сколько стоило обучение в гимназии до революции

Дворянки, гимназистки, красавицы!

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Программа

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Рукоделие

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Дополнительный класс

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Расписание

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Наказания

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Можно было бы посчитать описанное наказание художественным вымыслом, но такое наказание применительно к Павловскому институту благородных девиц 1860-х гг. содержится в автобиографической книге Н. Лухмановой «Двадцать лет назад (Из институтской жизни)»:

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Форма

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Традиции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Романы

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Последний звонок

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

1. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года. М., 1956. С. 9.

2. Днепров Э.Д. Усачева Р.Ф. Женское образование в России. М., 2009. С. 131-132.

3. Бруштейн А. Голубое и розовое. Пьеса. М.-Л., 1939.

4. Лачинская В.П. Женские гимназии // Педагогическая энциклопедия. Том 2. М., 1965. Стб. 16.

5. Бруштейн А. Голубое и розовое. М.-Л., 1939.

6. Панова В. О моей жизни, книгах и читателях. Л., 1980. С. 35, 37.

7. Константинов Н.А. Очерки. С. 20.

8. Лаурсон А.М. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства Народного Просвещения. Петроград, 1916. С. 910, 911.

9. Матюшина О. Тайна. Повесть. Л., 1975. С. 66.

10. Филиппова К. В гимназии. Свердловск, 1938. С. 130-131.

11. Константинов Н.А. Очерки. С. 21.

12. Озерская Ф.С. Средние женские учебные заведения // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976. С. 135.

13. Константинов Н.А. Очерки. С. 21.

15. Панова В. О моей жизни. С. 39-40.

16. Филиппова К. В гимназии. С. 26.

17. Бруштейн А. Пьесы. М., 1956. С. 189.

18. Луговская Т. Я помню. Повесть о детстве. М., 1987. С. 75; Матюшина О. Тайна. С. 16-17, 63.

19. Филиппова К. В гимназии. С. 26; Мамин-Сибиряк Д.Н. Полн. собр. соч. в 12 т. Пг., 1916. Т. 6. С. 34, 35.

20. Чарская Л. Собрание сочинений в пяти томах. М., 2008. Т. 1. С. 229.

21. Чарская Л. Записки маленькой гимназистки // Романтические истории для девочек. М., 2001. С. 299.

22. Лухманова Н.А. Очерки из жизни в Сибири. Избранные произведения. Тюмень, 1997. С. 397, 398.

23. Филиппова К. В гимназии. С. 36-37.

25. Кривошеина Н. Четыре трети нашей жизни. М., 1999; Катаев В. Зимний ветер. Маленькая железная дверь в стене. М., 1970. С. 101; Мамин-Сибиряк Д.Н. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 34.

26. Каверин В.А. Избранные произведения. М., 1977. Т. 2. С. 52-53.

27. Панова В. О моей жизни. С. 39-40.

28. Василенко И. Жизнь и приключения Заморыша. М., 1967. С. 157.

29. Матюшина О. Тайна. С. 20-21; Бруштейн А. Пьесы. М., 1956. С. 181-182.

30. Панова В. О моей жизни. С. 39-40; Катаев В.П. Юношеский роман. М., 1983. С. 28-29; Реформатская М.А. Юные годы ровесников века // Человек. 1993. N 3. С. 143.

31. Каверин В.А. Избранные произведения. Т. 2. С. 52-53.

32. Щукин М. «Белый фартук, белый бант. » Судьба гимназии и гимназисток // Сибирские огни. 2013, N 3, N 4.

33. Филиппова К. В гимназии. С. 54-57; Будогоская Л. Повести. Л., 1988. С. 32, 33, 34-35.

34. Панова В. О моей жизни. С. 39-40.

35. Филиппова К. В гимназии. С. 66, 112-113.

36. Чарская Л. Записки. // Романтические истории. С. 268-269.

37. Вьюрков А. Рассказы о старой Москве. М., 1960. С. 501.

38. Соловьева Поликсена. Попадья. // Русская мысль. 1915. Кн. XII. С. 27.

39. Катаев В.П. Юношеский роман. С. 210-213.

40. Константинов Н.А. Очерки. С. 30.

Источник

Зарплаты учителей до 1917г.

В дореволюционной гимназии
сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Впрочем, цены не стояли на месте: если в середине 60-х гг. XIX в. пуд ржаной муки продавался в Москве по 77 коп., то в 1890 г. его цена поднялась до 90 коп., а в 1912 г. составила 1 руб. 44 коп. В 1902 г., императорским рескриптом была признана необходимость увеличения содержания учебно-воспитательного персонала средних школ, и в 1903 г. через Государственный совет было проведено решение о выделении соответствующего кредита. Наивысший размер прибавки, выплачивавшийся преподавателю гимназии или реального училища, прослужившему не менее 15 лет, равнялся 360 руб. в год

Причем это был только основной оклад, но следует заметить, что многие земства выплачивали пяти- или десятилетние прибавки (по 10% от оклада или больше). Подобные прибавки также выплачивались учителям и городских начальных школ. В течение последующих лет в законодательном порядке были установлены пятилетние прибавки в начальных училищах всех наименований и ведомств, было введено освобождение от платы за обучение в средних школах детей народных учителей и некоторые другие льготы. В 1914 г. Государственная дума одобрила закон об увеличении минимального учительского жалования до 480 руб., однако условия начавшейся Первой мировой войны помешали проведению этого закона в жизнь.

Народный учитель был государственным служащим, состоял в чине XIV класса (он получал действительный чин после 12 лет службы), носил мундир, был освобожден от воинской повинности (в мирное время), от исполнения обязанности присяжного заседателя, а также, в отличие от любого рабочего, не говоря уже о крестьянине, получал пенсию. Все это было весьма значимым стимулом для выходцев из семей духовных, мещан и особенно крестьян избрать себе учительскую карьеру.

Источник

Страницы истории

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Виды начальных школ/училищ.

Начальные училища делились на следующие типы: в основном: сельские, городские и церковно-приходские; затем на менее распространённые: министерские, фабричные, железнодорожные.

Начальные училища / земские школы / сельские школы / начальные школы — открывались земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях. Земства строили специальные школьные здания, в которых имелась квартира для учителя; в двухкомплектной школе соответственно две квартиры для учителей.

Высшие начальные училища — открывались в городах. Они занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала они назывались уездными училищами, с 1872 года — городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища. Городские училища заняли важное место в системе народного просвещения и образования Российской Империи в 70—90е гг. XIX — начале XX вв. Значимость этих учебных заведений в том, они давали более углубленные теоретические знания, были менее религиозными в сравнении с церковно-приходскими и уездными училищами, и к тому же обучали практическим навыкам.

Школы были раздроблены в своём подчинении.

Начальные школы подчинялись Государству, а церковно-приходские подчинялись синоду, церкви. Кроме того, государственные школы подчинялись разным министерствам: Министерству народного просвещения, Министерству внутренних дел, Министерству государственных имуществ. Были и такие школы которые подчинялись частным лицам. К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них: — 80 801 ведомства МНП, — 40 530 ведомства православного исповедания — 2 414 других ведомств.

От какого социального статуса были обучающиеся

Школа была предназначена для детей всех сословий. В Положении не указывались ни возраст учащихся, ни продолжительность обучения, но фактически в средней и высшей школе преобладали дети дворян и чиновников. Так, проанализировав социальный состав учащихся Орловского четырехклассного городского училища, то очевидно, что в нем обучались преимущественно дети городских слоев населения. Так, в 1898 году обучалось детей дворян и чиновников — 24, купцов и мещан — 210, крестьян — 105. Обучались в училище ученики в возрасте от 10 до 18 лет. Число учащихся было около 300—350 человек [ГАОО, ф. 479, оп. 1, д. 4, л. 21]. Допускалось совместное обучение мальчиков и девочек. Кроме того, имелись еще и особые сословные учебные заведения: институты благородных девиц, кадетские корпуса, несколько «дворянских институтов», Пажеский корпус, Училище правоведения, куда принимали только детей дворян; имелась особая система школ для детей духовенства (духовные училища, епархиальные училища, духовные семинарии).

Среди всех школ начальной ступени образования особо выделялись министерские училища, как по своему статусу — их часто называли «образцовые», так и по положению в системе обучения — они давали законченные знания начального уровня. К ним относились уездные и приходские училища.

Например, Орловская губерния включала в себя 12 у.е.здов: Болховский, Брянский, Дмитровский, Елецкий, Карачевский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Орловский, Севский, Трубчевский [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 45]. До реализации образовательной реформы 1864 года в каждом уездном городе губернии было по одному уездному и приходскому училищу, за исключением Орловского, где действовало три приходских училища, и Ливенского, в котором образовательную деятельность осуществляли два приходских училища [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 47].

Городские училища разделялись на одноклассные, двухклассные, трехклассные и четырехклассные. По ходатайству земства, городских обществ, сословий или частных лиц, содержащиеся на их средства городские училища могли быть учреждаемы также в составе пяти или шести классов [Высочайше., 1872, с. 729].

Продолжительность обучения (число лет)

Начальные сельские школы имели обычно 3−4-летний курс обучения (4-летний курс имели около ¼ всего числа школ) и назывались одноклассными, начальными училищами. Уездные школы, Сроки в них осуществления всеобщей доступности начального обучения, то есть открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 у.е.здах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 у.е.здах (13%) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет

Со-скольки лет идут в школу

В городские училища могли поступать дети не моложе семилетнего возраста, всех званий, состояний и вероисповеданий, без всякого приемного испытания.

Обязанность религиозных знаний

Дети же старшего возраста, от 10 до 14 лет включительно, должны были знать молитву Господню, важнейшие события из священной истории Ветхого и Нового завета, уметь читать и писать по-русски и считать.

Положение 31 мая 1872 года устанавливало классную систему преподавания, то есть каждому штатному учителю поручалось преподавание во вверенном ему классе всех предметов (кроме закона Божия, пения и гимнастики).

Учебный курс городских училищ состоял из следующих предметов: 1) закон Божий; 2) чтение и письмо; 3) русский язык и церков-но-славянское чтение с переводом на русский язык; 4) арифметика, 5) практическая геометрия; 6) география и история отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии; 7) сведения из естественной истории и физики; 8) черчение и рисование; 9) пение; 10) гимнастика [Высочайше., 1872, с. 730]. Обучение пению велось в церковном хоре. Из дополнительных предметов в городском училище преподавались бухгалтерия в объеме учебника Прокофьева, ручной труд и популярная медицина.

Социальный состав учеников «школы» Орловской губернии.

До 1890-х гг. объем курса, методика преподавания, расписание учебных занятий были предоставлены на личное усмотрение учителей.

Учебный год. На выбор этого влияло потребность в занятии сельским хозяйством.

В большинстве уездов Орловской губернии занятия в училищах начинались со второй половины октября. Однако встречались и отклонения на август — сентябрь в одну и ноябрь — в другую стороны. Завершались учебные занятия в первой половине мая или не позднее июня в некоторых уездах. Подвижные сроки учебного года объясняются прежде всего экономическими причинами. В силу того, что сельское хозяйство являлось основой жизни губернии, с началом полевых работ образовательный процесс прерывался.

Упорядочивание Центральной властью учебного года по всей стране.

В 1890-е гг. время начала и окончания работы училищ, примерное расписание стали определяться Министерством народного просвещения. Учебный год удлинился: занятия в училищах начинались раньше, в сентябре, а завершались так же в мае — июне. В городских начальных школах продолжительность учебных занятий была больше, чем в сельских. При этом в церковно-приходских школах сохранялся самый короткий учебный год.

Кто оплачивал занятия

Отличительной чертой финансирования начальной школы дореволюционной России было привлечение средств из самых разнообразных источников, причем в совокупности их объем превышал государственные. Источники средств на содержание начальных учебных заведений Орловской губернии, согласно отчетам губернской управы, можно разделить на семь групп: средства из государственного казначейства, пожертвования благотворительных обществ и частных лиц, от земств, от городских обществ, от сельских обществ, проценты с капиталов или «экономические деньги», плата за учение.

Сколько и какие материальные средства вкладывали в школы

Из статьи «Нового энциклопедического словаря» 1916 г. (стр.144): «В течение 1908−1915гг кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р.» Следует отметить, что в статистических отчетах фиксировались только денежные средства. Все, что поступало в натуральном виде, в основном от сельских обществ, лишь упоминалось; например, дрова для отопления, свечи для освещения школ в 1903 г. размер средств содержания начальных школ составлял около 59 млн руб., из которых: 30,1 млн руб. приходилось на счет земств, сельских и городских обществ; 15,8 млн руб. казенное ассигнование; 13 млн пожертвования, средства от платы за обучение и из других источников. Всего в 1903 г. имелось 87 973 начальных школ всех типов и ведомств. Число учащихся в них составило 5 088 029. Кредиты на народное образование все время неуклонно росли; с 1894 г. по 1904 г. они более чем удвоились: бюджет министерства народного просвещения увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные школы выросли с 2,5 до 13 млн; а одни казенные ассигнования на коммерческие училища (которые получили в дальнейшем широкое распространение) достигли 2—3 млн в год. Примерно в такой же пропорции увеличились за десять лет земские и городские ассигнования на нужды просвещения: к 1904 г., если соединить учебные расходы всех ведомств* и местного самоуправления, сумма ежегодных расходов на народное образование уже превышала 100 млн рублей. С 3 мая 1908 Государством резко увеличивается финансирование всеобщего начального обучения. В 1914 году, по оценке Питирима Сорокина, общие расходы всех государственных ведомств на образование составляли почти 300 миллионов золотых рублей (в том числе 161 миллион по ведомству Министерства народного просвещения), расходы земств и городов по «образовательным» статьям в том же году составляли около 360 миллионов рублей. То есть «консолидированный бюджет» казначейства, земств и городов составлял до 660 миллионов золотых рублей. Один золотой рубль 1914 года по покупательной способности можно оценить примерно в 1000 рублей при уровне цен 2008 года. По оценке Андрея Илларионова, доля всех расходов на образование была в 8−9% от бюджета Российской Империи и в 15−17% от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны.
Сравнение финансирования с странами Европы. По данным Николая Ерофеева расходы на образование на душу населения по сравнению с развитыми странами по прежнему были мизерными. В Англии они составляли 2 р. 84 к. на человека, во Франции — 2 р. 11 к., в Германии — 1 р. 89 к., а в России — 21 копейку.[11] Однако данная оценка (21 копейка на душу населения в 1914 году) представляется явно заниженной. Согласно данным приведенным Питиримом Сорокиным (Сорокин П.А. Социология революции. М., 2008. с.285−286) бюджет Министерства народного просвещения в 1914 году составлял 142 736 000 рублей, общий расход всех министерств на образование составлял 280−300 миллионов рублей, а расход городов и земств приближался к 360 миллионам рублей. Таким образом общий расход на образование составлял около 640 миллионов рублей. Таким образом расходы на образование на душу населения в Российской Империи в 1914 году были не меньше, чем 3 рубля 70 копеек.

На, что шли вкладываемые деньги

Главными статьями расходов училищ являлись затраты на жалование учителям и покупка учебных принадлежностей.

Со второй половины 1890-х гг. школы — в первую очередь министерские и земские — начинают снабжаться наглядными пособиями. Стоимость минимального набора в Орловской губернии колебалась от 15 до 20 рублей [Звягинцев, 1917, с. 64]. Наглядные пособия представляли собой картины из священной истории, разрезную азбуку, картины по русской и естественной истории, зоологический атлас, глобус, географические карты, арифметические счеты, весы и пр.

Кого брали в учителя

Начальные народные училища становились прибежищем для самых разных людей, зачастую не имеющих специальной подготовки, но обладающие элементарными знаниями. Свое применение в школе пытались найти недоучившиеся гимназисты или выпускники уездных, городских училищ из числа разночинцев. Для обучения грамоте крестьян привлекали любого мало-мальски грамотного человека. Широко было распространено мнение, что в деле обучения нет ничего особенного и с ним может справиться любой грамотный человек, особой подготовки для этого не нужно. Учительство начальных народных училищ ведомства Министерства народного просвещения состояло из учителей и учительниц, их помощников и помощниц, а также законоучителей (священников). Порядок назначения, перемещения и увольнения народных учителей был представлен в нормативном документе «Положение о начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. До первой половины 1870-х гг. не существовало экзамена на звание учителя. После 1874 года от учителей стали требовать получения «права на преподавание». Это право могло быть получено после экзамена (в объеме курса городского приходского училища) при средних учебных заведениях [Проект., с. 838]. И хотя требования на экзамене были невысокими, эта мера повышала общий уровень учительского труда по сравнению с дореформенным периодом. Кандидаты на учительские должности избирались прежде всего учреждениями и лицами, содержащими училище.

Методы обучения в начальных школах были те же, что и сейчас: беседа, работа с учебником, рассказ учителя, письменные и графические работы. Демонстрации и иллюстрации (наглядное обучение) занимали меньшее место. В некоторых школах устраивались экскурсии учащихся в интересные в историческом отношении города, в музеи ближайших городов Во многих земских, железнодорожных и фабричных училищах вводился ручной труд. Обучение грамоте велось по звуковому методу (чаще аналитико-синтетическому). Широко практиковалось рассказывание по картинкам. Большая часть времени, отведенного на русский язык, уделялась усвоению грамматики и орфографии. На выпускных экзаменах (особенно при 4-летнем курсе) дети писали довольно грамотно небольшой диктант и могли сделать этимологический разбор простого предложения. В программы по русскому языку и словесности (литературе) были внесены существенные изменения: по прежним программам по русской литературе изучались только произведения писателей первой половины XIX века (Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Крылов, Кольцов и Лермонтов), а теперь в программы были включены и писатели второй половины XIX века (Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Л. Н. Толстой, Достоевский и другие).

Программа была построена слишком формально, и перегрузка занятий по русскому языку грамматикой отрицательно сказывалась на чтении, изложении, на умении учащихся письменно излагать свои мысли. Неплохие грамматические знания и орфографические навыки оказывались, однако, непрочными. Проверка знаний у окончивших начальную школу, произведенная в некоторых уездах, обнаружила понижение их через 2−3 года (по окончании школы) почти на 50%.

Согласно закону 1912 года оклад учителя высших начальных училищ (то есть типа учебного заведения наиболее точно соответствующего семиклассным советским школам) составлял 960 золотых рублей (то есть около 1 миллиона рублей в ценах 2008 года) в год. Согласно штатам Томского технологического института Императора Николая II, утвержденным 23 февраля 1901 года ординарный профессор получал годовой оклад 2400 рублей, плюс столовых 1050 рублей и квартирных 1050 рублей. Во время царствования Николая II оклады университетских профессоров и штатных сотрудников Императорской Академии Наук выросли почти в два раза до 6000 рублей в год. Для сравнения средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 250 рублей в год, строительство крытого железом деревянного дома, соответствующего всем стандартам, площадью 70 кв. м по расчетам строительных смет 1913 года обходилось примерно в 600−700 рублей, кирпичного дома с полной отделкой площадью 150 кв. м — около 3000−4000 рублей. Мясо стоило (в зависимости от региона и сорта) 15−60 копеек за килограмм, картошка 1−2 копейки за килограмм, лошадь — 70−80 рублей, корова дойная 50−60 рублей. То есть даже оклады скромных преподавателей школ и простых научных работников, не говоря уж об окладах профессоров и академиков, были весьма высоки и позволяли обеспечить достойный стандарт жизни.

Число учеников на одного учителя (Орловская губерния)

В докладе комиссии по народному образованию за 1910 год указывалось, что в 433 начальных училищах на одного учителя приходится свыше 50 учащихся, а в 120 из данных школ на одного преподавателя приходилось свыше 70 человек учеников.

Дополнительный заработок учителей

К дополнительным заботам учительского персонала следует отнести обязанности по заведованию ночлежными приютами и общежитиями при начальных школах, которые редко оплачивались [ГАОО, ф. 580, ст. 2, д. 986, л. 68]. Помимо этого, на- родным учителям приходилось преподавать дополнительные предметы (рукоделие, пение, гимнастику и др.) без вознаграждения. Еще чаще имела место необходимость вести занятия по Закону Божию вместо законоучителя, так как у священнослужителей просто не хватало времени заниматься преподавательской деятельностью.

Гендерный учительский процентный сдвиг

Одной из тенденций развития начального образования в Российской империи на рубеже еков была его постепенная феминизация. Это объяснялось не веяниями общественного прогресса, а сугубо прагматическими соображениями: труд женщин был дешевле. На примере начальных школ ведомства Министерства народного просвещения можно проследить, как менялось соотношение учителей и учительниц в Орловской губернии. Если в 1880 году учителя составляли 77% преподавательского состава начальных народных школ, то в 1899 — уже 50%, а в 1910 — 29,4%. В свою очередь, учительницы составляли в том же 1880 году 23%, в 1899 году — 50% и в 1910 году — 70,6% соответственно [ГАОО, ф. 580, ст. 2, д. 986, л. 70]. В целом же Орловская губерния отражала процессы, характерные для всей России.

Изменение качества преподавания

Количественный рост начальных училищ сопровождался, с одной стороны, увеличением численности преподавателей, с другой — снижением образовательного уровня народных учителей. Специалисты с высоким образовательным цензом надолго не задерживались в народной школе.

Число грамотных по стране.

В 1912 г в Московской губернии 95% мальчиков 12−15 лет были грамотны и 75% девочек -Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009 (с.708−709). В 1914 году начальных школ было 101 917 (около 1/3 являлись церковноприходскими), а учащихся в них — 7 030 257. После 1864 года наблюдается количественный рост числа городских приходских училищ. Так, в 1869 году их стало 14 мужских и 9 женских. Женские и мужские приходские училища открылись в губернии в промежутке с 1862 по 1865 гг. в таких уездных городах, как Севск, Трубчевск, Мценск, Елец, Дмитровск, Болхов, Брянск. В 1869 году во всех женских приходских училищах губернии обучалось 665 девочек (преимущественно городских сословий), в то время как в мужских приходских обучалось 1509 человек [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 30 об.]. Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 г. население 34 земских губерний (76 млн.) составляло 46% всего населения Империи (без Финляндии — 164 млн.). Число начальных школ в этих губерниях (без школ грамоты) — 59 907, составляло 61% всего установленного переписью количества таких же школ (98 204). По данным обследования проведенного в 1894 г. Комитетом Грамотности, начальных училищ и школ грамотности в то время было — 60 592 с 2 970 066 учащимися. Охват населения системой образования был очень низкий. Перепись 1897 года выявила 21% грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать см. формуляры переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9%. Самый высокий процент грамотных, 70−80%, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55%, Московская — 40%. 42% грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36% в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30% умеющих читать. Историк Б. Н. Миронов отмечал, что по состоянию на 1889 и 1913 годы доля грамотного населения составляла: Грамотность мужчин/женщин в возрасте старше 9—20 лет на 1889 и 1913 годы Для Российской империи грамотность — умение читать, для других стран — читать и писать. Российская империя Великобритания Германия США Австрия Япония Франция 31/13 91/89 97/95 88/85 74/60 97/— 89/81 54/26 99/99 99/99 93/93 81/75 98/— 95/94 Учащихся в этих заведениях министерства народного просвещения было в 1913 году: в мужских — 219 906 (из них 2/3 в гимназиях и прогимназиях и 1/3 в реальных училищах); в женских — 303 690.. Большее число женских учебных заведений и учащихся в них по сравнению с мужскими объясняется тем, что значительное число мальчиков училось в коммерческих училищах, средних технических училищах и других учебных заведениях, не подведомственных министерству народного просвещения. «Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г. Этой переписью зарегистрировано 100 295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98% действительного количества таких школ. В день переписи в школах присутствовало 6 180 510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85%. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9% всего населения, то оказывается, что лишь около 43% всех детей посещало в 1911 г. начальную школу»… Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1% (в городах — 46,6%, в сельской местности—28,3%).
По данным Военно-статистического ежегодника за 1912 год среди рядового состава армии из 906 тысяч человек числилось 302 тысячи «малограмотных» («неграмотные» не числились). БСЭ (2-е издание) дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев):
Процент неграмотных призывников в России:
Годы 1896 1900 1905 1913
% неграмотных 60% 51% 42% 27%

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции

Обязанность всеобщего образования в странах Европы

Так законы о всеобщем обучении приняты: в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг., в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882. Наша страна отставала от них. Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» С. 187−188 СПб., 1912[2] К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось: в России 59, в Австрии — 143, в Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в Японии — 146 человек. Однако, хотя формально Законы о всеобщем образовании были введены в этих странах раньше России, но их принятие сопровождалось длительной полемикой и борьбой. Например, в Англии полный пакет соответствующих законодательных актов был введен в действие между 1870 и 1907 годами.[4] — то есть в течение 37 лет. В России после обсуждений в Гос. думе в 1908\1912 гг реформу планировали завершить примерно в половине губерний России (в европейской части) до 1918 г, а в полном объёме, по всей империи — к концу 1920-х годов. Фактически к 1917 году практически полный охват начальным образованием был обеспечен в европейской части РИ среди мальчиков, но среди девочек — только на 50%. После революции 1905—1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906—1907 гг. в думе поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования. В 1906 г на рассмотрение выносится законопроект министра народного просвещения П. фон Кауфмана. Некоторые положения этого закона были приняты 3 мая 1908 г., согласно которым было резко увеличено государственное финансирование МНП, а п. 6 закона устанавливал бесплатное (но не всеобщее) начальное образование.

Развитие женского образования

С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование. «На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы, Он поставил пометку: „Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности“. Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковно-приходские школы были значительно увеличены (почти вдвое)».На 1915 в Европейской России в школах обучалось не более 50% девочек в начальных школах.

Физическое здоровье учеников. Школьные парты.

сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть фото сколько стоило обучение в гимназии до революции. Смотреть картинку сколько стоило обучение в гимназии до революции. Картинка про сколько стоило обучение в гимназии до революции. Фото сколько стоило обучение в гимназии до революции
В 1870 швейцарский врач-офтальмолог живший в России Фёдор Эрисман создал первую в мире школьную парту, слитную парту под наклоном с стулом. Сидя за такой партой сутулиться стало невозможным. Император Александр II уздал указ об оснащении такими партами всех школ России. Пётр Коротков усовершенствовал эту парту, сделав её двухместной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *