Локалова, на фоне трудностей в обучении, испытываемых неуспешными в учебной деятельности детьми, возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения, вследствие чего состояние психической сферы школьников имеет ряд особенностей как в отношении операционально-технической, так и регуляционной составляющих учебной деятельности [Локалова, 2015, с. 103].
В работах С.П. Забрамной, Ю.А. Костенковой говорится о том, что социальный статус неуспешных в учебной деятельности школьников снижается, причем, чем больше несоответствие требованиям, предъявляемым к школьникам, тем ниже социальный статус. Поскольку социальный статус связан не только с определенной системой действий, но и с определенной системой ожиданий, то в целом у участников образовательного процесса (педагогов, родителей, значимых взрослых, сверстников) складывается отношение к таким детям как к «неуспешным» в различных сферах жизнедеятельности, что определяет особенности личностного развития школьников, испытывающих трудности в обучении.
Из всего вышесказанного со всей очевидностью вытекает, что причины, по которым школьная неуспешность, чрезвычайно многообразны, при этом, они плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности.
Преодоление школьной неуспешности у обучающихся должно осуществляться в виде комплексного подхода, включающего в себя: подбор точных диагностических методик, направленных на выявление причин неуспешности школьников в учебе, а также подбор оптимальных форм взаимодействия с неуспешными в учебе школьниками, обеспечивающих успешное осуществление учебной деятельности школьника.
Список используемой литературы
1. Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 147 с.
9. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие. –М.: Арис Пресс, 1998. – 177 с.
Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения.
Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения.
Причины снижения мотивации учащихся
в процессе обучения.
Выступление на ШМО
Тонкова И.В.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
На наш взгляд, учителям следует учитывать, что существует много различных причин снижения мотивации учении.
Причинами снижения мотивации, зависящие от учителя:
Как показывает практика, учителя далеко не всегда уделяю должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приноси. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются
Причины снижения мотивации учения также являются неэффективные мотивационные стили поведения у ученика.
Четыре самых неэффективных мотивационных стиля у ученика.
В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.
Совокупность негативных процессов получила в психологии название «внутреннего отхода от школы». Они убедительно показывают, насколько важной является задача оптимального сочетания внешних и внутренних мотивов в деятельности учащихся, а, следовательно, задача активизации, стимулирования внутренних стимулов учебы.
Какие же пути решения этой проблемы?
I Создание условий развития учебной мотивации современного школьника:
Второй путь. Создание условий развития учебной мотивации современного школьника:
Развитие учебной мотивации не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует выбрать соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей. Установить благоприятный психологический климат в классе для успешного усвоения материала.
Третий путь Создание условий развития учебной мотивации современного школьника:
Общие рекомендации родителям по повышению уровня школьной мотивации.
* Провести с ребенком беседу о школе. Примерные вопросы беседы: Ты хочешь идти/ходить в школу? Почему ты хочешь/не хочешь ходить в школу? Как ты готовишься к школе? Нравится тебе в школе? Что тебе нравится в школе? Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день. И т.д.
*Расспрашивать его о том, как прошел учебный день, что нового и интересного узнал ваш ребенок.
* Поддерживать своего ребенка независимо от его социального статуса в группе;
* Организовывать совместную деятельность, которая дает возможность ребенку побывать в разных социальных ролях;
* Использовать во взаимодействии ребенком положительный опыт ;
* Создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для других.
Закончить выступление словами известного педагога Алексея Николаевича Леонтьева:
«Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом».
Слабая мотивация учения порождает учебную неуспешность
Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование. «Неуспевающий», «отстающий», «неуспешный». Эти ярлыки непомерно тяжелая ноша для ребенка.
Неуспеваемость? Неуспешность.
Часто используемое в педагогике и психологии понятие «школьная неуспешность» еще не обрело своего самостоятельного устойчивого научного статуса. Чтобы охватить круг явлений, свидетельствующий о неблагополучии ребенка в школе, используют различные формулировки: «школьные трудности», «школьная неуспеваемость», «хроническая школьная неуспешность».
Каждая из этих формулировок подчеркивает свой аспект школьных проблем ребенка. Внесем ясность. «Школьная неуспеваемость» понятие намного уже, чем школьная неуспешность, касается в первую очередь эффективности усвоения знаний и не включает в себя многие факторы, приводящие к формированию состояния «неуспешности». Более того, зачастую хорошая успеваемость не является главной причиной успеха ребенка в школе. Если мы говорим о «школьных трудностях», то имеем в виду временное и преодолимое явление. Например, трудно дается освоение какой-то темы или возникли сложности в отношениях с классом. Если же школьные трудности не были во время замечены и преодолены, приобрели затяжной характер, то это может привести к ухудшению здоровья ребенка, нарушению его социально-психологической адаптации, а затем и к снижению школьной успешности.
Школьная неуспешность многофакторное явление, можно сказать, синдром, и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это очень опасно! Если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь. В чем конкретно проявляется синдром школьной неуспешности, кроме неуспеваемости?
От тревоги к тревожности
Такого ученика постоянно сопровождает недовольство учителей и родителей, замечания, отрицательные оценки. Дети могут реагировать на эту трудную ситуацию по-разному, но внутренняя психологическая картина схожа. А.Л. Венгер, известный детский психолог и психотерапевт считает, что центральным звеном этой внутренней картины является высокий уровень тревоги. Именно это запускает порочный круг школьной неуспешности. Тревога, с которой не может справиться ребенок, не дает ему сосредоточиться на необходимом деле, разрушает деятельность. Это приводит к негативным оценкам со стороны окружающих, недовольству собой, то есть к неуспеху. Переживание неуспеха подтачивает уверенность в том, что в дальнейшем все будет получаться хорошо. Ожидание трудностей еще больше повышает уровень тревоги, способствуя закреплению неудач. Состояние тревоги становится привычным, превращается в неуверенность в себе, особенность личности. Постепенно складывается представление о себе как о неудачнике. Боязнь получить очередное подтверждение своей несостоятельности приводит к еще большему росту тревоги и к еще большим сложностям в учении. и так по кругу. Вырваться из него бывает очень трудно.
История того, как и по каким причинам сложилась внутренняя картина «я неуспешен, у меня не получится» у каждого ребенка своя, уникальная. Причины, приведшие к таким печальным следствиям, у каждого свои.
«Луковица» школьной неуспешности
Школьная неуспешность многослойна, как луковица. Рассмотрим причины этого явления последовательно, снимая слой слоем.
Возраст, жизненный период. Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст.
Если ребенок не готов к школе, не достаточно развита мелкая моторика, у него не сформировано поведение ученика, трудности взаимодействия с «другими взрослыми» (не родителями), даже при высоком уровне природного интеллекта, есть высокая вероятность попасть в разряд «неуспешных». В средней школе камерность начальной школы завершается, ребенок проходит новый виток адаптации, надо приспособиться к разным учителям, их стилю и требованиям. Не редко это приводит осложнениям, к снижению успеваемости, и вообще желания учиться. В эти периоды ребенок может «коллекционировать» опыт неудач, и постепенно формировать представление о себе как неудачнике. Потом от этого ярлыка уйти будет очень трудно.
Подростковый возраст чрезвычайно психологически сложен. В этот период человек решает множество важных жизненных задач (становление самостоятельности, изменение отношений с родителями, возможно, первая влюбленность, поиск ответов на вопрос «Кто я?»), и иногда кажется, что учиться не самое главное в жизни.
Отношения в школе: с педагогом, классом, атмосфера в школе. Отношения с учителем очень важны, во многом они определят отношение к предмету, к учебе. Особенно важно, как сложатся отношения в самом начале, в первом классе. Именно тогда у ребенка складываются представления о том, что такое школа, и какой он ученик. Способности могут развиваться только в эмоционально благоприятной атмосфере. Если ребенок боится или не принимает учителя, то это непременно скажется на первом опыте учебы.
Причиной школьной неуспешности может быть несоответствие стиля и формы подачи учебного материала.
Отношения в семье. Часто запускает механизм школьной неуспешности завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости ребенка. Понимая, что не оправдывает надежд мамы и папы, ребенок чувствует вину, ему кажется, что он не достоин любви.
Однако, чрезмерное захваливание, отсутствие разумной требовательности и последовательности бывает столь же вредно, как и нехватка тепла в отношениях. Уважение и взаимопонимание в семье серьезный ресурс поддержки ребенка и его стремления к успеху.
Личностные качества ребенка. Низкая самооценка, неуверенность приводят к боязни нового, проявлению себя, блокируют активность и снижают желание учиться.
Препятствует полноценному развитию ребенка жесткая установка на послушание, слепое подчинение требованиям.
Эмоциональные особенности ребенка. Мы уже говорили о том, что повышенная эмоциональность, тревога могут разрушить учебную деятельность даже очень способного ученика. Если ребенок не умеет регулировать свое эмоциональное состояние, плохо справляется с волнением, обидой, раздражением, это служит серьезным препятствием на пути к успеху.
Сниженное настроение, апатия – питательная среда для неудачи.
Интеллект и особенности познавательных процессов.
Возможными причинами школьной неуспешности могут быть плохая память, слабая концентрация внимания, не достаточное развитие мышления и речи, а также неумение анализировать и понимать причины своих успехов и неудач.
Нарушения функционирования нервной системы ребенка. Часто эти нарушения либо вообще не заметны родителям, либо относятся ими к особенностям характера ребенка. Ребенок слишком подвижен, не может долго сидеть на одном месте, постоянно отвлекается, или, наоборот, малоактивен, вял. Эти нарушения зачастую не носят тяжелого характера, однако, могут помешать ребенку успешно учиться в школе.
Много причин – один сценарий
Независимо от исходной причины развитие неуспешности протекает примерно по одному сценарию. В результате наблюдается сочетание низких достижений, высокой тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценки и негативной оценки ребенка родителями и учителями.
Однако ребенок может хорошо учиться за счет своих компенсаторных ресурсов. Если это случается, ребенок начинает часто болеть (частые простуды, болезни желудка, падение зрения).
Таким образом, мы видим, проблема школьной неуспешности многослойна и вмещает в себя множество разнородных факторов и причин. Для ее решения необходима точная и тонкая диагностика, учет всех возможных вариантов и объединение усилий самого ребенка, учителей, родителей и психологов. Своевременная помощь ребенку в решении этой проблемы может предотвратить развертывание «несчастливого сценария» жизни. Мелочей нет. Важно подмечать даже слабые сигналы неуспешности и вовремя преодолевать их. Своевременная поддержка требует меньше усилий, чем коррекция уже сформировавшегося негативного представления о себе.
Трудностей не избежать, поражения будут. Важно, как мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться, мы сделали большой шаг к подготовке к самостоятельной жизни.
Екатерина Лебедева, академический директор ЦТК «12 коллегий»
Статья «Повышение мотивации у неуспевающих школьников»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Романычева Наталья Владимировна
учитель математики МОУ СОШ №1
Повышение учебной мотивации у неуспевающих школьников.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
— мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
— мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.
КИТ 1
Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
Техника «Проблемные вопросы»
Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример … В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о …? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.
Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…
КИТ 3
Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.
Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.
Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.
Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.
Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
— Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
— Уверенность в себе;
— Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
— Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
— Потребность и возможность в самовыражении,
— Принятие и одобрение значимыми людьми;
— Актуализация творческой позиции;
— Осознание значимости происходящего для себя и других;
— Потребность в социальном признании;
— Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
— Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);
Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом. Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью учащихся на данном уроке, применительно именно к этому содержанию. Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках.
Между тем , известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется. Вместе с тем, внутренняя мотивация личностно значима, индивидуальна: то, что для одного ученика очень важно, другого может абсолютно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников, то нетрудно сделать вывод о том, что при формировании внутренней мотивации учения важно опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.
При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.