скандинавские мифы 9 миров
Миры скандинавской мифологии
Девять миров — одно из первых явлений с которым стоит познакомиться перед погружением в большой интересный и жестокий мир скандинавской мифологии.
Сейчас я расскажу тебе о всех девяти мирах скандинавской мифологии. Мой раздел северная мифология славится интересными историями, поэтому устраивайся поудобнее.
В древние времена, когда не было ни одного живого существа. В непроглядной бездне Гинунгап стояли два первейших мира:
Однажды, первейшие миры соприкоснулись. Из яростного огня и спокойного хлада родилось первое бесполое существо — великан Имир. Имир стал прародителем всего живого. И боги и великаны и мы, люди — все обязаны своим рождением этому существу.
Всего миров в скандинавской мифологии — девять. все они, кроме древнейших Муспельхейма и Нифлхейма были созданы богом Одином и его братьями Вили и Ве. Располагаются миры вертикально на трех больших уровнях — по три мира в каждом:
Верхние миры — небесные:
Средние миры — земные:
Нижние миры — подземные:
Верхние миры
На самом верху, среди гигантских ветвей и зелёных листьев мирового ясеня, располагаются три священных верхних мира — обители скандинавских богов и светлых альвов или эльфов. Миры великие и недоступные.
I. Асгард
Не все знают, но скандинавские боги издавна разделились на два лагеря:
К асам относятся такие известные боги как Тор — громовержец, Тюр — бог воинской храбрости, Бальдр — бог весны и красоты и многие другие. Во главе асов стоит Один всеотец.
В Асгарде боги живут и занимаются ежедневными делами, проводят собрания и решают важные вопросы, защищаются от нападений великанов и чудищ.
Окружает мир асов большая стена, которую возвел великий строитель. С другими мирами Асгард соединяет радужный мост Биврёст и охраняет его Хеймдаль — страж богов.Постоянно подвергается обитель асов нападениям со стороны великанов и чудовищ. Но не преступны его стены, пока стоит на страже Тор со своим молотом.
II. Ванахейм
Ванахейм — мир ванов, богов плодородия. Готов поспорить, не отыщешь ты полей урожайнее, земли живее и воды чище чем в Ванахейме. Воздух здесь такой свежий — что не растения, не животные не знают болезней.
Живут здесь ваны — боги плодородия. Занимаются они землей, домашними животными и дикими зверьми. Существуют они с природой в дружбе и согласии, а всего их пятеро:
III. Альвхейм
Альвхейм или Льюсальвхейм — мир светлых альвов или эльфов. Высокие изящные создания, великие музыканты поэты и художники. Способные мастера и волшебники. Правит ими Вёлунд — небесный кузнец. Предметы выкованные в его кузнице — настоящие произведения искусства.
Открытые светлые луга Альфхейма сменяются густыми тёмными лесами из громадных деревьев на которых и селятся эльфы. Нигде не встретишь ты таких необычных растений и животных, как здесь. Всё красиво и изящно в этом мире.
В самой скандинавской мифологии упоминаний и сюжетов связанных с эльфами совсем немного. Зато существует огромное количество норвежских и исландских сказок на эту тему. О самых известных из них я поведаю тебе в большом грядущем разделе моего дневника, который будет называться «сказки и рассказы».
Средние миры
От светлых верхних миров, спускаемся к его стволу. К мирам более близким и постоянным. Именно вокруг ствола Иггдрасиля расположились средние миры. Миры не такие величественные, но не менее значимые. Именно здесь — на земном уровне, согласно скандинавской мифологии, живем мы — люди.
IV. Мидгард
Старый добрый Мидгард — мир смертных. Ежедневная людская суета в больших городах и крепостях. Размеренная спокойная крестьянская жизнь на окраинах. Постоянные междоусобицы между жаждущими власти и земель ярлами. Политические интриги, морские набеги и путешествия, бесконечная торговля и грабежи. Всё как обычно — это наш мир.
V. Ётунхейм
В скандинавских мифах Тор и Локи часто посещают Утгард в своих приключениях. А здешние великаны постоянно норовят пробраться в Асгард и заполучить его богинь и его сокровища.
VI. Муспельхейм
Царство огня — нет мира жарче и опаснее. Выжженная земля, бездонные провалы и трещины, реки лавы и пробужденные вулканы. Посреди большого раскаленного поля стоит великан Сурт — огненный правитель Муспеля.
Во время Рагнарёка поднимет он свой гигантский меч, позовет за собой своих сыновей — огненных и лавовых чудищ и великанов. И двинется войско огня на Асгард.
Нижние миры
Среди корней Мирового дерева, собрались три подземных мира. Тёмные, далекие и опасные.
VII. Свартальвхейм
Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.
Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.
VIII. Хельхейм
Смерть, тишина и могильный холод. Большая каменная крепость — обитель мертвых. Богиня Хель забирает в свое царство всех умерших от старости, болезни и голода.
Большие высокие стены окружают её дворец. Тяжелые железные решетки закрывают двери и окна. Ледяным туманом зовет она свои пустые покои. Огромная решетка закрывающая проход в царство богини смерти Напастью зовется.
Сидит подле неё огромный пёс — Гарм. Охраняет пёс царство мертвых. Есть у богини слуги-мертвецы Бездельник и Лежебока. Любые приказы выполняют они для Хель.
Так и правит Нижним миром Хель — богиня смерти. Забирает она к себе людей умерших от болезни, старости и голода. И с каждым днем все больше и больше растет войско мертвецов. Как и сила её.
IX. Нифлхейм
Царство вечного мрака и холода — тёмный мир. Нифлхейм — древний мир первичного льда и тьмы. Мир давший начало всему живому. Бесконечные пустоши и ядовитые реки. Ни единой души не встретишь в этом мире — он есть сама пустота и одиночество.
А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Если понравилось — заглядывай ко мне почаще. Я еще о многом могу рассказать.
Запись украшают работы художников:
Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.
9 Миров в Скандинавской мифологии — описание + история сотворения мира
Приветствуем вас, друзья! В древние времена у любого народа существовали свои представления о том, как устроена Вселенная, каким образом и благодаря кому зародилась жизнь на земле.
В скандинавской мифологии изложена интересная точка зрения на этот счет. Люди, заселявшие северные территории, верили, что существует 9 миров, а вся Вселенная – это невероятных размеров ясень, названный Иггдрасилем.
Описание всех миров и их жителей присутствует в старых мифологических текстах. Там же легко отыскать и легенду о том, как из условного ничего возникли и миры, и жизнь как таковая.
Давайте же вместе с вами окунемся в северную мифологию – совершим путешествие по девяти мирам, увидим собственными глазами Мировое древо и узнаем, благодаря кому (или чему) зародилась жизнь во Вселенной.
История сотворения мира
В незапамятные времена не было ни людей, ни животных. Ветер не шумел зеленой листвой деревьев. На небе не сияли ни звезды, ни солнце. Существовала лишь темная пустота – вечно голодная бездна, имя которой – Гиннунгагап.
На юге утыкалась бездна в Муспелльхейм – место, где царил хаос, где ярко сиял огонь, а воздух был вязким и душным. На севере тонула бездна в серых туманах и холодных снегах. Там простиралось царство вечного льда – Нифльхейм.
В самое сердце Гиннунгагапа струилось одиннадцать рек, носящих единое название – Эливагар. Они брали свое начало в источнике Хвельгермир, что бил в глубине Нифльхейма. Над речными мутными водами клубился ядовитый туман, сама же жидкость в реках была ледяной.
Постепенно на севере темной пустоты-бездны образовались глыбы льда. Их покрывал колючий искрящийся иней. Зародился лед от испарений, поднимающихся с поверхности одиннадцати рек.
Со стороны Муспелльхейма до центра Гиннунгагапа долетали всполохи огня, горячие искры, пепел и жар. Над бездной то и дело проносился обжигающий ветер.
Местом, где вне времени и пространства появилась первая жизнь, и стала ненасытная бездна. Там, где лед и пламень сталкивались, вступая в вечный бой, появилась талая вода. Из нее, в окружении жара и холода, возникло существо огромных размеров. Это был Имир – первый и самый большой великан.
Имир по своей природе, если можно так выразиться, был примитивен. Он очень медленно пробуждался к жизни, не спеша выйти из анабиозного состояния.
Одновременно с этим из вязкого тумана в Гиннунгагап снизошла священная корова, получившая имя Аудумла. Из вымени коровы текло горячее, сладкое молоко. Оно разливалось четырьмя реками.
Едва молоко коснулось губ Имира, исполинский великан начал жадно пить. Он долго не мог утолить ни голод, ни жажду, припав шершавыми губами к вымени священной коровы, которая в это время меланхолично слизывала соль с камней и кусков льда.
Насытившись сладким горячим молоком, Имир перевернулся на другой бок и крепко уснул. Из-за жара, что долетал из Муспелльхейма, великан начал сильно потеть.
Благодаря поту в его подмышках зародилась новая жизнь – появились первые мужчина и женщина, о дальнейшей судьбе которых ничего неизвестно.
В ногах спящего гиганта родилось чудовище с шестью головами – сын Имира, от которого позднее пошли все остальные великаны.
Пока Имир плыл по реке сна и не ведал о том, что происходит, Аудумла все продолжала и продолжала лизать лед и камни. Постепенно под ее языком начали проступать очертания человеческой фигуры.
Через трое суток из ледяной глыбы, облюбованной священной коровой, вышел высокий и сильный мужчина, не являющийся очередным йотуном (великаном).
Мужчина носил имя Бури. Немногим позднее у него появился сын, которого назвали Бором. Повзрослев, Бор влюбился в прекрасную великаншу – одну из дочерей шестиглавого сына Имира. Звали ее Бестла.
У Бора и Бестлы родилось трое детей – все мальчики. Они стали первыми богами, которые и сотворили 9 миров. Звали их Один, Вили и Ве.
Долгое время в Гиннунгагапе, Мупелльхейме и Нифльхейме господствовали великаны. Они несли хаос и вовсе не думали о развитии Вселенной. Один, Вили и Ве, еще будучи детьми, поклялись, что вырастут и уничтожат Имира, после чего положат конец царствованию великанов. В итоге так и случилось.
После долгого боя с Имиром первые боги сумели одолеть великана исполинских размеров. Из громадного тела мертвого Имира вырвался горячий поток крови.
В нем потонули почти все потомки йотуна, выжила только семья великана Бергельмира. От детей Бергельмира и берет свое начало род инеистых великанов (йотунов), которых также называют хримтурсами.
Один и его братья решили сотворить Вселенную из тела убитого Имира. Кровь, вытекшая из трупа, стала реками, морями, океанами. Плоть йотуна превратилась в землю (почву).
Из костей и зубов Имира боги сделали камни, скалы и горы. Борода и волосы великана превратились в цветы, травы, деревья. Гигантский череп йотуна стал небосклоном, который с четырех сторон света держат карлики, его мозги обратились облаками.
Пока три бога-брата занимались созданием Вселенной, в останках Имира появились трупные черви. Когда Один, Вили и Ве заметили их, они не стали убивать червей.
Одну часть из них боги превратили в цвергов – карликов, которых называют еще черными альвами. Вторая часть обратилась прекрасными эльфами – светлыми альвами.
Желая подчинить себе время, северные боги пробрались в Муспелльхейм и выкрали оттуда угли и искры. А после разместили их на небосводе, окрестив звездами. Самая яркая искра превратилась в солнце, сияющее днем. Самый большой уголь стал луной.
Затем боги обратились с просьбой к великанше по имени Нотт (Ночь). Они попросили ее пробегать по небу, чтобы на время затмевать сияние солнца. У великанши был сын – Даг (День), который занимал место матери на небе ранним утром.
Подумав, Один со своими братьями разделил год на две части. Первую часть они отдали Зиме – инеистой великанше, отличающейся скверным характером и холодным сердцем. Вторая часть досталась Лету – юному и прекрасному божеству.
На задворках неба первые скандинавские боги посадили орла по имени Хресвельг. В его обязанности входило создавать ветер. Благодаря этому ветру из глубины мирового океана, опоясывающего созданный мир, приплыло два дерева – ива и ясень.
Из их стволов Один, Вили и Ве создали мужчину, дав ему имя Аск, и женщину, которую стали называть Эмблой.
После рождения людей боги поняли, что для них необходимо сотворить отдельный мир. Тогда они возвели неприступную стену, а территорию, которую она окружала, назвали «серединной землей» – Мидгардом. Так появился один из 9 миров в скандинавской мифологии.
Многим позднее у Мундильфари – потомка Аска и Эмблы – родилось двое детей: мальчик и девочка. Они были столь прекрасны, что счастливый отец решил дать им имена – Муни (Месяц) и Соль (Солнце).
Прознав об этом, боги отняли у Мундильфари его детей и велели им днем и ночью проезжать по небу. Соль с раннего утра и до вечера управляла золотой солнечной колесницей. Муни катился по небосклону в повозке в ночное время суток и тянул за собой Луну.
Такова краткая история зарождения мира как такового, описанная в скандинавских мифах. В представлении древних северных народов в созданном богами общем мире существовало еще 9 миров поменьше, объединенных древом Иггдрасиль.
Структура мира
Иггдрасиль – Мировое Древо – невероятных размеров ясень. В его кроне обитают дивные олени, которые поедают листву дерева. Им помогает божественная коза, прыгающая на потолке Валльгалы – огромных залов в чертогах Одина, где павшие в бою самые доблестные войны пируют и отдыхают.
На верхних ветвях древа гордо восседает священный Орел. К нему то и дело подбегает белка Рататоск, которая грызет кору ясеня.
Рататоск также передает Орлу скверные послания от Нидхёгга – гигантского страшного дракона, пожирающего вместе с другими драконами и змеями центральный корень Иггдрасиля, уходящий в глубину Нифльхейма.
Два других могучих корня Мирового Древа тянутся в мир асов и в Гиннунгагап, извиваясь в мире йотунов. Возле каждого из трех корней существуют волшебные источники: Урд в стране асов, источник Мимира в мире великанов и Хвергельмир или «Кипящий котел» в царстве холода и льда.
В мифах не сказано, откуда появился Иггдрасиль. Считается, что только мудрые Норны и великан Мимир знают истину. Однако они хранят молчание, не желая раскрывать эту тайну. Огромные ветви Древа, гниющего и умирающего изнутри, касаются каждого из 9 миров (великих стран), существующих во Вселенной.
Асгард — там, где живут асы
Прекрасный, наполненный магией божественный мир окружен неприступной стеной. Она защищает богов и их чертоги от злобных инеистых великанов.
Страной, где живут асы во главе с Одином, является Асгард. Дословно название переводится как «жилище богов». Здесь бьет источник судьбы (Урд), подле которого живут мудрые Норны, раскинулось поле Идавёлль.
Попасть в Асгард могут только боги. Соединена божественная страна с миром людей радужным мостом под названием Биврёст.
У всех дворцов и усадеб, что принадлежат богам, есть свои названия. Так, к примеру, серебристые чертоги Всеотца называются Хлидскьяльв. В их центре гордо возвышается трон, с которого Один наблюдает за всеми остальными мирами.
Дворец Хеймдалля, охраняющего Биврёст, именуют Химинбьёргом. А покои прекрасной богини Фрейи носят название Фолькванг.
Первой величественной усадьбой, которую выстроили в Асгарде, стала Гладсхейм. Это место радости и веселья, здесь находятся престолы скандинавских божеств. Созданы чертоги из чистого золота.
Считается, что божественный Асгард расположен высоко над миром людей. Он притаился почти у самой верхушки Мирового Древа.
Мидгард — «Серединная земля»
Расположилась страна людей в самом центре Вселенной – в середине широкого ствола ясеня. Называется она Мидгард.
Мидгард обнесен высокой крепостной стеной, которая обеспечивает защиту людям, так как йотуны время от времени пытаются подчинить себе и этот мир. Потому иногда слово «мидгард» переводят как «серединная ограда».
Со всех сторон «Серединную землю» омывают воды мирового океана. В нем живет громадный змей – Йормунганд, кольцом опоясывающий Мидгард. Йормунганд или Змей Мидгарда – один из «чудовищных детей» бога Локи, которого Один изгнал из Асгарда.
Ванахейм — территория ванов
Ваны – вторая божественная каста, описанная в скандинавской мифологии. На заре времен между ванами и асами развязалась первая во Вселенной война. В результате нее некоторые из ванов-богов теперь вынуждены жить в Асгарде, а не у себя на родине.
Страна ванов носит название Ванахейм. Этот мир наполнен водой и магией, его стихия – воздух. Земли здесь очень плодородные. Раскинулся Ванахейм на западе от Асгарда и Мидгарда.
Ванахейм, являющийся одним из 9 миров, в северных преданиях не описывается подробно.
Альвхейм — страна светлых альвов
Божественные светлые альвы населяют мир Альвхейм (второе название: Льюсальвхейм). Находится он в восточной стороне от мира людей и мира асов. Светлые альвы не являются ни богами, ни людьми. Их предводителем выступает бог Фрейр – один из ванов.
Льюсальвхейм попал в подчинение Фрейру, когда тот был еще совсем ребенком. Другие боги подарили ему эти земли после того, как у Фрейра прорезался первый зубик.
В скандинавских мифах этот мир практически не фигурирует, потому о нем нет подробной информации.
Альвхейм — дом темных альвов
Цверги (дверги) или темные (черные) альвы-карлики населяют страну Свартальвхейм. Она входит в состав земель, которые располагаются на территории нижнего – подземного – мира. В это место не столь легко попасть, а заблудиться в подземных лабиринтах – проще простого.
Здесь всегда темно, свет и тепло дарит только огонь. Мир наполнен кузницами, в которых душно, жарко и неприятно пахнет потом. Цверги занимаются кузнечным делом, они также искусные ремесленники.
Обладая магией, подземные жители зачаровывают свои изделия, наделяя их определенной силой.
Свартальвхейм боги воздвигли одновременно с миром светлых альвов. Существует этот мир между Хельхеймом и Мидгардом.
Хельхейм — царство мертвых
Еще один подземный мир – Хельхейм (Хель, Хельгард). Расположен он на западе между миром людей, Йотунхеймом и Нифльхеймом. На «теле» Мирового Древа его изображают практически в самом низу.
Хельхейм – место, где правит дочь Локи – Хель (Хела). Она – богиня царства мертвых.
В Хельхейме мрачно, туманно, здесь нет жизни как таковой. Даже богам – асам и ванам – в этом мире становится жутковато. В Хельград отправляются души умерших, исключение составляют только воины, которые после смерти поселяются или в палатах в чертогах Одина, или во дворце Фрейи.
Вокруг Хельхейма тихо плещется темная река под названием Гьёлль. Перебраться через нее очень трудно. Любой, кто когда-либо ступил на земли царства Хель, не способен с легкостью вернуться в мир живых.
В мифах упоминается о том, что в гости к своей дочери как-то ходил Локи, но даже для него путешествие в этот подземный край оказалось непростым.
И весь мир, и реку Гьёлль охраняют два существа: жуткий пес Гарм – хтоническое божество с четырьмя глазами, которое часто сравнивают с Цербером, и великанша Модгуд, угрюмо стоящая на перекинутым через реку мосту.
Нифльхейм — туманный мир
Царство туманов или Нифльхейм является самым низшим подземным миром из 9 миров в скандинавской мифологии. Сюда не долетает солнечный свет, а холод сковывает все вокруг.
В Нифльхейме обитает страшный дракон Нидхёгг, который питается людскими и звериными трупами. Змеи, что шипят в Нифльхейме, отравляют своим ядом землю, древо Иггдрасиль, воздух.
Иногда в Туманный мир богиня Хель отправляет грешников, чьи прижизненные ужасные поступки невозможно искупить после смерти. Такие души обречены на вечные страдания: дракон рвет их на части, а змеи без устали жалят.
Муспелльхейм — огненный мир
Земли, где царствуют хаос и жаркий огонь, получили название Муспелльхейм. Так же, как и Нифльхейм, эта страна лежит у истоков сотворения всего мира.
Считается, что Муспелльхейм населяют великаны, которые совершенно не боятся огня и жара, им комфортно жить в подобных условиях. Они спокойно спят на раскаленных углях. Правит этим миром страшный и жестокий великан Сурт.
Располагается страна в восточной стороне, между Мидгардом, Альвхеймом и Свартальхеймом.
Йотунхейм — земли инеистых великанов
Последний из 9 миров – Йотунхейм. Это земли, которые населяют потомки первого великана – Имира. В стране йотунов, раскинувшейся на востоке, окруженной Хельхеймом, Миградом и Ванахеймом, всегда снежно и холодно, здесь дуют сильные ветра.
Один из мощных корней Мирового Древа проходит сквозь этот мир. Под ним притаился источник мудрого Мимира, к которому нередко спускается Всеотец. Главная стихия «дома» йотунов – земля.
На бескрайних территориях инеистых великанов возвышаются Каменные Горы и произрастает Железный Лес (Ярнвид). По легендам, тут появились на свет дети Локи и ведьмы-великанши Ангрбоды, отсюда пришли великие Норны.
Еще одна «достопримечательность» этих земель – гигантская крепость Утгард, ее название переводится как «Край земли».
На этом наш краткий экскурс в скандинавскую мифологию на сегодня заканчивается. Спасибо, друзья, за прочтение статьи! Надеемся, она была для вас полезной и интересной. Поделитесь ею в своих социальных сетях, оставляйте комментарии и не забудьте подписаться на обновления сайта. До скорой встречи!
Девять мифических миров. Как представляли себе Вселенную древние скандинавы?
Суровая природа Скандинавии наложила отпечаток на мировоззрение древних жителей этих земель. Девять мифических миров предстают перед нами в тесной взаимосвязи, очерчивая Вселенную северных людей.
Примечательно, что в структуре Вселенной нет излишнего нагромождения, все девять миров несут свою функциональную нагрузку. Кажется, выбрось один мир — и нарушится стройная картина, созданная и переданная из поколения в поколение сказителями.
Как же представляли скандинавы возникновение жизни?
В бездне, которой было дано имя Гинунгап, изначально существовало два мира: мир огня и света — Муспельхейм, и мир холода и мрака — Нифлхейм. Однажды эти миры встретились. Огненные искры сыпались на вечную мерзлоту, при этом образовалась вода, которая взрастила семя жизни, замороженное в толще льда. Так родилось первое живое существо — великан Имир, давший жизнь первым богам — Одину, Вили и Ве. Лоренц Фрёлих, «Убийство Имира»
Источник: ru.wikipedia.org
Всё очень логично. Но следует заметить, что в различных источниках встречаются порой различные толкования жизнедеятельности этих миров, хотя существенных расхождений нет. Это не удивительно — сколько времени прошло со времени создания мифов, через сколько уст прошли они. Каждая веха в жизни человека вносила свои поправки, что-то изменялось, что-то отбрасывалось, что-то новое вносилось по мере развития цивилизации.
Изначальная, базовая схема построения Вселенной в скандинавской мифологии осталась. Также осталась и хорошо прослеживается в характерах и поведении богов и существ, населяющих другие миры, сущность человека, живущего в суровых природных условиях. П. Н. Арбо, «Дикая охота Одина», 1872 г.
Источник: ru.wikipedia.org
Как и у людей, так и у богов нет времени на праздность и хвалебные оды. Они высоко ценят храбрость, трудолюбие, силу духа, без которой выжить в северных условиях невозможно.
Кто же населяет мифические миры? Начнём со средних миров.
В центре мифической Вселенной расположен Мидгард — мир людей, он окружён великим морем (океаном). В море лежит громадный змей и никого не выпускает за пределы мира.
Когда боги создали мир людей, он был тёмен и холоден, и на земле ничего не росло. Тогда боги взяли искры из Муспельхейма и забросили их на небосвод — так появилось солнце, луна и звёзды. Жизнь в Мидгарде преобразилась: люди начали охотиться, заниматься сельским хозяйством и… воевать.
Мир огня, Муспельхейм расположился южнее Мидгарда, здесь поселились силы хаоса и разрушения. Безжизненная земля, извергающиеся вулканы, потоки раскалённой лавы, огненные и лавовые великаны и чудища — таким видели этот мир древние скандинавы.
Провидцы предрекают, что огненный гигант Сурт, владыка Муспельхейма, со своим войском дожидается Рагнарёка, конца света, чтобы обрушиться на Асгард и уничтожить богов, а также выжечь всё живое в Мидгарде. Но предсказатели говорят, что мир ещё раз восстанет из праха и наступит счастливая и мирная жизнь на земле.
Недалеко от Мидгарда находится Ётунхейм, мир великанов, в котором много высоких гор и гигантских пещер. Считается, что великаны мудры, они видят то, что недоступно даже богам.
В многочисленных народных сказках великаны выступают враждебной и коварной силой по отношению к людям и богам. Ётуны часто проникают в мир людей, принося несчастья и беды. Смелые и находчивые люди хитростью побеждают их. И так продолжается из столетия в столетие.
Переходим на верхний уровень.
В середине Вселенной находится Асгард, пристанище богов-асов. Прекрасные дворцы асов вместе со звёздами кружатся в небе. Также здесь живут герои-воины, павшие в боях.
Кроме асов есть ещё боги плодородия — ваны, обитающие в Ванахейме. Их считают более древними, чем асы. В Ванахейме плодородные земли, чистые реки, озёра и свежий воздух. Ваны занимаются земледелием, домашними и дикими животными. Боги плодородия живут в гармонии с природой. Кроме того они владеют волшебством и магией, которые передают только избранным. Богиня Фрейя в представлении Йона Бауэра
Источник: ru.wikipedia.org
Третий мир верхнего уровня — Альвхейм, или Льюсальвхейм, или Юсальхейм, мир светлых эльфов, находится между Асгардом и Мидгардом. Здесь живут сказочно красивые существа — альвы (эльфы) и феи. Их жилища находятся в густых лесах на огромных деревьях. В Альвхейме водятся необычные животные и растут чудесные цветы
Эльфы очень талантливы, среди них много музыкантов, художников и поэтов. Также они великие волшебники. Их сущность проявляется на уровне мысли. Когда фантазия уводит человека по неведомым тропам в неведомые миры, это жители Альвхейма влекут его за собой. Но в определённый момент они могут оставить человека, и тогда тот упадёт на нашу грешную землю.
И наконец нижний уровень. Johannes Gehrts, «Хель», 1889 г.
Источник: ru.wikipedia.org
Мир смерти, конечно же, находится под землёй. Этим жутким миром правит богиня Хель. Одни источники описывают богиню так: исполинского роста женщина, имеющая половину тела чёрно-синего цвета и половину мертвенно-белого. В других — ещё ужаснее: левая половина лица красная, правая — сине-чёрная, тело ниже пояса покрыто трупными пятнами. Возле богини сидит громадный пёс Гарм, охраняющий мир мёртвых.
В царство Хель попадают все умершие люди, кроме воинов, которых забирают в Асгард девы-воительницы.
В давние времена люди верили, что во время Рагнарёка безобразная богиня поведёт армию мертвецов на асов. Мортен Эскиль Винге, «Тор сражается с гигантами», 1872 г.
Источник: ru.wikipedia.org
Мир льда, Нифльхейм, располагается севернее мира людей. В его вечной мерзлоте хранится семя жизни, возможно, и не одно — ведь одно уже было использовано, когда Один с братьями создавали вселенную. После Рагнарёка жар огненных полчищ вновь растопит лёд, потечёт полноводная река и жизнь снова возродится.
Последний мир Свартальхейм — мир тёмных эльфов, или гномов, находится между Мидгардом и Хельхеймом. Этот мир боги создали в числе последних. Как-то они увидели, что в остатках великана Имира копошатся черви. Один из братьев хотел их уничтожить, но Один сказал, что превратит их в подземных человечков, которые будут собирать в недрах золото и драгоценные камни, а также заниматься кузнечным и ювелирным делом. Чтобы чёрные эльфы не вышли из подземелий, Один сделал так, что на солнечном свету они превращались в камни. Вот поэтому гномы показываются только в сумерках и боятся солнечных лучей.
Объединяет эти девять миров Дерево Вселенной — священный ясень. Иггдрасиль — мировое дерево в германо-скандинавской мифологии
Источник: ru.wikipedia.org
Древние люди, населявшие Скандинавию, были торговцами, ремесленниками, кузнецами, фермерами. И это нашло отражение в повседневной жизни обитателей девяти миров. Перечитывая скандинавские мифы, погружаешься в особую атмосферу запредельного. В определённый момент начинаешь чувствовать связь тех давних времён с настоящим и видеть в жителях мифических миров черты характеров и нравы людей, создавших эти мифы и верящих в них.