скит данилова монастыря в рязанской области
Начало
Когда в мае 1983 года Православной Церкви был возвращен Данилов монастырь, а вскоре после этого, в стране с официально провозглашенной атеистической идеологией, на государственном уровне было принято решение широко праздновать Тысячелетие Крещения Руси, во многих душах поселилась надежда на возрождение полноценной духовной жизни. Священный Синод Московского Патриархата, образовал Юбилейную комиссию еще раньше, в 1980 году, за восемь лет до самой исторической даты. Церковное празднование было естественным, само собой разумеющимся. В условиях отделения церковной жизни от государства, советская власть в поздний период своей истории относилась к Церкви довольно лояльно. Однако, отношение коммунистического государства к великому историческому событию, определившему тысячелетний судьбоносный выбор нашего народа не было предопределено из-за характера советской власти, которая совершала разнообразные зигзаги на своем историческом пути. Возвращение Свято-Данилова монастыря Церкви вполне могло стать единичной акцией. Но, как выяснилось позднее, стало шагом к воссоединению народа с его Историей. (А история нашего Отечества, по сути совпадает с историей Русского Православия, по истории Церкви можно изучать историю государства Российского, и наоборот).
В 80-х, начале и сереине 90-х многие обители возвращались Церкви, восстанавливались и реставрировались. Такой была судьба Данилова монастыря, Оптиной пустыни, Новодевичьего монастырь, Валаама. Другие создавались вновь, исходя из потребностей монашествующей братии и нужд укреплявшегося в вере народа. Восстановление и созидание. В нашей истории присутствуют оба эти начала.
В конце 1992 года к священноначалию Данилова монастыря обратились жители и руководство Сапожковского района, Рязанской области с просьбой помочь в возрожденнии Храма Архистратига Михаила в селе Михеи, находившегося в самом плачевном состоянии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, архимандрит Алексий, наместник Данилова, и эконом монастыря архидиакон Роман (Тамберг) приняли в исполнении прошения деятельное участие. Реставрацией приведенного к запустению храма не ограничилась миссия даниловцев на рязанщине. Вслед за первым предложением последовало и второе. Возникла мысль передать под опеку не только возрождаемую церковь, но и землю для хозяйственных нужд для создания подворья. Собственное натуральное хозяйство, вдали от шумной столичной жизни было в те нелегкие годы серьезным подспорьем для монастыря. Тем уместнее стало принятие этого предложения, что в традициях монастырской жизни издавна было обеспечения собственных потребностей плодами своих трудов. А их выпало на долю братии немало, и не были они легкими.
Так в 1993 году начиналась история даниловского подворья, а позднее и скита. Теперь мы приближаемся к своей 25-летней годовщине, и, быть может, будет полезно вспомнить о недолгом еще, но важном для обители и ее насельников пути.
Первый настоятель подворья, иеромонах Евсевий, поселился в Михеях, основной его заботой стал восстанавливающийся храм Архистратига Михаила, а братии было уготовано другое место для жительства и трудов.
Неподалеку от ближайшего к Михеям села Кривель есть живописная местность, называемая Горкой. Наименование говорит само за себя. Это возвышенность над рекой Парой, покрытая березняком и соснами. На самом верху прежде располагалась усадьба, от которой почти не осталось следа. Река огибает эту территорию полукругом. О том, что здесь ступала нога человека говорили только воспоминания окрестных жителей, да остатки одичавших яблонь и останки строений.
Именно это место избрали отец наместник и отец эконом для организации подворья. Здесь поселились наши первые братия, иеродиакон Михей, трудники и паломники.
Здесь, пожалуй, следует упомянуть предание, связанное с выбором места жительства и трудов, которое приводилось в первом буклете нашего скита. Горку архимандриту Алексию порекомендовали в администрации Сапожковского района. Когда отец наместник и отец эконом приехали посмотреть это место и стояли внизу за речкой около села, к ним стали подходить местные жители, старушки в темных платках, и со слезами радости говорили: «Вы хотите открыть здесь монастырь». Но тогда мыслей таких еще не было. «Нет, – отвечали братия, – мы пока об этом не думаем».
Поднялись на горку. Переехали вброд на машине речку Пару – моста тогда еще не было, не было и дороги, соединяющей Кривель и скит, не было линии электропередач, не было никаких домов, которые сейчас составляют скит. Это было красивое, уединенное место, окруженное полукругом речкой Парой.
Место это среди местных жителей считается намоленным и по своему известным. В 60-е годы жители села Красный угол, что в 4 км от скита, в сумерках видели лестницу, которая опускалась с неба на землю, и по этой лестнице кто-то спускался и восходил. Длилось это чудесное явление около получаса. И верующие люди тогда поняли, и многие братия сейчас полагают, что, быть может, это место было обозначено Ангелами. А местная подвижница благочестия Екатерина Михайловна Хлуденева, к которой многие приходили за духовным советом и утешением, еще в 40-е годы прошлого века утверждала, что придет время, храмы восстановят и говорила, указывая на горку за Парой: «А здесь монастырь будет».
На этой земле и стали трудиться, с постом и молитвой, братия Данилова монастыря и послушники, приехавшие пройти искус, определиться и укрепиться в выборе дальнейшего жизненного пути. Кому-то из них предстояло вернуться в мир, внеся свою лепту в общее дело строительства, другие стали частью монастырской семьи, братии Данилова монастыря. Третьи продолжают служить Церкви в иных монастырях. Всех их помнят в скиту благодарной памятью.
Так сложилось, устроилось свыше, что душевно-духовное устроение братии собравшейся трудиться на подворье потребовало от них совместного молитвенного служения, помимо нелегких телесных усилий. Молитвы не только праздничной, совершаемой в выходные и праздничные дни в Михеях, но и повседневной в месте жительства. (Уже в 1993 году в храме Архистратига Михаила, в приделе преподобного Серафима Саровского были возобновлены богослужения). Ежедневное совместное служение первоначально совершалось в первом братском корпусе, потом на подворье был заложен деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского. Завершилось строительство храма и совершилось его освящение в 1999 году. Постепенно милостью Божией, попечением даниловского священноначалия, молитвами послушавшейся на подворье братии стал зарождаться скит с особенностями его устроения.
Наш скит был наречен именем преподобного Сергия Радонежского, как полагают старожилы скита, потому что братия, которые пришли в Данилов монастырь в 1983 году, по возвращении его Церкви, и стали первыми насельниками были в большинстве своем выходцами из Троице-Сергиевой Лавры и любовь к этому угоднику Божию хранили в своих сердцах. Преподобный Сергий, святой наш заступник, всегда ходатайствовал и ходатайствует о русских людях и земле нашей многострадальной. И сам Сергий Радонежский, и многие его ученики основывали святые обители в разных местах Руси, чтобы отовсюду возносилась молитва ко Господу. Преподобный Сергий бывал на земле Рязанской, «тихими и кроткими словами» он примирял враждующих русских князей, о чем свидетельствуют многочисленные исторические источники. Поэтому рязанский скит и связали с именем великого русского святого, в надежде на его небесное попечительство.
В самом деле, братия чувствуют молитвенную поддержку и помощь преподобного Сергия, каждый день обращаясь к нему с молитвой. За эти годы, с Божией помощью, и во многом благодаря пожертвованиям благотворителей, скит вырос буквально на пустом месте. От деревни Кривель до скита провели дорогу, газ, линию электропередач, построили мост через реку Пара. На Горке были построены жилые дома для братии, коровник, курятник, баня, трапезная, гостиница, гараж, столярные цеха, пекарня, просфорня. Невдалеке от скита братия вырыли пруд, разводится рыба.
Монастырское священноначалие присылает на подворье и в скит молодых соискателей монашеского звания, чтобы они вкусили плодов иноческой жизни, трудов и молитвы. Приезжают к нам также отцы и братия Данилова монастыря, чтобы помолиться вдали от столичного шума, в тишине и уединении скита дополнить свой аскетический опыт.
«Царство божие нудится, и нуждницы восхищают е».
Скит преподобного Сергия Радонежского. Подворье Данилова монастыря
Адрес скита преподобного Сергия Радонежского: Рязанская обл., Сапожковский район, с. Михеи, подворье Данилова ставропигиального мужского монастыря г.Москвы при храме Архангела Михаила.
Проезд: по трассе М5 (Челябинская, Самарская) до поворота на Сапожок (направо). Не доезжая до Сапожка, после Васильевки, Дмитриевки поворот на Кривель (налево). В Кривеле по указателю (налево).
Скит преподобного Сергия Радонежского: http://danilovskit.ru
История скита преподобного Сергия Радонежского.
Скит Данилова монастыря во имя Преподобного Сергия Радонежского составляет часть монастырского подворья при храме Архангела Михаила в селе Михеи Сапожковского района Рязанской области. Подворье и скит были основаны в конце 1992 года. В 2008 году праздновалось 15-летие их основания.
Осенью 1992 года наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман (Тамберг, †1998) приехали в Рязанскую область, чтобы выбрать место для основания сельскохозяйственного подворья: «первому на Москве» монастырю были необходимы собственные сельские угодья, которые и обитель бы кормили, и давали доход для финансирования её многостороней деятельности.
В селе Михеи Сапожковского района была церковь во имя Архангела Михаила, но она находилась в ведении местного колхоза и не действовала. В правлении колхоза архимандриту Алексию предложили принять храм, открыть его для верующих и возобновить богослужения. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Данилову монастырю открыть здесь подворье. С Божьей помощью, силами братии и местных жителей уже через год удалось подготовить один из приделов храма — преподобного Серафима Саровского — к освящению, и в конце 1993 года в храме были возобновлены богослужения.
Храм стал постепенно восстанавливаться. Недавно был установлен центральный иконостас храма (придел Архангела Михаила), здесь совершается богослужение в праздничные дни. Помолиться сюда приходят местные жители, приезжают люди и из других сёл.
Однако монастырю нужна была земля. Когда в администрации Сапожковского района речь зашла о том, что братия хотели бы иметь место для молитвы, для посильных трудов, им порекомендовали местечко неподалёку от села Кривель, называемое Горкой, или, как говорят местные жители, Бугром. Отец наместник и отец эконом приехали посмотреть это место и стояли внизу за речко около села. К ним стали подходить местные жители, старушки в тёмных платках, и со слезами радости говорили: «Вы хотите открыть здесь монастырь». Но тогда мыслей таких ещё не было. «Нет, — отвечали братия, — мы пока об этом не думаем».
Поднялись на горку. Переехали в брод на машине речку Пару — моста ещё тогда не было, не было и дороги, соединяющей Кривель и скит, не было тогда никаких домов, которые сейчас составляют скит. Это было красивое, уединёное место, окружённое с трёх сторон речкой Парой. Когда-то здесь была усадьба, от которой не осталось и следа; о ней напоминал только старый, одичавший сад на южном склоне холма.
Место это среди местных жителей — это говорили люди, достойные уважения, церковные, верующие, — считается намоленным и по-своему известным. В 60-е годы жители села Красный угол, что в 4 км от скита наискосок, в сумерках видели лестницу, которая спускалась с неба на землю, и по этой лестнице кто-то спускался и восходил.
Длилось это чудесное явление около получаса. И верующие люди тогда поняли, и братия сейчас понимают, что так, вероятно, это место было обозначено Ангелами. А местная старица Екатерина Михайловна Хлуденева, к которой многие приходили за духовным советом и утешением, ещё в 40-е годы прошлого века говорила, что придёт время, храмы восстановятся, и указывала на горку за Парой: «А здесь монастырь будет».
Данилов монастырь взял эту землю и направил сюда первых насельников — иеромонаха Евсевия и чуть позже — иеромонаха Михея, положивших начало устроению монастырского подворья и скита. На месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалась небесная лестница, решили построить деревяный храм.
Поначалу решили, как назвать скит: в честь Преподобного Сергия Радонежского или в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Скит был назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, потому что братия, которые пришли в Данилов монастырь и стали первыми насельниками, были из Троице-Сергиевой Лавры, и любовь к этому угоднику Божиему они сохранили в своих сердцах. Преподобный Сергий, святой заступник всей Руси, всегда ходатайствовал о русских людях, он сам и его ученики основывали святые обители в разных местах России. Так имя Преподобного Сергия прославилось в деревяном храме, построенном в скиту. Это храм, сейчас покрытый медью, до этого был покрыт тесом, а его маковки — лемехом, и напоминал первый храм, который Преподобный Сергий построил на Маковце.
Приезжавшие люди не раз спрашивали у братий: «А тут Преподобный жил?». Но преподобный тут не жил, хотя известно, что до Рязани он доходил и мирил князей. Братия чувствуют ходатайство Преподобного Сергия и каждй день обращаются к нему с молитвой, величанием, тропарём.
За 15 лет, с Божией помощью, во многом на пожертвовния добрых людейскит вырос буквально на пустом месте: от деревни Кривель до скита была проведена дорога, линия электропередач, появился мост через реку пару, были построены несколько домов, братские корпуса, до наместника, гостиница для паломников в Кривеле, в настоящее время заканчивается строительство гостиницы скиту, на первом этаже которой будет трапезная для братии. Скит продолжает строиться.
Постоянно увеличивается число насельников. Сейчас здесь около 20 человек братии из разных уголков нашей страны: Сибири, Молдавии, Cанкт-Петербурга, Москвы, Ростова, разные по возрасту: есть схимник, которому за 70, есть молодые братия, которым едва исполнилось 20.
Каждый из них нашёл в скиту своё место. Обычно сюда посылают молодых, чтобы они вкусили монашеской жизни: здесь утром и вечером совершаются богослужения, есть спасение и труд, природа, уединение, тишина — здесь можно найти себя, проверить своё желание и готовность оставить мир, получить первый опыт послушания, терпения, смирения. Человек, пришедший в монастырь, в скиту может оценить, устраивает ли его такая жизнь, ищет ли он монашества или, может, его призвание в чём-то другом. Ведь пора послушничества — пора испытаний. Если человек находит себя здесь, он остаётся, если нет — уходит и ищет какой-то другой путь к спасению.
Богослужения в подворье
По древней традиции в скиту принимаются записки с именами усопших для поминовения на Псалтири: каждый день братия молятся о наших умерших родственниках и близких, просят милостивого Бога простить им все согрешения и даровать Царствие небесное.
Подворье во имя Преподобного Сергия Радонежского
В конце 1992 года в красивом уединенном месте, неподалеку от села Кривель Сапожковского района Рязанской области, братией московского Данилова монастыря было положено начало основанию подворья во имя Преподобного Сергия Радонежского.
Молитва и богослужение составляют основу жизни подворья. Сегодня здесь совершается монашеское служение: возносятся молитвы за насельников монастыря, наших родных и близких, за весь мир. Помимо богослужебного послушания, каждый трудится и для братии: в трапезной, в библиотеке, в огороде и саду, на пасеке. Скит полностью обеспечивает себя всем необходимым Хорошо знают в Данилове скитские хлеб, мед, ладан.
Осенью 1992 г. наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман (Тамберг; †1998) приехали в Рязанскую область, чтобы выбрать место для основания сельскохозяйственного подворья. Братия монастыря нуждались в продуктах питания и хотели трудиться на земле, самостоятельно обеспечивая монастырь всем необходимым.
В правлении колхоза села Михеи отцу Алексию сказали, что у них есть недействующая церковь во имя Архангела Михаила и предложили открыть храм для верующих и возобновить богослужение. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открыть здесь подворье. Уже через год, с Божией помощью, силами братии и местных жителей удалось подготовить один из приделов храма к освящению. В конце 1993 г. в храме были возобновлены богослужения. Сейчас помолиться сюда приходят не только местные прихожане, но и жители соседних сел.
Когда в администрации Сапожковского района речь зашла о том, что братия монастыря хотели бы иметь место для молитвы и посильных трудов, им порекомендовали место неподалеку от села Кривель, называемое Горкой. Это красивое, уединенное место, окруженное с трех сторон рекой Пахрой. Когда-то здесь была старинная барская усадьба, о которой напоминал лишь старый одичавший сад на южной стороне холма.
Место это среди местных сторожил считается известным и намоленным. В шестидесятые годы прошлого века жители села Красный угол, что в четырех километрах от этих мест, как-то в сумерках видели лестницу, которая вела с неба на землю, и по этой лестнице кто-то спускался и восходил. Верющие люди тогда поняли, что, вероятно, это место, указанное Ангелами.
Данилов монастырь взял эту землю и направил сюда первых насельников: иеромонаха Евсевия и чуть позже иеромонаха Михея, — положивших начало устроения монастырского подворья. На месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалось небесная лестница, решили построить деревянный храм. Храм и его святыни — это сердцевина духовной жизни русского человека.
Подворье было названо во имя преподобного Сергия Радонежского, ведь братия, которые стали первыми насельниками Данилова монастыря, пришли в него из Троице-Сергиевой лавры, и любовь к этому угоднику Божию они сохранили в своих сердцах. Приезжающие люди часто спрашивают у насельников скита: «А преподобный Сергий здесь жил?» Нет, не жил, но исторические источники говорят нам о том, что преподобный доходил до Рязани, чтобы запечатывать храмы, устанавливая таким образом мир между враждующими князьями. Братия подворья чувствуют ходатайство игумена земли Русской и каждый день обращаются к нему с молитвой.
Подворье продолжает строиться: от деревни Кривель была проложена дорога, проведена линия электропередач, возведен мост через реку Пахру, построены братские корпуса, дом наместника, гостиница в скиту с трапезной для братии, гостиница для паломников в Кривеле. Постоянно увеличивается число насельников. Сейчас здесь собрана братия из разных уголков нашей страны. Они разные по возрасту: есть схимник, которому за семьдесят, есть молодые братия, которым едва исполнилось двадцать лет.
Обычно сюда посылают молодых, чтобы они вкусили монашеской жизни, проверили свое желание и готовность оставить мир, получить первый опыт послушания, терпения, смирения. Человек, пришедший в монастырь, в скиту может оценить, устраивает ли его такая жизнь, ищет ли он монашества или, может быть, его призвание в чем-то другом. Ведь пора послушничества — пора испытаний. Если человек находит себя здесь, он остается, если нет — уходит и ищет какой-то другой путь к спасению.
Простое русское чудо
Осенью 1992 года у кромки поля на окраине деревни Кривель Сапожковского района Рязанской области стояли два монаха и о чем-то тихо беседовали. То были наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман.
Сюда, за триста верст от Москвы, их привели размышления о том, что «первый на Москве» монастырь должен завести собственные сельские угодья, которые и обитель бы кормили, и давали доход для финансирования ее многосторонней деятельности. Их разговор вдруг прервали две пожилые женщины, проходившие мимо. «Слух идет, вы тут монастырь будете строить», – сказала одна из них. Москвичи недоуменно переглянулись: «Да нет, мы здесь совсем по другим делам».
Тогда монахи еще не знали, что уже в 1993-м у деревни Кривель им предстоит основать скит преподобного Сергия Радонежского. И еще взвалить на себя заботы по возрождению умирающей деревни…
У ПОДНОЖИЯ ЛЕСТНИЦЫ, ВЕДУЩЕЙ НА НЕБО
Неподалеку от районного центра – поселка Сапожок, что рядом с Кривелем, – до конца 70-х жила старица Екатерина Михайловна Хлуденёва. Она была монахиней в миру. Поговаривали, будто имела она какое-то отношение к царскому двору. Благочестивая жизнь Екатерины Михайловны обращала на себя внимание. Она стала неким духовным центром округи, где все церкви стояли разрушенными и духовенства было мало. Многие верующие люди приходили к ней за советом. Сегодня Рязанская епархия РПЦ готовит документы для канонизации Екатерины Михайловны. В Рязанской области старица считается местночтимой святой. Незадолго до своей смерти в 1978 году Екатерина Михайловна сказала кому-то: «Все церкви скоро восстановят, а здесь даже монастырь будет». Это весьма странно звучало в конце 70-х. Но пророчество ее сбылось.
Как рассказывает наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий, эта удивительная история с пророчеством и стала причиной того, что первоначальные планы просто организовать прибыльное сельскохозяйственное производство на Рязанщине трансформировались в проект создания скита, который, с одной стороны, взял бы на себя дело возрождения духовной жизни в рязанской глубинке, а с другой – стал бы хозяйственным форпостом Данилова монастыря. Дело оставалось за малым – выбрать место. И выбору помогла еще одна удивительная история. Рядом с деревней Кривель поднимается огромный живописный холм, поросший густым лесом. На вершине его – великолепный луг в несколько гектаров. Будто лысина на гигантской голове. Лет двадцать назад четверо верующих людей видели в сумерках на этом холме чудесное знамение: блистающая лестница, со светильниками по краям, спускалась с неба на землю, и кто-то восходил и нисходил по ней. И длилось это чудесное явление добрых полчаса. Как раз на том месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалась небесная лестница, и решили построить деревянный скитский храм во имя преподобного Сергия Радонежского. …От Кривеля до скита добираешься небыстро. И не из-за бездорожья – асфальтовую трассу помогла проложить местная администрация, – а потому, что то и дело останавливаешься, чтобы полюбоваться красотой здешних мест. Быстрая и глубокая речка Пара петляет по лугам у подножия лесистого холма. За спиной – деревня Кривель. Тихая, будто уснувшая. А вот и мостик через речку, ведущий к скиту. Глушим мотор. Слушаем пение ветра и течение спокойных вод. Кажется, время замедляет ход…
Затем дорога идет в гору, и вскоре перед путником открывается идиллическая картина – церковь, построенная в старом русском стиле, на фоне бескрайних далей русской равнины. Как с картинки из книжки русских народных сказок. С холма открывается завораживающий вид на десятки километров – поля, перелески и река, неровно разрезающая этот пейзаж почти до горизонта…
НЕ ЖИЗНЬ, А МЕД.
Сегодня скит – это храм, два братских корпуса, в которых живут одиннадцать монахов и послушников, и дом наместника. Все строилось на средства жертвователей. По просьбе монахов «Газпром» провел сюда газ, и теперь им не приходится топить зимой дровами. Заодно газ пришел и в деревню. Так что, если бы не монахи с их петицией в «Газпром», кривельцы еще долго не знали бы прелестей газификации.
А вот и главная хозяйственная достопримечательность скита, первый источник дохода Данилова монастыря на Рязанской земле, – пасека в триста пчелиных семей, которую планируется еще расширить. За год скит собирает до восьми тонн меда, причем почти весь медовый сбор продается. Скит входит в Союз пчеловодов России и старается высоко держать марку своего продукта, которая уже добилась известности в стране. Скит участвует во всех медовых ярмарках – а они и в столице становятся популярными. Пасека освящена, и Бог не оставляет скит и весь Данилов монастырь без меда. Но и сами насельники не плошают. Дело здесь поставлено на серьезную основу. Заправляет им мастер-пчеловод 1-го класса Владимир Алексеевич Матвеев. «Очень рекомендую наш медок, – говорит он. – Мы не используем никакой подкормки для пчел. Наш мед – самый что ни на есть натуральный». (Кстати, посетители Данилова монастыря в Москве могут отведать его: на территории обители постоянно работает «фирменная» медовая лавка, в которой продается с десяток видов различного меда, собранного на пасеке в скиту.) Сегодня мимо скита не проезжает ни одна делегация, посещающая Сапожковский район. Тянутся сюда и паломники – благо на шоссе стоит указатель. Скитоначальник иеромонах Феодосий поведал нам, что в конце 2004 года скит посетил губернатор Рязанской области Георгий Шпак.
Пока паломники проводят в скиту день, не больше. Гостей, к сожалению, принимать негде. Нет гостиницы. Но Данилов монастырь планирует построить здесь небольшую, всего на несколько келий, гостиницу для паломников. Первый же ее этаж будет служить трапезной для братии. Нынешняя-то весьма скромна, да и делали ее как времянку. Но пока денег на гостиницу нет. И монастырь ждет тех, кто мог бы пожертвовать средства на это строительство. Архимандрит Алексий говорит, что любой паломник (конечно, мужчина – женщинам в мужском монастыре ночевать не разрешат) мог бы остановиться в скитской гостинице на несколько дней, стряхнуть с себя мирскую суету, привести в порядок свое духовное состояние. Мирским людям, приезжающим в скит преподобного Сергия Радонежского на пару-тройку дней, может показаться, что жизнь здесь как мед – паломников хорошо принимают, кормят и поят, показывают все, что те хотят, да еще пытаются предугадать их желания в стремлении исполнить закон гостеприимства. Однако не следует путать свои ощущения гостя с повседневной монашеской жизнью. Жизнь в скиту для его насельников – совсем не мед, а подвиг. Монахи оставили мир и отказались от всего мирского ради любви к Богу. Их главная работа – молитва за нас, мирян. Это люди, ежедневно совершающие подвиг самопожертвования, чтобы мы увидели Свет.
Но помимо этого невидимого подвига монахи совершают и видимое подвижничество – они еще и запустевшую русскую землю новой жизнью наполняют.
ВОСКРЕШЕНИЕ МОЖАР
Примерно в тридцати километрах от скита, в селе Можары, есть колхоз имени Мичурина. К 2002 году от некогда крепкого хозяйства буквально рожки да ножки остались. Ордой Мамая прошлись по нему лихие реформы – как и по тысячам других колхозов в стране. Здесь не платили зарплату несколько лет. Все хозяйство стало безнадежно убыточным. Зерноуборочная и прочая техника давно вышла из строя. Половина коровников разрушилась, а на те коровники, в которых осталось около 200 коров, без содрогания не взглянешь. О сумме налоговых долгов страшно было даже подумать. Тогда предложил Данилов монастырь колхозу: передайте нам все земли в управление – будем поднимать хозяйство.
Данилов монастырь был последней надеждой на спасение колхоза, – рассказывает глава администрации Сараевского района Петр Петрович Забалуев. – 26 ноября 2002 года вместе с архимандритом Алексием и другими монахами я сам пришел на собрание колхозников, чтобы убедить их, что предложение монастыря надо принимать. Но убеждать не пришлось. Из примерно двух сотен собравшихся только один выступил против.
Монастырь создал ООО «Можары», в которое колхоз вошел со всем своим имуществом как соучредитель. Главное же в этом имуществе, конечно, не сломанная техника и не разрушенные коровники, а 3800 гектаров пахотных земель, которые, если по-хозяйски их использовать, и прибыль приносить смогут, и деревню из небытия поднимут, и монастырь прокормят. Директором «Можар» назначили эконома Данилова монастыря – иеромонаха Иннокентия. Можно сказать, подъем деревни стал еще одним его монашеским послушанием. Конечно, у него есть профессиональные помощники. Например, Наталья Борисовна Егорова, человек с двумя высшими образованиями. Она и аудитор, и экономист, и бухгалтер в одном лице. Кроме того, «полпредами» Данилова монастыря в Можарах стали два послушника – Валентин и Иоанн. Как возродить деревню? Монахи Данилова монастыря считают, что прежде всего людям надо вернуть веру в Бога, помочь избавиться от пороков, особенно от пьянства. А еще дать им надежду на то, что в деревне можно работать и жить достойно, с достатком. В Можарах в 2003 году местную среднюю школу окончили двенадцать юношей и девушек – и все они покинули село. Вымирает древняя Рязанщина. В среднем по области количество умерших в 3,2 раза превышает количество новорожденных.
– С приходом в Можары Данилова монастыря в деревне заметно улучшился моральный климат, – рассказывает П.П. Забалуев. – Здесь стали меньше пить. Люди увидели, что жизнь можно изменить…
Из собственных средств монастырь обеспечил колхозникам зарплату. На деньги благодетелей монастырь приобрел новую технику: два российских комбайна «Дон», два немецких комбайна «Класс», три трактора «Беларусь», два трактора К-700. Купили и новые сеялки, бороны. И вот ООО «Можары» собрало уже два урожая озимой пшеницы и ячменя. Здесь неплохие урожаи, в среднем – тридцать центнеров с гектара, а кое-где – и все сорок. Однако пока хозяйство остается убыточным. И как из убытков вылезти, когда только за последний год цены на топливо выросли в полтора раза, а закупочные цены на зерно понизились?! Поскольку правительство ничем не помогает, приходится самим себя спасать. И Данилов монастырь руки не опускает. Раз продажа зерна почти всегда убыточна, решили наладить в Можарах производство муки. Ведь цена на нее в разы превышает цену на сырьевое зерно. И вот уже завершены переговоры с датчанами о поставке современной мельницы – спасибо тем, кто пожертвовал на это свои деньги. А монастырь уже позаботился о подготовке специалиста-мукомола для работы на новом оборудовании. Как надеются экономисты Можар, с пуском мельницы не придется больше ходить на поклон к зерноторговцам, хозяйство впервые за многие годы должно стать прибыльным. И уже идет разговор о том, чтобы создать в Можарах производство замкнутого цикла. Например, построить фабрику макаронных изделий. А на них цена еще выше, чем на муку… «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» Эти слова одной из героинь нашумевшего когда-то фильма «Покаяние» вспоминаются, когда смотришь на то, что происходит в Можарах. Зачем нужно строить мельницу в колхозе и закупать новую технику, если здесь нет храма? Поэтому Данилов монастырь планирует возвести на пожертвования добрых христиан в самом центре Можар церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». И Данилов монастырь призывает всех, кто как может, помочь в ее строительстве.
С МОЛИТВОЙ К БОГУ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕУДАЧИ
Мы поведали лишь малую часть из того, что делают монахи Данилова монастыря в Рязанской области. Отдельного рассказа заслуживает еще многое. Например, история восстановления храма Архангела Михаила в селе Михеи, что неподалеку от скита. Главная святыня этого храма – прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского. Теперь это – чудотворная икона, славная многими чудесными исцелениями. При храме есть подворье Данилова монастыря, которое живет и развивается благодаря усилиям… иеромонаха Михея.
– Когда встал вопрос, кого назначить на послушание восстанавливать разрушенную церковь, у нас не было сомнения по поводу самой подходящей кандидатуры – отца Михея, – улыбается архимандрит Алексий. – Обычно населенные пункты называют именами хороших людей после их смерти. А в этом случае – наоборот. Монах Михей еще и пострижен не был с таким именем, а село с таким названием уже стояло здесь с незапамятных времен… Отец Михей не только несет послушание приходского священника и начальника подворья. Он организовал для местных мальчишек секцию борьбы самбо. Кстати, секция спортивной борьбы работает и в школе в Можарах, ее ведет послушник Валентин, в прошлом инструктор по рукопашному бою. Он же преподает Закон Божий в местной воскресной школе. Примечательный факт: осенью 2004 года в Можарах прошло очередное собрание колхозников, и по его окончании состоялся молебен. После собрания никто не ушел – все люди остались и молились вместе с монахами…
Вот так в рязанскую глубинку с возвращением духовности возвращается и нормальная жизнь. Появляется надежда. И эта благородная деятельность Данилова монастыря может послужить примером для тысяч разоренных и умирающих колхозов по всей России. И, конечно, примером для других монастырей. Почему бы и им не «взять под крылышко» умирающие деревни, чтобы вдохнуть в них новую жизнь?
Опыт Данилова монастыря в Рязанской области красноречиво показывает, что экономическое и социальное возрождение русского села может идти только через духовное возрождение. Это – единственный выход, особенно тогда, когда правительство бросает село на произвол судьбы. Трудно это? Конечно. Но надо просто начать. Так, как начинали монахи Данилова монастыря. И – дорогу осилит идущий…
А люди верующие и монахи совсем не удивляются постепенному возвращению жизни в рязанскую глубинку. Когда что-то делается с молитвой к Богу, не может быть неудачи. Не случайно же царь Давид в Книге Псалмов говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126). Мертвые деревни и села воскресают. Такое вот простое русское чудо.