сколько уровней обучения обж

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема выступления: «О преподавании учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

в условиях введения федерального компонента

государственного стандарта общего образования»

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

В соответствии с ФБУП учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – предмет ОБЖ) впервые вводится как обязательный предмет в основной общеобразовательной школе, и на его преподавание в 8 классе отводится 35 часов в год.

В средней (полной) общеобразовательной школе учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается на двух уровнях – базовом и профильном. На базовом уровне предмет ОБЖ преподается по выбору в 10 классе, и на его изучение выделяется 35 часов в год. Преподавание предмета является обязательным для общеобразовательных учреждений с непрофильным обучением.

При профильном обучении (оборонно-спортивный профиль) предмет ОБЖ преподается в 10-11 классах, и на его изучение в течение двух лет выделяется 140 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» для обучающихся-юношей 10 классов проводятся учебные сборы. Вместе с тем, учебные сборы не включены в ФБУП и должны проводится в конце учебного года после освоения обучающимися основных образовательных программ.

Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Федеральный компонент содержит три стандарта по предмету ОБЖ: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения курса ОБЖ:

освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ на второй ступени общего образования представляет собой три раздела: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Концептуальные подходы федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ является нормативно-правовой основой для создания модели непрерывного обучения школьников в области безопасности жизнедеятельности на базе общеобразовательного учреждения. Предмет ОБЖ в такой модели является базовым, системообразующим. Вместе с предметом «Окружающий мир» в начальной школе предмет ОБЖ обеспечивает непрерывность и преемственность обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности на всех ступенях общего образования, а также создает предпосылки для освоения программ по данному направлению в учреждениях профессионального образования.

Настоящий стандарт реалистичен, включает в себя оптимальный минимум содержания основных образовательных программ, четко сформулированные цели и компетентностный подход к требованиям уровня подготовки выпускников по предмету ОБЖ.

Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ разработан с учетом обязательных минимумов содержания по таким учебным предметам как, например, обществознание, естествознание, природоведение, география, окружающий мир, биология, физическая культура. Это позволило сократить объем содержания предмета ОБЖ, избежать ненужного дублирования изучения ряда вопросов на уроках ОБЖ и других учебных предметах, синхронизировать изучение ряда вопросов по основам безопасности жизнедеятельности с другими предметами.

Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы.

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК.

При организации изучения предмета ОБЖ, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

стандарт основного общего образования по ОБЖ;

стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;

примерные программы по ОБЖ основного общего образования;

примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне;

требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ.

Преподавание предмета ОБЖ в основной школе с использованием действующих учебников представляет определенную трудность. Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ должен быть реализован в течение одного года, в 8 классе, в то же время действующие учебники обеспечивают реализацию содержания (примерно такого же объема, как обязательный минимум содержания) в течение 5 лет. Действующие учебники обеспечивают преподавание ОБЖ как регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения.

Для преподавания предмета ОБЖ на ступени основного общего образования как федерального компонента необходимо использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, издательство «Астрель»), УМК по предмету ОБЖ для 5-9 классов (авторы В.В.Марков и др., издательство «Дрофа»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 и 7 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»).

Для преподавания предмета ОБЖ на базовом уровне в старшей школе можно использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11классов (авторы А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для 10-11 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»). Рекомендации по использованию этих учебников изданы отдельной брошюрой в издательстве «Просвещение». Кроме этого, можно использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы В.В.Марков и др., издательство «Дрофа»), «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, издательство «Астрель».

Для преподавания предмета ОБЖ на профильном уровне в старшей школе кроме учебников, названных выше, можно использовать учебник «Основы военной службы» для учреждений среднего профессионального образования (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Академия», мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К.Шойгу, Ю.Л.Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).

В целом для преподавания ОБЖ можно использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утвержденных приказом Минобразования России от 15 января 2004 года № 111.

Источник

Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Федеральный компонент содержит три стандарта по предмету ОБЖ: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне. Каждый из стандартов включает: 1) цели; 2) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 3) требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения курса ОБЖ:

— освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

— воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

— развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

— овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, основного общего, среднего (полного) общего образования по предмету ОБЖ. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивает их преемственность на всех ступенях общего образования, в том числе на первой ступени с предметом «Окружающий мир», со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием – с учебным предметом «Безопасность жизнедеятельности». Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ представляет обучающимся также возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования с целью получения специальности в области безопасности жизнедеятельности или военной профессии.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

На второй ступени общего образования обязательный минимум содержания предмета ОБЖ представляет собой три раздела: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя понятия об опасных ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни школьников этой возрастной группы, и имеет целью сформировать у них компетенции, необходимые для безопасного поведения в этих ситуациях. В обязательном минимуме содержания опасные ситуации включены по рейтингу, в порядке убывания степени опасности для жизни и здоровья школьников.

Основными темами этого раздела являются: опасные ситуации на дороге; опасные ситуации на транспорте; опасные ситуации при возникновении пожара; опасные ситуации на воде; опасные ситуации при пользовании бытовыми приборами и инструментами; опасные ситуации во время пребывания на природе; опасные ситуации во время нахождения (проживания) на территории с неблагоприятными экологическими факторами; опасные ситуации криминогенного характера; опасные ситуации в местах большого скопления людей; опасные ситуации при угрозе совершения террористического акта, при похищении или захвате в качестве заложника.

Второй раздел обязательного минимума содержания направлен на формирование навыков оказания первой медицинской помощи в случае необходимости во всех опасных ситуациях, приведенных в первом разделе.

Содержание третьего раздела направлено на формирование навыков безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, навыков пользования средствами коллективной защиты, правильных действий по сигналу «Внимание всем!».

На ступени среднего полного (общего) образования для базового уровня обязательный минимум содержания состоит из трех разделов: сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

Содержание раздела «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» направлено на формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни, усвоение основных положений российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья. При изучении этого раздела обучающиеся 10-11 классов смогут освоить навыки оказания первой медицинской помощи в наиболее сложных случаях: при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях, а также должны овладеть навыками проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Содержание этого раздела обязательно изучается обучающимися-юношами и обучающимися-девушками. Для обучающихся-девушек при наличии необходимых условий этот раздел может быть трансформирован в программу углубленного изучения основ медицинских знаний и здорового образа жизни.

Во втором разделе дается более широкое (по сравнению содержанием основной школы) представление о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основными направлениями деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Содержание третьего раздела разработано в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и имеет целью дать наиболее полное представление о военной службе. Раздел включает в себя основные положения российского законодательства в области обороны государства, о воинской обязанности и военной службе; основные этапы истории создания, предназначение и структуру Вооруженных Сил; обязательную подготовку к военной службе; требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности; первоначальную постановку на воинский учет; общие обязанности и права военнослужащих; порядок и особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы.

Третий раздел содержит также темы, которые являются основой для военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации обучающихся.

Обязательный минимум содержания на профильном уровне в старшей школе призван обеспечить углубленное изучение предмета ОБЖ, основной целью которого является подготовить обучающихся к освоению программ в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, сформировать качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.), необходимые гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Обязательный минимум содержания на профильном уровне включает в себя ядро содержания предмета ОБЖ для базового уровня. Вместе с тем, содержание расширяется за счет введения новых тем по гражданской обороне: современные средства поражения и их поражающие факторы; приборы радиационной и химической разведки; дозиметрический контроль, средства и порядок проведения; организация гражданской обороны образовательного учреждения; нормы международного гуманитарного права.

Раздел «Основы военной службы» дополняется темами начальной военной подготовки: основы строевой подготовки; основы огневой подготовки; основы тактической подготовки; организация и подготовка к проведению учебных сборов. В содержание включены также дополнительные вопросы, связанные с профессиональной ориентацией. Вопросы по основам прикладной физической подготовки не включены в обязательный минимум содержания предмета ОБЖ. Изучение этих вопросов предусмотрено федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по физической культуре для профильного уровня.

Требования к уровню подготовки выпускников по предмету ОБЖ – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений по предмету ОБЖ, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» выпускники основной общеобразовательной школы должны овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по предмету ОБЖ на ступени общего образования наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне (в непрофильном общеобразовательном учреждении) выпускник средней (полной) общеобразовательной школы в целом должен:

— знать (понимать): основы формирования здорового образа жизни; основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника; порядок первоначальной постановки на воинский учет; особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы; задачи РСЧС и гражданской обороны;

— уметь: владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

Источник

Сколько уровней обучения обж

сколько уровней обучения обж. Смотреть фото сколько уровней обучения обж. Смотреть картинку сколько уровней обучения обж. Картинка про сколько уровней обучения обж. Фото сколько уровней обучения обж

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

сколько уровней обучения обж. Смотреть фото сколько уровней обучения обж. Смотреть картинку сколько уровней обучения обж. Картинка про сколько уровней обучения обж. Фото сколько уровней обучения обж

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2007 г. № 03-898)

Пояснительная записка

Вместе с тем единый подход к организации образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», к определению его роли и места в период модернизации образования в органах управления образованием субъектов РФ и общеобразовательных учреждениях на должном уровне не осуществляется. Причинами данного положения дел являются:

— отсутствие четкой прогностической работы, опирающейся на анализ современного состояния и содержания безопасности жизнедеятельности как учебной и научной дисциплины;

— низкий уровень развития содержания и методологии учебного предмета в системе общего образования, недостаточность использования современных педагогических технологий как составной части обучения и воспитания обучающихся;

— фрагментарность подхода к преподаванию ОБЖ в общеобразовательных учреждениях на региональном уровне, отсутствие четкого комплексного и тематического планирования образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;

— отсутствие конкретных требований к уровню подготовки обучающихся на региональном уровне, детализирующих результаты освоения обязательного минимума образовательного стандарта по ОБЖ и свидетельствующих об их способностях обеспечить личную безопасность в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, постоянном совершенствовании своих знаний и умений в этой области.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи органам управления образованием субъектов РФ, методистам, преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности с учетом системного подхода к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности и выполняют три основные функции:

— информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета ОБЖ;

— организационно-планирующую, которая предусматривает введение дополнительных часов на преподавание ОБЖ за счет времени вариативной части базисного учебного плана, структурирование учебного материала по ступеням обучения общего образования, определение его количественных и качественных характеристик;

— методическую, которая позволяет преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ, учителям-предметникам, привлекающимся к проведению занятий по ОБЖ, реализовать собственный подход в части тематического планирования курса и структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также выбора путей формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации обучающихся.

1. Общие положения

1.2. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции РФ, законов РФ «Об образовании», «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической экспертизе», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.

1.3. Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают:

— вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

— развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;

— повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

— формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

— формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;

— совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

1.4. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.

1.5. Основные цели и задачи органов управления образованием субъектов РФ в преобразовании и дальнейшем развитии ОБЖ на всех ступенях общего образования должны определяться исходя из государственной и общественной потребности в организации целенаправленного непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности, словий# обеспечения региональной и индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества, из оценки имеющегося содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации общего образования.

1.6. В современных условиях не снижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях общего образования и выделением дополнительных часов на преподавание ОБЖ за счет времени вариативной части базисного учебного плана (регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения).

1.7. Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения следует рассматривать как дополнение и расширение федерального компонента образовательного стандарта общего образования по ОБЖ для всех ступеней общего образования.

2. Определение содержания общего образования по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной части базисного учебного плана

2.1. Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования за счет времени вариативной части базисного учебного плана должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности:

Формирование у младших школьников системных знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, приемах и правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых (в том числе по телефону), об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращении опасных ситуаций и конфликтов дома, в школе, на улице, в общественных местах, на водоемах, при пожаре, а также оказании простейшей медицинской помощи рекомендуется осуществлять за счет времени компонента образовательного учреждения из расчета не менее 0,5 часа в неделю (17 часов в год).

С этой целью целесообразно использовать авторскую программу по курсу ОБЖ для 1-4-х классов общеобразовательных учреждений автора А.Т. Смирнова и др. (изд-во «Просвещение»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» автора В.В. Полякова (изд-во «Дрофа»), альбомы-задачники «Жизнь без опасности» автора Л.П. Анастасовой и др. (изд-во «Вентана-Граф»), рабочие тетради «Безопасное поведение» автора А.В. Гостюшина (изд-во «Открытый мир»), дополнительные пособия из серии «Азбука безопасности» автора А. Иванова (изд-во «АСТ-Пресс»).

2.3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе по одному часу в неделю и определяет самостоятельные образовательные линии (обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности, и формирования содержания тематических направлений.

С учетом этого в основной школе дополнительное время на изучение основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется отводить за счет времени регионального (национально-регионального) компонента из расчета не менее одного часа в неделю (34 часа в год) в 5, 6, 7, 9-х классах. При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:

— безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

— пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

— безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);

— безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

— безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

— основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека).

В приложении 1 даны рекомендации по примерному содержанию образовательных направлений учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования, преподавание которых целесообразно предусмотреть за счет времени вариативной части базисного учебного плана.

2.4. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-м классе по одному часу в неделю на базовом уровне с целью получения обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовки обучающихся, граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования определяет самостоятельные образовательные направления (сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков позволит обучающимся создать цельное представление о безопасности жизнедеятельности, необходимой для благополучного развития личности, общества и государства за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формированию содержания образовательных направлений.

С учетом этого дополнительное время на преподавание основ безопасности жизнедеятельности в старшей школе рекомендуется отводить за счет времени регионального (национально-регионального) компонента из расчета не менее одного часа в неделю (34 часа в год) в 11-м классе на базовом уровне. При этом более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления:

— основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека);

— безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков);

— безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера;

— пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

— основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

— мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

— государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;

— правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

— вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, Вооруженные силы России в структуре государственных институтов);

— военно-историческая подготовка (военные реформы в истории Российского государства, дни воинской славы в истории России);

— военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина);

— государственная и военная символика Вооруженных сил Российской Федерации (символика Вооруженных сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации).

В приложении 2 даны рекомендации по примерному содержанию образовательных направлений учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования, преподавание которых целесообразно предусмотреть за счет времени вариативной части базисного учебного плана.

3. Планирование и организация образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной части базисного учебного плана

3.2. Достижение высоких результатов в подготовке обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, умений и навыков обучаемых по всем годам обучения.

Правильное планирование обеспечивает необходимое направление, структуру и качество обучения; рациональное распределение времени на темы учебного материала; логичную организацию формирования навыков и умений; продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.

3.3. При планировании учебного процесса анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь ее русскоязычные ресурсы: законодательные акты РФ и указы Президента РФ; законодательные акты органов государственного управления субъектов РФ и органов местного самоуправления; сайты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления; правила поведения в экстремальных и опасных ситуациях, данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (поиск в системе «Рамблер»); рекомендации и методические разработки учебных заведений.

3.4. При разработке комплексных календарных планов в них необходимо учитывать мероприятия по основным направлениям деятельности общеобразовательных учреждений и организации учебного процесса по ОБЖ:

— учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций, индивидуальные консультации, факультативные занятия по отдельным образовательным линиям ОБЖ, групповые предэкзаменационные консультации, учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися юношами 10-х классов, итоговая аттестация по ОБЖ учащихся 9-х классов, итоговая аттестация по ОБЖ учащихся 11-х классов и т.д.);

— методическая работа (методические семинары с учителями начальных классов, с классными руководителями 5-9-х классов и преподавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по ОБЖ; индивидуальные консультации для преподавателей ОБЖ; открытые уроки и проведение мастер-класса с учителями ОБЖ по отдельным темам учебного предмета, индивидуальная работа преподавателя по совершенствованию методического мастерства и др.);

— работа по совершенствованию учебно-материальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, приборов, оборудования и имущества, оформление классов и методических уголков по ОБЖ, ремонт оборудования и инвентаря и т.п.).

3.5. При планировании и организации занятий целесообразно разработать региональные программы по основам безопасности жизнедеятельности, определяющие региональный (национально-региональный) компонент для основного общего и среднего (полного) общего образования, учитывающие особенности региона. При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Кроме того, рекомендуется использовать существующие примерные и авторские программы, которые конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета в основной и старшей школе за счет вариативной части базисного учебного плана.

3.6. При разработке тематических планов по изучению основ безопасности жизнедеятельности следует определять оптимальные пути реализации целей обучения по теме или разделу учебной программы, отражать последовательность тем и основных вопросов, разрабатывать методические рекомендации по организации учебного процесса; к каждой теме уточнять список учебной, методической и другой литературы, определять учебно-материальное обеспечение и межпредметные связи, устанавливать формы контроля за качеством подготовки обучаемых.

3.7. Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ необходимо использовать:

— все виды организации учебных занятий (в том числе с использованием компьютерных технологий);

— все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую, в том числе во внеурочное время);

— оптимальные средства и методы оценки качества образовательного процесса (для текущего управления процессом) и уровня подготовленности выпускников (для оценки результата знаний, умений и навыков).

4. Рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов по основам безопасности жизнедеятельности

4.1. При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

— Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.05.98 N 1236);

— Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.99 N 56);

— стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 05.03.2004);

— стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне (приказ Минобразования России от 05.03.2004);

— стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне (приказ Минобразования России от 05.03.2004);

— примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;

— авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9-х классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение»», 2001);

— авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);

— примерные программы по ОБЖ для среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

— примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001);

— авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);

— примерные программы по ОБЖ для среднего (полного) общего образования на профильном уровне;

— требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ. Этот вопрос довольно подробно представлен в «Методических рекомендациях по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях» авторами Н.А. Крючек, С.К. Мироновым, Б.И. Мишиным (изд-во «Дрофа», 2005).

4.2. Преподавание учебного предмета ОБЖ в основной школе с использованием действующих учебников представляет определенную трудность, так как обязательный минимум содержания по этому учебному предмету должен быть реализован в течение одного года в 8-м классе. В то же время действующие учебники обеспечивают реализацию содержания (примерно такого же объема, как обязательный минимум содержания) в течение 5 лет и обеспечивают преподавание ОБЖ как регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения.

4.3. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования целесообразно использовать учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (авт. В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.Н. Вангородский и др., изд-во «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9-х классов (под ред. Ю.Л. Воробьева, изд-во «Астрель»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9-х классов (авт. И.К. Топоров, изд-во «Просвещение»).

4.4. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом уровне в старшей школе рекомендуется использовать учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования (авт. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский и др., изд-во «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х и 11-х классов (авт. А.Т. Смирнов и др., изд-во «Просвещение»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х и 11-х классов (под ред. Ю.Л. Воробьева, изд-во «Астрель»); мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-го класса (под ред. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, изд-во ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).

4.5. В целом для преподавания учебного предмета ОБЖ рекомендуется использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательных учреждениях.

5. Особенности организации подготовки обучаемых в области пожарной безопасности

5.1. Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, констатирует о необходимости повышения роли органов управления образованием субъектов РФ и образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности.

5.2. Организация такой работы в органах управления образованием субъектов РФ и общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом требований Федерального закона «О пожарной безопасности «, законодательных актов и нормативных документов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности, соответствовать решению коллегии Минобрнауки России от 22.03.2005 N 37 (п. 7), рекомендовавшей:

— обеспечить преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1-11-х классах образовательных учреждений общего образования, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков;

— в планах мероприятий по обеспечению безопасности объектов образования предусмотреть ежегодное проведение Дня безопасности в образовательных учреждениях в 1-й четверти учебного года.

5.3. Содержанием учебного предмета ОБЖ предусмотрено обязательное изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Вместе с тем практика показывает, что отведенного федеральным базисным учебным планом времени недостаточно для полного теоретического и практического освещения проблем пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара.

Формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, круглые столы, викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании четвертей перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении.

5.4. Подготовка обучаемых общеобразовательных учреждений в области пожарной безопасности должна быть организована на всех ступенях общего образования, при этом целесообразно:

— с обучающимися 1-4-х классов проводить беседы по предупреждению пожаров в школе и дома, формировать навыки безопасного поведения при их возникновении;

— с обучающимися 5-9-х классов изучать требования норм и правил пожарной безопасности и формировать навыки безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации;

— с обучающимися 10-11-х классов, кроме занятий в области пожарной безопасности, предусмотренных программой ОБЖ, организовать факультативные занятия, примерная программа которых представлена в приложении 3.

5.5. Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении, которые рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие.

5.6. Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:

— бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания учителя и обучающихся и т.п.);

— средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);

— статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т.п.;

— факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2007 г. N 03-898)

Текст методических рекомендаций опубликован в журнале «Официальные документы в образовании», 2007 г., N 18

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *