скрещенные пальцы на иконах
Жесты рук святых на иконах: что они означают?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
Руки Спасителя, Богородицы и святых иконописцы никогда не изображают «просто так», в произвольном жесте, каждая деталь на иконе символична.
Когда мы представляем икону Господа Иисуса Христа, то чаще всего вспоминаем Его благословляющий жест. Пальцы правой руки сложены для благословения — как латинские буквы I и Х (то есть Иисус Христос). Или собраны в троеперстие — символ Святой Троицы (но так, как крестятся старообрядцы — с открытыми двумя перстами и тремя, собранными в горсть на ладони). Этот жест на иконах изображают не только у Спасителя, но и у святых. Причем только у тех, кто и во время земной жизни благословлял людей. Например, это святители Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст или Лука (Войно-Ясенецкий). Или преподобные и праведные, которые были священниками.
Бывает, что мы видим на иконе обе ладони раскрытыми. Этот жест историки иконописи толкуют по-разному. Первая версия — так нам показывают, что святой на иконе принимает на себя благодать Божию. А вторая — изображенный обращается к Богу с молитвой. Такой жест вы можете найти в храме на иконах праведной Анны — матери Девы Марии, мученицы Анастасии Римляныни или праотца Авраама.
Что означают жесты руками в иконах
Икона — не портрет, она наполнена смыслом и значением. «Зачем?» и «О чем?» икона, помогут понять другие символы. Среди которых существеннейшее место занимают жесты.
За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. В каждом жесте есть свой смысл.
Рука на сердце
Рука, приложенная к сердцу, означает дар сердечной молитвы. Этот святой много пребывал в Иисусовой молитве, и его можно приравнять к древним пустынникам.
Руки, скрещенные на груди
Это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы.
Две раскрытые ладони
Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.
Благословляющая десница
Я говорю
Указательный и средний подняты вверх, а мизинец и безымянный согнуты или прижаты к ладони. Большой палец или просто поднят вверх, или прижат к безымянному (да, у ораторов это разные знаки, но значения близкие, мы не будем их разводить).
Символ означает прямую речь, момент речи. Это второй вид жеста у архангела на иконах «Благовещение Пресвятой Богородицы». Правы и те, кто говорит: это жест благословения! Произнесённое доброе слово и есть благословение
Начало речи
Если речь продолжается, знак усиливает нагрузку и означает порицание. С таким жестом Христос подходит к уснувшим в саду ученикам.
Особое внимание!
Вот этот самый знак, который присвоили некоторые музыкальные направления, называя его «коза». Для античных ораторов он всегда означал «Обратите особое внимание!». Этим знаком на иконах Христос указывает на Евангелие в Своей руке, призывая внимать Благой вести. Кто знает, может быть в первые века священник перед чтением Евангелия на Литургии показывал именно такой знак? Но в наше время мы слышим только громкое: «Премудрость, вонмем!». Рука может быть повёрнута и ладонью к нам. Когда так держат руки апостолы, это можно истолковать как отстаивание истины христианской веры, настойчивая проповедь.
Знак обличения
Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
Что означает положение рук на иконах?
Символика в иконописи – достаточно объемная тема. Здесь имеет значение каждая деталь: цвет, выражения лиц, позы, предметы – все может помочь в понимании иконы.
Разберемся с жестами.
Сегодня на иконах мы видим жесты, большинство из которых появились еще в древнем Риме и Древней Греции, задолго до того, как сформировалось христианство. Они понятны людям того времени, так как интенсивно использовались ораторами. Но современному человеку так же несложно будет их понять, немного разобравшись. Выделяют следующие виды жестов святых:
Благословляющая десница
Жест, который встречается на иконах чаще остальных. Сложение пальцев правой руки (десницы) образует буквы I и X, что означает Иисус Христос. Это Благословение именем Господним, которое и в наше время священники используют для благословения. Часто с этим жестом изображают самого Христа или святых епископов, митрополитов патриархов, а также праведных и преподобных, которые имели священный сан. Эти люди при жизни благословляли огромное количество людей. Так изображают, святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, святителя Спиридона Тримифунтского.
Икона Господа Иисуса Христа (венчальная пара), посеребрённый оклад с камнями
Скрещенные на груди руки
Это знак благоговения, смирения, покаяния, он утверждает принадлежность человека ко Христу. Святые, которые изображены с таким положением рук, еще при жизни принесли подвиг покаяния. Этот жест знаком всем, ведь с ним верующие подходят к Чаше, чтобы Причаститься. Обычно так изображают Преподобную Марию Египетскую, которая, раскаявшись, приняла на себя подвиг пустынной жизни и святого преподобного Алексея Человека Божьего.
Икона. Святой преподобный Алексей, человек Божий (Ушаков)
Рука на сердце
Если святой на иконе изображен с рукой у сердца, значит, что он провел много времени в непрестанной сердечной молитве. Такими были преподобный Серафим Саровский, святой благоверный князь Александр Невский, Пантелеймон Целитель.
Икона Святой Пантелеимон, посеребрённый оклад
Икона Святой Серафим Саровский, посеребрённый оклад
Две ладони раскрытые на груди
Согласно различным трактовкам, ладони, раскрытые на груди, означают приятие Божьей благодати или молитвенное обращение к Господу. Так пишут мученицу Анастасию Римляныню, праведную Анну, мать Пресвятой Богородицы, праведного Симеона Верхотурского, иногда Серафима Саровского.
Икона. Святой преподобный Серафим Саровский. 20 век
Открытая ладонь
В миру открытая ладонь, обращенная к собеседнику, означает честность и добродушие. На иконах с таким жестом изображают праведников, святых, которые жили праведной жизнью, не имели лукавых помыслов и чувств. Такими были святая блаженная Матрона Московская, святые князья Борис и Глеб, святой Федор Ушаков.
Икона в рамке «Святая Матрона»
Часто Святого изображают с предметом в руках, по которому можно понять его главный подвиг.
Как и в жизни, мы можем предположить о чем думает и что чувствует человек по его жестам, так и на иконах по положению рук Святых можем многое узнать об их мыслях и житии.
Скрещенные пальцы на иконах
ОРАТОРСКИЙ (РИТОРИЧЕСКИЙ) ЖЕСТ НА ИКОНАХ, НЕ ПУТАТЬ С ИМЯСЛОЖЕНИЕМ ДЛЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ.
Об этом жесте оратора имеется указание в античных трактатах по ораторскому искусству. Поэтому он с самого раннего времени часто использовался в христианских изображениях, когда надо было показать проповедь, пророчество и т.п. Чаще всего ему сопутствует изображение Евангелия или свитка в руках изображаемого. Или, например, с таким жестом изображался арх. Гавриил в сцене Благовещения, чем показывалось его обращение к Деве Марии с известными словами: «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою». Обратите внимание, что с этим жестом изображаются ветхозаветные пророки, которые не могли ни знаменоваться крестным знамением, ни благословлять подобно святителям.
Впрочем, св. Герман Константинопольский (8 век) в своем толковании литургии указывает, что после чтения Евангелия святитель осеняет народ рукой с перстами, сложенными в подобную композицию. Примечательно, что это указывается делать именно после Евангелия. Т. е. знак пальцев при этом символизирует евангельскую проповедь. Этот знак св. Герман толкует не как обозначение имени Исуса Христа, а совсем иначе, довольно замысловато.
Для соображенiй относительно
разнообразнаго перстосложенія, которое находимъ на дровнихъ памятникахъ
христіанской иконографіи, считаемъ не неуместнымъ перечислить те виды
перстосложенiй, которые известны намъ какъ обычные ораторскіе жесты.
Квинтиліан описывает таковой жестовъ: Малый середній перстъ соединялся съ пальцемъ (подгибался подъ
палецъ), остальные три перста протягивались (изъ двухъ середнихъ перстовъ
разумеется именно малый середній); объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ
говоритъ, что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи,
а при дальнейшемъ произношеніи последней — въ повествованіяхъ, порицаніяхъ и
обвиненіяхъ».
(Голубинский)
Изображения Христа и святых, которые принято называть благословляющими, не имеют такого значения в действительности и ведут свое начало от античных изображений, представляющих ораторов и философов. Древние любили сопровождать слова свои жестами; языческие ораторы и философы прежде, чем держать какие-либо речи или излагать свое учение, прибегали обыкновенно к самым разнообразным телодвижениям, как бы приветствуя тем своих слушателей, или возбуждая в них внимание. На вечере у одной знатной женщины, Ипатии Бурреи, один из гостей, по словам Апулея, начиная свой рассказ, принял следующую позу: подобравши около себя ковер, на котором сидел, и приподнявшись немного на локте, он поднял правую руку и, по примеру ораторов, искусно образовал жест, пригнувши два последних пальца к ладони, а остальные держа на свободе. Нет ничего обыкновеннее, как встретить с этим или подобным жестом изображения в античной живописи и пластике· В античных картинах этот жест весьма часто дополняется еще свитком, который держат в своих руках ораторы, философы и вообще люди ученые, да чем-то вроде кадочки или лукошка (scrinium) у ног их, с несколькими книгами или свитками. Стоит только припомнить, сколько подобных изображений встречается в катакомбах, когда дело идет о Христе, как учителе, об апостолах и пророках, как проповедниках, чтобы убедиться если не в тождестве, то, по крайней мере, в тесной связи этих историко-символи-ческих сюжетов и их атрибутов с обычными приемами представления риторов и философов у классических живописцев и скульпторов. Возникши и выросши на почве, пропитанной традициями многовековой жизни античного мира, молодое христианское искусство, как хорошо уже известно теперь, воспользовалось всем из классического искусства, чем только можно было, начиная с обычных приемов техники до цельного усвоения готовых художественных образцов. Не пренебрегло оно и условными жестами языческих ораторов и философов, применив их к своим целям и вложив в чуждые ему формы новое христианское содержание.
Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Архиологии и Литургике
И вот здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности не возникли на пустом месте. Это, так сказать,«творческая переработка» эллинистической античной культуры. И рассматриваемый нами жест не является исключением. Он заимствован из античной ораторской традиции. У греческих и римских ораторов был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.
Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору». У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию :
Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а также для повествования, порицания или обвинения.
Язык жестов на иконах
Скрещённые на груди руки
С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».
Пожалуй, многим известна поясная икона Спасителя, держащего в левой руке открытое Евангелие. Пальцы же правой сложены особым образом — в виде букв IX (Иисуса Христа). Исторические данные показывают: этот жест символизирует не столько благословение, сколько сам процесс произнесения Спасителем речи, публичного выступления, а именно благовествование Евангелия Царства Божия. Жест характерен еще для дохристианской живописи. Но традиционно иконописцы трактуют его несколько иначе: как благословение именем Господним. Поэтому с конца XIX века пальцы правой руки Сына Божьего изображают сложенными в благословение, буквы IC XC. Распространенным является и трехперстное благословение именем Троицы. Так пишут руки святых патриархов, митрополитов и епископов, а также преподобных и праведников, имевших священный сан.
На иконах святых пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
Приложенная к сердцу рука
С таким жестом изображаются праведники, святые, которые преуспели в искренней молитве, идущей от сердца. Например, икона святого благоверного князя Александра Невского.
Такой может быть также икона на заказ с изображением Пресвятой Богородицы. Или, например, преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.
Две раскрытые на груди ладони
Согласно различным трактовкам две раскрытые ладони обозначают обращение к Господу с молитвой или приятие благодати Божьей. Например, руки матери Богородицы — праведной Анны, святой мученицы Анфисы.
Итак, очевидно, что в иконе такая, казалось бы, незаметная деталь, как жест, имеет огромное значение. Положение пальцев рук и ладоней святого может рассказать о многом: его духовном сане, жизненном пути, чувствах и переживаниях в изображенный иконописцем момент. Знание языка жестов полезно в общении не только с людьми, но и иконами.
Указательный палец в таком жесте на иконах читается как указание на Божественную природу Спасителя, мизинец – на человеческую. Кроме того, соединение малого среднего пальца с большим, при котором остальные протягивались означал у древних ораторов начало речи и сам процесс повествования, подгибание же двух средних пальцев под большой и протягивание остальных подразумевало активное начало речи. Поэтому этот символизм перешел в иконописную канонику как указание на то, что изображенный является активным проповедником, благовестником.