скиния откровения ветхого завета что это
Скиния — походный храм
Вскоре после этого в жизни избранного народа произошло очень важное событие. По Божественному повелению был устроен походный храм — скиния (от греч. скенэ — обитель). Все работы были возложены на Веселиила. Бог исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством (Исх 35, 31).
Скиния была сооружена и поставлена в первый месяц второго года после выхода евреев из Египта. Моисей положил в ковчег скрижали завета и внес его в скинию. Затем он повесил завесу. Ковчег завета стал главной святыней Израиля. На протяжении восьмисот пятидесяти лет он был для израильтян зримым свидетельством Божьего присутствия среди избранного народа. Бог благословил святое место: И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию (Исх 40, 34–35).
Во второй год по выходе из Египта, в двадцатый день второго месяца, облако поднялось от скинии. Этим знамением Господь повелевал подняться в путь. Евреи покинули Синайскую пустыню и вступили в пустыню Фаран, лежавшую на севере от Синайского полуострова. Люди стали роптать вслух. За это огонь стал истреблять край стана. Народ возопил к Моисею. Он помолился, и огонь утих. Место это нарекли Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень (Чис 11, 3).
Вскоре возникло новое недовольство евреев: пришельцы, а с ними и сыны Израилевы стали плакать и говорить: кто накормит нас мясом? Моисей стал скорбеть и обратился ко Господу со словами молитвы. Господь сказал Моисею, что будет насыщать сынов Израиля мясом целый месяц, пока оно не станет для них отвратительным. На другой день поднялся ветер и нагнал перепелов, метровым слоем от земли. Роптавших Господь поразил язвою.
Затем народ двинулся в Асироф, на северо-восток от Синая. Сестра Моисея и Аарон стали упрекать брата своего за жену-мадианитянку — Сепфору. Это был лишь повод. Причиной же было исключительное положение их брата. Нужно было подтверждение того, что Господь избрал Моисея. Он повелел Моисею, Аарону и Мариам идти к скинии собрания. Господь сошел в облачном столпе и сказал, что Моисей верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним (Чис 12, 7–8). Мариам покрылась проказой. Аарон не был наказан этой страшной болезнью. По мнению блаженного Феодорита, так определил Господь потому, что Аарон был корнем священства и чтобы укоризна не шла на весь род. Он покаялся. Моисей вознес молитву за сестру: Боже, исцели ее! (Чис 12, 13). Господь повелел ей быть вне стана семь дней.
Когда Мариам исцелилась и возвратилась в стан, народ двинулся в путь.
Пустыня Фаран. Здесь Израиль провел большую часть своего тридцативосьмилетнего странствия. Это стало тяжелым испытанием за ропот. Пустыня была голой и безжизненной. К этому времени же относится переименование Моисеем сына Навина: из Осии он стал Иисусом. Святые отцы в преемнике Моисея Иисусе Навине, который ввел Израиль в землю обетованную, видят прообраз Иисуса Христа, вводящего нас в обетованное нам Царство Небесное.
Господь повелел Моисею послать от двенадцати колен мужей, чтобы обозреть землю Ханаанскую. Посланные люди вернулись через сорок дней и принесли плоды из той земли. Они стали нагонять на народ уныние, говоря, что видели там исполинов, перед которыми они были ничтожны, как саранча. Это были сыны Енаковы, отличавшиеся исполинским ростом. Они происходили от Енака, сына Арбы. Жили главным образом в нагорной части Иудеи (Хевроне и других городах). После завоевания обетованной земли Иисус Навин победил и изгнал их. Но немного их сохранилось в филистимлянских городах. Голиаф, сраженный впоследствии Давидом, был их потомком.
Народ впал в уныние и поднял вопль. Евреи стали жалеть, что покинули Египет. Иисус Навин и Халев, бывшие среди двенадцати мужей, посланных к земле Ханаанской, разодрали одежды и сказали, что если Господь милостив к ним, то введет в землю ту. Но народ хотел побить их камнями. Старшее поколение евреев, выросших в Египте, оказалось не способным к жизни в земле обетованной согласно с Божественным планом спасения. За два года было десять возмущений. Поэтому Господь определил сорокалетнее странствие по пустыне, пока не лягут там кости непокорных (жестковыйных) людей и пока не вырастет новое поколение.
Скиния
Ски́ния — походный храм, созданный сынами Израиля по повелению Божию после заключении Синайского Завета. Другие названия: «скиния собрания» ( Исх.40:34 ), «скиния откровения» ( Числ.9:15 ), «дом Господа» ( Исх.34:26 ).
В собранном виде Скиния представляла собой палатку или шатер, длиной в 30 локтей, шириной в 10 и столько же в высоту. Она состояла из двух отделений, большего и меньшего, разграниченных тяжелой завесой «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона», с изображением херувимов. При этом завеса покоилась на четырех деревянных, обложенных золотом столбах, утвержденных на серебряных основаниях ( Исх.26:31-32 ). Большее отделение, а его протяженность составляла 20 локтей, начиналось сразу же за входом и упиралось в завесу. Оно именовалось «Святилищем» («Святым Местом»), а меньшее располагалось сразу за большим и называлось «Святое Святых».
Внутреннее пространство Святого Святых представляло собой форму куба с длиною ребра в 10 локтей. Это было главным и наиболее сокровенным помещением Скинии, предназначавшемся для хранения ковчега завета. В Святое Святых мог входить только первосвященник и только один раз в году: в День Очищения, с жертвенной кровью.
В Святом Месте (или Святилище) располагались: стол для хлебов предложения, жертвенник курения и светильник. Туда входили священники для совершения надлежащих обрядов.
Опорный каркас Скинии составляли брусья, изготовленные из дерева ситтим, покрытые золотом. Каждый брус устанавливался вертикально на два серебряных подножия, и все они вместе фиксировались поперечинами — позлащенными шестами, пропущенными через золотые кольца, прикрепленные к брусьям. Северная и южная стороны шатра состояли из двадцати стоек каждая. Шесть стоек составляли западную стену, по углам которой дополнительно устанавливались ещё две — для скрепления смыкающихся стен ( Исх.26:15-29 ). Вход в Скинию был со стороны востока. В случае необходимости вся эта конструкция демонтировалась, переносилась и вновь собиралась специально предназначенными для этих целей людьми.
Покров Скинии состоял из четырех слоев. Внутренний был изготовлен «из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти», с изображением херувимов ( Исх.26:1 ). Второй, более грубый слой состоял из одиннадцати покрывал из козьей шерсти ( Исх.26:7 ). Два внешних слоя составляли: покров «из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих» ( Исх.26:14 ). Вход в Скинию укрывался завесой, сделанной из того же материала, что и внутренний покров. Для её крепления устанавливалось пять позлащенных столбов на медных подножиях ( Исх.26:26-37 ).
Скиния была окружена прямоугольным двором, длина которого составляла 100 локтей, а ширина — 50. По периметру двор ограждался завесой, высотой в 5 локтей, растянутой на столбах ( Исх.27:18 ). На дворе располагался жертвенник всесожжения и умывальница.
Полагают, что после завершения сорокалетнего странствования евреев по пустыне и вступления в землю обетованную местами расположения скинии были такие географические пункты как Силом ( Нав.18:1 ), Сихем ( Нав.24:26 ), Массифа ( Суд.20:1 ), Вефиль ( Суд.20:18 ).
Сколько времени просуществовала скиния, созданная при Моисее, сказать трудно. В правление Саула по крайней мере часть священных предметов, которые надлежало хранить именно в Скинии, находились в Номве ( 1Цар.21:1-6 ). О Давиде же сообщается, что он соорудил новую Скинию: «И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид» ( 1Пар.16:1 ). А уже при его сыне, Соломоне, был воздвигнут величественный каменный Храм.
Значение Скинии для еврейского народа трудно переоценить. Помимо того, что она служила объединяющим фактором, она была видимым знаком водительства Божия, местом Его особого присутствия, местом где Бог открывался Своему народу: «В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее [днем] и подобие огня ночью. И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы» ( Числ.9:15-17 ).
Во время странствования евреев по пустыне Скиния всегда размещалась в центре походного стана.
В Священном Писании содержится подробное описание Скинии вплоть до мельчайших деталей, отмечается, что люди, исполнившие при её создании главные роли, Веселеил и Аголиав, были назначены Самим Богом и получили на то особое благословение ( Исх.31:1-11 ). Этим подчеркивается, что Скиния соответствовала Божьим предначертаниям о ней даже и формально: «И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе» ( Исх.26:30 ).
Аллегорически Скиния служила прообразом Церкви Христовой. Обращенностью её входа к Востоку указывалось, что ветхозаветная Церковь только ожидала явления Солнца Правды — Христа: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть на такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:8-12 ).
В рамках более развёрнутого аллегорического толкования можно сказать, что Святилище служило прообразом Церкви Божьей на земле, а Святое Святых символизировало Небо. Опять же, будучи местом особого Божественного присутствия, Скиния прообразовала собой Божью Матерь, носившую в утробе Единородного Сына. Наконец, Скиния прообразовала Спасителя, под покровом плоти Которого скрывалось Божество.
Скиния Моисея, или священный шатёр — устройство и основные части
На страницах Ветхого Завета мы видим, как Бог дал Моисею заповедь сделать скинию — священный шатёр. Скиния Моисея, как ее стали потом называть, содержала несколько частей и все они имели свое предназначение.
Изучая служение в скинии в Ветхом Завете, мы можем увидеть прообраз нашего служения в церкви. Так же, как ветхозаветные священники совершали свое ежедневное и ежегодное служение, мы как новозаветные священники должны каждый день совершать служение Христа (1 Петра 2:9).
Скиния Моисея (священный шатёр) и ее части
В 26 главе книги Исход очень подробно описывается то, как должна быть устроена скиния. Вот лишь небольшая часть устройства скинии, которую Бог сказал сделать Моисею:
Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти], и херувимов сделай на них искусною работою; длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, а ширина каждого покрывала четыре локтя: мера одна всем покрывалам. Пять покрывал пусть будут соединены одно с другим, и [другие] пять покрывал соединены одно с другим.
Сделай петли голубого [цвета] на краю первого покрывала, в конце соединяющего обе половины; так сделай и на краю последнего покрывала, соединяющего обе половины; пятьдесят петлей сделай у одного покрывала и пятьдесят петлей сделай на краю покрывала, которое соединяется с другим; петли [должны] соответствовать одна другой; и сделай пятьдесят крючков золотых и крючками соедини покрывала одно с другим, и будет скиния одно [целое]. И сделай покрывала на козьей [шерсти], чтобы покрывать скинию; одиннадцать покрывал сделай таких; длина одного покрывала тридцать локтей, а ширина четыре локтя; [это] одно покрывало: одиннадцати покрывалам одна мера.
И соедини пять покрывал особо и шесть покрывал особо; шестое покрывало сделай двойное с передней стороны скинии. Сделай пятьдесят петлей на краю крайнего покрывала, для соединения его [с другим], и пятьдесят петлей на краю другого покрывала, для соединения с ним; сделай пятьдесят крючков медных, и вложи крючки в петли, и соедини покров, чтобы он составлял одно… (Исход 26:1-11)
Скиния в Ветхом Завете имела очень большое символическое значение. Это было место, где приносились жертвы за грехи людей. Она стала местом, где человек получал очищение и прощение. Священник, который служил в скинии, должен был пройти особый обряд очищения, прежде, чем начинать свою работу. Скиния была местом, где Бог являлся человеку и обитал среди людей:
И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. (Исход 25:8,9)
Ветхозаветная Скиния. Часть 1.
Ски́ния (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр, палатка»; др.-евр. מִשְׁכָּן, мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр. אהל מועד, оэль моэд, «шатёр встречи, собрания»)
В русской традиции также употребляется синоним слова скиния — куща (Суккот).
Источник НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МОНОТЕИЗМА МОИСЕЯ.
Материалы выступления на Конференции еврейских знаний ЛИМУД, Минск, 13 мая 2016, Левин Б.Х.
(существенно сокращённый и упрощённый вариант готовой к изданию книги)
Здесь будет показано, что Моисей основал монотеизм на научном понимания мироздания.
Я рос в атеистической семье, в которой единственной книгой, связанной с Библией, были «Библейские сказания» З. Косидовского. Оттуда я с детства узнал, что бога таки нет, а есть священная история евреев, тщательно записанная в Библии, и весь мир живет, волей неволей изучая эту историю.
Только после 45 лет я начал читать Библию.
1. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
2. ОГОНЬ ОТ ГОСПОДА
Модель скинии, построенная в натуральную величину в долине Тимна, Израиль (http://archive.is/Cawus)
6. ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР
Чтобы понять, как скиния могла выполнять функцию электростатического генератора, сделаем краткий обзор истории науки об электричестве.
Первые сведения об электричестве относятся к VI в. до н.э., когда философ Фалес из Милета отметил, что при натирании янтаря тот притягивает сор и светится. Только через два тысячелетия, в 1600 г. английский ученый Уильям Гильберт показал, что при трении электризуются также алмаз, сапфир, карбункул, опал, аметист, берилл, горный хрусталь, стекло, сланцы, сера, сургуч, каменная соль, квасцы, и притягивают они не только соломинки, но и все металлы, дерево, листья, камни, землю, воду и масло, причем пламя снимает электризацию, а влага препятствует ей. Для европейской цивилизации это было началом науки об электричестве.
Используя различные приспособления, исследователи стремились к получению всё большего заряда.
И вот в 1710 г. английский исследователь Фрэнсис Гауксби извлек из натертого руками вращающегося стеклянного шара голубую искру длиной в дюйм (2,5 см), которая по виду и треску вызывала у зрителей непроизвольную ассоциацию с молнией и громом. А в 1735 г. впервые французским ученым Шарлем Франсуа Дюфе было опубликовано уже научное предположение об электрической природе молнии.
Электрический разряд.
7. КАК ПОГИБЛИ СВЯЩЕННИКИ
Скиния
Скиния ( Исх. XXV, 9 ) – собственно означает подвижной шатер, переносную палатку, кущу. В этом смысле слово сие употребляется в кн. Числ ( Чис.XXIV, 5 ), Иова ( Иов.XI:14, XXII:23 ), Мф. ( Мф. XVII, 4 ), но вообще в Свящ. Писании оно прилагается к священному зданию, устроенному Моисеем по повелению Божию для служения в оном Господу. Скиния собрания ( Исх. XXXIII, 7 ) была воздвигнута Моисеем для собственного употребления. В ней он давал аудиенции народу, выслушивал и решал различные тяжбы и споры и просил Божественных откровений. В ней также, вероятно, отправлялись общественные богослужения, и отсюда она получила свое наименование.
Другая Скиния была устроена Давидом для поставления в оной Ковчега Завета ( II Цар. VI, 17 ); но Скиния, преимущественно так называемая, была построена, как замечено выше, Моисеем для богослужения, частью для того, чтобы служить местом пребывания Иеговы, как царя Израилева, а частью как место для отправления торжественнейшего общественного богослужения. Она была устроена с необыкновенным великолепием во всех частях своих, по особенному повелению Господа, и, очевидно, имела таинственное и иносказательное значение ( Евр. IX, 1–8 ). Средства для сооружения оной составлялись в обилии из добровольных пожертвований народа ( Исх. XXXV:4–9, XXXVI:3–7 ). Наблюдение за построением Скинии было поручено Веселиилу и Аголиаву, которые были одарены особенным высокохудожественным дарованием для совершения означенного дела.
Внутреннее, первое отделение Скинии называлось Святое, или Святилище, или первая Скиния, а самая внутренняя часть оной называлась второй Скинией, или Святая Святых ( Евр. IX, 2, 3 ).
Что касается до сооружений во дворе Скинии, то в ней находились, вопервых, жертвенник всесожжений, стоявший посреди, во-вторых – медный умывальник, соответствовавший медному морю ( III Цар. VII, 23 ), который стоял между жертвенником и Скинией и по своему образцу походил на урну. В ней находилась вода для омовения рук и ног священников, когда они готовились приступать к священнодействию.
Что касается до принадлежностей самой Скинии, то в ней находилось следующее: во-первых, золотой седмисвещник, стоявший налево от входа, в лампадах коего непрестанно горел елей; направо – стол, или трапеза, из дерева акации, обложенный золотом, с лежащими на нем хлебами предложения, переменяемыми каждую субботу, и к з. жертвенник, или алтарь, кадильный из того же дерева, обложенный золотом, для курения фимиама.
В самой внутренней части Скинии – Святая Святых – отделенная от святилища внутренней завесой, находился Ковчег Завета, сделанный из дерева ситтим, или акации, и покрытый изнутри и снаружи чистым золотом. В Ковчеге находились скрижали Закона, на которых были начертаны десять заповедей, золотой сосуд, или золотая стамна, с манной и прозябший жезл Ааронов.
Во время странствования израильтян по пустыне Скиния всегда ставилась среди стана. Шатры священников и левитов окружали ее в указанном порядке ( Чис. II, 2–29 ), а в некотором расстоянии от нее ставили шатры колен Израилевых, разделенных на четыре великих отдела, состоящих каждый из трех колен, и каждый отдел имел свое собственное наименование и знамя ( Чис. II, 2–29 ). Скиния и ее принадлежности были устроены так, что их удобно было снимать, переносить с места на место и восстановлять снова. На особенные лица или на особенные разряды лиц была возложена обязанность перенесения Скинии и смотрения за ее принадлежностями. Остановка каждого стана, подъем в путь, даже порядок самого пути указывались непосредственно Самим Господом.
По окончании странствования евреев и по вступлении их в Обетованную Землю Скиния была поставлена в Галгалах ( Нав. IV, 1–9 ), а по совершенном завоевании и разделении ее была перенесена в Силом, как средоточие Земли Обетованной, и оставалась здесь от 300 до 400 лет. Затем отсюда ее перенесли в Номву ( I Цар. XXI, 1–9 ) и после в царствование Давида – в Гаваон ( I Пар. XXI, 28 ), где она и находилась еще в начале царствования Соломона ( II Пар. I, 1–13 ).
По создании храма Соломонова Ковчег Завета со всеми принадлежностями Скинии был перенесен сюда в новосозданный храм ( III Цар. VIII, 3, 4 ). С этого времени о Скинии ничего более не говорится. В одно время совершалось двойное богослужение: первосвященник Садок священнодействовал в Гаваоне, а другое богослужение совершалось в Иерусалиме, где находился Ковчег Завета.
Скиния, как мы уже заметили выше, имела высшее иносказательное духовное значение, как то объясняет ап. Павел в послании к Евреям ( Евр.IX, 24 ): Ибо Христос, говорит св. ап. Павел, вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас, пред лицо Божие, и в другом месте он говорит: Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришедший с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворенной, т. е. не такового устроения, и не с кровию козлов и тельцов, но с Своею кровию, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление ( Евр. IX:11, 12 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0