Что такое местничество кратко
Значение слова «местничество»
1. Ист. В Русском государстве 15—17 вв.: порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Порядок назначения на государственные должности в зависимости от знатности происхождения.
Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства. Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять). Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными. Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил. Даже приглашённые к царскому столу, бояре сидели в соответствии со своими титулами. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.
В 1682 году система местничества была отменена приговором Земского Собора, в целях укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.
МЕ’СТНИЧЕСТВО [сн], а, мн. нет, ср. (истор.). В Московской Руси 15 — 17 вв. — порядок замещения государственных должностей боярами в зависимости от знатности рода и степени важности должностей, занимавшихся предками.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ме́стничество
1. истор. порядок замещения государственных должностей боярами в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимавшихся предками
2. истор. порядок размещения за столом на пирах, званых обедах, учитывающий знатность рода и занимаемую должность
3. перен. о желании, стремлении занимать определённое место, положение на основании действительных или мнимых прав, преимуществ
4. соблюдение узкоместных интересов в ущерб общему делу
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отбойник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Местничество
Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства. Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять). Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными. Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.
С 1559 года, на протяжении 25 лет, до кончины Ивана Грозного в 1584 году зафиксировано не более 50 случаев, в которых были споры или челобитья по местничеству. С учетом того, что в некоторых местнических делах участвовало по несколько человек, то можно говорить о 30-35 дел по местничеству за этот период. Все они происходили между военными чинами. О местнических делах придворных чинов или на придворных церемониях и за столом Царским — было три челобитья (Годунов с князем Сицким; на свадьбе царя Ивана Грозного). Оканчивались споры обычно тем, что челобитчика ставили ниже того на кого он жаловался, часто же прекращалось тем, что местничавшим лицам не давали между собой счета, а для избегания дальнейших споров, перемещали воевод на отдаленный город (по тогдашнему — разводили).
В 1682 году система местничества была отменена решением служилых людей, собравшихся на Земском Соборе, в целях укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Боя́рин (ж. р. боя́рыня, мн. ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, до 1864 года в Румынии.
Местничество в Древней Руси
Местничество – система распределения должностей в России, которая просуществовала около 200 лет, с конца XV до конца XVII века. Служилые люди занимали какую-либо должность, например, воеводы, в зависимости не от личных своих заслуг, а от знатности своих предков. Этот порядок просуществовал до 1682 году.
История появления местничества
К моменту завершения феодальной раздробленности и освобождению от ордынского ига (конец XV века) знатные люди Русского государства имели различное происхождение. Среди них были бывшие удельные князья, татарские царевичи и московское боярство. Молодому государству требовалось создать систему замещения должностей, которая, с одной стороны, устраивала бы аристократию, а с другой – гарантировала бы государству внутренний порядок и отсутствие конфликтов между знатью. Такой системой стало местничество. Его оформление происходило в период с 1475 по 1556 год. К 1556 году была составлена разрядная книга (“Государев разряд”) за срок в 80 лет. Её использовали в местническом счёте.
Суть системы
Местничество было сложной и запутанной системой и относилось к сфере, которую сейчас можно назвать “кадровая политика власти”. В XVI веке при назначении человека на высшую должность учитывали не его личные качества, успешность прежней службы и какую-либо подготовку. Решающими критериями были:
Значение на службе боярского или княжеского семейства.
Генеалогическое положение боярина или князя в своей семье. Ведь на службе могли находиться его родственники. Например, в годы Смуты воеводами были родственники из семьи Шуйских – М. В. Скопин-Шуйский и Дмитрий Шуйский.
В результате, княжеский род Одоевских иерархически соотносится с родом Бутурлиных таким образом, что по своему ведомству они на службе стояли выше и получали преимущество. Однако, старшие представители рода Бутурлиных могли приблизиться к младшим представителям рода Одоевских. Фамильное значение представителя знати по отношению к чужой династии называлось “отечество”. Его приобретал один из представителей рода. С этого момента оно представляло собой наследственное достояние.
Порядок определения отечества действовал с математической точностью, его можно было высчитать по определённым правилам. Местнический счёт мог быть:
Порядок по родословцу учитывал, что старший сын в иерархии занимал четвертое место после отца и двух его младших братьев. Своеобразной единицей счёта в этой системе было “место” – положение в родословной относительно общего предка. На практике местничество особенно хорошо заметно при назначении воевод во время похода. Войско, как правило, делилось на полки: большой, правый, левый, передовой, сторожевой. Должности командующих распределялись согласно установленной иерархии. То есть, первое место оставалось за первым воеводой большого полка, а четвёртое – за первым воеводой полка левой руки.
Влияние на государственные дела
Подобная запутанная систем усложняла кадровую политику, особенно, в военное время. При составлении полковых росписей начинались жалобы друг на друга. Следовательно, власть в лице царя Ивана IV и Боярской Думы начала наводить порядок. В 1550 году, накануне похода на Казань, ряд должностей командиров полков оказались исключены из местнического счёта.
Основные проблемы системы
Сам замысел местничества был консервативным и аристократическим. Оно устанавливало порядок наследования служебных отношений среди аристократических родов. Конкретная должность была не столь важна, просто более знатный боярин следил в каждом конкретном случае, чтобы представитель другого рода стоял ниже в служебной иерархии. Местничество также исключало соперничество на службе. Однако, у неё был недостаток. Породистый и бестолковый боярин при такой системе мог оказаться выше способного.
Отмена местничества
Отмена местничества происходила в период с ноября 1681 по январь 1682 года при молодом царе Фёдора Алексеевиче. Поводом была военная реформа, а причиной – военные неудачи из-за устаревшей системы назначения на должности. Местнические книги были сожжены. Этот шаг означал невозможность возвращения к прежней системе.
История и причины возникновения
Появление термина «местничество» неразрывно связано с польско-литовским законодательством, в котором одним из главных принципов являлось понятие наследственной передачи власти и занятие служебной должности в соответствии с иерархией рода. При этом, как утверждают историки, распределение было таким запутанным и сложным, что нередко возникали скандалы даже между самими родственниками. Чтобы утихомирить враждующих членов одной семьи, приходилось обращаться к царю, который решал вопрос при участии одного из чиновников из разрядного приказа.
Появлению местничества в истории предшествовали определенные события. Рюриковичи направились в столицу после потери власти над удельными княжествами. Там они намеревались занять хорошее положение при дворе. Вслед за ними прибыли из разных мест и бояре. Такая ситуация абсолютно не устроила представителей московской аристократии, которая была всегда на выгодных положениях возле самого князя. Никто не хотел уступать свои места, и система до определенного времени ограждала их от выдвинутых претензий со стороны более низких сословий.
По мнению историков, одной из главных причин появления местничества можно считать слабую привязанность знати к конкретным территориям, чего нельзя было сказать о западноевропейских аристократах.
В конце XV века начали отчетливо формироваться принципы функционирования государственного аппарата. Местничество постепенно приобретало большой влияние в разных сферах. Выбор должностного лица определялся исключительно семейным положением, с учетом родовитости и в зависимости от знатности. Не имели значения личные качества, способности, таланты. Кроме того, важными считались следующие критерии:
При создании такой системы управление и контроль над государством стали абсолютно неэффективными. В России возникли сложности и постоянные распри, отсутствовало чувство общности и сплоченности для реализации каких-либо общих дел. Ярким примером тому можно считать Смутное время, период перехода боярской элиты на путь предательства.
Положительные и отрицательные стороны
Принятый механизм назначений позволил боярам пользоваться значимостью своих фамилий при занятии государственных должностей. Местничество в Древней Руси достигло своего расцвета в конце XV-начале XVI века. Чем лучше место было у предка в госаппарате, тем больше возможностей появлялось у представителей его рода.
В попытках занять лучшие должности, особенно при распределении их среди воевод, армия сильно снижала свою боеспособность. Царь Иван Грозный стал первым, кто оценил потенциальную опасность всех последствий местничества. Именно по его приказанию в воинстве было запрещено оспаривать чины воевод во время военного похода.
Большинство историков все же сходится во мнении, что без местничества представители знати регулярно бы устраивали перевороты и междоусобицы, стараясь отвоевать себе место в государственном аппарате. Это могло бы очень негативно отражаться на обороноспособности и безопасности Руси. Таким образом, это был временный механизм защиты от внутренних войн и разногласий.
Историки выделяют и ряд других положительных сторон устоявшейся системы:
Кроме явных плюсов, по мнению других историков, есть и существенные недостатки введения на Руси местничества. Отменить его, несмотря на это, долго не хотели. Прежде всего, наблюдалось ухудшение кадровой политики, а принятые решения в большинстве своем были неэффективными и даже безграмотными. Отмечался застой в формировании системы, основанной на назначении должностей в соответствии с происхождением.
Причины отмены
Местничество ставило перед собой конкретную цель — распределить должности среди знати в соответствии с родовым положением. Это создавало определенные трудности, регулировать общественные отношения становилось все сложнее, а при формировании Боярской Думы существовали строгие ограничения. В нее имели право входить только избранные представители. Это превращало орган государственного управления в полную замкнутую систему.
В 1682 году при царе Федоре Алексеевиче был созван Земский Собор для решения вопросов о модернизации вооруженных сил, принадлежавших Московскому царству. На этот же год приходится и ликвидация местничества, что позволило сделать огромный шаг на пути демократизации и улучшить российские войска. Принятые изменения стали предвестниками знаменитых реформ Петра I. Суть указа сводилась к упразднению и искоренению принципа родовитости и знатности при устройстве на службу. Вместо этого должны были оцениваться в первую очередь личные заслуги и таланты.
Главными причинами отмены местничества стали:
Реформу также можно оценивать как продолжение уже начатой ранее московскими правителями политики (в частности, Михаилом Федоровичем), подразумевающей формирование полков так называемого нового строя. Все это подтверждало острую необходимость реформирования существующей, устаревшей системы формирования кадров. К власти должны были прийти действительно толковые руководители.
Одним из главных последствий Земского Собора стало принятие решения об отмене местников. Хотя первоначально он был посвящен совершенно другим вопросам: религиозным моментам, продолжению церковных преобразований, устройству епархий и внесению правок в Чиновную книгу.
Сегодня термин продолжает использоваться в разговорной, неофициальной речи. Местником называется чиновник, который, придя к власти, старается решать только узко ограниченные вопросы и проблемы местного характера, не задумываясь о важных общегосударственных делах.
МЕСТНИЧЕСТВО
В Русском государстве в 15 – конце 17 вв. система социальных, служебных и бытовых норм в среде знати; в середине 16 – конце 17 вв. также иерархия членов Государева двора.
Восходит, по-видимому, к известному с 14 в. обычаю распределения мест моск. бояр за княжеским столом (отсюда сам термин «М.»). Складывалось с сер. 15 в. в связи с включением в Государев двор князей служилых и необходимостью соотнесения их статуса с положением старомосковского боярства. Окончательно оформилось к сер. 16 в. На протяжении своего существования М. эволюционировало как институт, расширяясь за счёт включения в местнич. отношения новых возвышавшихся родов и угасания родов старой знати, а также по мере сужения сфер его применения гос. властью.
«Место» лица в иерархии знати определялось служебным положением предков (а также давностью этого положения) и ближайших родственников: лицо, у которого боярином был дед, могло претендовать на более высокое назначение, чем тот человек, у кого боярином был отец. Учитывалась только мужская линия рода, старшинство внутри него определялось по принципу: каждый младший брат одной ступенью («местом») ниже старшего брата; 1-й сын 1-го брата был «равен» 4-му брату, т. е. своему младшему дяде (табл. 1). Личные заслуги лица и др. обстоятельства (напр., родство или свойство с великокняжеской, позднее с царской фамилией) в ряде случаев позволяли ему занять более высокое место в иерархии, чем то, на которое оно могло претендовать на традиц. условиях, и в дальнейшем повышали статус его потомков.
М. – одно из важнейших структурообразующих факторов в развитии рус. знати. Оно способствовало консолидации знати (первоначально высшей, впоследствии вплоть до провинциальных дворовых корпораций), выработке единой позиции в её отношениях с гос. властью и с провинц. служилой массой, формированию системы офиц. и неофиц. социальных и политич. связей как внутри родов, так и между ними, а также между родами и гос. аппаратом.
По нормам М. проводилось назначение на подавляющее большинство гос. должностей. Следили за правильностью их применения компетентные в генеалогии знати дьяки Разрядного приказа, в котором все назначения фиксировались, затем ежегодно сводились в разрядные книги и учитывались при новых назначениях.
В Боярской думе М. отсутствовало, порядок «сидения» и выступлений её членов не фиксировался разрядами и не мог служить прецедентом для местнич. споров.
В сфере центрального управления местнич. отношения были простыми, т.к. установить правильную иерархию между 2–3 судьями одного приказа было несложно. На более низких должностях родовитые люди практически не служили, поэтому приказная служба была меньше связана с местничеством.
В сфере местного управления существовало неск. типов М.: а) между 2–3 воеводами одного города; б) между городовым воеводой и полковым воеводой, возглавлявшим в этом районе войска (последний, как правило, считался старше); при этом в местнич. спорах никогда не выдвигались понятия «значимости и древности» города (т. к. исторически более молодой город, напр. в Сибири, мог принести бóльшую выгоду), кроме того, посылка на городовое воеводство (особенно длительное) крупного вельможи иногда бывала связана с опалой; в) коллективно между дворянскими корпорациями разл. уездов: местничали против корпорации, занявшей более высокое место в списке на ежегодном или полугодовом «смотре» и, возможно, получившей поместный и денежный оклад быстрее или больше; г) всей уездной дворянской корпорацией против присланного воеводы (обычно 2-го), который по знатности мог оказаться на равных с верхушкой городовых служилых людей. Претензий уездных корпораций известно немного, правительство их обычно удовлетворяло.
Особенности М. в придворной сфере были связаны с тем, что главы дворцовых ведомств, лица, имевшие придворные чины, и прочие обычно относились к числу фаворитов или были связаны родств. отношениями с царской семьёй. За столом в присутствии государя рассаживались по чинам согласно церемониалу и этикету, а лица одного чина (напр., окольничие) – по местнич. счёту. Споры происходили при подготовке и проведении торжеств. церемоний (венчаний на царство, свадеб, похорон, крестных ходов, приёмов послов), «походов» царей по монастырям и летним дворцам. За «место» спорили рынды, стольники, распоряжавшиеся трапезами, свадебные «тысяцкие», «дружки», в поездках – «ухабничие» и пр.
В военной службе регламентация «мест» по полкам была установлена «Приговором о местничестве» 1550 царя Ивана IV Васильевича Грозного, который, однако, ввиду туманности формулировок оставил многое на произвол судей и спорящих сторон. В каждый полк назначалось от одного до четырёх воевод. Выше всех стоял 1-й воевода большого полка, что укрепляло единоначалие в войсках. «Места» первых воевод др. полков по большей части соответствовали «месту» 2-го воеводы большого полка. В то же время в одних случаях их статус формулировался как до такого-то «дела нет, без мест», в др. случаях – «не меньше…», что открывало широкое поле для истолкования. Особенно неясно было положение воевод полка левой руки: они были «не меньше» воевод передового и сторожевого полков, которые были «не меньше» воевод полка правой руки, однако при этом воеводы полка правой руки были «больше» воевод полка левой руки. 1-й воевода полка левой руки [1-й (а), 1-й (б)] в разных случаях мог быть равен 2-му или 3-му воеводе большого полка и, соответственно, первым или вторым воеводам остальных полков (табл. 2).
М., основанное на обычном праве, защищалось гос. судом. Важнейшими актами гос. власти, регулировавшими М., являлись: «Приговор о местничестве» (1550; с подтверждениями 1604, 1620), «Государев родословец» (1555), «Государев разряд» (1556), «Приговор» («уложение») о местническом понижении родни лица, отъехавшего от государя (сер. 16 в.), указы о равенстве 1-го племянника 4-му дяде (не позднее 1579), о несчё- те «родословных» людей с «неродословными» (впервые упоминается в 1589), акты Земских соборов об избрании царей (1598, 1606, 1613) и пр.
Конфликты разбирались либо лицом, осуществлявшим назначение, либо боярской комиссией, назначенной царём, иногда под его руководством. Стороны ссылались на прецеденты более высоких, чем у соперника, назначений членов своего рода. Судьи проверяли факты по разрядным книгам, архиву Разрядного приказа, документам из личных архивов, собирали свидетельские показания, производили сложные сравнит. подсчёты «мест» предков соперничавших сторон. В Разрядном приказе и у частных лиц имелись спец. справочники для поиска прецедентов («скорого приискания случаев»), сб-ки сведений о низких, позоривших тот или иной знатный род службах (стрелецкими командирами, городовыми приказчиками, «недельщиками»-курьерами в приказе и пр.). По приговору суда проигравший обвинялся в нанесении «бесчестья» выигравшему и автоматически становился «ослушником государевой воли», приговаривался к штрафу, кратковременному, часто символич., аресту, иногда – телесному наказанию (также символическому). Особой формой наказания был ритуал «выдачи головой» – проигравшего приводили под конвоем на двор к победителю, где надо было публично просить прощения. Отказ подчиниться приговору мог привести к более серьёзной опале. Местнич. тяжбы часто тянулись годами и не завершались. Иногда принималось решение о равенстве сторон. В материалах Разрядного приказа сохранилось ок. 200 дел и их фрагментов, известно св. 1700 местнич. споров, занесённых в разрядные книги. На время войн разбор местнич. дел откладывался.
С сер. 16 в. периодически объявлялось «безместие» во время воен. действий, иногда и в мирное время при дворе: с 1555 в дни отд. дворцовых церемоний (для рынд и др.), с 1598 – на царских свадьбах, венчаниях на царство и т. п. (в 1606 во время свадьбы царя Василия Ивановича Шуйского была сожжена разрядная роспись). Для обеспечения нормального функционирования местной власти «безместие» установлено с упразднением института наместников и введением в большинстве городов воеводского управления (2-я пол. 1550-х гг.), объезжим головам (см. в ст. Голова) оно объявлено в 1600 (окончательно закреплено в 1648). В посольской службе «безместие» введено в 1621. В 1622 установлено при «сказывании» думного чина, в 1649 – в приказной службе. Причиной окончательного исчезновения института М. стало то, что Государев двор со 2-й пол. 17 в. был уже не в состоянии удовлетворять потребности государства в кадрах для разраставшегося и усложнявшегося адм. и воен. аппарата. С 1678 «безместье» было введено во всех новоучреждённых службах, а также при проведении крестных ходов. В 1680 объявлена «вечная» отмена М. в войсках. 24.11(4.12).1681 обнародован указ о полной и всеобщей отмене М.; 12(22).1.1682 ликвидация М. подтверждена решением Земского собора.
М. – ключевой элемент светской субкультуры Рус. гос-ва 15–17 вв. В М. выработались моральные и этикетные нормы, историко-культурная и генеалогич. традиции. М. было основой воспитания молодого дворянина, учившегося защищать свой род от сторонних посягательств, и сыграло значит. роль в формировании дворянского самосознания. В М. сформировалась даже собств. терминология (напр., поражение в конфликте или унизительное назначение – «потерька», победа в нём же или повышение по службе – «находка», приписать себя к знатному роду – «вклепаться»).
Исторические источники:
Русский исторический сборник. М., 1838–1842. Т. 2, 5;
Временник Общества истории и древностей российских. М., 1849–1850. Кн. 4, 6; М., 1852. Кн. 14;
Русская историческая библиотека. СПб., 1884–1889. Т. 9–11;
Акты Московского государства. СПб., 1890–1901. Т. 1–3;
Местнические дела 1563–1605 гг. Собраны и изданы Н. П. Лихачевым. СПб., 1894;
«И Василей сказал, то де Артемей замыслил воровски. »: Документы о местничестве в среде приказной бюрократии XVII в. // Исторический архив. 1993. № 2.
Дополнительная литература:
Маркевич А.И. История местничества в Московском государстве в XV–XVII в. Од., 1888;
Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди. СПб., 1898;
Василевская Е.А. Терминология местничества и родства // Труды Московского государственного историко-архивного института. М., 1946. Т. 2;
Зимин А.А. Источники по истории местничества в XV – 1-й трети XVI в. // Археографический ежегодник за 1968 г. М., 1970;
Буганов В.И. «Враждотворное» местничество // Вопросы истории. 1974. № 11;
Мельников Ю.Н. Местнические дела в разрядном судопроизводстве 80-х гг. XVI в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1978. Т. 9; он же. Описание местнических дел 80-х гг. XVI в. // Археографический ежегодник за 1977 г. М., 1978;
Эскин Ю.М. Местничество в России XVI–XVII вв. Хронологический реестр. М., 1994; он же. Очерки истории местничества в России XVI–XVII вв. М., 2009.