сколько насельниц в дивеевском монастыре сейчас
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 года – решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. А 31 июля в Дивеевском монастыре встречали мощи преподобного Серафима Саровского, и с тех пор они почивают в Троицком соборе по слову святого Старца, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве.
Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами, проживает около 500 насельниц.
14 апреля 2008 года учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которому совершается 27 июля, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители преподобной Александры. В Собор Дивеевских святых входит 17 подвижников благочестия – святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря.
Краткая история обители
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь основан в середине XVIII века в Нижегородской губернии. Сама Пресвятая Богородица указала первоначальнице обители преподобной Александре Дивеевской (Агафье Семеновне Мельгуновой) место, которому предназначено было стать Четвертым уделом Божией Матери во Вселенной после Иверии, Афона и Киева.
На месте явления ей Божией Матери в селе Дивееве преподобная Александра в 1779 году построила каменную Казанскую церковь и основала при ней женскую общину, которая существовала под духовным руководством старцев Саровской пустыни. Перед смертью (+1789 г.) мать Александра просила позаботиться о своей общине молодого иеродиакона Саровской пустыни Серафима (Мошнина), будущего преподобного Серафима Саровского. Изволением Божиим прошло почти сорок лет, прежде чем заповедь матушки Александры не оставлять ее обители была исполнена отцом Серафимом. Лишь по окончании своих многолетних монашеских подвигов пустынножительства, молчальничества, стояния на камне, затвора, придя в меру «мужа совершенна», получившего от Господа благодатные дары исцеления и прозорливости, по благословению Царицы Небесной батюшка Серафим стал мудрым и заботливым отцом дивеевским сестрам.
В 1825 году Верховная Владычица приказала отцу Серафиму основать к востоку от Казанской церкви новую девичью общину. В нее следовало перевести восемь сестер из общины матушки Александры. Велено было возвести два храма – в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, ископать канаву и насыпать вал вокруг обители, а также построить мельницу-питательницу. Так возникла Мельничная девичья община, днем основания которой считается 22 декабря 1826 г. Через преподобного Серафима для нее был дан устав, до того времени ни в одном монастыре не существовавший.
В 1842 году состоялось объединение Мельничной и Казанской общин. А в январе 1861 года Указом Святейшего Синода был утвержден Серафимо-Дивеевский монастырь. Первой его настоятельницей стала игумения Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова, 1819-1904 гг). Имея глубокую веру в святость батюшки Серафима, игумения Мария старалась неукоснительно соблюдать все заповеданное дивным угодником Божиим и привела обитель к духовному расцвету и внешнему благолепию. За годы управления игумении Марии (1861-1904 гг.) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус, трапезный храм, колокольня, а также детский приют, богадельня, гостиница, около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. В начале XX века в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 1600 насельниц. По словам епископа Нижегородского и Арзамасского Назария (Кириллова), «обитель эта есть поистине чудо милости Божией по молитвам преподобного ее основателя».
Игумения Мария дожила до Саровских торжеств 1 августа 1903 года, посвященных прославлению в лике святых преподобного Серафима. А 2 августа она вместе с сестрами принимала в Дивеевской обители Императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной и членами Царской Фамилии. Через год после этих событий всеми любимая матушка Мария мирно почила о Господе, указав свою преемницу игумению Александру (Траковскую), ставшую последней настоятельницей перед закрытием обители. Игумения Александра пережила, как и многие дивеевские сестры, изгнание, ссылку, арест и скончалась в городе Муроме в 1942 году.
Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря произошло 27 сентября 1927 года. В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены. В сохранившихся трех каменных храмах царила «мерзость запустения». Землей и мусором засыпана была Святая Канавка.
Игумения
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
В 2012 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре заложен и начал строиться собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Сохранилось предание, что преподобный Серафим предсказывал сестрам о будущем соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким собором и колокольней. Поскольку Батюшка от себя ничего не говорил об устроении Дивеевской обители, а только то, в чем его наставляла Царица Небесная, то таким образом мы становимся свидетелями исполнения Ее воли.
Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное батюшкой Серафимом место было уже занято в 1846 году Тихвинской церковью, построенной лжеучеником преподобного Серафима и гонителем дивеевских сестер Иваном Тихоновичем Толстошеевым. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобном Серафимом месте, и блаженная Параскева тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки.
После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. Только тогда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.
Прошло еще сто лет, пока освободилось наконец место, предназначенное для собора. Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.
За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам.
В одноэтажном здании, приспособленном для Казанской церкви, до революции была монастырская свечная мастерская. Перед разгоном монастыря в нем жила игумения Александра. Впоследствии дом принадлежал священнику. Дом разобрали и перенесли на окраину Дивеева к Казанскому источнику. Летом 1989 года рядом с храмом построили звонницу.
Литургия в Казанской церкви служится на престольный праздник — 21 июля и 4 ноября. Здесь совершаются таинства Крещения, Венчания и отпевание.
До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.
Строился собор на крупные пожертвования Ф. В. Долгинцева и братьев Арцыбушевых. Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Анатолия Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов.
В 1916 году строительство собора было закончено, даже большие золоченые кресты — дар петербуржцев — уже украшали его.
Изнутри весь собор был расписан фресками. Расписывали сами сестры под руководством палехского художника Л.И. Парилова. Они же написали все иконы. Не поставлен был только иконостас, и не готово было отопление. Это оттянуло освящение на год. Но тут произошла революция 1917 года, и освятить собор не смогли, так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор. А освящать его хотели во имя иконы Божией Матери «Умиление» и прп. Серафима.
В советское время здесь был гараж, потом тир. Протоиерей Валерий Смирнов так описывает этот собор в пору разорения монастыря: «Новый собор, в свое время полностью подготовленный к освящению, представляет собою мерзость запустения! Стекла выбиты, дверей нет, входные ступени разрушены и поросли травой. Трава покрывает и желоба кровли, давно не видавшей краски. Кресты, как на новом, так и на старом соборах отсутствуют, бетонное основание пола в одном месте с какой-то целью пробито, открывая жутко зияющую глубину подвального помещения».
В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года, в день кончины тогда еще не прославленной в сонме святых прп. Марфы Дивеевской. Новый собор освятили в честь Преображения Господня; до революции деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки. В том же 1998 году был освящен правый нижний придел в честь Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, а левый — в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви). Освящение правого верхнего придела в честь иконы Божией Матери «Тихвинской» состоялось 21 июня 2006 года, левого верхнего в честь Новомучеников Российских — 11 августа 2006 года. Накануне праздника Святой Троицы 2008 года закончена роспись храма (художники — Анатолий и Ольга Беляевы). Фрески на евангельские сюжеты и изображения святых выполнены акрилом, с нанесением сусального золота.
До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.
Трапезный храм был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского. В то время в России появилось много Александровских церквей и соборов. В память о благополучном исходе крушения Царского поезда на станции Борки храмы посвящали небесному покровителю Императора Александра III.
В советское время в трапезном корпусе размещались клуб, библиотека и кинотеатр. Возвращение этого здания монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированной трапезной состоялся праздничный обед с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 ноября 2000 года престол трапезного храма был повторно освящен. Росписи выполнены художниками палехской мастерской «Лик».
До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.
«Святой царь Давид, — сказал он Елене Васильевне, — когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»
Когда Елена Васильевна поехала в Темников и передала желание батюшки Серафима владельцу земли господину Жданову, он воскликнул удивленно: «Вы хотите, чтобы я продал этот клочок земли дивному Серафиму?! Берите даром!» Но выслушав знаменательные слова старца, Жданов, не смея ослушаться, принял присланные ему деньги и выдал на землю купчую. Егор Иванович Жданов рассказывал впоследствии игуменье Марии Ушаковой, как с этих денег начали чудесным образом устраиваться его дела.
Непросто оказалось выполнить завет прп. Серафима о строительстве храма именно на этом месте. Иван Тихонович Толстошеев, который выдавал себя за серафимова ученика, но на деле нарушал все заповеди дивного Старца, желал заложить собор по своему усмотрению. Четыре разных мест предлагал Толстошеев для собора, даже хотел построить его в трех верстах от обители на реке Ломовке или в поле. Много усилий пришлось приложить Михаилу Васильевичу Мантурову и его сторонникам для того, чтобы убедить Нижегородского Преосвященного Иакова в том, что все предложения Ивана Толстошеева не соответствуют воле преподобного Серафима. Разобравшись в этом деле, Владыка спросил: «Но как же вырыть канавы для фундамента, когда завтра в четыре часа пополудни назначена закладка?» — «Нас съехалось много тысяч», — ответил народ. Работа закипела, и за одну ночь был вырыт котлован для собора. 5 июня 1848 года Владыка возложил первый камень и при этом во всеуслышание громко воскликнул: «От утра и до утра сей храм воздвигается великим чудом!»
Впоследствии, по козням Ивана Толстошеева (иеромонаха Иоасафа) строительство храма не велось. И началось только в 1865 году при игумении Марии Ушаковой. Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.
В течение десяти лет собор был снаружи окончен, и Преосвященный Иоанникий решил освятить его, но внутренняя отделка продолжалась еще многие годы. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской — 28 июля. Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Владыка определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1874 году над крестом в вышине стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно его стали украшать удивительной живописью собственной монастырской работы — огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты. В алтаре на Горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.
В 1880 году, 2 июня, правый нижний правый придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день — левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария оставляла неосвященным в течение двадцати восьми лет, с верой ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящен.
Собор был построен в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Ивановича Резанова, ученика академика К. А. Тона. Это был летний, неотапливаемый храм. По воспоминаниям паломников, он производил большое впечатление. «Здесь, в Дивеевском соборе, стоит человек и невольно чувствует, как все его поднимает, возвышает, он как будто здесь заметно вырастает», — отмечал священник Василий Тигров. «Как великолепен этот собор, залитый светом, весь всегда полный какого-то светлого торжества, какой-то радостной теплоты, так прекрасно отражающий мысль о бесконечно благом, зовущем, благословляющем и успокаивающем Боге», — восклицал писатель Е. Поселянин.
В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. Дивеевским сестрам Батюшка говорил: «Вручаю вас Самой Царице Небесной Умилению, Она вас не оставит!» Ныне копия с этой иконы, написанная в начале XX века и также чудотворная, занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Владычица наша Богородица. Каждое воскресенье перед литургией, по заповеди Преподобного, пред иконой «Умиление» служится нараспев параклис.
Последняя служба перед закрытием монастыря состоялась 21 сентября 1927 года на праздник Рождества Богородицы.
В советское время в Троицком соборе был склад. В октябре 1989 года его передали церковной общине. Весной 1990 года при сиявшей радуге был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 31 марта 1990 года, когда был заново освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.
Повторное освящение придела в честь иконы Божией Матери «Умиление» состоялось 21 декабря 1996 года; левого нижнего — в честь преп. Серафима Саровского 31 декабря 1997 года; правого верхнего — 13 мая 1996 года в честь иконы Божией Матери Владимирской Оранской; левого верхнего придела — в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя 21 ноября 1997 года.
30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и др.
Ежедневно в Троицком соборе у мощей преподобного Серафима служится ему акафист.
До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Официальная группа Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Группу ведут сестры монастыря
Серафимо-Дивеевский женский монастырь запись закреплена
Серафимо-Дивеевский женский монастырь запись закреплена
Вчера весь день лил холодный дождь, в саду шумел мокрый ветер, небо было хмурым и неприветливым. Ранним утром дождь тоже бил по стеклам, и казалось, что сквозь темные облака никогда не проглянет солнце. Но вот и тучи разошлись, и небо стало синим, и солнышко засветило ярко и радостно.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь запись закреплена
7 ноября, в день праведной кончины преподобноисповедницы Матроны (Власовой), в Серафимо-Дивеевском монастыре молитвенно почтили ее память. Пятьдесят восемь лет назад в этот день она мирно упокоилась о Господе. Мощи преподобноисповедницы Матроны почивают в Казанском соборе обители, здесь состоялись всенощное бдение, Божественная литургия и молебен.
Показать полностью.
Оставшись сиротой шести лет, в 1895 году маленькая Матрона была отдана на воспитание в приют для девочек Серафимо-Дивеевского монастыря. У девочки обнаружились способности к рисованию, и живопись стала ее постоянным занятием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого ее закрытия в 1927 году.
Начиная с первого ареста, который последовал в 1933 году, матушка Матрона провела в заключении восемнадцать лет. Много лет спустя она рассказывала схимонахине Маргарите (Лахтионовой): «Как издевались над нами… Работали тяжело, возвращались поздно, идти было далеко. Многие падали на дороге и замерзали. Как мы выжили – не знаю… Там ведь не выживали… Только то помогло, что Господь не оставлял и преподобный».
В 1954 году по ходатайству родного брата инокиня Матрона вернулась из ссылки в родное село Пузо Нижегородской области.
Поселившись в семье брата, мать Матрона старалась не быть родным в тягость. Подрабатывала тем, что вязала платки, вышивала, писала и подправляла иконы. Матушка присматривала за детьми племянников, была с ними нестрогая, «желанная», как они говорили.
Хотя мать Матрона и жила в миру, мысль ее пребывала с единым Богом. Работала она, углубленно творя непрестанную молитву, едва заметно шевеля губами. «Вязала-то она быстро, – вспоминает племянница матушки Татьяна. – И только все читает, читает, читает молитву».
Несмотря на все пережитое в заключении, матушка имела мирный дух, никогда ничем не бывала недовольна. Все ей нравилось, все ее устраивало. Роптавшим порой на советские порядки родственникам она говорила, что всякая власть от Бога, властям надо подчиняться и молиться за них: «Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу Российскую, власти и воинство ея». Сама она большую часть дня молилась.
Причащаться в большие праздники инокиня Матрона ездила в село Выездное под Арзамасом. Очень любила матушка приезжать в Дивеево. Всю жизнь сердце ее влеклось к родной обители. Мать Матрона обходила разрушенные храмы, подолгу молилась на тропинке, где раньше пролегала Святая Канавка.
Матушка так и не получила утешения в этой жизни – вернуться в свой монастырь. Поневоле свой подвиг ей пришлось совершать в миру. Здесь не было тягот заключения и ссылки, но, по слову святителя Тихона Задонского, «благочестивым душам, в мире сем живущим, всякое место есть ссылка. Потерпите убо, возлюбленнии, и пождите, пока Господь вас от мира сего, как из Вавилона, в Горний Иерусалим позовет».
Примерно за год до смерти мать Матрона слегла: здоровье было подорвано тяжелыми трудами в заключении. Руки матушки до самой смерти были заняты вязанием. Незадолго до кончины мать Матрона раздала знакомым и родственникам почти все свои вещи и святыни: иконы, книги. Показала спрятанную в келии монашескую одежду – подрясник и апостольник, в которой просила себя похоронить.
Похоронили инокиню Матрону на сельском кладбище слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Святые мощи преподобноисповедницы Матроны были обретены в 2007 году.
Монастырь в Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь)
Православный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (сокращенно — Дивеево) расположен в селе Дивеево, в 180 км от Нижнего Новгорода, в 450 км от Москвы. Паломники со всей России и даже из других стран приезжают сюда, чтобы приложиться к мощам святого Серафима Саровского (ряса, лапотки, вериги, котелок), имя которого связано с многочисленными чудесными исцелениями. Место также известно своими целительными источниками.
По преданиям, Дивеево — это четвертый удел Пресвятой Богородицы на земле, наравне с грузинской Иверией, Афоном в Греции и Киево-Печерской лаврой в Украине.
Гостиницы рядом с монастырем в Дивеево
Неподалеку от монастыря можно остановиться в одном из 17 корпусов для паломников. Подробную информацию можно получить в Паломническом центре возле входа в обитель, здесь проходит и оформление в корпуса. За размещение необходимо внести установленную сумму пожертвования. Предварительное бронирование можно сделать за 2 месяца, но не позднее, чем за 3 дня до приезда.
Есть корпуса, в которых селятся только женщины или мужчины, предлагается размещение от 2 до 8 человек в комнате и другие варианты. Подробную информацию о том, как остановиться в паломнических корпусах, можно прочитать на официальном сайте монастыря.
Цены в монастыре Дивеево
В монастыре проводятся различные церковные ритуалы. Верующие пишут в храме записки с именами близких людей, чтобы во время богослужений священнослужители зачитали эти имена. Таким образом, православные желают помочь своим близким, позаботиться об успокоении душ усопших или о здоровье живых.
В Серафимо-Дивеевском монастыре можно заказать следующие требы:
Заказать требы
Требы можно заказать как в самом монастыре, так и находясь в другом городе: по электронной почте или почтовым переводом. Реквизиты и расчетный счет для перевода пожертвований за требы указаны на сайте Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Расписание богослужений
Территория монастыря открывается с 05:00 утра, а в 22:00 часа ворота закрываются. Паломникам рекомендуется провести весь день на территории обители. Тогда будет возможность посетить все богослужения:
К мощам преподобного Серафима Саровского можно приложиться в любой день с 08:00 до 20:00 часов. К мощам блаженных Пелагеи, Параскевы, Марии, преподобноисповедницы Матроны Дивеевских, преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских можно приложиться ежедневно с 08:00 до 17:00 часов.
Купальни святых источников доступны ежедневно с 05:00 до 22:00 часов.
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
История монастыря восходит ко второй половине XVIII века: тогда матушке Александре (Агафье Семеновне Мельгуновой) было видение Пресвятой Богородицы, которая и указала ей на то место, где будет заложена обитель. Фундамент Казанской церкви, освященной в 1780 году, матушка Александра заложила на собственные средства, полученные от продажи всего имущества. Основательница монастыря скончалась в 1789 году у стен Казанской церкви, будучи постриженной в великую схиму.
Постепенно появились новые строения обители. Рядом с Казанской общиной была обустроена Мельничная община в 1827 году, позже их объединили в одну. Названием вторая община обязана тому, что сначала здесь была возведена мельница, а потом уже кельи для сестер.
В 1861 году женская Дивеевская община была возведена в степень монастыря. С этого времени по 1904 годы были возведены многие сооружения, в том числе, колокольня, около 30 корпусов для сестер и Троицкий собор, в котором можно поклониться мощам преподобного Серафима Саровского.
В 1905 году началось строительство еще одного большого собора, но его освятить не успели, так как началась революция. В 1927 году советская власть закрыла обитель, некоторые купола снесли, каменную ограду разрушили, кладбище и храм при нем уничтожили. В 1950-ые серьезно пострадала Казанская церковь. Монахини и послушницы после закрытия обители пытались сохранить часть дивеевских святынь.
Возрождение монастыря началось в 1988 году. Сначала был зарегистрирован церковный приход, а затем состоялось и открытие монастыря. Перед освящением в Казанскую церковь торжественно внесли икону Серафима Саровского.
Сейчас на территории обители расположены следующие объекты:
На сегодняшний день отреставрированы все здания, расписаны стены соборов. Ведутся работы по облагораживанию прилегающих земель. Почитать про историю каждого строения можно на сайте монастыря.
Помимо мощей преподобного Серафима важной святыней Дивеево является Канавка Божией Матери (Тропа Божией Матери) длиной 700 метров, берущая начало за Преображенским собором и опоясывающая монастырь. Канавку, призванную защитить обитель от антихриста, начал рыть сам Преподобный Серафим, а работы завершились уже после его смерти. Сегодня тысячи паломников проходят по тропе с именем Богородицы на устах. Молитву Пресвятой Богородице нужно прочитать 150 раз. Другая значимая реликвия — икона Божией Матери «Умиление», сохранившаяся от преподобного Серафима.
Святые Серафимо-Дивеевского монастыря
С историей монастыря связаны имена нескольких святых, чьи мощи хранятся в соборах обители:
Чудеса
Многие верующие делятся своими историями исцелений, произошедших в результате посещения Дивеево, купания в источниках или приложения к мощам. Прочитать некоторые отзывы о чудесах можно на сайте Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
Как добраться до Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
Монастырь находится в селе Дивеево на юге Нижегородской области. Сюда можно приехать в составе экскурсионной группы или добраться самостоятельно.
Как доехать из Москвы в Дивеево
Из Москвы можно до монастыря можно добраться следующими способами:
Как доехать из Нижнего Новгорода
Из Нижнего Новгорода можно уехать на автобусе: время в пути — 3 часа 30 минут. Отправление — с парковки ТРК «Небо» примерно каждый час, с 08:00 до 22:15. Первый и последний рейсы — от ж/д вокзала (посадка производится под метромостом). Важно предварительно забронировать места у перевозчиков: «Пассажир» — 8-987-559-22-22, «Попутчик» — 8-920-020-04-88.
Как доехать из Арзамаса
Отсюда можно доехать на двух автобусах:
Из Арзамаса можно также уехать на такси: здесь работают сервисы Яндекс.Такси, Максим, местная служба Такси Гост Арзамас.
Еще один удобный сервис — трансфер до села Дивеево. Так, машина будет ждать путешественников в условленном месте, а цена будет заранее известна. Например, можно воспользоваться трансфером KiwiTaxi:
Панорама территории монастыря в Дивеево:
Видео о хоре Серафимо-Дивеевского монастыря: