сколько храмов было в москве до революции
Москва: от креста ко кресту
Многие верующие люди ждут отпуска, чтобы совершить паломничество. Это действительно очень важно: да, святые слышат нас везде, но зачастую именно после паломничества к тому или иному святому у вас складываются с ним глубоко личные отношения. Это удивительно и радостно: соприкосновение со святыней укрепляет веру, словно оживляет, согревает сердце.
С давних пор одним из самых любимых мест паломничества для меня является Москва. Причем паломничества, как правило, кратковременного и незапланированного — когда удается выкроить пару часов в деловых поездках. Это постепенное открытие города «сорока сороков» — и ему пока что не видно конца. В древней русской столице сосредоточено совершенно исключительное количество святынь. Казалось бы — очевидность… Но когда я говорю о том, что люблю паломничать по Москве, у моих собеседников это зачастую вызывает недоумение.
Как-то так получилось, что у Саратова с Москвой сложились отношения прагматичные, чисто деловые. И почти никто из моих знакомых саратовцев — даже из тех, кто часто бывает в столице, скажем, в командировках, или проездом, или навещает друзей и родных, — не рассматривает Москву как место паломничества. Люди говорят, что не знают города, им трудно ориентироваться или что их просто сбивает с ног московская суета, шум и многолюдство — как здесь думать о душе?
Поэтому, начиная свой рассказ, я просто выполняю обещание, данное моим друзьям. Я хочу от души, чтобы малоприятные стороны современной столичной действительности — те, что на поверхности, — отступили, и открылись глубина и тишина святых мест столицы. И если это случится, вы уже не сможете смотреть на Москву по-старому.
В шаге от метро
Парадокс в том, что в Москве паломничество к кому-то из великих святых не займет много времени. Будь вы там просто проездом, и у вас есть лишний час — этого вполне достаточно. Например — центр, метро Китай-город, и прямо у станции (выход к улице Маросейка) — храм святителя Николая в Кленниках. Он известен тем, что здесь служил святой праведный Алексий (Мечев). Обычный приходской священник, в 1893 году он был назначен на бедный московский приход и восемь лет ежедневно служил Литургию в пустом храме. Однако через некоторое время в этой церкви яблоку негде было упасть: люди буквально прикипали душой к храму на Маросейке, потому что ощущали здесь ни с чем не сравнимое напряжение молитвы и безграничную любовь батюшки. Среди духовных чад «старца в миру», как его называли, были известные, образованные люди — врачи, ученые, художники — и вместе с тем самый простой народ. В 1920–1930‑е годы многие члены общины были арестованы, высланы, отправлены в лагеря и тюрьмы. Однако удивительно — были и те, кто дождался возрождения Никольского храма (он был разорен и использовался как подсобное помещение с 1932 по 1990 год) и встретил в нем дорогого батюшку. Мощи святого праведного Алексия были перенесены в храм на Маросейке в 2001 году. И сегодня люди приходят к святому в горе и в радости. Заходя в этот тихий храм с кипящей улицы, оказываешься словно вне времени и пространства…
И таких замечательных святынь, которые находятся буквально в шаге от метро, в столице не счесть. Обычно люди начинают знакомство с церковной Москвой с Храма Христа Спасителя. Конечно, это храм-символ, здесь всегда многолюдно, но очень обидно, что в основном посетители ограничиваются осмотром пышного убранства воссозданной святыни. Душа верующего человека стремится здесь прежде всего к раке святителя Филарета Московского. При жизни его называли Филаретом мудрым — и действительно, он оказал огромное влияние на жизнь Русской Церкви. Мы до сих пор пользуемся его переводом Священного Писания и катехизисом. Аскет, молитвенник и в то же время — человек огромного сердца. И несмотря на то, что к его раке приходит в течение дня не так много людей (печальная особенность сегодняшнего почитания святых!), люди рассказывают, что святой удивительно участлив к тем, кто молитвенно просит его помощи.
Упомяну о том, о чем сама узнала недавно. В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Господней. В 1625 году она была передана персидским шахом Аббасом II в дар царю Михаилу Федоровичу и торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве (10/23 июля). В советское время Риза хранилась в запасниках музеев Московского Кремля и только в 2007 году была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас изнесение частицы Ризы из алтаря и поклонение ей совершаются в каждый последний воскресный день месяца.
Еще очень интересный факт: в ноябре 2015 года в галерее нижней, Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя открылся Патриарший музей церковного искусства. В состав его экспозиции входят памятники V–ХХ веков! Древнейший экспонат — египетский фаюмский портрет. Здесь же развернута очень интересная выставка, посвященная истории самого Храма Христа Спасителя. Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов, вход в него бесплатный.
«Милости источниче»
Помню, много лет назад меня поразило в Москве вот что: стоишь где-нибудь в центре — и видишь сразу несколько куполов храмов, очень красивых, старинных. Подобное можно было увидеть в каждом русском городе до революции. Но в Саратове, где я росла, было две действующих церкви почти на миллион жителей… Поэтому, когда я бывала в Москве и у меня было время, я просто двигалась наугад — от креста ко кресту. Так, от Храма Христа Спасителя можно свернуть в Обыденский переулок к древнему Ильинскому храму (1702 год), а оттуда хорошо виден Зачатьевский монастырь, куда я както направилась зимним вечером.
Уже стемнело, монастырь еще не был полностью восстановлен. И я замешкалась: куда идти, в какой церкви служба и где в нее вход? Вдруг меня обогнала девушка, она почти бежала к храму. «Наверное, торопится на службу», — подумала я и последовала за ней. Войдя в храм, она буквально припала к какой-то иконе, как ребенок к матери. Так я узнала о существовании чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая».
Первое упоминание о ней встречается в монастырской описи XVIII века. К началу ХХ века «Милостивая» была одной из самых почитаемых святынь монастыря. Когда в 1923 году властями было объявлено о закрытии обители, чудотворный образ был перенесен сестрами в храм Илии Обыденного. Многие насельницы были репрессированы. Небольшая община сестер тайно продолжала монашескую жизнь в миру. Многие годы они молились неотступно в Ильинском храме у своей Заступницы. В 1991 году было образовано сестричество в честь иконы Божией Матери «Милостивая» — это стало началом возрождения Зачатьевской обители. В 1999 году чудотворный образ вернулся в монастырь. Сестры собирают свидетельства о благодатной помощи Матери Божией, их множество: как и прежде, Она исцеляет и вразумляет, возжигает веру и не оставляет в самых безысходных житейских обстоятельствах. Такая вот история…
В память Воскресения
До 1917 года в Москве было около 900 храмов, к 1980‑м годам их осталось 353. Действовали из них 67, остальные были перестроены и отданы под разные учреждения. Снос церквей в Москве продолжался вплоть до 1984 года… Неудивительно, что москвичи особенно любят храмы, которые не закрывались в советское время. В них передавали на сохранение святыни из тех церквей, которым грозило разорение (об одном примере я рассказала только что). Здесь особенно чувствуется живая связь времен.
Этот старинный уютный храм расположен в квартале, где традиционно проживала творческая интеллигенция. Поэтому его прихожанами всегда, в том числе в советское время, были люди искусства и науки. Здесь пели на клиросе Иван Козловский, Антонина Нежданова. И поскольку среди прихожан были люди всемирно известные, это не раз спасало храм от закрытия. Рассказывают, что в советские годы в Пасхальную ночь все примыкающие к церкви улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами, а в самом небольшом храме каким-то образом умещались более двух тысяч человек!
В храме Воскресения Словущего тоже находится ряд особо почитаемых московских святынь. Среди них очень интересный образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Редкий случай: Божия Матерь изображена на ней с непокрытой главой — это символ того, что Она отдала Свой покров людям ради спасения грешников.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 19 (567)
Численность монастырей и храмов
Количество монастырей в 1825–1914 гг. *
Год | Мужские монастыри ** | Женские монастыри | Всего монастырей |
---|---|---|---|
1825 | 377 | 99 | 476 |
1840 | 435 | 112 | 547 |
1850 | 464 | 123 | 587 |
1860 | 477 | 136 | 613 |
1870 | 445 | 154 | 599 |
1880 | 450 | 168 | 618 |
1890 | 496 | 228 | 724 |
1900 | 503 | 325 | 828 |
1914 | 550 | 475 | 1025 |
[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
[**] В том числе архиерейские домы.
Численность монашествующих в 1825–1914 гг. *
Год | Монахи | Послушники | Монахини | Послушницы | Итого |
1825 | 3727 | 2015 | 1882 | 3456 | 11080 |
1840 | 5122 | 3259 | 2287 | 4583 | 15251 |
1850 | 4978 | 5019 | 2303 | 6230 | 18530 |
1860 | 5648 | 5554 | 2931 | 7669 | 21802 |
1870 | 5750 | 5710 | 3226 | 11412 | 26098 |
1880 | 6481 | 2902 | 4759 | 14071 | 28213 |
1890 | 7189 | 5523 | 7306 | 20268 | 40286 |
1900 | 8578 | 8090 | 10082 | 31533 | 58283 |
1914 | 11845 | 9485 | 17283 | 56016 |
[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
Из каких сословий выходило монашество
(на примере 1843 г.) *
Сословия и социальные группы | Мужское пополнение (кол-во чел.) | Женское пополнение (кол-во чел.) |
Духовенство | 133 (51%) | 19 (20%) |
Дворянство | 19 (7,3%) | 15 (15,7%) |
Отставные нижние чины | 2 (0,7%) | |
Разночинцы | 34 (13,1%) | 25 (26,3%) |
Купечество и мещанство | 54 (20,6%) | 19 (20%) |
Лица солдатского звания | 1 (1%) | |
Вольноотпущенные | 3 (1,1%) | 8 (2,1%) |
Крестьяне | 14 (5,4%) | 14 человек (14,7%) |
Всего монашествующих | 259 | 95 |
Итого | 354 |
[*] Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19–20.
Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907–1908 и 1910–1911 гг.) *
Образование | Кол-во чел. |
Высшее образование | 1 |
Среднее образование (в том числе незаконченное) | 4 |
Духовная училище | 4 |
Сельская школа | 3 |
Городское приходское училище | 1 |
Домашнее образование и неграмотность | 23 |
Всего монашествующих | 36 |
[*] П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.
Количество монастырских больниц в 1841–1914 гг. *
Год | Число больниц | Количество мест |
1841 | 377 | 232 |
1851 | 435 | 500 |
1861 | 464 | 739 |
1871 | 477 | 1086 |
1881 | 445 | 990 |
1891 | 450 | 1386 |
1900 | 503 | 2027 |
1914 | 550 | 2698 |
[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество монастырских богаделен в 1841–1914 гг. *
Год | Число богаделен | Количество мест |
1841 | 21 | 363 |
1851 | 19 | 438 |
1861 | 23 | 709 |
1871 | 36 | 687 |
1881 | 51 | 1050 |
1891 | 73 | 1606 |
1900 | 123 | 1774 |
1914 | 169 | 2252 |
[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914–2000 гг. *
Год | Храмы и молитвенные дома | Архиереи, священники и диаконы | Монастыри и насельники |
1914 | 54923 хр., 23593 час. | 130 арх., 53234 свящ., 15694 диак., 48987 псал. | 1025 мон., 94629 нас. |
1917 | 78767 хр. и час. | 130 арх., 120 тыс. свящ., диак. и псал. | 1256 мон.,107035 нас. |
1941 | 3732 (количество действующих православных храмов сильно увеличилось (более чем на 3 тыс.) в 1939 г. за счет территориальных приобретений СССР) | 28 арх., 5665 свящ. и диак. | 64 мон., 5100 нас. |
1945 | 10243 | 41 арх. | 104 мон., 4632 нас. |
1946 | 10544 | 62 арх., 9254 свящ. и диак. | 101 мон. |
1947 | 14092 | 66 арх., 9617 свящ. и диак. | 99 мон., 4668 нас. |
1948 | 14329 | 70 арх., 11846 свящ. и диак. | 85 мон., 4632 нас. |
1949 | 14477 | 73 арх., 11835 свящ. и 1280 диак. | 75 мон., 4787 нас. |
1950 | 14273 | 71 арх., 11571 свящ. и 1664 диак. | 75 мон., 4748 нас. |
1951 | 13867 | 69 арх., 11093 свящ. и 1152 диак. | 70 мон., 4766 нас. |
1952 | 13740 | 65 арх., 11093 свящ. и 1161 диак. | 62 мон., 4639 нас. |
1953 | 13508 | 65 арх., 12089 свящ. и диак. | 60 мон. |
1954 | 13422 | 65 арх., 11912 свящ. и диак. | 59 мон., 4481 нас. |
1955 | 13376 | 66 арх., 10863 свящ. и 1064 диак. | 57 мон., 4487 нас. |
1956 | 13417 | 65 арх., 12185 свящ. и диак. | 57 мон., 4564 нас. |
1957 | 13430 | 71 арх., 11122 свящ. и 1095 диак. | 57 мон., 4661 нас. |
1958 | 13414 | 73 арх., 11010 свящ. и 1086 дьяк. | 56 мон., 4706 нас. |
1959 | 13324 | 73 арх., 10835 свящ. и 1077 диак. | 56 мон., 4649 нас. |
1960 | 13008 | 11407 свящ. и диак. | 42 мон., 3724 нас. |
1961 | 11572 | 8252 свящ. и 809 диак. | 33 мон., 3048 нас. |
1962 | 10149 | 22 мон., 2185 нас. | |
1963 | 8580 | 73 арх., 7236 свящ. и 748 диак. | 16 мон. |
1964 | 7873 | 16 мон. | |
1965 | 7551 | 16 мон., 1500 нас. | |
1966 | 7523 | 16 мон. | |
1967 | 7481 | 6694 свящ. и 653 диак. | 16 мон., 1400 нас. |
1969 | 7369 | 16 мон., 1303 нас. | |
1970 | 7338 | 16 мон., 1273 нас. | |
1971 | 7274 | 75 арх., 6234 свящ. и 618 диак. | 16 мон., 1200 нас. |
1973 | 7150 | 6180 свящ. и диак. | 16 мон. |
1975 | 7062 | 58 арх., 5994 свящ. и 594 диак. | 16 мон. |
1976 | 16 мон. | ||
1981 | 7007 | 16 мон. | |
1985 | 6806 | 74 арх. | 17 мон. |
1986 | 6794 | 74 арх. | 17 мон., 1500 нас. |
1988 | 6893 | 74 арх., 6674 свящ. и 723 диак. | 22 мон., 1190 монашествующих |
1989 | 10000 | 6893 свящ. | 51 мон. |
1990 | 11110 | 92 арх. | 57 мон. |
1991 | 12000 | ок. 10000 свящ. и диак. | 117 мон. |
1993 | 14113 | 12013 свящ. и диак. | 260 мон. |
1994 | 15985 | 136 арх., 12841 свящ. и 1402 диак. | 289 мон. |
1995 | 17000 | 337 мон. | |
1997 | 18000 | 146 арх., 17000 свящ. и диак. | 390 мон. |
1998 | 19000 | 17500 свящ. и 2275 диак. | 487 мон. |
2000 | 19417 | 164 арх., 17500 свящ. и 2300 диак. | 545 мон. |
[*] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.
Дополнительная информация:
Много ли православных храмов в Москве? Немного статистических вычислений.
В Москве продолжается строительство православных храмов. Меня заинтересовал вопрос, сколько было церковных зданий в Москве до 1917 года? Согласно Википедии, население Москвы в то время было 1 854 400 человек. В настоящее время население столицы России оценивается, согласно того же источника — 12 500 123 человек. Неофициально, может проживать до 20-ти миллионов. Следовательно, храмов должно увеличиться минимум в 10 раз.
Москва-форум сообщает, что в 1917-ом году в Москве было 764 храма. Следовательно, в 2017-ом, учитывая рост населения должно быть в десять раз больше, т.е. 7 640 храмов.
ИНТЕРФАКС сообщает, что в течение 2018 года в рамках «программы-200» в Москве будет построен либо сдан в эксплуатацию 21 храмовый комплекс.
Сколько же храмов в Москве находится сейчас. Журнал «Фома» сообщал в конце 2015 года, что в Москве 1110 православных храмов и часовен. За прошедшие два года их количество, конечно же, увеличилось, но не думаю, что оно достигло хотя бы до 1200 храмов и часовен.
Как видим, дореволюционный рубеж уже пройден, но учитывая рост населения надо было бы их количество довести до 7 640. Не хватает еще минимум 6 500 храмов. Если предположить, что православные будут строить по 30 храмов в год, для этого понадобится 216 лет. Но построить храмы — это одно, а воцерковить людей (как православные говорят) — совсем другое. Информационно-аналитический центр «Сова» сообщает, что в Москве, по данным департамента региональной безопасности и противодействия коррупции, богослужения 6 и 7 января 2018 года состоялись в 400 храмах (а всего православных храмов и часовен в Москве около 1200), их посетили около 1 млн человек. Это 8% населения Москвы от 12,5 мл., а если взять 20 мл., то получится всего 5%.
А теперь давайте попробуем поверить официальной статистике, что в России 78% людей считают себя православными, это значит из 12,5 миллионов жителей Москвы — 9,75 миллионов. Таким образом, в настоящее время на один храм приходится 8 125 человек. Если построится 7640 храмов, то будет 1 276 человек на один храм. Как известно, православные храмы строятся на 50, 100, 200, 300 человек.
Статистика — наука не точная, потому что все живет и меняется, но все-таки она говорит о многом. Однако реальная картина намного сложнее, что говорит о том, что россияне очень далеко от Бога и живут не евангельскими и даже не православными скрепами, а чем-то совершенно далеким от библейских установок.
Сорока Москвы
Церкви сороков
Сообщений: 9
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 4
Москва
Сообщений: 6367
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3034
Москва
Сообщений: 6367
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3034
Церкви ЗАМОСКВОРЕЦКОГО сорока, расположенные за Земляным валом:
Алексеевский монастырь
Даниловский монастырь
Даниловский монастырь
Донской монастырь
Донской монастырь
Единоверческая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Единоверческая церковь Святой Троицы
Новодевичий монастырь
Новоспасский монастырь
Покровский монастырь
Симонов монастырь
Церковь Алексия Митрополита
Церковь Апостолов Петра и Павла
Церковь Апостолов Петра и Павла
Церковь Богоявления Господня
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь Великомученицы Ирины
Церковь Вознесения Господня
Церковь Воскресения Христова
Церковь Воскресения Христова
Церковь Девяти Мучеников
Церковь Живоначальной Троицы
Церковь Живоначальной Троицы
Церковь Живоначальной Троицы в Троицкой
Церковь Животворящей Троицы на Капельках
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы
Церковь Иоанна Воина
Церковь Казанской Божией Матери
Церковь мучеников Адриана и Наталии
Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца в Кобыльском
Церковь Николая Чудотворца в Студенцах
Церковь Николая Чудотворца на Щепах
Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь Покрова пресвятой Богородицы
Церковь Преподобного Сергия
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове
Церковь Спаса Преображения
Церковь Спаса Преображения
Церковь Тихвинской Божией Матери
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Филиппа Митрополита
Москва
Сообщений: 6367
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3034
ЗАМОСКВОРЕЦКАЯ ЧАСТЬ ЗЕМЛЯНОГО ГОРОДА.
Церковь апостолов Петра и Павла на Якиманке.
Церковь Божей Матери «Всех Скорбящих Радости»на Большой Ордынке.
Церковь Великомученника Георгия в Ендовах, на Садовнической ул
Церковь Великомученника Георгия на Всполье, на Большой Ордынке
Церковь Великомученника Никиты в Старых Толмачах
Церковь Великомученницы Екатерины на Большой Ордынке.
Церковь Великомученницы Параскевы (Пятницы)
Церковь Воскресения Христова, что в Кадашах
Церковь Воскресения Христова (Словущего), что в Монетчиках, между Кузнецкой и Пятницкой.
Церковь Григория Неокесарийского на Полянке.
Церковь Живоначальной Троицы, что в Больших Лужниках
Церковь Живоначальной Троицы в Вешняках, на Пятницкой.
Церковь Иоанна Предтечи под Бором
Церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот.
Церковь Михаила Архангела в Овчинниках
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой
Церковь Николая Чудотворца в Толмачах
Церковь Николая Чудотворца в Голутвине
Церковь Николая Чудотворца в Пыжах, на Большой Ордынке.
Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке
Церковь Николая Чудотворца на Пупышах
Церковь Николая Чудотворца, именуемого Заяицким, в Садовниках.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Голиках, на Малой Ордынке.
Церковь праведных Иоакима и Анны на Якиманке.
Церковь преподобного Марона, что в Старых Панех, на Бабьем городке
Церковь святого Иоанна Воина на Якиманке.
Церковь святого Климента Папы Римского
Церковь святых Космы и Дамиана, что в Садовниках, на берегу Москвы р
Церковь святых Космы и Дамиана в Кадашах
Церковь Софии (Премудрости божией), что в Нижних Садовниках
Церковь Спаса Преображения в Наливках
Церковь Спаса Преображения на Болвановке
Церковь успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей, на Полянке.
Церковь Черниговских Чудотворцев