сколько походов необходимо сделать в первый год обучения в секции по туризму
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»
на заседании педагогического совета
кружка «Спортивный туризм»
для учащихся 10-17 лет
Срок реализации 3 года
Руководитель: педагог дополнительного образования Бондаренко А.А.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.
Цель и задачи программы.
Отличительные особенности программы.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Методическое обеспечение программы.
Образовательная программа «Спортивный туризм», разработана на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели» одобренной и утвержденной Министерством образования РФ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, в соответствии с законом «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах туристической деятельности».
Многолетний опыт работы показывает, что двухчасовых, даже трёхчасовых занятий в неделю физической культурой на уроках в школе недостаточно. Выход из ситуации возможен при добровольном обучении учащихся в системе дополнительного образования, различных спортивных секциях и кружках. Но не все дети с удовольствием посещают традиционные секции и кружки по отдельным видам спорта.
Данная программа предлагает разнообразные виды деятельности учащихся: дети обучаются туристским навыкам, правилам поведения в вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками своего района и края.
Направленность программы – туристическо-краеведческая. Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка, умение действовать в экстремальных ситуациях.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.
В современных сложных экономических и социальных условиях спортивно-оздоровительный туризм является одним из оптимальных способов организации здорового, активного и экономичного досуга всех слоев населения и прежде всего – детей, как наиболее подверженных отрицательному влиянию внешней среды. Спортивный туризм во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины.
Соревнования по спортивному туризму заключаются в командном прохождении дистанции туристско-спортивных соревнований, содержащей естественные и искусственные препятствиях, выполнение специальных заданий с использованием снаряжения, облегчающего и ускоряющего передвижение, обеспечивающего безопасность выполнения технических и тактических задач.
Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.
Кардинальные изменения, произошедшие за последний период в спортивном туризме, привели к делению его на две дисциплины: «маршрут» и «дистанция». Имеющиеся образовательные программы по туризму в той или иной мере отвечают сложившимся требованиям первого направления. Как правило, данные программы носят туристско-краеведческую, исследовательскую направленность и ориентированы на подготовку и проведение познавательных и безаварийных походов. Второе направление представлено программой дополнительного образования детей «Спортивный туризм: туристское многоборье». Данная программа не ориентирована на какую-либо специализацию, а основывается на цикличности спортивно-туристской, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности и самодеятельности туристского коллектива и не учитывает основные требования Единой всероссийской спортивной классификации.
Программа «Спортивный туризм» предусматривает специализацию по группе дисциплин «дистанция», где подготовка спортсменов рассматривается как комплексный, системный, многолетний учебно-тренировочный процесс, ориентированный, в первую очередь, на достижение высоких спортивных результатов, о чем свидетельствуют научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса спортсменов, занимающихся спортивным туризмом на различных этапах многолетней подготовки и выполнение норм на присвоение спортивных разрядов и званий Единой всероссийской спортивной классификации.
Педагогическая целесообразность программы в том, что выполнение задач занятий, развитие физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет детям проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности; даст возможность в подростковом возрасте избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания и других.
1.2.Цель и задачи программы.
Целью программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий спортивным туризмом, обогащение и расширение знаний учащихся в области туризма и спорта. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления.
освоение туристских навыков в походе, слёте;
освоение знаний прохождения технических этапов;
изучение различных способов переправ;
изучение и совершенствование техники наведения туристских этапов соревнований;
Методическая рекомендация для проведения туризма в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В настоящее время, несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения, происходящего в конце прошлого столетия, и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровней, а также инициативе лидеров федераций и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли – желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни.
В последние годы в российской школе увеличилось число часов в учебном плане на физическую подготовку школьников, следовательно, и туристской работе можно уделять больше внимания.
1. Место туризма в системе воспитания школьников
Туризм, как средство физического воспитания, способствует тесному общению школьников с природой, развитию смелости, решительности, любознательности, оздоровлению и закаливанию организма; располагает большими возможностями и позволяет ученикам расширить и углубить знания, полученные в школе; создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых качеств. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Трудно представить себе путешествие без общественно полезной работы. И учить всему этому должен учить учитель – руководитель похода. Он терпеливо показывает ребятам, что и как надо делать, личным примером увлекает их.
Во время путешествий юные туристы проходят по местам воинской славы, осматривают города и села, промышленные предприятия, мемориальные места, связанные с деятельностью выдающихся людей нашей страны. Они видят замечательные памятники старины. Обязанность руководителя – воспитывать у ребят любовь к родной земле, ее полям, лесам, рекам, городам, наследию прошлых веков, которое надо ценить, изучать и беречь. Каждый юный турист, призванный впоследствии в армию, покажет себя образцовым, смелым, мужественным, выносливым воином, готовым встать на защиту своего Отечества.
Туристский поход – пеший (горный, лыжный, водный, велосипедный) переход группы школьников по определенному маршруту с воспитательными, спортивно-оздоровительными и познавательными целями продолжительностью в один, два, три дня. Многодневные (свыше трех дней) путешествия могут быть местными и дальними (за пределы области, края).
Походы, путешествия, экскурсии, школьный туристический лагерь, звёздные походы, слеты-соревнования, школьные туристические вечера, зачетные комбинированные походы по сдаче норм ГТО по туризму – вот перечень форм массовой туристской работы в школе.
В программе «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (Москва, 1992) туризму уделяется большое внимание. С I по IV класс из 170 ч отводится на туризм и 68 ч — на ориентирование на местности. Два раза в месяц рекомендуется проводить День туриста. Для учителя физической культуры и классных руководителей, думающих о здоровье детей, это представляет широкое поле для творческой деятельности.
В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.
Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекая к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.
Существует система организации работы по туризму с детьми. Возглавляет эту работу в стране Центр детско-юношеского туризма при Министерстве образования Российской Федерации. Он выпускает большое количество учебно-методической литературы по туризму, организует республиканские соревнования не только школьников, но и учителей.
В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры, туристские клубы. Педагоги дополнительного образования проводят с детьми работу по многим видам туризма.
2. Содержание и формы туристской работы с детьми
Постановка туристской работы в школе зависит от многих факторов. Прежде всего, от того, как администрация школы понимает оздоровительную, познавательную и воспитательную роль туризма. Хорошо, если в школе найдется среди педагогов энтузиаст-любитель. Помощниками администрации в организации туристской работы в школе могут стать и родители школьников.
Первые члены турсекции, пройдя начальную туристскую подготовку, приняв участие в течение одного года в четырех походах (2 однодневных и 2 двухдневных, в том числе в одном с ночевкой в полевых условиях), получают право на значок «Юный турист». Награждает значком совет образовательного учреждения. Награждение следует провести в торжественной обстановке, приурочив его к общешкольному мероприятию. Это послужит хорошим стимулом для увеличения занимающихся в школьной секции туризма, что, в свою очередь, станет поводом к созданию в школе туристского клуба. Открытым голосованием всех туристов выбирается председатель турклуба и его помощники, отвечающие за разные направления работы. Каждый из них, собрав вокруг себя энтузиастов, возглавляет комиссии клуба.
Комиссий может быть несколько:
комиссия по агитации и пропаганде туризма;
комиссия по походам выходного дня;
комиссия по снаряжению;
комиссия по организации массовых соревнований;
комиссия по краеведению;
комиссия по документации (оформление маршрутных листов походов, представление в совет школы документов на присвоение звания «Юный турист» и т. д. и т. п.).
Совет турклуба работает в тесном контакте с советом физкультуры школы, завучем по воспитательной работе, педсоветом школы.
Из накопленных материалов по проведению ПВД и тематических экскурсий можно начать создание школьного краеведческого музея. Музей будет пополняться экспонатами, собранными в будущих степенных и категорийных походах. При организации музея желательно выбрать конкретные направления. Например, «История района, села, предприятия», «Наши знаменитые земляки», «Выпускники нашей школы» и т. п.
С увеличением численности занимающихся туризмом в школе встанет вопрос о подготовке турорганизаторов и руководителей походов. За помощью в подготовке таких кадров можно обратиться в Центр детского и юношеского туризма или организовать центр подготовки при школьном турклубе, привлекая к работе опытных туристов из числа родителей.
Для помощи турорганизаторам в клубе необходимо создать «Уголок турорганизатора», где собирается материал, необходимый для работы в классах:
рекомендации по снаряжению ПВД;
условные топографические знаки, общие и спортивные;
советы по организации питания;
инструкция по заполнению маршрутного листа;
распределение обязанностей в походе и т. д.
Учебный год желательно закончить общешкольным туристским вечером.
Летом на базе школы можно устроить профильный лагерь. В лагере должны быть созданы необходимые условия для обеспечения отдыха и развлечений, физкультурно-оздоровительной работы, туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности, природоохранных работ, развития разнообразных творческих способностей детей и подростков, организации общественно-полезного труда.
При проведении туристской работы в школе ни турклуб, ни администрация школы не должны забывать о младших школьниках (до 12 лет). В классах силами старших ребят организуются кружки «туристят». С ними проводится начальная форма туристской работы: прогулки на природу, экологические прогулки, экскурсии с посещением памятников культуры и истории, простейшие соревнования с элементами туризма.
Туристская работа с участием классных руководителей и учителей должна проводиться во всех классах. Каждый творческий учитель независимо от специальности может связать свой предмет с туристской работой. Тысячи педагогов считают туризм бесценной находкой в образовательной и воспитательной работе.
Организация туристского похода
3.1. Составление плана и определение цели похода
Любой туристский поход (степенной, категорийный или ПВД) должен быть итогом большой подготовительной работы. Заблаговременное продумывание и планирование мероприятий в походе является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия. В походе все взаимосвязано: цель похода, например, определяет состав группы, снаряжение и маршрут; время проведения — личное и групповое снаряжение; от распределения обязанностей среди участников зависят разработка маршрута, сбор сведений о маршруте, организация питания и т. д. Каждый занимается своим делом: одни разрабатывают маршрут, другие собирают сведения о маршруте, третьи приводят в порядок групповое снаряжение, четвертые организовывают питание и т. п.
Приведенная ниже очередность этапов подготовки к походу оправдала себя на практике:
определение задачи (цели похода);
подбор группы участников;
распределение обязанностей среди участников похода;
определение района похода;
сбор сведений о районе путешествия;
составление календарного плана;
составление сметы похода;
подбор личного снаряжения;
подбор группового снаряжения;
подведение итогов похода.
Подбор группы участников похода и распределение обязанностей
При комплектовании группы необходимо соблюдать определенные требования.
Желательно, чтобы ребята были одной возрастной группы. У них больше общих интересов, единые нормы переходов и переноски грузов и т. д.
Хорошо, если ребята близки по физической подготовке. Не будет насмешек над слабыми. Желание идти в поход можно использовать как стимул в занятиях по физическому воспитанию: хочешь идти в поход — тренируйся. Хорошо, если в группе поровну мальчиков и девочек. Ведь в походе есть и «мужская» и «женская» работа. В походе можно воспитать внимательность в отношении друг к другу. Рекомендуется ходить группами не более 12 человек: так удобнее достать билеты при посадке в поезд, автобус, меньше нужно группового снаряжения, легче создать микроклимат с психологической совместимостью и т. д. Такая группа легче управляется.
При подготовке и проведении похода каждый участник должен отвечать за конкретные дела. Обязанности распределяются с учетом подготовленности и склонностей ребят. Часто бывает, что приходится готовить ребят к выполнению определенных обязанностей (кострового, реммастера, санитара и т. д.).
1. Командир похода. Часто командиром становится сам руководитель похода, забывая о том, что лишает ребят самоуправления. Преподаватель должен выполнять функции консультанта, а командир выбирается из ребят. Желательно, чтобы это был неформальный лидер, энергию которого нужно осторожно и ненавязчиво направить в нужное русло. Дел у командира много. Он участвует в распределении обязанностей среди участников похода, следит за подбором и ремонтом группового снаряжения, помогает в организации питания и покупке продуктов. Командир выбирает с ребятами место привала, руководит бивачными работами, следит за выполнением графика движения, хранит картматериал и ведет документацию похода. Всех обязанностей не перечислить. Например, командир принимает участие даже при распределении по палаткам. Иначе шестеро друзей в одной палатке не выспятся из-за тесноты и духоты, а двое «изгоев» не отдохнут полноценно в другой палатке из-за холода. Кстати, ребята хорошо подчиняются своему сверстнику, если сами выбрали его командиром.
2. Комиссар похода. Несмотря на все перипетии современной жизни, все-таки стоит вводить должность комиссара. Суть не в названии, хотя оно напоминает детям о романтике времен Великой Отечественной войны, а в обязанности, которую он выполняет. Обычно на эту должность выбирается самый чуткий и отзывчивый человек, который первым приходит на помощь, душа группы, основа здорового морального климата в ней.
Как правило, комиссар несет радиоприемник и держит связь с внешним миром. При необходимости входит в контакт с местным населением, получая дополнительные сведения о маршруте движения.
3. Завхоз по питанию. Вместе с командиром и шеф-поваром составляет меню похода и закупает продукты. Распределяет продукты по рюкзакам участников. Ведет четкий учет, кто и что несет из продуктов. По мере расхода продуктов занимается их перераспределением среди участников и тем самым может регулировать вес рюкзаков: сильным — добавить, а уставшим и слабым — уменьшить.
4. Завхоз по снаряжению. Руководит подбором группового снаряжения. Распределяет его вместе с командиром среди участников, следит за его сохранностью и своевременным ремонтом. При уходе с привала контролирует, чтобы участники не оставили снаряжение.
6. Костровой. При необходимости проходит обязательную предпоходную подготовку (правила противопожарной безопасности на природе). Выбирает место для костра, сняв дерн, сооружает очаг. Дерн складывает в удобное место и поливает водой. Должен иметь пилу, топор, саперную лопату, тент для дров, свечи и рукавицы. При разжигании костра использует природный материал (береста, хвоя, высохшая трава и т. п.). В сырую погоду может использовать свечу, рубероид, толь. Дрова готовит к утреннему костру с вечера, чтобы стук топора не разбудил отдыхающих товарищей. Перед уходом с привала разравнивает политые водой угли и золу, возвращает дерн на свое место и поливает водой. Следит, чтобы оставшиеся дрова были убраны и сложены. Тогда те, кто придет за этой группой, могут ими воспользоваться с благодарностью.
7. Реммастер. Комплектует ремнабор, исходя из времени года, маршрута и вида туризма. Ясно, что ремнабор лыжника, велосипедиста и байдарочника будет существенно отличаться. Реммастер должен уметь сделать простейший ремонт личного и группового снаряжения, а главное, ежедневно следить за его сохранностью.
8. Шеф-повар. Пищу в походе обычно готовят по очереди. Обязанности шеф-повара — консультировать дежурных, составить перед походом меню и участвовать в расчете продуктов. Обычно это девочка, которая заранее дома узнает секрет приготовления нехитрых походных блюд. Шеф-повар должен знать нормы продуктов на человека, продолжительность варки тех или иных блюд. Например, горох варится 2,5 — 3 ч, и в походе готовить его неудобно. Обычно в походе крупы вешают кружками, и шеф-повар должен знать, сколько весит кружка того или иного продукта.
9. Фотограф. Обычно после похода составляется отчет. Устный отчет в виде туристского вечера имеет большое агитационное значение для ребят. Хорошо, если на вечере будут показаны фотоальбомы, стенды, газеты и т. д., подготовленные фотографом. Если поход категорийный, то фотоматериалы иногда служат отчетом о местах, где прошла группа. Наиболее надежен фотоаппарат типа «Смена» с металлическим корпусом. Фотопленки на катушках нужно упаковать в полиэтиленовый пакет. При фотографировании необходимо использовать фактор «неожиданности». Снимки, сделанные под команду после долгого позирования, редко вызывают интерес при просмотре.
10. Секретарь. При составлении отчета необходимы записи по дням. Предыдущий день быстро вытесняется из памяти последующим. Секретарь должен записывать не только «лирику», но и данные по маршруту: где лучше пройти, где лучше остановиться, где! питьевая вода, где можно подкупить продукты и т. п. Только такой | отчет может помочь другим пройти этот маршрут.
11. Замыкающий. Назначается из сильных, надежных участников. Он помогает отстающим, регулирует скорость движения. Обычно ребята перед походом разрабатывают своеобразную сигнализацию, чтобы дать знать направляющему о каких-либо изменениях типа: «Снизить скорость движения», «Идем нормально», «Можно прибавить».
Приведенный круг обязанностей можно расширить (эколог, зоолог, ботаник, метеоролог и т. д.) в зависимости от цели похода. Главное, чтобы каждый участник за что-то отвечал. Это дисциплинирует ребят.
3.2. Определение района похода и сбор сведений, разработка маршрута
Пройдя начальную туристскую подготовку и готовясь к категорийным походам, выбрать район похода гораздо сложнее. Многое зависит от вида туризма: пеший, лыжный, горный, водный и т. п. Поход по реке Суре в Ульяновской области в майский паводок — верная «двойка». Летом река, наоборот, пересыхает. Горные походы не проведешь по лесам Белоруссии. Для выбора района нужно обратиться в турклуб, маршрутно-классификационные комиссии, к опытным туристам. Подготовка к походам за пределами своей области, края имеет больше трудностей с картматериалами, подъездом к месту начала маршрута. Да и денег такой поход требует больше, а это при проведении походов с детьми не маловажно.
Любой поход будет интересным и познавательно полезным, если заранее собрать сведения о его районе. Это большая и кропотливая Работа. Об истории родного края, о достопримечательностях тех или иных мест можно узнать в школьной, городской или областной библиотеке. Можно обратиться в Центр детского и юношеского туризма, изучить отчеты в городском клубе туристов об интересующем вас районе. Проводя такую предпоходную работу, ребята много узнают о родном крае, становятся духовно богаче.
Собрав общие сведения о районе похода, приступают к детальной разработке маршрута, используя крупномасштабные карты и схемы. Разработка маршрута опирается на количество ходовых дней и протяженность маршрута, которую туристы смогут преодолеть за эти дни. Маршрут чертится на карте или делается выкопировка из нее в виде маршрутных лент. Указываются места предполагаемых остановок и ночевок, а также краеведческо-экскурсионные объекты.
3.3. Составление календарного плана и сметы похода
Каждая смета имеет приходную и расходную части. Первая говорит о том, где деньги взять, вторая — на что их тратить.
дотация администрации школы из средств на оздоровительную работу;
средства спонсоров (если их удалось найти);
средства, заработанные школьниками (например, заготовкой веников для скота, лекарственных трав, грибов, разноской писем и газет, на уборке урожая);
взносы родителей (как правило, самый надежный источник).
2. Расходная часть: покупка питания; приобретение аптечки; оплата проката снаряжения;
стоимость билетов на проезд к началу маршрута и из конечной точки домой;
приобретение билетов в музеях (если такие посещения запланированы);
Подбор личного и группового снаряжения
Личное снаряжение подбирается с учетом маршрута и времени года, когда проводится поход. Вряд ли стоит в июле на маршруте по возвышенным местам брать резиновую обувь.
В качестве примера приведем личное снаряжение для похода 3-й степени сложности, проводимого в июле в Среднем Поволжье.
1.Рюкзак. Существует много разновидностей рюкзаков: Яровекии, Абалаковский, анатомический и т. п. Главное, чтобы рюкзак соответствовал ребенку по размеру. Необходимо проверить прочность плечевых лямок, под которые желательно подложить на плечи войлок или поролон.
2. Легкий спортивный костюм. Желательно простой и недорогой, чтобы ребята не боялись его порвать или испачкать и чувствовали себя в нем свободно.
3.Трусы. Они должны быть хлопчатобумажными, нельзя допускать, чтобы дети по маршруту шли в синтетических плавках. От них на теле могут образоваться опрелости и потертости. Трусов должна быть, как минимум, пара, чтобы иметь смену.
4.Майка с длинным рукавом. При коротком рукаве могут возникнуть солнечные ожоги. Загорать нужно только на привале. При необходимости тонкая резинка вокруг запястья предохранит от заползания клещей. Количество маек должно быть не менее двух.
5.Свитер легкий. При движении его можно подложить на плечи под лямки рюкзака, ночью привязать на поясницу.
6.Носки (2 пары простых и 2 пары шерстяных). Шерстяные носки, одетые поверх простых носков, предохраняют ноги от потертостей, собирают пот, и ноги остаются сухими. Носки можно менять на каждом привале, пристегнув снятые носки к рюкзаку для просушки.
7.Накидка от дождя. Ее можно сделать из куска полиэтилена в виде мешка, прорезав отверстие для лица. Величина такого мешка Должна позволять надеть его на себя, не снимая рюкзака.
8.Головной убор. Желательно иметь легкую светлую шапочку с козырьком. В крайнем случае на носовом платке можно завязать узелки на углах и надеть его в лесу на голову.
9.Ботинки разношенные, лучше туристские. Толстая подошва ботинка предохраняет стопу от острых мелких камешков.
10.Тапочки легкие для привала.
11.Миска, ложка, кружка. Ложка лучше деревянная, кружка алюминиевая с пластмассовой ручкой, миска при желании одна на 2—3 человека.
12.Спальный мешок или одеяло. Лучше брать спальный мешок, разворачивающийся в одеяло. Можно на 4 человека взять два таких одеяла: одно постелить, другим накрыться.
14.Полотенце и туалетные принадлежности (зубная щетка, паста, мыло).
15.Компас для проведения игр на привалах.
16.Кусок пленки 1 х 1 м. При сырой погоде на привале на него можно поставить рюкзак.
Групповое снаряжение подбирается с учетом маршрута, времени года и числа участников похода (приложение № 1).
3.4. Организация питания
Трудности в организации питания в походе с детьми заключаются в том, что они имеют строгие ограничения в переноске груза. В связи с этим надо проделать большую работу по организации питания еще до похода.
Списаться или созвониться со школами или поселковыми советами с целью выявить, какие продукты можно там достать. Ведь не во всех селах есть нужные продукты, порой даже отсутствует хлеб.
Отправить посылки с продуктами в село почтой до востребования, чтобы можно было пополнить запасы на маршруте.
Насушить перед походом сухари, помня о том, что они по весу в 2 раза легче хлеба.
Найти для похода концентрированные (сублимированные) продукты, например мясные концентраты, бульонные кубики и т.п.
Эта очень важная подготовительная работа, как правило, ложится на плечи руководителя похода, учителя.
Нормы основных продуктов:
картофель — 500 г порция.
В походных условиях при закладке, например, крупы в котел, ее не взвешивают, а измеряют вес кружками (приложение №2).
Очень важно знать, сколько по времени варятся различные продукты (приложение №3), чтобы квалифицированно составить меню. На завтрак лучше приготовить гречневую кашу (35-40 мин), чем перловую (1,5 ч). В противном случае дежурным придется очень рано вставать. Чтобы уменьшить время варки, крупу необходимо заранее залить горячей водой.
Обычно меню в походе составляется циклами. Если вы идете в поход на 6 дней, то можно составить 2-дневный цикл, который повторяется трижды.
Пример составления меню и расчета продуктов на 12 человек. Меню в походе повторяется трижды.
1. Каша пшеничная с маслом.
1. Суп с консервами (килька в томатном соусе).
2. Макароны с сыром.
1. Картошка с тушенкой.
Подобное меню составляется на второй день цикла: вторник, четверг, субботу. В понедельник, среду, пятницу расчет аналогичен первому дню.
Исходя из веса каждого продукта рассчитывается его цена, а потом соответственно — общая цена.
По этому же принципу рассчитывается вторая половина цикла. В итоге должны получиться общий вес продуктов на 6 дней и общая стоимость продуктов на 6 дней.
Ва жно правильно выбрать место для костра. Оно должно быть защищено от ветра и находиться желательно ближе к воде на расстоянии 4—6 м от деревьев. Берегите крону, нависающие над костром ветки. Лучше использовать старое кострище. В походе удобнее для дров свалить одно-два сухих дерева, чем собирать хворост.
Есть несколько типов костров (приложение №5). Чаще всего используются «шалаш» и «колодец». Первый дает много света и поэтому служит для освещения при отдыхе. «Колодец» дает много жара и используется в основном для приготовления пищи. Для подвешивания котлов сооружают «очаг»: многие ставят две рогульки и на них перекладину, расходуя на все это, как правило, три молодых дерева. Проще в качестве «рогулек» использовать обрезки старых металлических лыжных палок (1 — 1,2 м). Это удобно и сбережет молодые деревца. Такая стойка легко забивается в любой грунт, в отверстие стойки вставляются крючки из толстой проволоки для перекладины.
Для подвески посуды используются крючки, которые дают возможность не только легко снять посуду, не снимая перекладины, но и соединенные между собой позволяют подвесить котел на разную высоту.
Документация похода и подведение итогов
Документом для категорийного похода является маршрутная книжка. Заявочные документы (маршрутная книжка, ее копия, справки об опыте участников, руководителя и заместителя руководителя, картографический материал, медицинские справки) не позднее, чем за 30 дней до начала похода необходимо предъявить в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК) для рассмотрения заявленного похода.
Как правило, для походов 1-й и 2-й категорий сложности отчет представляется в устной форме, однако если есть участки первопрохождения, то в письменном виде.
Форма отчета дана в Правилах проведения соревнований туристских спортивных походов. Она представляет собой следующее.
1. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон).
2. Вид туризма, категория сложности, протяженность активной части (км), продолжительность (общая, ходовых дней), сроки проведения.