система обучения школа 2100
Образовательная система «Школа 2100»
Образовательная система «Школа 2100» запись закреплена
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Часть 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЛАНОМЕРНОГО ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Часть 3.1. Знания в составе действий.
На основе анализа функциональной организации психологического механизма интериоризации при обсуждении проблем, связанных с формированием умственных действий в учебной деятельности, прежде всего обращаются к исследованиям, которые проводились под руководством П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Результатом многочисленных исследований явилась «Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий» и соответствующая теории система методических средств.
В своих работах П.Я. Гальперин указывает на три группы экспериментальных фактов:
• Большое сходство условий, от которых зависит как успешность формирования и развития «психических процессов», так и успешность практических действий («внешней деятельности»).
• Данные о неизменно наступающем сокращении первоначально развернутой психической активности, требующейся для овладения новыми знаниями или умениями.
• Факты, свидетельствующие о том, что новое задание сначала легче выполнить с предметами или с графическими знаково-символическими средствами, трудней – в громком рассуждении и трудней всего – «про себя, в уме».
Что представляют собой знания как психические образования?
Человеческие знания производны от внешних действий и особенностей их усвоения ребёнком с самого раннего детства. Любые собственно человеческие знания представляют собой ориентировочную основу определённого диапазона возможных для исполнения действий, актуализируемую (воспроизводимую) с помощью языковых и множества других знаково-символических средств. При этом умения выполнять умственные действия исходно формируются на основе овладения ребёнком способами использования языковых и других знаково-символических средств в составе совместных практических действий и общения с людьми.
Исходные способы ориентировки, выделяемые из операционального состава предметно-практических действий и фиксируемые /воспроизводимые с помощью языковых и знаково-символических средств, в свою очередь, могут становиться предметом преобразований. В результате формируются и совершенствуются умения выполнять умственные действия, которые образуют все более обобщённые способы ориентировки как в реальном мире, так и в содержании умозрительно строящихся (нереалистичных) представлений. Последние могут полностью утрачивать связи с практическими действиями, с объективной реальностью, но при этом глубоко проникать в организацию межличностных и социальных отношений (мифы, религиозные и мистические построения, и т.д.).
Какова психологическая структура человеческого действия?
Человеческие действия включают ориентировочную часть (которая, как правило, упускается и не регистрируется в констатирующих, «срезовых» исследованиях психических функций) и исполнительную часть. В содержании ориентировочной части действия обычно выделяются: а) образы, представления и понятия; б) умственные (идеальные) действия над образами, представлениями и понятиями.
Ориентировочная часть действия включает ряд операциональных компонентов:
• Построение образа наличной или возможной ситуации, в которой предстоит действовать.
• Установление значения отдельных компонентов ситуации для актуальных интересов и мотивов действующего субъекта (личностный смысл).
• Составление плана предстоящих действий (у животных – пути достижения объекта).
• Ориентация действия в процессе его выполнения: а) контроль над исполнением; б) коррекция всевозможных отклонений.
Каковы условия преобразования предметно-практического действия в действие умственное?
Преобразование предметно-практического действия или действия, выполняемого со знаково-символическими средствами и с помощью знаково-символических средств, в действие умственное включает несколько этапов, имеет ряд параметров и предполагает выделение и анализ ряда необходимых условий:
• Условия, обеспечивающие построение заданного действия.
• Условия, обеспечивающие приобретения действием намеченных свойств.
• Условия, обеспечивающие перевод действия в умственную форму.
При специальной организации таких условий становится возможным планомерное поэтапное формирование умственных действий в процессе обучения.
©С.В.Маланов, доктор психологических наук
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 480с.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.,1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. – М., 1966. – С. 236-277.
Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 200 с.
Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М., 1994.
Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучение. – М.: Смысл, 2009. – 423 с.
Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 480 с.
Образовательная система «Школа 2100» запись закреплена
Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию запись вебинара, в ходе которого доктор педагогических наук, автор учебников Екатерина Валерьевна Бунеева рассказывает, зачем нужны знаки препинания, какова их роль в письменной речи, что нужно знать и уметь ребёнку, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложениях.
Тема вебинара – КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ НАУЧИТЬСЯ ГРАМОТНО ПИСАТЬ. ПУНКТУАЦИЯ. 1-4 КЛАССЫ
Образовательная система «Школа 2100» запись закреплена
3 ноября день рождения Самуила Яковлевича Маршака (03.11.1887 – 04.07.1964).
В нашем учебнике «Литературное чтение» для 4 класса (он написан как путешествие в историю русской детский литературы) есть раздел «Вокруг Маршака». Там мы приводим отрывок из книги Сергея Сивоконя «Уроки детских классиков».
Показать полностью. Думаю, сегодня уместно вспомнить, какую роль сыграл Маршак в развитии детской литературы, поэтому хочу привести эту страницу из учебника – рассказ о работе ленинградского отдела детской литературы Гослитиздата.
«Везите всё как есть, почитаем!»
В любое время в квартире далеко не знаменитого автора мог раздаться звонок и прозвучать неожиданное приглашение:
— Голубчик, приезжайте, а? Сейчас, да, сию минуту… Не мог раньше… А мне же интересно. Везите всё как есть, почитаем. Скорее, дорогой мой, жду…
И безвестный автор, поражённый и поздним звонком, и «домашним», не редакторским тоном, а главное – ощущением государственной важности своей работы, на ночь глядя мчался к Маршаку.
Такой стиль работы, особенно симпатичный в работе для детей, сложился у Маршака, когда он ещё редактировал «Воробья» и «Нового Робинзона», где, по словам Е. Шварца, «каждая строчка обсуждалась на редакторских заседаниях так, будто от неё зависело всё будущее детской литературы».
О Маршаке-редакторе говорили, что он всех стремился превратить в детских писателей. Маршак не очень возражал против этого: «Что ж, посмотрим». И действительно добивался многого. Уговорил писать для детей М. Пришвина, Н. Тихонова, А. Толстого… Последний пришёл к нему с переводом сказки К. Коллоди «Приключения Пиноккио», но Маршак уговорил его рассказать эту сказку по-своему, и Толстой создал своего «Буратино», который давно уж затмил своего литературного прародителя – по крайней мере в нашей стране.
Благодаря Маршаку в детскую литературу пришли штурман дальнего плаванья Борис Житков, биолог и охотник Виталий Бианки, художник Евгений Чарушин.
Лев Кассиль вспоминает разговор с С.Я. Маршаком в начале 1930-х годов. Они говорили о книге «Кондуит» Кассиля.
— Вы можете, вы должны, голубчик, писать для детей! – несколько раз повторил Маршак. – Я чувствую, вы их, верно, любите. Так добивайтесь взаимности. Это же такое редкое счастье!
(Из книги С. Сивоконя «Уроки детских классиков»)
Образовательная система «Школа 2100» запись закреплена
КАК РЕБЁНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ?
Многие родители и педагоги обеспокоены тем, что дети не читают. Что же делать родителям? Читать самим, чтобы дети видели книги у вас в руках. Как можно раньше давать малышу в руки книжки, всё дошкольное детство вместе рассматривать, читать ребёнку вслух и обсуждать, а когда сам научится, в школе и дома очень поможет вот это учебное пособие – «Буду настоящим читателем». На обложке указано «3 – 4 классы», но уже можно и во 2-м.
Что в нём? С помощью картинок-комиксов и разнообразных текстов авторы обсуждают вместе с ребёнком, кто такой настоящий читатель и что такое продуктивное чтение, помогают осваивать технологию продуктивного чтения: приёмы работы с текстом до чтения, в процессе и после чтения. Тексты в книжке интересные, разные, читать их – одно удовольствие! Кстати, и взрослые много нового для себя открывают.
Эта книжка есть в «Лабиринте» и других книжных интернет-магазинах. В Москве можно купить в издательстве (495) 672-23-12, каталог: http://catalog.school2100.com/, прайс-лист: http://school2100.com/upload/Balass-Price-List.xls Заказывать доставку по почте – post@balass.su или по телефону (495) 735 – 53 – 98.
Образовательная система «Школа 2100» запись закреплена
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Часть 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
К каким формам реализации учебной деятельности полезно стремиться при организации учебно-познавательной деятельности детей?
1. В школе необходимо уделять внимание не только приобретению знаний, умений и навыков; необходимо обеспечить условия для развития у учащихся способностей.
2. Необходимо подлинное единство обучения и воспитания в любом образовательном взаимодействии учителя и учащихся. Воспитательные задачи должны решаться не путем внешних увязок с обучением, а на основе такой организации учебного процесса, которая обеспечивает личностное развитие учащихся.
3. Необходимо, чтобы познание детей имело целостный характер и обогащалось на основе тесного переплетения новых знаний со знаниями, ранее полученными. Познание не должно носить предметно и тематически изолированный характер.
4. Необходимо создавать на уроке атмосферу тесного сотрудничества, творчества, взаимной помощи и доверия. При этом полезны разнообразные формы групповой работы учащихся в совместно организуемых учебных действиях.
5. Необходимо, чтобы вопросы стимулировали процесс поиска ответов на них, а не припоминание сведений из уже пройденного учебного материала.
6. Необходимо оценивать учащихся не по формальным показателям текущей успеваемости (наличия или отсутствия текущих ошибочных действий), а по результатам реального развития их умений и способностей. При этом отметки следует выставлять лишь по итогам работы за относительно продолжительное время.
7. Принципы, заложенные в основу традиционного построения обучения в начальных классах, следует либо уточнить и конкретизировать, либо заменить новыми, так как они не соответствуют закономерностям познавательного и личностного развития учащегося. Это проявляется в том, что:
принцип систематичности часто сводится к логической последовательности изложения учебного материала;
принцип доступности, наглядности, прочности часто сводится к заучиванию нового материала с опорой на ранее заученный материал;
принцип сознательности часто сводится к пониманию указаний учителя, исполнительности и послушанию;
принцип индивидуального подхода часто сводится к распределению учебных заданий между учениками по степени сложности.
Принципы дидактической системы:
1. Ведущая роль в процессе обучения не практических знаний, а знаний теоретических, обеспечивающих способность ориентироваться на то, что знаешь (на причины, лежащие в основе явлений), вопреки тому, что видишь.
2. Обучение на повышенном уровне трудности (т.е. с преодолением трудностей и препятствий в познавательной деятельности) на основе использования проблемных методов обучения.
3. Обучать всех (и слабых) с учетом их индивидуальных особенностей, но не в ущерб темпу обучения и проблемности. При этом использовать групповые формы организации учебной деятельности, опирающиеся на взаимную помощь и поддержку.
4. Ориентироваться на внутреннюю, а не внешнюю мотивацию учащегося – на непосредственный интерес к содержанию учебного предмета и учебной деятельности.
5. Сохранять и создавать условия для проявления индивидуальности каждого ученика.
6. Опираться на развитие мышления и понимания, а не на память и заучивание. В связи с этим в начальной школе полезно последовательно изменять СПОСОБЫ сочетания словесно-логических средств и средств наглядности в обучении, на которые опирается учитель:
• Сведения об наблюдаемых свойствах объекта учащиеся получают на основе словесных указаний учителя, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений.
• При посредстве слов учитель руководит наблюдением, которое проводят школьниками, а знания о свойствах объекта ученики получают самостоятельно в процессе наблюдения.
• Опираясь на эти наблюдения объектов и явлений, учитель сообщает о таких связях и отношениях, которые непосредственно не воспринимаются школьниками, делает выводы и обобщения.
• При посредстве слов учитель на базе имеющихся у учеников знаний и опыта наблюдения явлений направляет учеников на осмысление и установление таких связей и отношений между явлениями, которые не могут быть познаны в процессе восприятия.
©С.В.Маланов, доктор психологических наук
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 480с.
Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.,1986.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
Занков, Л. В. Беседы с учителями: вопросы обучения в нач. классах. – М.: Просвещение, 1975. – 191 с.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 200 с.
Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучение. – М.: Смысл, 2009. – 423 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Образовательная система «Школа 2100» запись закреплена
ПОСОБИЕ, КОТОРОЕ ПОМОЖЕТ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ
Мы уже знакомили вас с пособием «УМники-РАЗУМники (упражнения для будущих первоклассников)» И.В. Кузнецовой (издательство «Баласс», 2020), которое поможет педагогам и родителям без дополнительной специальной подготовки организовать занятия со старшими дошкольниками. Основная цель упражнений, включённых в пособие, — развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи и других психических функций, а также необходимых умений и навыков для успешного освоения программного материала первоклассником. Сегодня предлагаем вам познакомиться с конспектом одного из занятий. Для примера мы выбрали актуальную на текущий момент тему «Осенний урожай».
ВИДЕОЗАПИСЬ ВЕБИНАРА ПО ПОСОБИЮ: https://youtu.be/TBDajbF-BCk
Образовательная система «Школа 2100» запись закреплена
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Часть 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Каковы особенности перехода дошкольника к школьному обучению?
Приходя в школу, ребёнок переходит к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. В учебной деятельности присутствует внутреннее противоречие: являясь общественной по своему значению (необходимость трансляции в череде поколений накапливаемого культурно-исторического опыта), она индивидуальна по форме и по содержанию.
Система непосредственных отношений с взрослыми (учителями, педагогами) в школе подчиняется задачам учебной деятельности и становится глубоко опосредствованной учебными предметами, школьными нормами, общественными ожиданиями и социальными задачами. Ребёнок во время пребывания в школе должен научиться подчинять своё поведение и действия ряду одинаковых для всех общественных ожиданий, правил и норм.
В учебной деятельности ребёнок переходит к овладению научными знаниями, которые: а) фиксированы в форме системы иерархически подчиненных понятий; б) организованы в соответствие с научной логикой получения, фиксирования и использования таких понятий.
Научные понятия – это сложные способы ориентировки в определённых предметных областях окружающего мира, а также в системе общественных отношений и общественных видах деятельности.
Какие центральные задачи требуется решить взрослому и ребёнку младшего школьного возраста в рамках учебной деятельности?
Переход ребёнка к самостоятельной учебной деятельности должен быть постепенным: учебные действия полезно включать в состав игровой деятельности старшего дошкольника, а игровые действия полезно сохранять в составе учебной деятельности первоклассника.
При этом взрослые во взаимодействиях с младшим школьником должны создать условия для решения важнейших задач:
— обеспечить условия для формирования / развития / сохранения познавательной мотивации, что выступает необходимым условием для последующего развития учебных и интеллектуальных способностей;
— сформировать у детей способность самостоятельно организовывать и выполнять развёрнутую учебную деятельность – сформировать общие учебные умения на основе овладения универсальными учебными действиями (от чтения, письма, счёта до умений анализировать учебные тексты, а также структурировать и воспроизводить их содержание);
— подвести детей к предметному обучению, которое соответствует логике организации современных научных знаний. Помочь освоить новые формы теоретического мышления, в которых фиксируются существенные стороны предметов и явлений и которые позволяют объяснять и прогнозировать события и явления в окружающем мире.
При этом необходимо постепенно сокращать диапазон задач, где ребёнок строит представления о явлениях на основе опытных (эмпирических) данных, и ко времени перехода в основную школу максимально развернуть диапазон задач, где ребёнок начинает использовать строящиеся в учебной деятельности обобщённые модели решения задач по отношению к определённому диапазону конкретных условий (см.: В.В. Давыдов).
На основе теоретических оснований системно-деятельностной культурно-исторической психологии получили развитие два центральных взаимосвязанных направления прикладных исследований в педагогической психологии (психологии образования).
Первое направление было связано с теоретическим анализом функционального состава учебных действий и разработкой методических средств, обеспечивающих относительно безошибочное достижение заранее намеченных результатов на основе овладения учащимися обобщёнными способами ориентировки (овладение знаниями), позволяющими самостоятельно организовывать и выполнять перцептивные, практические и умственные действия (овладение умениями). Это направление часто выделяется как исследования по «планомерному поэтапному формированию умственных действий».
Второе направление было нацелено на разработку методических средств, обеспечивающих развитие у учащихся таких форм мышления, которые опираются на теоретические обобщения (теоретические понятия). Это направление часто обозначают как исследования по организации «развивающего обучения» на основе использования «проблемных методов».
Теоретические и методические предпосылки и основания для развития этих направлений исследований закладывались в психолого-педагогических работах Л.С. Выготского и нашли отражение в «концепции развивающего обучения в начальной школе», разработанной под руководством Л.В. Занкова.
©С.В.Маланов, доктор психологических наук
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М.: ЦПРО «Развитие личности»,1998. – 360 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 480с.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
Занков, Л. В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
Занков, Л. В. Беседы с учителями: вопросы обучения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1975. – 191 с.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 200 с.
Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М., 1994.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 448 с.
Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучение. – М.: Смысл, 2009. – 423 с.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 320 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 416 с.
Школьный гид
Программа «Школа 2100»
ВНИМАНИЕ! Актуальная статья Программа «Школа 2100» (ФГОС НОО 2009г.)
УМК «Школа 2100» для начальной школы включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
— Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
— Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
— Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
— Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
— Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (1-2 класс) и Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В. (3-4 класс).
— Информатика. Автор Горячев А.В.
— Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.
— Изобразит искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
— Риторика. Автор Ладыженская Т.А.
Все учебники (кроме ИЗО и риторики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» стал Лауреатом премии Правительства РФ 2008 года в области образования «За теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках». Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.
Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).
Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип «минимакса»: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему, которая:
• во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
• во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;
• в-третьих, была бы разработана именно как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
• в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.
Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.
Авторы Образовательной системы «Школа 2100» разработали систему психолого-дидактических принципов развивающего образования, а именно:
а) личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности;
б) культурно ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
в) деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Предложена оптимальная для условий развивающего образования трактовка образовательного стандарта, в основе которой лежит принцип минимакса – несовпадение уровня требований к содержанию предъявляемого материала и уровня требований к усвоению его учащимися. На основе этого принципа созданы учебники, которые существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны (стандарт и требования программы) усвоить. Это позволяет формировать информационную компетентность, т.е. способность определить недостающую информацию, искать, анализировать и синтезировать новую информацию.
Воспитательные принципы программы: — социальной активности; — социального творчества; — взаимодействия личности и коллектива; — развивающего воспитания; — мотивированности; — индивидуализации; — целостности воспитательного процесса; — единства воспитательной среды; — опоры на ведущую деятельность.
В настоящее время учебники Образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для учителей, научно-практические конференции.
Отзывы о программе «Школа 2100»
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: