складная икона с двумя створками
Складная икона с двумя створками
Складни или полиптихи существуют на Руси с давних пор.Для тех,кто не понимает о чём речь,это складные многостворчатые переносные алтари, в некоторых случаях служившие реликвариями для сбережения частиц мощей святых.
Старинные складни могли иметь разное количество створок,но не менее двух, изготавленных из дерева, кости или металла. Створки расписывались, украшались резными элементами, а также расписывались эмалью. Складни с двумя створками называются диптихами, состоящие из трех створок – триптихами, а из четырех – квадриптихами.Складни имеющие более четырёх створок встречаются значительно реже и назывались полиптихи.Наибольшей популярностью пользовались у казаков и староверов.
Считается,что складни на Руси появились в десятом столетии.Они привозились из Византии вместе с иконами, крестами и панагиями. Створки старинных складней закрывались встык. Прообразом, вероятно, стали Царские врата, закрывавшие ворота в традиционный церковный алтарь.
Сначала складни на Руси изготавливались при мастерских храмов и монастырей. Сюжеты были разнообразны. Но ранние экземпляры могли содержать и отражение языческой культуры. Наравне с амулетами-змеевиками были,иконы и складни, на обратной стороне которых отображались змееподобные существа не свойственные христианскому миру.
Как правило,средневековые складни, были нагрудными и носились на шнурке, были мелкоформатными и имели подвижное оглавие.Также существовали складни в виде ковчега, в который вкладывалась икона.Самой популярной вариацией складня являлся «трехстворчатый» также именуемый триптих – средняя часть триптиха закрывалась двумя боковыми створками.
Чаще всего в триптихах изображали троих святых: в центре икона Спас на престоле, на правой створке – Божья Матерь Заступница, а слева – Николай Угодник.На обратной стороне наносились резные или литые бронзовые изображения Голгофского креста.
В шестнадцатом и семнадцатом столетии в мастерских при монастырях создавались крупные складни-иконостасы, предназначавшиеся для походов.
На Руси были известны складни нагрудные, нательные и поставные или киотные. Все они могли быть путными – их брали с собой на богомолье, в дорогу или в поход.Согласно историческим сведениям, в семнадцатом столетии все ратники обязательно имели тройные складни, носившиеся на груди.
В девятнадцатом столетии металлические складни часто заменялись целыми иконостасами и святцами
Среди находок складни попадаются реже иконок и крестов. Это связано с трудоемкостью изготовления створок и оглавия, которые отливались отдельно, а затем собирались.
После раскола в церкви металлические литые иконы начинают интенсивно делать староверы. Гонимые правительством, им было трудно перевозить своё церковное имущество, например громоздкие деревянные иконы. А вот небольшие литые иконки и складни хорошо подходили для частых транспортировок, к тому же их легче было прятать.
Во времена Петра была безуспешная попытка закрыть производство складней.