сколько платят после целевого обучения
Обязательная отработка по целевому направлению
Учусь в вузе по специальности «преподаватель начальных классов» (заочно), одновременно работаю в детском саду музыкальным руководителем. Поступила на учебу по целевому направлению, в соответствии с которым я должна отработать обязательно три года. Я не хочу отрабатывать. За это полагается штраф. Возможно ли избежать отработки?
Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством РФ в соответствии с ч. 7 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Действительно, обязанность по выплате штрафа возложена на гражданина, принятым на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты, установленной Правительством РФ, за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет в силу п. 53 Положения.
Вместе с тем согласно п. 61 Положения стороны договора о целевом обучении освобождаются от выплаты штрафа при наличии следующих оснований.
Гражданин освобождается от выплаты штрафа:
— если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении;
— если онявляется единственным родителем, имеющим трех и более детей.
Заказчик освобождается от выплаты штрафа, если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, а также при наличии основания, предусмотренного абз. 3 или 4 пп. «а» п. 24 Положения (заказчик прекратил осуществление вида (видов) экономической деятельности, указанного в договоре о целевом обучении, в случаях, когда гражданин будет трудоустроен в организацию, являющуюся заказчиком (к индивидуальному предпринимателю, являющемуся заказчиком); организация-работодатель, являющаяся стороной договора о целевом обучении или указанная в договоре о целевом обучении, прекратила осуществление вида (видов) экономической деятельности, указанного в договоре о целевом обучении, или ликвидирована).
При наличии одного из оснований сторона договора о целевом обучении, получившая требование к выплате штрафа, направляет получателю штрафа уведомление в письменной форме о наличии соответствующего основания с приложением копии документа (документов), подтверждающего наличие соответствующего основания.
Штраф выплачивается организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета, в которой гражданин обучался в соответствии с договором о целевом обучении. В случае обучения гражданина в соответствии с договором о целевом обучении в нескольких организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в результате перевода из одной организации в другую), получателем штрафа является последняя из таких организаций. В случае обучения гражданина в нескольких организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме, получателем штрафа является организация, в которую гражданин был принят на целевое обучение в пределах квоты, установленной Правительством РФ (п. 54 Положения).
Таким образом, в изложенной ситуации вы будете освобождены от выплаты штрафа, если будут основания, предусмотренные п. 61 Положения, и исполнены требования по предоставлению документов, подтверждающих наличие соответствующих оснований.
ВС решал, должен ли «целевик» вернуть деньги за учебу
В августе 2012 года администрация города Камышин дала Дарье Тимошенко целевое направление в ВУЗ. Тимошенко поступила в Волгоградский медуниверситет на специальность «Лечебное дело» вне конкурса, а ее обучение оплатила администрация города. Девушка заключила трехсторонний договор о целевом направлении с городской больницей и комитетом здравоохранения администрации города, а после ликвидации последнего – с комитетом по образованию. По условиям, после обучения «целевик» должен пять лет проработать в городской больнице. А спустя еще несколько месяцев стороны заключили допсоглашение. В нем указали, что муниципалитет должен обеспечить еще и послевузовское профобразование (то есть интернатуру). За 6 лет (с 2012 по 2018) администрация города Камышин заплатила за ее учебу 462 000 руб.
После университета Тимошенко планировала продолжить обучение и пойти в ординатуру (к тому времени интернатуру отменили, и получать специализацию можно было в ординатуре), но по ее словам, местная администрация ничего ей не ответила по поводу дальнейшей оплаты. Поэтому сразу после получения диплома выпускница приступила к работе терапевтом в одной из городских больниц Камышина, как и требовал договор с местной администрацией. Но вместо пяти лет она отработала около года. В августе 2018-го она попросила уволить ее по собственному желанию из-за поступления в ординатуру. Тимошенко объяснила, что администрация города не согласилась оплатить ей учебу, поэтому она получит образование за свой счет. Главврач подписал заявление об увольнении, а вот местная администрация оказалась против. Она посчитала, что за 11 месяцев работы в больнице Тимошенко отработала лишь часть расходов на учебу (70 500 руб.). Чтобы вернуть оставшуюся сумму, комитет по образованию администрации Камышина обратился в суд.
Взыскал неотработанное «целевое»
Истец просил взыскать почти 391 000 задолженности (из общей суммы обучения 462 000 руб. вычли 70 500 «отработанных») и 2 500 руб. процентов за пользование чужими деньгами. С требованиями Тимошенко не согласилась. Молодой врач решила, что администрация не выполнила свои обязанности. По соглашению ей должны были обеспечить послевузовское профессиональное образование, но за обучение в ординатуре по факту она платит сама.
Камышинский городской суд пришел к выводу, что между Тимошенко и администрацией возникли гражданско-правовые отношения, и применил нормы ГК. Суд учел, что согласно ст. 309 ГК («Общие положения») стороны должны исполнять обязательства надлежащим образом. Первая инстанция отметила, что истец оплатил обучение, а вот Тимошенко свои обязанности по договору не выполнила и не отработала в больнице пять лет. Поэтому городской суд удовлетворил иск администрации и взыскал с молодого врача почти 394 000 руб. (дело № 2-35/2020). Решение устояло в апелляции, без изменения его оставила и кассация. Тогда Тимошенко пожаловалась в Верховный суд.
Вынужденно оплатила ординатуру сама
Дело № 16-КГ21-11-К4 тройка судей ВС под председательством Людмилы Пчелинцевой рассмотрела 28 июня. На заседании не было представителей администрации, а интересы Тимошенко представлял ее отец Роман Тимошенко (практикующий врач, имеющий и юридическое образование). Правда, «тройка» изучила его доверенность и выяснила, что срок ее истек еще в прошлом году. Председательствующий не разрешила ему представлять интересы ответчицы. После этого ее коллега Светлана Фролкина зачитала материалы дела и жалобу. Там говорилось, что допсоглашение обязывает администрацию города отправить студентку на дальнейшее обучение (послевузовское профобразование), чтобы та получила специализацию.
– Вот эту специализацию она получила за счет собственных средств? – уточнила Пчелинцева.
– Получается так, – ответила Фролкина.
– Она работает сейчас? – спросила Пчелинцева у отца Тимошенко.
После этого «тройка» удалилась в совещательную комнату. Выйдя из нее, Фролкина огласила решение коллегии: акты трех инстанций отменить, а дело вернуть в первую инстанцию. Пчелинцева объяснила, что нижестоящие суды неправильно поняли природу договора: к нему нужно было применять нормы трудового законодательства, а не ГК.
Знания в кредит
Получается, программа, на которую всегда возлагали большие надежды, чтобы снизить дефицит кадров в глубинке, дала сбой? Как снова наладить процесс? В этом разбирались собкоры «Российской газеты».
В среднем целевики занимают от 10 до 30 процентов мест. В медицинских вузах их доля гораздо больше. По отзывам представителей вузов, до места работы не доезжает около 10 процентов целевиков. До 2019 года привлечь «отказника» к ответственности и заставить вернуть деньги, потраченные на учебу, было почти нереальным делом.
Договоры составлялись, но как только речь заходила о штрафах, возникало множество вопросов. Как быть, если целевик переехал, женился, отчислен за неуды, заболел?
В Свердловской области не хватает 678 врачей. И когда к руководству Серовской больницы поступило предложение от студента-медика Кирилла Б. заключить договор на обучение в ординатуре, там возражать не стали. Ведь контракт предполагал, что Кирилл отработает в клинике не менее пяти лет.
За два года Серовская больница из своего скромного бюджета перечислила 187 290 тысяч рублей. Но после диплома выпускник известил: на работу не приду. И не он один. Из шести человек, окончивших в этом году ординатуру, четверо решили разорвать контракты, рассказал пресс-секретарь больницы Олег Романов.
В Вологодской области вопрос с медицинскими кадрами тоже стоит остро. Своего медвуза в регионе нет, поэтому в области всегда много целевиков. В этом году в департамент образования поступило более 500 заявлений. Зачислили 246 студентов. Плюс 106 ординаторов.
Но даже если после вуза ребята и приедут работать в глубинку, не факт, что останутся там навсегда. Целевик-медбрат Амирхан Лузянин из села Оранжереи в Астраханской области честно признается: «Я отработаю, как обещал, и перееду в город. Хочу в городскую больницу устроиться и в медуниверситет поступить. Не хочу в селе прожить всю жизнь». Есть сомнения и у Натальи Барминой из поселка Волго-Каспийский, она целевик от Камызякской центральной райбольницы: «Меня там все знают: бабушка здесь была акушером, мама там же работает. Останусь ли в селе? Время покажет».
Что еще поможет зацепить их на рабочем месте? Жилье, пусть и служебное, детский сад, школа.
Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:
— Проблема в том, что целевой прием в том виде, какой сейчас сделан, не учитывает многие особенности.
Удержать в регионе можно материальными стимулами и предоставлением жилья. Если студент отучился семь лет в медвузе, он думает уже не только о работе, но и о семье. И вопрос жилья становится очень важным.
Самые популярные вопросы о целевом обучении
Целевое обучение — одна из самых популярных тем нашего блога, ведь оно гарантирует бесплатное образование и трудоустройство после вуза. В этой статье вы получите ответы на самые частые вопросы о нюансах целевого обучения.
К кому обратиться с вопросами по целевому обучению в первую очередь?
Самый простой и в то же время надежный способ — обратиться в приемную комиссию вуза, куда вы планируете поступать. Там вам должны подсказать, с какими организациями можно заключить целевой договор по вашему направлению. Иногда информацию о целевом обучении можно найти и на сайте выбранного учебного заведения.
Целевое направление может получить любой человек?
Поступление на целевое обучение состоит из двух этапов: заключение целевого договора и само поступление в вуз. Вы должны соответствовать критериям организации, чтобы заключить договор, и критериям вуза — например, иметь необходимый набор предметов и количество баллов. Каких-то особенных требований к будущим целевикам нет.
Может ли выпускник прошлых лет получить целевое для поступления?
Официально это не запрещено и часто практикуется, но могут быть исключения — для большей уверенности лучше все же спрашивать у организации, с которой вы заключаете договор.
Может ли иностранный гражданин получить целевое направление?
В положении о целевом обучении ограничений для иностранных граждан нет. Однако мы советуют уточнить этот вопрос у своей организации, так как каждое учреждение самостоятельно принимает решения по требованиям к целевикам.
Доступно ли целевое направление людям, уже получившим высшее образование?
Только если первое образование вы получили, обучаясь на платной основе. Государство гарантирует только одно бесплатное образование, поэтому после бюджета поступить на целевое невозможно.
Можно ли взять целевое направление в другом городе?
Целевое обучение и последующая работа не по месту прописки разрешены. Нужно только найти организацию, которая готова заключить договор.
Подробнее об опыте целевого обучения в другом городе вы можете узнать из интервью:
Можно ли перевестись на целевое обучение на 2/3/4 курсе?
С 1 января 2019 года студенты получили право на перевод на целевое обучение вне зависимости от того, на каком курсе они учатся.
Можно ли подписать договоры с несколькими предприятиями и подать документы на поступление на целевое в разные вузы?
Теоретически вы не ограничены количеством заключаемых договоров, только количеством заявок на поступление в вузы — пять вузов максимум. Но в итоге вам нужно будет оставить только один договор с предприятиями, а остальные разорвать.
Можно ли сначала попробовать поступить на бюджет, а при неудаче заключить целевой договор?
К сожалению, это невозможно. Отбор на целевые места происходит до отбора в общем конкурсе — если вы узнаете о неудаче с бюджетом, подавать документы на целевое уже будет поздно.
Что происходит с целевыми местами, если на них не находится желающих?
Если целевые места не заполняются, то они переходят в общий конкурс.
Должен ли студент выплачивать деньги, потраченные на его обучение, если он решил уйти из университета или был отчислен?
Все условия прописываются в договоре между гражданином (студентом) и заказчиком (организацией), поэтому прежде всего стоит обратиться к конкретному документу. Но по общему правилу при незавершенном обучении или при отказе работать в организации вы должны будете выплатить большой штраф.
Будут ли мне платить зарплату в организации, где я должен работать после целевого обучения?
Да, конечно. Это не стажировка или практика, а полноценная работа. Вы будете получать зарплату в соответствии со своей специализацией и договоренностью с организацией. Единственная особенность работы после целевого обучения — невозможность выбора другого места и, например, ухода ради более высокой зарплаты.
Если заказчик-организация целевого обучения нарушает обязательства по трудоустройству, то она обязуется возместить федеральному или местному бюджету расходы на обучение студента. С января 2021 к числу таких организаций в том числе относятся образовательные.
Какие сроки подачи заявления на заключение целевого договора?
Целевой договор необходимо подготовить до подачи документов на целевое обучение в вузе, но конкретных сроков для заключения договора нет. Временные рамки зависят от правил самой организации, так что узнавать про сроки надо у заказчика.
Подписание целевого договора значит, что я точно поступлю на целевое?
Подписание целевого договора — это выполнение лишь первого этапа поступления на целевое обучение. Оно не гарантирует место в вузе — вам может не хватить баллов или места. В таком случае договор автоматически потеряет силу.
Есть ли целевое в колледже?
Да, возможность поступить на целевое обучение в колледжи появилась в 2019 году. Процедура не отличается от целевого поступления в вуз: нужно найти орагнизацию-заказчика и подать документы в учебное заведение.
Как в 2020 году поступить в вуз по целевому направлению?
Если вы не являетесь призером Всероссийских олимпиад, а набранных на ЕГЭ баллов не хватает для поступления на бюджет, это вовсе не значит, что путь к бесплатному обучению с дальнейшей перспективой трудоустройства закрыт. Абитуриентам, желающим получить высшее образование без финансовых вложений, следует рассмотреть возможность поступления в рамках целевого набора.
Шанс обучаться бесплатно, минуя общий конкурс, предоставляется как студентам колледжей и техникумов, так и слушателям программ высших учебных заведений. Для этого заинтересованным молодым людям придется самостоятельно найти организации, которые направят их на обучение и предоставят место в компании после получения диплома.
Суть целевого направления на обучение в вуз
Целевой набор представляет собой программу, направленную на взаимодействие образовательных организаций, частных компаний и молодых специалистов. Это действенный инструмент государственного регулирования, который помогает ликвидировать нехватку кадров в тех областях экономики, где она в данный момент присутствует.
При таком раскладе выгоду получают все: студент учится бесплатно, однако не участвует в общем конкурсе на бюджет; вуз/техникум закрывает набор на определенные (обычно не самые востребованные) специальности; работодатель получает минимум на 3-5 лет квалифицированного сотрудника с профильным образованием.
Что касается законодательного регулирования, то целевой набор производится согласно 56 статье ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. В ней говорится о том, что:
Условия и специфика
Будучи способом привлечения молодых людей к работе в не самых популярных отраслях экономики, целевой набор имеет ряд специфических особенностей:
Взамен предоставляемых льготных условий будущий дипломированный сотрудник обязуется отработать в компании не меньше 3 лет с момента зачисления в штат.
Как получить целевое направление в 2020 году?
Чтобы получить целевое направление, молодой человек должен:
Поскольку претендентов на целевые квоты обычно немного, это прекрасная возможность учиться бесплатно для тех абитуриентов, которым после ЕГЭ не хватает баллов, чтобы пройти на бюджет. Кроме того, помимо отсутствия финансовых затрат непосредственно на обучение, студенту не придется думать о съемном жилье, месте отработки практики и средствах на жизнь, так как за все это отвечает будущий наниматель.
Доступные специальности в 2020 году:
Дополнительно льготный набор проводится по следующим профилям:
Как видно из приведенных выше списков, целевые квоты предоставляются в основном на сложные технические специализации, а также на направления, предполагающие тяжелые условия труда. Так, например, геологи трудятся по всей стране, включая Крайний Север, а зоотехники большую часть рабочего дня проводят на фермах и в животноводческих хозяйствах, где далеко не всегда есть отопление и даже крыша над головой.
Направление в медицинский вуз
Для абитуриента сотрудничество с будущим работодателем – хорошая возможность обойти традиционно большой конкурс на поступление в мед. университет. Идеально, если перед принятием решения об обучении в вузе молодой человек окончит медицинский колледж. Среднее образование позволит понять, что выбранный профиль ему подходит, а лечение людей является его призванием.
Получить целевое направление можно в Департаменте здравоохранения того города или района, где проживает абитуриент, рассчитывающий на льготное место. Причем подать заявку необходимо за полгода-год до начала вступительной кампании.
Алгоритм действий в данном случае выглядит так:
Достаточно часто работодатели сами предлагают оплатить учебу в вузе своим сотрудникам, имеющим диплом колледжа/техникума, поэтому целевые квоты доступны как бывшим школьникам совсем без опыта, так и людям со средним образованием.
Что касается вопроса “Где найти заказчика?”, то здесь следует обратить внимание на государственные мед. учреждения, где присутствует стабильная нехватка квалифицированных кадров, либо на частные медицинские центры (лучше сетевые), которым нужны врачи узкого профиля.
Поиск спонсора – дело трудоемкое, поскольку подготовка специалиста с нуля стоит достаточно дорого. Однако нельзя опускать руки после первого отказа, ведь если не десятая, то сотая попытка обеспечить себе льготное место обязательно увенчается успехом!
Требования к абитуриентам
Кроме того, что молодым людям, желающим получить целевую квоту, нужно предоставить заверенную копию договора с работодателем, документы для поступления в вуз ничем не отличаются от стандартной вступительной кампании. Абитуриенту необходимо собрать следующий пакет бумаг:
Молодым людям, участвующим во вступительной кампании в медицинский университет и претендующим на целевые места, пригодится участие в волонтерских программах (помощь пожилым людям, инвалидам), прохождение курсов первой помощи, опыт работы в качестве санитара.
Организации, выдающие направление, могут отправить в образовательное учреждение письмо с описанием достоинств заинтересованного в целевой квоте абитуриента. Там они рассказывают, почему именно этот абитуриент достоин льготного места и как он вскоре будет полезен обществу, государству и самому нанимателю.
Личное обращение руководителя предприятия к представителям университета значительно повышает шансы молодого человека на зачисление, поскольку участников программы выбирают не только по количеству набранных на ЕГЭ баллов, но и с учетом личных достижений, персональных качеств и потенциала.
Как заключить договор?
Договор о целевом обучении – это стандартный гражданско-правовой договор, составляемый по форме, утвержденной Правительством РФ. Сторонами в данном случае выступают Заказчик (если говорить про мед. вуз, например, Министерство здравоохранения или частная клиника) и Гражданин (абитуриент).
В обязательства заказчика входит предоставление:
Ключевым пунктом договора является трудоустройство получившего диплом выпускника на соответствующую приобретенной специализации должность не позднее срока, прописанного в документе.
На что следует обратить внимание при заключении договора абитуриенту? На то, что, согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, он обязан не только пройти всю образовательную программу в формате очного/заочного обучения, но и отработать на предприятии не меньше 3 лет по направлению, отвечающему приобретенной квалификации.
В бумагах должны быть обозначены следующие пункты:
Когда обращаться за получением направления?
Чтобы участвовать в конкурсе на целевую квоту, будущему абитуриенту следует озаботиться вопросом поиска “спонсора” за год до поступления. В этом случае молодому человеку хватит времени, чтобы подобрать государственную или частную организацию, которая не просто согласиться оплатить его образование, но и будет интересна ему самому.
Если брать медицинский профиль, то тут, безусловно, проще получить направление в государственной клинике (через Министерство здравоохранения), чем искать коммерческое предприятие. Однако стоит учесть, что частные мед. центры зачастую оборудованы современным высокоточным оборудованием, с которым молодому специалисту работать легче и приятнее, чем со сложными в использовании и морально устаревшими аппаратами, установленными в большинстве поликлиник.
“Целевого” абитуриента не должен волновать вопрос “В каком объеме будет оплачиваться обучение?”, поскольку от него не потребуется никаких финансовых вложений. Всю ответственность на себя берет компания, согласившаяся спонсировать образование своего будущего сотрудника. От соискателя потребуется только высокая мотивированность, скрупулезность в учебе, “внеклассная” активность (волонтерство, программы обмена опытом, получение дополнительных знаний по специализации) и большое желание профессионального роста.
Кроме того, предварительно согласовав с нанимателем меры социальной помощи, студент на все время обучения может забыть о любых материальных аспектах образовательного процесса. Что касается необходимых для поступления документов, пакет бумаг абитуриента-целевика отличается от стандартного всего на один договор, однако дает огромное преимущество при зачислении: уменьшает конкурс, гарантирует бесплатное образование, обеспечивает рабочим местом еще до момента поступления в вуз.
Обязательность трудоустройства
Заключая договор, стороны (Заказчик и Гражданин) берут на себя определенные обязательства. Заказчик предоставляет абитуриенту поручительство, некоторые меры социальной поддержки и заранее оговоренную должность в компании. Гражданин же, в свою очередь, обязуется полностью освоить учебную программу и отработать на предприятии нанимателя срок, обозначенный в договоре (не меньше трех лет).
Таким образом, работодатель приобретает дипломированного сотрудника, а студент обеспечивает себе легкие условия поступления, льготное обучение, стипендию, а затем и рабочее место. Выпускник приступает к трудовой деятельности сразу же после получения диплома, минуя трудоемкий процесс поиска компании, которая согласится взять в штат молодого специалиста.
В договоре также предусмотрена ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств. Согласно пункту 6 ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ, нарушение условий соглашения любой из сторон влечет наложение штрафа в размере средств, затраченных на обучение.
Если наниматель не выполнил обязательства по трудоустройству, он выплачивает государству стоимость образовательной программы с учетом корректирующих коэффициентов. В случае со студентом есть два варианта:
Исключения
Однако бывают моменты, когда обе стороны могут быть освобождены от штрафных санкций. Так, например, гражданин не несет ответственности за невыполнение обязательств в случае, если он – единственный родитель/опекун в семье с тремя и более несовершеннолетними детьми.
Что касается работодателя, то ему не придется нести финансовые потери в ситуации, когда компания-наниматель либо полностью прекращает деятельность, либо перестает работать по профилю, на который обучается заключивший с ней соглашение молодой человек. Кроме того, в самом договоре может быть прописано освобождение от штрафа одной из сторон.
Когда можно не исполнять обязанности по работе?
В данный момент в официальных нормативных актах обозначены только приведенные выше причины, позволяющие отказаться от обязательной отработки. Однако существует законодательная инициатива (внесена на рассмотрение), предусматривающая расторжение договора без финансовых потерь со стороны гражданина в следующих ситуациях:
Случаи отказа от выполнения обязательств по целевому договору случаются редко и касаются в основном студентов, осваивающих медицинские программы. Целевики, учащиеся на инженерных, технических, IT, геологических и прочих факультетах, чаще всего добросовестно отрабатывают положенные три года в компаниях, заключивших с ними договоры.
Проблема молодых медиков связана с тем, что подавляющее большинство целевых мест предоставляется абитуриентам, которые сотрудничают с поликлиниками. После окончания обучения молодые сотрудники видят колоссальную разницу в заработной плате между государственными и частными мед. центрами, поэтому и стремятся избежать отработки, чтобы сразу попасть в коммерческие клиники.
Чтобы не допустить таких ситуаций, гражданам, рассматривающим целевое обучение, нужно заранее ознакомиться со всеми подводными камнями льготного образования.
Преимущества и недостатки обучения по целевому месту
К негативным аспектам целевого набора относится:
Позитивные стороны обучения по целевым квотам выглядят так:
Оценив все плюсы и минусы целевого набора, абитуриент может принять обдуманное, взвешенное решение, ведь этот серьезный шаг определит его будущее на ближайшие 7-10 лет.