сколько колонн в колоннаде казанского собора
Казанский собор в Санкт-Петербурге — официальные сведения и легенды
Фотографии
Казанский собор считают крупнейшим храмом начала 19-го столетия. Также его причисляют к самым креативным, крутым и прекрасным сооружением своего времени. Он заслуженно занимает почетное место в самом сердце Санкт-Петербурга. Святое сооружение обладает уникальными фактами и поверьями.
Его общая длина — 72 с половиной метра, высота — 71 с половиной, ширина — 56 метров 700 сантиметров. У него есть 2 крыла с длиной каждого по 42 метра 700 сантиметров. При возведении купола, диаметром 17 метров, впервые использовали металлоконструкции.
На иконостас главного придела собора потратили 640 килограмм серебра. Правда, при советской власти данное богатство, казалось, Петербург безвозвратно потерял. К счастью, благодаря специалистам-реставраторам все вернулось на круги своя.
Гармоничное сочетание
Архитектор собора Андрей Никифорович Воронихин с честью выполнил необычную и непростую задачу, которую поставили перед ним император Павел I — создать европейский собор и православная церковь — соблюсти все ее каноны.
Для него долгое время подбирали и очищали место, было разобрано 11 частных строений. По проекту архитектора храм должен был обладать 2-мя колоннадами. Почему возвели лишь 1, по сей день неизвестно. Но и эта единственная сегодня служит величайшей архитектурной жемчужиной Северной столицы.
Величие колонн, их наличие
Колоннада Казанского собора состоит из 96 колонн. Двухметровый цоколь собора и его колоннад был изготовлен из массивных блоков сердобольского гранита. Балюстрада наверху колоннады может похвастаться красивым ревельским известняком.
Из гатчинского пудостского камня, легко поддающегося обработке, изготвляли колонны. Уникален этот материал за счет своего природного характера к изменению цвета в зависимости от освещения и погоды. Благодаря непревзойденным и самобытным свойствам камня, его надлежащей обработке и применению, изделия из него способны выдерживать температурные перепады, влажность и капризы петербургской погоды.
На отделку пошло 12000 м2 пудостского камня, изготовили из него 182 колонны снаружи и 12 полуколонн коринфского ордера, перекрытия пролетов. Внутри — 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Каждая из них весит по тридцать тонн, обладает высотой в 10 метров 600 сантиметров.
Печальное событие прошлого
Казанский собор стал местом празднования 300-летия династии Романовых. Образовалось столпотворение, что привело к гибели более 30 человек. Некоторые верующие усматривали в данной трагедии зловещий умысел. В связи с этим, поговаривали о скором окончании правления Романовых. Увы, так и произошло.
Настоящее поверье
Архитектура Петербурга: тайны и загадки колонн испокон веков в числе самых мистических и обсуждаемых тем. До 1824 года на пъедесталах с боку с обеих сторон колоннады стояли гипсовые скульптуры ангелов. Вскорости должны были появиться фигуры архангелов из бронзы. По каким-то причинам они так и не были установлены. С тех пор существует поверье — покуда Россией не станут управлять мудрые и честные политики, пьедесталы так и будут пустовать.
Сенсация. Часть 2. Казанский.
— гранитные монолитные колонны верхней колоннады в количестве 24 штук имеют длину 11,05 метра с допустимой погрешностью в 1-2 см в сторону уменьшения. Вес колонн предположительно рассчитан в 39,6 тонны. Диаметр юбки колонн составляет 151 см, диаметр ствола колонны в нижнем сечении составляет 141 см. Официально до сего дня считалось что колонны длиной 14 метров при весе в 64-67 тонн.
Ладно, отвлекаться не будем, перейдем к основной теме.
После того, как я выяснил истинные размеры колонн Исакия, разумным делом было бы отправиться в Казанский собор. Что я и сделал. И мои ожидания меня не подвели. Все точно так же как и с Исаакиевским собором. Напомню что до сегодняшнего дня официально во всех справочниках высота гранитных колонн Казанского собора считалась как 10,7 метров. Вот скрин из официального сайта Казанского собора.
Собственно и все мои логические цепочки рассуждений все годы исходили исходя из официальных цифр. Включая и возможную принадлежность колонн из Выборгского залива. Понимаете, официальные историки изначально создали ложную историческую базу, ложный фактический материал, а мы как дети неразумные пытаемся свести концы с концами, которые никак не сходятся. И не сойдутся никогда. Однако теперь пришло понимание того, что веры официальным историкам нет никакой вообще. Всю историю нужно писать с нуля. Всю, абсолютно всю. Нужно заново поднимать всю макулатуру, проверять её подлинность, заново систематизировать и так далее.
В общем к нашим баранам. То есть к колоннам. На самом деле колонны Казанского собора имеют высоту 8,86 м.
Как и в случае Исаакиевского собора луч лазера бил в окантовку и я приспустил рулетку чуток вниз на предполагаемую толщину окантовки. Примерно на 8-10 см. Так что погрешность в 1-2 см вполне возможна.
Диаметр юбки колонн составляет 127,5 см. Свес составляет порядка 4 см, то есть диаметр ствола колонны в нижнем сечении составляет 120 см.
Как и в случае с Исаакиевским собором измерений в верхнем торце колонн я не проводил, крыльев у меня нет. На меня и так там смотрели как на антихриста пока я с лазером и рулеткой во время службы ползал. Даже охранник прибежал. Когда я в прошлый раз там с фонариком ползал, года три назад где-то, ко мне прибежал самолично главный реставратор собора господин Дмитрий Попов с которым мы весьма любезно пообщались около часа. Хороший мужик, но сказочник. Хотя кое-что полезного у него всё же удалось выведать. Очень ценной информацией оказалось то, что сваи под собором забиты под наклоном, крест-накрест, что увеличивает как несущую способность, так и добавляет пружинящих свойств. По его словам это сделано потому, что собор спроектирован как оборонительное сооружение. Ладно, опять отвлекся.
Давайте теперь посчитаем вес колонн. Приблизительный конечно, ведь верхнего диаметра мы не знаем. Давайте возьмем для расчета заужение радиуса колонн кверху на 10 см. Это примерно где-то так и есть. Тогда диаметр окантовки колонны получится 108 см, а диаметр ствола колонны в верхнем сечении будет 100 см. Считаем диаметр колонны в среднем сечении (120 см+ 100 см) : 2 = 110 см. Радиус получается 55 см. Считаем вес. 0,55 х 0,55 х 3.14 х 8,86 (длина колонны) х 2,7 (плотность гранита рапакиви) = 22,72 тонны.
В плане общей информации еще пара технических цифр. Высота базы колонны около 34 см.
Расстояние от пола до потолка (свода) 10,73 метров. Это та цифра, которую официальные историки нам втюхивали как длину гранитной колонны.
Здесь хорошо видно зал.
Теперь давайте вспомним размеры колонн из Выборгского залива. Их две.
Следующий абзац изменен с целью корректировки, ибо цифры крайне принципиальные. Правка от 11.11.2020 г.
Они длиной 9,18 и 9,16 м. Одна имеет диаметр в торцах 112 и 130 см, другая 123 и 127 см. Это размеры по меньшему диаметру, окружность не правильной формы. Максимальный диаметр до 132 см. Подробнее в статье здесь.
Далее исходный текст статьи.
Могут ли они подходить к колоннам Казанского собора? Вероятно могут. Одна то уж точно может, которая потолще. Вторая, которая на узком торце всего 112 см под вопросом. Дело в том что нам не известен диаметр окантовки колонны. Обратите внимание на фото.
Окантовка относительно ствола колонны выпирает достаточно сильно. Юбка внизу выступает меньше. Тут всё очень на тоненького, нужно замерять. Мне это сделать никто не позволит. У колонны из Выборгского залива очень эрозированная поверхность, плюс это полуфабрикат который возможно имеет не правильную геометрию по окружности. Это я к тому, что в чистом варианте колонна должна получиться с значительными сокращениями. Исходя из того что диаметр торца в черновом варианте 112 см, в чистом варианте он не может быть более 108 см. Это как раз та цифра, которая у нас получилась при приблизительных расчетах когда мы просто все размеры радиусов сократили на условные 10 см. Если по факту заужение колонны окажется в меньшей степени, а исходя из фото окантовки это скорее всего так и есть, то одна из колонн Выборгского залива автоматически выпадает из списка возможного отождествления с колоннами Казанского собора.
Есть рапа исключительных размеров, я нашел одну аж в 55 см.
Кстати. Вспомнил. Время от времени возникают разговоры о том, что колонны из некого геополимерного бетона имитирующего гранит. И как доказательство приводятся фото нескольких колонн вот с такими размазанными следами.
Так вот, еще раз объясняю. Нет, это не следы брака заливки бетона. Это нормальные следы нормального гранита. Спуститесь в метро в Петербурге и внимательно посмотрите на гранитный пол по которому вы ходите. Вы увидите нечто похожее. Вот вам пара примеров, сегодня по пути сфоткал.
Обратили внимание что гранит в метро очень схож с гранитом Казанского собора? Да, похож, но все же это другой гранит. Очень примечательно то, что плитка пола в метро из разных пород гранита. Вроде примерно похоже, но все эти плитки из разных карьеров. Таким образом я плавно подвожу к так называемому паспорту гранитов. Я очень хотел сравнить фактуру колонн из залива и из Казанского собора. Гранит схожий. Но все же однозначного ответа дать нельзя. Разное освещение, полировка, обработка мастиками в случае Казанского собора и так далее.
Вот более-менее четкое фото из залива.
Это фото примечательно тем, что мокрая поверхность хоть чуточку имитирует шлифовку и полировку. Рапу можно видеть и понимать её форму и размеры. Очень похоже на то что мы видели в Казанском соборе. Еще показательный пример. Это след вандализма одного популярного блогера. По срезу болгаркой так же можно понять примерную фактуру камня.
Однако «похоже» не означает «одно и тоже». Нужно более детальное исследование, желательно лабораторное. Чтобы вы поняли совсем наглядно, я вам покажу заплатку колонны Исаакиевского собора. Очень похоже, но это разный камень из разных карьеров.
Теперь выводы. Мои выводы на сегодняшний день. Еще недавно я полностью исключал причастность колонн Выборгского залива к Казанскому собору. Хотя бы потому что официальные размеры в 10,7 метров никак не вписывались. Сейчас ситуация изменилась. Как минимум одна колонна допускает возможность быть отождествленной с Казанским собором. Возможно и вторая по размерам подойдет, если окажется что окантовка колонны имеет диаметр менее 108 см. Фактура камня очень похожая, но тут нужны дополнительные исследования, как минимум одинаковые условия для зрительного сравнения. Тем не менее, моя самая первая версия, вернее самая первая попытка объяснения, до сих пор остается приоритетной. Как минимум для меня. Я склонен полагать что эти две колонны предназначались для другого.
Логическая цепочка. Везли их парой. При том что они обе усеченные по конусу, но степень усеченности разная. Зачем? Они изготавливались на станке, зачем перенастраивать станок, это тот еще гемор? Значит была причина. Нужны были заготовки именно такого размера. Исходя из факта примерно одной длины, но разной степени усеченности, напрашивается логичный вывод о том, что подразумевалась установка одной колонны поверх другой. Стела? Очень может быть. Например вот так.
Или терраса из двух уровней колонн, о чем я писал в статье в июне. Что-то типа такого как на картинке, условно конечно. В этом случае предполагалась как минимум ещё одна такая пара колонн.
Но это всё предположения.
Ладно, пора заканчивать. И я устал, и вы наверное устали. Всем спасибо.
Добавлено 23.10 20.
Измерил лазером окантовку колонн в Казанском соборе. Колонны выборгского залива не подходят к Казанскому собору. Подробности в следующей стаье, следите!
Наш ответ Ватикану: История и легенды Казанского собора
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Свой собственный Ватикан
По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.
Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.
Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.
Вторая колоннада
Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.
Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.
Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.
Ожидающие ангелы
Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Кутузовское сердце
Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.
Музей истории религии и атеизма
Уникальный «юмор» советской власти не перестает удивлять. Уничтожить храм коммунисты не решились. «Ограничились» снятием крестов, бипланами на колоннаде, портретами ВКП(б)истов и вождя.
«Вишенкой на тортик» стал атеистический музей. Цинизм, кощунство, глумление. Для такого поступка даже название сложно подобрать.
Икона Казанской Богоматери
В здании собора располагался лик Казанской Богоматери, но потом ее переместили в Князь-Владимирский собор, а легенда, гласящая о транспортировке иконы к солдатам на фронте, звучит очень уж сомнительно.
Хотя, кто знает, может правительство того времени и дало соответствующее разрешение, в попытках опробовать все вариации. Поговаривают, что именно это, в январе 44-го года, помогло нашим солдатам. В настоящее время лик расположен на своем законном месте и готов служить многочисленным паломникам верой и правдой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
CaнктПетерсбург. Казанский собор
CaнктПетерсбург. Казанский собор.
Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в между-катастрофное время, как явствует из его географической ориентации. Здание собора стоит параллельно Невскому проспекту, пролегающему на этом участке в направлении от современного северо-запада на современный юго-восток, то есть с нарушением канонических условий постройки православных храмов.
Cобор выглядит как Собор Святого Петра в Риме с отсутствующим со стороны Невского проспекта полукольцом колоннады — это место сейчас не занято и ограничено решеткой Казанского сквера. В описаниях постройки собора упоминается «южная колоннада», не построенная по причине нехватки средств. (или времени в случае если катастрофа уже произошла).
В середине 19-го века из центра Казанского сквера исчезает обелиск (гномон, стрелка солнечных часов), изображавшийся на картинах и литографиях начала 19-го века. (см. ранее)
Гномон (с греческого — указатель) — самый древний астрономический инструмент, служивший для определения высоты Солнца и направления истинного меридиана. Состоит из вертикального шеста, укрепленного на горизонтальной плоскости. В ясный солнечный день шест отбрасывает тень, длина которой от восхода солнца до полудня непрерывно уменьшается, а от полудня до заката — увеличивается. Направление кратчайшей тени, около истинного полдня, представляет направление истинного меридиана, а длина тени (l), при известной высоте шеста (b), дает возможность вычислить угловую высоту Солнца (h) по формуле tgh = b/l.
Полуденная высота Солнца ежедневно изменяется; во время весеннего и осеннего равноденствий она равна дополнению географической широты места до 90°, а во время зимнего и летнего солнцестояний она меньше или больше равноденственной на угол, равный наклонности эклиптики к экватору. Поэтому из наблюдений гномоном выводили в древности географические широты и определяли наклонность эклиптики к экватору. Так как видимый диаметр Солнца довольно значителен (около 30′), то тень, отбрасываемая стержнем гномона, нерезко ограничена, и следовательно, ни длина тени, ни ее положение не могут быть определены с большой точностью. В настоящее время гномон вышел из употребления и заменен гораздо более точными угломерными инструментами с зрительными трубами. Воздвигнутые в Египте и других местах обелиски служили гномонами. В простейшем виде гномон применяется ныне лишь при устройстве солнечных часов.
Купол собора собран из металлических деталей, его венчает крест, возвышающийся над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. Купол имеет легкую изящную форму и вдоль его барабана расположено 16 окон (как у собора Саятого Петра в Риме), через которые в собор проникает свет. Эту же роль исполняют и многочисленные окна, расположенные по периметру храма. Купол имеет два свода: нижний, хорошо обозреваемый с внутренней стороны храма, и верхний, наружный, покрытый жестью. Внутренний купол был первоначально покрыт росписью.
Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн из пудостского камня коим облицован собор. Каждая колонна весит 28 тонн, высота около 14 метров.
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра.
Базилика (c греч. дом базилевса, царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма.
Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения.
Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. При строительстве собора практически не использовались иностранные материалы.
Пространственная ориентация Казанского собора не совпадает с ориентацией Исакиевского собора. Следовательно, они построены в разные геологические эпохи и при разных местоположениях полюсов и ориентации оси вращения планеты Земля.
И немного традиционного исторического ….
По проекту М. Г. Земцова в 1733 году на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. В 1737 году, в присутствии императрицы Анны Иоанновны сюда перенесли список Казанской иконы Божей Матери.
Анна Иоановна — дочь Московского царя Ивана Алексеевича сына царя Алексея Михайловича. Период ее царствования историки обозвали «бироновщиной» по имени герцога Бирона. Произошел как бы отказ от «неких петровских реформ».
3 июля 1739 года в храме Рождества Богородицы была совершено «законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским».
Дитем этого брака был несчастный Иоанн Антонович, первый и последний русский император Брауншвейгской династии…
28 июня 1762 года в этой же церкви Сенат, Синод, двор и гвардия присягнули на верность Екатерине II пришедшей к власти в результате дворцового переворота.
Уже в конце XVIII века церковь, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В 1799 году император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор святого Петра.
NB. Алтарь собора святого Петра в Риме расположен в западной части собора.
Собор построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения знамен, маршальского жезла Даву и других военных трофеев, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра).
В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутузова.
В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени.
В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов немецких — 47, французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских.
Итого — 107 знамен и штандартов союзной европейской армии.
Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода российской армии. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней.
Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери.
Описания войны 1612 года удивительным образом напоминают описания войны 1812 года и уместны вопросы: кто с кем воевал? кто победил? и в каком году все это было?
Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.