систематическая диагностика уровня обучения выявление пробелов это
Выявление и устранения пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся-одно из основных условий повышения качества обучения Из опыта работы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выявление и устранения пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся-одно из основных условий повышения качества обучения
( из опыта работы Марковской Н.В., учителя математики МБОУ Покурская ОСШ)
Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная грамотность. Необходимо отметить, что математика также является обязательным выпускным экзаменом и профилирующим предметом на вступительных экзаменах в вузы по широкому спектру специальностей. Поэтому на плечи учителя математики ложится большой груз ответственности: выпускники школы должны достойно выдержать ЕГЭ, не испытывать трудности в обучении в СУЗах и ВУЗах, там где необходимы определенные знания по математике.
В течение всей педагогической деятельности я работаю над проблемой выявления и устранения пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся. На сегодняшний день выработалась определенная методика по данной проблеме. Она уже превратилась в коррекционную технологию.
Выбор моей методической темы по самообразованию не случаен. Эта работа была актуальна всегда. Еще в 17 веке о значении своевременного выявления и устранения пробелов в знаниях учащихся говорил чешский педагог Я.А. Каменский: «Любая ошибка превращается из малого «снежка» в большой «снежный ком» неуспеваемости, если на эту ошибку сразу же не реагировал учитель при непрерывном привлечении самого ученика к её осознанию и последующему труду, направленному на её полное преодоление». Актуальна она и по сей день.
Предупредить и ликвидировать пробелы в знаниях ученика – одна из важнейших составляющих в работе учителя, и неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих. При этом ученику практически невозможно освоить новый материал, в основе которого лежат знания и умения по уже пройденным темам.
Цель методической работы можно определить так: ликвидация пробелов у обучающихся в обучении математики и создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи:
1.Освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха.
2. Изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
Чтобы эти задачи разрешить мною разработана Программа работы со слабоуспевающими детьми, а также алгоритмы работы учителя с обучающимися и алгоритмы работы для обучающихся по ликвидации пробелов в ЗУН по математике:
Я систематически веду учёт достижений обучающихся. Вставить табл.
Итогом работы по теме чаще всего является контрольная работа либо контрольное тестирование.
Анализируя контрольную работу по теме, я также использую таблицу, которая помогает выявить и систематизировать пробелы в знаниях и умениях по теме.…….
Определяю, какие же наиболее характерные ошибки допускают обучающиеся при работе. Для осуществления целенаправленных мер по исправлению и предупреждению ошибок необходимо систематически изучать ошибки обучающихся, выявлять наиболее устойчивые и типичные из них, вести учёт распространённых и индивидуальных ошибок учащихся. Процесс отыскания и исправления ошибок осуществляется самими детьми и под руководством учителя.
В жизненной практике в чертежах, схемах, расчётах, с которыми ребята будут встречаться, могут быть и ошибки. Если не научить их критически относиться к данным, то могут быть и аварии, и брак, и серьёзные упущения в работе. Чтобы этого избежать, необходимо формировать у обучающихся умение анализировать данные, способность обнаруживать встречающиеся ошибки и обосновывать ошибочность положения.
Для исправления и предупреждения многих ошибок важно сформировать у школьников навыки самоконтроля. Эти навыки состоят из двух частей: а) умения обнаружить ошибку; в) умения её объяснить и исправить.
Следующим шагом моей работы является сама ликвидации пробелов. Здесь я использую разные виды работы. Это и рассредоточенная работа над типичными ошибками на уроке и индивидуальная дифференцированная работа в урочное и внеурочное время.
Составлен график консультаций и дополнительных занятий по предмету.
В индивидуальной программе по ликвидации пробелов широко используются:
1.Тетради обучающихся с алгоритмами.
Чтобы осознать свои ошибки и ликвидировать их, обучающийся должен иметь под рукой правило, формулу или алгоритм решения. Школьники, начиная с 5 класса, ведут тетради с алгоритмами, в которых записывают правила, алгоритмы и примеры на их применение по изучаемым темам. Тетрадь ведется до окончания школы.
Иногда достаточно одного взгляда на теоретический материал и примеры к нему, чтобы ученик «раскрутил» ту цепочку основных умений, которые в свое время, видимо, не были доведены у него до автоматизма. Если недостаточно одного взгляда на теоретический материал, чтобы вспомнить нужное, значит есть необходимость поработать с алгоритмом по данной теме и закрепить навыки, выполнить практические задания. Таким справочным материалом очень удобно не только при работе над ошибками, но и пользоваться при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Делая записи в тетрадях для алгоритмов обучающиеся запоминают на слух, зрительно и используют моторику.
2. Работа над ошибками в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ.
Работа над ошибками – одна из основных форм преодоления пробелов в знаниях и умениях обучающихся. Эта работа приносит пользу только тогда, когда она находится постоянно в центре внимания учителя. Работа над ошибками полезна ещё и тем, что, ознакомившись с какой-нибудь ошибкой и проанализировав её, ребенок в какой-то степени застраховывает себя от повторения таких ошибок в будущем. Целенаправленная работа над ошибками требует их систематизации. При этом главную роль должны сыграть группы ошибок, которые объединены общими причинами их появления, общей методикой работы над ними. Такая систематизация ошибок позволяет наметить пути их исправления и предупреждения этих ошибок в дальнейшем.
3. Самостоятельная работа в тетрадях по ликвидации пробелов.
В ходе самостоятельной работы по ликвидации пробелов в знаниях, обучающийся имеет возможность:
-акцентировать внимание на теоретический материал, который он поверхностно изучил, и это привело к ошибкам;
-совершенствовать навыки работы с учебной и справочной литературой;
-формировать, развивать и совершенствовать навыки общения, как со своими одноклассниками, так и с учителем (обучающиеся, получившие за выполнение контрольной работы, отметки высокого уровня, являются консультантами для обучающихся, получивших отметки удовлетворительного или низкого уровня);
-совершенствовать умения и навыки применения ранее изученных алгоритмов при выполнении коррекционных заданий;
-совершенствовать навыки самоконтроля выполнения заданий, развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
4. Индивидуальные и групповые консультации. По желанию школьников работу по устранению пробелов провожу во внеурочное время или на дополнительных занятиях на каникулах. Время пребывания на этих занятиях должно быть разным для разных обучающихся. Оно определяется количеством пробелов и успешностью их устранения, Дополнительное занятие непременно должно проходить на положительном, радостном фоне, школьники должны с него уходить с чувством удовлетворения, а не огорчения. Им должен быть ясен положительный результат работы, ибо дефицит успеха в учебной деятельности и дефицит положительных стимулов – одна из причин неуспеваемости. Работа на таких занятиях ведется с использованием тесной обратной связи, с учетом индивидуального темпа каждого и его индивидуальных способностей. Надо постараться создать психологический режим внушения уверенности во временном характере трудностей, в способности обучающегося их преодолеть.
Уделяю особое внимание организации групповых учебных игр, как наиболее сложных. Групповая учебная игра- это один из методов познавательной деятельности, т.е. такого вида учебной работы, при которой:
— цель деятельности осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;
— организация деятельности предполагает разделение функций и обязанностей между участниками;
— в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи;
— контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляется не только педагогом, но и самими учащимися.
4. Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, икт, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
5.Важное значение в работе является также развитие у детей познавательного интереса к предмету.
Познавательный интерес – это внутренний глубинный мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.
Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Этому способствуют элементы проблемного и личностно-ориентированного обучения. Участие детей в олимпиадах, конкурсах неделях математики, в работе НОУ Интеллект.
Любая работа должна быть эффективна и самое главное – результативна.
Ежегодный мониторинг образовательных достижений обучающихся, результаты ОГЭ и ЕГЭ показывают, что такой совместный труд учителя и ученика не напрасен.
Статья «Диагностика и контроль в обучении»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ
Важной составной частью процесса обучения является диагностика качества знаний. Она позволяет оценить достижения ученика, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения.
Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно выбирать и применять существующие формы и методы диагностики, четко определять цели и функции контроля. История развития контроля знаний насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний.
Контроль присутствует в любом педагогическом процессе. Каждый педагог проверяет результативность обучения и выясняет причины слабой успеваемости. Применительно к повседневному учебному процессу под «контролем» понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности обучающихся. Под словом «оценка» имеется в виду не только конечный результат, но и процесс формирования оценки.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Диагностика, выполняя функции обратной связи, позволяет педагогу контролировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующие этапы обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.
Методы диагностики в обучении
Диагностика – это прояснение всех обстоятельств осуществления процесса обучения, предварительное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, создание оптимальных условий для достижения целей. В педагогике различают диагностирование обученности, т. е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматривается как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели.
Основным методом педагогической диагностики является метод наблюдения как целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности.
Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности – контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации – включенное и не включенное; условий организации – открытое и скрытое; места проведения – полевое и лабораторное; регулярности проведения – систематическое и случайное.
Контролируемое наблюдение – наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.
Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.
Открытое наблюдение – оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.
Включенное наблюдение – непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.
Невключенное наблюдение – осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым.
Полевое наблюдение – наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности.
Лабораторное наблюдение – создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.
Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.
Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.
Таким образом, в практике педагогической диагностики метод наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных особенностей и их количественной оценки.
Беседа – получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к педагогу за консультативной помощью. Цель беседы – обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.
Метод опроса используется в двух основных: интервью (устный опрос) и анкетирование (письменный опрос).
Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценку, точку зрения опрашиваемого (респондента) по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов.
Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.
Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, способностей и т.д., а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. С помощью тестирования можно определить уровень развитья некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период. Выделяют тесты способностей, достижений, личностные тесты.
Метод экспериментального изучения – более «молодой» по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента – сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения развития ребенка, а также уровня его обученности и воспитанности.
Сущность и значение контроля учебной деятельности
Контроль школьных достижений – неотъемлемый элемент процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях учебного процесса, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения какого-либо цикла обучения.
Исследованиями современных отечественных и зарубежных педагогов, методистов и психологов установлено, что систематическое и планомерное осуществление контроля является необходимым условием эффективности учебной деятельности школьников. От правильной постановки контроля, оценки и учета успеваемости зависит во многом успех всего учебно-воспитательного процесса. Данные учета информируют учителя о ходе и результатах учебной деятельности, отражают динамику развития учащихся; оценка успеваемости констатирует уровень достижений школьников в учебной деятельности, уровень развития необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно-волевых качеств.
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль по линии учитель-ученик) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося). Между контролем и самоконтролем существует тесная взаимосвязь.
В настоящее время значение контроля и учета успеваемости в преподавании учебных дисциплин возрастает. Задача развития личности каждого ученика требует совершенной системы фиксации промежуточных и итоговых результатов успеваемости школьников.
Функции контроля в обучении
Психолого-педагогическая сущность контроля в учебном процессе – явление многогранное. Теорией и практикой обучения установлены следующие его задачи:
1) установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;
2) получить информацию о характере самостоятельной учебной работы учащихся;
3) определить эффективность организации, методов и средств обучения;
4) выявить степень правильности, объем, глубину усвоения знаний, умений, навыков.
Основными функциями контроля являются следующие :
Ориентирующая функция контроля заключается в том, что результаты его дают учителю возможность направлять учащихся на преодоление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях. Кроме того, с помощью контроля учитель выявляет знания и умения, ценностные ориентации, которые должны быть опорными для понимания нового. Этот контроль будет тоже ориентирующим для учителя, так как позволяет установить достаточность или недостаточность опорных знаний учащихся, подготовленность к усвоению нового материала.
Обучающая функция контроля является ведущей. С помощью контроля на уроке приобретаются, уточняются и закрепляются новые знания, ценностные ориентации и умения. Выполнение проверочных заданий также способствует расширению, углублению и совершенствованию ранее усвоенных знаний и умений. Обучающее значение имеют разъяснения учителя по плохо усвоенным разделам темы на основании результатов контроля.
Диагностическая функция контроля позволяет установить причины хороших или слабых знаний и умений. С этой целью используются в учебном процессе диагностические задания. Причиной низкого уровня усвоения учащимися знаний и сформированности умений может быть недостаточность учебного времени, отведенного на их овладение; пробелы в знаниях и умениях по предыдущим темам и др.
Развивающая функция контроля состоит в том, что в процессе выполнения заданий учащиеся применяют знания в измененной и новой ситуации, делают выводы, обобщения, решают проблемные ситуации. Это способствует развитию внимания, интересов и памяти, мышления и речи школьников. Учет успеваемости является для учителя тем средством, благодаря которому он руководит всем процессом становления личности каждого ученика.
Воспитывающая функция проверки заключается в том, что она является первым и самым важным видом отчетности школьника — он отчитывается перед учителем и коллективом учащихся о выполнении своего общественного долга. Результаты усилий школьника становятся предметом общественного суждения, оценки. Вместе с тем контроль содействует воспитанию выдержки, самообладания, повышает ответственность за выполнение домашних заданий, формирует критическое отношение к своим успехам и к успехам своих товарищей, развивает чувство собственного достоинства.
Контролирующая функция заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся для определения возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала; одновременно она служит средством контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых учителем.
С контролем учителя за ходом и результатами учения школьников органически связаны взаимоконтроль и самоконтроль. Контроль, осуществляемый учителем, в сочетании с самоконтролем дает возможность каждому ученику видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.
Управляющая функция связана с руководством и управлением учебной деятельностью учащихся, развитием их творческих сил и способностей. Реализация этой функции обеспечивает педагогическое руководство формированием личности. Как показывает опыт работы школ, учителя нередко испытывают затруднения в реализации управляющей функции, слабо владея технологией организации внешней и внутренней обратной связи при решении различных дидактических задач.
Перечисленные функции могут выступать в разных сочетаниях в зависимости от учебно-воспитательной цели, этапа усвоения знаний, вида контроля успеваемости. Комплексное использование всех функций контроля учебной деятельности учащихся направлено, в конечном счете, на повышение качества обучения и воспитания школьников.
Знание всех функций контроля помогает учителю более тщательно подойти к выбору методов проверки и оценки знаний и умений школьников.
Принципы диагностирования и контроли рования в обучении
Важнейшими принципами диагностирования и контроли рования обученности (успеваемости) учащихся являются :
Объек тивность ,которая выражается в обоснованном содержании диагностических заданий, вопросов, процедур, ровном, доброжелательном отношении педагога к обучаемым, в адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Объективность диагностирования означает, что выставленные оценки адекватны результатам труда учащихся.
Принцип систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса ‒ от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
Педагогические требования к организации контроля в обучении
Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля учебной деятельности учащихся:
индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля личной учебной работы каждого ученика, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
разнообразие форм и методов контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
единство требований учителей, осуществляющих контроль учебной работы учащихся в данном классе/
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.
Виды контроля в обучении
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.
Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
Методы контроля обучения
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы:
Устный опрос – осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.
Цель устного индивидуального контроля ‒ выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.
Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, изученного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не выявляет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.
Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растении). Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.
Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках – с проверкой умения пользоваться приборами и проводить опыты. Другими словами, этот метод контроля необходим, а, следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.
С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль . Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Однако этот метод не выявляет затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.
Возможности применения контролирующих устройств в школе велики, однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.
Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.