сийский монастырь официальный сайт расписание
Сийский монастырь официальный сайт расписание
Сайт создан по благословению Митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
Прп. Антоний Сийский
Новости
Святыни
Галерея
Паломничество
Издательство
История монастыря
Почти пять веков назад в северной глуши, среди бескрайних лесов и живописных озер, был основан наш Антониево-Сийский монастырь. До появления братии место это было безлюдным, лишь рыбаки да охотники приходили сюда, потом говаривали, что слышали монашеское пение, а то и замечали чернецов, расчищающих землю от леса.
Спустя время пришел сюда монах Антоний с несколькими сподвижниками. Был он неуклонным последователем учеников Сергия, игумена Радонежского. И вскоре многим стало ясно, что для создания иноческого общежития Господь избрал человека, обладающего многими добродетелями. Иноков, поселившихся рядом с Антонием, привлекали его любовь и простота, жертвенность и трудолюбие. А в устремлении к Богу и в молитве равных ему не было.
Так с самого основания в монастыре закладывалась атмосфера добросердечности и молитвы. Со временем это и стало основой для духовного иноческого подвижничества. Обитель долгое время процветала и была украшена множеством добрых иноков. Сегодня любой паломник, прибывающий в Антониев-Сийский монастырь, видит и чувствует удивительную гармонию величественных памятников архитектуры и почти нетронутой вековой природы, проникается спокойствием и красотой этой земли. За все время, прошедшее от дней преподобного Антония, ничто не смогло нарушить простоты и святости намоленного места.
Создавая сайт монастыря, мы поставили перед собой задачу рассказывать об удивительном месте — Сийской обители. Ее богатой истории и современной жизни. Надеемся, что нам удастся, хотя бы в какой-то степени, донести до самых разных людей верный взгляд на православное монашество.
Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь
В Холмогорском районе Архангельской области находится святое место, пребывание в котором заставляет забыть о быстротекущем времени и неурядицах этого мира.
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь — православная мужская обитель с древней историей, несущая духовное очищение и спасение как северному краю, так и всей России. В 2020 году одна из главных христианских российских святынь будет отмечать свое пятисотлетие.
История основания архангельской святыни
Сийским монастырь называют из-за его нахождения на реке Сия, которая вытекает из Большого Михайловского озера.
Троицкий Антониево-Сийский монастырь берет свое историческое начало с начала 1520 года, когда преподобный Антоний, покинувший Шелексенскую Троицкую пустыню, в сопровождении верных иноков поселился на архангельской земле.
Святитель Антоний
Интересна предыстория жизни святителя Антония.
Ни один раз иноки изнемогали от непосильного труда, но силой молитвы приобретали силы.
Вскоре маленькая деревянная Живоначальнотроицкая церковь выросла среди прекрасного озера, и потянулись прихожане к иконе Святой Троицы, написанной самим отцом Антонием и вскоре явившей свои чудеса. Спасающую силу образа все увидели в момент попадания молнии в храм, когда все вокруг выгорело, а святой лик сохранился невредимым.
Открытие монастыря
В 1552 году великий князь Василий Третий благословил открытие Свято-Троицкого монастыря по просьбе преподобного Антония.
Пожар 1658 года уничтожил практически все постройки, от огненной силы плавились даже колокола. Насельники приняли это как наказание за изгнание преподобного Феодосия, он был оклеветан и скорее возвращен для восстановления святыни.
Интересно! В начале 17 века Антонево-Сийская мужская обитель является одной из главных святынь русского севера, привлекающая паломников множеством старинных икон, богатой библиотекой и драгоценными украшениями святынь.
Ныне всего этого нет, но сохранена могила преподобного Антония.
В «Кормовой книге» записаны все благодетели, сделавшие пожертвования на развитие монастыря, среди них братия постоянно поминает царей:
Вошедший в силу Троицкий Антониево-Сийский монастырь обладал крупной казной, из которой не раз выдавались деньги в долг государям для ведения военных действий.
Важно! Сийская святыня принимала на поклонения царей, в лице императоров Александра Первого, Александра Второго и ряда августейших особ.
17 век стал временем расцвета Антониево-Сийской мужской обители в Архангельске, приезды царственных особ собирали множество паломников и прихожан, что способствовало накоплению казны.
С 1652 года монастырем управляют архимандриты.
Более 200 монахов проживало в то время в обители, были возведены храмы:
В монастырских владениях находились деревни, земли, солеварни, рыбные промыслы по всему Кольскому полуострову.
Из поколения в поколение передается предание о том, что во времена грозящего голода из-за холодов и ненастья, в 1672 году Иоанн Тырданов был посещен преподобным Антонием, который нарекал жителям полуострова за грешную жизнь, несоблюдение постов. Святой повелел совершить Крестный ход из святыни к месту его начального обитания на озере Угловатое, названное в народе Святым.
После Крестного хода установилась хорошая погода. Угроза голода миновала, а около Святого озера возникла Крестовоздвиженская церковь, к которой с 2000 года ежегодно совершает Крестный ход в первое воскресенье Петровского поста.
Духовное наследие святителя Феодосия
После кончины в 1687 году преподобного Феодосия обитель получила неоценимое наследство — книги, 25 из них были написаны вручную, 28 — напечатаны.
Ризница Сийской обители являлась хранилищем более двадцати тысяч православных изданий. Там же была собрана целая коллекция ювелирных изделий, имеющих историческую ценность:
В 18 веке императрица Екатерина Вторая отбирает у монастырей земли, урезает средства на монастырское содержание до 1000 руб. в год, после чего монастырское существование приходит в упадок.
Ещё статьи о православии:
В 19 веке расцветает миссионерская деятельность, направленная на просвещение народов Севера.
В начале 20 века паломников встречал перезвон 20-ти колоколов, поражала красота покрытых позолотой иконостасов, еще можно было поклониться святым мощам св. Антония и помолиться у древних образов Святой Троицы и Богородицы «Смоленская».
Святость и красота Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря надолго оставались в памяти паломников.
Время разрушения
В 1920 году на монастырской территории большевики устроили колонию для малолетних преступников. Церковные ценности вывезли, старинные издания были переданы в архив Архангельска, а затем перевезены в Москву, монашескую братию разогнали или отправили в ссылку.
Впоследствии здесь была трудовая коммуна, бом отдыха, интернат детей-инвалидов и престарелых людей, только большой пожар 1992 года прекращает вакханалию в святых стенах.
Огонь полностью уничтожил кровлю, но нетронутыми оказались мощи святого Антония.
Время возрождения
В начале осени 1992 года епископ Архангельский и Холмогорский Пантелеимон добивается у Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ благословения на возвращения уникальной архангельской святыни под лоно православной Церкви.
Назначенный настоятелем попранной обители иеромонах Трифон застал только развалин, но он почувствовал живой дух святителя, основателя святыни преподобного Антония и в октябре 1992 года провел первую Литургию в Сергиево-Радонежской церкви.
Так началось возрождение православия в северном крае России.
Прибывшие монахи возобновили работу в иконописной мастерской, начали совершать служения в приходах края, не имеющих своих священников. Монастырская братия с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во славу Божью на восстановлении Сийской святыни.
Современное состояние
К празднованию 500-летия обители в 2020 году ведутся интенсивные работы. Практически восстановлены:
Монастырская братия активно занимается сельхозработами, обрабатывая поля и лесные угодья, разводят животных, в том числе и лошади. При монастыре работает не только иконописная мастерская, но и пекарня. Есть скорняжный и чеботарский цех. Развивающая монастырская деятельность способствовала появлению подворий по всей России, в том числе Москве и Вологде.
С 2010 года настоятелем Свято-Троицкого монастыря является игумен Варлаам.
Святыни и престольные праздники
Прихожане и паломники приходят с молитвами и поклонениями перед монастырскими святынями, святыми образами:
Тысячи прихожан и паломников собираются на территории Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря в день Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день от Воскресения Иисуса Христа.
7 апреля в особой атмосфере покаяния и благоговения проходит Литургия в честь Богородицы, принявшей со смирением и великим доверием Благовещение Господнее о даровании ей права родить Сына от Духа Святого.
18 июля и 8 октября воздается память Московским Святым и преподобному Сергию Радонежскому.
Информация для паломников
Все желающие могут доехать да архангельской святыни, с автовокзала Архангельска до Сии ходят регулярные автобусные рейсы.
Людям престарелого возраста, больным и родителям с детьми следует учесть, что от остановки до монастыря надо пройти до 9 км пешком. Комфортабельная гостиница «Сийский паломник» принимает на ночлег паломников, решившихся провести в святом месте не один день.
Для монастырской братии и паломников, прибывших пожить жизнью монахов, богослужения начинаются в 5.30 молебном преподобному Антонию, в 6.30 начинается полунощница.
Прихожане приходят на утреню, она начинается в 7.00 по будним дням, в 8.00 — по воскресеньям и праздникам. В 9.00 звучит Литургия. Вечернее служение — в 21.00. после него чтение вечернего правила и крестным ход с чтением 150 молитв.
Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь
Антониево-Сийский монастырь заслуженно считается одним из наиболее крупных и известных в Архангельской области. Расположенный в Холмогорском районе, он привлекает внимание не только верующих, но и путешественников, желающих познакомиться с историей родного края, а также побыть в месте столь уединенном и живописном.
Считается, что монастырь долгое время был центром культурной, духовной и даже экономической жизни северной части России. Здесь останавливались многие исторические личности, а также активно развивалась рукописная школа, часть из трудов которой в настоящее время хранят крупнейшие архивы нашей страны. Не может ускользнуть от внимания и огромный библиотечный фонд, сформировавшийся в течение долгой жизни монастыря. Стоит также отметить, что именно здесь был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В настоящее время к местным святыням организуется паломничество. Помимо участия в храмовом богослужении, паломники смогут посетить места подвигов основателя обители Антония. Также на территории монастыря расположены ферма, конюшня, теплицы, пекарня и даже столярная мастерская, в деятельности которых совершающие паломничество могут принять участие.
Библиотека Антониево-Сийского монастыря
Особое внимание следует уделить библиотеке монастыря, которая формировалась в течение нескольких веков. Прежде всего, стоит отметить, что она включала в себя самое большое собрание рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители. Здесь можно было найти библейские и богослужебные книги, творения отцов и учителей церкви, житейную литературу, памятники церковного права и полемики, а также учебники по космографии, географии, языкознанию и даже искусству. Кроме того, любителей истории заинтересует тот факт, что библиотека пополнялась известными историческими личностями. Среди них можно выделить Ивана Грозного, благодаря которому в Антониево-Сийском монастыре появилось Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского.
В ХХ веке весь архив был передан в Архангельское древлехранилище, а в настоящее время фондодержателями многих рукописных трудов являются Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека.
Лишь мачая часть книг, в том числе и современных, доступна для скачивания на официальном сайте. Помимо духовного чтения, все желающие также могут ознакомиться с несколькими изданиями о монастыре.
История создания
Монастырь был основан в 1520 г. преподобным Русской церкви Антонием Сийским, обосновавшимся на этом тогда еще пустынном месте с разрешения великого князя владимирского и московского Василия III. Носивший в миру имя Андрей, основатель стал первым игуменом Сийской обители и затем в 1579 г. был причислен к лику святых.
Спустя несколько десятков лет после возведения первой часовни, в 1587 г., пришла первая грамота на возведение в этой части полуострова каменного собора, строительство которого растянулось на целых четыре царствования — храм был полностью готов только спустя 20 лет. В этот же временной период (1601—1605 гг.) на территории монастыря пребывал в заключении боярин Федор Никитич Романов, сын которого впоследствии стал первым царем из династии Романовых, поэтому место привлекает не только верующих, но и историков с разных уголков России.
Интересно, что к обители Антониево-Сийского монастыря до 1613 г. относился Ивановский Емецкий монастырь, который располагался в Холмогорском уезде в 180 км от Архангельска вплоть до его полного уничтожения князем Пронским, опасавшимся вторжений польских войск.
Сийский монастырь в допетровское время являлся одним из крупнейших духовных центров Русского Севера. В его книжном собрании были представлены такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI в., а также иллюстрированные святцы. В послереволюционный период, однако, рукописи были изъяты у монахов и перевезены в Архангельский областной архив, а в 1958 и 1966 гг. были переданы в Российский государственный архив древних актов в Москве.
Стоит также отметить, что в 1730 г. в монастыре останавливался первый крупный русский естествоиспытатель Михайло Ломоносов, которому был подарен тулуп, чтобы скрасить долгий путь в Москву.
В 1923 г. Антониево-Сийский монастырь был закрыт постановлением местного управления. Территория же была использована для нужд колхоза, а также в качестве зоны отдыха работников лесной промышленности, дома для детей-инвалидов и дома престарелых. В 1970-х гг. здесь разместился пионерский лагерь «Автомобилист».
В 1992 г. монастырь был официально передан Русской православной церкви, и вскоре началось восстановление святой обители.
Подворье Сийского монастыря
Антониево-Сийский монастырь включает в себя несколько архитектурных памятников. Основным является четырехстолпный пятиглавый Троицкий собор, который был заложен в 1589 г., а достроен лишь в 1606. Храм сочетает в себе элементы новгородского и московского зодчества: своды в невысоких арках, аркатурные звенья, широкий антаблемент, расположенный под закомарами. Невооруженным глазом легко определить, что средняя глава значительно доминирует над остальными. Спустя примерно сотню лет после постройки собор перекрыли на четыре ската и изменили форму его центральной главы.
Вторым объектом является шатровая Благовещенская церковь, которая была заложена в 1638 г. с трапезной и келарской палатами. Строительство церкви заняло около пяти лет. Интересным является тот факт, что новое построение было возведено на месте ранее существовавшего деревянного храма и во многом повторяет его архитектуру. Об этом свидетельствует наличие элементов деревянного храмового зодчества. Например, высокий шатер на небольшом восьмигранном построении, двухчастный алтарь, а также две маленькие главки над престолами, которые впоследствии были утрачены.
Позднее, в период с 1661 по 1687 год, были также построены Святые врата, являющиеся главным входом в монастырь, и Сергиевская церковь с двухэтажными кельями. Целиком все основные строительные работы завершились только к 1699 г.
Как добраться до Антониево-Сийского монастыря
Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км от Архангельска и в 27 км от посёлка Брин-Наволок. Его точные координаты на карте — 63.552697, 41.555699. Добраться до монастыря можно как на личном автомобиле, так и на автобусе. Стоит отметить, что от остановки общественного транспорта до пункта назначения придётся пройти пешком еще около 8 км. От автовокзала Архангельска до остановки «Сия», которая является ближайшей к монастырю, следуют автобусы № 520 (Архангельск — Каргополь), № 503 (Архангельск — Емецк), № 505 (Архангельск — Вельск) и № 511 (Архангельск — Котлас).
Чтобы доехать до Антониево-Сийского монастыря на личном автомобиле, для начала нужно выехать через Северодвинский мост на трассу М-8 «Архангельск-Москва». Затем следовать по нему через село Брин-Наволок до 151 км и свернуть по указателю «Антониево-Сийский монастырь» направо. В целом дорога из Архангельска займет около двух часов.
Антониево-Сийский монастырь на панораме Google-карт
Антониево-Сийский монастырь на видео
Антониево-Сийский монастырь: уникальное святое место в Архангельской области
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь – мужская обитель, созданная в XVI веке. Это одна из самых значимых и известных обителей Русского Севера.
Монастырь – одно из немногих мест, в котором сохранились древние постройки.
В монастыре также хранятся Евангелие, созданные в шестнадцатом, семнадцатом и восемнадцатом веках чудотворная икона Живоначальной Троицы, икона Богородицы «Умиление» и другие православные святыни.
Где находится в Архангельской области?
Монастырь находится в Архангельской области, на полуострове, который располагается в Большом Михайловском озере. Из озера вытекает река Сия, которая впадает в Двину, именно её название отразилось в названии обители.
Обитель образует населённый пункт – деревню Антониево-Сийский монастырь, которая относится к Емецкому муниципальному образованию, расположенному в Холмогорском районе.
В форме поиска ниже вы можете посмотреть стоимость авиабилетов:
История Свято-Троицкой обители
Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием, который впоследствии сам же писал для церкви иконы, и получил название в честь своего главного храма – Свято-Троицкий.
До XVIII века монастырь вёл активную жизнь и был одним из крупнейших центров притяжения верующих, но со временем деятельность в обители стала угасать.
В 1923 году он был закрыт по решению Губернского исполнительного комитета, и прилежащие территории заняли колхоз, дом отдыха и интернат, а в семидесятых годах прошлого века появился пионерский лагерь для детей, родители которых работали на автотранспортных предприятиях региона.
С 1992 года обитель вновь принадлежит Русской православной церкви.В ней время от времени проводится реставрация, работает возрождённая иконописная мастерская, а также ведётся хозяйство – обители принадлежат ферма, конюшня, многочисленные теплицы и пекарня.
Здесь можно выбрать жилье в Архангельске:
Библиотека
Особого внимания заслуживает местная библиотека, которая насчитывает более 40 тысяч единиц хранения. В библиотеке находится не только духовная литература, но и современные издания, например, книга Архимандрита Тихона “Несвятые святые”. Есть также книги для детей и издания о святыне.
В монастыре ежемесячно выпускается миссионерская газета “Духовный Сеятель”, а также ежегодный церковно-исторический альманах “Сийский Хронограф”.
Как добраться самостоятельно?
Добраться в монастырь можно только на автобусе из Архангельска или на собственном автомобиле. Однако стоит учесть, что нет такого автобусного маршрута, который пролегал бы непосредственно до места.
Доехать можно на автобусах, которые идут в Вельск, Березник, Котлас или Коряжму; нужно выйти на автобусной остановке Сия и пройти пешком около восьми километров до обители.
Добираясь на автомобиле, нужно отправиться в сторону Вологды по трассе М-8, а затем свернуть с трассы на 152-м километре и проехать ещё 8 километров.
На карте указан автомобильный маршрут из Архангельска до обители. Карту можно посмотреть на сайте или скачать по ссылке.
Постройки
Троицкий собор и Благовещенская церковь
Троицкий собор располагается на месте самой первой постройки – деревянной Троицкой церкви, возведённой преподобным Антонием и иноками. Каменное здание собора была построено после пожара в конце XVI века, уничтожившего деревянную постройку, в нём по сей день хранятся мощи основателя монастыря.
В декабре 2019 года Министерством культуры Российской Федерации было принято решение о реставрации этого важнейшего культурного памятника. Окончательное восстановление собора запланировано к 2023 году.
Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами была возведена в 1644 году и стала вторым каменным зданием на территории монастыря. В 1992 году она сильно пострадала при пожаре.
Церковь Серея Радонежского
Надвратная каменная церковь с архиерейскими покоями была третьим каменным зданием, её строительство завершилось в 1670 году. Церковь нуждается в реставрационных работах, однако Министерство культуры никаких решений, касающихся этого вопроса, не принимает.
Посмотреть расписание поездов можно здесь:
Экскурсии и паломничество
Архангельские туристические компании предлагают совершить автобусные экскурсии до обители, в которые входит знакомство с комплексом и подъём на звонницу.
Также по предварительной договорённости экскурсии проводит и братия монастыря. В программу входит не только осмотр территории, но и трапеза и посещение божественной литургии.
Специальная служба на официальном сайте
Чтобы совершить паломничество в Антониево-Сийский монастырь, необходимо предварительно обратиться в паломническую службу.
Видео
Посмотрите небольшое видео об истории и сегодняшней жизни обители:
Антониево-Сийский монастырь – очень важное место для паломников, но поездка в обитель заинтересует не только православных верующих, но и тех, кто любит культуру и историю России.
Подворье Антониево-Сийского мужского монастыря
Подворье Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря Архангельской и Холмогорской митрополии (Московский Патриархат) в Санкт-Петербурге.
Показать полностью.
Открытие подворья Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря в г. Санкт-Петербурге благословено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и зарегистрировано 14 сентября 2000 года. За 13 лет много сделано для его становления: построен деревянный храм во имя преподобного Антония Сийского, закладку которого 25 октября 2004 года совершил епископ Архангельскиий и Холмогорский Тихон, с 2005 года в храме регулярно проходят богослужения, действуют воскресная школа и библиотека. Подворье также духовно окормляет ряд дошкольных, школьных и медицинских учреждений.
Группа ВКонтакте создана по благословению настоятеля Подворья.
Подворье Антониево-Сийского мужского монастыря запись закреплена
Подворье Антониево-Сийского мужского монастыря запись закреплена
Подворье Антониево-Сийского мужского монастыря запись закреплена
Подворье Антониево-Сийского мужского монастыря запись закреплена
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ о́т него́ же истека́ет благода́тная по́мощь/ всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.
Литургия в день праздника иконы Казанской Божией Матери 4 ноября 2021 в День народного единства.
Подворье Антониево-Сийского мужского монастыря запись закреплена
Tati Zaitseva запись закреплена
Подворье Антониево-Сийского мужского монастыря запись закреплена
Когда у одной бедной женщины не хватило денег даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о помощи.
Один из слушателей был убежденным атеистом и решил доставить себе удовольствие, поиздевавшись над незнакомкой. Мужчина узнал ее адрес, позвал секретаршу и поручил ей купить дорогих продуктов.
Показать полностью. Девушка вернулась с лучшим мясом, сырами и сладостями. Каково же было ее удивление, когда начальник дал следующее распоряжение: доставить продукты по адресу и, если женщина спросит, кто прислал еду, сказать, что это от дьявола.
Когда секретарь вручила незнакомке продукты, та была настолько благодарна, что из ее глаз полились слезы. Она не переставала благодарить девушку. Когда они начали прощаться, секретарша спросила:
— А Вы не хотите узнать, кто прислал эти продукты?
На что женщина ответила:
— Нет. Это совершенно не важно, потому что, когда Бог повелевает, даже дьявол подчиняется.
О природе или об источниках происхождения помыслов
Помыслы в человеке бывают от Бога, естества и диавола. Но различать без ошибки в каждом отдельном случае природу помысла может только ум, очищенный от страстей. А пока человек, хотя бы он и величайшим психологом или психиатром в миру сем считался, работает греху, до тех пор, как говорит св. Варсонофий Великий, «будет поруган демонами и впадет в обольщение, поверив им, потому что они изменяют вещи, как хотят, особенно для тех, которые не знают козней их».
Для новоначальных, но все же имеющих хоть немного духовного опыта и чистоты сердечной, достаточно будет знать, что те помыслы, которые вносят мир и успокоительную радость в сердце (причем может быть одновременно и скорбь), суть от Бога, а те, которые влекут за собой смущение (обычно тонкое) или нестройную радость, – диавольские. Во всяком случае, их нужно строго контролировать Священным Писанием и усердной молитвой к Богу о просвещении свыше. При этом нужно добавить, что сомнение (в источнике помысла) может быть только в том случае, если человек живет воздержно и старается в свою меру исполнять заповеди Божьи, а если он постоянно сам на себя навлекает страсти и разжигает их, то нечего тут и пытать, откуда у него помыслы, – во всяком случае, не от Бога.
епископ Варнава (Беляев)
Подворье Антониево-Сийского мужского монастыря запись закреплена
Авва Исаак Фивейский пришел в монастырь, увидел брата, падшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал пред дверьми его, и сказал: «Не пущу тебя». Авва умолял его сказать, какая этому причина.
Показать полностью.
Ангел ответил: «Бог послал меня к тебе, спросить, куда ты велишь Ему бросить падшего брата?» Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: «Согрешил пред Тобою, — прости мне!» Ангел сказал ему: «Встань, Бог простил тебя; но впредь берегись осуждать кого-либо прежде, нежели Бог осудит его».
Как получить от священника благословение на беременность?
Благословение на рождение детей подается будущим супругам в Таинстве Брака. В молитвах на освящение церковного брака есть слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна:
Помяни Господи Боже наш раба Твоего, (имярек), и рабу Твою, (имярек), и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес. Возвыси я яко кедры ливанские, яко лозу благорозгную. Даруй им семя класяно, да всякое смоловольство имуще, изобилуют на всякое дело благое, и Тебе благоугодное: и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждение масличная окрест трапезы их».
Вы можете попросить того или иного священника помолиться о том, чтобы Господь послал Вам чадо, попросить благословения на усилия выносить ребеночка, как можно попросить благословения на любое доброе дело.
протоиерей Максим Козлов
Подворье Антониево-Сийского мужского монастыря запись закреплена
Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с весельем, хваля и прославляя Бога. Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему:
Показать полностью.
– Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божьею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога.
Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им:
– Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот сейчас ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши рукописание, ангелы спросили меня: «Знаешь ли ты это?» Я отвечал: «Да, знаю». Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никого никогда не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, который сказал: «Не судите, да не судимы будете; если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный» (Мф.7:1; 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостью и весельем отхожу к Богу.
Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу.
Следует ли на могилу помещать фотографию умершего? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?
Помещение фотографий на памятниках в советское время, когда возник этот обычай, было проявлением неверия в жизнь вечную, свидетельством о том, что всё, что остается у нас от наших усопших близких — это память о них, включая их образы, зафиксированные на фотографиях. Мы же приходим на кладбище в первую очередь для того, чтобы молитвенно помочь усопшим. Фотография на могиле перебивает эту настроенность: она побуждает не к молитве, а воспоминаниям.
Христиане устанавливают на могиле крест с именем усопшего, чтобы каждый мог помолиться о упокоении его души в Царствии Божьем. Иногда на кресте или могильной плите пишут душеполезные эпитафии.
А семейные фотографии полезно рассматривать дома, в кругу семьи, передавая младшим назидательный опыт старших поколений.
Обычай трапезы на могиле — отголосок языческой тризны. В особенности, если это сопровождается оставлением еды усопшим, выливанием алкоголя на их могилу. Давно уже нет тех нищих, для которых оставленная на могилах пища была бы реальным пропитанием. Что касается скамеечки, то в этом нет ничего предосудительного.