с какого уровня образования целесообразно начать обучение экономике в школе
Выступление на педагогическом совете «Экономическое образование в школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Экономическое образование в школе
Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.
За последнее десятилетие настолько изменилось экономическое состояние общества, обусловленное применением высоких технологий, что старые качественные характеристики выпускников, связанные со знанием фактологического материала, стабильностью рабочего места, привязанностью работника к выполнению одних и тех же функций в течение всей своей профессиональной жизни, подвергаются сомнению. На смену им приходят иные качества личности, определяющей лицо общества XXI века: гибкость, мобильность, умение ориентироваться в информационном пространстве, работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом.
Очевидно, что экономически безграмотный человек в изначально обречен на более сложный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Жить и быть вне экономики в современных условиях невозможно и чем раньше человек поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности.
Безусловно, экономическое мышление, как любой навык или умение должно формироваться в юном возрасте, чтобы молодые люди смогли правильно выбрать профессию, сферу своих интересов, получить нужные нам знания и в целом заложить прочный фундамент для будущей жизни.
Насколько грамотны и информированы в этом отношении современные выпускники?
Понятны ли им особенности отрасли, куда они пойдут работать? Знают ли они формы и системы оплаты труда? Знает ли тот, кто поступает в медучилище, из каких источников медработники получают зарплату? Знает ли поступающий в техническое профессиональное училище, что такое технология, как она развивается и какие последствия для него как будущего рабочего вероятны: развитие научно-технического прогресса может привести к безработице и рабочему придется переобучиться, оставшись в профессии, или поменять её? Обновлять знания по профессии нужно, чтобы не отставать от жизни, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Многие профессии предусматривают ранний выход на пенсию: милиционеры выходят на пенсию чуть за 30 лет, шахтеры – в 45 и т.д. А дальше что? Чем заниматься? Об этом приходится думать с юности, выбирая еще первую профессию, которая часто связана с местом жительства (например, шахтеры привязаны к месторождению).
Есть и другой выбор. Если молодой человек хочет быть предпринимателем, он должен знать: это риск, это нерегламентированный режим работы, это наличие первоначального капитала. Так может быть приберечь этот ресурс на зрелый возраст? А пока изучить налогообложение, бухгалтерский учет, компьютер, найти свою нишу, найти партнера.
Многие мечтают стать чиновниками из-за стабильности их жизни. Но, может быть, это кажущаяся стабильность? Также нужно определиться, какие государственным служащим нужны знания, умения, навыки, получив какую специальность, можно рассчитывать на подобный статус?
Требования к профессии могут меняться. Так, современное обязательное требование к офисным работникам – умение пользоваться персональным компьютером и Интернетом никого не удивляет: в самом деле, а как же иначе? Бухгалтеру даже в объявлении о приеме на работу ставят условие, какую именно версию «1С: Бухгалтерии» надо знать – и все считают это нормальным. Если бухгалтер хочет работать, он пройдет переобучение за свои деньги на специальных курсах. Такие требования никого не удивляют. Но это могут сделать только те люди, которые умеют и могут учиться.
А как молодые люди относятся к своей гражданской обязанности платить налоги? Ведь «налоги – элемент экономической культуры общества». А вот как формировать у школьников эту культуру, нужно решать уже сейчас
Жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, как складывается бюджет семьи, что такое потребности, что такое цена товара и от чего она зависит. Школьник должен иметь представление о школьной экономике, а именно – четко понимать, во что обходится разбитое стекло, сломанная парта, ремонт, нерациональный расход электроэнергии и воды.
Изучение экономики в раннем возрасте поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятия, необходимые для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего более глубокого, изучения экономики в старших классах. С этой целью в 4 классе реализовывается программа внеурочной деятельности»Экономика: первые шаги»
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Педагогические функции цели образования в области экономических знаний в основной школе состоит в формировании у учащихся комплексного представления о:
— главных закономерностях, ограничениях и условиях экономической жизни общества;
— способах решения основных экономических вопросов
— закономерностях функционирования рыночных механизмов и их возможностях;
— источниках формирования доходов граждан, фирм и государства;
— роли государства в экономической жизни общества и возможностях государственного регулирования экономики;
— основных принципах международных экономических отношений.
Таким образом, объектом изучения в основной школе являются главные элементы и механизмы организации экономической жизни общества.
Обучение осуществляется через реализацию программ элективных курсов.
Обучение в 9-11 классах позволяет перейти от простейших истин экономической науки к формированию активной мыслительной деятельности, обучению анализу и критической оценке ситуаций, фактических данных, экономических решений, т.е. активных форм применения полученных знаний. В целом предлагаемая концепция и ее реализация позволили бы российской школе сделать значительный шаг на пути к формированию современного экономического образования.
Реализация программы «Экономика»
. Школа – тот социальный институт, который всегда должен был воспитывать и обучать подрастающие поколения исходя из реальных условий, перспектив и проблем окружающего общества. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время в России качественно изменились экономическая и социальная основы общества. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания, методов и форм экономического образования. Требования современной экономической и социальной практики обусловливают не только адаптацию личности к изменяющейся среде, но и превращение в норму творческого подхода к обоснованию экономического поведения. Экономическое образование должно быть ориентировано на формирование экономического мышления, предприимчивости, восприимчивости к многообразию и динамичности экономических процессов.
Поэтому, при преподавании экономики в школе, предпочтение желательно отдавать профессиональным экономистам, знающим практическую экономику. Может быть, следует организовать возможность получения второго высшего образования с квалификацией «преподаватель экономики» школьными преподавателями на специальных факультетах. То есть преподаватель экономики в школе должен иметь как знания экономиста, так и опыт школьного учителя.
С какого уровня образования целесообразно начать обучение экономике в школе
Министерство образования Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
от 12 мая 1999 года N 707/11-12
Об организации преподавания экономики
в общеобразовательных учреждениях
В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.
Начиная с 1992 года в общеобразовательных учреждениях России стали вводиться различные экспериментальные курсы, наметились новые подходы к организации экономического образования. За прошедший период в преподавании экономики накоплен определенный опыт. Разработано информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, развернуты программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей экономики.
Обсуждение вопросов экономического образования в ходе научно-практических конференций, совещаний, семинаров, изучение отечественного и зарубежного опыта позволяют от первых достаточно разрозненных попыток преподавания экономики в школе постепенно перейти к продуманной системе экономического образования, определить содержание, последовательность и глубину изучения курса, формы практической деятельности учащихся.
Анализ состояния экономического образования показывает, что первостепенная роль в организации экономического образования школьников отводится органам управления образованием различного уровня. Например, в гг.Москве, Санкт-Петербурге, Пермской, Новосибирской, Костромской, Белгородской областях благодаря целенаправленной конструктивной политике органов управления образованием разработаны комплексные региональные программы развития экономического образования. В них особое место отведено созданию нормативно-правовой базы: разработке региональных компонентов содержания экономического образования и включению экономики в качестве компонента содержания образования в региональный учебный план общеобразовательных учреждений.
В практику органов управления образованием входит обсуждение проблем экономического образования на заседаниях коллегии, региональных совещаниях, конференциях и семинарах. В некоторых территориях созданы координационные межведомственные советы по экономическому образованию с участием всех заинтересованных сторон: органов управления образованием, территориальных органов управления экономикой, территориальных органов по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, учреждений повышения квалификации работников образования, высших учреждений профессионального образования и других организаций и ведомств.
Несмотря на некоторый накопленный опыт, организация экономического образования школьников требует единого научно-обоснованного подхода к проведению на региональном уровне научно-педагогических исследований и открытию экспериментальных площадок на базе общеобразовательных учреждений.
Комплексный подход к вопросам преподавания экономики органов управления образованием в Пермской и Новосибирской областях позволил создать региональную систему экономического образования, включающую подготовку, переподготовку и повышение квалификации преподавательских кадров. Организационно-методическое руководство экономическим образованием в этих территориях возложено на региональные центры экономического образования.
Анализ экономического образования в ряде образовательных учреждений показывает, что качество образовательного процесса зависит от оптимального сочетания самостоятельного курса экономики с другими обществоведческими курсами, от максимального использования межпредметных связей.
Правильный подход к преподаванию экономики позволяет обеспечить целостность и преемственность восприятия экономических знаний обучающимися с 1 по 11 класс, а также сочетать теоретические формы проведения занятий с практическими: написанием комментариев к экономической статье, решением задач, проведением тренингов, деловых игр, моделированием и участием в работе школьных учебных предприятий.
Возраст обучающихся, с которого начинается преподавание экономики, определяется самим образовательным учреждением. Отдельные элементы экономического образования, как показывает практика, могут вводиться с 1 класса.
При разработке учебных планов, авторских образовательных программ и методических пособий учителя экономики могут ориентироваться на «Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования» (приказ Минобразования России от 19.05.98 N 1236) и «Обязательный минимум содержания начального общего образования» (приказ Минобразования России от 19.05.98 N 1235), обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений России (приказ Минобразования России от 09.02.98 N 322) учебная дисциплина «Экономика» включена в образовательную область «Обществознание». Из-за отсутствия часов в инвариантной части Базисного учебного плана обучение экономике в основной общеобразовательной школе в виде отдельного предмета рекомендуется проводить за счет времени вариативной части плана (школьный или региональный компонент содержания образования). На этой ступени общеобразовательной школы изучение экономических вопросов является обязательным только в ходе преподавания курса «Обществоведение» и включено в минимум содержания образовательной области «Обществознание».
Для средней (полной) общеобразовательной школы (10-11 кл.) разработан минимум содержания образовательных программ по экономике, который следует реализовать во всех видах общеобразовательных учреждений независимо от их профиля. Профильное (углубленное) изучение экономики организуется по программам, разработанным на основе этого минимума и рекомендованным Минобразованием России.
Преподавание экономики на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности, формы и методы организации образовательного процесса.
Наибольшую трудность представляет организация экономического образования в начальной школе. Во-первых, экономические вопросы не вошли в минимум содержания начального общего образования и поэтому не включены в курсы и учебные предметы, реализующие образовательные компоненты инвариантной части Базисного учебного плана. Во-вторых, большинство учебно-методических материалов не нацеливает общеобразовательные учреждения на организацию факультативных занятий по экономике для учащихся младшего школьного возраста.
В начальной школе, где ведется преподавание экономики за счет времени вариативной части Базисного учебного плана, первостепенной задачей является ознакомление учащихся с элементарными экономическими понятиями, развитие интереса к предмету через игровые и творческие задания. Особые требования должны предъявляться к учебному материалу, его информационной насыщенности и соответствия возрастным особенностям обучающихся, объему, языку изложения.
Наиболее полно этим требованиям отвечает учебная программа «Экономика» для 1-11 классов (авт. Н.П.Забродина, М.М.Чуканова, Е.В.Вагина) и пособие «Белка и компания» (авт. Т.В.Смирнова, Т.Н.Преснякова), «Уроки гнома Эконома и феи Экологии» (авт. Л.М.Кларина), «Зачем нужны налоги» (авт. В.А.Рубе, Е.С.Шабельник).
В основной общеобразовательной школе преподавание экономики как отдельного предмета Базисным учебным планом не предусмотрено.
Изучение некоторых экономических вопросов включено в минимум содержания образовательных областей и учебных дисциплин («Обществознание», «Технология», «География»), реализующих инвариантный компонент содержания образования Базисного учебного плана.
В связи с этим рекомендуется интегрированное изучение и введение модулей по экономике в курсах «Природоведение» (природа как источник экономических ресурсов, связь естественной и антропогенной сред, экология и экономика), «История» (экономическая история стран мира как часть общей истории, экономическая основа исторических событий, связь экономики с политикой, история возникновения и трансформации социально-экономический систем и экономических институтов, история экономической мысли), «География» (региональные аспекты экономики, связь экономики и природных ресурсов региона, размещение производства, межотраслевые и внешнеэкономические связи), «Информатика» (обработка, хранение и передача экономической информации с использованием компьютерной техники), «Математика» (решение математических задач экономического содержания, умение доказывать экономические величины на основе математических методов) и т.д.
На этой ступени обучения очень важно сформировать у обучающихся знания, необходимые для понимания природы экономических процессов, места и роли экономики в жизни людей, основных экономических закономерностей, связи микро- и макроэкономических явлений.
Преподавание экономики в 5-9 классах общеобразовательной школы может быть организовано за счет регионального или школьного компонента образования по программам «Экономика» (авт. И.В.Липсиц, Л.В.Антонова), «Современная экономика» (авт. С.А.Равичев, Т.А.Протасевич), «Экономика» (авт. Н.П.Забродина, М.М.Чуканова), по программе для факультативных занятий по экономике (авт. И.В.Липсиц, Л.В.Антонова) и учебникам И.В.Липсица «Удивительные приключения в стране Экономика» (5-6 классы), «Основы экономических знаний» (7-8 классы), «Экономика», ч. 1 (9 класс). Ко всем названным учебникам разработаны пособия для учащихся и учителей.
Интеграция экономических и правовых вопросов в 8-9 классах может быть представлена факультативными курсами по основам законодательства о защите прав потребителя. Для преподавания этих курсов рекомендуется использовать пособия «Основы потребительской культуры» (авт. В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко) и «Основы потребительских знаний» (авторский коллектив КОНФОП).
В 10-11 классах общеобразовательной школы в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, профессиональную ориентацию и овладение элементарными профессиональными навыками.
Организация экономического образования на этом этапе строится в соответствии с минимумом содержания предмета «Экономика» и двухуровневыми программами (для общеобразовательной школы и для школы с углубленным изучением экономики).
В общеобразовательных школах могут использоваться программы И.В.Липсица «Экономика» или С.А.Равичева, Т.А.Протасевич «Современная экономика». Этим программам соответствуют учебники «Экономика», ч.II (авт. И.В.Липсиц), «Экономика» (авт. В.С.Автономов, Э.Голдстин), «20 уроков рыночной экономики» (авт. М.И.Скаржинский, В.В.Чекмарев).
Углубленное изучение экономики может осуществляться по программе Л.Л.Любимова «Основы экономических знаний». В качестве учебников рекомендуются учебники Л.Л.Любимова, Н.А.Ранневой «Основы экономических знаний» и «Основы экономических знаний» под редакцией С.И.Иванова. Все перечисленные учебники имеют пособия для учащихся и учителей.
В качестве практических пособий по экономике целесообразно использовать «Сборник заданий по экономике» и «Экономика в задачах и тестах» (авт. А.А.Мицкевич). Эти пособия будут полезны учителям при составлении заданий для текущего контроля знаний обучающихся, подготовки к олимпиадам и конкурсам.
Для учащихся 10-11 классов уроки «Технология» и «Обществознание» дают дополнительную возможность по овладению экономическими знаниями и позволяют полнее раскрыть взаимосвязь экономики с историей, правом, политикой, на практике закрепить теоретические знания.
Помимо перечисленных выше программ по экономике, возможно также преподавание курса «Прикладная экономика» с использованием учебных материалов фирмы «Junior Achievement» («Достижение молодых»). Курс обеспечен комплектом учебных материалов, который включает учебник, пособие для учащихся, методические рекомендации для учителей, компьютерную версию по моделированию экономики и менеджмента (МЭМ), рекомендации по организации экономических игр.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на особенности этого комплекта. Комплект содержит только переводные материалы, неадаптированные к условиям России. При изучении экономики в старших классах общеобразовательных учреждений эти учебные пособия целесообразно использовать в качестве дополнительных материалов.
Повышенный спрос на получение экономических знаний вызвал к жизни новые формы организации экономического образования. К таким формам, прежде всего, следует отнести преподавание основ экономической теории и прикладной экономики в учреждениях дополнительного образования, в очных и заочных экономико-математических школах, школах «Юного предпринимателя», «Юного менеджера» и т.д., использование дистантного обучения, организацию курсов по подготовке в экономические вузы.
Руководитель Департамента
общего среднего образования
Минобразования РФ, член коллегии
М.Р.Леонтьева
Текст документа сверен по:
«Вестник образования»,
октябрь, 1999 год
Статья на тему «Особенности преподавания экономики в школе на различных ступенях образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности преподавания экономики в школе на различных ступенях образования
Пихтерева Марина Алексеевна, преподаватель 1 категории, СТИ НИТУ МИСиС, Белгородская обл., г Старый Оскол, Белгородская обл.
На сегодняшний момент важной особенностью преподавания экономики в школе является возрастной аспект, то есть с какого возраста можно и необходимо включать такие знания в образовательную программу. Более того, данный вопрос уже на протяжении многих лет является предметом дискуссии между педагогами.
Естественно, что каждая ступень образования предъявляет свои требования к содержанию, формам и методам преподавания экономики.
При этом мнения сходятся на том, что важно соблюдать принципы преемственности и непрерывности образования.
В целом, на основе выводов ученых, можно заключить, что процедура подготовки младших школьников должна быть систематической и целенаправленной, учитывающая при этом психологическую готовность детей.
Здесь же стоит особо отметить, что преподавание экономики в начальной школе представляет собой достаточно сложный и проблемный вопрос. Это объясняется рядом факторов:
— экономические вопросы не вошли в минимум содержания начального общего образования и поэтому не включены в курсы и учебные предметы, реализующие образовательные компоненты инвариантной части Базисного учебного плана
— основная масса методического обеспечения не нацеливает школы на организацию факультативных занятий по экономике для младших школьников.
— трудности восприятия материала младшими школьниками.
Что же касается проблемы восприятия, связанной с возрастом, то здесь уместно применение игровой формы занятий. Часто школьная программа не предусматривает выделение отдельных часов для проведения факультатива по экономике. В данном случае возможно добавление базовых экономических понятий в другие дисциплины – математику, чтение, окружающий мир.
Применение на таких уроках экономических игр, загадок, ребусов также будет способствовать более качественному усвоению материала.
При изучении экономики в средней школе упор делается на создание у обучающегося базового научного представления об экономической науке. Школьнику предлагается знакомство с такими понятиями как банки, налоги, предпринимательство, маркетинг. При этом, в данном случае возникает гораздо меньше проблем, поскольку существуют и специализированные образовательные программы, и ученики имеют некоторый багаж знаний, что, несомненно, облегчает усвоение материала [3, c. 24].
Преподавание экономики в старших классах ставит своей целью развитие мыслительной деятельности, формирование аналитического подхода и оценке процессов, задач и ситуаций. На этом этапе обучения возникает минимальное количество проблем, так как перед нами – сформировавшаяся личность, целенаправленно стремящаяся к овладению конкретными знаниями. Добавим, что учебно-методическая составляющая для данного возраста представлена наиболее широко.
В заключении можно сделать следующие выводы:
— преподавание экономики различным возрастным категориям имеет свои особенности;
— наибольшую трудность вызывает младший школьный возраст, что связано с недостатком материала и восприятием предмета самих обучающихся, однако о важности привития экономического мышления с раннего возраста говорят и психологи, и ученые.
— преподавание экономики в средней и старшей школе наименее проблематично, поскольку существуют и стандарты, и значительная методологическая база; ученики уже более восприимчивы к изучению конкретного понятийного аппарата и знакомству с базовыми экономическими явлениями и процессами.
Список использованных источников :
2. Мальчевская м.Л. Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы/ М.Л. Мальчевская// Молодой ученый.-2016.-№14, С.89-97
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.