скит монастыря что это

Скитничество

Скитничество как форма монашеской жизни.

По-коптски слово Schiet (шиит, в латинском произношении скеф, скиф или скит) означает «большая пространная равнина». Так называлась пустыня в северо-западной части Египта в 30 верстах к югу от Александрии, где спасалось много отшельников. С греческого слово «скитос» переводится как кожа, так как христиане-отшельники в египетских пустынях укрывались «шкурами зверей и устраивали жилища из шкур животных».

Там живут только мужи, уже усовершенствовавшиеся в духовной жизни. Кто ж иначе может жить в таком страшном месте, кроме людей, обладающих бесповоротной решимостью и совершенным воздержанием? Но живут все между собою во взаимной любви, и с сердечным радушием принимают, кто бы к ним ни пришел». На время Великого поста в Скит приходили подвижники из других монастырей и проводили строгое время поста в более тяжелых для себя условиях. Кроме преподобного Макария Египетского, среди подвижников Скита известны преподобные Пимен, Исайя, Пафнутий, Сисой, Моисей Мурин, Иоанн, Арсений и другие. О жизни и подвигах скитских старцев повествует Скитский патерик.

В первоначальных египетских скитах III-IV вв. не наблюдалось той классической зависимости скитов от монастырей, которая станет господствующей в следующую эпоху. Но уже сложились те три формы иночества, которые сохранились и по сей день. Это общежительное монашество (кино-вия), отшельничество (анахоретство), и скитничество. В первом случае иноки живут в монастыре под началом игумена, подчиняясь единым правилам (уставу), исполняя различные послушания. Анахореты спасаются в одиночестве. Поселения анахоретов составляют скиты. Скитничество обычно характеризуется как средняя форма подвижничества между общежитием и уединенным отшельничеством. Если преподобный Антоний Великий считается отцом пустынников и скитников, то его современник преподобный Пахомий Великий становится основоположником общежительного монашества.

Из Египта монашество, а вместе с ним и скитничество, распространилось по всему христианскому миру. Преподобный Савва Освященный, небесный покровитель преподобного Саввы Сторожевского, основал в Палестине семь монастырей (скитов), позже назвавшихся Лаврой. В переводе слово «Лавра» означает узкий проход, улица, и является палестинским названием скита. В связи с мусульманскими завоеваниями VII в. угасает иночество в Египте, Палестине, Сирии, но пышным цветом расцветает православное монашество на территории Византийской империи. Для нас особенно дорога связь русского иночества с Афонскими монастырями и скитами, которая была установлена отцом русского монашества преподобным Антонием Печерским и не прекращается и по сей день.

В основном Скитский устав был распространен в небольших монастырях русского севера. На Руси скитом называлось собрание келий в уединенном месте, обычно с небольшим храмом, возникшее на земле какого-либо монастыря, для подвижников более строгой жизни. На примере Анзерского скита на Северном море (XVII в.) можно проследить историю возникновения типичной скитской обители.

Обычно из монастыря выходил подвижник, чтобы вести жизнь отшельническую, и удалялся в уединенное место. В дальнейшем к нему приходили другие любители пустынной жизни, и по прошествии некоторого времени возникал скит. Как правило, скит, основанный выходцем определенного монастыря, создавался на монастырской земле, поэтому обычно скит считался как бы частью монастыря-митрополии, в очень редких случаях обретая полную самостоятельность. Анзерский скит, основанный иноком Соловецкого монастыря преподобным Елеазаром, со временем стал независим от монастыря, причем сначала это обстоятельство вызвало сильное недовольство Соловецкой братии. Преподобный Елеазар «установил для сподвижников древний чин скитского жития по примеру святых отец. Кельи безмолвных пустынников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером и накануне праздников собирались они для общей молитвы, в которой проводили всю ночь и следующий день. Совершив праздничное или воскресное пение, расходились по кельям для богомыслия. Молитва, песнопение, пост и ручной труд по силам составляли их обычное занятие; о душевных помыслах и искушениях, нападающих на них, они открывали преподобному старцу, как опытному своему наставнику и пользовались от него духовными советами».

В молдавских монастырях, находившихся под руководством преподобного Паисия Величковского, был введен Афонский устав и воспитаны подвижники, впоследствии воскресившие традиции строгого общежительного и скитнического иночества на русской почве. Скитничество, а вместе с ним и старчество отчасти возникли как ответ монашества на положительные перемены в жизни Русской Православной Церкви. Именно этот подъем конца XVIII в. дал впоследствии такие имена как преподобный Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни и Глинской пустыни, святители Филарет (Дроздов), Игнатий (Брянчанинов), Феофан (Вышенский) и многие другие. В XIX столетии возрождаются ранее закрытые монастыри, появляются новые обители, число монахов и послушников постоянно возрастает. На невиданный доселе высокий уровень поднимается состояние духовного образования, миссионерской и благотворительной деятельности Церкви.

«Ты должен знать, мой возлюбленный друг, что Святой Дух через св. отцов разделил монашескую жизнь на три вида, а именно: отшельничество в одиночку, совместное житие двух-трех братии и общее житие.

Отшельничество надо так понимать: вдалеке от людей, в пустыне проводят отшельники свою жизнь, заботясь лишь о спасении своей души, заботы же о питании, одежде и другие земные нужды предоставляют Божьему Провидению, крепко держась веры в Единого Бога, потому что только Он есть помощь и утешение в этом мире.

Житие вместе с одним или двумя братиями нужно представлять так: старший, старец, опытный в Священном Писании, живет отдельно и имеет одного или двух учеников, находящихся у него в полном послушании и повиновении, душой и телом.

Во всех трех видах монашества, поскольку они установлены Святым Духом, благоугодили Богу многие святые отцы, просиявшие духовными дарованиями, как солнце. И для всех трех видов монашеского жития находят отцы основание в Священном Писании.

Говоря о первом виде, то есть об отшельничестве, они показывают высоту этого жития, но также и многочисленные искушения, с ним связанные.

Житие вместе с одним или двумя братиями отцы хвалят, называют его «царским путем» и применяют к нему следующие слова Священного Писания: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20).

Для общего, киновийного жития отцы приводят следующее место Священного Писания: Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе! (Пс. 132. 1).

Хотя монашеская жизнь бывает трех видов, но св. Иоанн Лествичник советует тем, кто из мира вступает в монашество, не уклоняться ни налево, ни направо, но идти царским путем. Это означает, что не надо удаляться в пустыню, которая требует ангельской силы. Так же советуют и другие отцы».

В России большинство православных скитов возникает в XIX веке. Русское скитничество синодального периода наследовало древние восточно-православные традиции этого вида монашества, хотя в новых исторических условиях на русской почве скитничество приобретает некоторые особенности. В первую очередь это касается административно-хозяйственного устройства русских скитов. Обычно скиты появлялись при монастырях первого класса для иноков более строгой подвижнической жизни, в основном для схимников. Поблизости от монастыря могли находиться не один, а несколько скитов, как, например, Гефсиманский скит и Параклит близ Троице-Сергиевой лавры. Связи скитов со своими монастырями были духовными, историческими, административными, хозяйственными.

Управлялись скиты настоятелем монастыря, который из числа скитской братии назначал игумена или благочинного, в обязанности которого входило наблюдение за правильным ведением богослужения, соблюдением устава, но вопросы административно-хозяйственные решал настоятель монастыря. Собственность скита рассматривалась как общее монастырское имущество. Обычно от монастыря скитники получали все необходимое: продукты, одежду. Если в скиту не было своей церкви, на праздники братия ходила в монастырь. Скит с церковью представлял собой как бы небольшой монастырь, но зависящий от настоятеля основного, более крупного монастыря. В этом смысле положение скитов можно сравнить с приписными монастырями досекуляризационного периода. Но это сравнение внешнее, т. к. роль скитов в корне отличалась от значения приписных монастырей.

Источник

Скит монастыря что это

скит монастыря что это. Смотреть фото скит монастыря что это. Смотреть картинку скит монастыря что это. Картинка про скит монастыря что это. Фото скит монастыря что это

скит монастыря что это. Смотреть фото скит монастыря что это. Смотреть картинку скит монастыря что это. Картинка про скит монастыря что это. Фото скит монастыря что это

Скит (греч. Σκήτη ) — в христианстве уединённое жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре. Название происходит от Скитской пусты́ни — места первоначального распространения монашества. [1]

Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами.

В старообрядчестве скитом может называться как маленький монастырь, так и поселение монастырского типа (например, Комаровский скит).

На Святой Горе Афон скитом, как правило, называют небольшой монашеский посёлок, состоящий из отдельных калив и подчинённый какому-либо монастырю. Существуют также общежительные скиты, которые в действительности ничем не отличаются от монастырей, кроме подчинения одному из них (например, cкит Продром). [2]

Примечания

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Скит» в других словарях:

СКИТ — СКИТ суперкомпьютерный вычислительный комплекс Института кибернетики им. В. М. Глушкова НАН Украины. Проект первого суперкомпьютера СКИТ был разработан в 2002 году совместно с компанией «Юстар». Суперкомпьютер СКИТ состоит из трёх … Википедия

СКИТ — СКИТ, скиток муж. пустынь, общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями. Раскольничьи монастыри зовутся скитами; строились втихомолку, исподволь, и состоят из хороших, отдельных изб, о многих покоях,… … Толковый словарь Даля

СКИТ — (вероятно от греч. skytos кожа, потому что первоначально подвижники не имели домов, а жили под кожаными прикрытиями из шкур диких зверей). Отдаленные келии для одиноких отшельников при больш. монастырях. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

скит — а; предл. о ските, в скиту; м. 1. В православных монастырях: жилище монаха отшельника, расположенное в некотором отдалении от монастыря. Подземные скиты. Скиты монахов отшельников. Монахи жили в скитах. 2. Старообрядческий монастырь или поселение … Энциклопедический словарь

СКИТ — (от греческого asketes аскет, подвижник), в христианстве жилище отшельника, самостоятельное или выделенное в монастыре уединенное жилище. Скит обычно закрыт для посещения посторонних. В старообрядчестве скитом называется любой монастырь и… … Современная энциклопедия

СКИТ — СКИТ, скита, о ските, в скиту, муж. (греч. sketos) (церк.). В православных монастырях небольшое общежитие из нескольких келий, устраивавшееся в отдалении от монастыря для монахов отшельников. || Небольшой поселок монастырского типа,… … Толковый словарь Ушакова

СКИТ — СКИТ, а, о ските, в скиту, муж. 1. Небольшой посёлок монахов отшельников в отдалении от монастыря; жилище монаха отшельника. 2. Небольшой отдельный, чаще старообрядческий, монастырь в глухой местности. | прил. скитский, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

скит — общежитие, монастырь, келья Словарь русских синонимов. скит сущ., кол во синонимов: 5 • келья (4) • монастырь … Словарь синонимов

скит — скит, а, предл. п. в скит у (монастырь) … Русский орфографический словарь

скит — СКИТ, пустынь … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Скит — (от греческого asketes – аскет, подвижник), в христианстве жилище отшельника, самостоятельное или выделенное в монастыре уединенное жилище. Скит обычно закрыт для посещения посторонних. В старообрядчестве скитом называется любой монастырь и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Монастырь, монашество

скит монастыря что это. Смотреть фото скит монастыря что это. Смотреть картинку скит монастыря что это. Картинка про скит монастыря что это. Фото скит монастыря что это

Что такое монастырь

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.скит монастыря что это. Смотреть фото скит монастыря что это. Смотреть картинку скит монастыря что это. Картинка про скит монастыря что это. Фото скит монастыря что это

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

скит монастыря что это. Смотреть фото скит монастыря что это. Смотреть картинку скит монастыря что это. Картинка про скит монастыря что это. Фото скит монастыря что это

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

скит монастыря что это. Смотреть фото скит монастыря что это. Смотреть картинку скит монастыря что это. Картинка про скит монастыря что это. Фото скит монастыря что это

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

скит монастыря что это. Смотреть фото скит монастыря что это. Смотреть картинку скит монастыря что это. Картинка про скит монастыря что это. Фото скит монастыря что это

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничествоскит монастыря что это. Смотреть фото скит монастыря что это. Смотреть картинку скит монастыря что это. Картинка про скит монастыря что это. Фото скит монастыря что это

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.скит монастыря что это. Смотреть фото скит монастыря что это. Смотреть картинку скит монастыря что это. Картинка про скит монастыря что это. Фото скит монастыря что это

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.скит монастыря что это. Смотреть фото скит монастыря что это. Смотреть картинку скит монастыря что это. Картинка про скит монастыря что это. Фото скит монастыря что это

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Фильмы о монастырях:

Мир православия. Монашество — путь к Богу

Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *