скорочтение миф или реальность
Скорочтение: работает или нет? Часть 3: простые советы
Краткое содержание второй части: мы рассмотрели одни из наиболее популярных механик скорочтения (чтение по диагонали, чтение без пауз, подавление субвокализации и RSVP) и пришли к выводу, что все эти техники оказываются «не без изъяна». Чтение по диагонали вряд ли даст какой-либо эффект, чтение без пауз и подавление субвокализации в чистом виде невозможны, метод RSVP работает, но подходит не для всех текстов.
В этой (заключительной) части расскажем о том, какие советы (в том числе одобренные скорочтецами) помогут не только быстро читать, но и лучше понимать прочитанное – без сложных схем и долгих тренировок.
Как обойтись [практически] без скорочтения
Итак, мы выяснили, что приложения и большинство техник для скорочтения обладают одним весомым недостатком: чем быстрее мы читаем (и чем интенсивнее используем ту или иную технику), тем меньше запоминаем и тем хуже понимаем текст. Так что же может гарантированно помочь нам читать быстрее без потери качества чтения?
Все зависит от того, какой ограничивающий фактор считать наиболее серьезным. Мы убедились, что проговаривание текста про себя, паузы и движения глаз отнимают у нас время, но стремление к полному устранению этих факторов ухудшает восприятие текста – в итоге мы фиксируемся на процессе (чтении), но упускаем суть (понимание материала). Поэтому ученые предлагают сфокусироваться не на форме, а на содержании: нашей способности максимально быстро распознавать слова и понимать их смысл.
Что предлагают исследователи чтения взамен техник и приемов? Для начала, попросту больше читать, уделяя внимание разным жанрам и стилям. Такой подход позволит расширить внутренний словарь легко распознаваемых слов и их комбинаций (о нем мы как раз говорили во второй части материала). Это, в свою очередь, поможет быстрее проговаривать слова про себя и, в итоге, повысит не только скорость, но и качество чтения.
Второй довольно очевидный совет, который помогает читать быстрее, состоит в том, чтобы фокусироваться на тексте. В действительности большинство проблем с чтением и восприятием материала проистекает не из-за того, что читатель не использует те или иные «специальные приемы», а потому, что он часто отвлекается – в итоге одно и то же предложение или абзац приходится перечитывать по несколько раз.
Такие проблемы характерны не только для детей, которые учатся читать, – слишком сложные материалы приходится перечитывать, чтобы уловить их суть. А читая что-то важное, но скучное, многие ловят себя на том, что взгляд продолжает скользить по странице, в то время как мысли оказываются где-то далеко.
Подобные проблемы нередко испытывают и те, кто учится скорочтению: фокусируясь на процессе чтения, человек перестает думать о тексте как таковом. Поэтому «рассеянное чтение» вредит читателю куда больше, чем незнание специальных методик.
Пользователи Quora, например, советуют перед началом чтения (особенно это полезно для сложных – например, научных, текстов) попробовать сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, настраиваясь на процесс, а также заранее продумать, что вы ожидаете получить от статьи или книги: узнать ответ на конкретный вопрос, составить общее представление о теме и т.д.
Нелишним будет заранее оценить уровень своих базовых знаний, а также прикинуть, сколько у вас есть времени на чтение. Такой подход помогает сохранить фокус и дать мозгу сигнал о том, что вам предстоит сложная работа. Это – простые советы, которые мы обычно применяем при решении более серьезных, комплексных задач, однако они отлично подходят и для чтения.
Еще один работающий прием, который не требует развития особых навыков, сводится к тому, чтобы начинать читать в чуть более быстром (по сравнению с обычным) темпе и постепенно замедляться до своей «стандартной» скорости. Это особенно удачный прием для тех, кто действительно испытывает проблемы с чтением – чья скорость ниже средних 300 слов в минуту.
Несмотря на то, что ученые, занимающиеся проблемами чтения, часто называют скорочтение малоэффективным, один из постулатов множества техник скорочтения все-таки важно принимать во внимание: иногда наше желание вернуться к уже прочитанному тексту – это действительно вредная привычка. Понаблюдайте за собой: если сейчас вам не нужно штудировать большой объем текста, и у вас есть возможность провести эксперимент, проследите, как часто вы возвращаетесь к уже прочитанному.
Лучше всего проверить это на «нейтральном» отрывке – не слишком сложном для восприятия (возвращаться к сложным пассажам и «зависать» над новыми словами – это наша естественная реакция, ничего вредного в ней нет). Если вы чувствуете, что у вас есть проблема с «возвратами» – вас так и тянет перечитать одно и то же снова и снова – попробуйте использовать детскую уловку и водить по строке пальцем или карандашом. Это не только будет «мягко» напоминать вам о том, что не нужно возвращаться к прочитанному так часто, но и поможет лучше сфокусироваться на чтении.
По сути это – одна из наименее агрессивных техник скорочтения, которая действительно помогает читать быстрее и при этом лучше понимать прочитанное. Причем помогает не только рассеянным чтецам, но и тем, кому действительно тяжело читать без «особых методик».
Кому все-таки важно скорочтение и кейс Энн Джонс
Скорочтение – не просто набор необычных механик: иногда это одна из немногих возможностей читать с удовольствием для тех, кто испытывает трудности с «обычным» чтением. В эту группу попадают те, кому сложно фиксироваться на больших текстах, а также люди, страдающие различными формами дислексии.
Например Энн Джонс (Anne Jones), шестикратная чемпионка мира по скорочтению (многим она известна тем, что в 2007 прочитала «Гарри Поттера и дары смерти» за 47 минут, сидя в лондонском книжном магазине), обучает методикам быстрого чтения именно тех, кому «просто читать» оказывается тяжело. Скорость чтения у таких людей действительно увеличивается в разы – но, учитывая, что до этого она была невелика, речь идет скорее о том, чтобы поднять ее до нормы «обычного чтения»:
Я очень горжусь мальчиком с дислексией [с которым я занималась]. Он в 10 лет читал на уровне шестилетнего ребенка, но смог за один час «ускориться» с 26 до 60 слов в минуту. Это изменило его жизнь
Самой Энн, кстати, тоже не удалось избежать критики – некоторые ее рекорды, по словам исследователей, обусловлены тем, что она читает относительно знакомый материал. В частности, историю с Гарри Поттером они объясняют так: Джонс читала предыдущие книги из серии и была в целом знакома с фабулой, персонажами и лексикой романа, что облегчило ей задачу.
Достижения большинства скорочтецов также часто ставят под сомнение, утверждая, что погоня за скоростью приводит к тому, что читатель «видит только то, что хочет видеть» или может без потери восприятия читать быстро только на те темы, которые и так ему уже хорошо знакомы.
С другой стороны, уникальные случаи здесь тоже возможны – например, существует компромиссное мнение, согласно которому «заявления организаторов курсов по скорочтению заметно преувеличены» (кстати, курс самой Энн не дает обещаний увеличить скорость чтения до некоторой заданной величины), «в том числе потому, что людей, читающих со стандартной скоростью, и скорочтецов не стоит объединять в одну группу. Возможно, «настоящие» скорочтецы действительно работают с информацией не так, как обычные читатели».
Кстати, метод RSVP (быстрое последовательное визуальное предъявление) Энн Джонс не жалует – по ее мнению, он лишает читателя контекста, в итоге полученную информацию становится невозможно запомнить. С ее точки зрения лучший помощник в деле быстрого чтения – линейка или карандаш, которым нужно водить по строчкам.
Важный момент: чтобы достигать своих супер-рекордов, Энн также следует одному из приведенных выше советов – она читает действительно много разнообразной литературы (по ее словам, «тренируется как спортсмен перед соревнованиями»). Сложно утверждать, что в этом случае оказывает решающее влияние на результат: врожденные способности Энн, «обширный словарный запас» и привычка много читать или «секретные» техники скорочтения.
Альтернативный подход: медленное чтение
Многие эксперты сходятся в одном: чтобы читать легко и быстро, стоит сначала научиться читать медленно. То есть внимательно и вдумчиво работать с текстом, пополняя внутренний словарь. Рост популярности так называемого медленного чтения (slow reading, close reading – оба этих термина обычно переводят как «медленное чтение») в последние годы связан в том числе и с критикой методик скорочтения.
Однако, несмотря на то, что «медленное чтение» называют частью «медленного движения», которое призывает «перестать суетиться и начать жить», и появилось в 80-е годы прошлого века, техники медленного чтения существовали уже давно, в том числе у многих народов в виде институтов толкования сакральных текстов.
Медленное чтение в его «классическом» варианте предполагает не просто внимательное отношение к тексту, но и работу с экспертом по данной теме. Эксперт может объяснить читателю сложные и непонятные места и дать ему недостающий контекст – рассказать об особенностях (исторических, культурных и т.д.), которые не отражены в тексте напрямую, но привели к тому, что он выглядит именно так, а не иначе.
Еще один любопытный формат медленного чтения – «reading like a writer», то есть стремление читать так, как если бы вы сами писали эту книгу вместе с ее автором. Этот подход предполагает исключительное внимание к деталям, тексту, формированию абзацев, изучению диалогов, специфической лексики автора – все это позволяет читателю накопить багаж знаний, помогающих писать книги самостоятельно на основе «лучших практик» мировой литературы.
Итак, вкратце:
Чтобы читать сложные тексты быстрее и при этом лучше их запоминать и понимать, определенно стоит попробовать несколько простых советов:
Мифы скорочтения. Вся правда о быстром чтении
Мифы скорочтения. Такое ощущение, что железный занавес все еще есть… Во всяком случае по теме скорочтения. Вокруг, казалось бы, столько информации, все расписано до подробностей и мелочей, а я сталкиваюсь постоянно с неверным толкованием скорочтения и методик его тренировки. Потому пишу сей просвещающий пост о мифах скорочтения.
Мифы скорочтения
1. «Скорочтение — это поверхностное, по диагонали, отрывочное, неполное чтение. А мне нужно читать и полностью все понимать, а не бегать по верхам».
Самый распространенный миф, на который я уже устаю отвечать. Скорочтение — это, прежде всего, гибкий, интеллектуальный подход к работе с текстом. И гибкость его в том, что вы сами определяете, как вам нужно читать: по верхам или глубоко, выхватывая части или углубленно погружаясь в текст. И то и другое может быть быстрым. Да, именно так: можно быстро глубоко читать и хорошо понимать. Именно над этим, прежде всего, мы работаем в индивидуальной программе по скорочтению. У многих это не укладывается в голове, но так оно и есть.
2. «Если быстро читать, то мало что будет понятно».
Настоящее скорочтение позволяет не только быстро читать, но и качественно понимать. Это еще меньше укладывается в головах людей. Все дело в одной нашей особенности. Наш мозг думает быстрее, чем читает среднестатистический человек. Мозг быстрее воспринимает мысли, чем скорость в 150-200 слов в минуту, а именно так в среднем читают нетренированные люди. Нам нужно лишь подтянуть скорость чтения до реальной скорости мышления, и тогда мы будем понимать еще лучше.
3. «Мне и так тяжело сосредоточиться, я улетаю мыслями, начинается размышление, обдумывание. Скорочтение мне не поможет».
Вы удивитесь, но как раз именно скорочтение поможет сконцентрироваться и не улетать мыслями. Все вытекает из предыдущего пункта. Мозг думает быстрее, чем мы читаем, ему скучно, ему тяжело ждать, поэтому он начинает отвлекаться, размышлять дальше, додумывать сам. Ведь разуму нужны не буквы и не отдельные слова, а смыслы, идеи. Пока мы дойдем до конца предложения или абзаца, чтобы понять идею, наш мозг способен подумать о десяти других вещах. Как только скорость растет, ему некогда отвлекаться, внимание сосредотачивается только на тексте.
4. «Мне нужно не скорочтение, а что-то другое. Ведь я плохо понимаю и запоминаю тексты».
5. «Я пробовал чтение по-диагонали, штурм и прочие техники, но это же некачественное чтение.»
Важно не путать: есть техники и упражнения развития умения быстро читать, а есть сам процесс чтения. Вам не нужно читать вашу литературу по принципу штурма или диагонали. Эти техники нужны для тренировки, чтобы развить ту или иную способность, натренировать определенные умения. В совокупности эти навыки увеличивают скорость чтения, а алгоритмы позволят работать с текстами так, как это нужно вам в конкретном случае.
6. «Я пробовал заниматься по книгам, ничего не помогает. Все это ерунда»
Скажите это тем, кто уже научился читать быстрее в 2-3-5-10 раз, они посмеются. В который раз убеждаюсь, что такой навык можно отточить только под руководством тренера. Я сама училась у тренера и лучшие результаты моих учеников получаются тогда, когда я лично ими занимаюсь, объясняю, подсказываю, корректирую программу. Иногда подпинываю… потому что не существует «витаминки скорочтения» — выпил и быстро читаешь. Приходится потренироваться, поупражняться, но результат того стоит.
7. «Читать быстро могут только избранные, обычному человеку это не дано»
Да, существуют уникальные люди, читающие 200 000 — 500 000 слов в минуту, то есть сразу за секунду несколько страниц. И нам, простым смертным, такое не осилить. Но читать в 2-3-5-10 раз быстрее среднестатистического человека может каждый. Это не заоблачные цифры, а норма скорости нашего обычного мышления.
Представьте себе, будто вы слушаете, как читает первоклашка. Читает по слогам, медленно, иногда путаясь, устает от двух предложений и безнадежно смотрит вам в глаза в полной уверенности, что чтение — тяжкий труд. Разве вы уверены, что он так и будет всю жизнь читать? Конечно, вы понимаете, что со временем, с опытом и тренировкой у него будет получаться быстрее, для этого не надо рождаться с необыкновенными способностями.
А теперь представьте, что точно также на вас смотрят быстрочитающие люди, которые знают, что можно читать быстрее и легче. Просто со временем, с опытом и тренировкой… В общем все возможно. И это не все мифы скорочтения, есть еще много предубеждений против данного навыка. И многие из них, как вы уже поняли, ничего общего с реальностью не имеют.
Существуют разные варианты, как можно научиться скорочтению, я подробно описала их в статье обучение скорочтению.
Кто любит преодолевать себя, расширять свои возможности, быть лучше, чем вчера, приглашаю в индивидуальную работу. Люблю работать с теми, кто стремится к максимальному результату.
И, пожалуйста, напишите, какие еще у вас есть вопросы по скорочтению? Что смущает в этой методике? Может, есть недоверие? Пишите свои вопросы в комментариях.
Скорочтение миф или реальность
Скорочтение стало модно. Вы наверняка видели объявления «скорочтение за 72 часа», «научите ребенка быстро читать», «скорочтение — необходимый навык в учебе». Нейропсихолог и основатель проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready) Анна Полищук приводит популярные заблуждения и на их основе объясняет, что такое скорочтение и как правильно обучать ребенка быстро читать. Вы узнаете, сколько времени потребуется, чтобы овладеть этим навыком, можно ли отдать ребенка на групповые занятия и в каких случаях скорочтение может навредить развитию.
И да, и нет. Умение — однозначно. Но скорочтение — это техника чтения про себя. Именно в ментальном плане, а не вслух. Высшие показатели этой техники недоступны, пока ребенок не научится читать вслух качественно выше определенной нормы.
Вывод: сначала нужно освоить технику чтения вслух, затем уже решать, насколько ребенок готов к скорочтению.
Это главный миф. Структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, ответственные за процессы обучения, так быстро не формируются. Новые сложные нейронные связи, если они получены, но не закреплены, очень быстро нивелируются.
Чтобы овладеть скорочтением, потребуется минимум 3 месяца регулярных занятий.
К сожалению, нет. Об этом многие не знают, но непременно сталкиваются в виде последствий. Скоростное чтение — навык, но не как езда на велосипеде. Его нужно постоянно поддерживать. Без тренировок скорость будет постепенно снижаться, а качество прочитанного «утекать сквозь пальцы».
Если программа индивидуальная, то да, это возможно. Если это работа в группе, то есть риск пропустить важные параметры в развитии и становлении этого хрупкого навыка. И получить нелюбовь к чтению вообще. Навсегда.
Научить всему ребенка «с нуля» проще, чем переучивать. Подходите ответственно к выбору того, где и с кем малыш будет впервые осваивать букварь как систему. Рабочий вариант: мини-группы до 3 человек.
Многим детям противопоказано учиться скорочтению. Педагог по скорочтению — не врач, не логопед и не нейропсихолог, поэтому он не всегда способен отличить индивидуальные особенности ребенка от задержек развития, которые препятствуют освоению навыка. Увеличение и разгон скорости чтения без учета таких трудностей приведет к закреплению проблем, уже имеющихся у ребенка.
Тоже ошибочное мнение. Чтобы решить проблему, нужно понять ее причину. У ребенка может быть диагноз, и если это дислексия, то путь коррекции будет совсем не похож на урок скорочтения: здесь самого чтения будет не так много — сперва работают с образом буквы по всем модальностям и возвращаются к азам.
Когда ребенок уже технически и с понимаем освоил навык чтения, но ускориться не получается, на это есть причина. И она может быть любой: от плохого зрения (неустановленный диагноз) до трудностей с артикуляционным аппаратом и дыханием. Здесь нужно разбираться:
на консультации с логопедом
на диагностике нейропсихолога
на осмотре у невролога
А дальше действовать исходя из рекомендаций специалистов. Скорочтение не решает всех проблем.
То, что ребенок научится только на уроках, — миф. Без регулярных, ежедневных тренировок дома навык будет формироваться бесконечно долго или вовсе не будет освоен. Если ребенок пойдет учиться скорочтению, будьте готовы находить время на домашнее чтение и выполнение упражнений. Иначе деньги уйдут в никуда.
Диагональное чтение — всего лишь один из многочисленных способов ускоренной работы с текстом, причем довольно сложный. Чтобы к нему подойти, сперва нужно будет освоить базовые упражнения для концентрации внимания и работы глаз, множество техник фиксации взгляда и запоминания, отработать пересказы постоянно растущих в объеме текстов, корректно транслировать полученную информацию, уметь обрабатывать разные стили и потоки информации, а уже потом можно будет «взяться за диагональ».
Освоение скорочтения — долгий путь. Не советую искать легких путей, в случае со скорочтением они точно приведут не туда. Желаю Вам успехов!
Скорочтение: работает или нет? Часть 1
Можно ли прочесть «программу на лето» за неделю и изучить рекомендованную литературу к экзамену за одну ночь? Разбираемся в вопросе, который всегда был актуален для студентов.
Фантастические возможности «быстрого чтения»
Каждый из нас в среднем успевает прочесть 200-400 слов в минуту, тогда как «скорочтецы», по их признаниям, могут увеличить этот показатель в 3-4 раза (до 1 000 или даже 1 700 слов в минуту соответственно). Пожалуй, один из самых известных скорочтецов – президент США Джон Ф. Кеннеди. По собственным словам, он не только владел этим навыком и (по некоторым оценкам) читал со скоростью 1 200 слов в минуту, но и стремился к тому, чтобы члены его команды также учились скорочтению и посещали курсы Эвелин Вуд (Эвелин Вуд в конце 1950-х гг. разработала основы обучения скорочтению, которые стали базой для ее учебника и школы «динамического чтения»).
Однако успехи Кеннеди меркнут на фоне других «звезд скорочтения» – Ким Пик (Kim Peek), прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя», мог читать со скоростью 10 000 слов в минуту (8-10 секунд на стандартный книжный разворот). При этом он мог «распараллеливать процессы» – читать две страницы книги одновременно. Такая удивительная способность, правда, была достигнута не только (и не столько) упражнениями: Пик родился с врожденным пороком, который характеризуется отсутствием в мозге мозолистого тела (это сплетение нервных волокон обеспечивает связь между полушариями мозга), и потому (по некоторым предположениям) его полушария могли обрабатывать информацию независимо друг от друга.
Тем не менее, и рекорд в 10 000 слов в минуту оказался побит. Материалы американского исследования 1963 года сообщали о скорочтеце, который умудрялся прочитать более 17 000 слов в минуту. Самым быстрым чтецом в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса (издание за 1990 год), оказался Говард Берг (Howard Berg), который утверждал, что читает книги со скоростью 25 000 слов в минуту (в среднем это более 80 стандартных страниц текста за 60 секунд). Чтение книги в таком режиме выглядит просто как быстрое перелистывание страниц!
Результаты, которых добиваются скорочтецы, действительно поражают. Тем не менее, далеко не все из них стоит принимать за чистую монету – об этом мы расскажем чуть позже, а пока стоит разобраться, чем скорочтение отличается от «обычного чтения», и что по этому поводу думают исследователи.
Чтение и скорочтение: в чем разница
Несмотря на то, что чтение кажется нам непрерывным и плавным процессом, это не совсем так. При чтении наш взгляд фиксируется на слове или группе слов (это занимает примерно четверть секунды). Затем мы переводим взгляд к следующей группе. Такие скачкообразные движения взгляда по странице называется «саккадами» и сами по себе отнимают у нас примерно одну десятую секунды.
После нескольких скачков мы снова останавливаемся, чтобы «переварить» прочитанную фразу или предложение. На это обычно тратится еще 0,3–0,5 секунды. Поэтому Кит Рейнер (Keith Rayner), психолингвист из Массачусетского университета в Амхерсте признавал, что большинство людей, владеющих навыком чтения на уровне школьника старших классов или студента, и читающих «для удовольствия», делают это примерно с одинаковой скоростью – порядка 300 слов в минуту.
Как выглядит скорочтение
Разумеется, при скорочтении мы (чаще всего) точно так же движемся взглядом по странице, на некоторое время задерживаясь на группах слов или символов. Тем не менее, методики, которые обычно применяются в скорочтении, отличаются от того, как «обычно» читают текст. Одни из наиболее популярных методик скорочтения: поверхностное чтение, слежение за текстом, быстрое последовательное визуальное предъявление и некоторые другие.
Слежение за текстом – одна из наиболее старых техник, ускоряющих процесс чтения. В самом простом виде это – использование указателя (пальца, линейки), который необходимо водить по строчкам (чем-то напоминает то, как учатся читать дети). Более сложные вариации на тему слежения за текстом предполагают еще и поиск специфических ключевых слов, что (по словам адептов этой методики) помогает дополнительно ускорить процесс.
Быстрое последовательное визуальное предъявление (Rapid Serial Visual Presentation) – метод, который чаще других используется в современных программах по обучению скорочтению. Он состоит в том, что текст выводится на экран устройства пословно. По мере обучения растет и скорость смены слов на экране (один из наиболее известных примеров проектов, обучающих этой технике скорочтения, – Spritz) [о приложениях, проектах и методиках, помогающих читать если не быстрее, то качественнее, мы подробно расскажем во второй части материала].
Поверхностное чтение – это, по сути «просматривание» текста, помогающее найти наиболее важные его части (ключевые слова, тезисы) и отсеять лишнее, «достроить» весь текст по его части. Пожалуй, эта техника скорочтения вызывает больше всего дебатов.
Поверхностное чтение направлено в первую очередь на «просеивание» текста на предмет ненужной или неважной информации и не подразумевает прочитывание текста как таковое. Поэтому, по мнению некоторых авторов, к скорочтению оно не относится, поскольку не влияет на скорость чтения и не позволяет оценить всю представленную в тексте информацию (согласно исследованиям, наша способность воспринимать информацию при поверхностном чтении заметно ниже, чем при чтении в обычном режиме).
Другие авторы, наоборот, считают, что практически все методики скорочтения так или иначе связаны с поверхностным чтением и отсеиванием «лишнего»:
Просматривание – это не чтение. Если вы ранее не читали текст, который просматриваете, вы упустите массу информации. А курсы скорочтения учат именно просматриванию, а не чтению, хотя (в большинстве своем) и не признают этого
– Тимоти Ноа (Timothy Noah), писатель, редактор Politico, ведущий автор в Slate (2000–2011гг.)
Журналист Тимоти Ноа в своих предположениях оказывается не одинок – с ним соглашался в том числе и уже знакомый нам Кит Рейнер. Его исследования, а также работы некоторых других ученых можно свести к следующему заключению:
Скорочтение – это не чтение [что бы это ни значило]
Выводы Рейнера оказываются не беспочвенны: научную работу, в которой они опубликованы, автор назвал «Движения глаз при чтении и обработке информации: результаты 20 лет исследований» (Eye movements in reading and information processing: 20 years of research). В этой работе Рейнер подтвеждает, что доля людей, читающих «на уровне студента колледжа» (в данном случае имеется в виду, что испытуемый имеет базовое образование и умеет читать не «по слогам»), попадающих по скорости чтения в интервал от 200 до 400 слов в минуту, составляет 95% (средняя скорость чтения, повторимся, равна примерно 300 словам в минуту).
Читать быстрее без существенной потери понимания смысла прочитанного могут буквально единицы. А следовательно, методики скорочтения, обещающие научить практически любого человека читать в несколько раз быстрее, имеют один, но очень весомый минус – они не позволяют в полной мере понять смысл написанного:
Я окончил курсы скорочтения – нас заставляли водить пальцем вдоль страниц, – и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию
Рональд Карвер (Ronald Carver), автор книги «Причины высоких и низких достижений в чтении» («The Causes of High and Low Reading Achievement») (издана в 1990 году) и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити, также активно занимался вопросами изучения скорости чтения. Он тщательно изучил различные техники «ускорения» чтения и провел ряд собственных исследований. В частности, для тестирования он отобрал группу из 16 «суперзвезд» скорочтения. В нее входили как победители конкурсов по скорочтению, так и профессионалы, в чьи рабочие обязанности входило чтение большого объема текстов (среди них – колумнист «Нью-Йоркера» Фред Шапиро и редактор медицинского журнала).
Карвер предложил участникам теста прочесть отрывки из изданий «Ридерз дайджест». Выяснилось, что ни один из испытуемых не смог читать материалы со скоростью выше, чем 600 слов с минуту, сохраняя достаточное (75% и выше) понимание содержания текста. Разумеется, это в два раза быстрее, чем стандартная скорость чтения, но до десятков тысяч слов в минуту скорочтецам оказалось далеко.
Но, может быть, Карвер собрал слишком маленькую группу добровольцев? Или они были недостаточно квалифицированы в скрочтении – в конце концов, не каждый скорочтец может поставить мировой рекорд. Такие возражения вполне обоснованны, однако это исследование дало повод усомниться в «сверх-достижениях» индустрии, которая к моменту проведения тестирования существовала уже несколько десятков лет.
Что стоит за впечатляющими результатами скорочтецов
К сожалению, выдающиеся результаты многих скорочтецов (за исключением Кима Пика) обусловлены их эго, а не реальными возможностями. Все тот же Карвер отмечает, что достижения Кеннеди в реальности могли быть более скромными – скорее всего, он мог читать со скоростью 500-600 слов в минуту, а бегло просматривать текст – со скоростью порядка 1000 слов в минуту (хотя это все равно в два раза быстрее «обычного» чтения).
Как же тогда появилась цифра в 1200 слов в минуту? Биограф Кеннеди Ричард Ривз (Richard Reeves) считает, что она фактически была «взята с потолка» – так предположил один из репортеров Time magazine, работавших в Белом доме. Репортер связывался со школой Эвелин Вуд, в которой обучался скорочтению Кеннеди, но не получил результатов его итогового тестирования – оно не проводилось, так как Кеннеди не завершил курс.
Что касается других выдающихся результатов, то исследование 1963 года (кейс скорочтеца, читающего по 17 040 слов в минуту) относится к разряду неподтвержденных данных. В то время для фиксации достижений не применялись специализированные тесты, и результаты были основаны на самооценке испытуемого – которая вряд ли была точной.
То же самое относится и к достижениям Говарда Берга. По словам Марка Пеннингтона (Mark Pennington), специалиста по вопросам чтения, «Представители Книги рекордов Гиннеса в то время не отличались любовью к перепроверке рекордов, которые они публиковали, и этот рекорд не был зафиксирован ими лично. Они поверили Бергу на слово, а он, вероятно, просто выдумал свой рекорд».
Кстати, в 1998 году Берга привлекла к ответственности Федеральная Торговая Комиссия США за «неверные» и «вводящие в заблуждение» маркетинговые приемы, связанные с продажей его продуктов по повышению скорости чтения. В итоге Бергу было запрещено рекламировать свой продукт как «систему, позволяющую любому – ребенку, взрослому, человеку с инвалидностью – научиться читать со скоростью в 800 слов в минуту и выше».
Итак, вкратце:
Мы читаем дискретно – переводим взгляд от одной группы слов к другой. Такие скачки, или саккады, а также необходимость осмыслить и проговорить про себя прочитанное, отнимают у нас ценное время.
Скорочтение – это совокупность различных механик, позволяющих сэкономить время на изучение текстового материала (за счет сокращения количества движений глазами по строке, умения составить мнемоническую схему материала и ряда других техник).
Скорочтение отличается от обычного чтения – не только по «механике работы», но и потому, что увеличение скорости чтения невозможно без потери понимания текста.
Супер-результаты скорочтецов – как правило, результат саморекламы. Если вы захотите обучиться какой-либо методике скорочтения, стоит рассчитывать на то, что вы сможете читать со скоростью 500-600 слов в минуту без существенной потери понимания текста. Результат в несколько тысяч (или десятков тысяч) слов в минуту едва ли достижим. Но даже 600 слов в минуту – это в два раза быстрее средней скорости чтения практически у всех, кто окончил школу или вуз.
Во второй части материала мы остановимся на том, какие методы скорочтения помогают сэкономить время, а какие не имеют ничего общего с физиологией и реальными возможностями человека. А также расскажем, какие еще методы и лайфхаки помогают узнавать из книг и статей больше за меньшее время.