сколько святых на иконе всех святых
Даже представить трудно, какой силой обладает икона «Собор всех святых»: история происхождения и в чем она помогает
Икона «Собор всех святых» является изображением всего Господня воинства, поэтому она обладает особой силой. Ведь человеку придет на помощь не один Иисус. Речь идет также о Божией Матери, архангелах, церковных патриархах и учителях, страстотерпцах. Какова история происхождения этой иконы и в чем она помогает?
История происхождения
В церкви Божией почитаются все, кто причастился Духа Святого, прославляя Господа своей жизнью либо смертью. Отсюда следует, что памяти достойны не только святые, которые известны всем, но и прочие страстотерпцы с подвижниками, что и перед лицом смерти сохранили верность Иисусу.
Тех людей, что претерпели мучения за веру, начали почитать еще в период становления христианства. А также почитались апостолы, святители, подвижники, правители, внесшие вклад в ее утверждение. Вероятно, это имеет связь с произнесенной Иоанном Златоустом проповедью, посвященную памяти «всех святых, по всему миру пострадавших».
За века христианства число подвижников веры росло, а с ним увеличивалось и число собственных православных святых на Руси. У нас праздник всех святых, как и рассматриваемой иконы, был установлен в XVI веке и приурочен ко второму воскресенью после Пятидесятницы. Затем его забыли в синодальный период и восстановили в 1918 году. Но торжественно праздновать начали лишь с 1946-го.
«Собор всех святых», то есть собрание, относится к наиболее древним иконам. Его начали писать на горе Афон с V-VII веков. Затем в разные годы писались другие иконы. Основным моментом на картине является Страшный суд. Его проходят и атеисты, и верующие. Святая Троица, вершащая суд, расположена на самом верху. Далее идет фигура Богоматери с младенцем на руках. В представлении изображений святых присутствует иерархия.
Кого мы видим на иконе?
Как уже было сказано, вверху и в центре размещены главы Небесного воинства, а ниже можно увидеть:
Икона Всех Святых
ИКОНА ВСЕХ СВЯТЫХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Одна из интереснейших икон с неясным значением – икона Всех Святых. В Православии есть много образов и, по традиции, в разных случаях люди обращаются к разным святым перед разными иконами. Отметим, что образ Всех Святых все же общепринято является универсальным.
СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ
Это так называемая икона Собора – собрания святых.
Древнерусским словом «собор», в переводе «собрание», называют по сей день съезды епископата и христиан-мирян (например, Вселенский Собор – встреча представителей всех Православных региональных Церквей, Поместный Собор – собрание одной Церкви).
Икона Собора Святых – образ, можно сказать, собирательный. На нем изображено Воинство Божие – Небесная Церковь. Зримо определенный святой может быть не виден на ней или просто не изображен, но символически он там присутствуйте. Поэтому перед ней можно смело молиться любому святому.
Может оказаться, что вы носите редкое имя и не можете найти в церковных лавках икону своего небесного покровителя. Тогда приобретите и поставьте в домашний иконостас икону Всех Святых, где символически изображены абсолютно все православные святые.
ЗНАЧЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ИКОНЫ ВСЕХ СВЯТЫХ
Этот образ очень древний. По словам исследователей, древнейшие иконы такого типа относятся к 5-7 векам. Много таких икон было написано на Святой Горе Афон, в уделе Богородицы, одном из самых молитвенных мест Земле.
Иконы Всех Святых легко узнать: на ней, действительно, очень много фигур святых. В центре или вверху – Пресвятая Троица (в иконографии Троицы Андрея Рублева, то есть в виде Трех Ангелов). Ниже изображена Пресвятая Богородица с Младенцем, Предтеча и Креститель Господень Иоанн и ряды святых по иерархии.
ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ВСЕХ СВЯТЫХ
Неделя Всех Святых – праздник, в день которого и накануне образ Всех Святых полагается на аналой в центр каждого православного храма во всем мире. Он празднуется через неделю после праздника Троицы – Пятидесятницы, будучи переходящим вместе с Пасхой, то есть не имея закреплённого календарного числа.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ИКОНЫ
Это образ, на котором изображен святой покровитель каждого. О святом, в честь которого мы названы и который покровительствует нам, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть короткая общая молитва тезоименитому молящемуся святому.
Люди должны обращаться к своим святым заступникам во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв: нам кажется, что потеря некоторых вещей не стоит молитвы, но если вас это повергает в отчаяние – лучше помолиться вашему святому и успокоиться, она не откажет в помощи.
Молитву любому святому перед иконой Всех Святых и в любое время можно читать онлайн по тексту ниже:
«Молись к Богу обо мне, святой угодник Божий (святая угодница Божия) (имя), ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника (цы) во всем и молитвенника (цы) о душе моей».
Иконы ставятся в вашем домашнем иконостасе. На особой полке, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева – Пресвятой Богородицы, а справа – почитаемого святого, обычно тезоименитого вам или вашим близким. Образ Всех Святых может стоять на этом месте.
ЗАСТУПНИКИ И ПОКРОВИТЕЛИ – НЕБЕСНАЯ ЦЕРКОВЬ
В Православии прославлено множество святых угодников, каждый в своем лике, то есть ранге, в котором человек канонизирован: это мученики и страстотерпцы, преподобные, праведники, святители, юродивые, благоверные и равноапостольные – обычно правители, князья. Мы расскажем о наиболее почитаемых чинах святых.
АПОСТОЛЫ
Христианство распространилось по земле большими трудами учеников Христа – апостолов. Они обходили страны и континенты, принимали мученичество, отдавая жизнь за Христа, от Которого при жизни даже отрекались по малодушию. Среди них особо выделяются двенадцать апостолов, ближайших учеников Христа. Многие святые апостолы прославились благодатью помощи в большом количестве дел, ведь их жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ И БЛАГОВЕРНЫЕ
Благоверными святыми называют потрудившихся в духовной жизни на благо государства и свое правителей: например, таким является почитаемый святой князь Александр Невский.
МУЧЕНИКИ И СТРАСТОТЕРПЦЫ В ПРАВОСЛАВИИ
Уже в первохристианские времена появились первые мученики – люди, отдавшие жизнь за веру Христову, отказавшись предать Господа, отречься от христианства. Со временем проявилось деление на мучеников и страстотерпцев – претерпевших мучения от иноверцев и от единоверцев. Ведь христианство стало официальной религией во многих странах, а люди, на словах исповедовавшие христианство, на деле оказывались и злодеями.
ПРЕПОДОБНЫЕ – ПОДОБНЫЕ ХРИСТУ
Это чин святых, которые совершили ради Христа многие аскетические подвиги: это монахи, уходившие ради молитвы в безмолвии и одиночестве за весь мир: они умирали для мира, чтобы воскреснуть для Христа, возрасти в жизни духовной. И удивительно, но многих из них Господь Бог прославил еще при жизни: даже в непроходимых чащах люди находили праведников, а когда те молитвой своей исцеляли их, помогали во всех нуждах – рассказывали другим. Так вокруг преподобных собирались и князья, и знатные люди, которые просвещались их мудростью. Святые благословляли на ратные подвиги и примиряли воюющих, помогали людям и сами возрастали в воздержании, посте и молитве.
ПРАВЕДНЫЕ СВЯТЫЕ ЛЮДИ
Праведные святые – это те, кто жил в миру, но прославлен Господом после смерти – например, святые Петр и Феврония, родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария – или даже при жизни, как святой Иоанн Кронштадтский. Этих людей прославлено немного – видимо, трудно в миру обрести святость, а может, они безвестно уходят ко Господу и обретают славу лишь у Него, оставаясь сокрытыми для других.
БЛАЖЕННЫЕ
Подвиг юродства или блаженства – один из самых непростых духовных путей в христианстве. Люди идут им ради Бога, но под тайным духовным руководством опытных наставников-монахов, духовных отцов.« Блаженными» стали именовать юродивых – это духовный подвиг добровольного, с целью спасения и угождения Христу, отречения от мира, наслаждений и удовольствий, но не в монашестве, а нахождения «в миру», но без придерживая общепринятых социальных норм. Юродивый принимает на себя вид безумного или неразумного, наивного человека. Многие люди ругаются, насмехаются над такими юродивыми – но блаженные всегда терпят лишения и издевательства смиренно. Цель юродства – достижение внутреннего смирения, побеждение главного из грехов, гордости.
Однако юродивые со временем, достигнув определенной духовной меры, в иносказательной форме обличали грехи в мире (словесно или действием). Это служило средством смирения себя и смирения мира, улучшения других людей.
Да хранит вас Господь молитвами всех святых!
День Всех Святых: история, богослужение, иконы, проповеди (+Видео)
В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.
День Всех Святых
Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами.
Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.
История Дня Всех Святых
Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.
Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля).
Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
Богослужение на День Всех Святых
В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.
На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»).
Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).
Тропарь Всем Святым
Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.
Кондак Всех Святых
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Иконы
Вы прочитали статью День Всех Святых: история, богослужение, иконы. Читайте также:
Святыня всех угодников Божиих – символика, происхождение и почитание
У каждого христианина есть личный небесный защитник, который сопровождает Вас в течение всей жизни. Но как быть, если Вы не знаете, к какому подвижнику обратиться? В таком случае на помощь приходят иконы Всех Святых! Фото и их значение, а ещё интересные факты об уникальных образах собраны в этой статье.
Как появилась реликвия?
Данная икона неразрывно связана с Днём, или Собором Всех Святых. В православии его отмечают в 8 воскресенье после Пасхи, в католицизме же этот праздник приходится на 1 ноября и имеет высший ранг торжества. Однако подобные даты установились не столь давно.
Первые упоминания праздника встречаются в календарях IV-V ст. Считается, что он был переосмыслением кельтского Самайна, когда язычники общались с духами усопших предков. В начале VII ст., когда римский папа Бонифаций IV превратил греческое капище Пантеон в храм Девы Марии и Божьих угодников, это торжество приходилось на 13 мая. А в середине VIII ст. Григорий III передвинул день чествования праведников на 1 ноября. Спустя столетие эта дата стала общей для всех церквей.
А вот особые реликвии в память о праведниках, мучениках и подвижниках начали создавать несколько позже. Наиболее ранним сохранившимся произведением является миниатюра из сакраментария (собрания текстов, которые произносились во время мессы) Х ст. – увидеть фото иконы можно в библиотеке Гёттингенского университета (Германия). Постепенно такие образы проникли и в восточнохристианскую культуру – например, множество фресок подобной тематики есть в афонских монастырях. Присутствуют эти рисунки и в старообрядческих летописях. На Западе похожие картины писали Фра Беато Анджелико, братья ван Эйк, Альбрехт Дюрер.
«Поклонение Агнцу» (Гентский алтарь, братья ван Эйк), 2-я пол. XV века
Как выглядит икона Всех Святых?
Икона Всех Святых возникла под влиянием «Откровения Иоанна Богослова». Пророк рассказывает о людях, стоящих у престола Творца и вечно поющих Ему хвалу. Они «пришли от великой скорби; омыли и убелили одежды свои Кровию Агнца». Иными словами, реликвия посвящена как канонизированным праведникам, так и тем, кто остался безвестным, но заслужил милость Бога добродетельной жизнью либо подвигом в Его славу.
Однако это же делает иконографию образа чрезвычайно изменчивой и непостоянной. На первых списках в центре пребывал Иисус Христос, а вокруг Него находились коленопреклонённые ангелы и Господни угодники. В XIV ст. сложился другой сюжет – теперь реликвия состояла из двух сфер. Во внутренней восседала Троица (иногда вместе с Богоматерью и Иоанном Крестителем), а внешняя заполнялась фигурами апостолов, страстотерпцев и чудотворцев, разделённых по иерархическим чинам. Внизу запечатлевали рай – зелёные кущи, среди которых расположились ветхозаветные праотцы (Авраам, Исаак и Иаков), а также разбойник, распятый вместе со Спасителем.
Каково значение святыни?
Подобный образ будто бы переносит зрителя в Небесное Царство, наполняя душу гармонией, счастьем и благодатью. Он символизирует духовное совершенствование, избавление от пороков и страстей, приближение к Богу. Кроткие, но в то же время строгие взгляды подвижников призывают Вас следовать их примеру, соблюдать Господни заповеди, возвеличивать христианскую веру и проявлять милосердие к ближним.
Вдобавок, такая реликвия олицетворяет Торжествующую Церковь – всех праведников, обрётших новое существование во славу Творца. Во главе этого собрания стоит сам Иисус Христос, поэтому оно свободно от распрей, социальных различий и недопонимания.
Как и когда молятся перед иконой?
На образе показано всё Небесное Воинство, а значит, созерцая его, Вы ощутите умиротворение, спокойствие, поддержку незримой, но могущественной силы, обретёте уверенность в себе и поймёте, как лучше поступить в сложных жизненных обстоятельствах. Однако, зная, в чём помогает тот или иной праведник, Вы можете взывать именно к нему! Итак, вот кого рисуют на реликвии:
Популярные товары |
Это далеко не полный перечень подвижников, которые могут быть изображены на реликвии. Часто к ним добавляют апостолов-евангелистов (Иоанна, Матфея, Марка и Луку), архангелов Михаила и Гавриила, пророков Исайю, Иеремию и Иезекииля, праведников, которых чтят в Вашем регионе – например, княгиню Ольгу, крестителя Киевской Руси Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
Помните – перед тем, как излагать свои просьбы, нужно обязательно вознести хвалебную молитву, благодаря и прославляя Спасителя, Богородицу и всех святых. После такого ритуала Ваши слова будут более искренними и прочувствованными.
А купить икону из янтаря – эту или любую другую по Вашему выбору – можно в нашем интернет-магазине!
Молитва Всем Святым
Молитва первая
Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
Молитва вторая
О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Молитва третья
К вам, о святии вси и (имя святого), яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мои ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Молитва четвертая
О, святый угодниче Божий (имярек), подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.