сколько нужно работать после целевого обучения
Знания в кредит
Получается, программа, на которую всегда возлагали большие надежды, чтобы снизить дефицит кадров в глубинке, дала сбой? Как снова наладить процесс? В этом разбирались собкоры «Российской газеты».
В среднем целевики занимают от 10 до 30 процентов мест. В медицинских вузах их доля гораздо больше. По отзывам представителей вузов, до места работы не доезжает около 10 процентов целевиков. До 2019 года привлечь «отказника» к ответственности и заставить вернуть деньги, потраченные на учебу, было почти нереальным делом.
Договоры составлялись, но как только речь заходила о штрафах, возникало множество вопросов. Как быть, если целевик переехал, женился, отчислен за неуды, заболел?
В Свердловской области не хватает 678 врачей. И когда к руководству Серовской больницы поступило предложение от студента-медика Кирилла Б. заключить договор на обучение в ординатуре, там возражать не стали. Ведь контракт предполагал, что Кирилл отработает в клинике не менее пяти лет.
За два года Серовская больница из своего скромного бюджета перечислила 187 290 тысяч рублей. Но после диплома выпускник известил: на работу не приду. И не он один. Из шести человек, окончивших в этом году ординатуру, четверо решили разорвать контракты, рассказал пресс-секретарь больницы Олег Романов.
В Вологодской области вопрос с медицинскими кадрами тоже стоит остро. Своего медвуза в регионе нет, поэтому в области всегда много целевиков. В этом году в департамент образования поступило более 500 заявлений. Зачислили 246 студентов. Плюс 106 ординаторов.
Но даже если после вуза ребята и приедут работать в глубинку, не факт, что останутся там навсегда. Целевик-медбрат Амирхан Лузянин из села Оранжереи в Астраханской области честно признается: «Я отработаю, как обещал, и перееду в город. Хочу в городскую больницу устроиться и в медуниверситет поступить. Не хочу в селе прожить всю жизнь». Есть сомнения и у Натальи Барминой из поселка Волго-Каспийский, она целевик от Камызякской центральной райбольницы: «Меня там все знают: бабушка здесь была акушером, мама там же работает. Останусь ли в селе? Время покажет».
Что еще поможет зацепить их на рабочем месте? Жилье, пусть и служебное, детский сад, школа.
Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:
— Проблема в том, что целевой прием в том виде, какой сейчас сделан, не учитывает многие особенности.
Удержать в регионе можно материальными стимулами и предоставлением жилья. Если студент отучился семь лет в медвузе, он думает уже не только о работе, но и о семье. И вопрос жилья становится очень важным.
За целевое обучение в вузе придётся потрудиться три года
Вы не задавались вопросом, почему государство тратит деньги из бюджета на обучение студентов, будущих медиков и педагогов, а самих специалистов при этом всегда не хватает…, катастрофически не хватает…?
Лишний раз я убеждаюсь в том, что в годы СССР с вопросом распределения и отработки было больше порядка.
Ведь что такое «целевое обучение»?
Целевое обучение — способ поступления в университет по направлению от конкретной организации. После окончания обучения целевик обязуется в течение 3 лет (как правило) отрабатывать на предприятии вложенные в него средства.
Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить (или выделить средства из бюджета) на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу.
И вот эти-то условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов.
Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу.
Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят.
После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт. На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.
Т.е., проблема назрела давно, и вот, весной 2018 года, были приняты поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточающие механизм целевого обучения.
Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение.
И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами. За отчисление штраф, за отказ работать по договору — неустойка.
После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента.
А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет. Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.
Своя ответственность предусмотрена и для работодателя, давшего студенту направление на целевое обучение.
С 2019 года он не сможет отказать такому студенту в трудоустройстве или устроить его на более низкую, чем указано в договоре, должность.
Речь идёт о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству.
Причём неустойку предприятие будет платить в размере, равном трёхкратной величине среднемесячной зарплаты в субъекте, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин.
С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики.
Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.
Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами.
Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения. Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций.
Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».
А что делать тем, кто не может отработать необходимый срок на предприятии и хочет уволиться? Всегда ли придется платить неустойку?
Для такого увольнения должна быть уважительная причина! Тогда вы имеете право не возмещать затраченные предприятием средства.
Желательно, чтобы эта причина была прописана в вашей трудовой книжке, что в дальнейшем не потребует дополнительных доказательств.
Списка уважительных причин законодательством не установлено.
Это подтверждается и письмом Службы по труду и занятости от 18 октября 2013 г. N 852-6: «действующее трудовое законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин досрочного расторжения трудового договора.
Поэтому вопрос о том, является ли указанная работником причина уважительной или нет, решается в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств. Во избежание возможных споров уважительные причины для увольнения следует прописывать непосредственно в соглашении об обучении.»
Если у вас в соглашении этих причин не прописано, могу привести список причин, обычно используемых на практике:
• направление мужа или жены на работу либо для прохождения службы за границу;
• переезд в другую местность;
• болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);
• необходимость ухода за ребенком возраста до 14 лет;
• необходимость ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы;
• зачисление в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение, в аспирантуру либо клиническую ординатуру;
• нарушение работодателем коллективного или трудового договора
+ можно считать уважительными часть причин прописанных в ст. 83 ТК РФ:
-призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
-наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснутся. Но уже в 2019 году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение на основании последних нововведений, перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.
Как работает целевое обучение?
Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?
Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.
Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.
Что такое целевое обучение
Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.
Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.
Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.
Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.
Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.
Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:
Отдельные заказчики могут установить свой порядок заключения договоров о целевом обучении. Например:
Как победить выгорание
Договор о целевом обучении
Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.
Вот как это работает на примере из медицинской сферы:
В случае приема по квоте заказчиком могут быть только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например «Росатом» или Сбербанк. Конкурс при приеме на места целевой квоты проводится отдельно. В этом случае за обучение платит государство. Заключение договоров по квоте распространено в медицинских вузах: доля от общего числа бюджетных мест в этой сфере — 70%, а порой и 100%.
Абитуриент или студент могут заключить договор о целевом обучении и с частной компанией или с ИП. Но в таком случае речь о квоте не идет, поступать придется по общему конкурсу. Заказчик обязуется поддерживать ученика, а вуз может и не знать, что у поступающего или студента есть с кем-то договор.
Надо ли возвращать деньги за учебу
Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:
Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.
Договор предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. Такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон: гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, если он отчислен из университета или расторг трудовой договор менее чем через три года по собственному желанию.
Студент обязан возместить и меры поддержки, указанные в договоре, и расходы государства на его учебу:
Договор не предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. В этом случае договор можно расторгнуть по соглашению сторон. Гражданин и заказчик должны сделать это письменно.
Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р : семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.
Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении. В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.
Что в итоге
Если вы поступили в вуз после марта 2019 года на целевое место, то вы должны компенсировать заказчику те меры поддержки, что он вам оказывал. А образовательная организация выставит вам штраф за досрочное расторжение договора без уважительной причины. Стоимость обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг тут значения не имеет.
Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.
Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Обязательная отработка по целевому направлению
Учусь в вузе по специальности «преподаватель начальных классов» (заочно), одновременно работаю в детском саду музыкальным руководителем. Поступила на учебу по целевому направлению, в соответствии с которым я должна отработать обязательно три года. Я не хочу отрабатывать. За это полагается штраф. Возможно ли избежать отработки?
Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством РФ в соответствии с ч. 7 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Действительно, обязанность по выплате штрафа возложена на гражданина, принятым на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты, установленной Правительством РФ, за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет в силу п. 53 Положения.
Вместе с тем согласно п. 61 Положения стороны договора о целевом обучении освобождаются от выплаты штрафа при наличии следующих оснований.
Гражданин освобождается от выплаты штрафа:
— если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении;
— если онявляется единственным родителем, имеющим трех и более детей.
Заказчик освобождается от выплаты штрафа, если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, а также при наличии основания, предусмотренного абз. 3 или 4 пп. «а» п. 24 Положения (заказчик прекратил осуществление вида (видов) экономической деятельности, указанного в договоре о целевом обучении, в случаях, когда гражданин будет трудоустроен в организацию, являющуюся заказчиком (к индивидуальному предпринимателю, являющемуся заказчиком); организация-работодатель, являющаяся стороной договора о целевом обучении или указанная в договоре о целевом обучении, прекратила осуществление вида (видов) экономической деятельности, указанного в договоре о целевом обучении, или ликвидирована).
При наличии одного из оснований сторона договора о целевом обучении, получившая требование к выплате штрафа, направляет получателю штрафа уведомление в письменной форме о наличии соответствующего основания с приложением копии документа (документов), подтверждающего наличие соответствующего основания.
Штраф выплачивается организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета, в которой гражданин обучался в соответствии с договором о целевом обучении. В случае обучения гражданина в соответствии с договором о целевом обучении в нескольких организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в результате перевода из одной организации в другую), получателем штрафа является последняя из таких организаций. В случае обучения гражданина в нескольких организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме, получателем штрафа является организация, в которую гражданин был принят на целевое обучение в пределах квоты, установленной Правительством РФ (п. 54 Положения).
Таким образом, в изложенной ситуации вы будете освобождены от выплаты штрафа, если будут основания, предусмотренные п. 61 Положения, и исполнены требования по предоставлению документов, подтверждающих наличие соответствующих оснований.
ВС решал, должен ли «целевик» вернуть деньги за учебу
В августе 2012 года администрация города Камышин дала Дарье Тимошенко целевое направление в ВУЗ. Тимошенко поступила в Волгоградский медуниверситет на специальность «Лечебное дело» вне конкурса, а ее обучение оплатила администрация города. Девушка заключила трехсторонний договор о целевом направлении с городской больницей и комитетом здравоохранения администрации города, а после ликвидации последнего – с комитетом по образованию. По условиям, после обучения «целевик» должен пять лет проработать в городской больнице. А спустя еще несколько месяцев стороны заключили допсоглашение. В нем указали, что муниципалитет должен обеспечить еще и послевузовское профобразование (то есть интернатуру). За 6 лет (с 2012 по 2018) администрация города Камышин заплатила за ее учебу 462 000 руб.
После университета Тимошенко планировала продолжить обучение и пойти в ординатуру (к тому времени интернатуру отменили, и получать специализацию можно было в ординатуре), но по ее словам, местная администрация ничего ей не ответила по поводу дальнейшей оплаты. Поэтому сразу после получения диплома выпускница приступила к работе терапевтом в одной из городских больниц Камышина, как и требовал договор с местной администрацией. Но вместо пяти лет она отработала около года. В августе 2018-го она попросила уволить ее по собственному желанию из-за поступления в ординатуру. Тимошенко объяснила, что администрация города не согласилась оплатить ей учебу, поэтому она получит образование за свой счет. Главврач подписал заявление об увольнении, а вот местная администрация оказалась против. Она посчитала, что за 11 месяцев работы в больнице Тимошенко отработала лишь часть расходов на учебу (70 500 руб.). Чтобы вернуть оставшуюся сумму, комитет по образованию администрации Камышина обратился в суд.
Взыскал неотработанное «целевое»
Истец просил взыскать почти 391 000 задолженности (из общей суммы обучения 462 000 руб. вычли 70 500 «отработанных») и 2 500 руб. процентов за пользование чужими деньгами. С требованиями Тимошенко не согласилась. Молодой врач решила, что администрация не выполнила свои обязанности. По соглашению ей должны были обеспечить послевузовское профессиональное образование, но за обучение в ординатуре по факту она платит сама.
Камышинский городской суд пришел к выводу, что между Тимошенко и администрацией возникли гражданско-правовые отношения, и применил нормы ГК. Суд учел, что согласно ст. 309 ГК («Общие положения») стороны должны исполнять обязательства надлежащим образом. Первая инстанция отметила, что истец оплатил обучение, а вот Тимошенко свои обязанности по договору не выполнила и не отработала в больнице пять лет. Поэтому городской суд удовлетворил иск администрации и взыскал с молодого врача почти 394 000 руб. (дело № 2-35/2020). Решение устояло в апелляции, без изменения его оставила и кассация. Тогда Тимошенко пожаловалась в Верховный суд.
Вынужденно оплатила ординатуру сама
Дело № 16-КГ21-11-К4 тройка судей ВС под председательством Людмилы Пчелинцевой рассмотрела 28 июня. На заседании не было представителей администрации, а интересы Тимошенко представлял ее отец Роман Тимошенко (практикующий врач, имеющий и юридическое образование). Правда, «тройка» изучила его доверенность и выяснила, что срок ее истек еще в прошлом году. Председательствующий не разрешила ему представлять интересы ответчицы. После этого ее коллега Светлана Фролкина зачитала материалы дела и жалобу. Там говорилось, что допсоглашение обязывает администрацию города отправить студентку на дальнейшее обучение (послевузовское профобразование), чтобы та получила специализацию.
– Вот эту специализацию она получила за счет собственных средств? – уточнила Пчелинцева.
– Получается так, – ответила Фролкина.
– Она работает сейчас? – спросила Пчелинцева у отца Тимошенко.
После этого «тройка» удалилась в совещательную комнату. Выйдя из нее, Фролкина огласила решение коллегии: акты трех инстанций отменить, а дело вернуть в первую инстанцию. Пчелинцева объяснила, что нижестоящие суды неправильно поняли природу договора: к нему нужно было применять нормы трудового законодательства, а не ГК.