сколько нужно часов практики в автошколе
Сколько часов вождения нужно, чтобы научиться водить машину?
Вождение автомобиля мероприятие ответственное. Нужно быть внимательным на дороге, учитывая текущую ситуацию, строго следовать требованиям знаков движения и максимально избегать возникновения ДТП. Для этого в автошколах существуют специальные уроки, позволяющие научиться водить машину. Сколько часов вождения нужно, чтобы научиться водить машину, попытаемся разобраться.
Сколько часов вождения нужно, чтобы научиться водить машину с нуля?
Программа практического вождения разделяется на уроки движения по закрытой площадке и в условиях города. Они являются обязательной частью обучения в автошколе, поскольку присутствуют в экзаменационной карте при сдаче на водительское удостоверение. Т.е. гражданин, пришедший обучиться вождению с нуля, обязан пройти все этапы:
На каждый из этапов отводится определенное количество часов.
Необходимое количество часов вождения на площадке
Главной задачей обучения на автодроме является знакомство с автомобилем, получение навыков вождения в ограниченном пространстве, выполнение упражнений по маневрированию:
В общей сложности на практическое вождение многие автошколы отводят 56 часов, половину из которых занимает движение на площадке. В большинстве случаев это условное разделение. Инструктор перед допуском ученика в город обязан научить его маневрировать уверенно и точно на площадке. Потому не рекомендуется, не освоив этот курс, переходить далее.
Необходимое количество часов вождения в городе
К выезду в город допускаются курсанты, показавшие хорошие умения владеть навыками вождения на автодроме. Для тех, кто обучается управлению транспортным средством с нуля, это стресс. Поэтому нужно максимально сконцентрироваться и вспомнить ранее полученные знания. А задача инструктора на первых уроках — помочь новичку.
На обучение вождению по городу отводится примерно 28 часов, т.е. 14 уроков по 2 часа. Если же за это время не удается освоиться за рулем, лучше не торопиться и взять дополнительные часы вождения под присмотром инструктора. Такая услуга будет оплачиваться вне договора обучения.
Сколько часов вождения нужно, чтобы научиться водить машину?
Сейчас все большую популярность приобретают автомобили с автоматической коробкой передач, но и механика никуда не делась. Потому автошколы предлагают обучение вождению на различных вариантах. Количество часов в каждом случае различна.
На автомате
Считается, что освоить автомобиль с АКП намного проще. Здесь всего две педали: газ и тормоз, простое переключение режимов работы коробки. В итоге практика вождения по площадке и в городе в сумме может составлять чуть меньше по времени — 48 часов.
На механике
Механическая коробка передач подразумевает ручное переключение скоростей. Дополнительно появляется педаль сцепления. Для уверенного вождения автомобиля на механике потребуется примерно 56 часов. За это время курсанту нужно понять принцип работы такого типа машины, одновременно практиковать теоретические знания и получать навыки управления автомобилем.
На первом этапе важно почувствовать сцепление, довести до автоматизма движения. Затем понять, когда нужно повышать и понижать скорости. Все это нарабатывается постоянной практикой. Но основу закладывает автошкола.
Как выбрать количество занятий по вождению?
Практическое вождение является самой расходной статьей обучения в автошколе. Поэтому некоторые учебные заведения предлагают снизить стоимость курса за счет уменьшения часов, отведенных на практические занятия. Но при обучении с нуля этого делать не стоит. Такая экономия может стать причиной слабой подготовки и провала экзамена в ГИБДД.
Многие автолюбители и инструкторы отмечают, что базовых часов вождения в автошколе явно недостаточно для того, чтобы научиться хорошо водить машину. Только опытом достигается мастерство вождения. Для нормального уровня понадобится не менее 100 часов уроков.
Вот несколько практических советов по выбору занятий:
Многие автошколы предлагают на выбор несколько программ обучения вождению в зависимости от уровня подготовленности курсантов. Для тех, кто передвигается в условиях большого оживленного города, она максимальная и составляет 28 занятий по 2 часа каждое. В рамках уроков большое значение уделяется движению по загруженным трассам.
Как происходит и сколько времени длится обучение в автошколе?
Если об обучении в автошколе вы хотите знать все, а в вашем распоряжении только отрывистые рассказы знакомых, вам будет полезен этот материал – мы расскажем все «от и до», и начнем прямо с решения обучиться вождению.
Медкомиссия и сбор документов
Первым делом следует сделать фотографии – цветные, формата 3 x 4. Стандартных шести штук вам вполне хватит для всех нужд.
Теперь – медкомиссия. Отправляйтесь в то медицинское учреждение, которое вам по душе и по карману (государственную поликлинику или медицинский центр) и просите справку формы 083/у-10. Почти всех специалистов можно обойти там же, где вам эту справку выдали. Вы начинаете обход у терапевта, затем посещаете невролога, хирурга, ЛОРа, офтальмолога (если у вас слабое зрение, он сделает пометку о том, что вы обязаны водить авто в очках) и возвращаетесь к терапевту, который делает заключение о вашем здоровье. Двух оставшихся врачей – нарколога и психиатра – придется искать в психоневрологическом диспансере, к которому вы приписаны; обойти их в поликлинике или медцентре не получится. Иногда требуется прохождение флюорографии и/или других специалистов: об этом вам расскажут при выдаче справки.
Это важно: иногда терапевт, делающий заключение о здоровье, не соглашается ставить печать и подпись, если вы еще не были у нарколога и психиатра в ПНД. Поэтому есть смысл заглянуть сначала туда, чтобы потом не возвращаться в поликлинику/медцентр.
При прохождении комиссии военнообязанным следует иметь военный билет или приписное свидетельство, а лицам со слабым зрением – очки или контактные линзы.
Впрочем, с медкомиссией можно немного потянуть, если вы уверены в своем здоровье, и начать ее прохождение уже во время обучения теории: медицинская справка понадобится только для того, чтобы приступить к практике. Однако это – не только формальность, и рекомендуется все-таки разделаться с этим до подачи заявления, чтобы убедиться, что противопоказаний у вас действительно нет.
После обхода всех специалистов на руках у вас останется вот такая голубенькая справка.
Осталось сделать копию документа, удостоверяющего личность, и можно отправляться в автошколу – писать заявление с просьбой принять вас в ряды обучающихся.
Теория
Программа обучения в автошколе подразумевает теоретическую и практическую части, но первые занятия вас ждет только «голая» теория – практика подключится примерно через пару недель. На ней вас познакомят с правилами дорожного движения, всеми дорожными знаками, которые вы будете встречать, административной и уголовной ответственностью за правонарушения и многим другим.
Параллельно с этой теорией (иногда – в заключение всех теоретических циклов) пройдет несколько занятий по медицине, где вас не только обучат элементарной первой помощи при несчастных случаях, но и расскажут, чего нельзя делать при серьезных авариях.
Далее начинается еще один вид теории – термины, относящиеся непосредственно к самому вождению; вместе с этим этапом наступают две-три недели обучения на тренажере.
Вся теория целиком занимает 106 часов академических часов. Академический час, напоминаем, равен 45 минутам, в отличие от астрономического, длящегося 60 минут. На эту разницу полезно обратить внимание при заключении договора, чтобы между вами и школой не возникло недопониманий.
Практика
Первые практические занятия (если не считать таковыми обучение на тренажере) проходят на площадке. Как только вы освоитесь там, инструктор начнет выезжать с вами за город, а затем – проводить занятия в черте города.
Что касается общих рекомендаций по практике: инструктор наверняка предупредит вас о форме одежды, но нелишне будет сразу придти в удобных кроссовках на тонкой, желательно не очень широкой, подошве.
Практика (площадка)
Площадка всегда обустраивается по строго определенным правилам: там есть дорожная разметка, аналогичная настоящей, эстакада, пешеходный переход, светофор или имитация перекрестка со светофором и разметкой «Стоп», а также дорожные конусы, которые обозначают гараж и служат ориентирами для прохождения «змейки».
Здесь вам нужно будет научиться делать базовые приемы – плавно трогаться на ровной поверхности и на подъеме (эстакада), объезжать препятствия («змейка»), разворачиваться на перекрестке, останавливаться ровно там, где велит это сделать дорожная разметка и, конечно, парковаться. Последнее упражнение существует в двух видах, и вам нужно будет показать владение обоими – во-первых, это параллельная парковка (как между двумя машинами на обочине), во-вторых, гараж (прямой заезд задним ходом).
Теоретически, вождение на площадке должно занимать не более 20 часов. На практике вас просто не выпустят из ворот, если инструктор в вас не уверен. До того момента, пока это не произойдет, придется кататься по площадке, отнимая у себя часы практики за городом – поэтому отнеситесь и к внутреннему вождению со всей ответственностью.
Практика (пригород)
Чаще всего до самого пригорода машину ведет инструктор – это нормально. Как только вы выезжаете за черту города или поселка, руль доверяют уже вам. Как правило, это практикуется в местах, где не особенно оживленное движение, а главное – исключительно редки пешеходы.
Главное, чему здесь нужно будет научиться и что показать – умение правильно оценивать дорожную обстановку, набирать и сбрасывать скорость (а в случае с механической коробкой передач еще и «слушать» обороты), следить за поведением других участников движения и реагировать на него, пользоваться всеми зеркалами заднего вида. Ну и, конечно, просто показать саму технику вождения по асфальтированным и проселочным дорогам.
Если с этим все в порядке, мы начинаем понемногу выезжать в город.
Практика (город)
Здесь вам нужно будет объединить свои познания, полученные на всех предыдущих этапах обучения: продемонстрировать знание правила ПДД из курса теории, показать технику остановок и парковок с площадки и вспомнить умение взаимодействия с другими участниками движения в пригороде.
Не волнуйтесь: все участники движения когда-то были на вашем месте – в автомобиле с большой буквой У, поэтому к вам, скорее всего, отнесутся с пониманием. Кроме этого, помните, что в серьезную аварию в черте города попасть очень сложно, особенно при наличии рядом опытного инструктора, поэтому бояться выездов в город не стоит.
Общий накат по пригороду и городу составляет в норме 50 часов – распределяться это время может по-разному, в зависимости от того, насколько быстро инструктор почувствует в вас уверенность выезда на следующий этап. Если все 50 часов откатаны, но вы не чувствуете уверенности, всегда можно пройти дополнительные занятия за отдельную плату – это нормальная практика.
Внутренний экзамен
Итак, базовые навыки вождения получены, и группа приступает к прохождению внутреннего экзамена. Зачем он нужен?
Требования на внутреннем экзамене жестче, чем на финальном. Это делается и для вашего блага, и для блага автошколы. Ужесточение требований вполне правомерно, если оно прописано во внутреннем уставе учреждения (поэтому хорошо бы им поинтересоваться во время обучения). Но тут, как говорится, тяжело в учении, легко в бою.
На этот момент вы должны быть уже знакомы со всеми ПДД и билетами: всего их сорок, и в каждом из них по двадцать вопросов. В ГАИ вам достанется только один билет с возможностью дважды ошибиться, а вот в автошколе вы ответите на пять-десять билетов, иногда вообще без права на ошибку.
После того, как теория сдана, вы показываете технику вождения на площадке:
Экзамен может быть засчитан как после первого круга, так и после третьего или пятого. Больше пяти кругов по площадке обычно не делается.
На выполнение каждого упражнения дается две минуты, но учитывается только общее время прохождения экзамена – это значит, что вы можете быстро выполнить большую часть упражнений и оставить дополнительное время для последнего.
Последнее, что осталось сделать перед финальным экзаменом в ГАИ – это пройти внутренний экзамен по городу. Здесь требования также жестче: например, количество допустимых штрафных баллов вам могут снизить до трех-четырех вместо пяти, а трехкратный провал может вернуть вас на сдачу первого этапа – теории.
Экзамен в ГАИ
Первое, что вас тут ждет – все та же теория. Правда, билет здесь будет всего один, потому что времени мало, а желающих сдать или пересдать экзамен – много.
Если теория сдана успешно, вы показываете владение практикой вождения (так же, как и в автошколе – на площадке и в городе). Сразу хотим отметить, что с первого раза все этапы экзамена проходит примерно треть кандидатов в водители (это официальная статистика вне зависимости от географии расположения школы и ГАИ) – по большей части, это происходит от недостатка практики вождения. Во-первых, сказывается и сам недостаток опыта, во-вторых, осознание этого заставляет новичка нервничать и проваливать даже то, в чем он поднаторел. Выход тут один – брать максимальный пакет обучения и, если понадобится, дополнительные занятия.
Требования автоинспекторов достаточно жестки. Не позволяйте экзаменатору подловить себя: если, например, он говорит, что экзамен сдан, и сейчас вы можете развернуться или припарковаться в неположенном месте, не стоит на это соглашаться – помните, что вы все еще на экзамене. Такие провокации разрешены и часто практикуются инспекторами.
После начисления пяти штрафных баллов кандидата снимают с экзамена. Нарушения неравнозначны – некоторые из них «заслуживают» одного балла, некоторые – сразу всех пяти.
В заключение – немного о сроках, в которые вам придется уложиться.
Однозначно ответить на вопрос, сколько у вас займет обучение в автошколе, сложно. Обычно сроки варьируются от 2,5 до 6 месяцев – это зависит от наполненности группы, от вашей возможности быстро и без задержек откатать все часы практических занятий, ну и, конечно, от количества попыток сдачи экзамена.
Сроки и стоимость обучения в автошколе
Содержание
В этой статье расскажем не только о том, сколько часов и рублей уйдет на обучение в автошколе, но и о том, как сэкономить свои деньги и время.
Сколько учиться на права в 2021 году
Многие задаются вопросом: «Сколько месяцев учиться на права?». Этот вопрос является не совсем корректным, так как обучение засчитывается в часах, а не днях или неделях. Нужно отучиться определенное количество часов, а уж как быстро вы пройдете программу обучения зависит от ваших возможностей и автошколы, которую вы выберете.
В 2014 году Министерство образования и науки внесло изменения в программу обучения водителей. Если раньше обучение на категорию «B» занимало 156 часов, сейчас эта цифра поднялась до 190 часов. Из них практике уделяется 56 часов, теории — 130, 4 часа отведено для сдачи экзамена.
В теоретическую часть теперь не входит полный курс по оказанию первой медицинской помощи, он сокращен с 24 до 16 часов. Также был сокращен материал по изучению различий между автоматической и механической коробкой передач.
Точные сроки обучения зависят от недельной нагрузки. Как правило, расписание для занятий составляется по графику 4 часа 4 раза в неделю. То есть обучиться на права удастся за 11-12 недель (3 месяца). Если записаться в группу с посещением занятий два раза в неделю, то продолжительность обучения увеличится до 5,5 месяцев.
Сроки обучения на разные категории
Также сроки обучения зависят от того, какую категорию прав вы планируете получить.
Быстрее всего выучиться на права категории «DE» и «CE». Cамый продолжительный период — обучение на категорию «D».
Как сократить срок обучения
Если у вас уже имеются водительские права какой-либо категории, получение другой категории (переподготовка) займёт 84 часа. При этом водить автомобиль с механической коробкой передач может только тот, кто обучался на аналогичном транспортном средстве.
При переподготовке учитывается, что кандидат уже имеет опыт вождения, знает ПДД и основы законодательства по безопасности дорожного движения. По новым правилам остается изучить только материальную базу нового вида транспорта, особенности его управления и получить навык его вождения.
Управление мопедами и скутерами — это наиболее короткий курс вождения. Он длится 122 учебных часа, 18 из которых отводится практике.
От чего зависит стоимость обучения
Если не учитывать ценовую палитру Москвы и Питера, средняя стоимость обучения в автошколе составляет 25 000 руб. Но цена обучения в автошколе по мере удаления города от Москвы снижается, поэтому, если есть возможность обучиться в другом городе 3-4 месяца, вполне можно сэкономить.
По данным сайта «Автогаи.ру», цены на обучение в автошколе в 2021 году составят:
Чем дальше в провинцию, тем ниже цены. За Уралом и далее на восток обучение в автошколе может составлять и менее 15 000 рублей. В деревнях и вовсе можно выучиться «по договорённости», и ценник там может быть очень разным, вплоть до нескольких тысяч рублей.
Как можно сэкономить на обучении в автошколе
Способов сэкономить не так много, но всё же они есть:
При необходимости есть возможность скорректировать как срок обучения, так и стоимость услуги. Наиболее простой и подходящий для всех способ — это выбрать для обучения автомобиль с механической коробкой передач. В этом случае стоимость обычно ниже. Если же права на другую категорию уже есть, можно сэкономить время и деньги, оплатив лишь курс теории.
Если вы уже приступили к поиску своего первого автомобиля, воспользуйтесь сервисом «Автокод». Введите гоcномер, чтобы узнать историю машины — от ограничений ГИБДД до аварий, ремонтов и пробега авто. Не дайте продавцу автомобиля себя обмануть!
Сколько нужно часов практики в автошколе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 августа 2014 г. № АК-2131/06 “Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств”
В связи с вступлением в силу 11 августа 2014 г. приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный № 1408) и в связи с многочисленными запросами, поступающими от организаций, которые осуществляют обучение водителей транспортных средств, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере профессионального обучения водителей транспортных средств.
Приложение: на 11 л. в 1 экз.
Разъяснения
об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
Вопрос 1. Федеральным законом № 196-ФЗ установлено 16 категорий и подкатегорий транспортных средств. Приказом № 1408 утверждено 28 примерных программ. Чем вызвана необходимость такого количества примерных программ?
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступивший в действие 5 ноября 2013 г., установил новый перечень категорий и подкатегорий транспортных средств. В соответствии с новой редакцией статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ был существенно расширен перечень типов транспортных средств, который включает 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств.
Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., с поправками принятыми 28 сентября 2004 г. в г. Вене, и направлено на облегчение процесса обучения и получения водительских удостоверений. Например, желающим управлять грузовиками с небольшой грузоподъемностью и автобусами вместимостью менее 16 посадочных мест не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и многоместными автобусами. Желающие также могут освоить вождение автомобиля с автоматической трансмиссией.
В целях реализации Федерального закона № 196-ФЗ приказом № 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий:
1) 16 примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: «А», «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE», «Tm», «Tb», «M», «A1», «B1», «C1», «D1», «С1E», «D1E»;
2) 10 примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории «В» на категорию «С», с категории «В» на подкатегорию «С1», с категории «В» на категорию «D», с категории «В» на подкатегорию «D1», с категории «С» на категорию «В», с категории «С» на категорию «D», с категории «С» на подкатегорию «D1», с категории «D» на категорию «В», с категории «D» на категорию «С», с категории «D» на подкатегорию «С1»;
3) 2 примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств категорий «М», «А», подкатегорий «A1», «B1» с автоматической трансмиссией, категорий «В», «С», «D», подкатегорий «B1», «C1», «D1» с автоматической трансмиссией.
Программы повышения квалификации позволят водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, обучиться управлению транспортным средством с механической трансмиссией. Программы очень короткие и включают только обучение вождению транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.
Вопрос 2. В чем принципиальное отличие Примерных программ, утвержденных приказом № 1408 от тех, которые были утверждены приказом № 636?
В Примерных программах содержание образования разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный, необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; профессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя (изучается при обучении на те категории и подкатегории транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов).
При этом последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется автошколами.
Особое внимание в Примерных программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в базовый цикл введен новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя». В процессе освоения данного предмета обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов.
В учебном предмете «Основы управления транспортным средством» впервые предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность.
Количество часов по предмету «Первая помощь» сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 477н.
Примерными программами предусмотрены различные учебные планы для обучения вождению на транспортных средствах с механической трансмиссией и на транспортных средствах с автоматической трансмиссией.
В Примерных программах увеличено количество часов практических занятий.
Длительность теоретических занятий измеряется в академических часах, а длительность практических занятий по обучению вождению в астрономических часах.
Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости.
Разработка учебных маршрутов по вождению возложена на руководителей автошкол. Можно предусмотреть маршруты с разной интенсивностью, включая сложные участки, кроме тех, где учебная езда запрещена правилами дорожного движения.
В учебный предмет «Вождение транспортных средств» включена тема «Движение с прицепом», на которую отведено 6 часов. Обучение движению с прицепом проводится по желанию обучающегося. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Кроме изменения содержания учебных предметов, новым является то, что Примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы.
Впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.
Вопрос 3. Нужно ли будет педагогическим работникам автошкол проходить повышение квалификации?
Примерные программы содержат требования к кадровым условиям их реализации. Так, педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональным стандартам. Преподаватели и мастера производственного обучения вождению в автошколе должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. Также у мастеров производственного обучения должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
Вопрос 4. Действительно ли все кандидаты в водители после обучения в автошколе получат навыки профессионалов?
Федеральным законом № 196-ФЗ подготовка водителей отнесена к профессиональному обучению. В свою очередь, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что профессиональное обучение в образовательной организации заканчивается квалификационным экзаменом, что подтверждается свидетельством о профессии водителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие соответствующего возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие профессиональное обучение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Из этого следует, что результатом обучения является присвоение новой профессии или повышение квалификации работника по уже имеющейся профессии. Следует отметить, что данный подход, относящийся к водителям транспортных средств различных категорий, присутствует давно. Начиная с 1993 года, в Российской Федерации действуют программы обучения, не устанавливающие различия в обучении водителей, работающих по найму и не имеющих право работать по найму. Отсутствует и отметка в водительском удостоверении, запрещающая работать по найму.
Включение учебных предметов профессионального цикла в Примерные программы обучения предполагает введение обучающегося в автомобильную профессию посредством изучения общих положений транспортного законодательства, основ организации грузовых и пассажирских перевозок, а также методов оптимизации перевозочного процесса и снижения вредного влияния на окружающую среду.
Данный подход соотносится с международным опытом и соответствующими нормативными правовыми документами.
Получение дополнительных практических профессиональных навыков Примерными программами не предусмотрено. Практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности в качестве водителя могут быть приобретены при прохождении профессионального отбора в автопредприятиях, при стажировке водителя перед допуском к самостоятельной работе.
Вопрос 5. Можно ли осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств без заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы установленным требованиям и согласования программ с Госавтоинспекцией?
В связи с этим для осуществления образовательной деятельности по реализации Примерных программ, утвержденных приказом № 1408, необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.
Вопрос 6. Кем устанавливается процедура согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям?
Порядок согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно- материальной базы установленным требованиям устанавливается Госавтоинспекцией.
Вопрос 7. Как привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями программ?
Условия реализации Примерных программ предусматривают раздел «Материально-технические условия реализации Примерной программы». Данный раздел содержит перечень учебного оборудования (технических средств обучения и учебно-наглядных пособий по предметам), требования к учебным транспортным средствам и закрытым площадкам (автодромам) для первоначального обучения вождению.
Для приведения учебно-материальной базы в соответствие с Примерными программами, необходимо обеспечить выполнение требований, установленных в разделе V приказа № 1408 «Условия реализации примерной программы».
Вопрос 8. Необходимо ли иметь в автошколе прицеп?
Необходимо. В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом, поскольку Примерной программой предусмотрено обучение вождению транспортного средства с прицепом по желанию обучающегося. Наличие прицепа является также одним из требований к учебно-материальной базе, установленной Примерными программами.
Вопрос 9. Необходимо ли иметь в автошколе аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя и тренажер?
Необходимость применения аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется автошколой. В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.
Вопрос 10. Когда автошколы должны начать работать по Примерным программам, утвержденным приказом № 1408?
Автошколы должны начать обучение по Примерным программам с момента вступления в силу приказа № 1408.
Вопрос 11. Каким образом будут завершать обучение в автошколе обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа № 1408?
Обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа № 1408, завершают обучение в соответствии с программами, утвержденными приказом № 636.
С момента вступления в силу приказа № 1408 обучение должно производиться в соответствии с Примерными программами.
Вопрос 12. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?
В соответствии с разделом VI Примерных программ по результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя. Минобрнауки России подготовлены и направлены в автошколы Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя.
Вопрос 13. Необходимо ли будет переоформлять лицензию на осуществление образовательной деятельности в связи с вступлением в действие Примерных программ?
В связи с вступлением в действие Примерных программ переоформление лицензии не предусмотрено. В соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года.
Автошколы могут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств, если в лицензии содержится такой вид образования, как профессиональное обучение.
Вопрос 14. Какие преимущества дают Примерные программы, утвержденные приказом № 1408?
Введение в действие Примерных программ позволит гражданам страны реализовать свои права на получение новых категорий и подкатегорий, установленных Федеральным законом № 196-ФЗ.
Примерные программы предоставляют возможность обучения и, соответственно, получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами как с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией.
Примерные программы обучения на категорию «М» позволяют подросткам освоить навыки безопасного управления мопедами, скутерами и стать полноправными участниками дорожного движения.
Программы повышения квалификации позволяют водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, достаточно быстро обучиться и получить право на управление транспортным средством с механической трансмиссией.
Преимуществом для автошкол является то, что базовый цикл имеет единое содержание во всех Примерных программах подготовки на категории и подкатегории (за исключением программ подготовки на категории BE, CE, DE, и подкатегории, в которых базовый цикл отсутствует). Это обеспечивает возможность одновременно проводить занятия с обучающимися, независимо от того, на какую категорию или подкатегорию они пришли обучаться.
Для тех обучающихся, которые по собственной инициативе желают повторно изучить базовый цикл при обучении на другую категорию, такая возможность Примерными программами предусмотрена.
Объем времени, отводимый Примерными программами на обучение приемам вождения автомобилем увеличен за счет того, что один час практических занятий обучения вождению рассматривается как астрономический.
В Примерные программы включены темы, предусматривающие обучение приемам экономичного, безопасного и эффективного управления транспортным средством.
Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО | Н.М. Золотарева |
Обзор документа
11.08.2014 вступает в силу Приказ об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий. Приведены разъяснения об особенностях реализации примерных программ.
Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении.
В примерных программах содержание образования разделено на 3 цикла: базовый, специальный и профессиональный. Первый изучается 1 раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию, второй необходим для подготовки водителей определенной категории или подкатегории, третий обеспечивает освоение основ профессии водителя и изучается при обучении на те категории и подкатегории, которые предусматривают перевозку пассажиров и грузов.
Количество часов практических занятий увеличено.
Количество часов по предмету «Первая помощь» сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи.
Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости. Также впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.
В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом.
Обучающиеся, которые начали обучение до вступления приказа в действие, завершают обучение по прежним программам.