сколько храмов построено в россии за последние 10 лет
РПЦ строит по три храма в сутки. А количество больниц и школ в России ежегодно сокращается
В минувшее воскресенье, 26 мая, патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил, что Русская православная церковь строит в среднем три храма в сутки. Заявление предстоятеля РПЦ было встречено в соцсетях негативно. Некоторые интернет-пользователи сравнили темпы возведения религиозных объектов со строительством магазинов «Пятерочка» и «Красное и белое». В свете последних событий в Екатеринбурге, где горожане выступили против строительства храма в сквере, и последовавших антиклерикальных выступлений в других городах страны многие с сожалением констатировали, что на фоне роста числа храмов и церквей в России сокращается количество других важных социальных объектов — школ, детских садов и больниц.
«Три храма за 24 часа»
«Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, за 24 часа, — сказал патриарх Кирилл на освящении храма Всех Святых в Страсбурге. — Это не потому, что у нас очень много денег и мы не знаем, куда их потратить. Наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается».
По мнению патриарха, «в нашей технологически развитой цивилизации нужны такие места, где человек мог бы почувствовать близость к Богу».
Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем телеграм-канале привел официальную статистику по количеству православных храмов, сославшись на данные сайта и одноименного телеграм-канала Prichod.ru.
Шнуров ответил на высказывание патриарха Кирилла про строительство трех храмов в сутки
«В начале 2009 года в Русской православной церкви было 29 тыс. 263 храма, в которых совершалась литургия. В начале 2019 года действует 38 тыс. 649 храмов, где регулярно совершается литургия. Рост за 10 лет — 9 тыс. 386, то есть почти три храма в день», — указывают авторы Prichod.ru, который ведут сотрудники информационно-аналитической службы управления делами патриархии.
На территории РФ в 2015 году было 19 тыс. 378 православных храмов, в 2019-м — 21 тыс. 849. В РПЦ подчеркивают, что в некоторых регионах России по-прежнему ощущается их дефицит: «Сегодня больше всего храмов не хватает в Новосибирской епархии (25 тыс. человек на один храм), епархии города Москвы (16,6 тыс. человек на один храм), Хабаровской епархии (15 тыс. человек на один храм), Санкт-Петербургской епархии (14,5 тыс. человек на один храм), Благовещенской епархии (14,3 тыс. человек на один храм)».
Количество больниц — почти на уровне 1913 года
Для сравнения: в 2000–2010 годах количество больниц в России сократилось почти два раза — с 10,7 тыс. до 6,3 тыс. Такие данные приводятся на сайте Росстата. К 2015 году медицинских учреждений данной категории стало еще меньше — 5,4 тыс., подсчитали эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР). Всему виной оптимизация здравоохранения. Одновременно за 15 лет сократилось и количество больничных коек — в городах на 27,5%, в сельской местности — почти на 40%.
Как ранее отмечалось в исследовании РБК, если власти продолжат закрывать больницы такими темпами (примерно 353 в год), то к 2021–2022 годам количество медучреждений данного типа в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.
По информации экспертов ЦЭПРа, наряду с больницами за последние 15 лет сократилось количество поликлиник. Их число за период 2000–2015 годов снизилось на 12,7%, до 18,6 тыс. учреждений.
В России растет число городов, где протестуют против застройки парков
Прослеживается также тенденция сокращения количества высших учебных заведений. В 2000 году в России действовало 965 вузов, в 2017 году — 818 (данные ВШЭ). В то же время если в 2014 году в России было 41,3 тыс. детсадов, то в 2016-м — 38,3 тыс. (ВШЭ). При этом число воспитанников дошкольных образовательных организаций с начала «нулевых» до 2016 года увеличилось с 4,2 тыс. человек до 7,3 тыс. В Росстате говорят, что к 2018 году ситуация улучшилась — количество детсадов возросло до 40,2 тыс.
Сколько в России храмов, кто их строит и зачем они нужны: разбор редакции
После революции 1917года, когда квласти пришли большевики, монархия сменилась накоммунизм ипоявился Советский Союз, церковь переживала кризис. Марксисты- ленинисты ивсете, кто хотел построить счастливое социалистическое общество, сказали, что «Бога нет» иначали борьбу против православия. Церковь стала объектом гонения, аантирелигиозная политика была направлена науничтожение храмов, даивообще любого предмета религиозного значения.
Большевики проделали большую работу— к1930 году прежде многочисленная русская православная церковь была наполовину уничтожена. Сталин решил неотставать отсвоих предшественников ипошел попротоптанной дороге антирелигиозной пропаганды. Хотя, стоит заметить, что его отношение кцеркви менялось— после Великой Отечественной войны вождь сменил гнев намилость идаже восстановил некоторые приходы. После число церквей опять уменьшилось. Когда распался Советский Союз иначалась эпоха уже современной нам России, отрусского православного наследства остались крохи— всего лишь10% дореволюционной силы.
В1916 году Российская Империя была поистине православной державой, сопоставить ееснынешней РПЦ практически невозможно— общее число церквей, часовен имонастырей тогда равнялось 77тысячам. Спустя десятилетия гонений, поданным на1988год, сохранилось лишь 6893прихода. Получается, что число объектов сократилось на70тысяч. Сколько точно объектов религиозного культа сровняли сземлей неизвестно, нопонекоторым данным около 40тысяч. Остальным нашли применение— вних открывали больницы, дома культуры, планетарии, музеи ит.д.
1000sovetov.ru
Когда распался Союз ипоявилась Российская Федерация, режим перешел оттоталитарного ксветскому, церковь начала свой долгий путь восстановления, теперь уже как отдельный институт, независимый отгосударства. Стоит сказать, что РПЦ заэти 30лет увеличила общее количество церквей Московского патриархата почти на32тысячии, согласно статистике, сейчас число приходов достигает 38649. Цифра получилась очень внушительная, нокогда мыговорим оней, нужно учитывать, что это общая статистика нетолько для России, ноидля православных объектов, расположенных натерритории Украины, Беларуси, Мордовии, Казахстана, Средней Азии ит.д.
Итак, поданным на2019год, конкретно вРоссии существует 21849храмов. Иэта цифра неумолимо растет. Если темпы развития останутся такимиже, товближайшие тридцать лет количество церквей увеличится вдвое.
Асколько всего вРоссии православных?
Чтобы лучше разобраться внашем главном вопросе, для начала нужно определить, сколькоже вРоссии православных людей, которым нужны эти самые храмы. Подсчитать точное количество практически невозможно— вразных исследованиях представлены разные цифры.
Например, пословам Патриарха Кирилла «общее число членов Московского патриархата, проживающих как вРоссии, так изаеепределами, составляет около 180 млн человек. Около75% россиян считают себя православными».
Однако официальная статистика говорит иначе. Поданным фонда «Общественное мнение», проводившего опрос вначале 2019года, число православных людей равняется65% отвсего населения страны. Согласно информации Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), кправославию себя причисляют около63% россиян. Какая изэтих цифр самая точная, сказать сложно, носкорее всего данные исследовательских центров наиболее верны— процент верующих колеблется от60до65%, астатистика РПЦ завышена.
1000sovetov.ru
Вышеперечисленные данные относятся только крелигиозной принадлежности— люди могут таким образом показывать свою культурную иэтническую самоидентификацию, нонеходить вцерковь. Число воцерковленных россиян значительно меньше: понекоторым данным, всего отвсего числа верующих регулярно посещают литургии ипричащаются. Около8% посещают религиозные обители, ноделают это время отвремени. Согласитесь, что такие цифры ничтожно малы, учитывая примерный процент людей, которые называют себя православными.
Если посмотреть настатистику последних 20лет, томожно заметить, что после избрания патриархом Кирилла в2010 году (аеще дела Pussy Riot в2012) численность православных увеличилась, нопотом опять сократилась. Тоже самое касается ивоцерковленных россиян— в2013 году цифра возросла до6%, новследующим году потеряла 4пункта.
Конечно, все эти данные приблизительны, ведь вРоссии никогда небыло комплексных исследований религиозного вопроса, нообщая картина понятна.
Три храма всутки— это много или мало?
Вмае 2019 года наосвящении храма вСтрасбурге Патриарх Кирилл сказал кое-что, что вызвало огромный шквал критики, море полемики испоров. Цитата звучала так: «Сегодня мыстроим примерно три храма всутки, за24часа.30тыс. храмов задесять лет. Инеоттого, что унас слишком много денег инезнаем, куда ихпотратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, иумом, исердцем понял, что без Бога ничего неполучается».
Это высказывание спровоцировало резонансное обсуждение того, анужноли вдействительности строить столько храмов, если можно пустить деньги надругие нужды— отстраивать школы, больницы имногое другое. Заявление как раз выпало напротестные акции против строительства храма вЕкатеринбурге, адоэтого была громкая история сИсаакиевским собором, поэтому неудивительно, что вопрос застройки такой скорости интересовал многих.
Эту цифру можно рассматривать сразных сторон. Для простого обывателя это противоречивая цифра, адля воцерковленного православного— хорошая тенденция, направленная навосстановление былого религиозного величия.
Кроме всего прочего, понекоторым данным церкви натерритории страны распределены очень неравномерно— где-то избыток, агде-то дефицит. Один приход может пустовать, адругой быть переполненным, если является единственным вгороде, селе, деревне. Так, например, пословам Владимира Легойды, наодин православный храм приходится 25000 человек вНовосибирской епархии.
Сдругой стороны, тотже Легойда вмае заявил, что повсей стране стоит около 4000 полуразрушенных храмов итех, что находятся ваварийном состоянии. Пословам главы синодального Отдела повзаимоотношениям Церкви собществом иСМИ, количество таких объектов скаждым годом сокращается. Новстает вопрос, анелучшели больше сил бросить именно навосстановление уже существующих церквей, чем строить новые?
Сколько стоит храм построить?
Цена одного православного храма на500 прихожан составляет примерно 300 миллионов рублей. Храм чуть поменьше, где-то на250прихожан, обойдётся инвесторам в90миллионов. Маленький храм где-нибудь вселе или деревне будет стоить около 10млн рублей. Если заняться простой математикой, тополучается, что только настроительство храмов вгод уходит почти 100 млрд рублей. Годовой бюджет настроительство церквей конкретно вМоскве равняется 1млрд рублей. Откуда берутся такие деньги, если церковь самостоятельный инезависимый институт насамообеспечении?
Аоткуда деньги?
В2010 году вМоскве начала действовать программа под названием «Программа 200». Она предполагает строительство храмов повсей Москве вшаговой доступности отдома, ибыла инициирована патриархом Московским ивсея Руси Кириллом в2009году. Тогда минимальную нужду Москвы оценили в200храмов. Правительство столицы для этих целей бесплатно выделяет участки, афинансирование производит фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», который РПЦ учредила в2010году, сопредседателем попечительского совета которого являются Мэр Москвы Сергей Собянин.
Курирует проект бывший депутат, аныне советник патриарха Кирилла построительству— Владимир Ресин. Среди членов фонда есть такие важные люди, как Герман Греф (Сбербанк), Владимир Потанин («Интеррос»), Владимир Якунин («Российские железные дороги»), Алексей Миллер («Газпром»), Игорь Сечин («Роснефть»). Получается, что многие средства поступают отчастных фондов иотспонсоров. Среди таких спонсоров есть очень внушительные государственные компании, иногда средства поступают напрямую изгосударственного бюджета, например, нареставрацию ивосстановление объектов культурного наследия, или как гранты. Пословам Владимира Ресина, завремя существования программы веефонд поступило примерно 30млрд рублей, иза8лет было отстроено 85храмов и140 деревянных часовен вМоскве.
Сколько нужно храмов стране?
Насамом деле, наэтот вопрос точного ответа нет. Пословам Легойды, один храм приходится примерно на3,8тыс. человек, это учитывая все население страны, равное 146миллионам. Здесь речь идет онаселении вцелом, однако далеко невсе причисляют себя кправославным христианам, как мывыяснили выше. Натерритории нашей страны проживает много людей других конфессий. Мусульмане, католики, иудеи, буддисты. Людей, которым церковь действительно нужна, постатистике нетак ужимного, восновном это воцерковленные православные ите, кто посещает приход время отвремени. Согласно данным «Газеты.ru», напасхальную службу пришло примерно 4,3 миллиона человек. Благодаря простым вычислениям получается, что наодин храм пришлось где-то 111человек. Это нетак ужимного. Вродебы цифра небольшая, ностоит учитывать, что церкви действительно распределены неоднородно ивкаких-то областях религиозные обители были переполнены, агде-то пустовали.
Судя поцифрам, страна перестала быть вхрамовом дефиците истроительство идет полным ходом, авбудущем уРПЦ большие планы. Мыпросто пытались разобраться вэтом вопросе, авыводы делайте сами.
Этот вопрос мы обсудили в редакции и вот, что думают мои коллеги.
Мнение №1:
Храм— это дом Божий. Это томесто, вкотором наши молитвы возносятся кнебесам еще быстрее ипроще. Выведь замечали, что все церкви ихрамы практически всегда стоят навозвышениях? То-то ионо. Раньше, еще вдохристианские времена, натакихже точно возвышенностях люди ставили капища ижертвенники светлым богам. Чем выше кСолнцу, кСвету— тем ближе кБогу, нуили кбогам. Ведь полегендам, всвое время Владимир Красно Солнышко для того Русь икрестил, чтобы объединить разрозненные племена, погрязшие вмеждоусобицах— водно великое целое. Никатолическая вера, нимусульманство небыли понятны иблизки князю, авот греческое православие подкупило Владимира. Именно оно хорошо ложилось вустои родной веры. Именно поэтому сейчас многие русские христиане верят ипочитают нетолько лишь Сына Божьего Иисуса Христа, ноивсех Святых многочисленных. Почему так— есть множество теорий иисследований, домыслов, нояихприводить небуду здесь. Яведь посути человек верующий, просто неприемлю догм инебьюсь висступлении ипостоянных мольбах, внадежде что мой путь станет легче ивсе проблемы решатся сами собой— яверю вБога, ноэто немешает мне искать инаходить среди всех религий нечто, что может связать ихвоедино. Искать ответы навопросы своей души. Вера как сама суть исокровенный смысл любой религии— вот что поистине должно объединять людей, асейчас картина, которая предстаёт передо мной, совсем нетакая. Сейчас унас уже столько разных течений ответвлений одного лишь христианства, что поневоле задумываешься— зачем люди пытаются расколоть намелкие кусочкито, что должно своим единством, нерушимостью илюдей воодушевлять насплочение? Ипусть Добро иЗло— это все эфемерное инеобъективное, новедь все внутри нас. Что снаружи— тоивнутри, вродебы это закон Гермеса Трисмегиста. Зло внутреннее всегда найдет путь вовнешний мир, оно просочится, равно как идобро. Ноэто яуже вдемагогию ушел, конечноже. Хотя умышленно. Вернусь ктеме храмов иихколичества идля чего они вообще нужны. Вплане духовном, храмы необходимы. Это оплот веры. Неважно какой, будь тоислам, христианство или буддизм. Важно только, чтобы храмы действительно являлись таковыми для людей. Важно, чтобы храмы были тем местом, куда может прийти любой человек иоткрыться перед Богом. Так изначально задумывалось. Ихочется, чтобы любой открывшийся Храм— всегда был местом светлым. Ичтобы там, вкачестве помощников духовных, отцов— всегда были светлые люди, которые всем сердцем ивпрямь радеют затех, кто приходит вхрам. Адаже если неприходит— ведь только насвет мытянемся, только кдобру души навстречу раскрываются. Вот когда получится достучаться добром итеплом долюдей— тогда ипустовать бессмысленные храмы небудут. Когда выбор духовный идушевный пропагандироваться начнет среди молодежи, когда разумнее станет церковь относиться клюдям, сопоставлять цели ипотребности всех людей сосвоими— вот тогда инестанет никаких противников строительства храмов. Тогда люди исами начнут тянуться кБогу. Когда разумно все станет. Ведь все мырано или поздно приходим кБогу. Просто каждый по-своему.
Мнение №2
Знаете, храмы, конечно, вопрос противоречивый, как исовременная (подчеркиваю) религия ицерковь. Содной стороны, когда-то это все дело объединило народ, который жил разрозненно ивроде как изжилбы сам себя, еслибы непришел Владимир инесказал: вот теперь выхристиане, изаконы жизни унас будут другие, исамим себя явам уничтожить недам. Естественно, в988 году начали бешено строить христианские храмы, церкви, соборы, потому что нужно было приобщить весь этот языческий народ, хоть как-то собрать всех под одной крышей инаучить тем законам, покоторым нужно жить теперь— ведь натот момент религиозные иобщественные законы были слиты исоблюдая одни, тыкакбы автоматически соблюдал идругие.
Прошло чуть меньше 1000лет, ималенький человек наброневике решил, что порабы Церкви передать свою власть народу. Ибольшевики пофакту оказались сильнее Церкви. Ясчитаю, можно понять тех, кто задумал революцию. Неоправдываю методы, нопонимаю, что без таких переломов общество неможет неточто развиваться— оно просто существовать неможет. Нусмотрите сами: где-то в988 году творился такой треш, что один человек, посмотрев навсе это, решил, что порабы забыть все, что было раньше, иначать жить по-другому соглядкой насамые успешные каноны.
Яочень люблю эту историю, когда Владимир выбирал, вкакую веру обратить Русь. Послы изразных стран приходили иподробно рассказывали ему, очем каждая религия, какие унее слабые исильные стороны, аонпринимал решение. Отмусульманства было решено отказаться, так как там нельзя есть свинину ипринимать алкоголь, арусский народ только нанатурхозяйстве ижил: представьте, каково былобы тем, кто держал свиней, как основной источник пропитания. Ну, насчет алкоголя какбы иобъяснять нечего— тут вспоминаем Салтыкова-Щедрина сего «пьют иворуют». Другая сторона мусульманства была неудобна тем, что там надо было молиться понескольку раз вдень: тоесть нетак молиться, как мыпривыкли— быстренько перед сном, перед едой или впроцессе работы, апрям вот вставать наколени лицом вопределенную сторону итратить достаточно много времени нато, чтобы отдать честь Аллаху. Русский человек немог себе этого позволить, потому что пока тыбудешь молиться, кто вспашет тебе поле, наготовит еды на15детей, будет ухаживать заскотиной итак далее— короче, кто будет заниматься всеми твоими делами, пока тысмотришь наАллаха? Мынемогли себе позволить тратить столько времени.
Если отмусульманства отказались почисто бытовым причинам, тоскатоличеством несложилось попричинам духовным. Знаетеже, что русская душа— штука широкая, арусский человек— человек гордый, поэтому подчиняться Папе никто нехотел— нам нужна была полная независимость исамостоятельность.
Христианство вцелом подошло повсем параметрам. Вот исмотрите, что получается: Владимир оказался прав, иего реформа успешно сыграла наруку русскому народу. Мыправда стали другими, кое-как усмирили свои языческие привычки ивроде даже объединились. Новся власть теперь оказалась вруках Церкви ипод эгидой веры творилось много непростительных зверств.
Революция сделала посути тоже самое: человек увидел кризис— человек принял решение— человек принял меры. Понимаете, без этого события мывсе также оставалисьбы науровне 1000года.
Теперь онациональных достояниях: разрушение церквей— тоже зверство непростительное. Культурное наследие— это культурное наследие, илишать свою страну этих вещей как минимум глупо. Понятно, что Церковь немогла наэто смотреть, итеперь, когда настали относительно спокойные времена, старается восстановить потерянное. Нонеслишкомли старается? Втом плане, что хорошо множить дома божьи, ноплохо делать изэтого коммерцию. Когда меня спрашивают, что ядумаю опостройке миллионного храма где-то там, явсегда вижу вэтом коммерцию, увы. Унас храмов по3штуки на100 квадратных метров, адетей наочередь всадик ставят ссамого рождения (кроме шуток). Справедливо? Нет. Когда уЦеркви много денег идостаточно храмов для прихода, ихможно распределить разумно, анестроить еще одну церковь, вкоторую будет ходить 10человек вмесяц.
Иконечно, вот эта фишка срасценками вцеркви просто убивает иногда. Моя бабушка всегда возмущается: говорит, Иисус ходил босиком иводной белой одежке, аунас скоро вцерковь бесплатно зайти нельзя будет. Иясоглашусь.
Любое действие под эгидой помощи хорошо только тогда, когда оно действительно помогает, акогда ищешь только выгоду для себя— ну, знаетели, никакой бог ваше стремление кбогатству ижестокое сердце неоправдает.
Главное фото: pravlife.org
Читайте также!
Читайте все самое интересное на нашем канале в Google Новостях
«По три храма в день»: через 30 лет количество церквей в России удвоится
МОСКВА, 25 дек – РИА Новости. Согласно статистике, в Русской православной церкви открывается по три храма в день, и если строительство продолжится теми же темпами, то через 25-30 лет количество церквей в России удвоится, достигнув дореволюционного уровня, заявил председатель Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
По его словам, эта статистика беспрецедентна. «У нас сейчас количество храмов подходит к 40 тысячам. При такой скорости через 30 лет у нас будет 70 или 80 тысяч храмов. Количество монастырей сейчас уже более 900, а до революции их было около полутора тысяч — значит, мы уже перешли серединный рубеж. Но мы строим храмы и создаем монастыри не для того, чтобы нагнать какие-то цифры, и не для того, чтобы создать впечатляющую статистику, а потому что это требуется людям», — подчеркнул иерарх.
Он убежден, что со временем храмы не опустеют. «Нельзя забывать, что большинство из построенных 30 тысяч храмов были созданы на народные деньги. Это деньги как рядовых верующих, так и бизнесменов или крупных компаний. Но никогда храм не строится просто на пустыре, он никогда не строится просто как памятник архитектуры или искусства. Храм всегда строится для людей. Более того, сначала появляется община, очень часто она начинает служить в каком-нибудь вагончике и потом только собирает средства на то, чтобы построить храм. Поэтому я думаю, что нас совершенно напрасно пытаются пугать тем, что храмы будут пустовать», — добавил председатель ОВЦС.
marafonec
Марафонец
Бег на месте к горизонту
Фейк про 30 тысяч «построенных» храмов за 10 лет. Реальная статистика.
Что же было в самом выступлении Патриарха
26 мая 2019 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме Всех святых в Страсбурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Превосходительство, господин мэр! Ваше Высокопреосвященство, господин архиепископ! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Сегодня произошло историческое событие для православных людей, живущих в Страсбурге: освящен первый православный храм, ибо до этого, как было справедливо отмечено, наша община молилась в помещениях, не приспособленных для совершения богослужений. Поэтому, когда совершилось освящение, в первую очередь была вознесена благодарственная молитва Богу, а затем прозвучали слова благодарности в адрес тех, кто трудился, созидая храм Божий, в том числе Вас, господин мэр, властей Страсбурга, Преосвященного архиепископа, — всех, кто своим доброжелательным отношением и молитвами поддержал это святое дело.
Сегодня, в пятое воскресенье после православной Пасхи, за Литургией мы читаем отрывок из Евангелия, где говорится о самарянке, которая встретила Иисуса Христа у колодца (Ин. 4:5-42). Самаряне отличались от иудеев, в частности, тем, что местом для поклонения Богу считали гору Гаризим, которая находилась рядом с их селениями, а иудеи, как известно, возносили молитвы к Богу в Иерусалиме. И когда самарянка, общаясь с Иисусом Христом, поняла, что этот Человек — не от мира сего, она задала Ему самый главный вопрос, который волновал ее и все ее племя: где же нужно молиться Богу, в Иерусалиме или здесь, на горе Гаризим? И Господь ответил неожиданным для нее образом — Он сказал, что нужно молиться в духе и истине, а значит, можно молиться в любом месте.
Что же такое молитва в духе? О каком духе здесь идет речь? О наших душевных силах? Мы знаем, что их не хватает на самые простые вещи. Человек стремится обеспечить свою жизнь, повысить ее качество, улучшить взаимоотношения вокруг себя — есть огромное количество целей, на которые он тратит свои душевные силы. Поэтому Господь, отвечая женщине, имел в виду не ее душевные силы — Он имел в виду силу Духа Божия. Человек не может обращаться к Богу и достигать славы Божией, если опирается только на собственные силы.
Однако это утверждение идет вразрез с основным целеполаганием современной цивилизации, декларирующей, что человек может все, что он — главная сила и никаких других сил нет. Господь говорит: да, сила, но сила, которая не может достигнуть Меня без Моей воли и без Моего участия. И нашу молитву Бог слышит тогда, когда она в силе духа, когда Его Божественным Духом мы укрепляемся.
Многие святые люди всю свою жизнь посвящали тому, чтобы вырасти в Духе, укрепиться в Нем, и достигали огромных духовных высот. Часто для этого они удалялись от мира, уходили в пустыню и действительно становились великими святыми, имевшими огромную силу духа.
А что же делать нам, простым людям? Мы живем в условиях современной цивилизации, перед нами — огромное количество житейских проблем. Многие из тех, кто сегодня стоит в храме, уже после обеда об этом забудут и полностью погрузятся в проблемы, которые им предстоит решать. И как тогда возрастать в силе? До первого посещения супермаркета, где цели сразу приземляются и о всяком духе человек забывает? Поэтому в нашей современной, технологически развитой цивилизации нам нужны места, где человек мог бы почувствовать свою близость к Богу. В России мы это очень хорошо поняли. Вы знаете, что за время господства атеистической власти было разрушено большинство храмов и многим казалось, что никакой духовной жизни в России вообще не будет. Сегодня я хотел бы сказать, что мы открываем в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа. И не от того, что у нас очень много денег и мы не знаем, куда их потратить, — наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял: без Бога ничего не получается.
Все силы великой супердержавы, которая называлась Советский Союз, были брошены на то, чтобы построить счастливую жизнь без Бога. Все силы — политика, культура, наука, армия — работали на достижение этой цели. Но не получилось! Мы как народ вынесли очень большой урок: без Бога невозможно построить счастливую жизнь. Потому мы и строим по три храма в сутки и верим, что и на Западе, где, может быть, картина несколько иная, настанет время, когда люди снова осознают необходимость того, чтобы духовная жизнь становилась все интенсивнее.
Мы с большим уважением относимся к трудам Папы Франциска, католического епископата и внимательно наблюдаем за духовным состоянием Западной Европы. Мы солидарны с вами в ваших трудах, и я полагаю, что мы должны совместно умножать наши усилия на пути свидетельства о Христе распятом и воскресшем. Очень надеюсь, что этот храм, который будет домом молитвы для православных людей, также станет местом встречи с католической общиной, местом диалога, столь необходимого для христиан, которые сегодня живут в условиях секуляризированной цивилизации.
Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, уважаемый господин мэр, за Ваше доброе отношение и за Ваши слова, а также Вас, господин архиепископ, и всех жителей Страсбурга за положительное отношение к строительству русского православного храма. Хотел бы также выразить особую благодарность тем православным, кто потрудился для строительства сего святого храма, особенно настоятелю отцу Филиппу.
Обращаю внимание, что первый раз Кирилл говорит немного по другому: «Сегодня я хотел бы сказать, что мы открываем в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа.» и только потом уже в «красиво построенной фразе» про строительство храмов. То есть речь идет не о полноценном строительстве с нуля, а об «открытии», что очень часто подразумевает всего лишь восстановление работы полуразрушенного от времени храма после ремонтных и реставрационных работ. Так ли это выясним подняв конкретные цифры.
Два года назад (21 июня 2017 года) я опубликовал статью: Одной из целей атаки Запада на Россию является Православная церковь. С тех пор ситуация только ухудшилась. Там я в том числе писал:
Сколько на самом деле построено храмов и отрыто приходов
Наиболее точный ответ что же количественно изменилось за период с 2009 по 2019 год я нашел в сообщении патриархии Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год:
Обращаю внимание, что Русская Православная Церковь имеет приходы не только в России, но и на территории в пределах своей канонической территории, которая охватывает 16 стран (включая Россию, Украину, Белоруссию), и еще на территории 61 страны.
Итого что имеем в реальности. Рост приходов за 10 лет составил: 38649-29263= 9386 приходов.
Показательна стандартная безграмотность наших российских журналистов. Никто не удосуживается проверять достоверность фактов. Достаточно одному «источнику кристально чистой информации» что-то написать, как остальные СМИ начинают подхватывать и тиражировать. Если аналитики шведского банка из года в год в отчете по России пишут про 136 млн.граждан и расслоении доходов, то наши СМИ расскажут от расслоении доходов, и слава Богу, не расскажут, что в России проживает всего лишь 136 млн. человек. Остальную информацию же информацию и дезинформацию ретранслируют как правило без проверки.
Сколько приходов находится на территории России и стран СНГ
Из 38649 приходов РПЦ часть находится за пределами России:
Таким образом, на территории России располагается, парадоксально, но это факт, всего лишь 44% от общего количества приходов.
Информация по крупным городам России на текущий момент
Москва (население 12,5 млн.): данные на начало 2018 года
Анализируем, на 33 млн.человек, проживающих в крупных городах России приходится всего лишь 2756 действующих храмов. Сравните с Украиной, при примерно таком же населении всей Украины, там действует 12122 приходов, то есть в более чем 4 раза больше.
То есть 85% от общего количества храмов, территориально расположенных в России, расположена за пределами крупных городов.
Еще статистика: в крупных городах на одного священнослужителя приходится около 6000 человек жителей.
А сколько храмов строится с нуля?
Строится новых храмов очень мало. Например, берем Москву из 507 храмов, где проводятся богослужения, новых, построенных за последние 8 лет храмов всего лишь 61. (12%).
Как это было
Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914-2000 гг. *
Если задать себе простой вопрос, открытие прихода всегда ли означает строительство храма «с нуля», или открытие храма произошло по банальной причине возврата хозяйственного здания от государства к церкви, с дальнейшим ремонтом, реставрацией фресок, установкой иконостаса и икон. То все мы прекрасно помним, что большинство сохранившихся бывших храмов после 1917 года перешло в ведение государства и использовалась по другим назначениям, это и складские помещения, клубы культуры, научные учреждения, здания под организации и т.п.
Напомню, что на состояние 1914 года в распоряжении РПЦ было: 78767 храмов и часовен, часть из них была разрушена, но часть благополучно дожила до 1989 года, когда постепенно эти здания стали передаваться под юрисдикцию РПЦ.
Как там у наших духовно-гибнущих «партнеров» в Европе и Америке
там ошибочка по количеству приходов в России, так как указано общее количество приходов РПЦ, а надо было только на территории России: 17231 храмов.
В Копенгагене (столица Дании) насчитывается 105 храмов, население 600 тыс.
Как видим, даже в условиях закрытия христианских храмов на Западе и заменой их мусульманскими, количество церквей на 100 тыс. населения превышает цифры в России.
ВЫВОДЫ
1) Идет постоянная атака на Русскую Православную Церковь, как я и писал 2 года назад: Одной из целей атаки Запада на Россию является Православная церковь. Ситуация с тех пор ухудшилась, мы начинаем проигрывать на информационном фронте.
2) Раздуваемое неполживыми СМИ «гигантское» строительство церквей на «народные» денежки не подтверждается на реальных цифрах. Идет всего лишь восстановление полуразрушенных церквей в небольших городах и селах.
3) Строительство храмов с нуля практически не осуществляется. Даже достаточно богатый регион как Москва, при наименьшем количестве церквей на 100 тыс.населения, строит новые храмы в спальных районах с темпом 8 храмов в год. В других регионах счет идет на единицы новых церквей в год.