складовой метод обучения чтению
Как выбрать методику обучения чтению.
Начиная заниматься с детьми, развивать и обучать их, родители думают первым делом о том, как научить малыша читать. Они, как правило, считают, что это самое главное звено в цепи раннего развития ребенка. Ставится четкая цель – обязательно научить чадо грамоте и, желательно, в кратчайшие сроки.
Родители прикладывают большие усилия в обучении чтению, забывая про то, что малыша надо развивать всесторонне.
Поэтому, первый мой совет – не ставьте себе сроков, в течение которых вы обязаны научить малыша читать. Не смотрите на соседских ребят или троюродную племянницу вашей двоюродной тети, которая бойко читала в два с половиной года. У каждого ребенка свой путь в жизни, свои темпы освоения того или иного навыка. Лучше двигаться потихоньку, наблюдать за ребенком, что ему интересно, а что нет. Стараться привлечь его интерес к чему-либо, в данном случае, к грамоте. И не отчаиваться, если его это абсолютно не волнует. Значит, он еще не готов. Отложите ненадолго свои старания, переключитесь на рисование или спорт. Или просто играйте с малышом побольше в куклы, машинки, конструкторы. Читать он обязательно научится – всему свое время.
Теперь давайте выясним вот что. Для чего вы хотите научить своего ребенка читать? Если главное для вас: «Все обзавидуются!» или «Мой ребенок гений», то лучше вообще не начинать. Потому что вы просто замучаете своего малыша.
Цели могут быть другие, например, развитие мышления и речи малыша, расширение словарного запаса, развитие логики, подготовка к школе, наконец.
И еще. Пожалуйста, дорогие мамочки, не надейтесь на то, что, начав читать, ваш малыш избавит вас от обязанности ежедневно читать ему вслух. Еще нескоро малыш настолько хорошо освоит навыки чтения, чтобы свободно читать книги.
Как выбрать методику?
Полки магазинов в последние годы ломятся от разнообразных азбук, букварей, толстых книг и тоненьких брошюр, которые обещают быстрое и беспроблемное обучение чтению. Что же выбрать?
Первое, что сразу стоит вычеркнуть – это азбуки. В них, как вы знаете, каждая буква сопровождается картинкой, название которой начинается с этой буквы. Все они, как правило, яркие и красивые. Нравятся и малышам и родителям. Но пользы от них мало, а, порой, они еще и наносят вред. Каким образом? Да очень просто. Ребенок запоминает название буквы, связывая его в уме с картинкой, которой она сопровождается «А – аист», «Н – ножницы» и так далее. Впоследствии, при виде, например, слова «ЛЕС», в голове малыша всплывают ассоциации «ЛИСА, ЕЛЬ, СОБАКА». Опять же, названия букв не дадут ребенку умения читать, так как «Эль, Е, ЭС» с трудом складывается в слово «лес».
Что же остается?
Сначала поговорим о методике Глена Домана. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев. Но, в то же время, ширится круг разочаровавшихся или уставших от таких изнурительных трудов, к каким призывает Глен Доман. Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, всем известная французская мама Сесиль Лупан.
Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются не буквы или слоги, а целые слова, написанные на огромных картонных полосках красным цветом. Ребенок, по мнению Домана, увидав несколько раз слово, навсегда запомнит, как оно читается. А, увидав много слов, сам по себе выведет правила чтения и начнет читать незнакомые слова.
Ребенок только нужное количество раз в день сажается в нужное место и смотрит на то, что ему приготовили родственники.
Каждый день нужно писать несколько новых слов нужного размера, на карточке, строго установленной величины. Старые слова, которые ребенок уже видел, второй раз использовать не рекомендуется.
Методические вопросы к методике Домана
Кроме чрезмерной трудоемкости процесса, родителей пугают вопросы чисто методического характера, на которые в книгах Домана ответов не найдешь:
К сожалению, все разбивается в тот момент, когда то же самое слово малышу писали карандашом на бумаге или показывали в книге. Он никак не хотел узнавать в нем то, что вроде бы, уже хорошо умел прочитывать.
Складовой метод обучения чтению
Малышу сложно научиться читать по буквам, освоить хитрости звукобуквенного анализа тоже проблематично, а запомнить внешний вид всех слов русского языка просто невозможно.
Но есть еще одно направление – складовой метод в обучении чтению. Он известен еще со времен Л.Н.Толстого.
Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.
Основоположником складового принципа в обучении чтению стал Николай Александрович Зайцев. Он придумал свои знаменитые кубики. За ними последовал выпуск «Складушек» Воскобовича и пособий Буракова «Складарики», «Пиши-читай» и другие.
Кубики Зайцева отличаются от других пособий по складовому чтению, что это не просто пособие, а настоящая увлекательная игра, которая нравится как детям одного-двух лет, так и старшим дошкольникам.
Складовой метод обучения чтению дошкольников с ОНР
В данной статье предлагается нетрадиционный метод обучения чтению детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Показана вариативность возможностей овладения детьми навыками первоначального чтения, показана эффективность такой работы. Большое внимание уделяется профилактике дислексии.
This article deal with innovative method of teaching reading children wich have retarded speech development. The aim of investigation is to study peculiarities of acquairing reading skills by such children by the combination method. This method can apply in work of speech therapists for prophylactic of dyslexia.
Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню развития учебных навыков детей, поступающих в общеобразовательные школы. Многие школьные дисциплины основываются на умении детей читать, так как чтение является одним из основных способов восприятия информации, базовым навыком, от которого во многом зависит успешность обучения. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением.
Проблема обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи в современной коррекционной педагогике стоит остро. В ряде исследований (М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Р.И. Лалаева и др.) показано, что процент детей, не вполне овладевших первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растет. В качестве причин недостаточного усвоения навыков чтения исследователи, в частности, выделяют трудности в формировании операций звукобуквенного анализа и синтеза, таких абстрактно-символических понятий как «гласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение», «схема слова, предложения» и т.д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических групп ДОУ поступают в школу, овладев механизмом чтения, среди них уже к концу 1 класса выявляется значительный процент детей с нарушениями письменной речи – до 10% [3]. Таким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду (фонемный метод) не в полной мере удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку недостаточно хорошо решает проблему профилактики дислексии.
Многие исследователи проблем детской речи рекомендовали применять обучение чтению при коррекции речевых нарушений (Л.П.Голубева, В.К. Орфинская, Т.С.Резниченко). Обоснованием для внедрения такого обучения можно считать и мнение Л.С.Выготского: «…объективирование расстроенной функции, вынесение ее наружу и превращение ее во внешнюю деятельность является одним из основных путей при компенсации нарушений» (1, С.174). Таким образом, опираясь на идею Л.С.Выготского, чтение можно использовать как эффективный путь «вынесения наружу» расстроенных звеньев речевого механизма для их компенсации. Использование чтения как полимодального процесса усвоения зрительной и слуховой информации позволяет развивать – на основе более сохранных зрительных и зрительно-пространственных функций – более слабые функции переработки слуховой и кинестетической информации, а также серийную организацию речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Так, В.К. Орфинская считает, что обучение чтению дает положительный результат при всех формах моторной алалии.
Анализируя разнообразные методы и подходы обучения чтению детей с ОНР, мы остановились на методе комбинированного чтения, где минимальной единицей выступает склад (СГ), применяемый в обучении детей еще в 19в.
Классическим примером обучения чтению складовым методом является методика, разработанная Н.А.Зайцевым [2]. Ее использование при обучении чтению детей с ОНР мы считаем оригинальным и продуктивным. Автором предложена определенная система расположения складов, отраженная в таблицах и изображенная на полых разноцветных кубиках с разным наполнителем внутри и разных по величине. Благодаря высокой игровой составляющей методики, а также условию реализации мотивационной и двигательной активности она используется в работе с детьми с нормальной речью от 2 лет. Анализируя ее методологическую базу, мы выявили определенный конгломерат разных взглядов и идей, нашедших отражение и четко структурированных автором. В методике используется и метод «интуитивного чтения», предложенный М.Монтессори, [6], и приемы работы Н.А.Тоцкого с учениками школ («орфографическое чтение»), и философские воззрения Л.Н.Толстого, нашедшие отражение в методических рекомендациях и оформлении дидактического материала. Однако автор выступает резко против наличия жестких программ и планирований, аппелируя к творческому духу педагога. Именно поэтому, ЧТО делать педагогу понятно, а КАК это делать –не всегда. Также просматривается ориентирование методики на одаренных, «продвинутых» детей, хотя и неявно. В ходе исследования мы выявили, что логопеды широко применяют эту методику в своей работе, однако среди них нет единодушия относительно организации занятий, дидактического оснащения, последовательности работы. Именно поэтому целью нашего экспериментального обучения являлась такая модификация методики Н.А.Зайцева, которая позволила бы успешно внедрить ее в коррекционную работу логопедов ДОУ.
Перед нами стояли задачи:
1.Разработать и апробировать пошаговое планирование занятий для логопеда.
2.Подобрать, систематизировать и апробировать игры и упражнения, структурированные по уровням речевых единиц (на уровне склада, слова и предложения), позволяющие скорегировать в той или иной степени речевой дефект, недоразвитие внимания и зрительного восприятия.
В итоге экспериментальной работы мы определили систему домашних заданий в виде рабочей тетради для родителей и разработали рекомендации для логопедов ДОУ, работающих с детьми с общим недоразвитием речи.
Таким образом, мы предложили и внедрили ряд обучающих пособий для логопедов, родителей и детей:
Методическое пособие «Учимся читать с удовольствием!» (Изд. «Гном», 2006)
Пособие для родителей «Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева» (переиздание) (Изд. «Унисерв», 2009)
Приступая к обучающему эксперименту, мы, прежде всего, систематизировали и модифицировали дидактический материал. В обучении мы использовали непосредственно кубики, на которые нанесены склады и которые классифицируются по наполнителю(звуку),размеру, весу, цвету. Благодаря разному звуку наполнителя дети после обучения легче усваивают понятия “глухой и звонкий звук”. Вместе с кубиками мы использовали 2 настенные таблицы с плоскостным изображением кубиков в определенной системе: склады скомпонованы по признаку “деревянные”, “железные”, “золотые”. Все склады на таблице разделены на столбцы, которые читаются и поются (по аналогии с гаммой: от верхней ноты к нижней) по определенной схеме (матрице), например, ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, сю, сё ся се си сь. В дидактическое обеспечение работы мы посчитали нужным обязательно внести и складовые картинки. Они представляют собой карточки с изображением предмета и с написанным зелеными печатными буквами его названием сверху. С обратной стороны карточек нет рисунка, а только его название. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен более темным цветом: корова, верблюды и т.д.
Экспериментальное обучение чтению проводилось нами в период с 2003 по 2008г.г. на базе ГОУ-д/с № 690 и Центра развития личности «Лана». В обучении принимали участие 90 детей 5-6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи 3 уровня».В основу экспериментального обучения положена методика обучения чтению, предложенная Н.А.Зайцевым, которую мы модифицировали для работы с детьми с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. Необходимость этого была вызвана наличием жесткого планирования работы в логопедических группах и спецификой коррекционной работы, отличительной чертой которой является подчиненность всех действий логопеда коррекции речи, а также особенностями восприятия, мышления и поведения детей с ОНР. Работа учителя-логопеда в ДОУ насыщена и строго структурирована по времени. Планирование фронтальных и подгрупповых занятий в старшей логопедической группе традиционно предполагает 3 направления :
· формирование лексико-грамматических категорий.
· формирование связной речи.
· формирование фонематического восприятия и звуко-слоговой структуры слова.
Целенаправленная работа по обучению чтению включалась в коррекционный процесс, проводилась в рамках традиционной работы логопеда в старшей группе для детей с ОНР.
Обучающий эксперимент проходил в 3 этапа:
1 этап обучения – подготовительный (5 вводных занятий, одинаковых для обеих групп).
Целью этого этапа обучения чтению было: привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. На этом этапе обучения проводятся 5 вводных занятий, одинаковых для обеих подгрупп как по продолжительности, так и по содержанию.
2 этап обучения – основной (с разделением детей на подгруппы А и Б).
Цель этого этапа обучения было: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова (границу слова), ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам
3 этап обучения – итоговый – подразумевал обучение детей обеих подгрупп выкладыванию из кубиков коротких беспредложных фраз, чтение их, формирование представления о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, обучение начертанию букв карандашом на бумаге и мелом на доске.
На каждом этапе использовались разные игры и игровые упражнения.
В конце экспериментального обучения (через 7 месяцев) мы провели итоговый анализ результатов. Детям предлагалось два вида работы: чтение слов, выложенных из кубиков экспериментатором и самостоятельное выкладывание слов. Таким образом, оценивался навык чтения незнакомых слов разной сложности и умение произвести обратную операцию – сориентироваться в материале и выложить заданное слово из кубиков.
Предупреждение нарушений чтения посредством использования модифицированной комбинаторной методики Н.А.Зайцева.
Ошибки детей при разных формах дислексии
Профилактика дислексии посредством использования инновационной технологии
— трудности в усвоении букв, сходных графически