скит всех святых иосифо волоколамского монастыря
Скит всех святых иосифо волоколамского монастыря
Иосифо-Волоцкий монастырь в селе Теряево Волоколамского района в следующем году отметит 540-летие. Древние керамические изразцы на входе, величественные башни-смотровые, единственный в России Музей Библии и Успенский собор 1696 года впечатляют не только паломников, но и туристов. Обозреватель портала «Путь-дорога» прогулялась по Иосифо-Волоцкому монастырю и узнала, почему преподобного Иосифа считают покровителем бизнесменов, где похоронен Малюта Скуратов, что скрыто в башнях, и откуда здесь так много кошек.
Покровитель бизнесменов
Иосифо-Волоцкий монастырь возник в Теряеве не случайно. Его основал преподобный Иосиф из деревни Покровское близ Волоколамска, который родился в семье землевладельцев, им и принадлежали когда-то эти земли.
Как рассказывают на экскурсии, Иосиф проникся монастырской жизнью с детства, когда в 7 лет его отдали учится грамоте в монастырь. В 20 лет он утвердился в своем решении стать монахом в Боровском монастыре, где его наставником был Пафнутий Боровский. После смерти Пафнутия он решил вернуться в родные земли и основать здесь монастырь.
По словам экскурсовода, место для обители указало чудо. Когда Иосиф отправил сюда ловчего, начался сильный ураган, ловчий спрятался под куст и вышел, лишь когда засветило солнце. Именно в этот момент молния ударила в землю – в этом месте и решили строить храм, который в 1696 году освятили в честь Успения Божьей Матери, которую расписал великий московский мастер-иконописец Дионисий.
При преподобном Иосифе монастырь был не только центром духовной культуры, но и экономически успешным предприятием. Об этом можно судить по оформлению входа в обитель и Успенского собора, которые украшают керамические изразцы «Павлинье око» работы известного мастера Степана Полубеса. Сегодня изразцы на храме нуждаются в реставрации, а на центральном входе они хорошо сохранились.
Иосиф Волоцкий считается покровителем бизнесменов, потому что он всегда считал, что церковь должна расширять свои материальные возможности, чтобы их использовать на благие цели.
Экскурсовод рассказывает, что он был не просто богословом, писателем и хорошим предпринимателем, но и лекарем, чтецом, певцом, а также проявлял себя в пекарне, валил лес, покровительствовал детям и даже кошкам.
Монастырь для детей и кошек
Первые, кто встречает посетителей на входе, – кошки. В монастыре они повсюду – в храме, в чайной, в башнях. Оказывается, котов в монастырь подкидывают посетители. С недавних пор в монастыре даже появился прислужник-повар Алексей, которые присматривает за бездомными животными: лечит их и приносит в кельи.
Кошки в монастыре – местная достопримастельность, рассказывает прихожанка. Они ласковые, их фотографируют, для них даже организовывают группу в соцсетях, через которую собирают материальную помощь для котов, которых в монастыре уже около полусотни.
Дети на территории монастыря были всегда, отмечает экскурсовод. Их приносили к стенам обители жители еще во времена Иосифа Волоцкого, так как не могли прокормить, если год выдался неурожайным.
Со временем при монастыре стал строиться скит, который здесь имел социальную направленность – там была богадельня, больница и пр. Так возле монастырских ворот открылось церковно-приходское училище, в котором сегодня располагается монастырская гостиница для паломников.
Пушки поляков и могила Скуратова
Крепостью монастырь стал к середине 16 века, когда вокруг него возвели каменную стену с башнями. За каменными стенами был еще деревянный городок, поэтому в начале 17 века монастырь выстоял во время осады польско-литовских войск.
У стен самой древней постройки в монастыре до сих пор стоят пушки, брошенные поляками как напоминание о том времени. До революции из пушек стреляли – в честь медового спаса, Крещения Руси и в день Российского государства. Это действо собирало сотни паломников.
За Успенским собором находится монастырский некрополь. Здесь можно увидеть могильные плиты Натальи Гончаровой, ее племянника, а также тещи Пушкина, Шереметьевых, митрополита Московского Даниила, волоцких князей и др.
Но туристы больше всего интересуются могилой Малюты Скуратова, рассказывают на экскурсии. Его надгробие находится за пределами некрополя и отделено от основной части могил дорожкой. Любимец Ивана Грозного похоронен у старого входа в Трапезную палату. Иосифо-Волоцкий монастырь для захоронения выбран не случайно: именно здесь иноком был отец Малюты, его брат и сын тоже погребены здесь.
Самая древняя церковь и чудо-дерево
Историкам и культурологам будет интересна самая древняя постройка, которая сохранилась со времен Иосифа – Храм Богоявления с Трапезной палатой. Он был возведен в 1506 году как трапезная, много раз перестраивался, а с 1686 года превратился в храм по причине секуляризации.
С 2004 года храм находится на реставрации.
Когда-то в первом ярусе храма находилась кухня, из которой снизу на специальном лифте подавали готовые блюда для братии. Трапеза была строго один раз в день по вечерам. Подавались два или три блюда, из которых монахи могли съесть только одно. Пищу вкушали молча, с молитвой. После трапезы запрещалось не только есть и пить, но и разговаривать.
После перестройки трапезной в 17 веке на пол были положены чугунные плиты, которые сохранились по сей день, а стены были расписаны, но это великолепие погибло после революции.
В советское время здесь находился музей. Эту традицию хотят сохранить, и в нижней части храма открыть картинную галерею с собраниями картин владыки Питирима – митрополита Волоколамского и Юрьевского, который возглавлял издательский отдел Московской Патриархии и был известен в интеллектуальных и музыкальных кругах столицы.
Возле трапезной церкви можно увидеть еще одно чудо – дуб, который не сбрасывает листья на зиму. По словам экскурсовода, он стоит с листьями до апреля, что противоречит законам природы, так как еще на уроках природоведения учат, что если дерево не сбросит листья на зиму, то оно погибнет, а здесь живет.
«Пропавшая» колокольня и башня-пекарня
До Великой Отечественной войны на территории монастыря находилась 10-ярусная колокольня высотой 75 метров, которая была выдающимся сооружением своего времени. Но ее взорвали в 1941 году, так как боялись обрушения. Дело в том, что уже к 19 веку здание началось наклоняться. Сегодня многие архитекторы говорят о том, что памятник архитектуры можно было спасти. На территории монастыря сохранился лишь фундамент колокольни.
Большинство паломников посещают монастырь, чтобы поклониться мощам Иосифа Волоцкого, которые хранятся в Успенском соборе, и чудотворной иконе Волоколамской Божией Матери, список которой находится здесь же. Подлинник иконы был вывезен из обители в 1954 году и находится в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева.
С другой стороны – водонапорная башня, а рядом с собором – башня, в которую когда-то был заточен Максим Грек. В 1525 году его обвинили в ереси, за что он был сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь, а ныне причислен к лику святых. В одной из башен монастыря находится его икона, которая мироточит, рассказывает экскурсовод.
Теряево. Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь.
Храмы монастыря:
Другие постройки и объекты:
5. Братский корпус с гостиницей (1910 г.)
6. Медовый амбар (нач. XX в.)
7. Старый келарский корпус (1808 г.; 1915 г.)
8. Малый певческий корпус (1808 г.)
9. Казначейский корпус (кон. XIX в.)
10. Настоятельский корпус (1785-1787 гг.)
11. Восточный (старый) братский корпус (1865 г.)
12. Часовня-сень
13. Баня (1900 г.)
14. Хозяйственная постройка (1990-е гг.)
15. Ограда (1677-1688 гг.)
16. Германова башня (1677-1688 гг.) с часовнею Максима Грека
17. Кузнечная башня (1677-1688 гг.)
18. Никольская башня (кон. XVIII в.)
19. Часовая башня (1677 г.)
20. Воскресенская башня (1677-1688 гг.)
21. Петровская башня (1680 г.)
22. Старицкая башня (1681 г.)
23. Некрополь
24. Крест-памятник митрополиту Питириму и волоколамским архиереям (2004 г.)
25. Мемориал Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
26. Памятник Иосифу Волоцкому (2009 г.)
27. оз. Подстенное
28. Иосифовский пруд
Скиты монастыря:
Подворья монастыря:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Основан преподобным Иосифом Волоцким в 1479 на земле удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого во имя Успения Божия Матери. Первоначально состоял в юрисдикции Новгородского митрополита, позже вошел в Московскую митрополию. Деревянный Успенский храм возведен в августе 1479, первый каменный собор построен при жизни преподобного Иосифа в 1485. Игумен Иосиф ввел в монастыре общежительный Студийский Устав. Во время польско-литовской интервенции в 1611 монастырь подвергся разорению, хотя мощные крепостные стены обители выдержали многодневную осаду войск гетмана Рожинского. В 15-16 вв. при Успенском монастыре в Волоколамском уезде существовали так называемые малые монастырьки: богорадный Введенский Спировский (в селе Спирово), устроенный для погребения неизвестных странников, которых поминали в родительские субботы «Бога ради», и Никольский Черленковский (в селе Черленково). В 16-17 вв. Иосифов монастырь использовался как тюрьма для видных русских государственных деятелей и опальных иерархов Русской Православной Церкви. В начале 17 в. здесь содержался низложенный царь Василий IV Шуйский, преподобный Максим Грек и его сотрудники провели здесь в заточении 12 лет, сюда был заключен сведенный с престола московский митрополит Даниил, пребывали в заточении до казни Матвей Башкин и Василий Курицын. Во время военных действий в начале 17 в. здесь содержались польские военнопленные, в кампанию 1812 пленные французы. С 1777 по 1823 в монастыре существовала школа для детей духовного звания.
До 1762 Успенский Иосифов монастырь был одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Ему принадлежали многие села, деревни и пустоши. После секуляризации церковных владений в составе земельной собственности Иосифова монастыря числилось 210 десятин 1301 сажень в Волоколамском и Клинском уездах, а также земля под подворьями в Москве на Ильинской улице и Большой Дмитровке. В 1913 монастырь приобрел дополнительно 240 десятин лесной и луговой земли. В Успенском Иосифове монастыре по приглашению преподобного Иосифа работал иконописец Дионисий с сыновьями; в древних монастырских описях упоминались иконы Андрея Рублева. Большую известность в окрестностях Волоколамска имел крестный ход, совершаемый в 6-е воскресение по Пасхе из Волоколамска в Иосифов монастырь с чудотворной иконой святителя Николая на сретение с древним образом преподобного Иосифа (в память чудесного избавления Волоколамской земли от чумы в 1771 молитвами Иосифа Волоцкого). Монастырь обладал замечательной ризницей, библиотекой с древними рукописями, ценным поместно-вотчинным архивом 15-19 вв. Собрание документов монастырского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (ф.1192). По штату в монастыре состояли: архимандрит, 18 монахов, 32 послушника.
В 1920-22 монастырь был закрыт и преобразован в музей (Музейный отдел МОНО Главнауки), затем на его территории располагался детский дом. Передан Русской православной церкви в 1990, в обители возобновлен мужской монастырь, ведутся реставрационные работы, организован церковный музей Библии. Наместником обители до конца своих дней состоял известный православный богослов и церковный археолог архимандрит Иннокентий (Просвирнин).
Из святынь монастыря были особенно примечательны: Владимирская икона Божией Матери в местном ярусе главного иконостаса собора; Смоленская Одигитрия (моленный образ преподобного Иосифа Волоцкого) в нижнем Иосифовском храме; икона Черниговской Божией Матери в приделе Рождества Богородицы; напрестольные кресты с мощами второй половины 17 в.; драгоценная плащаница 1558, пожертвованная удельным князем Владимиром Андреевичем Старицким и его матерью княгиней Ефросиньей.
Основатель монастыря преподобный Иосиф, почивший в 1515, в 1578 был причислен к лику святых. Его мощи почивают под спудом в Успенском соборном храме; на южной стене нижней церкви во имя преподобного Иосифа над мощами святого была устроена специальная драгоценная рака с сенью. В нижней церкви собора находились белокаменные гробницы волоколамских князей, митрополита Московского Даниила, архиепископа Новгородского Феодосия, епископов постриженников Иосифова монастыря Иеремии, Лаврентия, Саввы и Нифонта. На территории Иосифова монастыря были похоронены Скурат Бельский и его сын, любимец царя Ивана Грозного, Малюта Скуратов. На монастырском кладбище покоились многие благотворители помещики Волоколамского уезда Московской губернии Шаховские, Безобразовы, Голицыны, Муравьевы, теща А. С. Пушкина помещица села Ярополец Наталья Ивановна Гончарова.
За монастырской оградой на месте колодца, вырытого, по преданию, преподобным Иосифом, находился скит с храмом Всех Святых (1856-60), при котором находились больница и богадельня. Для приезжающих паломников к юго-западу от монастыря в 1865 была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Монастырь располагался на трех прудах: большом, среднем и малом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) был пострижен в монахи прп. Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 г. вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского кн. Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования.
Иосиф Волоцкий участвовал в церковных соборах 1490, 1503, 1504 гг., осуждал ересь «жидовствующих», был главой партии «осифлян», отстаивав ших в спорах с «нестяжателями» право монастырей владеть землями и богатствами на том основании, что они необходимы инокам, чтобы служить бедным. Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. Например, когда сын кн. Бориса Иоанн умер без покаяния, Иосиф своею молитвой оживил его, исповедал и причастил, чтобы тот отошел в мир иной как подобает христианину. Наследник и сын Бориса, похороненного в монастыре, кн. Феодор, притеснял монастырь в течение 10 лет. Потеряв терпение, Иосиф Волоцкий, нарушая феодальный суверенитет, «передался под руку» вел. кн. московского Иоанна Васильевича. Феодор пожаловался новгородскому архиеп. Серапиону в чьей юрисдикции находился Иосифов монастырь, и тот отлучил преподобного от церкви! Но Московский митр. Симон разрешил Иосифа от неправедного отлучения. Преподобный, которого в последние годы на руках носили в церковь, умер в 1515 г. В 1591-м его причислили к лику святых.
В начале XX в. в монастыре было 5 храмов, неподалеку действовал скит Всех святых с «колодезем Иосифа Волоцкого». Жила обитель по древнему Студийскому уставу, управлял ею архимандрит. При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, богадельня, больница, церковно-приходская школа. Ежегодно совершалось 4 крестных хода.
Иосифо-Волоколамский мужской монастырь возрожден в мае 1989 г. В 1999 г. стал ставропигиальным.
Текст статьи из книги «МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Справочник-путеводитель.» Выпуск 1. Изд. Моск. Патриархии. 2001 г.
В годы Великой Отечественной войны многие здания монастыря пострадали от варварства немцев. Взорвана многоярусная колокольня 15-17 веков, имевшая для ансамбля важное композиционное значение. Уцелело лишь основание восьмигранного столпа постройки 1490 года. Восстановление монастырских сооружений начато в 1956 году.
От настоятельского корпуса 17 века, помещавшегося справа от ворот, осталась лишь небольшая часть. В основном корпус капитально перестроен в конце 18 века.
Источник: Подъяпольская Е.Н. «Памятники архитектуры Московской области». 1975
Как центр иосифлянства, Иосифо-Волоцкий монастырь играл важную роль в противостоянии нестяжателям, борьбе с ересями, был местом ссылки видных государственных деятелей и опальных иерархов Русской церкви. Преподобный Максим Грек и его сотрудники по ложному обвинению провели в заточении в обители 12 лет. В Иосифо-Волоцком монастыре были заключены низложенный царь Василий Иванович Шуйский, высланный из Москвы митрополит Даниил, М.С. Башкин, князь-инок Вассиан Косой (Патрикеев), польские (1612 год) и французские (1812 год) военнопленные. В Иосифо-Волоцком монастыре похоронены митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий, иконописец и собиратель книг Дионисий Звенигородский (умер в 1538 году), Г.Л. Скуратов-Бельский, князья Волоцкие, Шаховские, а также Безобразовы, Ржевские, Муравьёвы, Тютчевы, Кутузовы.
Имел важное оборонительное значение на северных подступах к Москве. В 1606 году был осаждён в ходе Болотникова восстания 1606-1607 годов, в 1610 году захвачен и разграблен гетманом князем Романом Ружинским (1575-1610 годы), освобождён русско-шведскими войсками во главе с воеводами Г.Л. Валуевым и Э. Горном. С середины XVII века восстановлен.
Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Происходил Иосиф из дворянской семьи, мужчины в которой находились на службе у удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого, родного брата великого великого князя Московского Ивана III. Отец Ивана Санина владел селом Язвищи, что рядом с Волоком Ламским. Ещё будучи совсем юным, Иван Санин первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество все три его брата и отец. С восьми лет он учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре. Около 1459 года в возрасте около 20 лет вместе с товарищем Борисом Кутузовым, из того же сословия, решили принять монашество. Иван Санин сначала отправился в Савватьеву пустынь, что под Тверью, но быстро покинул её и удалился в Боровск, в обитель Пафнутия Боровского, отличавшуюся своим богатством и знаменитостью, где и прожил 18 лет под присмотром самого прп. Пафнутия. В 1459 году прп. Пафнутий постригает Иоанна Санина в монахи с именем Иосиф. В 1477 году, умирая, Пафнутий назначает преемником именно своего любимого ученика Иосифа. Здесь Иосиф пытался ввести общежительный устав, но встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и два года странствовал по русским монастырям в сопровождении старца Герасима Чёрного. Недовольный жизнью и обустройству обителей, в которых побывал, Иосиф вернулся в Боровский Пафнутьев монастырь с целью совершенствования обители по примеру Кирилло-Белозёрского монастыря. Братия встретила его настороженно и просила у великого князя Московского Ивана III другого игумена, но тот инокам тогда отказал. Тогда Иосиф, видя не приветливых братьев по вере, уходит снова в Волоцкие земли, к себе, на малую родину. Волоцкий князь Борис Васильевич с радостью принял его и дал ему землю под монастырь в двадцати верстах от города, а позже обеспечил строящийся монастырь рабочей силой, стройматериалами и обещал поддерживать иноков запасами из собственной житницы.
Существует легенда, что в 1479 году, ища подходящее место для будущей обители, обозначенную волоцким князем, Иосиф зашёл в болотистую местность, где существовала лесная чаща. Пока стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг сгустились грозовые тучи и ударила молния. Иосиф решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг. Вот так и было найдено то место, где и был выстроен заботливыми руками прп. Иосифа и примкнувших к нему неравнодушных последователей его учения иноков красавец монастырь прп. Иосифа Волоцкого. В самой чаще у родника преподобный поставил деревянную келью, а потом срубил и часовенку. Позже на этом месте был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (1479-1486). Но это уже совсем другая история.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №28, ООО «Де Агостини», 2009
Старицкая башня ансамбля Иосифо-Волоцкого монастыря
Юго-западная угловая Старицкая башня, построенная в 1681 г., отличается от других более строгим, аскетическим обликом, имеет 24-гранный цилиндрический нижний ярус. Каменный шатер Старицкой башни ниже, чем у других башен ограды, поэтому она кажется более приземистой. Башня меньше украшена, но её формы и пропорции, отдельные детали ее убранства исполнены особого благородства. Они выделяется контрастным сопоставлением тяжелой нижней части и легкого островерхого шатра. Из-за обилия граней основание башни кажется почти цилиндрическим. Вместе с тем кирпичные столбы, помещенные в нижнем ярусе, на ребрах, акцентируют её граненность.
Четыре тонких кирпичных пояса, три из которых оживлены муравлеными изразцами, охватывают основание. Круглые бойницы среднего боя обрамлены килевидными наличниками, что делает их похожими на теремные окна, лишая облик башни воинственной суровости. Имевшие ранее функциональное, фортификационное назначение, элементы превращаются в конце XVII в. в изящные орнаментальные детали декоративного убранства.
В 2013 г. проведены ремонтно-реставрационные работы – воссоздание оконных и дверных заполнений, сплошная обмазка стен и сводов специальным раствором, реставрация белокаменных поверхностей мастикой, путем устройства вставок, консервационные работы белокаменной поверхности, реставрация поверхности кирпичной кладки, реставрация методом ковки с последующей окраской декоративных решеток, монтаж балок перекрытия с их огнезащитной обработкой.
Также выполнено устройство дощатых покрытий с последующей отделкой, изоляция покрытий и перекрытий, подшивка потолков досками, устройство деревянных перегородок с утеплителем с последующей окраской, устройство винтовой лестницы с последующей отделкой, установка люков в перекрытиях.
Выполнены электромонтажные работы – установка электрооборудования, прокладывание проводов, установка розеток, ответвительных коробок, выключателей, установка светильников, конвектора, пуско-наладочные работы.
Прогулка в Иосифо-Волоцкий монастырь: где снимали кино и каялись опричники
При въезде в село Теряево Волоколамского района, над гладью трех огромных прудов величественно возвышаются древние стены Иосифо-Волоцкого Свято-Успенского монастыря. В 1479 году его основал преподобный Иосиф. Этот архитектурный ансамбль числится в списке самых красивых в России и привлекает туристов и паломников. Здесь можно не только полюбоваться древней красотой, но и узнать много интересного из российской истории.
Иосифо-Волоцкая обитель
Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) жил в конце XV- начале XVI веков. Родился в деревне Язвищи недалеко от Волоколамска. В 20 лет решил стать монахом. Его духовным наставником был Пафнутий Боровский. В Боровском монастыре Иоанна постригли в монахи с именем Иосиф. После смерти Пафнутия молодой монах прибыл со своими подвижниками на родную волоколамскую землю, чтобы основать здесь монастырь. По
легенде, во время поисков места для обители налетел сильный ветер, повалил лес, загремел гром, словно с неба одобрены были выбранные земли.
Монастырь быстро стал экономически процветающим. Сюда стекались большие денежные средства. Вклады делали царские особы. И в 1484 году вместо деревянной церкви в монастыре построили каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ее расписал знаменитый живописец Дионисий. Сейчас на месте этой церкви возвышается величественный Успенский собор. Его фасад украшен изразцовым фризом «Павлинье око» работы белорусского мастера Степана Полубеса. А роспись интерьера сделана в 1904 году палехскими мастерами по эскизам московского художника и архитектора Ивана Кузнецова.
Монастырь был культурным и хозяйственным центром, и особое внимание оказывал ему царь Иван Грозный, неоднократно здесь бывавший.
Каменная стена вокруг монастыря с девятью башнями была возведена в 1543 – 1566 гг. С тех пор обитель стала мощной крепостью. В начале XVII века эти стены выдержали осаду польско-литовских войск. Уникальная монастырская колокольня XV – XVII веков была взорвана в ноябре 1941 года.
Монастырь, основанный преподобным Иосифом Волоцким, ставропигиальный, то есть его святейшим игуменом является Патриарх Московский всея Руси Кирилл. Наместник патриарха – архимандрит Сергий.
Покровитель предпринимателей
В 2009 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла преподобный Иосиф, игумен Волоцкий был объявлен небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования. Дело в том, что Иосиф Волоцкий достиг больших успехов на деловом поприще. Он считал, что церковь должна расширять свои хозяйственные, материальные возможности, чтобы использовать их на благие цели.
При этом Иосиф не только руководил монахами, организовывал экономику обители, но и сам трудился наравне со всеми. Как сообщает его житие, он «был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил». И внешне ничем не отличался от других – носил простое рубище, лапти. Раньше всех приходил в храм, пел на клиросе вместе с остальными хористами, проповедовал, молился, из церкви выходил последним.
Опыт Иосифа Волоцкого стал примером для многих русских монастырей. Устав преподобного Иосифа стал одним из самых строгих иноческих уставов.
Современником Иосифа был другой замечательный монах Нил Сорский. Его учение называли нестяжательством. Многие считали, что Нил призывает монахов отречься от всего мирского, в том числе и хозяйствования, и сосредоточиться на молитве. И таким вот образом противопоставили друг другу преподобных Иосифа и Нила. А последователей их называли «иосифляне» и «нестяжатели». Но противопоставление это теперь видится искусственным. Оба они – и Иосиф, и Нил – прославлены нашей церковью как святые. Их учения друг друга дополняют. Молитва успешному хозяйствованию не помеха. А «стяжатель» и «успешный бизнесмен» вовсе не синонимы. Кстати, сам Иосиф Волоцкий высоко ценил духовный опыт Нила Сорского, даже посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы.
Музей Библии
Преподобный Иосиф был ярым борцом с ересью, которая появилась в Новгороде во второй половине XV века и основывалась на идеях иудаизма и только что появившегося в Европе протестантизма. Московский Собор в 1504 году приговорил к смертной казни наиболее активных еретиков. Преподобный Иосиф написал 16 «слов», обличающих ересь. Позднее они были собраны под одной обложкой. Книга получила название «Просветитель». Считается, что это первое оригинальное богословское сочинение на Руси.
Туристам об этом подробно расскажут в музее Библии, который начал создавать при монастыре митрополит Волоколамский Питирим. В основу экспозиции легли книги из его личной библиотеки. Сейчас научным руководителем музея является Ирина Васильевна Поздеева, профессор исторического факультета МГУ, выпускница местной школы.
Как Малюта Скуратов грехи замаливал
В Успенском соборе можно поклониться Чудотворной иконе Волоколамской Божией Матери (день почитания 16 марта). Она была написана в 1572 году по повелению самого знаменитого опричника Малюты Скуратова, сподвижника Ивана Грозного, который, желая искупить свои грехи, передал светлый образ в Иосифо-Волоцкий монастырь. Легенда рассказывает, что подарок Малюты, прибыв в монастырь, сотворил чудо. От него исцелился дьяк Петр, слуга Скуратова.
Икона является списком с иконы Владимирской Божией Матери. Подлинник был вывезен из обители в 1954 году и находится в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева. В 2007 году в Иосифо-Волоцкий монастырь привезли копию древнего образа, написанную московским иконописцем С. И. Фоминым и освященную у древней иконы.
Согласно монастырскому описанию 1903 года, «вне церкви на открытой монастырской площади погребен любимец царя Иоанна IV Малюта Скуратов». Здесь же похоронен и его отец. Также на монастырском кладбище можно увидеть могильные плиты Шереметьевых, Безобразовых, Гончаровых. Наталья Ивановна Гончарова, теща Пушкина, тоже покоится здесь. Точное место мы не знаем. Гончаровы часто приезжали в монастырь молиться. Наталья Ивановна была активной прихожанкой монастырских храмов.
Святые старцы
В монастыре когда-то был некрополь, который находился под церковью Успения, которая стояла на месте нынешнего Успенского собора до 1688 года. В 2000-2001 году в ходе реставрационных работ в храме был исследован и некрополь, и подняты восемь захоронений. Среди них оказались мощи преподобного Иосифа Волоцкого. Они с 2003 года покоятся в позолоченной раке в Успенском соборе. Старцы монастыря Кассиан Босой, Фотий, Герасим Черный возведены в лик святых.
А весной 2012 года в Германовой башне открыта часовня в честь преподобного Максима Грека. Он был узником монастыря в 1525 – 1531 годах. Его заточили после Собора, на котором обвинили в порче церковных книг. Здесь Максим Грек провел шесть тяжелых лет. Был лишен права заниматься литературным трудом и с кем-либо общаться. В 1531 году пленника перевели в Тверь, потом в Троице-Сергиеву Лавру. На территории Лавры он и похоронен.
Советские власти закрыли монастырь в 1922 году. На его территории организовали детский городок, куда привозили воспитанников из московских детских домов. Здесь разместилась и местная средняя школа. Ее директор, преподаватель истории Алексей Иванович Соколов создал замечательный школьный музей. Дети под его руководством вели большую краеведческую работу по истории обители Иосифа Волоцкого.
В годы Великой Отечественной войны в ее стенах размещался военный госпиталь. Сейчас действует большая программа по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря.
Где князь Болконский играл в футбол
Многие жители Волоколамского района участвовали в съемках массовых сцен. Местные жители помнят, как в перерыве между съёмками артисты играли с местными мальчишками в футбол. Особенно любил погонять мяч Вячеслав Тихонов, исполнитель роли Андрея Болконского.
Ирина Скобцева, народная артистка СССР, президент кинофестиваля «Волоколамский рубеж», вспоминает: «В жизни каждого человека есть что-то очень дорогое, очень любимое, к чему он относится с трепетом. С большой любовью и большим трепетом я отношусь к волоколамской земле. Здесь я прожила самые счастливые времена творческой биографии вместе со своей семьей – Сергеевичем Фёдоровичем Бондарчуком и нашими детьми. Под Волоколамском мы снимали картину «Война и мир». Потом я приезжала сюда в Иосифо-Волоцкий монастырь к митрополиту Питириму. Когда я приезжаю в эту обитель, душа обретает покой и гармонию».
Как доехать:
— с Рижского вокзала Москвы до станции Чисмена, далее на автобусах № 23, 307, 80 до села Теряево (автобусы ходят каждый час);
— от автостанции у метро «Тушинская» (выход из первого вагона) на автобусах № 307, 464, 961, 964 до Волоколамска (ехать около 2 часов), далее от автовокзала на автобусе № 23 до села Теряево (около часа, автобус ходит раз в два часа).
— на автомобиле из Москвы по Новорижскому шоссе поворот направо на 98-м км к станции Чисмена, далее поворот на Теряево.
Паломнический центр Иосифо-Волоцкого монастыря:
Волоколамский район, село Теряево, Иосифо-Волоцкий монастырь
Телефон: (985) 779-55-65.
Татьяна Булкина
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»