система обучения вальдорфской школы кратко

Что такое вальдорфская школа. Принципы вальдорфской педагогики

Альтернативные учебные методики все чаще приходят сегодня на смену стандартизированным и унифицированным принципам школьного образования. И вальдорфская педагогика – одна из таких образовательных технологий. Она привлекает отсутствием оценок, индивидуальным планом обучения каждого ученика, развитием творческих способностей ребенка.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Содержание:

Что такое вальдорфская школа

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика родилась в самом начале ХХ-го столетия, а название свое она получила от одноименной немецкой табачной компании – сотрудники предприятия жаловались, что образование их детей далеко от идеального. По их мнению, упор в учебе делался на зазубривании материала, а другим аспектам, например, творческим или развитию логического мышления, педагоги внимания не уделяли.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Собственник компании решил разработать совершенно новые принципы образования, направленные на развитие лучших качеств у учеников. Воплотить идею в жизнь взялся педагог из Австрии Рудольф Штайнер, и в 1919 году была открыта первая школа с его методикой преподавания. Сначала в ней учились только дети сотрудников табачной фабрики, но уже через несколько лет подобные учебные заведения широко распространились не только в Германии, но и за ее пределами.

Сегодня в мире открыто более тысячи вальдорфских школ (из них почти два десятка – в России) и около двух тысяч детских садов, работающих на основе этой педагогической методике. В нашей стране существуют также частные вальдорфские дошкольные студии.

Суть вальдорфского образования

Основной идеей методики стала возможность предоставить ученику все пути для развития его способностей. Причем процесс обучения должен проходить в комфортной обстановке, ученик не испытывает страха или иного стресса и не ожидает от учителя никакой оценки знаний (как положительной, так и отрицательной). Кроме собственно школьной программы, большое внимание вальдорфская методика уделяет воспитанию нравственности и других положительных качеств человека: гуманности, доверия, сочувствия, взаимоуважения.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Ранее начало обучения в вальдорфской школе не приветствуется. Сначала ученик должен в нужной степени созреть эмоционально и только потом можно начинать его учить чему-то и интеллектуально развивать. В любом учебном заведении, работающем по такой методике, царит доброжелательность, а ребенок сам выбирает наиболее привлекательные для него предметы, причем преимущественно гуманитарные.

Принципы вальдорфской педагогики

Учебники в вальдорфских школах тоже отсутствуют, носителем знаний в них выступает учитель. В средних классах на уроках начинают появляться рабочие тетради, словари и атласы, а в старших – специальная литература, причем в одном классе дети могут заниматься по разным книгам.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Кроме того, обязательно учитываются особенности детской физиологии, в частности, этапы созревания мозга. Первые несколько лет обучения дети занимаются преимущественно рисованием, устной литературой, музыкой, эвритмией Позже акцент смещается на творчество, постановку спектаклей и перформансов для более активного развития абстрактного мышления. И только старшеклассникам начинают преподавать академические дисциплины. Последние годы обучения обязательно содержат в программе производственную (ремесленную) и социальную практику. Последняя организуется в медицинских учреждениях, домах престарелых и других подобных заведениях.

Оценки в вальдорфской школе выставляются только тем ученикам, которые планируют переходить на обучение в традиционное учебное заведение. У остальных выполненные работы преподаватель только анализирует, указывает сильные и слабые стороны, экзамены дети не сдают. В конце четверти или учебного года каждый ребенок получает от воспитателя подробную письменную характеристику своей деятельности.

Если на текущем этапе ученик не может овладеть знаниями в полной мере, или если предмет вызывает у него отторжение, он временно переключается на другие дисциплины.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Также среди особенностей вальдорфской методики – акцентирование на народном творчестве и культуре. Важную роль играют сюжетно-ролевые постановки – они помогают детям научиться общаться. Обязательно в учебной программе присутствуют занятия, подчеркивающие связь человека с природой: ученики ухаживают за животными и растениями, немало времени проводят на свежем воздухе. В школьной программе обязательно присутствует рукоделие.

Ритм обучения при вальдорфском преподавании – циклический: спокойная деятельность сменяет активную и наоборот, а общение преподавателей с ребенком строится с учетом темперамента последнего и особенностей его восприятия окружающей действительности (визуал он или кинестик, к примеру) и общем типе психики (мыслитель или творец). Важна вовлеченность родителей и других членов семьи: школа организовывает совместные праздники и другие мероприятия.

Плюсы и минусы системы

Среди преимуществ методики – максимально комфортная обстановка при обучении и отсутствие стресса от отметок. Ребенок всесторонне развивает свои творческие способности, а в целом итогом обучения станет масса положительных личностных качеств, позитивный взгляд на мир. Ему на углубленном уровне преподаются гуманитарные дисциплины и ремесла по выбору.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Однако методика имеет не только достоинства, но и недостатки:

Перейти в младших классах из вальдорфской школы в обычную нелегко: к примеру, до третьего класса там ученики пишут преимущественно только печатными буквами. Кроме того, выпускники этой альтернативной школы, испытывают страх перед экзаменами, так как в процессе своего обучения они с ними не сталкивались.

Кому подойдет методика

Поступление в вальдорфскую школу – отличный вариант для ребенка из семьи, которой близки основы учения Рудольфа Штайнера, среди которых спокойное отношение к материальным благам, уважение к народной культуре, любовь к искусству. Но надо понимать, что детям, склонным к математике, физике и другим точным наукам, такая педагогика может не подойти.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Выбор методики обучения в пользу вальдорфской должен быть продуманным. Предварительно стоит изучить ее основы и опыт других учащихся, не лишним будет заранее познакомиться с педагогом и только после того, как будут взвешены все «за» и «против», принимать окончательное решение.

Источник

Принципы вальдорфской педагогики и специфика развития детей

Каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, поэтому прикладывает массу усилий для выбора «идеального» учебного заведения, рассматривая в том числе варианты нестандартных и альтернативных подходов. К их числу относится вальдорфская педагогика – довольно спорная и широко обсуждаемая методика, которая имеет и несомненные плюсы, и ряд отрицательных моментов. Предлагаем узнать о ней подробнее.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Что это такое?

Приверженцы методики полагают, что главная цель процесса обучения – не нагрузить ребенка каким-то конкретными знаниями, а воспитать его свободной, творческой, мыслящей личностью, готовой заниматься своим любимым делом, а оттого – счастливой. Специфика учебного заведения состоит в том, что ученика не заставляют учиться, а предлагают ему возможность выбора.

Здесь нет уроков в традиционном понимании, однако ученики получают все условия для полноценного раскрытия творческих способностей. Основной принцип учебного заведения – помочь ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не принуждая его взрослеть.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

История школы

Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру. Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии. Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.

Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад. Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы. Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.

Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.

Принципы и концепция

Вальдорфская концепция обучения и воспитания исходит из того, что любая рациональная деятельность ребенку вредна, мир он должен постигать не за партой, а в процессе трудовой или творческой деятельности. Поэтому младшие школьники вместо уроков нередко мастерили игрушки или занимались сельскохозяйственной работой.

Система опиралась на следующие принципы педагогики.

Говоря кратко, вся концепция необычной школы состоит в том, чтобы дать малышу возможность как можно дольше задержаться в детстве. Но одновременно – развиваться, получать полезные для дальнейшей жизни умения и навыки в веселой, ненавязчивой форме. Целью обучения является раскрытие природных способностей каждого ученика, обретение им веры в собственные силы.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Отношение к запретам и оценкам

Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:

Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.

Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.

Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Методы реализации

Вальдорфская школа необычна еще и тем, что ее педагоги могут сами выбрать, чему и как обучать своих воспитанников. Однако используемые формы должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития». Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте.

Чаще всего использовались такие приемы:

Преподаются и традиционные предметы, при этом каждый новый из них вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) стоят на одном уровне с математикой, литературой, историей, географией.

Преподаются иностранные языки – английский и немецкий – в легкой ненавязчивой форме, при помощи простых детских песенок и стишков. Однако учиться читать школьники будут только со второго класса.

Есть и необычный предмет – эвритмия. Это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела. Нередко даже математика изучается в процессе танца.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Использование в современной педагогике

Многие идеи вальдорфской педагогики были взяты на вооружение иными течениями и направлениями. В частности это совмещение начального образования с профессиональной ориентацией. Поэтому в отдельных современных учебных заведениях можно столкнуться с производственной практикой на реальных предприятиях.

Сейчас такие школы есть во многих странах мира:

Издается специализированная литература, позволяющая подготовить кадры к столь необычной работе. Все это говорит о том, что идеи продолжают жить. Известно, что к числу выпускников подобных учебных заведений относятся люди, которые сумели завоевать свое место в мире: это Сандра Баллок, Рудгер Хауэр, обладатель Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф и другие. Всего в современном мире более 2000 школьных и дошкольных учебных заведений, основанных на вальдорских принципах.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Плюсы методики

Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.

Также к числу преимуществ относится:

Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.

Минусы системы

Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.

Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.

Как мама могу заметить, что детей в этих школах действительно слышат и любят. Они редко ведут себя здесь неадекватно, потому что им просто не за чем это делать. Они полностью удовлетвлряют собственные эмоциональные потребности.

Но такая школа подходит не всем семьям. Вот детям, наверное всем. Но родители часто не готовы к такому подходу. Потому что в вальдорфской педагогике родитель включён в жизнь школы. Участвует в её праздниках, узнает вместе с ребёнком много нового, ходит в походы.

Существует мнение, несмотря на явные достоинства такого образования, что ребенок, получивший его, рискует стать «белой вороной» на фоне своих сверстников. Нравственное и творческое развитие детей действительно проводится на высшем уровне, они получают массу полезных практических навыков, но знаний математики, физики, химии, необходимых для поступления в престижные вузы, у них не окажется. Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет закомплексованным аутсайдером, но и к реалиям современной жизни он окажется не вполне готов. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях до сих пор открыт и однозначного ответа на вопрос, доверять ли им своего малыш, все так же нет.

Источник

Вальдорфская педагогика

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Привлекательны лозунги данной методики: не ребенок должен адаптироваться к школе, а школа к ребенку; приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков; безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование; высокопрофессиональные и любящие школьников и свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников. Конечно, такие особенности вальдорфской системы звучат заманчиво для многих родителей.

Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребенка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике, чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного чада.

Разобраться в том, что несет в себе вальдорфская педагогика — пользу или вред, — поможет нам тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

В 1907 году Рудольф Штайнер, философ и педагог, написал книгу «Образование ребенка», послужившую фундаментом для основания первой школы. Школы, которая открылась в 1919 году в Германии по просьбе Э. Мольта, владельца сигаретной фабрики «Вальдорф Астория». Название фабрики, собственно, и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом — «вальдорфская педагогика».

Изначально школа была рассчитана на детей работников фабрики, преследовала цель их социализации, а также воспитания свободного человека. Но так как там отсутствовал отбор учащихся по материальному и социальному признаку, то дети из разных слоев общества обучались вместе. Новизна педагогики Рудольфа Штайнера базировалась на антропософии (человекознании). Ее принципы и легли в основу вальдорфской системы.

Успехи первой вальдорфской школы, ее педагогические принципы вдохновили на создание новых школ в Германии, в США, Норвегии, Австрии, Великобритании.

Приход в 1933 году к власти нацистов привел к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе, и они были снова открыты только после завершения Второй мировой войны. Так начался новый виток распространения вальдорфской педагогики по всему миру. Сегодня вальдорфскую школу или садик можно встретить практически в каждом крупном городе.

Рудольфа Штайнера (1861–1925) вальдорфские педагоги считают примером того, каким должен быть идеальный учитель, причем как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 своих книгах и около 6000 лекций он затронул и религию, и философию, и экономику, и сельское хозяйство, и медицину, и искусство.

Штайнер основал антропософию — разновидность учения о единстве человеческой души с божеством. Своей целью она ставит раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений. Главной задачей антропософской педагогики является сохранение детства у ребенка. Рассмотрим, как именно эти задачи решаются в вальдорфской методике и что это такое — вальдорфская педагогика.

Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику, отличаются от стандартных государственных: там нет шума, толкотни, оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определенные цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок. Многие родители считают это серьезным преимуществом вальдорфских школ и детских садов.

В центре педагогического процесса ребенок с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». В рамках вальдорфской педагогики считается, что это неверно — задавать общие критерии оценки, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные таланты.

Вальдорфская педагогическая система «детский сад — школа» работает по следующим основополагающим принципам:

1. Приоритет духовного развития детей. Вальдорфская методика стремится апеллировать в первую очередь к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны цивилизацией и культурой.

2. Учебный материал изучается эпохами (блоками) с продолжительностью 3–4 недели, что позволяет ребенку «вжиться».

3. Каждый день разделен на три части: духовный, душевный, креативно-практической.

4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребенка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).

5. Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», состоящий в том, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребенка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма. Так, до полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.

6. Наглядное обучение применяется после достижения детьми 12-летнего возраста, так как считается, что до этого момента формирование понятий противоестественно для природы ребенка. При взаимодействии с малышами более раннего возраста вальдорфский педагог больше опирается на образное мышление ребенка, на творческий подход.

7. Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, до 12 лет применяют «метод обучения в сопровождении чувств». Естественный, природный метод, основанный на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: интересно — не интересно, радостно — грустно и т. п. Например, чувство ритма считается насущной потребностью ребенка до пубертата, поэтому таблицу умножения дети учат под ритмические хлопки и топанье ногами.

8. Интерес ребенка — сердцевина учебно-воспитательного процесса. Если в 9 лет детям нравится играть, активно двигаться, то и процесс обучения строится на играх, подражании, сказках.

9. Преподается такой предмет, как эвритмия — разработанный Штайнером вид искусства, направленный на развитие воображения, чувств ребенка.

10. Строго соблюдается ритмический распорядок дня.

11. Применяются принципы гармонизации душевной жизни (равновесие воли, чувств, мышления ребенка) и гармонизации социальной среды (создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося).

12. Вальдорфский педагог обязательно должен заниматься самосовершенствованием, уметь контролировать свои эмоции, поведение.

Итак, вальдорфская педагогика основана на индивидуальном подходе к ребенку, создает комфортные условия для развития его способностей, духовного роста, предъявляет высокие требования к личности учителя. Для этого используются особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования — ребенок сам оценивает себя и свои достижения.

Если большинство методик раннего развития детей охватывают лишь дошкольный возраст (и потом родители, отдавшие малыша в такой детский сад, оказываются перед мучительным выбором, в какую школу его отдать), то вальдорфская методика представляет собой единую систему «детский сад — школа».

В вальдорфском детском саду воспитатели всячески стараются сохранить животворное дыхание детства у детей, поэтому о раннем обучении чтению, письму, счету, развитию памяти речи не идет. В приоритете — физическое и творческое развитие ребенка, воспитание, основанное на подражании и примере.

С 7 лет начинается обучение в вальдорфской школе и продолжается 10–11 лет — так же, как в традиционной российской школе. Однако учебный процесс существенно отличается: урок длится 1,5–2 часа, нет «зубрежки» учебников, оценок, домашних заданий, контрольных работ, экзаменов.

Большое внимание уделяется изучению искусства, ручному труду, постановке спектаклей. С первого по седьмой класс все занятия ведет один педагог, соответственно, нет повода для лишнего стресса у учеников при переходе из начальной школы в среднее звено. Благодаря этому более крепкими становятся и эмоциональные связи вальдорфского педагога с детьми.

Учебные программы школы строятся на индивидуальном подходе, придерживаются неторопливого темпа обучения, ставят своей целью развить у учеников эмоциональную зрелость, креативность, ответственность, здравый смысл, то есть воспитать свободную личность, умеющую действовать, отвечать за свои поступки.

Вальдорфскую школу называют «школой в интересах ребенка», гуманной школой, где основа не передача знаний, а воспитание гармонично развитой личности.

Вальдорфское образование сегодня составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем, так как практикуется примерно в 60 странах мира, более чем в 950 школах, 1400 детских садах.

В нашей стране вальдорфские школы появились в 1992 году, и если изначально вальдорфская школа была создана для детей рабочих, социальных низов, то в России основателями вальдорфских детских садов, школ стали обеспеченные родители с высшим образованием, ответственно относящиеся к воспитанию и обучению своих детей.

Распространению вальдорфской педагогики способствует почти столетнее ее существование и широкое распространение в развитых странах мира. Это вселяет в основателей вальдорфских учебных заведений надежду на то, что задачи, стоящие перед педагогами, выполняются.

С момента основания Рудольфом Штайнером первой школы не утихают споры вокруг нее. Краеугольным камнем для критики является само учение антропософии.

Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательницы рассказы об ангелах, домовых, ведьмах и прочем. В школе в течение учебного дня дети произносят молитвы матери-земле. Отмечаются специфические праздники, цитируются фразы Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далеким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдается всему природному, натуральному.

Игрушки в детском саду изготавливаются воспитателями, родителями, детьми собственноручно из дерева или глины, то есть естественных материалов, категорически запрещено детям играть в покемонов или трансформеров.

Воспитатели, педагоги вальдорфских школ сами являются антропософами и привлекают родителей к чтению трудов Штайнера, обязательному участию в школьных мероприятиях, часто приходят домой к своим ученикам, контролируют, чтобы атмосфера дома не отличалась от обстановки в школе. Учитель для ребенка является высшим авторитетом, образцом для подражания. Это все дает основание противникам вальдорфской школы называть ее «сектой».

Основными причинами, по которым родители отдают своих детей в вальдорфскую школу, являются: их желание воспитать неординарную личность, дать ребенку необычное образование, отсутствие в школе понятия «отставание в развитии» и др. Привлекают родителей и небольшие группы (классы), индивидуальный подход, «духовность», доброжелательная атмосфера вальдорфских учреждений.

В отличие от большинства государственных традиционных образовательных заведений, здесь охотно идут на контакт с родителями, открыты для общения, предлагают посетить уроки, концерты, демонстрируют творческие работы учеников. Этим вальдорфский процесс обучения располагает к себе тех родителей, которые хотят быть активными участниками процесса.

Разочаровываются в вальдорфской педагогике многие родители из-за того, что нетрадиционное обучение не вписывается в рамки принятых стандартов: выпускнику вальдорфской школы сложно учиться потом в других школах, в вузе — из-за разного содержания образовательных программ, характеристик вместо оценок.

Авторитет учителя для некоторых детей превращается в диктат, оригинальные методы обучения: заучивание стихов, иностранных слов без понимания, эвритмия — плавные движения под музыку, — становятся сущим наказанием, как и вязание, игра на музыкальных инструментах.

На вопрос родителей о сложностях перехода для ребенка из вальдорфской школы в обычную дается ответ: «Умный ребенок везде будет учиться».

Попробуем системно оценить достоинства и недостатки вальдорфской методики.

В вальдорфской педагогике не может не импонировать то, что ребенок поставлен во главу образовательного процесса. Рудольф Штайнер совершенно верно понимал опасность раннего развития интеллекта в ущерб развитию социальных навыков ребенка. Сначала социальная адаптация, а потом уже интеллектуальная нагрузка.

Другое дело, что развитием чувств у ребенка нужно заниматься не до 12 лет, а до 6–7-летнего возраста, когда наступает пора обучения письму, чтению, счету, развитию абстрактного мышления. В 12–15 лет современный ребенок уже проходит пубертат, а значит, времени на развитие его природных задатков у родителей мало, и начинать в 12 лет слишком поздно.

Кроме того, сегодня существенно изменились условия жизни людей, развитие науки шагнуло далеко вперед, и наличие одного учителя, который ведет все учебные дисциплины с первого по седьмой класс, вряд ли способствует высокому уровню знаний учащихся.

Если раньше людей только с нижними векторами было больше и их развитие в вальдорфской школе осуществлялось достаточно хорошо, то в современном городе концентрация детей со звуком, зрением и другими верхними векторами крайне высока, а их развитию очень мало уделяется внимания в вальдорфской школе. Вот тут-то как раз надо «вкладывать в голову».

Сложно не согласиться и с постулатом значимости развития способностей ученика для его успешности в жизни. Вот только создатель вальдорфской педагогической системы не дифференцировал детей по их свойствам. Найти индивидуальный подход к ребенку действительно задача такого педагога, но при этом он опирается на свой личный опыт, эзотерические знания Штайнера, интуицию — то есть у него нет в руках действенного и точного инструментария, позволяющего безошибочно выявить способности ученика, а значит, создать оптимальные условия для их раскрытия.

Детям предлагается творчество, танцы, музыка, которые не для всех дают возможность реализовать природный потенциал. К примеру, есть анально-мышечные дети, врожденные особенности которых вовсе не требуют развития гибкости и грациозности.

Создание в школе и дома тепличных условий жизни для ребенка мало способствует его успеху в реальной жизни. Ребенок должен ставиться во главу угла только до определенной степени — важно дать развиться его векторальным свойствам. А вот бегать вокруг него не нужно. Ребенок — это ребенок, и у него должен быть стимул становиться взрослым.

В 1919 году, когда Рудольф Штайнер создавал свою первую антропософскую школу, это было понятно и исторически оправданно — Германия была подавлена и унижена позорным Версальским миром, поэтому в немецком обществе господствовали настроения бегства от реальности.

Сегодня главным упреком к вальдорфской школе является то, что она далека от жизни, ведь дети учатся прежде всего для жизни, для взаимодействия в социуме, где не будет опекунов и нянек. Очевидно, что за замкнутостью вальдорфских школ, их религиозной спецификой, равно как и за тягой к натуральным материалам, дереву, стоят традиционные ценности анального вектора. Однако искусственная задержка в прошлом мешает детям стать полноценными членами современного общества. Так, ребенок, не имеющий доступа к компьютеру, очевидно, будет отставать от своих сверстников, имеющих возможность развиваться при помощи новейших достижений техники.

Идея Штайнера, что обучение должно воздействовать на душу, мысли, чувства, волю ребенка, без понимания этих самых мыслей и чувств превращается в голословную теорию, которую Штайнер за неимением лучшего снабдил изобретенными им самим эзотерическими выкладками. Педагоги вальдорфской школы, не зная врожденных свойств детей, действуют наощупь.

Важнейший принцип воспитания и обучения детей — формирование у них нехваток, потребности в изучении чего-либо — не используется. Ребенок развивается по своему образовательному маршруту, изучает то, что ему дается легко, между тем он не научается прикладывать усилия для развития своих способностей. Задачей взрослых является воспитание ребенка, в том числе и через преодоление препятствий, сложностей, создание для него не тепличных условий, а тех, которые работают на его развитие. К сожалению, вальдорфский учебный процесс этого не предусматривает.

Отсутствие духа соревнования, состязания в вальдорфской школе, материальных стимулов (оценки, например) негативно сказываются на учебных результатах, личностных достижениях детей, обладающих кожным вектором, которые получают огромное удовольствие от победы, от лидерства. Вряд ли уживется в вальдорфской школе и уретральный ребенок — маленький вождь, он не сможет находиться в обстановке довлеющего над ним авторитета учителя.

Вальдорфская школа подходит детям с анальным и мышечным векторами — послушным, любящим делать все в определенном порядке, усидчивым. Кожным детям будет импонировать дисциплина, четкий распорядок дня, зарядки, танцы, занятия спортом. Звуковым детям здесь будет недоставать возможностей для развития их особого абстрактного интеллекта.

В вальдорфских детских садах воспитатели любят читать, рассказывать детям сказки братьев Гримм и разные истории о нечистой силе. Это пагубно сказывается на психике зрительных детей: с детства испытывающие страхи, впечатлительные, они после этого начинают видеть у своих кроваток, к примеру, то ангелочков, то Синюю Бороду. Не развиваются их врожденные свойства — из страха в сострадание и любовь.

Итак, родителям, прежде чем реализовать свое естественное желание обеспечить своему чаду раскрытие скрытых способностей, дать ему необычное образование, необходимо понять, каким векторным набором обладает их ребенок, а затем серьезно задуматься над тем, стоит ли связываться с вальдорфской педагогической системой.

Корректор: Евгения Лицкая

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 18739 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Даты лекций будут
скоро назначены

На Бесплатный тренинг по психологии

Даты лекций будут
скоро назначены

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

меня вот очень удивило и в статье и в комментариях то, что говоря о недостатках вальдорфской педагогики никто не сказал о соотношении их с недостатками обычных школ. по сути мы ведь выбираем, пытаемся выбрать «из двух зол», что называется. Лично я не знаю идеальной школы для своего ребенка. Мне импонирует такая методика, потому что эмоциональный комфорт кажется значительнее чем «типичные» школьные успехи. А уж вспоминая свою школу, мороз по коже. И сейчас есть осознание того, что школьные успехи далеко не важное в жизни, а вот сформированные комплексы мешают радоваться жизни, хоть она и соответствует социальным нормам.

система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть фото система обучения вальдорфской школы кратко. Смотреть картинку система обучения вальдорфской школы кратко. Картинка про система обучения вальдорфской школы кратко. Фото система обучения вальдорфской школы кратко

Мой ребенок ходит третий год в вальдорфский детский сад. Этот год выпускной и мы пойдем в начальную школу 1-3 класс в Вальдорфскую. Далее скорее всего мы переведм ее в иностранный лицей или другую специальную школу, где я буду уверена в подобном внимательном отношении к моему ребенку. Почему вальдорфский сад и начальные три класса:
1. Вальдорфские педагоги, с которыми я имею счастье взаимодействовать и которых видела в других садах искренне любят свою профессию и детей, видят в них индивидуальных личностей, интересуются их личным мнением. Это для меня было важно, как для мамы тк опыт нахождения в частном саду, где вроде как должно быть априори такое отношение сделали за 2 месяца в 3 года из моего ребенка замкнутого и плаксивого. А когда я увидела как там общаются с детьми, мне стало понятно, что там и речь нет о том, чтобы ПОнять ребенка и попытаться УСлышать его. В вальдорфском же саде (и подготовительных курсах перед самим садом) мой ребенок всегда хотел оставаться еще, просилась даже на выходные

2. Как разбираются конфликтные ситуации между детьми. Для меня это тоже было важно, так как это формирует многие понятия у детей. Если произошел конфликт, ОБА ребенка отводятся в сторонку и у них СПРАШИВАЮТ у каждого, как каждый из них САМ считает что произошло. После этого задаются наводящие вопросы, цель которых показать, что ссорой никому не будет хорошо и надо договариваться. Затем ОБА ребенка просят друг друга прощения и договариваются. Не им навязывается решение, а они сами к нему приходят. Благодаря такому подходу моя дочь очень четко видит разницу между созидательными действиями и разрушительными. Для меня это тоже очень важно и проявляется положительно в семье.

4. Праздники. Праздники урожая, праздник гномиков, рыцарей, адвент и многое другое. Готовясь к праздникам дети САМИ выпекают булочки (возятся с тестом и украшают), сажают лук и наблюдают как он растет, варят варенье. А когда им показывали как делается мука (привезли жернова, колосья и доставали зерно), я сама пожалела, что мне 34 года и я ни разу не видела как на самом деле это происходит. А какие они делают рисунки различными техниками! А какой красивый праздник фонариков-гномиков. Они сами валяют из шерсти (кто как может, воспитатели помогают) колпачки, делают необыкновенной красоты фонарики (очень простая технология бумага+подс масло, но какая красота!). А потом воспитатели для них сооружают гномичный городок (типа как мы в детстве стоили под столами себе домики) и украшают их подсвеченными кристаллами и фигурками свяленными из шерсти гномиков. В общем я могу долго рассказывать, но это надо один раз увидеть, чтобы все понять без слов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *