скит дивеевского монастыря умиление

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление

История

Мелявскую общину основала дивеевская блаженная Наталья Дмитриевна. При жизни она здесь ни разу не была, но присылала сюда своих послушниц, говорила, что и где следует строить. В общине жили около 60 сестер.

В советское время общину разорили, в здании бывшего храма была устроена община.

В Меляеве сохранилось полуразрушенное здание деревянного храма общины, в честь иконы Божией Матери «Умиление».

«Вот и еще вновь прозябшая ветка из Дивеевского виноградника, возделанного преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем! Этот молодой побег, искусно пересаженный рукою опытного вертоградаря на новое место, скоро освоился с местной почвой, распустился пышно и оделся густой зеленой листвой. Это — Мелявинская женская община. Храм юной общины устроен в честь иконы Божией Матери, называемой „Умиление“. Пред этой самой иконой скончался преподобный Серафим. Знаменательно то, что торжество освящения этого храма, в присутствии Дивеевских сестер и других инокинь, совершено было 13 февраля 1903 года, т. е. как раз в то время, когда вся православная Россия начала уже готовиться к великому и всенародному торжеству прославления благостнейшего Пестуна и Печальника Дивеевской обители», — писал в журнале «Русский паломник» в 1904 году священник Меляевской обители Владимир Тенищев.

Миляевский скит был передан Серафимо- Дивеевскому монастырю.

В августе 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил колокола и кресты храма в честь иконы Божией Матери «Умиление».В июле 2013 года храм был освящён Великим чином.

Источник

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы Нижегородской епархии

Становление общины

После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.

Расцвет монастыря

10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.

К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.

Закрытие и разорение

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.

В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.

Возрождение

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.

18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.

Статистика

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Храмы, архитектура

Храмы и часовни

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление
Святая Канавка в Дивеевском монастыре

Святая канавка

Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление
Святая канавка в советское время

В советское время строения и монастырское кладбище внутри Канавки были уничтожены, вал срезан, а сама Канавка засыпана, но верующие продолжали молиться на святой тропе.

С ноября 1991 года сестры во главе с игуменьей ежедневно вечером стали проходить по Канавке. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, на праздник иконы Божией Матери «Умиление» состоялся крестный ход по Святой канавке, и с тех пор в большие праздники и всю Светлую седмицу после поздней литургии крестный ход проходит по этому святому месту.

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление
Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской

Музеи

Летом 2004 года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до 1927 года.

В 2014 году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление
Архангельский скит Дивеевского монастыря

Скиты и подворья

Монастыри-скиты

Скиты

Подворья

Начальницы, игумении

Святые и святыни

Важнейшие святыни

Источники

Источник

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

В девятнадцати километрах от Арзамаса на реке Акше стоит старинное село Пушкарка. Некогда оно принадлежало помещице Елизавете Алексеевне Копьевой, которая все свое имение передала Серафимо-Понетаевскому монастырю. В Пушкарке был большой монастырский сад, и это место, где жили монашествующие, так и называлось – «Сад».

С давних времен сохранились два соединенных между собой корпуса – жилой и церковный. Сложенные из красного кирпича, они в народе были известны как «красный дом». В советское время у этого здания оказалась печальная история: его разделили на клетушки и в большую коммуналку для раскулаченных превратили не только келейный корпус, но и Иоанно-Богословский храм.

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление

По окончании богослужения игумения Сергия поблагодарила митрополита Георгия за визит, освящение храма и архиерейские молитвы о монастыре и напомнила, что именно в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» 22 декабря 1989 года в Троице-Сергиевой лавре нынешний глава Нижегородской митрополии был пострижен в монашество. Так что освящение храма в честь этого образа стало подарком правящему архиерею к 24-й годовщине его монашеского пострига.

В своем святительском слове владыка Георгий сказал: «Когда освящается храм в селе, то это очень радостно, потому что у села появляется душа. А возрождение скита в Пушкарке означает еще и появление в ней частицы Четвертого удела Божией Матери, которым является Дивеевская обитель. Пусть Покров Пресвятой Богородицы да пребудет над всеми жителями села и всего Арзамасского района».

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление

Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.

Источник

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть фото скит дивеевского монастыря умиление. Смотреть картинку скит дивеевского монастыря умиление. Картинка про скит дивеевского монастыря умиление. Фото скит дивеевского монастыря умиление

Икона «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Келейный образ Серафима Саровcкого был написан на полотне, натянутом на кипарисную доску, и представлял поясное одноличное изображение Богоматери со склоненной главой, опущенным взором и скрещенными на груди руками. В образе легко узнается его протограф-икона «Богоматери Виленской-Остробрамской». Когда и каким образом список чудотворной иконы попал к Преподобному, неизвестно. Литературные источники глухо упоминают, что отец Серафим «всегда молился перед этим образом». Представление о том, что икона сопутствовала ему на протяжении всей монашеской жизни, отражено в рисунках и литографиях со сценами жития чудотворца, на которых часто присутствует изображение иконы «Богоматери Умиление».

Житие старца сообщает, что юный Прохор Мошнин – будущий отец Серафим, приняв решение о вступлении на путь иноческой жизни, отправился из родного Курска в Киев за благословением киево-печерских старцев. Затворник Китаевой обители Досифей благословил его идти в Саровскую пустынь. Можно предположить, что холст со списком «Богоматери Виленской-Остробрамской» был принесен Прохором в Саров из Киева, так как культ этого чудотворного образа был распространен в западных областях Российской Империи, в том числе на Украине. Вступив в 1778 году в Саровскую пустынь, молодой послушник успешно занимается столярным делом, так что, возможно, будущий отец Серафим собственными руками превратил живописное полотно с изображением Богоматери в свою келейную икону, натянув холст на кипарисную доску.

В воспоминаниях современников келейная икона Серафима Саровского, которую он сам называл «Радость всех радостей», упоминается в описаниях последнего периода жизни старца, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, отец Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой. Житие старца сообщает, что «обычай его помазывать приходящих беспрепятственно оставался за ним, потому что помазанные получали врачевание». Наиболее известна история исцеления в 1815 году помещика М.В. Мантурова. Когда исцеленный бросился лобызать ноги отца Серафима, старец строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело единого Господа! Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение». Житие Серафима Саровского содержит ряд аналогичных случаев исцелений: крестьянки из Владимирской губернии – от болезни суставов, крестьянина М.Б. из села Автодеева Ардатовского уезда – от последствий жестокого удара, будущего инока Саровской пустыни Александра – от ушной болезни.

Считал ли сам отец Серафим свою икону Богоматери чудотворной? Мы не имеем подтверждений этого, несмотря на указания о глубоком почитании образа Преподобным. Старец считал: «Худо и вредно для нас желание исследовать таинства Божии, недоступные слабому уму человеческому, например, как действует благодать Божия чрез святые иконы, как она исцеляет грешных, (…) и не только тело их, но и душу».

В начале 1833 году иеромонах Серафим был найден почившим в своей келье в коленопреклоненном предстоянии перед иконой Богоматери «Умиление». Старицы Дивеевской обители вспоминали, что незадолго до своей смерти он, указывая на келейную икону, говорил дивеевским сестрам, посещавшим его: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царице Небесной». После кончины старца игумен Саровской пустыни Нифонт призвал к себе келейника отца Серафима и приказал отдать икону Богоматери «Умиление» дивеевским сестрам: «Она туда им надлежит». Сестра О.М. Климова вспоминала, как однажды отец Серафим дал ей тысячу рублей и сказал: «Это, матушка, на устройство и обзаведение у вас большой келии для Высокой Госпожи, которая будет жить у вас! Надо все приготовить для Нее». Так был построен корпус, ставший впоследствии монастырской трапезной. Слова старца разъяснились, когда принесли в это здание икону «Богоматери Умиление».

В юбилейном «Адрес-календаре Нижегородской епархии» за 1888 год в статье, посвященной Серафимо-Дивеевскому монастырю, в числе местных достопримечательностей первой названа «св. икона Умиления Божия Матери, Чудотворная, завет монастырю от старца Серафима». Однако в разделе «Святые иконы, по преимуществу чтимые в Нижегородской Епархии» Серафимова икона не указана. По-видимому, почитание образа в это время еще не выходило за пределы монастыря. Примечательно, что какие-либо упоминания о чудесах, явленных иконой «Богоматери Умиление», не содержатся даже в «Летописи Cерафимо-Дивеевского монастыря», составленной священником Л.М. Чичаговым, который в период между 1893 и 1896 годами самым тщательным образом собирал все документальные сведения и свидетельства очевидцев, связанные с историей обители; в то же время Л.М. Чичагов приводит высказывания дивеевских монахинь, называвших икону чудотворной. Вплоть до канонизации Серафима Саровского его икона «Умиление» не упоминалась в сборниках, посвященных описанию чудотворных и местночтимых Богородичных икон Русской Православной Церкви.

В 1903 году Святейший Синод постановил признать старца Серафима в лике святых и совершить торжественное открытие его мощей. 16 июля в Сарове начались торжества по случаю прославления мощей Преподобного. Очевидец, описывая крестный ход 17 июля из Дивеева в Саров, в котором участвовали монахини Дивеевского монастыря, сообщает, что они несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление»: «Когда крестный ход из Дивеева приблизился к часовне, два протоиерея вынули из кивота несенную в крестном ходу чудотворную икону Божией Матери «Умиление» и передали ее преосвященному Иннокентию, который осенил ею народ на четыре стороны».

Благодаря канонизации Преподобного, слава его келейной иконы вышла за границы Серафимо-Дивеевского монастыря. Уже в 1904 году Московский Духовно-Цензурный Комитет дозволил к печати литографию «Копия с чудотворной иконы Божией Матери Умиление», изданную в Серафимо-Дивеевском монастыре. С этого же времени икона начинает часто упоминаться как чудотворная в церковной литературе, хотя и не входит в «Месяцесловы», издаваемые по благословлению Святейшего Синода.

Вопрос о том, почему икона, чудеса которой неизвестны, а чудодейственность не была признана официальной Церковью, стала широко почитаться как чудотворная, может быть понят о помощью разъяснения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, который в 1903 году доказывал справедливость канонизации Серафима Саровского сомневающимся: «У святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не одно только тело или кости (…) Даже прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу. Так и после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и (…) чудодейственные». Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой Преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.

В Серафимо-Дивеевском монастыре отмечались местные праздники в честь иконы «Богоматери Умиление»: 28 июля – на церковный праздник в честь иконы «Богоматери Устюженской-Смоленской Одигитрии», именуемой «Умиление», и 9 декабря – на день Зачатия праведной Анны. Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы «Богоматери Умиление». До наших дней дошли два акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление». Авторство и время составления первого неизвестны, однако по некоторым указаниям в тексте можно определить, что он читался сестрами в Серафимо-Дивеевском монастыре. Второй Акафист написан около 1926 года в Нижнем Новгороде митрополитом Нижегородским – будущим Патриархом Сергием (Страгородским) в бытность его заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Оба акафиста опубликованы в книге «Угодник Божий Серафим» (т. 1. М., 1993г.)

Муромский краевед А.А. Епанчин указывает, что после закрытия Серафимо-Дивеевского монастыря икона Богоматери «Умиление» находилась в Муроме у высланных монахинь, а в 1981 году была передана представителю Патриарха протоиерею Виктору Шиповальникову и в настоящее время находится в Патриаршей резиденции в домовой Владимирской церкви.

Уже в советское время в церковные месяцесловы стал включаться день празднования в честь иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля, правда, с ошибочным указанием года прославления – 1885. Эта дата явно позаимствована у чудотворного образа «Богоматери Серафимо-Понетаевской Знамение», которая была канонизирована в 1885 году указом Святейшего Синода по ходатайству Нижегородской духовной консистории после обстоятельного расследования случаев чудесных исцелений комиссией священников в присутствии чиновника полиции и врача, с приведением к присяге исцеленных и очевидцев. Именно в сравнении с историей официального прославления иконы «Богоматери Серафимо-Понетаевской» ярко проявляется своеобразие церковного признания образа «Богоматери Серафимо-Дивеевской Умиление», которое складывалось неразрывно с культом преподобного Серафима Саровского и, в сущности, не получило самостоятельного канонического оформления.

Пока автору не удалось выяснить, когда именно празднование в честь иконы «Богоматери Серафимо-Дивеевской Умиление» было внесено в православный месяцеслов. Предположительно, это могло произойти во время управления Русской Православной Церковью митрополитом (позднее – Патриархом) Сергием (Страгородским) (1925-1944 гг.), который отвергал всякий формализм в канонических вопросах и считал, что лучшими формами церковной жизни будут те, что создаст себе сама жизнь, а задача Высшей канонической власти только убрать заметные нам препятствия и открыть для жизни возможность свободного развития.

Представляется необходимым дать некоторые разъяснения по поводу названия, иконографии и семантики дивеевского образа «Умиление». Искусствовед И.К. Языкова высказывает следующее суждение: «Термином «Умиление» иногда называют икону, которая принадлежала преподобному Серафиму Саровскому. Однако это совсем неверно. Правильное название келейной иконы преподобного Серафима «Невеста Неневестная»». В самом деле, название «Умиление» не отражает иконографического типа иконы «Богоматери Серафимо-Дивеевской». Однако, говоря о «правильности» названия образа, необходимо учитывать, что именование конкретной иконы – это скорее вопрос традиции и истории бытовании образа, чем его четкого иконографического определения. В рассматриваемом случае название «Умиление» – не термин, а историческое имя иконы. Слово «Умиление» является не вполне точным, но образным переводом греческого «Елеуса» («Милующая», «Милостивая»). В древности имя «Елеусы» служило эпитетом Богоматери и, строго говоря, к типу не относилось. Название «Елеуса» или его русский аналог «Умиление» иногда могли быть приложимы к другим иконографическим типам Богоматери, например, «Одигитрии» или «Агиосоритиссы». В широком смысле именование Серафимовой иконы «Умиление» не грешит против традиции.

На иконе «Богоматери Серафимо-Дивеевской Умиление» были воспроизведены слова древнего акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк. 1, 28). Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия – в момент «Архангельского обрадования», то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти вою келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах – семи высших духах. Преподобный заповедал называть икону Умиление – Радостью всех радостей». Предлагаемое И. К. Языковой название иконы «Невеста Неневестная», как и именование ее преподобным Серафимом «Радость всех радостей», являются декоративными эпитетами и соответствуют более общему названию – «Благовещенская», как православная традиция именует протограф Серафимовой иконы – образ «Богоматери Виленской-Остробрамской». Очевидно, что отнюдь не случайно за келейной иконой Преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого – чувство смиренья, сокрушенья, душевного участия, то есть то состояние, которое выразила Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Не исключена связь названия «Умиление» с латинским именованием одного из типов Мадонны «dell’ Umilta» – смиренная, кроткая, покорная девушка, Дева Господня.

Образ молящейся Богоматери со скрещенными на груди руками в католическом искусстве изначально не являлся самостоятельным иконографическим типом и, благодаря универсальному выражению молитвенного состояния, использовался в целом ряде различных композиций – «Благовещение», «Коронование Марии», «Непорочное Зачатие» (реже – «Рождество», «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд»), а также «Распятие», наряду с широким использованием в названных сюжетах и других типов изображений Богоматери. Образы Девы Марии со скрещенными на груди руками, являющиеся усеченными вариантами этих композиций, могут быть иконографически очень близки и при этом иметь различное содержание. Их семантика может выявляться как эмоциональной трактовкой образов, так и дополнительными атрибутами, например, наличием парного изображения архангела Гавриила или изображением раскрытой книги («Vergine Annunziata» – «Богоматерь Благовещения»), изображением полумесяца (тип Богоматери «Immaculata*», являющийся усеченным вариантом композиции «Непорочное Зачатие»), наличием парного изображения страдающего Христа или изображением мечей либо орудий Страстей Господних (разновидности типа «Mater Dolorosa» или «Addolorata» – «Скорбящая Богоматерь»).

Для обозначения типа иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской и ее протографа – образа Богоматери Виленской-Остробрамской в системе поздней православной иконографии представляется возможным воспользоваться уже сложившимся названием – «Благовещенская». К типу «Богоматери Благовещенской», по нашему мнению, можно отнести и позднюю православную икону Богоматери Калужской, тоже генетически связанную с западной иконографией Благовещения. Несмотря на иконографические различия, эти образы содержательно близки, являя Богоматерь в разные моменты сцены «Благовещения».

Н. Бахарева, г. Нижний Новгород

Уваровские чтения-III. Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность / Материалы научной конференции, посвященной 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря. 17-19 апреля 1996 года. Муром, 2001 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *