сколько католических храмов в россии
Католические храмы России: слушать орган и восхищаться неоготикой
Если вы бывали в католических соборах Европы, то, наверняка, восхищались высокими окнами и живописными витражами, стройными копьевидными башнями и остроконечными шпилями. В этом есть какая-то чарующая красота и ощущение, что очутился в средневековой эпохе.
Чтобы послушать католическую мессу и музыку органа, необязательно ехать в Европу. Мы нашли самые красивые католические соборы в России, которые стоит посетить 25 декабря во время католического Рождества.
Москва: собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии начали возводить в 1900 году. Фома Богданович-Дворжецкий спроектировал здание в неоготическом стиле — с крестообразной планировкой, барельефами, стрельчатыми окнами и витражами. Исследователи полагают, что московский архитектор мог вдохновляться фасадом Вестминстерского собора и куполом кафедрального собора в Милане. Третий католический храм Москвы строили и украшали 17 лет.
Орган в Римско-католическом кафедральном соборе в Москве
Сегодня собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — самый большой католический собор в России. Его называют «частичкой Европы» на Малой Грузинской улице. Здесь находится самый большой в стране духовой орган — его подарил кафедральный собор из швейцарского города Базеля. Это первый российский храм, в котором возобновили многовековую европейскую традицию церковных концертов. Кроме органных выступлений, здесь проходят концерты инструментальной, джазовой и фольклорной музыки. Богослужения идут на русском, польском, корейском, вьетнамском, латинском языках; тут служат тридентские мессы и литургии по армянскому обряду.
Санкт-Петербург: Базилика Святой Екатерины
Первым католическим храмом в Санкт-Петербурге стала Базилика Святой Екатерины — великолепное здание на Невском проспекте. К строительству её приложили руку знаменитые Доминико Трезини, Вален-Деламот и Антонио Ринальди. В результате, в 1782 году Невский приобрёл одно из своих лучших украшений. Кстати, Базилика является единственной в России.
Внутри базилики Св. Екатерины
Сегодня украшавшие фасад ангелы сняты, штукатурка облупилась, но Базилика всё ещё прекрасна. Освящена она в честь Святой Екатерины Александрийской — мученицы, пытавшейся призвать римского императора Максимина к отречению от язычества. И, конечно же, с намёком на Екатерину Великую.
Внутри Базилика оформлена в мягких розовых и голубых цветах. Её широкий купол вызывает ассоциацию с небесами, а стены с колоннами, украшенные статуями ангелов, создают спокойствие, идеально подходящее для атмосферы храма.
Орган в базилике Святой Екатерины
Базилика — главный католический храм Санкт-Петербурга, собственно, даже сам титул базилики присваивается лично Папой Римским. С утра до вечера она открыта для любого человека: будь то верующий, турист или простой прохожий — каждый может войти внутрь и насладиться её красотой и спокойствием. Некоторые элементы храма всё ещё находятся на реставрации, но все функции религиозного учреждения Базилика исполняет.
Самара: храм Пресвятого Сердца Иисуса
В 1901 году в петербургском журнале «Зодчий» опубликовали проект Католического храма Пресвятого Сердца Иисуса, который также создал Фома Богданович-Дворжецкий. Здание в неоготическом стиле из красного кирпича возвели в 1906 году.
Витраж над дверью в храм
Его декорировали копьевидными башенками пинаклями — витражом с Девой Марией над входом и золотистой лепниной внутри. Внутри установили «великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей», как писала газета «Голос Самары» в 1906 году.
В 1930-е храм закрыли. Там размещался детский театр, краеведческий музей, театральный техникум и строительный клуб. В 1991 году здание вернули католическому приходу. Его отреставрировали и установили кресты на шпили.
Внутри Храма Пресвятого Сердца Иисуса
Сегодня храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь проходят концерты органной и классической музыки, работает библиотека, библейский кружок и редакция католической газеты. В алтаре собора находится фреска «Христос Святого Иоанна Креста», копия картины Сальвадора Дали, и главная святыня храма — мощи Мартина де Порреса, перуанского священнослужителя XVII века. Он был первым канонизированным темнокожим американцем.
Владивосток: церковь Пресвятой Богородицы
Изначально возводить церковь Пресвятой Богородицы планировали по проекту владивостокского архитектора Александра Гвоздзиевского. Но его замысел оказался дорогостоящим, поэтому комитет по строительству объявил конкурс.
В 1909 году газета «Дальний Восток» опубликовала заметку о победителе — архитекторе Владимире Плансоне. Эскизы интерьера подготовил варшавский художник Йозеф Шпетковский. Церковь строили в традициях восточно-европейской готики: с остроконечными шпилями, вертикальными выступами, резными фронтонами, витражами и сводчатыми потолками. В 1921 году храм освятили, хотя замысел Плансона был еще воплощен не до конца. Колокольню здесь установили лишь в 2010 году.
Орган в католическом храме Пресвятой Богородицы во Владивостоке
В 1996 году в храме сыграли первый в истории Дальнего Востока органный концерт. С тех пор органные и вокально-хоровые выступления здесь проходят регулярно. В 2015 году в Филиппинах специально для храма построили духовой орган — его внешняя отделка напоминает фасад церкви Пресвятой Богородицы.
Курск: храм Успения Пресвятой Богородицы
Римско-католический храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1896 году в традиционном для католических храмов рубежа XIX–XX веков неоготическом стиле: стрельчатые витражные окна, угловые башни-шпили и позолоченные кресты на здании и главных воротах. В эти годы в Курске жил и работал русский художник-авангардист Казимир Малевич. Он обвенчался здесь с первой женой Казимирой Зглейц: церемония прошла в римско-католическом храме. Об этом гласит памятная табличка на здании. Здесь же Малевич крестил дочь.
В 1938 году храм закрыли, имущество реквизировали, настоятеля и активистов прихода расстреляли, а в здании организовали антирелигиозный музей. Позже здесь располагался Дом культуры, и только в 1997 году его вернули местной католической диаспоре.
Сегодня в убранстве римско-католического храма восстановлены многие элементы старинного декора. Внутри его украшают расписные своды, алтарные фигуры Пресвятой Девы Марии, Святых Апостолов Петра и Павла, мозаика, резные скамьи и орган. В храме каждый месяц проходят благотворительные концерты, на которых выступают российские и зарубежные музыканты.
Красноярск: храм Преображения Господня
В 1911 году в Красноярске по проекту местного архитектора Владимира Соколовского построили храм Преображения Господня. Фасад неоготического здания оформлен в виде ступенчатого фронтона-щипца, над дверью расположена традиционная для католических храмов розетка, а по бокам фасада — две башни. Стены и своды выложены из красного кирпича, а цоколь — из гранита.
Органный зал в Красноярске
В 1936 году здание передали под объекты культуры. Архитектурный облик храма за годы советской власти сильно пострадал. После реставрации в 1980-х годах один из залов стали использовать для камерных концертов и музыкальных лекториев, там же разместился и орган Красноярской филармонии. С 1993 года католическая община и органный зал работают совместно. Здесь и сегодня дают классические, джазовые и хоровые концерты.
Фото Юлии Новиковой
Ялта: Римско-католический храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
Католический храм (костёл) на Пушкинской улице в Ялте построен по проекту известного русского зодчего Н. П. Краснова. По своему архитектурному стилю здание похоже на сооружение западноевропейского средневекового зодчества. Следует отметить, что костёл в Ялте выдержан в строгих тонах снаружи и внутри, без излишней помпезности.
Здание работало как храм до 1928 года, а потом в нём находились разные организации. С 1988 года он стал концертным залом органной музыки. В 1993 году его вновь освятили как храм.
Орган в Римско-католической церкви в Ялте
Главной достопримечательностью костёла, несомненно, является орган. Его поставили в 80-е годы прошлого века. Орган состоит из 2200 труб и 34 регистра, которые позволяют проводить очень популярные у отдыхающих и гостей города Ялты вечера органной музыки. Поэтому это место паломничества туристов в Ялте.
Сколько католических храмов в россии
Набор данных «Католические храмы» содержит подробную информацию о находящихся на территории города Москвы культовых зданиях Римско-католической Церкви.
В соответствии с п.2 ст.14 Конституции Российской Федерации, религиозные объединения отделены от государства. В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону.
Деятельность религиозных объектов Римско-католической Церкви регламентирована внутренними установлениями религиозной организации, нормами ее иерархической и институционной структуры.
Современная ситуация в России
В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сот тысяч человек.
Приходы и пастырские пункты Римско-католической Церкви находятся в 72 населенных пунктах России.
Современная ситуация в Москве
В столице сегодня действуют 3 католических храма: Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (ул.Малая Грузинская, д.27/13), Храм Святого Людовика Французского (ул.Малая Лубянка, д.12а) и Храм Святой равноапостольной княгини Ольги (проезд Кирова, д.6).
А знаете ли вы что?
В Римско-католическом Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии установлен большой духовой оргбн «Kuhn» – один из самых больших оргбнов в России.
Среди верующих немало тех, кто выбрал католицизм. Между тем о католических общинах в России россияне знают все-таки мало. Мы побеседуем с отцом Кириллом, директором Информационной службы римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве.
Верующие россияне, в первую очередь, русские, в большинстве своем – православные. Но есть среди них и те, кто выбрал католицизм. И число их совсем немаленькое. Между тем, о католических общинах в России россияне знают все-таки мало.
Наш корреспондент встретился с отцом Кириллом, директором Информационной службы римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве, и побеседовал с ним.
— Как и когда Католическая Церковь появилась в России? Как развивалась она у нас до сегодняшнего дня?
Так или иначе, латинские миссионеры присутствовали на Руси. И их было немало, поскольку раннефеодальное государство Русь поддерживало активные контакты с окружающим миром. Но выбор, как известно, был сделан в пользу политического и конфессионального союза с Византией. И христианское наследие латинского Запада отторгалось на протяжении долгого времени.
Попытки восстановления церковного единства были, но они оказывались неудачными. И случалось это, в основном, по политическим мотивам. Здесь на Руси в то время сами эти попытки воспринимались как некие политические претензии. Кроме того, скажем, прибалтийские или германские князья и поместные владыки пытались склонить Папу Римского против своих восточных соседей, обвиняя их не только во враждебных политических намерениях, но и в ереси, и в схизме.
Как мы знаем, взаимоотношения церкви и государства в Европе складывались очень непросто. Католичество было не просто верой той или иной страны, земли или народа. Это было некое единое целое, которое охватывало собой весь европейский континент. И власть Римского Епископа, духовная и политическая, служила гарантией независимости этой веры и церковной жизни от прихоти и своеволия светских владык. Церковь защищала себя на протяжении долгого времени.
В результате включения Польши в Российскую империю, и вспыхнувших вследствие этого нескольких восстаний в Польше тысячи поляков были сосланы вглубь России. Была и другая волна: множество католиков – поляков, литовцев, белорусов – переселялись в Россию в поисках заработка и лучшей доли. К этому времени относится появление крупных католических общин не только в Москве, Петербурге, Нижнем, где они были давно, но и в провинциальных центрах – например, в Курске, Ярославле, Рязани, Калуге, Самаре и многих других. В конце XIX – начале XX века большинство этих общин обзавелись и своими храмами – многие сохранились до сих пор, однако, увы, далеко не все возвращены Церкви. Католичество, таким образом, хоть и воспринимается в целом как нечто чужое, однако же становится нормальной, привычной частью пейзажа.
Среди католиков на службе российского государства, было немало выдающихся деятелей в политике, искусстве, в архитектуре. Скажем, Санкт-Петербург невозможно представить без такого католического влияния, выраженного в архитектуре. Однако переход собственно русских людей в католичество карался как тяжкое преступление. Тем значительнее было влияние примера ряда русских дворян – Лунина, Гагарина, Печерина, Волконской, Голицына – совершивших такой переход, и выдающихся мыслителей, которые указывали на подлинное значение католичества – прежде всего Чаадаева и Владимира Соловьева (о том, что последний также принял католичество, стало известно лишь после его смерти).
Появление же легальных общин именно русских людей, которые принимали католичество, стало возможным только в начале XX века, после выхода в апреле 1905 года царского «Манифеста об укреплении начал веротерпимости». Известно, что в это время более 250 тыс. человек воссоединились с Католической Церковью – однако, что очень важно, в большинстве – не в латинском обряде, а в византийском. Таким образом, возникает совершенно новая парадигма: приход в католичество не как отказ (по крайне мере внешний) от своей восточно-христианской традиции, но напротив – обретение ее полноты, завершенности через единство с Римом, зримым центром христианского мира. Наиболее значительным представителем этого движения является священник Леонид Федоров – экзарх (глава) католиков византийского обряда в России, погибший в ссылке в 1935 году и причисленный к лику блаженных в Католической Церкви.
После революции 1917 года католические епархии продолжали еще существовать какое-то время. Но весьма непродолжительное. Часть иерархов была выслана из России, часть (и весьма немалая) – уничтожена. Например, настоятель нашего кафедрального собора Непорочного Зачатия (построенный в 1911 году, в то время он был приходским храмом) был расстрелян вместе со многими прихожанами. Так происходило с настоятелями и их паствой во многих приходских храмах. Общины были уничтожены, а сами храмы национализированы.
Существовало очень небольшое количество подпольных общин, а собственно на территории РФ осталось два действующих храма – в Москве храм Святого Людовика, и в Петербурге храм Лурдской Божией Матери. На самом деле, в иерархическом, церковном плане, Католическая Церковь в России де факто прекратила свое существование.
Конечно же, верующие ездили в Прибалтику и в Белоруссию – чтобы крестить детей, получать какое-то духовное окормление.
— Наблюдались ли случаи перехода католиков в православие или другие конфессии?
— Да, в те годы многие потомки католических семей ассимилировались, стали православными, или утратили веру и связь с Церковью. В настоящее время такие случаи крайне редки.
Что же касается других религий, то я не слышал ни об одном случае, когда католик перешел бы, скажем, в мусульманство. Возможно, эта проблема существует в Центральной Азии, где тоже есть католические общины, но я опять же о таком никогда не слышал.
— Что собой представляет Католическая Церковь в России сегодня?
— В 1991 году в России была восстановлена структура Католической Церкви. Появились сначала две, а потом и четыре апостольские администратуры. Были назначены апостольские администраторы, в России появился представитель Святого Престола – архиепископ Франческо Коласуонно – начался процесс возрождения церковной жизни.
В 2002 году эти апостольские администратуры, которые по своей сути являются временным церковным учреждением, были преобразованы в епархии. В России сейчас четыре католические епархии с центрами в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске. Все они объединены в единую церковную структуру с центром в Москве. Главой католиков в России является Павел Пецци, архиепископ-митрополит Архиепархии Матери Божией с центром в Москве.
Католическая Церковь в России возрождалась совершенно в новых условиях, когда появилась религиозная свобода, возможность открыто исповедовать свою веру. В католические храмы стали приходить, с одной стороны, те, в чьих семьях католицизм исповедовался не одно поколение, с другой – те, которые приняли католицизм под влиянием западного церковного искусства, литературы, западного духовного наследия.
Именно эти тенденции формировали уникальный облик местного католичества.
Одной из его черт является интернациональность, которая за последнее время сильно выявилась. В 90-х годах прошлого века из России произошел сильный отток немцев на историческую родину. Уехали в массе своей поволжские немцы, которые составляли в этом регионе католическое ядро. Многие сибирские деревни, где проживали немцы-католики, тоже буквально опустели.
И сейчас, скажем, католические общины в провинциальных городах России состоят в основном из потомков людей традиционно католического происхождения. В Москве и в Санкт-Петербурге, конечно же, картина совершенно другая. Здесь много иностранцев: скажем, в нашем соборе в воскресенье – помимо русской и латинской месс, служатся также мессы на польском, английском, испанском языках, армянская литургия. Также есть месса с элементами тагальского языка – основного языка на Филиппинах, где огромное количество католиков, есть корейская и вьетнамские мессы – то есть, для представителей таких наций, которые в нашем бытовом сознании никак не ассоциируются с католичеством. Но большинство наших прихожан, конечно же, это люди русского языка и русской культуры. Вот такая интересная интернациональная католическая культура сложилась в Москве.
— Скажите, сколько католиков насчитывается сегодня в России?
— Цифры, конечно, очень приблизительные и они разнятся при разных методиках подсчета, но в целом, думаю, можно говорить об одном миллионе католиков в России. В Москве католиков порядка 50 тысяч человек.
К сожалению, есть немало католических семей, где есть вполне четкие христианские традиции, однако в церкви мы их видим в лучшем случае два раза в год – на Пасху и Рождество. Мы понимаем, что верующих на самом деле гораздо больше, чем тех, кого мы видим в храме. И вопрос в том, каким образом этих людей привлечь, сделать более активными участниками церковной жизни.
— Вы сказали о том, что богослужения в католических храмах идут на национальных языках. А разве в католической традиции не принято вести богослужения исключительно на латыни?
— На самом деле какие-то элементы богослужения, скажем, песнопения на национальных языках – это очень старая традиция. А целиком службы на национальных языках проводятся с начала 70-х годов прошлого века.
Литургическое обновление во многом связано со Вторым Ватиканским собором 1962-1965 годов, который стал ключевым событием в жизни Католической Церкви в XX веке. На самом же деле, процесс литургического обновления начался еще в начале XX веке, когда многие структуры в богослужении были, можно сказать, обновлены, но скорее возвращены к изначальной простоте, стройности.
— Как известно, разногласие Востока и Запада по поводу учения о «филиокве» (учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына) имело длительное и сложное развитие и сыграло немаловажную, если не решающую, роль в процессе разделения Церквей и их дальнейших взаимоотношений. Удалось ли преодолеть его?
— Это серьезный богословский вопрос, который разделяет Церкви, но в настоящий момент, с моей точки зрения, его можно считать исчерпанным. Те очень важные лингвистические особенности трактовки учения в латинской традиции и в греческой традиции, в общем-то, уже разъяснены. Католическая Церковь не отрицает того, что, действительно, Святой Дух исходит от Отца, но происходит Он от Отца и Сына. Это может показаться игрой слов, однако это не так – у нас нет другой возможности описать, как устроена внутренняя жизнь Пресвятой Троицы. Тем не менее, повторяю, сегодня это не представляет собой богословскую проблему.
Богословская проблема – это вопрос первенства во Вселенской Церкви. Потому что на протяжении первого тысячелетия христианства существовало общее признание первенства Римского Епископа, преемника Апостола Петра. А затем это было утрачено. И из-за этого произошла деформация церковного сознания, как на Востоке, так и на Западе.
Папа Иоанн Павел II обратился к Церкви, в частности, к Православным Церквам, с предложением вступить в диалог относительно того, как возобновить это утраченное единство, как нам заново осмыслить роль Римского Епископа, как гаранта этого единства.
Это очень глубокий, очень интересный и важный богословский, пастырский и политический диалог, который продолжается и у которого, несомненно, есть большое будущее, потому что единство – это не то, что мы имеем право выбрать или отвергнуть, единство – это то, к чему призывает Христос.
И мы видим, что это приносит плоды. Потому что Вселенский (Константинопольский) Патриарх Варфоломей впервые в истории присутствовал при интронизации нового Римского Папы Франциска. Это – не просто жест доброй воли, не просто знак личного расположения одного иерарха к другому – это знак того, что отношения между Церквами меняются. Они приобретают совершенно новый уровень. Это – воспоминание о единстве, генетическая память о том времени.
— Кто такие католики-россияне? Как они приходят в Католическую Церковь в России – по семейной традиции, переходят из других конфессий, самостоятельно выбирают Римско-Католическую Церковь? Можно ли составить некий обобщенный портрет современного российского католика?
— Кто приходит в конкретный католический приход – это зависит от разных причин. Приход, как структурная единица церкви, – это своего рода живой организм и он не поддается усреднению. Как я уже сказал, в провинции мы видим одну картину, в Москве или Санкт-Петербурге – другую. Здесь в приходе, скажем, больше интеллигенции, больше молодежи. Кто-то из них – уже дети того поколения, которое пришло в католицизм в 90-х годах. Кто-то обнаружил в себе, наряду с интересом к христианству, польские, немецкие, прибалтийские или белорусские корни. Другие приняли католичество, полюбив западную культуру, основанную на католическом духовном опыте.
Здесь важно другое: католическая община России сегодня – это люди, которые мыслят и живут в контексте русской культуры. Это не представители иностранного государства и чужой культуры, которые каким-то образом оказались здесь. В большинстве своем, это – люди русской культуры, русского менталитета, которые совершенно нормальным образом воспринимают себя как католиков.