сколько свай под исаакиевским собором
Новый этап строительства Исаакиевского собора
Вид на строительство Исаакиевского собора в 1840 г.
3 апреля 1825 года был утвержден переработанный проект Монферрана. Начался новый этап в строительстве Исаакиевского собора. Перед архитектором стояла задача — соединить новый и старый фундаменты. Известно, что крупные петербургские сооружения строились на сваях. Техника создания свайного основания была несложной: из глубоких траншей откачивали воду, затем вбивали сосновые просмоленные сваи. Их диаметр равнялся 26–28 сантиметрам, высота — 6,5 метра. Расстояние между ними равнялось диаметру свай.
Свайная основа фундамента Исаакиевского собора
Сваи забивали чугунными бабами. Подъем бабы производился воротами, на каждом из них работало по шесть лошадей. Удары ритмично следовали один за другим, пока грунт не уплотнялся настолько, что даже заостренный железный прут с трудом входил в него. И тогда по каждой свае производилось еще десять контрольных ударов. Если и после этого свая не входила в землю, то ее с разрешения смотрителя обрезали.
Работа была трудной. Не случайно Монферран в докладе комиссии сообщал, что летом, в августе, за день забивалось всего пять свай, а в ноябре уже не более двух. В результате этого забивка свай под основание растянулась на целый год. Для подрезки свай на одном уровне Монферран использовал давно известный в России способ: он приказал остановить работу насосов и после того, как вода достигла нужной высоты, ее откачали. Сваи обрезали по отметке, оставленной водой. Промежутки на глубину около метра заполнили утрамбованным древесным углем. Всего на строительной длощадке было забито 10 762 сваи.
Закладка фундамента Исаакиевского собора
Обычно фундаменты, даже под крупными сооружениями, делали «ленточными». Монферран считал, что для Исаакиевского собора необходима сплошная кладка фундамента. Это позволило точнее соединить его с оставшимся старым фундаментом, а также предохранить тяжелое здание от осадки.
На строительной площадке в два ряда уложили гранитные плиты. Под главными точками опоры и углами здания фундамент был выложен особенно прочно. Он состоял из гранитных плит, связанных известковым раствором. Второй слой сделали из бутового камня, уложенного на цементном растворе. Гранитные блоки для фундамента тщательно отбирали и плотно подгоняли друг к другу. Промежутки между плитами после каждого ряда заполнялись гранитным щебнем и утрамбовывались. Под портиками ряды бутовой кладки чередовались с рядами прочных гранитных блоков. Сплошной, массивный фундамент, прокладка из гранита и каменных пород являлись основой устойчивости Исаакиевского собора.
Ответственным моментом явилось соединение нового и старого, ринальдиевского, фундаментов. По периметру старой постройки были вырыты траншеи, в которые засыпали утрамбованный щебень, соединив фундаменты между собой.
Работы по сооружению фундамента продолжались около пяти лет, в них приняли участие 125 тысяч рабочих: каменщиков, плотников, кузнецов.
сколько свай забито под иссакиевским собором?
Исаакиевский собор появился в центре северной столицы в 1858 году. Однако первоначальный указ о строительстве Исаакия был издан еще при Петре Первом. В день рождения царя, который совпал с днем памяти святого Исаакия Далматского, был заложен первый камень в основании храма. С тех пор собор еще не раз менял как свое внешнее обличие, так и место расположения.
При Екатерине II строительством храма был занят итальянский зодчий Антонио Ринальди, а позже его соотечественник? Винченцо Бренне. Но в 1916 году произошло событие, которое привело к очередной реконструкции Исаакиевского собора. Во время одного из богослужений с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди прихожан.
Проблему можно было решить с помощью ремонта, однако Александр I поставил перед французским архитектором Огюстом Монферраном задачу построить новый Исаакий, который должен был стать сердцем Петербурга.
Строительство Исаакиевского собора для Монферрана стало делом всей жизни. До сих пор существует легенда, что французу было предсказано, что он умрет, построив Исаакиевский собор. Неизвестно, было ли это предсказание, однако Монферран действительно скончался через несколько дней после того, как выполнил обещание, данное императору.
Многие считали, что впечатляющий воображение проект невозможно воплотить в жизнь. Самому архитектору пришлось ждать девять лет, прежде чем ему доверили строительство Исаакия. В течение сорока лет на месте собора трудились сотни тысяч рабочих? каменщиков, плотников, кузнецов.
Самой сложной задачей для архитектора стало возведение фундамента на болотистой почве. Чтобы решить эту проблему, было принято решение забить в землю около 11 тысяч свай, а на них в два ряда ложились гранитные блоки.
Вырубка гранитных монолитов главным образом шла на острове Пютерлакс под Выборгом. Также из Карелии доставлялись огромные гранитные блоки весом от 64 до 114 тонн. Стоит ли говорить, что крепостным приходилось прилагать неимоверные усилия, чтобы доставить эти блоки на стройку. Лишь со временем инженеры смогли упростить им эту задачу. С помощью механизмов, используемых впервые, в присутствии царской семьи была поднята и первая колонна собора. Строительство стен началось лишь 8 лет спустя.
Исаакиевский собор поражает воображение своим интерьером. Его стены украшены уникальными иконами и великолепными мозаиками, занявшими площадь 6,5 тысяч кв. метров.
На отделку храма было отдано около десяти лет тяжелой и опасной работы. 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, тысяча тонн бронзы, — все это сделало Исаакиевский собор одним из самых дорогих сооружений Европы.
Мало кто знает, что слабый запах в соборе источают малахитовые пластинки, украшающие колонны. Для того, чтобы скреплять эти пластины, мастера готовили специальный состав, включающий в себя масло миро. Масло варят только в чистый четверг из священного дерева мирры с красным вином и благовониями.
Однако далеко не все, что использовалось строителями, было безопасно для их здоровья: во время золочения куполов погибло около 60 мастеров. Виной тому — ядовитые испарения ртути, без которой невозможен процесс золочения.
Строительство собора началось при Александре I, а закончилось при Александре II. В день открытия и освящения Исаакиевского собора, 11 июня 1858 года, около храма собрались огромные толпы верующих. Их было так много, что некоторым людям пришлось взобраться на крыши ближайших домов
С четвертой попытки: как строили Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Первый Исаакиевский собор в Петербурге был открыт в 1710 году и представлял собой небольшую деревянную церковь. Город быстро рос, поэтому вскоре появилась необходимость построить храм больших размеров. В результате уже в 1717 году на берегу Невы, недалеко от того места, где сейчас стоит Медный всадник, началось строительство второго Исаакиевского собора.
Оно длилось более десяти лет и закончилось в 1728 году, уже после смерти Петра I, присутствовавшего при закладке фундамента собора. В 1730-х годах во время одного из ремонтов выяснилось, что этот фундамент уходит под грунт. Было решено строить собор на новом месте.
Место для строительства третьего Исаакиевского собора в 1766 году выбрала императрица Екатерина II. Было решено возвести церковь в том месте, где Исаакий стоит сейчас.
Проект храма с пятью куполами, облицованного мрамором, разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Однако строительство шло очень медленно, а в 1796 году, после смерти Екатерины и последовавшего за ней отъезда Ринальди, было приостановлено.
Заканчивать строительство собора пришлось Павлу I — он поручил завершить работы новому придворному архитектору Винченцо Бренне. Тот сильно изменил первоначальный проект: был оставлен всего один купол, который стал значительно меньше, а мрамор, который готовили для облицовки, был отправлен на строительство Михайловского замка, в итоге стены были сделаны из кирпича.
Здание, достроенное и освященное в 1802 году, оказалось настолько неудачным, что стало объектом насмешек горожан. Сразу же стало понятно, что ему требуется новая перестройка.
Само поднятие 17-метровых колонн, каждая из которых весила 114 т, также требовало сложного инженерного решения. Для подъема каждой из колонн был разработан отдельный проект, сам подъем занимал около часа, а участие в процессе принимали более ста человек.
Подъем первой колонны стал большим событием — собралось множество жителей города и иностранцев, посмотреть на процесс приехала и императорская семья.
После установки колонн были сооружены пилоновые опоры и начали возводиться стены толщиной до 5 м. Сами стены покрывались мрамором.
После возведения стен и пилонов в соборе установили перекрытия из железного каркаса и кирпича. К 1837 году закончилась подготовка купольного основания, на которое начали устанавливать 24-купольную колоннаду: 64-тонные колонны поднимали на высоту 43 м.
После установки купольных колонн началось сооружение самого купола. По предложению Монферрана он был сделан не из кирпича, а из металла и состоял из трех взаимосвязанных частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. Подобную конструкцию купола использовали при постройке собора Святого Павла в Лондоне.
Сам купол был отлит из, как писал Монферран «комбинации чугуна, кованого железа и пустотелых керамических цилиндров». Таким образом, планировалось сделать его легким, но прочным. Его внешняя окружность по периметру была обшита листами позолоченной меди.
Для улучшения акустики внутри купола были установлены около 100 тыс. керамических пустотелых цилиндров.
30 мая (по новому стилю — 11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение собора, на котором присутствовал император Александр II с семьей. Чин освящения возглавил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий.
Первый фотоснимок строящегося Исаакия был сделан в октябре 1839 года, но, к сожалению, он не сохранился. Старейшая фотография собора из сохранившихся — это калотип одного из пионеров британской фотографии Роджера Фентона, сделанный в 1852 году. Однако на нем храм является лишь частью общего вида города.
Первым качественным снимком Исаакиевского собора следует считать работу Ивана Бианки, сделанную в 1853–1854 годах.
Свайная бойка при строительстве Петербурга 18-19 веков.
Довольно слабые петербургские грунты и желание строить на этих грунтах красивые и тяжелые каменные сооружения, соответствующие своим обликом столице великой державы, диктовали строителям определенные правила возведения данных строений.
Рытье обязательных глубоких рвов и котлованов под фундамент, для того чтобы добраться до более плотных грунтов, не гарантировало их достаточную несущую способность и вынуждало уплотнять грунт при помощи вколачивания в него деревянных свай.
Впоследствии, когда все положенные сваи были забиты, их оголовки, как правило, скреплялись между собой бревнами («срубами», «лежнями») и получался т.н. «ростверк», на который укладывались фундаментные плиты.
Составные части копра: рама копра, на которой он передвигается по земле или подмостьям, ноги или стрелы копра, — вдоль которых поднимается баба, верхняя подушка или голова копра — перекладина, связывающая ноги, подкосы боковые и лестница (задний откос), предохранябющие ноги копра от качки их и шкив, через который перекладывается канат для подъема бабы.
Все части копра скрепляются оковками.
Принадлежности копра: канат, к одному концу которого привязывается баба, а к другому — веревки или кошки, которые служат для подъема бабы рабочими и блок, через который перекинут канат для подъема и установки сваи.
Если потребуется вбивать сваи ниже порога копра, то на нее насаживается посредством железного стержня обрубок дерева («баран»), который потом снимается.
Разведка грунтов перед свайной бойкой осуществляласть специальным горным буравом — «сондой».
«1801 года июня 22 дня в Комиссии о построении Казанской церкви произведен был торг на битие под строение Казанской церкви свай по представлению Г-на архитектора на следующих кондициях: 1-е по заключению контракта, немедленно бить сваи, длиною двух, трех и четырех сажень (4,26 метра, 6,39 метра и 8,52 метра — прим.), толщиною пяти и шести вершков (22 см и 26,4 см) смотря по грунту земли расстоянием от сваи до сваи по длине и поперек рва по три четверти аршина (52 см)(смотря по качеству земли) ежели свайный ход будет слабый, то набивать между ними и в расклинку, а ежели по первому расположению свайных ход будет крепкий, тогда по длине рва свая от сваи расстоянием будет чрез один аршин (71 см) и когда свая в располагаемых рядах, или в росклинке из вышеописанных мер ежели подъем бабы будет на одну, или на две сажени (2,13 метра и 4,26 метра) из шести ударов на один вершок (4,4 см)в землю не пойдет, то оставшийся наверху конец сваи срубить, и ежели подъем будет на три сажени (6,39 см) и с трех ударов не пойдет на вершок (4,4 см), также срубить, принимать же для свайной бойки бревна обмеривая и считать меру с концом обвостренным, а обвастривать же оные сваи не более чем на один аршин (71 см) с казенной стороны, а подбабки из казенного соснового леса делать и бугели насаживать как на них, так и на сваи подрядчику и вбивать оные до тех пор, пока с вышеписанных ударов свая будет вбита в землю, которыя определенным смотрителем записывать в дневные тетради или книги как со стороны подрядчика, так и со стороны казенной, сколько какой меры в день свай будет вбито, оставшиеся же на поверхности земли обрубки выключать и за оные оплаты не требовать, работу сию начать по заключению контракта в немедленном времени и производить оную ручными копрами, или на сделанных машинах лошадьми как место дозволит, но только не менее как шестнадцатью копрами, которые непременно все были бы в действии в исходе сего июня месяца и били б сваи безостановочно так, чтобы не препятствовать и бутовой кладке, когда оная начнется и кончить всю бойку свай будущего сентября к 15-му числу, потребные же к оной свайной бойке материалы иметь подрядчику собственные как то: копры, ломы, бугели, ерши, снасти, машины, словом не требовать от казны ничего кроме казенной кузницы, в коей можно бы подрядчику было за свой счет по заведении материалов производить потребные к работе поковки.
Имеющиеся на лицо при комиссии оснащенные копры четырех сажень (8,52 метра) пять, пяти сажень (10,65 м) один, да неоснащенных пяти сажень (10,65 м) два — всего восемь копров со всеми принадлежнорстями принять по обошедшимся казне ценам до расчету в работе. Чугунные ж боевые бабы получать от комиссии не менее сорока пяти пуд (720 кг). »
* Подбабок — металлическая или деревянная конструкция, которая одной стороной ставится на голову сваи, а второй – под молот (бабу) для предотвращения разрушения сваи в процессе погружения.
* * Бугель — железное кольцо, насаживаемое на деревянную сваю, для предупреждения расщепа во время забивки.
Помимо свай под фундамент, близость строения с Екатерининским каналом (канал Грибоедова), вынудила Воронихина бить шпунтовые сваи — т.н. «шпунтовую линию», огораживающее место строительства от проникающей в котлованы воды. К сожалению, впоследствии, вода все равно прорвала «плотину» и почти три года строители в числе более 20 человек вынуждены были день и ночь откачивать ее из рвов, что привело к значительным незапланированным убыткам.
При строении Исаакиевского собора, свайное поле под фундамент новых частей здания, состояло более из 14 тысяч свай (12130 было забито до 1825 года и около 2000 свай после 4-х летнего перерыва в строительстве).
*Полундра — бить сваи с полундры, полундреным копром, на котором баба подымается доверху, и оттуда сама срывается, падая на сваю; противоположное «бить с нагалу, с рук, и нагальный копер».
До нас дошел чертеж 3-го Исаакиевского собора, судя по которому, архитектор Ринальди забил сваи намного длинее, чем это сделал Монферран, перестраивая собор: под подкупольными пилонами и колокольней на этом чертеже показаны сваи длиною 5 сажень (10,65 м). Все остальные сваи по 4 сажени (8,52 м). Расстояние между осями свай 62 см. Под всем зданием уложен ростверк:
Из описания возведения казематированной батареи Кронштадской Купеческой гавани в 1843 году:
Из описания возведения форта Рисбанк (Павел 1), 1845: