скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

Путешествие Тора в Утгард

скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть картинку скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Картинка про скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

Тору часто приходилось слышать, что на востоке, в стране великанов, есть чудесное королевство Утгард и что в нем живут могущественнейшие волшебники, которых еще никто не смог победить. Не мудрено, что ему захотелось побывать там, чтобы испытать силу. Вернувшись обратно после поездки к Триму, он стал немедленно собираться в дорогу, предложив богу огня снова ему сопутствовать. Локи, который любил всякие приключения не меньше самого Тора, охотно согласился, и оба Аса, усевшись в колесницу бога грома, отправились в путь.

Боги ехали целый день. Наконец, когда солнце уже спряталось за горами, они увидели в поле одиноко стоявшую хижину и решили в ней остановиться. В хижине жил бедный крестьянин Эгил со своей женой, сыном Тиальфи и дочерью Ресквой. Он радушно принял Асов, но пожалел, что ничем не может их угостить.

Он выпряг из колесницы обоих козлов, зарезал их и втащил в дом. Тут он содрал с них шкуру, а туши положил вариться в большей котел. Когда мясо было готово, Тор пригласил крестьян поужинать вместе с ним и с Локи. Голодные люди с радостью согласились и жадно набросились на еду. Боги скоро наелись и пошли спать, но перед тем как уйти, Тор расстелил на полу козлиные шкуры и, обращаясь к крестьянам, сказал:

— Я разрешаю вам съесть сколько угодно мяса, но смотрите, не трогайте костей, а сложите их все до единой в эти шкуры, иначе я вас жестоко накажу.

Продолжать путешествие в колеснице, пока у козла не зажила нога, было нельзя, поэтому Тор оставил Тангиоста и Тангризнира у Эгила, а Лам вместе с Локи и своими новыми слугами пошел дальше пешком.

Достигнув берега огромного моря, которое отделяет землю от страны великанов, путники построили себе лодку и поплыли, держа курс на восток. Через несколько дней на рассвете они уже благополучно пристали к берегу Йотунхейма. Тут они снова пошли пешком и вскоре добрались до высокого дремучего леса. Они шли по нему целый день, но казалось, что ему не будет ни конца, ни края. Наступил вечер, и Тор уже думал, что им придется заночевать на голой земле, как вдруг он наткнулся на большую хижину. В этой хижине было всего три стены и потолок, но путешественники так устали, что не обратили на это внимания. Все четверо наскоро поужинали той провизией, которая была в котомке Тора, и легли спать.

Тор согласился. Скримир сел на землю, развязал свою котомку и спокойно принялся за еду. Видя это, путешественники последовали его примеру. После завтрака великан сказал:

— Давайте сюда вашу котомку, я понесу ее вместе со своей.

Тор не стал возражать. Скримир вложил его котомку в свою, затянул ремнями, взвалил себе на спину и пошел. Он делал такие огромные шаги, что Тор и его спутники с трудом поспевали за ним. Скримир остановился только под вечер. Скинув котомку на землю, он не спеша улегся под огромным дубом.

С этими словами Скримир тут же заснул и оглушительно захрапел. Тор подошел к котомке великана и попытался развязать стягивающие ее ремни. Целый час голодный Ас пыхтел и обливался потом, но все было напрасно. Тогда он пришел в ярость и, забыв всякую осторожность, подошел к Скримиру и ударил его молотом по голове.

— Кажется, на меня с дерева упал лист?

— Ну что, Тор, вы уже поужинали? В таком случае ложитесь спать. Завтра нам предстоит длинный путь.

И он опять захрапел. Тор, Локи, Тиальфи и Ресква легли под соседним деревом, но спать они не могли. Бог грома был вне себя от гнева. В середине ночи он встал, опять подошел к Скримиру и с размаху ударил его молотком по темени. Он почувствовал, что молот глубоко ушел в голову великана, но тот только потянулся, зевнул и проговорил сонным голосом:

— На меня что-то упало. Наверное, желудь. Ты не спишь, Тор? Разве уже пора вставать? Ведь еще совсем темно.

Скримир снова закрыл глаза, а Тор в смущении пошел под свое дерево. В первый раз в жизни ему пришлось встретить великана, против которого оказался бессильным его Мйольнир. Вскоре начало светать, и тогда Тор все же решил сделать еще одну попытку. Он осторожно подкрался к Скримиру и изо всех сил ударил его молотом в висок. На этот раз Мйольнир по рукоятку ушел в голову исполина. Великан проснулся, провел рукой по виску и воскликнул:

— Неудачное место выбрал я для ночлега! Наверное, на ветвях дерева сидят птицы. Только что целый сучок упал мне на голову. Эй, Тор! Пора вставать! Уже совсем рассвело.

С этими словами Скримир поднялся, развязал свою котомку, достал из нее котомку Тора и отдал ее остолбеневшему от удивления богу грома.

Сказав это, Скримир быстро пошел на север, а четыре путника еще долго смотрели ему вслед, искренне желая никогда больше его не видеть.

Утгардалоки хлопнул в ладоши, и его слуги сейчас же внесли в зал огромное корыто с мясом. Корыто поставили на пол. Локи и Логи сели друг против друга и по знаку короля Утгарда начали есть. Уже через несколько минут они встретились как раз в середине корыта, но Локи съел только мясо, тогда как Логи сожрал и мясо и кости да еще и половину корыта впридачу. Поэтому, он был объявлен победителем.

Все вышли из замка. Перед ними расстилалось поле с широкой, хорошо утоптанной дорогой. Здесь и должно было произойти состязание. Утгардалоки вызвал из толпы своих приближенных юношу, по имени Гуги, и приказал ему бежать наперегонки с Тиальфи. Затем Утгардалоки махнул рукой и бегуны устремились вперед. Тиальфи бежал очень быстро, но Гуги все же сумел обогнать его на один шаг.

Тиальфи и Гуги побежали снова, но на этот раз Тиальфи отстал от своего противника же на расстояние полета стрелы. Третья попытка была для Тиальфи еще более неудачной. Он не пробежал и половины пути, как его противник был уже у цели.

Все вернулись обратно в зал. Утгардалоки отдал приказ своему виночерпию, и тот поднес Тору длинный и узкий рог, до краев наполненный водой.

Хотя рог и был очень длинен, он не показался Тору большим. Бог грома приставил его к губам и стал тянуть что было силы. Наконец он остановился, чтобы перевести дух, и, к своему величайшему удивлению, увидел, что количество воды в роге почти не убавилось.

Тор снова приложил рог к губам и пил до тех пор, пока у него не перехватило дыхание. Однако на этот раз воды в роге убавилось еще меньше, чем в первый.

Взбешенный Тор в третий раз попытался осушить рог. Он пил так долго, что у него перед глазами пошли круги, но так и не осушил рога, хотя теперь воды в нем было уже заметно меньше.

В эту минуту в зал вошла большая серая кошка. Тор подошел к ней, обхватил ее обеими руками и попытался поднять, но, как он ни пыхтел, как ни старался, кошка не сдвинулась с места и только одна ее лапа оторвалась от земли.

Тут он хлопнул в ладоши и громко позвал:

На его зов в зал вошла дряхлая, сморщенная старуха и спросила, чего ему надо.

Тор схватил Элли поперек туловища и хотел сразу же положить ее на обе лопатки, но она устояла и, в свою очередь, с такой силой сжала его своими руками, что у него перехватило дыхание. Чем больше старался Тор, тем крепче становилась старуха. Внезапно она сделала ему подножку, и не ожидавший этого бог грома упал на одно колено.

Утгардалоки, казалось, был очень удивлен, однако он ничем не выдал этого и, обращаясь к богу грома, сказал:

— Ну, Тор, теперь ты и сам видишь, что тебе незачем мериться с нами силой, не можешь ты и оставаться дольше в моем замке. Но я все же слишком гостеприимный хозяин, чтобы отпустить вас голодными, а поэтому давайте обедать.

Тор молча опустил голову: ему было стыдно, что он не мог произнести ни слова.

Утгардалоки на славу угостил своих гостей, а после обеда сам пошел их провожать. Когда они вышли из замка, он спросил:

— Ну как, Тор, доволен ли ты своим путешествием и понравилась ли тебе у нас?

Весь красный от охватившего его гнева, Тор схватил свой молот, но Утгардалоки внезапно исчез. Вместе с ним исчез и его замок, и на том месте, где он стоял, перед глазами Тора и его спутников простиралось только равное поле.

Так закончились похождения Тора в страну Утгард.

Источник

Путешествие Тора в Утгард

Концепция Orbis Alius в сравнительной мифологии

Миф «Путешествие Тора в Утгард» подробно описан в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, в части – «Видение Гюльви». Миф не выведен в отдельный эпизод, а является частью общего повествования – диалога между Ганглери и триединым воплощениями Одина. В какой-то момент Ганглери спрашивает, встречал ли когда-нибудь Тор силу, которую не сумел бы превозмочь, на что Один отвечает – случаев таких немало, но негоже говорить о них, «ибо всем надлежит верить, что нет никого сильнее Тора». Тем не менее, Ганглери все же выпытывает у Одина одну такую историю.

Содержание мифа

Тор и Локи отправляются в путешествие. На ночь они останавливаются в доме смертных. Имена смертных не упоминаются, но указаны имена их детей – мальчика звали Тьяльви, а девочку – Рёсква. Тор увидел, что у этих людей почти нет еды, и зарезал своих козлов, наказав всем, чтобы ели досыта, но не делали лишь одного – не ломали кости. Однако Тьяльви не послушал Тора и расковырял одну из костей, чтобы добраться до костного мозга (в оригинальном мифе Локи не имеет к этому никакого отношения). Наутро, когда Тор «освятил кости козлов Мьёльниром» и воскресил их, один козел стал хромать. Тор сразу понял, в чем дело, но не стал наказывать смертных. Вместо этого он взял Тьяльви и Рёскву себе в услужение, и асы продолжили путь.

скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть картинку скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Картинка про скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

Они шли весь день и когда спустились сумерки, встретился им странный дом – у него был вход шириной от одной стены до другой, и кроме одной большой комнаты была еще одна маленькая сбоку. Они заночевали в этом доме, а ночью случилось землетрясение. Наутро, выйдя из дома, Тор увидел рядом человека «роста немалого». Ас сразу понял, что это было не землетрясение, а огромный человек ложился спать. Человек проснулся, назвался Скюмиром и обрадовался, что Тор нашел его рукавицу – рукавицей великана оказался тот самый дом, в котором асы заночевали. Путь они продолжили вместе, причем котомку асов Скюмир положил в свою, чтобы было удобнее.

Ближе к ночи Скюмир сказал, что хочет спать, а Тор может взять из котомки любую еду, не только свою. Великан тут же захрапел, а Тор не сумел развязать на котомке ни единого узла, что сильно удивило его спутников. В ярости Тор схватил Мьёльнир и ударил великана по голове. Тот очнулся и спросил – не листок ли упал на него во сне. И тут же снова захрапел. Посреди ночи голодный Тор еще дважды бил спящего Скюмира – один раз в темя, и один раз в висок. В первый раз великан спросил, не желудь ли на него упал, а во второй ему показалось, что птица с дерева сбросила на него ветку.

Наутро Скюмир покидает асов, дав напоследок совет, что им лучше повернуть обратно, потому что впереди – Утгард, и там живут люди, что куда больше и сильнее Скюмира. А с правителем этого места, которого зовут Утгарда-Локи, шутить опасно. Великан скрылся в лесу, а Тор не мог не воспринять его слова, как вызов. Вскоре путники увидели посреди поля город немыслимой высоты с огромными воротами. Тору не хватило сил, чтобы открыть замок на воротах, зато они все сумели протиснуться через прутья решетки, что служила оградой. В городе они зашли в самый большой дом, где было «много людей росту немалого», и направились сразу к конунгу Утгарда-Локи (в оригинальном тексте он назван именно конунгом).

скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть картинку скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Картинка про скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

Утгарда-Локи, как и Скюмир, сразу узнал Тора и с насмешкой спросил, в каком искусстве ас хочет себя показать, потому что в Утгарде нет места тому, кто в не достиг высшего мастерства в каком-то деле. Вперед выступил Локи и сказал, что ест быстрее всех в мире. Утгарда-Локи позвал человека по имени Логи и перед состязающимися поставили огромное корыто с мясом. Локи и Логи сели с разных концов корыта и по сигналу начали есть. Они встретились ровно посредине, вот только Локи съел лишь мясо, а Логи съел и мясо, и кости, и само блюдо. Стало ясно, что Локи проиграл состязание.

Тогда Утгарда-Локи указывает на Тьяльви и спрашивает, в чем он хорош. Тьяльви отвечает, что готов состязаться в беге. Утгарда-Локи подзывает человека по имени Хуги и они с Тьяльви бегут наперегонки. В первый раз Хуги оказался настолько впереди, что добежав до финиша, развернулся и побежал навстречу Тьяльви. Во второй раз, когда Хуги добежал до финиша, Тьяльви был от него на расстоянии полета стрелы. В третий раз юноша совсем устал, и когда Хуги коснулся финишной черты и развернулся – Тьяльви не пробежал еще половины дистанции. Все поняли, что это состязание смертный проиграл.

Тогда вперед выходит сам Тор и говорит, что готов померяться силами в питье с любым из людей Утгарда-Локи. Тот велит принести «штрафной рог» и говорит, что мастер пить тот, кто осушит его с одного глотка, хотя большинство выпивает с двух, и нет тех, кому потребовалось бы на это три глотка. Тор последовательно делает три могучих глотка, но хотя питья в роге немного поубавилось, он даже половины не выпил.

Тогда Утгарда-Локи предложил Тору испытание, которым, по его словам, забавляются дети Утгарда. Тору нужно лишь оторвать от земли серую утгардскую кошку. Кошка была велика размером, и все же испытание показалось Тору легким, пока он не попробовал оторвать животное от земли. Тор несколько раз пытался, а кошка постоянно высоко выгибала спину, в итоге асу удалось оторвать от земли лишь одну ее лапу.

скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть картинку скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Картинка про скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

Тогда в ярости Тор закричал, что готов побороться с любым из жителей Утгарда. Утгарда-Локи ответил, что нет здесь тех, «кто посчитал бы стоящим делом с тобой схватиться». Владыка Утгарда зовет старуху Элли, которая его воспитала. Тор смеется и хватает старуху за пояс. Но оказывается, что он просто не может сдвинуть ее с места, а хватка у старухи железная и Тор не способен ей противостоять. В итоге, старуха заставила могучего аса встать на одно колено.

Локи соревновался в скорости поглощения пищи с самим огнем («логи» с древнескандинавского переводится «огонь»), а Тьяльви вышел на испытание в беге с мыслью («хуги» соответственно переводится «мысль»), поэтому они оба и не смогли победить. Тор пил из рога, другой конец которого уходит в Мировой Океан и после его глотков уровень океана сильно поубавился («это теперь называют отливом», сказал Утгарда-Локи). Серая кошка на самом деле была Ёрмунгандом, и когда Тор поднял, Мировой Змей едва касался земли мордой и кончиком хвоста. А старуха Элли – это старость, которая любого уложит на лопатки, но Тора смога поставить лишь на одно колено (само собой, слово «элли» с древнескандинавского значит «старость»). Услышав это, Тор схватился за Мьёльнир, но Утгарда-Локи исчез, и город вместе с ним. Один завершает повествование словами «никто не рассказал бы тебе правдивее о том путешествии Тора».

скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть картинку скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Картинка про скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

Концепция Orbis Alius в сравнительной мифологии

Понятие Orbis Alius в научный оборот ввел римский поэт Лукан, описывая кельтскую мифологию. С латинского Orbis Alius переводится как «другой мир» или «другие земли». После Лукана термин стал активно использоваться сначала в философии, затем в религиоведении и наконец в теории мифологии, в частности – в сравнительной мифологии.

Сравнительная мифология – специфическое направление культурологии, изучающее мифологическое наследие разных народов в контексте общих черт, пересекающихся сюжетов и архетипов. Помимо Orbis Alius, в сравнительной мифологии есть и другие концепции, например – Axis Mundi («ось мира», Иггдрасиль у скандинавов) и Deus otiosus («небесный отец», изначальный демиург, у скандинавов – Один, Вили и Вё). «Миф об умирающем боге», о котором я говорил в прошлой лекции на примере древнескандинавской легенды «Смерть Бальдра», тоже является одной из концепций сравнительной мифологии.

Под понятием Orbis Alius в сравнительной мифологии понимают другой мир в самом широком смысле – это может быть мир богов, духов, других народов или даже мир мертвых. При этом концептуально вдвойне интересны мифы, где в другой мир попадают не смертные, а боги (как в случае с Тором), потому что другой мир для богов – это принципиально иной хронотоп, в который человек при обычных обстоятельствах вообще не должен и не может попасть (Тьяльви и Рёсква попадают в Утгард только благодаря Тору).

скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть картинку скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Картинка про скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

Концепция Orbis Alius всегда включает путешествие героя в нетипичную для него среду, принципиально отличающуюся от «обычного» мира. В сравнительной мифологии такие путешествия принято делить на три типа:

Возможно, стоит пояснить понятие «хронотоп». Если подойти к пояснению максимально просто, то по М.М. Бахтину это «времяпространственная» координата, отражающая восприятие мира субъектом повествования. Бахтин использовал термин в литературоведении, но я давно и довольно успешно применяю его в культурологическом контексте как определение мифологической локации.

скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть картинку скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Картинка про скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

«Путешествие Тора в Утгард» как нетипичный пример Orbis Alius

Миф о том, как Тор, Локи, Тьяльви и Рёсква побывали у Утгарде – это пример Orbis Alius, когда герой попадает в «другой мир». Причем Утгард – это другой мир в полном смысле, он не упоминается в эддических тексах при описании девяти миров Иггдрасиля, потому что находится за пределами скандинавской космогонии, на что указывает его название – с древнескандинавского «утгард» переводится как «за оградой» или «внешнее огороженное пространство».

Скандинавоведы довольно успешно проводят аналогии между другими мирами Иггдрасиля и регионами, с которыми исторически контактировали скандинавы. Например, ванахейм, расположенный на востоке – это вполне вероятно Гардарика («страна городов», Русь), а Муспелльхейм, мир жара, которым правит черный великан Сурт, это Северная Африка, в которую викинги тоже заплывали и неоднократно. Но найти привязку к Утгарду до сих пор не удалось, и что интересно – миф «Путешествие Тора в Утгард» является одним из центральных в «Младшей Эдде», но больше ни один текс не дает на него даже косвенной отсылки. С другой стороны, Один сразу поясняет этот момент Ганглери, и хотя это объяснение мифологического персонажа о мифологическом персонаже, справедливо предположить, что подоплека легенды может быть именно такой – речь идет о событии, о котором по той или иной причине не принято было говорить.

Другой важный нюанс – полной аналогии этого мифа в других культурах мы не находим, потому что в действительности это единственное путешествие Тора, в котором он описан вовсе не всепобеждающим и могучим героем. Его обманывают, они проигрывает (пусть даже в состязаниях, в которых невозможно победить). Во всех остальных мифах (та же «Рыбалка Тора», которая как раз следует за путешествием в Утгарда) могучий ас так или иначе одолевает своих недругов. Причем порой он побеждает действительно сильно и потенциально непобедимых существ (например магического голема Хрунгнира).

Но путешествие в Утгард выделяется среди всех этих мифов, почему – у скандинавоведов нет четких теорий на этот счет. Есть гипотезы. Например, по одной из версий, миф об Утгарде не встречается ни в одном другом тексте потому, что является придумкой самого Снорри Стурлусона, который, будучи христианином, не мог упустить случай очернить языческого бога. Так как Снорри также был отменным лингвистом, для него не составило бы труда написать миф, идентичный по стилистике другим эддическим мифам. Тем более, что самые древние варианты всех этих текстов мы получили как раз в виде его переводов.

Аналогичным образом некоторые исследователи считают неоригинальными миф о Фрейе и Брисингамене и миф об убийстве сыновей Локи. Но однозначного ответа мы не можем дать, какими бы логичными не выглядели эти версии.

Аналогии в других культурах

Первое, что вспоминается, это путешествие Одиссея, царя Итаки, описанное в эпической поэме Гомера. Одиссей во время своих странствий попадает во множество «других миров», в их числе – страна лотофагов, остров циклопов, Эолия (остров бога Эола), страна лестригонов, остров, зачарованный волшебницей-иллюзионисткой Цирцеей и тд.

скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть картинку скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Картинка про скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

Также из греческой мифологии сразу приходят на ум двенадцать подвигов Геракла. Хотя здесь стоит оговориться – одиннадцать подвигов Геракл совершается в различных регионах Греции и только один (Яблоки Гесперид) приводит его в «другой мир», мистический сад на краю ойкументы, где Атлант держит на своих плечах мир.

В Египетской мифологии много эпизодов, где боги (не смертные) оказываются в «другом мире». Но это всегда катабасис, потому что у древних египтян космогоническая концепция подразумевала всего два мира – мир смертных и дуат, мир мертвых, которым правил Осирис. Остальные боги при этом жили вместе со смертными, а не в каком-то отдельном мире.

У материковых кельтов «другой мир» тоже был миром мертвых, который одновременно выступал царством богов. Однако у островных кельтов (пикты, круитни и др.) все несколько интереснее – в ирландских мифах, которые как раз представляют собой фольклорное кельтское наследие, упоминается некий «мир фоморов». Фоморы представляются демонами, злейшими врагами людей и богов, потомками темной богини Домну. Позже, когда Племена богини Дану (боги) проигрывают войну Сыновьям Миля (людям), они занимают мир фоморов и называют его Ши. По одним мифам Ши находится «в холмах», по другой – «за морем» и им правит бог Мананнан, также есть легенды, описывающие Ши как «прекрасный мир юности».

скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть картинку скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Картинка про скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

Книга-эпос «Пополь-Вух», записанная народом киче и предположительно основанная на фольклоре народа майя, имеет множество эпизодов с путешествием в «другой мир» (не загробный). Почти все эти эпизоды связаны с «божественными близнецами», богами Хунахпу и Шбаланке. Это так называемые боги третьего поколения в майянской культуре, по происхождению они дети богов, но в остальном подобны смертным. Близнецы переживают множество приключений, очищая мир от зла, в частности – они попадают в «демонический мир», который называет Дом Мрака. И это путешествие заканчивается печально – Хунахпу и Шбаланке не проходят испытание демонов и их приносят в жертву.

Еще вспоминается путешествие царя Райвате Какудми в мир Брахмы из индуистской мифологии. Этот миф упоминается в «Махабхарате», а мир Брахмы там назван Брахмалоку. Хотя Какудми был там «недолго», на земле в это время прошло 108 лет. И у этой легенды есть аналог в японской мифологии – путешествие Урасима Таро к подводному дракону Рюдзин. Герой пробыл у дракона (который выступает одним из демиургов) три года, а в земном мире прошло 300 лет.

скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Смотреть картинку скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Картинка про скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард. Фото скандинавские мифы сказание о путешествии тора в утгард

Более близких аналогий мне не удалось найти. То есть миф «Путешествие Тора в Утгард» среди всех скандинавских мифов стоит особняком – в других культурах есть лишь относительно похожие эпизоды. В этом смысле его можно противопоставить мифу о смерти Бальдра, для которого очевидна общая индоевропейская мифологическая концепция.

Сам Утгард близок к миру кельтских фоморов, но мир фоморов динамичен, смертные и боги часто с ним взаимодействуют и он не выступает каким-то исключительным явлением, с которым сложно войти в контакт. Более того – мир фоморов имеет однозначно негативную характеристику, тогда как Утгард мистичен и непонятен.

С Домом Мрака из «Пополь-Вух» Утгард тоже сложно сравнить, но в основном потому, что в майянском эпосе не дается конкретных описаний и характеристик этого странного места. Некоторые эпизоды из «Одиссеи» можно было бы соотнести с Утгардом, особенно остров иллюзионистки Цирцеи. Но разница в том, что Одиссей посещал реальные исторически локации, просто у Гомера они населены мифическими существами. А вот сад Гесперид из мифов о Геракле – это уже эталонный otherworld, однако Геракл раскрыл обман Атланта и перехитрил его, а Тора на протяжении всей истории Утгарда-Локи с легкостью водит за нос.

В заключении упомяну версию, согласно которой миф об Утгарде не поздний, придуманный христианскими переводчиками, а наоборот – более ранний. Предположительно, он может быть связан с другим мифом, по которому асы не убивают сыновей Локи и не пленяют его, а изгоняют из Асгарда. Изгнанный Локи в итоге создает собственный мир за пределами Иггдрасиля, скрытый от взоров Одина и Хеймдалля. Версия кажется интересной, но, к сожалению, не имеет даже косвенных подтверждений.

Источник

Путешествие Тора в Утгард: Сказка

Тору часто приходилось слышать, что на востоке, в стране великанов, есть чудесное королевство Утгард и что в нем живут могущественнейшие волшебники, которых еще никто не смог победить. Не мудрено, что ему захотелось побывать там, чтобы испытать силу. Вернувшись обратно после поездки к Триму, он стал немедленно собираться в дорогу, предложив богу огня снова ему сопутствовать. Локи, который любил всякие приключения не меньше самого Тора, охотно согласился, и оба Аса, усевшись в колесницу бога грома, отправились в путь.

Боги ехали целый день. Наконец, когда солнце уже спряталось за горами, они увидели в поле одиноко стоявшую хижину и решили в ней остановиться. В хижине жил бедный крестьянин Эгил со своей женой, сыном Тиальфи и дочерью Ресквой. Он радушно принял Асов, но пожалел, что ничем не может их угостить.

— Вот уже два дня, — сказал он, — как мы сами ничего не ели, и в нашем доме вы не найдете ни крошки хлеба.

— О еде не беспокойся, — отвечал ему Тор, — ее хватит на всех.

Он выпряг из колесницы обоих козлов, зарезал их и втащил в дом. Тут он содрал с них шкуру, а туши положил вариться в большей котел. Когда мясо было готово, Тор пригласил крестьян поужинать вместе с ним и с Локи. Голодные люди с радостью согласились и жадно набросились на еду. Боги скоро наелись и пошли спать, но перед тем как уйти, Тор расстелил на полу козлиные шкуры и, обращаясь к крестьянам, сказал:

— Я разрешаю вам съесть сколько угодно мяса, но смотрите, не трогайте костей, а сложите их все до единой в эти шкуры, иначе я вас жестоко накажу.

— А ведь кости-то вкуснее всего, — тихо шепнул Локи на ухо Тиальфи, прежде чем последовать за своим спутником.

Продолжать путешествие в колеснице, пока у козла не зажила нога, было нельзя, поэтому Тор оставил Тангиоста и Тангризнира у Эгила, а сам вместе с Локи и своими новыми слугами пошел дальше пешком. Достигнув берега огромного моря, которое отделяет землю от страны великанов, путники построили себе лодку и поплыли, держа курс на восток.

Через несколько дней на рассвете они уже благополучно пристали к берегу Йотунхейма. Тут они снова пошли пешком и вскоре добрались до высокого дремучего леса. Они шли по нему целый день, но казалось, что ему не будет ни конца, ни края. Наступил вечер, и Тор уже думал, что им придется заночевать на голой земле, как вдруг он наткнулся на большую хижину. В этой хижине было всего три стены и потолок, но путешественники так устали, что не обратили на это внимания. Все четверо наскоро поужинали той провизией, которая была в котомке Тора, и легли спать.

— Меня зовут Скримир, — отвечал тот. — А о твоем племени мне не нужно и спрашивать: ты, конечно, Тор. Но постой, куда же делась моя рукавица?

Он нагнулся, и Тор увидел, что та хижина, в которой они провели ночь, была огромная рукавица, а небольшая пристройка, в которой они позднее прятались, — ее большей палец.

— Куда ты направляешься, Тор? — спросил его Скримир.

— Я хочу побывать в королевстве Утгард, — отвечал бог грома.

— В таком случае, давайте позавтракаем, — сказал великан, — а потом, если не возражаешь, пойдем вместе. Я как раз иду в ту же сторону.

Тор согласился. Скримир сел на землю, развязал свою котомку и спокойно принялся за еду. Видя это, путешественники последовали его примеру. После завтрака великан сказал:

— Давайте сюда вашу котомку, я понесу ее вместе со своей.

Тор не стал возражать. Скримир вложил его котомку в свою, затянул ремнями, взвалил себе на спину и пошел. Он делал такие огромные шаги, что Тор и его спутники с трудом поспевали за ним. Скримир остановился остановился только под вечер. Скинув котомку на землю, он не спеша улегся под огромным дубом.

— Я так устал, — сказал великан, — что не хочу есть, а если вы хотите, то развяжите котомку и берите из нее все что вам надо.

С этими словами Скримир тут же заснул и оглушительно захрапел. Тор подошел к котомке великана и попытался развязать стягивающие ее ремни. Целый час голодный Ас пыхтел и обливался потом, но все было напрасно. Тогда он пришел в ярость и, забыв всякую осторожность, подошел к Скримиру и ударил его молотом по голове.

— Кажется, на меня с дерева упал лист?

— Ну что, Тор, вы уже поужинали? В таком случае ложитесь спать. Завтра нам предстоит длинный путь.

И он опять захрапел. Тор, Локи, Тиальфи и Ресква легли под соседним деревом, но спать они не могли. Бог грома был вне себя от гнева. В середине ночи он встал, опять подошел к Скримиру и с размаху ударил его молотком по темени. Он почувствовал, что молот глубоко ушел в голову великана, но тот только потянулся, зевнул и проговорил сонным голосом:

— На меня что-то упало. Наверное, желудь. Ты не спишь, Тор? Разве уже пора вставать? Ведь еще совсем темно. — До утра еще далеко, — отвечал ему Тор, — и ты можешь спать спокойно. Я сейчас тоже снова лягу.

Скримир снова закрыл глаза, а Тор в смущении пошел под свое дерево. В первый раз в жизни ему пришлось встретить великана, против которого оказался бессильным его Мйольнир. Вскоре начало светать, и тогда Тор все же решил сделать еще одну попытку. Он осторожно подкрался к Скримиру и изо всех сил ударил ударил его молотом в висок. На этот раз Мйольнир по рукоятку ушел в голову исполина. Великан проснулся, провел рукой по виску и воскликнул:

— Неудачное место выбрал я для ночлега! Наверное, на ветвях дерева сидят птицы. Только что целый сучок упал мне на голову. Эй, Тор! Пора вставать! Уже совсем рассвело.

С этими словами Скримир поднялся, развязал свою котомку, достал из нее котомку Тора и отдал ее остолбеневшему от удивления богу грома.

— Давайте завтракать, — сказал он, — а затем скорее в путь.

Путешественники, растерянно переглядываясь, принялись за еду и поели за два дня сразу. Потом Скримир снова пошел вперед, а Тор и остальные — за ним. Часа через два они наконец постигли опушки леса.

— Ну, — сказал Скримир, — если вы все еще хотите попасть в страну Утгард к нашему королю, то вам следует идти отсюда на восток, а мне нужно на север. Примите же от меня совет. Я слышал, как вы говорили между собой что не считаете меня очень маленьким. Знайте же, что в замки нашего короля есть люди еще покрупнее меня, так что не слишком надейтесь на свои силы. До свидания.

Сказав это, Скримир быстро пошел на север, а четыре путника еще долго смотрели ему вслед, искренне желая никогда больше его не видеть.

Несмотря на предостережения Скримира, Асы продолжали путь и уже около полудня увидели перед собой огромный замок, окруженный высокой железной решеткой. В ней были сделаны ворота, но они оказались на запоре. К счастью, прутья решетки так далеко отстояли друг от друга, что все четверо легко пролезли между ними. Тор смело распахнул двери замка и вошел внутрь, сопровождаемый Тиальфи и Ресквой. Локи из предосторожности держался немного позади. Они оказались в огромном зале, посреди которого сидел сам король страны Утгард — Утгардалоки. Около него стояло много много великанов, и все они с изумлением смотрели на пришельцев.

— Привет тебе, Тор! — медленно проговорил Утгардалоки. — Я рад видеть тебя и твоих спутников, но знаешь ли ты, что по нашему закону здесь имеют право быть только те, кто проявит себя в каком-нибудь деле, или искусстве и занял в нем первое место? Чем же можете похвалиться вы все?

— В стране Асов, — сказал Локи, стоявший позади Тора, — нет никого, кто бы ел быстрее меня.

— Это большое искусство, — ответил Утгардалоки, — и если ты сказал правду, то будешь окружен у нас почетом. Сейчас мы устроим тебе состязание с одним моим человеком, которого зовут Логи.

Утгардалоки хлопнул в ладоши, и его слуги сейчас же внесли в зал огромное корыто с мясом. Корыто поставили на пол. Локи и Логи сели друг против друга и по знаку короля Утгарда начали есть. Уже через несколько минут они встретились как раз в середине корыта, но Локи съел только мясо, тогда как Логи сожрал и мясо и кости да еще и половину корыта впридачу. Поэтому, он был объявлен победителем.

— Не очень быстро едят боги, — с насмешкой сказал Утгардалоки. — Ну, а что же может делать этот юноша, которого, кажется, зовут Тиальфи?

— В Митгарде говорят, что я бегаю быстрее всех, — отвечал Тиальфи, удивленный тем, что великан знает его имя.

— Хорошо, — сказал Утгардалоки. — Мы проверим и это.

Все вышли из замка. Перед ними расстилалось поле с широкой, хорошо утоптанной дорогой. Здесь и должно было произойти состязание. Утгардалоки вызвал из толпы своих приближенных юношу, по имени Гуги, и приказал ему бежать наперегонки с Тиальфи. Затем Утгардалоки махнул рукой и бегуны устремились вперед. Тиальфи бежал очень быстро, но Гуги все же сумел обогнать его на один шаг.

— Попробуем еще, — сказал Утгардалоки.

Тиальфи и Гуги побежали снова, но на этот раз Тиальфи отстал от своего противника же на расстояние полета стрелы. Третья попытка была для Тиальфи еще более неудачной. Он не пробежал и половины пути, как его противник был уже у цели.

— Видно, что бегают у вас так же, как и едят, — усмехнулся Утгардалоки. — Ну, а ты, Тор? Что ты умеешь делать?

— Среди Асов утверждают, что никто не может пить так, как я, — отвечал Тор.

— Вот это искусство так искусство! — воскликнул Утгардалоки. — Что ж, пойдем назад в замок. Там ты покажешь, как пьют в Асгарде.

Все вернулись обратно в зал. Утгардалоки отдал приказ своему виночерпию, и тот поднес Тору длинный и узкий рог, до краев наполненный водой.

— Слушай, Тор, — сказал Утгардалоки, — некоторые из нас осушают этот рог в один прием, а большинство — в два. Только самые слабые люди Утгарда выпивают мой рог в три приема, но ты, конечно, осушишь его сразу.

Хотя рог и был очень длинен, он не показался Тору большим. Бог грома приставил его к губам и стал тянуть что было силы. Наконец он остановился, чтобы перевести дух, и, к своему величайшему удивлению, увидел, что количество воды в роге почти не убавилось.

— Ты слишком много оставил на второй раз, — заметил Утгардалоки. — Постарайся же теперь не ударить лицом в грязь.

Тор снова приложил рог к губам и пил до тех пор, пока у него не перехватило дыхание. Однако на этот раз воды в роге убавилось еще меньше, чем в первый.

— Плохо ты пьешь, — сказал Утгардалоки. — Теперь, чтобы стяжать у нас славу, тебе придется проявить свое искусство в чем-нибудь другом.

Взбешенный Тор в третий раз попытался осушить рог. Он пил так долго, что у него перед глазами пошли круги, но так и не осушил рога, хотя теперь воды в нем было уже заметно меньше.

— Довольно, — сказал Утгардалоки. — Я думаю, что ты сам видишь, что у нас пьют не так, как в Асгарде. Скажи-ка лучше, что ты еще умеешь делать?

— Я бы охотно показал вам свою силу, — проворчал Тор.

— Пожалуйста, — отвечал Утгардалоки. — Молодые люди моей страны обычно пробуют свою силу, подымая кошку. Конечно, это забава не для взрослых, но после того, как ты так плохо пил, я боюсь, что она будет тебе не под силу.

В эту минуту в зал вошла большая серая кошка. Тор подошел к ней, обхватил ее обеими руками и попытался поднять, но, как он ни пыхтел, как ни старался, кошка не сдвинулась с места и только одна ее лапа оторвалась от земли.

— Так я и думал, — засмеялся Утгардалоки. — Да это и понятно: кошка большая, а Тор маленький. Где ему поднять такого зверя!

— Может быть я и маленький, — вскричал Тор вне себя от гнева, — но я все же берусь побороться с любым из вас, несмотря на ваш рост.

— Прежде чем бороться с нами, — сказал Утгардалоки, — я советую тебе сначала попробовать свою силу на моей старой кормилице, Элли. Если ты ее поборешь, я готов признать, что ты не так слаб, как я думаю. Если же она с тобой справится, тебе нечего и думать о том, чтобы состязаться с настоящими мужчинами.

Тут он хлопнул в ладоши и громко позвал:

На его зов в зал вошла дряхлая, сморщенная старуха и спросила, чего ему надо.

— Я хочу, чтобы ты поборолась с моим гостем, — отвечал Утгардалоки. — Он хвалился своей силой, и мне интересно посмотреть, сможет ли он справиться с тобой.

Тор схватил Элли поперек туловища и хотел сразу же положить ее на обе лопатки, но она устояла и, в свою очередь, с такой силой сжала его своими руками, что у него перехватило дыхание. Чем больше старался Тор, тем крепче становилась старуха. Внезапно она сделала ему подножку, и не ожидавший этого бог грома упал на одно колено.

Утгардалоки, казалось, был очень удивлен, однако он ничем не выдал этого и, обращаясь к богу грома, сказал:

— Ну, Тор, теперь ты и сам видишь, что тебе незачем мериться с нами силой, не можешь ты и оставаться дольше в моем замке. Но я все же слишком гостеприимный хозяин, чтобы отпустить вас голодными, а поэтому давайте обедать.

Тор молча опустил голову: ему было стыдно, что он не мог произнести ни слова.

Утгардалоки на славу угостил своих гостей, а после обеда сам пошел их провожать. Когда они вышли из замка, он спросил:

— Ну как, Тор, доволен ли ты своим путешествием и понравилась ли тебе у нас?

— У вас мне понравилось, — отвечал Тор, — но не могу сказать, чтобы я был доволен своим пребыванием в вашей стране. Еще ни одно путешествие не кончалось так бесславно.

— А я, Тор, даже и не подозревал, что ты так могуч, — улыбаясь, сказал Утгардалоки, — а то бы не видеть тебе моего замка! Теперь, когда вы из него уже вышли, я могу открыть тебе, что ты с самого начала был обманут. Великан Скримир, повстречавшийся с тобой в лесу, был я сам. Мою котомку ты не мог открыть потому, что ремни на ней были заклепаны железом, а когда ты бил меня своим молотом, я подсунул тебе вместо себя обломок скалы. Может быть, ты заметил в моем замке большой камень с тремя глубокими впадинами? Это следы твоих ударов. Локи ел очень быстро, но Логи, с которым он состязался, был сам огонь, а ты знаешь, что огонь прожорливее всех на свете. Тиальфи замечательный бегун, но перегнать Гуги он не мог, потому что Гуги — это мысль, а мысль быстрее любого бегуна. Рог, из которого ты пил, другим концом был соединен с мировым морем. Осушить это море, конечно, нельзя, но ты выпил из него столько воды, что оно обмелело, как при сильнейшем отливе. Подымал ты вовсе не кошку, а змею Митгард. Она обвивает кольцом весь мир, а ты поднял ее так, что она только кончиком своей морды и кончиком хвоста еще касалась земли. Самое трудное испытание ты выдержал тогда, когда боролся со старухой Элли. Элли — это старость. Ты знаешь, что она любого человека кладет на обе лопатки, ты же упал перед нею только на одно колено. Теперь, Тор, я сам убедился в твоей силе и от всей души желаю никогда больше тебя не видеть. Прощай!

Весь красный от охватившего его гнева, Тор схватил свой молот, но Утгардалоки внезапно исчез. Вместе с ним исчез и его замок, и на том месте, где он стоял, перед глазами Тора и его спутников простиралось только равное поле.

Так закончились похождения Тора в страну Утгард.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *